Содержание Жизнеописание святителя Николая Сербского Тропарь святителю Николаю Сербскому Проповеди О нашем церковном проповедничестве Новые темы проповедей Первая проповедь Вторая проповедь Третья проповедь Видение невидимого Что Господь Иисус Христос писал перстом на песке? Принцип восточной православной Церкви На освящение церкви в селе Врдилы Бог явился, братья! На Богоявление О Преображении Господнем Христос умер за нас Притча о блудном сыне Лепта на Божий храм О Святой Троице Дивное творение Духа Святого О сроднике Христовом В день Святых Апостолов Крест и светлые символы нашей веры Оружие против страха О Святых Ангелах Божиих Вера, благочестие и патриотизм О человеческих судьбах Успение Богородицы Поздравление братствам с праздником Покрова Пресвятой Богородицы Золотая кадильница В день Святого угодника и чудотворца Святителя Николая Не бойся, токмо веруй! Слово о благословенном царстве О нейтралах «Помоги, Боже, всем, помоги и нам» Добрый или Великий О задушбинах О любви к Богу О трех крестах Крестное поле Ношение креста Ценность человеческой души Кто постыдится Христа О кладбище Хранилища, усыпальницы, опочивальни Тесно ли на кладбище Проклятие и благословение Молельная на кладбище Смысл против бессмыслицы Голод Нравственные проблемы Об уважении к священнику Духовный строитель Признаки отсутствия страха Божия Исповедование чужих грехов Молитва во всем помогает Не будь хуже осы Кумовство Высокая честь Притча старца Дидима царевичу Катаяме Рассказ об эгоисте Вспомни, серб Народная мудрость сербов Конь и осел История вторая Участь мучителей христиан «Творите дела правды» – поучал святитель Николай (Велимирович). В данной книге представлены избранные проповеди Владыки, полные любви и заботы о ближнем. Его наставления являют собой врачующую «живую воду» для больной и скорбящей души и помогают человеку открыть свое сердце для Милосердного Бога. Жизнеописание святителя Николая Сербского (Память 5/18 марта, 20 апреля/3 мая) Все, что им написано – Небесное сокровище. |
Глава 9 Евр.9:1 . И первый завет , конечно, имел некоторые законы, служившие к достижению правды, тем, что требовал смертной казни за грех . Но это (новозаветное) освящение, то есть закон, освящающий нас посредством воды, не преходящ, как тот (ветхозаветный), но во век пребывает, заменив собою и отвергши ветхий закон посредством благовествованного чрез Иеремию Нового Завета. Говорит потом о скинии времени (временной) и о всем, в ней бывшем, дабы раскрыть и доказать, что и это все прешло вместе с ее преходящим законом. Ведь невозможно было всему этому оставаться после упраздненного закона, так как и это все служило только символами и прообразами того истинного служения Богу, которое пребудет всегда. Итак, снова указывает Апостол на то, что упраздняется и служение, бывшее в скинии временной, которою иудеи особенно величались, когда говорит: Евр.9:2 . скиния первая... была... устроена так, что в ней были светильники и стол с другими предметами. Евр.9:3–5 . В скинии же внутренней, которая называлась святая святых, под завесою,.. кадильница золотая и ковчег, совне и внутри покрытый золотом, и прочее. Но нет нужды говорить теперь подробно и по порядку (об этих предметах); ибо, хотя каждый из этих предметов был поставлен в своем месте для отправления известных служб, однако же все это были только таинственные прообразы сего небесного таинства, так что когда явилась истина, то уже нет для нас нужды обращаться к теням. Во внешнюю ту Евр.9:6 . скинию всегда входили священники, совершая свои службы, Евр.9:7 . во вторую же входил только раз в год один... первосвященник, – и притом не без крови, которую приносил сначала за свои, а потом за народные грехи... неведения. В этом прообразовательно Евр.9:8 . указывал дух Святый на путь во святилище, то есть посредством закона о вхождении первосвященника во святое святых Дух Святый прообразовательно указал на евангелие, которое надлежало открыть людям. Итак, внешняя скиния была подобием и " притчею» или символом, относящимся к некоторому времени, поскольку |
Золотая кадильница И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8:1–4 ) Это одно из великих видений, видеть которое удостоился Иоанн Богослов сын Зеведеев, когда-то бывший простым рыбаком на Галилейском озере, ставший впоследствии великим апостолом Христовым. Это чудесное и утешительное видение для больных, а не для здоровых, для грешных, а не для праведных, для скорбящих, а не для радующихся. Наше утешение в том, что святые Божии на небесах молятся о нас Богу, ибо за кого они еще могли бы возносить молитвы, если не за нас, странников земных, грядущих в Царство Небесное, спотыкающихся и падающих в пути? Нет им нужды молиться о себе, ибо они окончили свой земной путь и вошли в Царство. Святые Божии возносят молитвы за нас, своих братьев, которые еще в пути. О чем молятся святые пред престолом Божиим? Они возносят молитвы, которые нам необходимы, своими молитвами они исправляют и очищают наши молитвы и доносят их к Богу. Ангел Божий освящает эти молитвы небесным фимиамом из золотой кадильницы, каков этот фимиам небесный – мы знать не можем, но без сомнения, его благоухание Господу слаще и приятнее любого земного благоухания. Сказано, что Ангелу дано «множество фимиама», это значит, что и молитвы святых Божиих многочисленны. А еще это может означать, что наши молитвы требуют очищения святыми, чтобы они чистыми доходили до престола Бога жизни, ибо страшное слово сказал пророк: «Вся праведность наша – как запачканная одежда» ( Ис. 64:6 ). Да постыдятся еретики и сектанты, не почитающие святых и не возносящие им молитв. Священное Писание обличит их ложь. И святой Иоанн тайнозритель обличит их ложь, ибо он созерцал живых святых Божиих, видел, как они молятся Богу за грешный мир. Видел Ангелов Божиих, которые освящают молитвы святых «множеством фимиама». Видел, как молитвы всех святых возносятся к Пречистому престолу Всевышнего. Кому поверим, если Богу не поверим? Кто, кроме Самого Бога, откроет нам тайны Божии? «Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго перед тем, чтобы нам можно было сказать: «правда»? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших» ( Ис. 41:26 ), так говорит пророк о людях и тщетности человеческой. Только Бог откроет истину, и Бог открыл истину через Своих пророков, через евангелистов и апостолов. А еретики и сектанты выдают за Божию истину свои измышления. |
Блаженный Евлогий поведал следующее. Одному старцу было видение, Стоял он в церкви на всенощном бдении перед воскресным днем. Братия пели псалмы Давидовы. Старец увидел, что церковь наполнилась светом и что Ангелы Божии воспевали с братиями. Когда окончилось всенощное бдение, Ангелы вышли из святого алтаря. Поставлены были пред ними корзины как бы хрустальные, наполненные золотыми, серебряными и медными монетами, просфорами целыми и раздробленными. Также поставлен был небольшой золотой сосуд с миром и золотая кадильница с благовонным фимиамом. Когда братия, прежде чем разойтись по кельям, подходили для поклонения к честному кресту, то Ангелы давали некоторым златницы с изображением Господа нашего Иисуса Христа, другим – серебряники с изображением креста, иным медные монеты, иным – целые просфоры, иным – укрухи. Одних Ангелы помазывали миром из золотого сосуда, других кадили кадильницею; некоторые не получили ничего; иные же уходили, оставив в церкви полученное ими. Старец помолился Богу, чтобы открыто ему было значение видения и почему дары не равны, тогда как все вместе совершали псалмопение и бдение. И было открыто ему, что принявшие по златнице суть те, которые на среду, пяток, недельные дни и двунадесятые праздники совершают бдение трезвенно с вечера до утра; принявшие серебряники – те, которые бдят с полуночи до утра; принявшие медную монету – те, которые понуждаются к псалмопению; принявшие целые просфоры прилежат к чтению книг; получили укрухи новоначальные, не вступившие еще в совершенное иноческое житие; помазаны миром послушные во всем отцу своему и отдавшие себя в услужение всем, – помыслы и труды их вменяются пред Богом в миро ; те же, которые окурены фимиамом кадила, суть вдавшиеся молве и приходящие в чувство только тогда, когда войдут в церковь ; не приняли ничего небрегущие о своем спасении, не сопротивляющиеся скверным помыслам и не очищающие сердца от страстей, но предавшиеся сребролюбию и чревообъядению; оставившие в церкви полученные ими дары и ушедшие с пустыми руками суть те, которые увлекаются еллинскими книгами, науками мира сего, – предавшиеся гордости, тщеславию и человекоугодию (106, 116). |
Оно доставляет нам не только труд (постараемся войти в покой оный), но и плоды ходатайства — милость и благодать для благовременной помощи (4:16). Ходатайство Христово следует понимать не униженно, как младший к старшему, как священник к Богу, но богоприлично, как выражение горячности и силы любви Сына Божия к нам , как Его моление о нас перед Отцом в качестве посредника, причем за нас ходатайствует и Святой Дух (Рим. 8:26) . Как и Сын, Святой Дух ходатайствует и действует самовластно, а не подчиненно, и домостроительствует в раздаянии дарований по достоинству каждого (1 Кор. 12:4–6, 11) . Надо сказать, что ходатайство Святого Духа опровергает идею адвентистов о системе богослужения в небесном храме и показывает, что в силу крестной Жертвы мы получили надежду на прощение и доступ к Отцу (Еф. 2:18), и поэтому Сын и Дух теперь умоляют Отца за нас. Земное богослужение — лишь внешняя символическая форма посреднической, ходатайственной функции священника. Ясно, что сила и власть Святой Троицы реальны, а не символичны. Если мы не хотим умалить Сына, то должны признать Его непосредственный доступ к Отцу, не опосредованный через богослужение. Реальность небесного богослужения делает Сына неполновластным. Однако в видениях Е. Уайт именно так, через призму субординационизма, описывается богослужение в Святом святых небесного храма: «Между херувимами находилась золотая кадильница. В тот момент, когда молитвы святых возносились с верой, достигали Иисуса и Он представлял их Своему Отцу, — тогда из кадильницы поднималось благовонное облако курения, как бы окрашенное в гамму цветов различных оттенков, — что представляло собой прекрасное зрелище. Над ковчегом, у которого стоял Иисус, находилась неописуемая слава, на которую я не могла смотреть. Она имела вид престола Божьего. Когда дым курения возносился к Отцу, тогда слава от Его престола переходила к Иисусу, а от Иисуса к тем, чьи молитвы возносились подобно благоухающему фимиаму. Над Иисусом изливался обильный свет, который отражался от Него на престол благодати и наполнял весь храм славой Божьей» . |
одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением, один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение, один козел в жертву за грех, и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Ахиезера, сына Аммишаддаева. В одиннадцатый день начальник сынов Асировых Пагиил, сын Охрана; приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное, одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением, один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение, один козел в жертву за грех, и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Пагиила, сына Охранова. В двенадцатый день начальник сынов Неффалимовых Ахира, сын Енана; приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное, одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением, один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение, один козел в жертву за грех, и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев; вот приношение Ахиры, сына Енанова. Вот приношения от начальников Израилевых при освящении жертвенника в день помазания его: двенадцать серебряных блюд, двенадцать серебряных чаш, двенадцать золотых кадильниц; по сто тридцати сиклей серебра в каждом блюде и по семидесяти в каждой чаше: итак всего серебра в сих сосудах две тысячи четыреста сиклей, по сиклю священному; золотых кадильниц, наполненных курением, двенадцать, в каждой кадильнице по десяти сиклей, по сиклю священному: всего золота в кадильницах сто двадцать сиклей; во всесожжение всего двенадцать тельцов из скота крупного, двенадцать овнов, двенадцать однолетних агнцев и при них хлебное приношение, и в жертву за грех двенадцать козлов, |
И возьмут все вещи служебные, которые употребляются для служения во святилище, и положат в одежду из голубой шерсти, и покроют их покровом из кож синих, и положат на носилки. И очистят жертвенник от пепла и накроют его одеждою пурпуровою; и положат на него все сосуды его, которые употребляются для служения при нем – угольницы, вилки, лопатки и чаши, все сосуды жертвенника – и покроют его покровом из кож синих, и вложат шесты его.... Когда, при отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покроют всё святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести; но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть» ( Чис.4, 2–15 ). Тогда как перепись, начинающаяся с одномесячных, научает, что и самое незлобие святых угодно и благоприятно Богу: то, что для священных дел назначен один законом определенный возраст – от двадцати пяти и до пятидесяти лет, означает, думаю, что превосходное и безукоризненное служение Богу совершает все, что уже разумно и еще крепко: ибо уже в числе таковых тот, кто двадцати пяти лет, но еще – и тот, кто достиг пятидесяти. Потому что склонился уже к прекращению крепости муж, перешедший за пятьдесят лет, и уже не находится во вполне цветущем возрасте, но как бы подвигается к болезням старости. А между тем никто неразумный, а также и никто бессильный не может беспорочно служить Богу, если правда то, что дела крепости и совершенной разумности суть те, которые направляются к добродетели, и которым определена похвала от законодателя. К. Служению происходивших из рода Каафова подлежало Святое Святых, но только после того как наперед приблизятся к нему священники и закроют его. Ибо повсюду более чтится преимуществующее по чину и все, что есть у Бога, держится в порядке, беспорядочного же совсем ничего нет: и левитский род был в услужении и подчиненном положении при священнодействиях лиц выше поставленных. Кроме того святой ковчег, золотая кадильница, светильник и служебные сосуды покрываются кожами и одеждами синими, причем синий цвет означает свыше и с неба нам являющееся: ибо такого цвета простирающийся в высоту и глубокую даль эфир. |
Е Ева • Евангелие • Евангелие от Иоанна • Евангелие от Луки • Евангелие от Марка • Евангелие от Матфея • Евангелист или благовестник • Еввул • Евеи • Евей • Евер • Евильмеродах • Евника • Евнух • Еводия и Синтихия • Евреи • Евтих • Евфрат • Египет • Еглаим • Еглон • Едем • Еден • Едер • Едом • Едрея • Еж • Ездра • Езекия • Екбатана • Екрон • Елам • Елаф • Елдад и Модал • Елеазар • Елеале • Елеонская гора • Елиаким • Елизавета • Вариисус, Елима • Елимелех • Елим • Елиса • Елисей • Елифаз • Елиав • Елиаким • Елиам • Елиезер • Елиуд • Елиуй • Елкана • Елкосея • Еллада • Еллассар • Еллинисты • Еллины, Еллада • Елмодам • Елнафан • Елон • Елуль • Елханан • Елцафан • Еман • Емаф • Емаф-Сува • Емек-Кециц • Емима • Еммануил • Еммор • Ен • Ен-Ганним • Енгедди • Аэндор, Ен-Дор • Ен-Риммон • Ен-Шемеш • Ена • Енаим • Енаки • Енакимы • Енномова долина • Енон • Енос • Енох • Епанча • Епафрас • Епафродит • Епенет • Ераст • Ермоген • Ермон • Ерм и Ермий • Есевон • Есек • Еслим • Есром • Есть книгу • Есфирь • Етаним • Ефа • Ефам • Етам • Ефан • Ефваал • Ефер • Ефес • Ефиопия • Ефод • Ефраим • Ефрафа • Ефремов лес • Ефрем • Ефрон • Еффафа • Еффей • Ецион-Гавер • Ешбаал • Ештаол • Естаол • Ештемо • Естемоа • Ж Жаба • Жатва • Жезл • Жезл Ааронов • Жезл миндальный • Железо • Желтый шелк • Желудок • Желчь • Жемчуг • Жених • Женщина • Жернов • Жертва • Жертва благодарения • Жертва возлияния • Жертва всесожжения • Жертва за грех и жертва повинности • Жертва мирная • Жертва по обету • Жертва ревнования • Жертва усердия • Жертва от усердия • Животные • Жребий • Жрецы • Жук • Журавль З Завад • Завдий • Завеса • Завет • Завулон • Завуф • Заем • Закалывание • Закваска • Заклинатели • Заклятие или заклятое • Закон • Законники • Закон Моисея • Закхей • Залог • Замзумимы • Замврий • Заноах • Западное море • Запечатление Духом • Записи Гада прозорливца • Записи Ииуя, сына Ананиева • Записи Нафана пророка • Записи Самея пророка и Адды прозорливца • Записи Хозая • Заповеди человеческие • Запястье • Зара • Зарай • Заред • Захария • Заяц • Звезды • Зеббуда • Зеведей • Зевей и Салман • Зевул • Зелфа • Земледелие • Землетрясение • Земля • Земля горшечника • Земля крови • Земля Хамова • Зереш • Зеркала • Зерно • Зив • Зилот • Зимврия • Зимран • Зимри • Зина • Зиф • Зихрий • Змей • Знамение • Золото • Золотая кадильница • Золотой жертвенник • Золотой нарост • Зоровавель • Зохелет • Зрелище • Зузим |
Блаженный Евлогий поведал следующее видение некоего старца. Старец этот был в церкви на всенощном бдении перед воскресным днем. Братия стояли и пели псалмы Давидовы. Старец увидел, что церковь исполнилась света и что Ангелы Божий воспевают с братиями. Когда окончилось всенощное бдение, Ангелы вышли из святого алтаря. Перед ними были поставлены корзины, как бы хрустальные, наполненные золотыми, серебряными и медными монетами, просфорами, как цельными, так и разделенными на кусочки. Был поставлен небольшой золотой сосуд с Миром и золотая кадильница с благовонным фимиамом. Когда братия, прежде чем выйти из церкви и разойтись по келиям, подходили для поклонения к Честному Кресту, то Ангелы давали некоторым златницы с изображением Господа нашего Иисуса Христа, другим – сребреники с изображением креста, иным – медные монеты, третьим – целые просфоры, кому – кусочки; одних Ангелы помазывали Миром из золотого сосуда, других кадили кадильницей. Некоторые не получили ничего, кто-то уходил, оставив в церкви полученное им. Старец помолился Богу, чтоб ему было открыто значение видения и почему дары неравные, в то время как братия все вместе занимались псалмопением и бдением. И было ему открыто, что принявшие по златнице – это те, кто на среду, пяток, недельные дни и двунадесятые праздники совершает бдение трезвенно с вечера до утра. Принявшие сребреники бдят с полуночи до утра. Принявшие медную монету – те, которые понуждаются к псалмопению. Принявшие цельные просфоры прилежат чтению книг. Получившие укрухи (кусочки) – новоначальные, не вступившие еще в совершенное иноческое житие. Помазаны Миром – послушные во всем своему отцу и отдавшие себя в услужение всем: пот и труды их вменяются перед Богом в Миро. Те, которые окурены фимиамом, заняты разговорами, они приходят в чувство тогда, когда входят в церковь . Не приняли ничего небрегущие о своем спасении, не сопротивляющиеся скверным помыслам и не очищающие сердца от страстей, но предавшиеся сребролюбию и чревообъедению. Оставившие в церкви полученные ими дары и ушедшие с пустыми руками – это те, которые занимаются изучением эллинских книг, науками мира сего, предавшиеся гордости, тщеславию и человекоугодию. (Еп. Игнатий. Отечник. 3). |
В 1814 г. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат был упразднен и Церковь Зап. Грузии вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ. Предпринятая российскими властями церковная реформа, имевшая целью сократить число епархий, храмов, мон-рей и священнослужителей, провести секуляризацию церковного имущества, перевод богослужения на церковнослав. язык, произвести увеличение и замену натуральных податей денежными сборами и др., была воспринята населением Имерети и Гурии крайне болезненно. В июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы приступили к закрытию мон-рей и храмов и освобождению от службы священников, вспыхнуло Имеретинское восстание 1819-1820 гг., к-рое возглавили Д., митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе), дочь имеретинского царя Соломона II царевна Дареджан, кн. Иване Абашидзе. Груз. экзарх Феофилакт (Русанов) обвинил Д. и сщмч. Евфимия в подстрекательстве народа и убедил светские власти в необходимости ареста мятежных архиереев. В Зап. Грузию были введены дополнительные военные силы, правителю Имерети полковнику И. А. Пузыревскому начальник корпусного штаба ген.-лейтенант А. А. Вельяминов рекомендовал, «если нельзя живых схватить, то истребить», и во избежание еще больших волнений вывезти тела убитых из Грузии (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 574, 576). Ночью 4 марта 1820 г. Д., сщмч. Евфимий, архим. Григорий (Цкитишвили) и неск. имеретинских князей были схвачены, Д. оказал сопротивление и был избит прикладами ружей и штыками. Пленники с мешками на головах были отправлены на лошадях через Лихский перевал в Вост. Грузию, чтобы затем по Военно-Грузинской дороге проехать в Россию (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 582). 8 марта (ГПЦ на основании альтернативных источников считает, что 6 марта) на пути между Сурами и Гори Д. скончался. Тело митрополита похоронили в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в крепости Ананури , расположенной на Военно-Грузинской дороге (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 584). Его могильная плита утеряна, однако Ф. Жордания приводит устные свидетельства о том, что Д. был похоронен на расстоянии 2,5 аршина от иконы Пресв. Богородицы (вероятно, имеется в виду алтарная икона) ( Жордания. Хроники. Т. 3. С. 858). Сохранилась посмертная опись принадлежащих Д. предметов (утеряны), таких как крест св. Анны 1-й степени, 2 Владимирских креста, панагия с изображением Христа и с драгоценными камнями, большой позолоченный серебряный крест с эмалями, серебряная икона с частицами святых и вмч. Георгия, Евангелие в серебряном позолоченном окладе с драгоценными камнями, кадильница, крупный яхонт в серебряной оправе с золотыми элементами, небольшая золотая икона, рус. и тур. деньги и проч. бытовые предметы (КутЦИА. Ф. 21. Ед. хр. 305). |
| |