Во время весенней распутицы или в летнюю засушливую пору у моста стоит пост, ограничивающий движение. Но в остальное время у караульной будки можно видеть разве что умильно виляющих хвостами дворняг, выпрашивающих подачки у путешественников. Почти сразу за мостом от шоссе уходит вдоль берега узкая тропа, ныряющая в заросли кустарника, перевитого вьюнами. Где-то через километр тропинка уходит через заросли лип, калины и шиповника в поле, а дальше среди заводей и небольших озер — настоящего рая для охотников и рыболовов, уже вдалеке видна полуразрушенная церквушка. Это и есть Золотая Грива. Сегодня бытует легенда, что название этого села возникло оттого, что в старину монахи зарыли там клад — бочонок с золотом. Клад искали, но пока так и не нашли. Прежде в тех местах действительно существовал монастырь — Борисоглебская пустынь, а на месте села стояла небольшая деревенька, принадлежавшая обители. Однако царь Петр I в 1702 году лично повелел отделить деревню от монастыря. Местные крестьяне выстроили отдельную Борисоглебскую церковь — вначале деревянную. Вскоре рядом с первым храмом встал второй — в честь святых Флора и Лавра. Так 200 лет назад появилось село Золотая Грива. Такое название возникло из-за того, что место это несколько возвышенное по сравнению с окрестными полями — «грива». Золотая же — по цвету сухой травы, за счет которой возвышенность-грива весной и осенью имеет яркий золотистый цвет. А легендарное монастырское золото, скорее всего, тут не при чем. С 1764 г. село Золотая Грива по указу императрицы Екатерины II перешло в ведение Государственной Коллегии экономии. А еще через 14 лет в 1778-м. Вязниковская слобода стала уездным городом в составе новообразованного Владимирского наместничества. Золотая Грива числилась всего в 3-х верстах от города Вязников. Близость к городу обусловила сравнительную зажиточность крестьян Золотой Гривы. В 1840 году они по инициативе местного священника Степана Анировского выстроили вместо пришедших в ветхость старых деревянных храмов каменную Борисоглебскую церковь с приделом Флора и Лавра об одной главе с трехъярусной колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=05443

Золотая Грива. Церковь Бориса и Глеба. Церковь. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба , Флора и Лавра Год постройки:1840. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, с. Золотая Грива Координаты: 56.263975, 42.207942 Проезд: Северный выезд из райцентра Вязники по ул. 2-я Набережная. Через 1км в наиболее узком месте р.Клязьма временный металлический мостик шириной в одну полосу движения с возможностью проезда автомобилей. С него церковь проглядывает через кустарник поймы реки в северо-восточном направлении. Далее 2км до ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Северный выезд из райцентра Вязники по ул. 2-я Набережная. Через 1км в наиболее узком месте р.Клязьма временный металлический мостик шириной в одну полосу движения с возможностью проезда автомобилей. С него церковь проглядывает через кустарник поймы реки в северо-восточном направлении. Далее 2км до д. Ивановка, с дороги также видна церковь. Недоезжая 200м деревни Ивановка по правую сторону от дороги -свёрток параллельно деревне на грунтовый путь к с. Золотоя Грива. Проезд строго сезонный, летом. Весной половодье, зимой заносы, расчистки дороги нет, т.к. в селе, по всей видимости, нет с/х производства, (товарной дойки и т.п.) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Радугин Федор Васильевич, священник (1864-1937). Родился во Владимирской губ., Переяславль-Залесский у., с. Воронцово. Окончил Владимирскую Духовную Семинарию. Служил священником Рождественской церкви во Владимирской обл., Вязниковский р., погост Медуши, (сейчас урочище Медуши числится в Ковровском районе Владимирской области). Там же арестован 20/02/1930 ВОКР ОГПУ г. Вязники. Осужден за «антисоветскую агитацию» тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. на «три года ссылки в Северный край». Вернулся на служение в сане священника церкви свв. Бориса и Глеба Владимирская о., Вязниковский р., с. Золотая Грива. Вновь арестован 08/10/1937 РО НКВД г. Вязники. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР " контрреволюционная агитация " . Приговор - высшая мера наказания – расстрел. Расстрелян 17 октября (по другим данным ноября) 1937 г. Реабилитирован 10.04.1989 г. Владимирской облпрокуратурой.

http://sobory.ru/article/?object=05443

Ныне вновь Россия и государства постордынского пространства, духовно и исторически связанные со Святой Русью, поставлены перед цивилизационным выбором: воспринять чуждые космополитско-материалистические ценности, идеологию западного либерализма, слиться с «общечеловеческим» образованием и потерять свой духовный суверенитет. Или же, опираясь на давние традиции, войти в послушание Промыслу Божию, сохранить национальную самоценность, самобытный внутренний лик и самостояние в мировой истории. Список использованной литературы: Тальберг Н. «История Русской Церкви», Изд. Сретенского монастыря, 1997 г. Малышев А. Б. «Плитические отношения Золотоордынских ханов и Русской Православной Церковью». «Мир Православия» Вып. 4, Волгоград, 2002 г. Малышев А. Б. «Христианство Золотой Орды», Саратов, 2000 г. Петрушко В. И., «История Русской Церкви». Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории». Насонов А. Н., «Монголы и Русь», М. - Л., 1940 г. Митрополит Иоанн (Снычев), «Самодержавие духа». Ильин Иван, «Почему мы верим в Россию?» Иванов В. А., Яминов А. Ф., «История Золотой Орды», Стерлитамак, 1999 г. Батыш-Каменский Д.Н., «История Малой России». Киев, 1993, Издательство «Час». Егоров В.Л., «Золотая Орда: мифы и реальность», издательство «Знание», Москва, 1990. Егоров В. Л., «Золотая Орда», М, 2005 г. Егоров В.Л., «Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв.». Греков Б.Д., Якубовский А.Ю., «Золотая Орда и её падение»Москва, 1950, Издательство Академии Наук СССР . Гумилев Л.Н., «Древняя Русь и великая степь». Москва, 1992. Гумилев Л. Н. «От Руси к России». Москва, 1992. Кадырбаев А.Ш., «Золотая Орда и ее Евразийские наследники». Алматы, Казахстан - Спектр. Митрополит Макарий, «Истирия Русской Церкви». Митрополит Питирим (Нечаев) Истирия. Ключевский. «Курс русской истории». Кляшторный С. Г., Султанов Т. И., С-Пб., 2000 г. Вернадский Г. В. «Монгольское иго в русской истории». Вернадский Г. В. «Два подвига Александра Невского». Григорьев А. П. «Золотоордынские ханы 60-70-х годов XIV в.; хронология правлений».

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/18/...

115 По неимению данных, которые из этих панагий употреблялись Святейшим Патриархом, или привзошла в ризницу после него, упомянем о трех панагиях, заведомо принадлежавших Святейшему Патриарху Никону , а ныне хранящихся в Московской Синодальной ризнице, куда они перешли из Воскресенской ризницы (по кончине Св. Патриарха). По описи 1658 года домовой Патриаршей Казны и по Воскресенской монастырской описи 1679 года: 1) «Панагия золотая (вместо серебряная), а в ней образ Пречистые Богородицы Знамение, резан на корольке белом, 32 искры яхонтовые червчатые, пол осма жемчуга, гайтан золотой, ворворка жемчужная, кисть золотая». 2) Панагия серебро-позлащенная разъемная или складная сканной работы; на верхней лицевой стороне ее литое изображение Распятия Господня с предстоящими. Внутри панагии на одной половине вырезано изображение Св. Троицы, с тропарем вокруг: «Благословен еси, Христе Боже наш» а на другой Знамения Божией Матери с песней: «Честнейшую Херувим» 3) Панагия золотая разъемная на подобие шара, украшенного жемчугом и драгоценными камнями; в средине ее вделан оникс, состоящий из двух небольших семечек, из коих в одном вырезано изображение Пр. Троицы, а кругом оного по золотому полю начертан вязью тропарь Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш» а в другой Знамения Пресв. Богородицы с словами вокруг: «Честнейшую Херувим» Панагия эта по описи домовой Патриаршей Казны 1658 года, и по Воскресенской описи 1680 года, описывается так: Панагия золотая, во главе образ Спасов, на другой стороне образ Иоанна Предтечи, в ней (т. е., в средине), камень круглой перемет; в средине образ Живоносной Троицы, Знамение, кругом восемь каменей в гнездах, обнизано жемчугом кругом; на закрепках два зерна Изрмышских; у ней цепочка серебреная позолоченная». Читать далее Источник: Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - IV, 768, II с., 1 л. фронт. портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Трговишки-Тимок (1457). В 1975 г. в крипте церкви в с. Славковица под Рудником, созданной и расписанной Б., были обнаружены 3 саркофага: деспота Георгия, его жены Ирины и их сына Лазаря ( Мадас Д. Славковица: црква, гробови деспота Jepuhe и Лазара Kparyjebaц, 1984). В похвальном «Слове историческом» деспоту Стефану (между 1486-1506) Ирина названа святой, однако др. свидетельства ее почитания неизвестны. В серб. народных исторических песнях и преданиях, а также в топонимике она устойчиво именуется «проклета Ерина», что соответствует общему негативному образу Б. в фольклоре (за исключением сремских представителей рода). Дальнейшая судьба династии Б. оказалась связанной с Венгрией. Наследовавший в 1459 г. титул деспота Вук (ок. 1438-1485), внебрачный сын Григория, в 1464 г. получил в Венгрии в пожизненное владение от кор. Матьяша область в Среме с городами Купиново, Ириг и Сланкамен. В то же время в Срем переселилось более 50 тыс. сербов. Вук участвовал во мн. походах Матьяша против турок, а также против чеш. кор. Владислава Ягеллона и имп. Фридриха III Габсбурга. В награду он получил во владение г. Бела-Стена. В народной поэзии он известен как Вук Огненный Змей (Змай). Он вступил в брак с Варварой Франкопан († ок. 1508), дочерью крупного далматинского феодала Сигизмунда Франкопана. Им была возведена ц. свт. Николая в Сланкамене. Золотая вислая печать Ангелины, Георгия и Иоанна Бранковичей. Аверс: изображение деспотицы Ангелины с сыновьями Золотая вислая печать Ангелины, Георгия и Иоанна Бранковичей. Аверс: изображение деспотицы Ангелины с сыновьями Золотая вислая печать Ангелины, Георгия и Иоанна Бранковичей. Реверс: вмч. Георгий, поражающий дракона. Кон. XV в. Золотая вислая печать Ангелины, Георгия и Иоанна Бранковичей. Реверс: вмч. Георгий, поражающий дракона. Кон. XV в. Стефан Слепой, изгнанный из Сербии в 1459 г., уехал в Буду, а затем в Албанию, где в 1460 г. женился на Ангелине († 1520), дочери албан. кн. Георгия Арианита Комнина, правителя Эльбасана. Оттуда он переехал в Сев.

http://pravenc.ru/text/153337.html

1-я треть XV в. (ГММК) Оклад Владимирской иконы Божией Матери. 1-я треть XV в. (ГММК) Хранящаяся также в Оружейной палате золотая зубчатая корона, соединенная с драгоценным убором XVII в., вероятно, восходит к периоду украшения иконы митр. Фотием (или к более раннему времени). Килевидные очертания зубцов короны имеют тот же рисунок, что и завершения чеканных пластин, составляя с ними единое целое. В 1514 г. для иконы был сделан серебряный с золотом киот (взамен старого) с выгравированной на нем вкладной надписью: «Лета 7022, сделан бысть кивот сей к образу пресвятые Богоматере, писма евангелиста Луки, в храме честнаго ея Успения соборныя церкви, повелением благоверного и христолюбиваго Василия, Божиею милостию государя самодержца всеа Росии, в преименитом славном граде Москве» (Описи Успенского собора. Стб. 584). В XVI - нач. XVII в. в основном пополнялся приклад иконы. В 1567 г. повелением царя Иоанна IV поновленная митр. Афанасием В. и. была богато украшена «златом и камением… многим» (ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 355). Описи 1627 и 1638 гг. дают представление о том, как выглядело убранство иконы в 1-й трети XVII в. (Описи Успенского собора. Стб. 374-382). Образ закрывал золотой оклад митр. Фотия с золотыми же оплечьем, венцом и короной, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. В прикладе были золотое жемчужное ожерелье с драгоценными камнями (вклад царя Михаила Феодоровича), 6 золотых и серебряных цат, 3 золотые и 1 серебряная панагия, золотая икона Богородицы с греч. надписью, золотая икона-складень с образами Богородицы и свт. Николая Мирликийского, 15 золотых крестов, также с камнями и жемчугом. В 1627 г. к иконе было приложено более 150 золотых монет, «угорских и московских», золотые и серебряные «новгородки». В. и. помещалась в 2 киотах. Первый, обложенный серебром, имел затворы (дверцы) с серебряными чеканными изображениями Благовещения и 4 евангелистов. В него был вставлен 2-й киот, обложенный серебром и украшенный драгоценными камнями. Венчала киот золотая зубчатая корона с самоцветами.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Публикации: 1. Васищев Ю. Погружение во тьму//Новая Вязниковская Газета. 1996. 26 июля. 2. Васищев Ю. Место смерти - город Иваново//Новая Вязниковская Газета. 1996. 5 сент. 3. Васищев Ю. Погружение во тьму//Новая Вязниковская Газета. 1996. 16 июля. 4. О них душа моя скорбит. Вязниковская книга памяти жертв политических репрессий. Вязники, Владимирская область. 1998. С.99. 5. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.89. 6. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.59. Документы: 1. Список репрессированных священнослужителей и мирян, пострадавших за Православную Веру. 2. Список священнослужителей, церковнослужителей и мирян, пострадавших в результате репрессий во Владимирской обл. По материалам сайта Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Братство во Имя Всемилостивого Спаса,  Борисоглебская церковь была построена в 1840 году. Купол церкви был позолочен поэтому деревня в которой находится церковь и называется Золотая Грива. Кто застал её еще неразрушенную рассказывают, что церковь была очень красива. По большим православным праздникам в Борисоглебскую церковь приезжали жители окрестных деревень. Потом постепенно церковь попросту забросили, а в середине девяностых обрушился купол церкви. В данный момент в Золотой Гриве проживают в основном дачники приезжающие на лето, сама же церковь полностью заброшена. Золотая Грива (Вязниковский район) Автор: Николай Фролов Напротив Вязников на заречной стороне сравнительно недалеко от города есть селение с почти сказочным названием Золотая Грива. Рядом со старой вязниковской базарной площадью одна из улиц прямиком выводит на шоссе. Город неожиданно кончается, еще чуть-чуть вперед — и вот она — Клязьма! Вязниковская переправа — всего лишь металлический понтонный мост, въезд на который каждого автомобиля сопровождается характерным стуком и лязгом.

http://sobory.ru/article/?object=05443

Золотая цата с ожерельем к венцу на Архангеле украшена двумя крупными изумрудами и яхонтами, кругом обнизано крупным кафимским жемчугом. 3) Св. икона государских ангелов: Св. Иоанна Предтечи, апостола Петра и Алексия человека Божия, с Благословляющею из облака над ними рукою, писанная царскими зографами. По смерти Царя Феодора Алексеевича в 1683 году, она здесь заместила икону св. Феодора Тирона, взятую в Архангельский собор ко гробу венценосного сына Царя Алексия Михайловича. На этом образе чеканенная серебряная вызолоченная риза. За тем у южных дверей алтаря: 4) образ Спасителя, который в 1680 году занимал первое место по правую сторону царских врат. б) На левой стороне от них: 1) Чудотворный образ Донской Богоматери; на обратной стороне его изображено Успение Богоматери. Кипарисная его дека длиною 1 арш. и 3½ верш., шириною 1 арш. без вершка. В рисунке иконы, сделанном под влиянием Византийского списка, заметна строгость и отчетливость, а в раскраске преобладание санкира и вохры; на высоких местах видна отживка и движка и вообще плавкость в подводке. До 1812 года эту достопамятную икону украшала риза золотая, весом 26 Фунтов, с крупными изумрудами, с 2 Фунтами и 75 золотниками жемчугу; но от врагов чудесно уцелела только золотая рама весома 12 фунтов , запечатленная знаками испытания Наполеоновых солдат, которые почли ее за медную. Вокруг сей иконы грудные изображения XVIII Праматерей, искусно написанные в Итальянском стиле, в начале XVIII века: Евы, Ревекки, Сарры, Рахили, Раавы, Иоили, Анны, Ависанны, Суматяныни, Эсфири, Сусанны, Иудифы, Тареотяпипы, Авигеи, Руфи, Деворры, Мариамы и Лии. По преданию, икона Донской Божия Матери, в честь коей основан Донской монастырь, утвержденная на древке, заменяла хоругвь; она сопутствовала В. К. Димитрию Донскому на Куликовском поле, Борису Годунову в битве с Казы-Гиреем под Москвой Старинное сказание свидетельствует, что она прежде стояла в Коломенском Успенском соборе, откуда перенесена в Москву уже после завоевания Казанского царства Царем Иоанном Васильевичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В «отписке» царю, составленной по дороге на Соловки, Никон рассказал о своей встрече со стольником Романом Неплюевым, который по государеву указу занимался поисками на Севере месторождений серебра: «...посланъ на Новую землю для сыску серебреные руды» 5, л. 6об.). Поиски месторождений серебряной руды особенно были актуальными для России в середине XVII в., переживавшей сложную финансовую ситуацию (содержание армии, расцвет фальшивомонетничества, обесценивание медных денег, рост цен на продовольствие), определённый выход из которой виделся властям в открытии собственных источников руды 981 . Патриарх Никон предложил Алексею Михайловичу свою помощь. Он рассказал о горе Золотухе, находящейся в Каргопольском уезде, где при великом князе Фёдоре Иоанновиче было открыто месторождение драгоценных металлов и производилась добыча руды. Однако, как продолжал митрополит, сошные люди, работавшие на заводе, были обложены большими налогами и били челом царю. По царскому указу на месторождение был прислан некий дворянин, по инициативе которого разработка руды вскоре прекратилась, заводы стали, людей распустили: «И дворянинъ, де, государь, взявъ у нихъ т поминки, к Золотой гор здиль и, досмотря, того золотаго дла нмецъ, которые золото длали, свлъ и деловцовъ распустилъ. И, прихавь, д, государь, къ Москв, крестное целованье преступилъ и сказалъ, что в той золотой руд впредь прибыли не будтъ. И с техъ, де, государь, мстъ то золотую руду по скаске тово дворянина длать престали. Да и потому, д, государь, то золотое дло в забвнии стало» 5, л. 7). По-видимому, предложение патриарха Никона возобновить горнорудные разработки так и осталось без внимания царя, поскольку в Москве до середины 1660-х годов не было квалифицированных мастеров-рудознатцев, которые могли бы дать заключение по найденным породам, а тем более освидетельствовать месторождение. Именно по этой причине прекращались работы на севере Поморья даже в тех случаях, когда месторождения были известны и взяты первые пробы 982 . Однако активность Никона, его желание внести свой вклад в разрешение сложной финансово-экономической ситуации, переживаемой российским государством, поражают: «А какъ, государь, мн, богомольцу твоему, хать будть нын с мощми святаго чудотворца Филиппа митрополита с Соловковъ рекою Онгою, а приехавъ на усть Онежское под порога, покамста изъ судовъ перекладыватца, и порогъ поднимаючи, будть дни с три и съ четыре мешкать. А та Золотая, государь, гора, ис которой длано бывало золото, будтъ отъ устья реки Онги верстъ за шестьдесятъ. Мн, государь, богомольцу твоему, до то Золотые горы, гд преж сего длано золото, будтъ ты, государь, на то изволишь послати, и то горы и заводу старыхъ, гд было копана золотая руда, напередъ досмотрети, послать для подлинново вдома можно и чмъ золотая руда отъвдать мастера сурмы и виннова камени, и селитры, и что къ тому золотому длу годно. Вли, государь, ко мн, богомольцу своему, свой, государевъ указъ учинити» 5, л. 7об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

На Соломона падали лучи вечной жизни, но сама она была ещё для него таинственно-непостижима, по ту сторону неба. Дойдя до грани смертной, Екклесиаст ещё раз напоминает – помни Творца твоего, доколе это не произойдёт. И далее следуют четыре ярких драматических образа смерти: Еккл. 12:6 доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. Образы, достойные художника-символиста. Порвалась серебряная цепочка . 86 Каждый день жизни – звено непрерывной цепи. Серебро – значимость этого дня. Как по чёткам, пальцы перебирают отведённые нам дни и ночи. И вот – цепочка порвалась. Больше считать нечего. Последнее звёнышко в цепи. Блж. Иероним говорит, что « серебряная цепочка означает эту светлую жизнь и дыхание, которое даётся нам с неба» [там же]. Раши находит возможным анатомическое сравнение. «Это позвоночный столб, белый, как серебро. А после смерти мозг спинной разрушается, позвоночник пустеет и высыхает, и искривляется в позвонках, и уподобляется цепи» [там же]. Разорвалась золотая повязка . Разорвалась золотая повязка, и покатились нанизанные на неё бусинки ожерелья. Так обрывается жизнь. Однако еврейский текст в этом смысле тёмен и допускает различные переводы. У блж. Иеронима: И возвратится золотая повязка . По этому поводу блж. Иероним рассуждает: «А возвращение золотой повязки обозначает душу, которая возвращается туда, откуда сошла» [там же]. Раши и многие европейские переводы дают такое значение: И раскололась золотая чаша . Сильное сравнение! Золотая чаша жизни упала и раскололась ! Эти две половинки уже не склеятся. Да и после золотой осени всё занесено белым холодным снегом. Раскололась золотая чаша. Как будто небо опрокинулось, разбилось, выпросталось. Раши уточняет – не просто «чаша золотая» , а иначе ещё «родник золотой» . И уж очень натуралистично толкует: «Это уд, изливающий жидкость и струившийся, как источник» [там же]. И разбился кувшин у источника . К источнику, к колодцу ходят с кувшином , чтобы набрать воду, так потребную в невыносимо жаркий южный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010