Блаж. Феофилакт Болгарский толкует подобным образом: «Было в ней три отделения; одно – внешнее, предназначенное для всех вообще и иудеев и эллинов; далее следовала завеса, за которую входили священники, совершая ежедневно службы. Это отделение называлось святым: эти отделения были образом Ветхого Завета, ибо там все совершалось с жертвоприношениями. Святое же Святых было образом нашего таинства» 190 . Херувимы на крышке Ковчега Завета по толкованию свт. Григория Двоеслова означают единение Ветхого и Нового Заветов в Иисусе Христе: «Что значит, что над очистилищем заповедуется устроить покров, над которым поставляются два Херувима. Один наверху с одной стороны, а другой наверху с другой стороны, из чистого золота, с распростертыми крыльями, и прикрывающие очистилище (прорицалище), которые взаимно смотрят на очистилище обращенными лицами, если не то, что оба Завета согласуются на Ходатае Бога и человеков так, что означаемое в одном проясняется в другом? Об этом чрез Павла говорится: Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его ( Рим. 3:25 )… Итак два Херувима взаимно смотрят на себя лицами обращенными к очистилищу; потому что оба Завета ничем не противоречат друг другу» 191 . В семи лампадах светильника прп. Ефрем Сирин видит «семь очес Господних, призирающих на всю землю» 192 . Свт. Кирилл Александрийский объясняя время возжигания светильника в Скинии говорит: «Ведь все то время, в которое подобало светиться свету светильника, есть продолжительность ночи, чрез которую знаменуется мера настоящего века, – а под светом разумеем будущий век» 193 . В устройстве святилища свт. Феодорит Кирский видит дары Божии людям: «А на северной стороне – золотую трапезу, на которую повелевал Бог возлагать двенадцать хлебов, и золотые сосуды, наполненные фимиамом и солью. Между свещником и трапезою находилась золотая кадильница, и сим гадательно означались плоды, даруемые людям землею» 194 . Размещение жертвенника всесожжений вне Скинии указывало на то, что Закон Моисея не мог дать спасение человеку, а только приводил ко Христу 195 , на это указывал и материал из которого был изготовлен жертвенник : «Итак, смотри, в том, что алтарь служения по закону был совершенно лишен золота, Бог гадательно, но весьма ясно указывает нам, что закон менее всего мог сообщить нам Святого Духа, и что сила преобразовательного служения не почтена была таковою благодатью, ибо на Израиле был дух рабства; нам же сообщен был этот дар чрез Христа после Воскресения Его из мертвых» 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

В юго-западном углу, подле гробниц св. Фотия и Киприана, находится медный шатёр, который устроен был при царе Михаиле Феодоровиче для положения части Ризы Господней, принесённой из Грузии в1626 году. Она теперь находится в приделе Апп. Петра и Павла. Ризница Успенского собора Ризница Успенского собора замечательна не столько количеством вещей, сколько драгоценностию и редкостию их, каковы: Евангелия, сосуды, кресты, ковчеги, панагии, кадильницы, облачения и покровы. Из них особенно замечательны: а) Евангелие, устроенною Царицею Наталиею Кирилловною в 1693 году. Оно отличается особенною величиной и богатством украшений. б) Крест напрестольный с частию животворящего Древа Креста Господня и с частицами мощей разных святых. в) Панагия древняя, золотая, в коей на камне изображён пророк Давид. Эта панагия находилась некогда в Иосифове Волоколамском монастыре, где жил Митрополит Даниил, которому, вероятно, и принадлежала эта панагия. г) Древние сосуды, употреблявшиеся для св. Причащения: один из них яшмовый, другой ониксовый. Патриарх Иоаким на соборе в1682 году против старообрядцев представил эти сосуды в доказательство правильности употребления четвероконечного креста, так как на этих древних сосудах кресты изображены четвероконечные. д) Небольшая чаша, украшенная эмалью, из которой помазуются св. Миром Благочестивейшие Государи и Государыни при восшествии их на Всероссийский престол. О торжественных обрядах, совершаемых в Успенском соборе Когда Москва сделалась средоточием России, и когда кафедра Митрополии Всероссийской перенесена была из Киева во Владимир, а потом в Москву, тогда и некоторые особенные обряды Русской Церкви начали совершаться в Москве, в храме Успения Богоматери. Таковы: Избрание и рукоположение на Всероссийскую кафедру Митрополитов и Патриархов. Коронование Благочестивейших Государей и Государынь на Всероссийский престол. Здесь в первую неделю Великого поста совершается каждогодно чин Православия. В Великий Четверток в 9 часов утра совершается Елеосвящение, после коего помазуется народ освященным елеем, и в тот же день, после Литургии, совершается омовение ног в воспоминание Тайной Вечери, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Звезды с огнями падают на город и скалы. 6-я сцена: Запечатление 144.000 избранных (Откр. 7, 1-12). Как бы в укрепление верным христианам и в знамение непобедимости Церкви Христовой, ап. Иоанну вновь явлено знамение славы Господа Иисуса Христа. «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе и с ним 144 000, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14,1) Мы видим изображение ангела на облаках, который держит на плече крест, «печать Бога Живаго», а ниже другие четыре ангела приказывают поднятыми мечами ветрам не дуть ни на землю, ни на море. В нижней части можно различить еще одного ангела, который в левой руке держит чашу, а правой рукой запечатывает избранных (12000 из каждого колена Израилева), очерчивая знак креста на челе. Также в центре композиции за скалами вторая группа людей, одетых в белое, которые «прошли великое гонение, омыли свое одеяние и обелили его кровью Агнца» (Откр. 14, 3). Рис. 6 Шестая сцена Апокалипсиса на фресках Дионисиата. Фото автора 2014 г. Надпись 6: И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго (Откр.7, 1-2). 7-я сцена: Седьмая печать и золотая кадильница (Откр. 8,1-13). Изображен Иисус в белой одежде (Пантократор), сидящий на троне в окружении семи ангелов, трубящих в трубы высоко в сторону центра. Другой ангел напротив изображен с кадильницей, из которой исходит дым. Под этой главной сценой изображен немного приподнявшийся, как будто летящий справа налево на облаках, ангел гнева, а с двух сторон за ним следуют солнце и луна. Наконец, в самой нижней части можно различить суда, которые разбивает о скалы бурное море. Рис. 7 Седьмая сцена Апокалипсиса на фресках Дионисиата (фрагмент). Фото автора. 2014 г. Надпись 7: И видел я семь ангелов, которые стояли перед Богом, и дано было им семь труб. И пришел иной ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу, и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение (Откр.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми от них; это будет для отправления работ при скинии собрания; и отдай это левитам, смотря по роду службы их. И взял Моисей повозки и волов, и отдал их левитам» ( Чис.7, 1–6 ). И не до сего только простирались приношения князей колен, но присоединены были к сим и другие; ибо написано: «И принесли начальники жертвы освящения жертвенника в день помазания его, и представили начальники приношение свое пред жертвенник. И сказал Господь Моисею: по одному начальнику в день пусть приносят приношение свое для освящения жертвенника. В первый день принес приношение свое Наассон, сын Аминадавов, от колена Иудина; приношение его было: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное, одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением, один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение, один козел в жертву за грех, и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Наассона, сына Аминадавова» ( Чис.7, 10–17 ). Принес да свои дары и другие князи по порядку до двенадцатого таким же образом и с одинаковым великолепием, причем каждому был отделен установленный для него день; ибо так повелел Бог. П. Какой же смысл заключается в столь многообразном приношении? К. Конечно, Палладий, это есть приношение; но с ним соединяется, думаю, и таинственный смысл, по которому это иносказание относится к Еммануилу и к нам самим. Объясню его, как могу. Когда явилась в мире сем святая и истинная скиния, то есть Церковь , Христос, многообразно сияя в ней, едва не нами самими и за нас приносится как священная жертва Богу и Отцу, как выкуп и замена жизни всех, будучи Один равноценен всем. Ибо когда Единородный соделался человеком, как один из нас, Он принес Себя Самого Богу и Отцу как бы некоторую первину и начаток человеческого естества, благоухающего в освящении, естественно и существенно пребывающем в Нем, поскольку Он мыслится и есть Бог, но привходящем в Него по человечеству Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Когда нужно исправить брата, то, хотя бы понадобилось отдать и душу, не откажись; поревнуй своему Владыке; есть у тебя слуга, или жена, удерживай их дома с великой строгостью. Если ты не позволяешь им ходить в театр, тем более не позволяй ходить в синагогу, потому что это преступление больше того: там — грех, а здесь — нечестие. Говорим это не с тем, чтобы вы позволяли им ходить в театр, ибо и это худо; но чтобы гораздо более воспрещали им ходить в синагогу. Что бежишь ты видеть в синагоге богопротивных иудеев, скажи мне? Людей, трубящих в трубы? Но надлежало бы тебе, сидя дома, скорбеть о них и плакать о том, что они противятся заповеди Божьей, ликуют вместе с дьяволом. Ибо, как я сказал прежде, делаемое вопреки воле Божьей, хотя бы и было когда дозволено, после становится беззаконием и влечет за собой множество наказаний. Трубили некогда иудеи, когда были у них жертвы; а теперь им не позволяется это делать. Послушай, для чего и получили они трубы? « Сделай себе », говорит Бог, « две трубы серебряные, чеканные сделай их » (Чис. 10:2); потом, говоря об их употреблении, прибавляет: « трубите трубами на всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших » (Чис. 10:10). Где же теперь жертвенник? Где кивот? Где скиния и святое святых? Где священник? Где херувимы славы? Где золотая кадильница? Где очистилище? Где чаша? Где сосуды возлияния? Где огонь, свыше ниспосланный? Все оставил ты, и удерживаешь только трубы? Видишь ли, что иудеи скорее играют, чем служат (Богу)? Но если их мы упрекаем за то, что они беззаконничают, тем более — вас за то, что сходитесь с беззаконниками; (упрекаем) не только тех, которые бегут туда, но и тех, которые могли бы удержать их, и не хотят. Не говори мне: «что у меня общего с ним? Он мне чужой и незнакомый». Пока он верный, приобщается одних с тобой тайн, и ходит в ту же церковь, дотоле он ближе к тебе и братьев, и знакомых, и родственников, и всех вообще. Следовательно, как подвергаются одинаковому наказанию не только крадущие, но и те, которые могли им помешать и не помешали; так одинаково же наказываются не только сами нечестивцы, но и те, которые могли отклонить их от нечестия, но не хотели по нерадению, или по беспечности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

На главу первосвященника возлагался кидар, на котором с передней стороны прикреплялась золотая дощечка с вырезанными на ней словами: святыня Господня. «И да будет она на челе Аарона, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых. Она будет непрестанно на челе его для благоволения Господня к ним» ( Исх.28:36–38 ). Сирах, изображая первосвященника, облеченного в священные одежды, говорит: «как утренняя звезда среди облаков, как луна полная в свои дни, как солнце, бросающее лучи на храм Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, как цвет розы в весенние дни, как лилия на источниках водных, как ветвь Ливанова в летние дни, как огонь и ливан в кадильнице, как сосуд, скованный из золота, украшенный всяким драгоценным камнем, как маслина, износящая плоды, и как кипарис, возвышающийся до облаков. Когда он надевал на себя великолепное одеяние и возлагал все украшение: то просвещал, при восхождении на святой жертвенник, окружность святилища» ( Сир.50:6–12 ). По возложении священных одежд на первосвященника, посвящение его продолжалось обильнейшим возлиянием на него елея помазания ( Лев.8:12 . Пс.132:2 ) и принесением жертвы о грехе, всесожжения и благодарения ( Исх.29 ). Возведенный на высшую степень достоинства, первосвященник должен был блюсти и вести себя строже не только обыкновенных мирян, но и лиц, посвященных на служение Богу. Он не должен был, подобно священникам, выражать чувствований скорби своей, напр., обнажением главы своей, растерзанием одежды своей и проч. «Глав ваших не открывайте, и риз ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть, и не навести гнева на все общество», говорил Моисей Аарону и детям его ( Лев.10:6 ). Жрец великий от братий своих, ему же возлиян на главу елей помазания, и которому наполнены руки, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать голову свою и раздирать одежды свои, и ни к какому умершему не должен приступать; даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей не должен осквернять себя ( Лев.21:10–11 ). При допросе Иисуса Христа первосвященник растерзал ризы свои ( Мф.26:65 ) или вопреки закону Моисееву, или по особенному изъятию ( Лев.13:45 ). Писатели говорят, что первосвященники, при богохульстве или ином великом несчастий, могли раздирать одежды свои, которые носили запросто 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На другой день нашего приезда у католиков был «праздник тела Господня». Мы зашли в один из католических соборов. Там шла стройная и благоговейная служба. Церковь была отделана очень ярко и эффектно, с очевидною целью поразить воображение восточного человека своею декоративною стороною. Все колонны и арки обтянуты чем-то вроде малинового бархата с золотыми позументами, несколько отдельных алтарей, украшенных цветами, свечами, образами, выделяются в разных углах. Главный алтарь впереди. Восемь рядов громадных восковых свечей в подсвечниках поднимаются стройным лесом огней все выше и выше по ступеням престола. Потолок храма весь из лепных роз и других цветов, обрамляющих своим фоном священные картины. Над престолом, в нише, осененной занавесами, статуя Христа. Золотая чаша с сияющим над нею золотым солнцем, сокрытая где-то наверху, тихо, будто сама собою, опускается вместе с горящими свечами и лампадкой на престол главного алтаря в ту минуту, как священник приступает к совершению таинства евхаристии, а по совершению его поднимается также тихо вверх, словно какая-то незримая сила возносит ее к небесам... Изумленные восточные люди смотрят с благоговейным трепетом на это безмолвно-торжественное схождение и восхождение по воздуху св. даров... А когда старший священник благословляет народ этою золотою чашею, высоко держа ее над своею головой, и весь народ падает ниц перед телом и кровью своего Спасителя, шесть маленьких хорошеньких детей в белых одеждах ангелов, коленопреклоненных вокруг престола с кадильницами и корзинами цветов, осыпают розами и окружают облаками фимиама воздымающуюся над ними священную чашу... Старый аббат и два сослужащих ему кюре священнодействуют со строгим ритмом движений и голоса, и стройное прекрасное пение, поддерживаемое гармоническими звуками органа, еще более усиливает общее благоговение, царящее в этом истинном доме молитвы, не нарушаемое ни праздной болтовней, ни грубою толкотнею и шумом беспорядочно входящего и выходящего народа, как это бывает, к сожалению, так часто в греческих церквах востока. Неудивительно поэтому, что, видя в католических храмах больше благочестия и уважения к молитве, в католическом духовенстве больше участия к житейским нуждам своим, а в католических правительствах более энергическую защиту своих прав, арабы и турки востока гораздо охотнее переходят в католическую, чем в какую-нибудь другую религию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но... никак не могу вернуться: всё там. И три дня нас не было в Москве, а кажется столько лет прошло, что были мы в Тридесятом Царстве. А это всё наша страна. Время увеличилось, соединяясь с прошлыми столетиями, с временем преподобного Серафима. Другое измерение. Люди, приехавшие к своему избраннику за любовью, за благодатью, за помощью, веря, что не откажет им. Кто какие укрухи получит? Детей везут, ведут, несут на руках. Беременные. Наши чувства, эмоции, восприятие красоты, художества, Великой Симфонии всего вместе: Слова, Пения, Действа, Таинства... степень духовности, степень веры, степень Радости и Счастья. И снова из Ферапонтовской жизни. Перед дьяконником была фреска, на которой изображена вереница людей и ангелов. Одни что-то получали, другие что-то давали. Долго я не знала, что это за сюжет. Знала только, что это видение святого Евлогия. В альбоме советского искусствоведа Даниловой было написано то, чего она, видимо, сама тогда не понимала. Гостивший у нас Сергей Зосимович Трубачёв, музыкант, позже принявший сан диа­кона, прислал выписку из «Отечника» свт. Игнатия Брянчанинова. Вот это уди­ви­тель­ное событие, изображённое в росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, ко­торое касается каждого христианина, каждого прихожанина, каждого паломника. И сколько градаций. «Блаженный Евлогий поведал следующее видение некоего старца; по самой же вещи ему было видение. Старец этот стоял в церкви на всенощном бдении пред воскресным днём. Братия стояли ликами и пели псалмы Давидовы. Старец увидел, что церковь исполнилась света, и что Ангелы Божии воспевают с братиями. Когда окончилось всенощное бдение, Ангелы вышли из святого Олтаря; поставлены были пред ними корзины как бы хрустальные, наполненные золотыми, серебряными и медными монетами, просфорами, как цельными, так и раздробленными на укрухи; также поставлен был небольшой золотой сосуд с миром и золотая кадильница с весьма благовонным фимиамом. Когда братия, прежде, нежели выйти из церкви и разойтись по келиям, подходили для поклонения к Честному Кресту, то Ангелы давали некоторым златники с изображением Господа нашего Иисуса Христа, другим сребреники с изображением Креста, иным медные монеты, иным целые просфоры, иным укрухи; одних Ангелы намазывали миром из золотого сосуда, других кадили кадильницею; некоторые не получили ничего, некоторые же уходили, оставив в церкви полученное ими.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/18/...

Она была живоносная трапеза хлеба жизни. Она – золотая кадильница, ибо, не воспламенившись, вместила огонь Божества; Она – стамна златая, содержавшая небесную манну; Она – скрижаль, ибо носила воплощенное ипостасное Слово; Она – жезл, чудесно прозябший цвет нетления; Она – ковчег, спасший человеческий род от потопа греха; Она – божественное очистилище, которое осеняли не Херувимы, но сама сила Всевышнего. Это богоприемное чрево поистине есть святая святых, куда единожды вошел бессеменно и откуда вышел нетленно бессмертный Архиерей, когда Слово стало плотью. И вот Дева Мария – одушевленный храм Божий, который прообразовательно представлял храм Соломонов. Поэтому та слава, которая по освящении наполнила храм Соломонов, была только неясным указанием на беспредельную славу, исполнившую Богоматерь, о которой Дух Святый пророчественно провозгласил: и видех, и се исполнь славы дом Господень. Почему Дева вошла во храм в трехлетнем возрасте? – На третьем году узнается высота человеческого роста. Каков кто-либо в три года, впоследствии вырастет еще вдвое, ни больше, ни меньше. Это замечает и Василий Великий в своем Шестодневе: «каков кто в трехлетнем (возрасте), дважды таков будет (потом)». Дева была трех лет и имела столько святости, что была признана достойною войти во святая святых, куда входил только один Архиерей, и то однажды в год. Отсюда уже мы можем заключить, что со временем Дева должна была вдвое усугубить свою святость; то есть, как Она в три года превосходила святостью всех праведников, пророков и патриархов древнего закона, так Она должна была усугубить свою святость, чтобы еще настолько же превосходить Апостолов, мучеников, преподобных и учителей Церкви, и на столько же превосходить всех Ангелов, Архангелов, Серафимов и Херувимов небесных. Так что, если в три года Она достигла святого святых храма, то к концу достигнет святого святых рая, то есть самого престола трисиятельного Божества. И действительно, царь и пророк Давид предузрел Ее возвышение: предста Царица одесную Тебе ( Пс.44:10 ), – вот это и есть совершенное величие святости, которое прияла Дева, одушевленный храм Божий, полный благодати здесь на земле, полный славы на небе: и видех и се исполнь славы дом Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Относительно виновности человека-грешника и оправдания его чрез искупление свидетельствуют следующие тексты: – Пред законом Божиим «заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» ( Рим. 3, 19 ). – Мы получаем «оправдание даром, по благодати Его (Бога), искуплением во Христе Иисусе» ( Рим. 3, 24 ). – «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира» ( 1Петр. 1, 18–20 ). – О любви Божией, явленной в искуплении, и об исцелении нашей греховной природы Священное Писание говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5, 8 ). – «Кровь Иисуса Христа ... очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1, 7 ). – «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Петр. 2, 24 ). Вопрос : В чем состояла главная обязанность ветхозаветных первосвященников? Ответ : В том, чтобы приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа. Христос, – говорит апостол, – «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа» ( Евр. 7, 27 ). Ибо Христос был, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4, 15 ). Кроме того, главный первосвященник однажды в год, в день очищения (в 10-й день 7-го месяца) совершал кропление кровью жертвенных животных очистилище, жертвенник, помещение скинии собрания, священников и народ. Этим он очищал (скорее, однако, символически, чем действительно) грехи свои и своего дома, священников и всего народа израильского (см. Лев. 16 ). Вопрос : Что такое «очистилище»? Ответ : Золотая крышка с золотыми же изваяниями херувимов для ковчега завета (бывшего главной святыней ветхозаветной скинии), где хранились сосуд с манной, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. «За второю же завесою была скиния, называемая «Святое Святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета; а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище» ( Евр. 9, 3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010