Пишущему сие известен следующий случай. Одна дочь богатых благородных родителей, светская девица В. И. М., отлично образованная, знавшая языки: французский, немецкий и итальянский, музыку, но не знавшая своей православной веры, случайно попала в Сергиеву лавру ко всенощной. Пред началом шестопсалмия, по уставу монастырскому, погашены были все свечи; теплились только тусклые лампады; настала тишина в храме, началось чтение шестопсалмия; внятное неторопливое и выразительное, с чуством, чтение поразило девицу: каждое слово казалось ей мечем проникающим до глубины души; она долго усиливалась скрыть от предстоящих свои впечатления, но против ее желания обнаружилось во вне то, что совершалос в глубине ее души, она навзрыд заплакала так, что обратила на себя внимание многих. После этого она переменила жизнь и умерла уже в преклонных летах преданной Церкви христианкой. А сколько таких было случаев! И дивиться ли этому? Многие, приходя в храмы монастырей, как изъясняет св. Апостол о приходящих в церковные собрания времен апостольских, сознавались, что тайны сердца их обнаруживаются и исповедывали предмонашествующими: «истинно c вами Бог» ( 1Кор. 14:25 ). Некоторые видели сослужащих, сославящих Бога ангелов вместе с братиями монастырей. Так, «блаженный Евлогий поведал следующее видение некоторого старца; по самой же вещи ему было видение. Старец этот стоял в церкви на всенощном бдении пред воскресными днем. Братия стояли ликами и пели псалмы Давидовы. Старец увидел, что церковь исполнилась света и, что Ангелы Божии воспевают с братиями. Когда окончилось всенощное бдение, Ангелы вышли из святого алтаря; поставлены были пред ними корзины как бы хрустальные, наполненные золотыми, серебряными и модными монетами, просфорами, как цельными, так и раздробленными на укрухи; также поставлен был небольшой золотой сосуд с муром и золотая кадильница с весьма благовонным фимиамом. Когда братия, прежде нежели выдти из церкви и разойтись по келлиям, подходили для поклонения к честному Кресту, то Ангелы давали некоторыми златники с изображением Господа нашего Иисуса Христа, другим сребренники с изображением Креста, иным медные монеты, иным целые просфоры, иным укрухи; одних Ангелы помазывали муром из золотого сосуда, других кадили кадильницей. Все это, как открыто было Богом старцу, означало различные благодатные дары, какие иолучала братия по своим подвигам. Некоторые же не получали ничего, а иные уходили, оставив в церкви полученное ими. Не приняли ничего те, которые не брегут о своем спасении, не сопротивляются скверным помыслам и не очищают сердца от страстей, но предаются сребролюбию и чревообъядению, оставили же в церкви полученные дары и ушли с пустыми руками те, которые занимаются еллинскими книгами, науками мира сего, предаются гордости, тщеславию и человекоугодию» (Избранные изречения святых иноков, собранные епископом Игнатием. Спб. 1870 г. стр. 136, 137).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Преславное сказано о Тебе, Город Бога/и вечно Царствующего над небесными и земными,/от Тебя Рожденного,/и от земли на небо Тебя Возведшего;/Ему непрестанно молись/о чтущих преславного Лика Твоего изображение;/С Ним мы Тебя величаем. Бесплотных воинства, патриархов сонм,/и Апостолов Божественное собрание,/пророков хор, и мучеников полки,/святителей и преподобных отцов множества,/и все святые, веселитесь с нами,/чествуя Божией Матери священную икону,/и Ее величая. Слава: Всё Ты, Пречистая Дева, освятила/рождением от Тебя Христа,/и явила еще большее просвещение –/многочтимый день Образа Твоего:/его празднуя, мы Тебя величаем. И ныне: Возвысь мощь православных христиан,/и низложи иноплеменных надменность,/Божия Родительница Пречистая;/в мире соблюди города Твои,/и все страны христианские сохрани,/где великое Твое и многославное имя/величается и с верою славится от всех,/Владычица Чистая. Светилен, глас 8 Богородицу Марию все воспоем: «Радуйся, Матерь Божия!/Радуйся, лестница одушевленная и разумная!/Радуйся, не сгорающий терновый куст!/Радуйся, всесвятой сосуд с манной!/Радуйся, цвет веры!/Радуйся, жезл расцветший!/Радуйся, золотая кадильница!/Радуйся, Дева, гора Божия тенистая!/Радуйся, освобождение праматери Евы!/Радуйся, Престол Божий!/Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,/подай и нам, недостойным, росу благодати Твоей/и яви милосердие Твое!» Молитва О, Пресвятая Дева Богородица, Премилостивая Владычица, Царица Неба и земли, всякого дома и семейства христианского Благоустроительница, трудящихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирот и вдов и всех людей Кормилица! Питательница наша, родившая Питателя Вселенной и Спорительница хлебов наших, Ты, Владычица, ниспосылаешь Свое Материнское благословение городам нашим, селам и нивам и каждому дому, на Тебя упование имеющему. Потому с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тебя: будь и нам, грешным и недостойным рабам Твоим, мудрой Домостроительницей, житие наше прекрасно устрояющей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

ПСАЛОМ 37 покаянный, возвещает о субботе, о упокоении вечном, праведным уготованном в Царствии Божием, когда откроется день вечный незаходимого покоя. ПСАЛОМ 38 в конец, или о Христе тайну содержащий, Имже верный приходит от суетного мира сего во Отечество Небесное благодатию Христа Господа. Здесь поучение о терпении и хранении сердца в молитве Иисусовой от греха. ПСАЛОМ 39 поучает в терпении и молитве ожидать от Христа Бога Отечества Небесного. Евангелие Христово явило песнь нову, и камень веры, и жертву крестную в Церкви велицей - всех любящих Христа. ПСАЛОМ 40 содержит пророчество о пречистых Страстях Христовых, о предании Его от злочестивого Иуды, о болезни и нищете Его, егда нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся. Слово " смертию умрешь " (Быт.2:17) - Адамову клятву понес Христос и даровал воскресение. ПСАЛОМ 41 выражает усердную любовь ко Христу Богу Человеколюбцу за Его благодеяния. Христос, яко бездна милосердия, покрыл бездну греховную человеческую на Кресте. ПСАЛОМ 42 изъявляет прошение об обновлении человека, ибо Христос - Сын Божий, Свет миру и Истина - вводит в гору святую - Церковь Свою и селения райские. ПСАЛОМ 43 в конец, разумения тайны всемогущества Христова в чудесах египетских. Сыны Кореевы - сыны терпения, ибо " Корей " значит " Голгофа " , место лобное; и Христос распятый - и Десница Божия, и Похвала; и Крест Его - рог спасения. ПСАЛОМ 44 о возлюбленном Отроке Иисусе, о великом изменении во вселенной: " во Христе, нова тварь " (2Кор.5:17), об обращении к вере, покаянию и о славе Богоматери и Церкви. Христос Бог в доброте - в благодати, во всемогуществе, премудрости, утвердил престол, жезл царствия, яко Царь и Царица - Пресвятая Богородица, предста одесную Царя Христа. Вся слава Дщери Царевы - Девы Богородицы - внутри, яко Премудрость созда Себе дом: " Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил " (Мф.1:23), ибо изведет жезл из корене Иессеева, и ублажат Деву вси роды. Она и несекомая гора, и лествица, и врата заключенная, и ковчег Завета, и золотая кадильница, и земля обетования, и руно Гедеоново, и купина неопалимая, Святая святых большая. И вся слава Дщери Царевы яко рясна златые - чистота, вера, любовь, благодать, и Она честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим. Приведутся Ея ради Царю девы в след Ея - души всех чистых и святых. И Богородица - Матерь Божия и Матерь всех христиан, и все верные - сыны Ее. Помяну имя Твое, Богородице, во всяком роде и роде, яко и Сама Пречистая воспела: " Се бо отныне ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мне величие Сильный и свято имя Его " (Лк.1:48-49).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

«Самым древним из сосудов святого, говорит Евальд (Alterthümer des Volkes Israel, 171), нужно считать стол для хлебов предложений; напротив жертвенник каждений был самый поздний сосуд; первый раз он появился только по занятии земли обетованной. Так как этот жертвенник предназначался собственно для священнической жертвы в ее отличии от обыкновенной (?), то он мог явиться только тогда, когда развилась священническая власть дома Ааронова». Против этого предположения, в настоящем случае, нам достаточно заметить, что все сосуды скинии находятся в такой тесной связи между собою и со всею системою жертвенного ветхозаветного богослужения, что, с устранением какого либо одного из них, перестанут быть понятными назначение святилища и его богослужение. Если же в законодательном описании жертвенник каждений не упомянут в ряду других сосудов святого, то причина этого скрывается частию может быть в истории переписок законодательства Моисея, а частию также в особенном значении самого жертвенника каждений, выделявшегося из ряда других сосудов святого и приближавшегося по своему значению к сосудам святого святых. По крайней мере об этом сосуде употребляются такие выражения, какие о других сосудах святого необычны: он является как бы предваряющим собою ковчег завета и стоит уже на переходе от святого к святому святых, пред лицем ковчега завета, пред лицем завесы святого святых и принадлежит уже давиру ( Исх.30:6, 40:5 , 3Цар.6:22 ). Мало того, апостол Павел ( Евр.9:4 ) представляет этот сосуд, названный им χρυσον ϑυμιατριον, золотая кадильница, стоящим непосредственно во святом святых. Отсюда некоторые древние толкователи Ориген (Homilia 9 in Exodus), Августин (Quaestionum in Exodus. 133:136) и новые исследователи Соси и де-Вогюэ вывели ошибочное заключение, что жертвенник каждений был постоянною принадлежностию второго отделения скинии или святого святых. Дело в том, что в приведенном месте апостол Павел изображает не постоянный вид святилища, а только картину скинии в день Очищения, когда первосвященник, взяв с жертвенника каждений очаг или кадильницу с курившимися угольями, вносил ее во святое святых, по особенному обряду, назначенному для дня Очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Священник произносит молитву фимиама. Здесь священник влагает фимиам (в кадильницу), и вместе упоминает о начале дней и ночей, или новолуниях и праздничных днях, также совершает поминовение живых и умерших, потом говорит: Благословен Отец всемогущий, вовек. Благословен Сын Единородный, Иисус Христос, вочеловечившийся от Святой Девы Марии. И благословен Дух Святой Утешитель, Бог наш. В приятное благоухание Святой Троице, Богу нашему. Когда же священник будет кадит на алтарь, то скажет: Аллилуиа Отцу; аллилуиа Сыну; аллилуиа Духу Святому, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Боже наш вечный, первый и последний, безначальный и бесконечный, великий в советах Своих, могущественный в делах Своих и мудрый в деятельности Своей, вездесущий, просим и умоляем Тебя, Господи, будь с нами в этот час, яви лицо Твое на нас, будь с нами и посреди нас, очисти сердца наши и освяти души наши, истреби нечестие наше и отпусти грехи наши, которые мы совершили волей или неволей, и сподоби нас принести Тебе приношение разумное и жертву благодарственную и духовную, войти внутрь Святого Святых. Помяни, Господи, Единую Святую Апостольскую Церковь , которая существует от концов до концов мира. Помяни, Господи, патриарха нашего авву (имярек) и святого и блаженного митрополита нашего авву (имярек), и всех патриархов, митрополитов, епископов, священников и диаконов. Помяни, Господи, и царя нашего (имярек). Помяни, Господи, отцов и братий наших, усопших и упокоившихся в вере православной. Помяни, Господи, собрание наше и благослови тех, которые находятся в нем, до конца. Священник Поклонимся Отцу и Сыну и Святому Духу, единому в Троице; говорится трижды. Народ повторяет то же трижды. Священник Радуйся, Святая Церковь , обитель мира. Радуйся, Дева Мария, Матерь Божия; Ты – золотая кадильница, носившая горящий уголь. Благословен тот, кто принимает Его из святилища, Его, Который отпускает грехи и истребляет беззакония (см. Пс. 31, 1 ), Который есть Господь Бог, Слово от Тебя воплотившееся, Который принес Себя Отцу Своему в прекрасное благоухание и многоценную жертву. Поклоняемся Тебе, Христе, с Отцом Твоим благим и милосердым, и с Духом Твоим Святым и животворящим; ибо Ты пришел и спас нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Характер живописи XVI столетия в основном определяется Москвой, хотя ещё сохраняются региональные особенности. С одной стороны это время создания строгих, канонически выверенных образов традиционной иконографии, мягких по рисунку и колориту, с другой – появление новых тем, связанных с усложнением их композиций и некоторой аллегоризацией образов . Не случайно дважды в середине века вопросы церковного искусства разбирались на поместных соборах – на Стоглаве 1551 г. и на Московском соборе 1554 г. На Стоглаве рассматриваются даже нравственно-дисциплинарные требования, предъявляемые к иконописцам, и конечно, вопросы иконографии. Интересны и вопросы царя Ивана Грозного о возможности изображения на иконах живых людей (“Благословенное воинство Небесного Царя” – в ГТГ) и о характере нимбов в композиции иконы Пресвятой Троицы. Следующий упомянутый собор разбирал челобитную дьяка Ивана Висковатого с недоумениями по поводу особенностей новой иконографии. Сам проситель был на три года отлучён о причастия, видимо, за резкость суждений, но актуальность постановки данной проблемы впоследствии стала более очевидной. Формируются школа царских иконописцев и Строгановская школа. В первой создаются более торжественные образы, вторая характеризуется витиеватостью и любовью к деталям. Они набирают силу и сохраняют свои особенности в XVII столетии. Есть интересные примеры предметов малых форм: трон Ивана Грозного, золотая кадильница царицы Ирины Годуновой, митра первого патриарха Иова и многое другое (ГММК). Интересна группа памятников зодчества, созданных сразу после освобождения Москвы от польской интервенции. Это Казанский собор на Красной площади, храм Покрова в Рубцово и Покрова в Медведково (имение князя Д. Пожарского). В них сохраняются характерные для предшествующего столетия формы, но появляются и некоторые особенности: например, глухие главки в шатровом медведковском храме. В тридцатые годы и позднее набирает силу тенденция строительства церквей с глухими декоративными шатрами на сомкнутом своде, подобных Успенскому храму Нижегородского Благовещенского монастыря.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Это же и Христос Спаситель наш образно открыл ученикам своим у Матфея святого в главе двадцать четвертой: «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет». Здесь следует знать, что мерзость запустения имеет троякое толкование. Первое: некоторые из учителей (Ипполит, Иероним и другие) мерзостью запустения считают самого антихриста, ибо он будет началом запустения, войн и гонений, надвигающихся на христиан, он же сядет в церкви Иерусалимской по слову великого Павла. Второе: некоторые из учителей (Феофилакт, Ефрем, Амвросий и прочие) под мерзостью запустения разумеют разорение и запустение града Иерусалима от Веспасиана кесаря римского 16 , о чем и Христос Спаситель наш предвозвестил в Евангелии у Марка святого в главе 13, сказав апостолам: «Учитель, посмотри: каковы камения и каково здание? Господь же отвечает: не останется здесь камня на камне неразоренного. И снова говорит иудеям: это оставляется ваш дом пустым». ( Мк. 13, 1–2 ). Это разорение и запустение описывает Иосиф–еврей 17 в книге о войне Иудейской и говорит, «что тоща было такое запустение этого города, какого прежде никогда не было, погибли тоща от голода и меча множество тысяч человек, уведены были в плен девяносто тысяч, о чем говорится в псалме 58: «Бог предварит меня о врагах моих, не убивай их, да никогда не забудут закон твой, рожденные силою твоею, низложи их, защитник мой, Господи». Здесь пророк Давид в лице Христовом молит Бога–Отца, чтобы не окончательно погубил иудеев. Это он делает изза родства своего, которое по плоти, и ради покаяния расселит их и их гордыню усмирит. Что и сбудется. С того времени расселились иудеи по всей вселенной, скитаясь бедно по различным церквам, не имея своего царствия и царя и церкви, о чем говорит Златоуст святой в слове на иудеев: «Где ныне жертвенник, ще же ковчаг, где сень и святая святых, где же священник, ще херувим славы, ще золотая кадильница, ще сосуды, ще обряды, ще огонь, сведенный свыше?»

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Это пророчество, называемое первоевангелием, исполнилось в лице Девы Марии. Она и есть та жена, от которой родился Сокрушитель главы змиевой. Другое ясное пророчество о Ней содержится в книге пророка Исаии. Господь предрекая Ахазу, царю из дома Давидова, и всему дому Давидову безопасность от врагов, угрожавших истребить этот род, в удостоверение, что эта угроза не сбудется, повелел пророку Исаии сказать Ахазу: се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог. ( Ис. 7:14 , Мф.1:23 ). Этою счастливою матерью Еммануила явилась происходившая из рода Давидова Дева Мария. В лице Ее сохранился этот благословенный род, предназначенный к тому, чтобы в среде его родился Спаситель мира. Из числа ветхозаветных прообразований укажем на те, которые упоминаются у апостола Павла в сегодняшнем апостольском чтении ( Евр. 9:1–5 ). В этом чтении содержится описание ветхозаветной скинии и ее принадлежностей. Чтение это положено в сей праздник потому, что скиния и ее принадлежности предызображали Пресвятую Богородицу. Как скиния была местом особенного присутствия Божия среди Богоизбранного народа, так и Пресвятая Дева сподобилась чести вместить в Своей утробе невместимого Бога Слово. В апостольском описании скинии указуются два отделения ее: святилище, или «Святое», и «Святая Святых». В первом отделении, по слову Апостола, были светильник и трапеза, с предложением хлебов. Светильник, т.е. семисвечник предызображал Пресвятую Богородицу в том смысле, что родившийся от Нее Христос есть источник благодати, просвещающей людей светом истины и оживотворяющей их теплотой сего света. Трапеза с хлебами предложения предызображала Пресвятую Богородицу в том смысле, что родившийся от Нее Христос есть наш питатель, предлагающий нам в пищу Свое учение, насыщающее алчущих и жаждущих правды. Во втором отделении скинии, по слову апостола, занимали место: кивот, или ковчег завета, золотая кадильница, сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший, скрижали завета и херувимы славы, осеняющие очистилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

30 . В четвертой день начальник сынов Рувимовых Елицур, сын Шедеуров. 31 . Приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное, 32 . Одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением. 33 . Один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение. 34 . Один козел в жертву за грех, 35 . И в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов и пять однолетних агнцев. Вот приношение Елицура, сына Шедеурова. 36 . В пятый день начальник сынов Симеоновых Шелумиил, сын Цуришаддая. 37 . Приношение его: одно серебряное блюдо: весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное, 38 . Одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением, 39 . Один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение, 40 . Один козел в жертву за грех, 41 . И в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов и пять однолетних агнцев. Вот приношение Шелумиила, сына Цуришаддаева. 42 . В шестой день начальник сынов Гадовых Елиасаф, сын Регуила. 43 . Приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят саклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное, 44 . Одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением. 45 . Один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение. 46 . Один козел в жертву за грех, 47 . И в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов и пять однолетних агнцев. Вот приношение Елиасафа, сына Регуилова. 48 . В седьмой день начальник сынов Ефремовых Елишама, сын Аммиуда. 49 . Приношение его: одно серебряное блюдо, весом, в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное, 50 . Одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Напротив, везде читаем, что он первый раз входил с углями и курением, следовательно, с кадильницей, которая, поэтому, не могла быть «за второю завесою», но, очевидно, была вне этой завесы. Д а и самое слово θυμιατριον показывает, что предмет, обозначенный этим словом, не есть кадильница дня очищения. Кадильницу дня очищения LXX толковников называют словом πυρεον. И в подлиннике она называется не , что соответствовало бы греческому θυμιατριον, но , что соответствует греческому πυρεον. Потом, прибавленное к слову θυμιατριον определение χρυσουν, также показывает, что предмет, обозначенный словом θυμιατριον, не есть кадильница дня очищения. На основании 27 гл. 19 ст. кн. Исход, где сказано, что «все принадлежности скинии для всякого употребления в ней» были сделаны из меди, можно думать, что и кадильница (собств. угольница) дня очищения была медная, и составляла одну из угольниц жертвенника всесожжений ( Исх.27:3, 38:3 ; Чис.4:14 ), употреблявшихся для воскурения фимиама, и принесения его перед лицо Господне ( Лев.1:1 ). 428 Правда, в позднейшее время, во время второго храма, первосвященник употреблял для каждения в святом святых в день очищения золотую кадильницу, как видно из предания, но эту кадильницу предание 429 называет не , что соответствовало бы θυμιατριον, но, согласно 16 гл. кн. Левит, называет , что соответствует греческому πυρεον. И хранилась эта золотая кадильница не в святом святых, а в особой комнате, устроенной специально для хранения сосудов. Нельзя также разуметь под словом θυμιατριον тот золотой сосуд, в котором первосвященник в левой руке 430 носил в день очищения в святое святых курение для того, чтобы положить последнее на огонь перед лицом Господним. Сосуд этот по преданию называется , 431 и это не есть кадильница, а просто фимиамник. Золотой сосуд был известен еще во времена Моисея ( Исх.25:29 ; Чис.7:14, 20:26 и др.). Но этот сосуд нельзя разуметь под словом θυμιατριον, во-первых, потому, что LXX толковников переводят слово в тех местах, где оно означает 432 фимиамник, словом ϑυσχη, а не ϑυμιατριον.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010