моей статьи, встретил интересные размышления: «Семьи священников настолько идеальны в семейных отношениях и воспитании детей, что не могут служить примером, так как практически “инородны” в “народном теле”». Получается, как в шахматах, патовая ситуация: или говоришь о семье, поднимая планку как можно выше, но при этом многих читателей повергаешь в уныние и запоздалое раскаяние: дескать, мой поезд ушел, и поменять ничего в жизни уже нельзя; или молчишь с чувством вины перед другими за свою, по милости Божией, устроенную жизнь. Что делать? Во-первых, дорогие братья и сестры, не надо очаровываться нами, приходскими священниками, и нашими семьями. Чаще всего после этого бывает обратное – глубокое разочарование. В нашей жизни, в том числе и семейной, есть немало проблем, о которых вам лучше не знать. Мы не ангелы и не святые, но при этом призванные Богом быть для вас добрым примером. Это совершенно нормально и естественно – видеть у священника хорошую семью. Самое печальное, когда слово пастыря расходится с его жизнью. Золотое правило семейной жизни: никуда без жены. А если с женой – нежелательно, то туда я точно не пойду А во-вторых, несмотря ни на что, нам нужно продолжать говорить, говорить и говорить, а вам слушать и мотать на ус. Если семейная жизнь у батюшки с матушкой состоялась, то к этому вели определенные шаги, были исполнены важные духовные законы и заповеди. Возможно, им кто-то говорил правильные слова, а они сумели послушаться. За них по-настоящему молились родители. Наконец, просто сохранились традиция и верность вековому укладу и жизни наших предков – а жить-то они умели правильно. Вот об этом мы и пытаемся размышлять, чтобы делать правильные шаги и нужные усилия. Итак, важная составляющая счастливой семейной жизни – это стремление супругов быть вместе. В идеале – всегда и везде. Например, как родители моей супруги: они прожили в браке почти 45 лет, так даже и работали вместе. А еще вместе нужно проводить отпуска и выходные; и конечно, вместе ужинать, а еще лучше – и завтракать или хотя бы вместе выпивать утром чашку кофе. Статус семейного человека таков, что его должны постоянно видеть с женой, а он этого должен хотеть. Золотое правило семейной жизни: никуда без жены. А если с женой – нежелательно, то туда я точно не пойду.

http://pravoslavie.ru/105333.html

перевод Александра Логинова Поучительное и интересное со всего света Кириллица и опять кириллица. Ни один алфавит в мире не может сравниться с нашей кириллицей. Верховная государственная власть в Узбекистане решила, что опять нужно вернуть в употребление кириллицу вместо латиницы. Латиница была введена в употребление в 1924 году, но показала себя менее практичной, чем кириллица. Вот бы и Кемал ввел кириллицу в Турции, раз уж отказался от арабского алфавита. Ибо турецкие слова можно легче и короче писать кириллицей, нежели латиницей. Кто их научил? Пингвины – это птицы, которые в чем-то похожи на наших уток. Пингвины живут в Южном полушарии и питаются морской рыбой. В определенное время года у них опадают перья, и они становятся легче. А чтобы, все-таки, могли нырять, они в это время глотают по несколько маленьких камешков. Если погода тихая, они глотают меньше этих камешков; а если шторм – тогда глотают больше камешков. Кто их научил это делать? Жития святых. Кто-то справедливо сказал: «Для укрепления воли и формирования благородных черт характера нет лучшего чтения, чем Жития святых». На том свете. Английский ученый Хукер, когда был на смертном одре, сказал: «Радуюсь, что иду в мир порядка». Золотое правило. Св. Митрофан Воронежский написал следующее золотое правило: «Предайся труду, сохраняй умеренность – и будешь богат. Воздерживайся в питье, мало ешь – и будешь здоров. Делай добро, беги от зла – и будешь спасен». Негошево завещание. Владыка Радэ Негош оставил свои сбережения, 500000 золотых форинтов, в петроградском и венском банках. В своем завещании он написал, что все это он завещает черногорскому народу, с тем условием, чтобы в голодные годы за эти деньги покупали еду для народа. Министр без портфеля. Когда Балдуин был премьер-министром в Англии, он пригласил лорда Перси на должность министра без портфеля. Лорд Перси несколько месяцев был в этом звании, а затем подал в отставку, по той причине, говорит, что ему стыдно жить за счет народа, а ничего не делать. Сектанты. Кто-то хорошо сказал: «Лишите верские секты их ненависти к Православию, и у них ничего не останется».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Обычное дело — принимать исповедь. Если прикинуться немым, всё может пройти очень быстро. «Делом, словом, мшелоимством» — если человек «воцерковлённый», ну, то есть, всё у него хорошо. Уплачена десятина с мяты, вечерние молитвы прочитаны батюшкой на канале «Спас», воскресные службы и причастие раз в месяц. Ну, ещё во время службы отвлекался и временами осуждал всяких экуменистов и прочих обнагленцев. «Да ничем особо не согрешил» – если человек последний раз был в храме, когда его крестили, а тут внезапно заболел, лёг в больницу, и завтра операция. А чтоб операция прошла успешно, надо исповедоваться и причаститься. Все это знают! «Ну, разве что в юности был грех — яблоки воровал в соседнем саду». Я спрашиваю на исповеди: — Вы Библию читаете? Ответы бывают самые разные... Нет, конечно, бывают и нормальные исповеди, вдумчивые, не формальности для. И всякий раз, выслушав человека или прочитав его записку, я задаю первый вопрос: — Вы Библию читаете? Ответы бывают самые разные. Например: — Молюсь, да, у меня есть молитвенник. Или: — Это Евангелие, что ли? Чаще бывает: — Нет, я там ничего не понимаю. Но самый распространённый всё же ответ — это: — Да, читаю. Но я уточняю: — Ветхий и Новый Заветы? И вот тут, как правило, наступает загвоздка. В подавляющем большинстве случаев православные не читают Ветхий Завет. Да и апостольские послания — не особо. Это если уточнить, какие из книг Нового Завета читает пришедший на исповедь человек. — А что же не так с Ветхим Заветом? Почему не читаете? И тогда выясняется, что Завет Ветхий — для ветхих же людей, вроде меня, а вокруг сплошь люди новые, которым уже не приличествует питаться материнским молоком, когда уже и зубы мудрости давно удалили. Впрочем, всяко бывает, и вполне возможно, что исповедник действительно вырос из Пятикнижия, овладел премудростью Соломона и даже Иисуса, сына Сирахова. А детоводитель ко Христу, как его называет апостол Павел, уже не нужен, ибо человек, выйдя из купели Крещения, сразу оказался в Галилее, на склоне горы, среди апостолов. Золотое правило наверняка уже вписано в самое сердце человека. К чему тогда частности и комментарии?

http://pravoslavie.ru/101370.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Мера во всем 06.03.2020 692 Время на чтение 12 минут Добродетель воздержания (умеренности) носит универсальный характер и актуальна абсолютно во всех сферах человеческой деятельности: воспитании и образовании, политике и экономике, литературе, искусстве и культуре. Добродетель умеренности предполагает воздержание от любых крайностей. Она воспитывается незаметно и становится как бы второй природой человека, его интуицией – постепенно, без всякого насилия. Если какая-то «мера» формируется насилием, тогда скорее можно говорить о выполнении некоего военного устава, внутреннего распорядка, но не о добродетели. Добродетели вытекают из Божественных заповедей и конкретизируют их, поэтому насилие здесь должно быть исключено. Если, например, человека заставлять молиться, то это отобьет всякую охоту к молитве и к вере вообще. Другое дело – показать что-то собственным примером, подвести к чему-то доброму постепенно, без всякого давления. Меня однажды внук спросил: «Дедушка, а какую ты молитву считаешь самой лучшей?» Я ответил: «Не знаю, мне трудно сказать, но, на мой взгляд, это Иисусова молитва». – «А почему?» – «Она самая краткая, и самая ясная, и самая четкая». И он запомнил. Золотое правило и одновременно средство воспитания добродетели воздержания – умеренность родителей в оценке поведения детей. Предположим, ребенок нашалил, разбил чашку или, как у нас бывало в детстве, разлил чернила. Прежде чем что-то сказать, обругать его, надо войти в его положение, может быть, немножко вместе с ним посмеяться над случившимся: «Ну да, бывает и так. В другой раз ты все-таки подумай, постарайся, чтобы этого не повторилось». В период перестройки. Художник Павел Алатырев, 1988 г. А вот у тех родителей, которые кричат по малейшему поводу на своих детей, ничего путного не получается, потому что в ребенке рождается сопротивление. Он понимает, что совершил оплошность случайно, а его жестоко ругают, наказывают, шлепают… За что? И наоборот, когда ребенок понимает, что родители входят в его ситуацию, сами проявляют добродетель умеренности, – это способствует становлению добрых качеств и в нем самом.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/06/mera_v...

Закрыть «Чужая рубашка» ближе к телу… А.С. Пушкин развенчивал «влияния чужеземного идеологизма», пагубного для нашего Отечества. К годовщине гибели поэта Геннадий Сазонов   14:16 10.02.2024 256 Время на чтение 7 минут I. В скорбный День памяти (29 января – 11 января н.ст.) по утрате нашего национального гения, столь жестоко убитого коварным иностранцем на дуэли, всё же теплится малая радость на душе. Она исходит из факта, что Глава государства ещё два с половиной года назад – 5.06.2021 – подписал Указ о праздновании 255-летия со дня рождения А.С. Пушкина. А в наступивший 2024 год объявили Годом Пушкина. Задумка, как говорится, замечательная! Пора, пора от «скрытого забвения» классика, устроенного крутыми либералами РФ, от формального и бездушного почитания перейти к нормальному, полноценному изучению творчества великого писателя, как это было в 30-е и 70-е годы ХХ века. Но возникает вопрос: способны ли чиновники-либералы, в чьих руках «нити культуры», пойти на это? Указ определяет в короткие сроки Правительству и органам власти в регионах «разработать и утвердить план по подготовке и проведению» юбилея. Наугад я набрал сайты правительств нескольких областей. Там, как говорится, и конь не валялся. Лишь в Тверской области кое-что наметили. Но это, наверное, потому, что в краю Пушкин провёл в разных местах в общей сложности более 100 дней и написал много разных произведений. Здесь традиционно проводят «Пушкинские дни» по «золотому кольцу Верхневолжья». А что же новенького? Ну, вот драматический театр в Вышнем Волочке готовит премьеру «Пиковая дама». Да, прямо скажем, очень «свежий подход» к «драматургии» Александра Сергеевича! В других же местах, похоже, и такого нет! Один знакомый чиновник признался: «У нас «золотое правило»: полгода пишем планы, потом полгода пишем отчёты по этим планам, а что касается до конкретики, до выполнения намеченного, - это никого не волнует…». Не получилось бы нечто похожее и с юбилеем Пушкина? Мы же помним, как с помпой объявляли «Год русского языка», «Год литературы». И что в итоге? Если говорить о русском языке, то после «Года» накат на него пошёл невероятный: усиленно стали внедрять иностранные название на улицах сёл и городов, с непонятным вдохновением дикторы радио и телевидения потоком принялись изливать на головы обывателей всякие англицизмы, перевод которых даже и в словаре иностранных слов то не найдёшь. А что в быту? После «Года» мат простой и мат отборный, сквернословие, нецензурщина увеличили своё процветание всюду: от детского сада, до высоких кабинетов власти…

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/10/ch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАО [древнекит. путь, подход, график, функция, метод, закономерность, принцип, класс, учение, теория, правда, мораль, абсолют], одно из важнейших понятий кит. культуры. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в «движении/по-ведении» (син). Ближайшие коррелятивные категории - дэ (благодать) и ци (орудие). В совр. языке бином «дао-дэ» означает мораль, нравственность . Термином «Д.» переводились буддийские санскр. понятия «марга» и «патха», выражающие идею пути, а также «гати» (одно из 6 воплощений) и «бодхи» (просветление, пробуждение) и иудео-христ. понятие Бога , такие античные понятия, как логос и «плерома», индуистские рита , Брахман и Шива , новоевроп. ratio и Natura naturans. Иероглиф Д. входит в обозначение даосизма (Д. цзя, Д. цзяо) и неоконфуцианства (Д. сюэ). В философском трактате «Мо-цзы» (V-III вв. до Р. Х.) «учением о Дао» (Д. цзяо), в «Чжуан-цзы» «искусством/техникой Дао» (Д. шу) названо и раннее конфуцианство , а позднее «учением о Дао» назывался и буддизм . В различных философских системах Д. определялось по-разному, поэтому конфуцианский философ Хань Юй (VIII-IX вв.) назвал его, как и «дэ», «пустой позицией», не имеющей точно фиксированного смысла. В «Шу цзине» (Книга истории) термин «Д.» имеет абстрактные значения: «поведение», «продвижение», «путь государя и Неба (Тянь)» - и соотнесен с дэ, также обозначающим абстрактные понятия социальной и космической гармонии (главы 3, 36, 44). С начала развития кит. философии центральным для нее стал вопрос о соотношении человеческого и небесного, т. е. общеприродного Д. (В узком смысле небесное Дао означало ход времени или движение звезд с запада на восток в противоположность движению солнца с востока на запад.) В «Ши цзине» (Книга гимнов и песней XI-VII вв. до Р. Х.) наметилось сближение понятий «Д.» и «предел» (цзи, тай цзи ). Конфуций (VI-V вв. до Р. Х.) конкретизировал Д. в этическом аспекте: «сыновняя почтительность» и «братская любовь», «верность» и «великодушие», т. е. «золотое правило» морали, «гуманность» ( жень ), «знание» и «мужество» и т. п. В «Лунь юе» Д.- благой ход общественных событий и человеческой жизни, зависящий как от «предопределения» (мин), так и от отдельной личности. Его носителем выступает и индивид, и гос-во, и все человечество (Поднебесная). В силу различия носителей различны и их Д.: прямое и кривое, большое и малое, присущее «благородному мужу» (цзюнь цзы) и «ничтожному человеку» (сяо жэнь). Поднебесная может утрачивать Д. В идеале единое Д. должно быть познано. Его утверждение в мире исчерпывает смысл человеческого существования; при отсутствии Д. в Поднебесной следует «скрываться», отказываться от службы.

http://pravenc.ru/text/171361.html

«Он вам изменяет, а вы ему за это — ништяки?» Протоиерей Максим Первозванский Что делать, если супруг вас обманывает 25 июля, 2021 Что делать, если супруг вас обманывает «Когда тебе изменяют, тебя посылают. А есть золотое правило: послан — иди», — уверен протоиерей Максим Первозванский. Мы попросили его ответить на самые частые и неоднозначные вопросы наших читателей о супружеских изменах. «Он там несчастный, а со мной ему хорошо»  — Что означает измена с духовной точки зрения? — Думаю, надо сначала сказать, что такое измена не с духовной точки зрения, а что такое измена вообще. Можно подойти к этому вопросу с двух сторон. Во-первых, измена — это нарушение обещаний. То есть мы как бы отменяем, изменяем свое слово. И во-вторых, это, конечно, еще воровство. В супружеском смысле этого слова, ты отбираешь то, что принадлежит твоему мужу, твоей жене, и отдаешь кому-то другому, а именно твои любовь и верность — ведь именно их мы и обещаем хранить до гроба, вступая в брак. — А если я плохо подумал и все наобещал поспешно? — Ну вообще это сложный вопрос, особенно потому, что жизнь длинная. Но мы должны понимать, что как только ты кому-то что-то пообещал, этот человек становится заложником твоего слова. Например, если я вам пообещаю, что мы сегодня здесь встретимся и будем разговаривать об изменах, а потом не приду? Более того, я вам не позвоню и не предупрежу! Вы еще потом будете мне час дозваниваться, а я к телефону подходить не буду — в несознанку уйду. Вроде бы мелочь, да? Но мы же понимаем, что это нечестно. В случае более серьезных обещаний, человек готов действительно ставить на кон свою жизнь. И мы принимаем ответственность, давая слово не изменять, а потом подставляем своего супруга. — У одного священника прочитала, что женщине, которая соблазнила женатого мужчину, лучше бы не родиться. Видимо, такая же логика работает и наоборот, если мужчина соблазнил женщину. Что думаете?  — Насчет не родиться… Вообще, я очень боюсь таких категорических утверждений. Господь Себе позволял такие слова. Он говорил, что если кто соблазнит одного из малых сих, то лучше бы ему повесили мельничный жернов на шею. Но когда мы, простые смертные, говорим так, мы тем самым, по сути, отрицаем Божественный Промысл о человеке. Другой вопрос, что мы используем эти слова как некую метафору, чтобы обозначить, что это действительно очень тяжкий грех.

http://pravmir.ru/on-vam-izmenyaet-a-vy-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 9  голосов:  4.6 из  5) Долина Безмолвных Великанов (Легенда Страны Трех Рек) До того как тонкие стальные нити железной дороги прогрызли себе путь через дикие пространства, поселок Пристань на Атабаске служил тем живописным порогом, лишь переступив который можно было попасть в таинственный и полный приключений мир Великого заснеженного Севера. До сих пор индейцы называют эту пристань Искватам, «Дверь»; за ней открывается путь к низовьям рек Атабаска, Невольничья и Маккензи. Пристань эту нелегко найти на карте, и все же она существует. Существует потому, что история ее, насчитывающая более ста сорока лет, полных романтики, приключений и трагедий, записана в сердцах людей. И забыть ее нелегко. По старой тропе от Эдмонтона до Атабаски примерно сто пятьдесят миль. Железная дорога приблизила Пристань к этому очагу цивилизации, но дальше в лесах по-прежнему раздается звериный вой, как и тысячу лет назад, и реки, как и прежде, стекают с континента в Северный Ледовитый океан. Не исключено, что прекрасная мечта торговцев недвижимостью когда-нибудь сбудется, потому что сюда съехались самые азартные из игроков, которых когда-либо знал мир, — охотники за богатством. Они прибыли по разбитой железной дороге, в поездах, спальные вагоны которых лишь изредка освещаются фонарями; с собой они привезли пишущие машинки, стенографисток, умение делать рекламу и еще золотое правило, которым руководствуются люди, продающие горсть земли доверчивым покупателям где-нибудь за тысячу миль от них: «Поступай с ближним так, как он поступил бы с тобой». И с их приходом здесь воцарилось освященное законом ремесло натурального обмена и торговли, и те, кто занимался этим, наложили лапу на все сокровища Севера, что лежат между Великими Порогами Атабаски и побережьем полярных морей. Но еще чудеснее, чем мечты о скором богатстве, легенды о том, что души погибших в глубине лесов уходят все дальше от железных дорог и локомотивов, изрыгающих пар. И если это правда, то, значит, нарушен покой тысяч Пьеров и Жаклин, чьи души покинули могилы на Атабаске и двинулись на Север в поисках успокоения.

http://azbyka.ru/fiction/bystraya-molniy...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Андрей Овчинников " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Если семейная жизнь у батюшки с матушкой состоялась, то к этому вели определенные шаги, были исполнены важные духовные законы и заповеди. Возможно, им кто-то говорил правильные слова, а они сумели послушаться. За них по-настоящему молились родители. Наконец, просто сохранились традиция и верность вековому укладу и жизни наших предков – а жить-то они умели правильно. Вот об этом мы и пытаемся размышлять, чтобы делать правильные шаги и нужные усилия. Итак, важная составляющая счастливой семейной жизни – это стремление супругов быть вместе. В идеале – всегда и везде. Например, как родители моей супруги: они прожили в браке почти 45 лет, так даже и работали вместе. А еще вместе нужно проводить отпуска и выходные; и конечно, вместе ужинать, а еще лучше – и завтракать или хотя бы вместе выпивать утром чашку кофе. Статус семейного человека таков, что его должны постоянно видеть с женой, а он этого должен хотеть. Золотое правило семейной жизни: никуда без жены. А если с женой – нежелательно, то туда я точно не пойду. Важно, находясь на работе, звонить домой: это показатель заботы и ответственности перед женой и семьей. Мужчины! Обязательно в течение дня скажите по телефону своей любимой (несмотря ни на что) супруге что-нибудь приятное – женщинам много не надо, – и обязательно будет добрый результат. Но мы, мужики, этого не делаем, а потом удивляемся, почему климат в семье всё больше напоминает полярную зиму. Сегодня у большинства работающих, и особенно мужчин, ненормированный рабочий день. Жена дома целый день одна и, естественно, ждет мужа домой. Поэтому, выключив компьютер, нужно спешить домой. Допускается по пути заскочить в магазин за чем-нибудь вкусненьким и сладеньким – чтобы ужин был повеселее. Ненормально, когда мужья надолго уезжают из семьи на заработки. Постоянно слышишь рассказы про измены вдали от дома, а иногда и про разводы. В таких случаях лучше супругам вместе поехать работать, а детей оставить под присмотром бабушки или няни.

http://azbyka.ru/semya/muzhja-ljubite-sv...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Максим Первозванский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Счастье – это понятие субъективное. Это важно. Люди могут жить объективно примерно одинаково, но в зависимости от каких-то мелочей, или наоборот, каких-то серьезных внутренних установок, одну и ту же ситуацию могут воспринимать очень по-разному. Золотое правило психологии – если ты не можешь изменить ситуацию, надо изменить свое отношение к ней. Стакан нашей жизни редко бывает наполнен полностью. И в зависимости от того, как мы видим этот стакан – наполовину полным или наполовину пустым, мы воспринимаем себя счастливыми в той или иной степени. Я неоднократно видел счастливых людей, живущих с точки зрения внешнего наблюдателя совсем несчастливо. И, наоборот, людям, большинство проблем у которых были решены, какие-то мелочи не давали ощутить себя не то что счастливыми, а просто нормальными. Это связано с целым рядом субъективных вещей. Например, девушка, двадцать лет мечтавшая выйти замуж и наконец вышедшая замуж за совершеннейшего крокодила, все равно может чувствовать себя счастливой. Какое-то время, по крайней мере. Потому что исполнилась ее мечта. Или если у меня не было автомобиля, и мне вдруг подарили раздолбанную «шестерку», понятно, что я буду счастлив, ведь я теперь за рулем, а до этого пешком ходил. И наоборот, если сломался мой «Фольксваген», и мне временно пришлось пересесть на «Опель», мне это будет казаться ужасным несчастьем. То есть, если ты идешь на повышение, и у тебя завтра становится чуть лучше, чем вчера, ты субъективно воспринимаешь это как увеличение счастья, ты чувствуешь себя счастливым просто от того, что с тобой это случается. И наоборот, если мы при полноте счастья начинаем что-то терять, то мы субъективно чувствуем себя несчастливыми. Это нормально. Поэтому разговор о счастье всегда субъективен. В этом смысле моя любимая поговорка: «что немцу смерть, то русскому здорово» (я имею в виду не национальность, а просто разных людей) полностью работает.

http://azbyka.ru/semya/pogovorim-o-schas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010