«Под водою живою и чистою, – говорит тот же св. Отец, – разумей животворящее Слово Божье, истинно чистое и греху совершенно непричастное, Которое явилось во плоти как бы в глиняном сосуде; ибо что плоть есть персть и от земли взята, как или с какой стороны может быть это сомнительно? Под землёю же, взятой от скинии, разумей Потерпевшего смерть ради нас, ибо естеству человеческому сие сказано ( Быт.3, 19 )» (тв. ч. 3, стр. 76–77). Гл. 6, 10 и в дéнь осмый да принесéт двá гóрличища или двá птенцá голубина к жерцý пред двéри скинии свидения и в восьмой день должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей, к священнику, ко входу скинии собрания Гл. 6, 12 И да приведéт áгнца единолетна в преступлéние и должен он… принести однолетнего агнца в жертву повинности «Вместе с птицами приносится также и агнец, чтобы во всём был разумеваем Христос, – говорит тот же св. Отец, – в птицах – как сошедший свыше и с небес, а в агнце – как снизу и от земли, ибо Слово, будучи Богом по естеству, плоть бысть ( Ин.1, 14 )» (тв. ч. 3, стр. 222). Гл. 6, 25 да просветит Госпóдь лицé Своé на тя и помилует тя да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя В этом втором благословении иерея, – по мнению бл. Феодорита (тв. т. 1.стр. 201), – «предрекается пришествие Бога и Спасителя нашего, ибо Его домостроительство по плоти исполнено милосердия, почему даровано нам примирение с Богом, ибо сему научает последующее благословение (ср. Еф.2, 14 )». Гл. 7, 13 и приведóша дáры своя пред Гóспода шéсть колесниц покрытых и дванáдесять волóв и представили приношение свое пред Господа, шесть крытых повозок и двенадцать волов По мнению св. Ефрема Сирина , эти «двенадцать волов изображают двенадцать апостолов» Христовых (тв. ч. 6, стр. 547). Гл. 7, 14 фимиáмник един десяти златник, пóлн фимиáма одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением «Фимиамник, исполненный благовоний, – по толкованию того же св. Отца, – изображает душу Еммануила, которой не возмущали греховные страсти» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Радуйся кадильница, место молитвы, возносимой пред Господом о всем мире; Ты исполнена благовонием Духа; о Тебе некто с удивлением воскликнул: кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее? (Там же 3:6). Радуйся злато чистое, огнем Духа испытанное в горниле Божием и никакой нечистоты зла не имеющее, из которого сделанный светильник, и трапеза, и все, что по закону составлено было из золота, в иносказательном значении прилагается к Тебе, имеющей златые и многие наименования. Радуйся, древо не гниющее; Ты не допустила червя тления греховного и из Тебя устроен Богу духовный жертвенник, составленный не из дерев не гниющих, но из чистой утробы. Радуйся, царская порфира; Ты из девственных кровей Своих соткала пурпуровую одежду для Того, кто говорить в Песнях: заплетете главы Твоея, яко багряница. Что украсится еси и что усладимся еси? (7:56) Радуйся, виссон свитый; Ты сокрыла в уме Своем высокие, божественные мысли и не открыла входа для противных обольщений. Кто будет сие — сказала Ты — идеже мужа не знаю? (Лк.1:14). Чрез Тебя приготовлена пурпуровая и золотая одежда для Священноначальника высших сил. Радуйся гиацинт, волна девства, имеющая огненный вид; из Тебя таинственно сделана Богу одежда плоти. Радуйся легкое облако; земное и тяжелое Ты делаешь легкою, как–бы воздушною скиниею и заключаешь хлеб жизни, как в жертвеннике; на Тебе почивает Господь, как предвозвестил Исаия (19:1). Радуйся непорочная, неприкосновенное украшение девства; Ты родила непорочное Слово и от Тебя воссияло девство. Радуйся чистая; Ты одна можешь похвалиться, что имеешь чистое сердце; гора, истинно приятная Богу, от которой новый Израиль очищается лучше и прочнее, нежели древний. Радуйся неискусобрачная, подобно матерям изобилующая млеком для питания Младенца, из которой извлекает девственное млеко Тот, кто питает все. Радуйся нескверная, одна достойная того, чтобы Бог обитал в Тебе и по рождению Своему имеющая божественное достоинство; посему кланяются Тебе и все небесный силы. Радуйся руно, символ победы Гедеона; из Тебя образно проистекла вечная роса — Тот, кто Сам говорит: дерзайте, яко Аз победих мир (Ин.16:33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Самым вероятным нужно признать то мнение, по которому , есть массивная, золотая плита, или доска такой же длины и ширины, как ковчег завета ( Исх.37:16 ). Плита эта составляла покрывало для всего ковчега, 128 что и отмечено словом πθεμα, которым LXX толковников перевели слово в 6 ст. 37 гл. кн. Исх. На плите было сделано изображение двух херувимов. Изображение одного – с одного края плиты, a изображение другого с» другого края. Изображения херувимов стояли с простертыми кверху крыльями, прокрывая ими плиту. Лица херувимов были обращены друг к другу и к плите ( Исх.25:1 820, 37:7; Чис.7:89 ). Назначение плиты было не составлять место, где очищались грехи, как думают защитники первого мнения, не служит простою крышкою для ковчега, как думают защитники второго мнения, но главным образом быть седалищем Бога, быть тем местом, где являлся Бог и возвещал Моисею свою волю ( Исх.25:22, 30:6 ; Чис.7:89 ), a вместе с тем, конечно, покрывать ковчег и быть местом очищения грехов. Так как составлял место присутствия Божия, то понятно, это и служило главной причиной, почему Аарон не должен был во всякое время входить в святое святых ««пред крышку», а должен был прежде непременно исполнить те условия, какие нужны были для входа в святое святых. Господь, запретив под страхом смерти входить во всякое время в святое святых, вслед затем добавляет: «ибо в облаке Я буду являться над крышкою», 129 желая, очевидно, заказать причину своего запрещения. Выражение: «Я в облаке буду являться над крышкою», с давних пор возбуждает между толковниками споры, которые состоят в том, какое облако здесь разумеется. В то время, как одни толковники говорят, что здесь разумеется облако, которое указывало евреям путь в пустыне, и которое покрыло скинию, когда она была устроена ( Исх.40:348 ; Чис.9:1523 ), другие, напротив, говорят, что здесь нужно разуметь то облако, которое выходило из кадильницы первосвященника и покрывало , лежавший на ковчеге свидетельства. 130 Так как для нас не имеет особенно важного значения вопрос о том, какое здесь разумеется облако, то мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Светилен, глас 8 Богородицу Марию вси воспоим:/радуйся, Мати Божия,/радуйся, лествице одушевленная и разумная,/радуйся, купино неопалимая,/радуйся, стамно всесвятая,/радуйся, цвете веры,/радуйся, жезле прозябший,/радуйся, златая кадильнице,/радуйся, горо Божия приосененная Дево,/радуйся, разрешение первыя Евы,/радуйся, престоле Божий,/радуйся, благодатная, Господь с Тобою,/подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея/и яви милосердие Твое. Богородицу Марию все воспоем: “Радуйся, Матерь Божия!/Радуйся, лестница одушевленная и разумная!/Радуйся, не сгорающий терновый куст!/Радуйся, всесвятой сосуд с манной!/Радуйся, цвет веры!/Радуйся, жезл расцветший!/Радуйся, золотая кадильница!/Радуйся, Дева, гора Божия тенистая!/Радуйся, освобождение праматери Евы!/Радуйся, Престол Божий!/Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,/подай и нам, недостойным, росу благодати Твоей/и яви милосердие Твое!” Молитва Пресвятая Дево Богородице, премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей кормительнице и питательнице, рождшая Питателя вселенныя и спорительнице хлебов наших! Ты, Владычице, низпосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди, нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей, домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, премилостивую питательницу и кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/kanon-...

(Ст. 13). В названии же новый, употребленном у Иеремии, показал ветхость перваго, а ветшающее и стареющее близко к исчезновению.   Глава 9 (Ст. 1). И первый завет, конечно, имел некоторые законы, служившие к достижению правды тем, что требовал смертной казни за грех. Но это (новозаветное) освящение, то есть закон, освящающий нас посредством воды, не преходящ, как тот (ветхозаветный), но вовек пребывает, заменив собой и отвергнув ветхий закон посредством благовествованного чрез Иеремию Нового Завета. (Ст. 2). Говорит потом о скинии времени (временной) и о всем, в ней бывшем, дабы раскрыть и доказать, что и это все прешло вместе с ее преходящим законом. Ведь невозможно было всему этому оставаться после упраздненного закона, так как и это все служило только символами и прообразами того истинного служения Богу, которое пребудет всегда. Итак, снова указывает апостол на то, что упраздняется и служение в скинии временной, которой Иудеи особенно величались, когда говорит: скиния первая была устроена так, что в ней были светильники и стол с другими предметами. (Ст. 3–5). В скинии же внутренней, которая называлась Святая-святых, под завесой — кадильница золотая и ковчег, извне и внутри покрытый золотом, и прочее. Но нет нужды говорить теперь подробно и по порядку (об этих предметах); ибо хотя каждый из этих предметов был поставлен на своем месте для отправления известных служб, однако же все это были только таинственные прообразы сего небесного Таинства, — потому, когда явилась истина, нет для нас нужды обращаться к теням. (Ст. 6–8). Во внешнюю ту скинию [то есть в первое или переднее ее отделение] всегда входили священники, совершая свои службы, во вторую же входил только раз в год один первосвященник, — и притом не без крови, которую приносил сначала за свои, а потом за народные грехи неведения. В этом прообразовательно указывал Дух Святый на путь во святилище, то есть посредством закона о вхождении первосвященника во Святая святых Дух Святый прообразовательно указал на Евангелие, которое надлежало открыть людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Хотя дополнительные и отделочные работы продолжались еще несколько десятков лет, но уже ко времени Спасителя вновь воздвигнутое здание поражало своим великолепием. Здесь было, кажется, все, чего требовала прихотливая роскошь и что изобрела архитектурная фантазия Востока. Здесь были ворота, обложенные золотом и серебром; ворота из дорогой коринфской бронзы, еще более драгоценные; грациозные, украшенные башнями портики, вымощенные цветным мрамором; двойные переходы с великолепными колоннами, богато орнаментированные, украшенные арабесками и скульптурой; в царском притворе тянулись четыре ряда коринфских колонн в 27 футов вышиной, настолько толстых, что только три; человека могли обхватить их растянутыми руками; двери, ведущие в святилище, были позолочены и покрыты вавилонскими пурпуровыми коврами, шитыми золотыми цветами, и над этими дверями была великолепная золотая лоза с колоссальными кистями величиною в рост человека, возбуждавшая у всех безграничный восторг и служившая символом Израиля; стены, украшенные роскошной мозаикой, были сложены из громадных полированных камней сорока локтей в длину и десяти в высоту, говоривших о трудолюбии и благотворительности целых поколений. Центральное здание, где устроены были святилище и Святое святых, охотно сравнивалось раввинами, по его виду, с лежащим львом: оно с своею мраморной белизной и золотыми крышами, унизанными острыми шпицами, чтоб не давать садиться птицам, выглядело подобно красивой горе, снежная вершина которой золотилась солнцем. Назначение и расположение дворов и святилища были установлены законом Моисеевым. Во дворе священников было так называемое медное море для омовения, в середине был огромный жертвенник, сделанный из неполированных камней. На северной стороне находились мраморные столы для мяса жертвенных животных. В святилище стояли стол для хлебов предложения, жертвенник кадильный и семисвечный светильник — весь из литого золота. Святое святых было пусто: там, где некогда стоял ковчег завета, находился камень, на который первосвященник полагал свою кадильницу в день очищения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Чис. 6:7 – «Яко венец Бога своего на главе его». В прежнем переводе было: «яко мольба ему Богу на нем на главе его», т. е. потому, что обет (υχ) Богу его у него на главе его. В еврейском слову мольба соответствует nezer, которое значит и венец, и посвящение, или обет назорейства. См. выше Лев. 8:9 . Чис. 7:5 – О приношениях скинии, представленных от 12 князей после освящения ее, сказано: «не на всяк год от них возьми». В прежнем переводе стояло только повеление: «от них возьми». Более сего не говорится и в еврейском. Дополнение не на всяк год надо признать за собственное исправление исправителя. Между теми же приношениями, ст. 14, 20, 26 и далее, упоминается по греческому ϑυσκη, а по прежнему славянскому переводу: «фимиамник един десяти златник, полон фимиама» (одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением). Исправитель везде писал: «лошка едина, полна кадения». На еврейском kaph означает горсть, сосуд углубленный. Чис. 8:4 – « И сие устроение светильника: льяно злато стебель его и цветце его льяно все» (И вот устройство светильника: чеканный он из золота, от стебля его и до цветов чеканный). В прежнем переводе было черства злата, черство все. Слово черствый встречается в древнем славянском языке в смысле неподдельный, цельный, здесь тоже, что без примеси и пустоты, что выражено словом льяно. Чис. 9:3 −5 – « В четвертый день месяца перваго к вечеру, и сотвориши (Пасху) к вечеру, по временем, по оправданию и по суду ее сотворивши. И рече Моисей сынам Израилтеским сотворити пасху. И сотворили дети Израильтевы песах первого месяца сотворили ее» (в четырнадцатый день сего месяца вечером совершите ее в назначенное для нее время, по всем постановлениям и по всем обрядам ее совершите ее. И сказал Моисей сынам Израилевым, чтобы совершили Пасху. И совершили они Пасху в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером, в пустыне Синайской: во всем, как повелел Господь Моисею, так и поступили сыны Израилевы). Вместо слов по оправданию и по суду ее, в прежнем переводе читалось по сану и по смирению ее. Затем все прочее, до последних слов выписки, было прежде опущено, и потому исправителем было переведено вновь с еврейского. Слова дети Израильтевы вместо сыны ясно показывают, что это новый перевод.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Это, очевидно, тот самый жертвенник, о котором упоминалось в 6:9 и под которым нужно разуметь (имея в виду устройство ветхозаветной скинии, Исх. 35:15–16; 37:25, 26; 38:1–8 ) жертвенник всесожжения 494 . С этого жертвенника, подобно тому как ветхозаветные священники ( Лев. 16:12 ) брали горячие уголья для своих кадильниц, с которыми они входили в святилище ( Лк. 1:9 ), ангел должен был взять горячих угольев для своей золотой кадильницы. Золотая кадильница (λιβανωτν χρυσον), которой далее противопоставляется фимиам (θυμιματα), есть, очевидно, сосуд, упоминаемый в 1Пар. 9:29 и предназначенный для сожигания ладана на горячих угольях 495 . Ангелу дано было множество фимиама для того, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник. Русский перевод в сравнении с славянским: «да даст молитвам святых всех на алтарь златый», не точно передает слова греческого подлинника. Там мы читаем: να δση τας προσευχας τν γων πντων π τ θυσιαστριον τ χρυσον, – что буквально и передает славянский перевод. Неточность русского перевода произошла, очевидно, из стремления избежать трудности в понимании выражения. По общему мнению большинства толкователей 496 , конструкция конца 3 ст. произошла не вследствие его связи с 4 ст. ( καπνς τν θυμιαμτων τν τας προσευχας τν γων δοθντων) 497 , – что предполагает и передает русский перевод, – но вследствие того, что как там, так и здесь поставлен особенный вид dativ. сотт. при глаголах δση и νβη. Общий смысл выражений 3 и 4 ст. получается следующий. Фимиам дан был ангелу для того, чтобы он (ангел) помог 498 молитвам святых дойти до престола Божия, как возносится дым фимиама и бывает приятным благоуханием жертвы. Дым кадильный здесь не средство возношения молитвы, но лишь простое указание на это возношение; и ангел – не посредник и приноситель жертвы, но слуга, который, по повелению Божию (фимиам дан от Бога), приставлен служить святым 499 . На это последнее обстоятельство указывают и слова: от руки ангела (ек κ χειρς), а не через ангела (δι γγλου).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

культуры в Крыму. Наряду с Сурхатом и Феодосией крупным центром арм. культурной жизни становится Ялта. Напрестольный крест. 966 г. Ани (Музей собора Эчмиадзин) Традиция художественной обработки металла в А. восходит к III тыс. до Р. Х. Она развивалась во взаимодействии с соседними культурами в разные исторические эпохи, особенно в средневековье. Техника исполнения предметов из золота, серебра, бронзы включала литье, чеканку, ажурную скань, зернь, чернь, резьбу, многоцветную эмаль, инкрустацию, гравировку, тиснение, золочение и др. Значительную часть этих произведений составляют серебряные и золотые оклады рукописных книг (Киликийские Евангелия, 1255 и 1496, Генуэзское Евангелие, 1347), литургическая утварь и предметы богослужебного назначения, созданные мастерами разных центров металлопластики. Особо выделяются напрестольные кресты, сочетающие разные материалы: горный хрусталь (966, Ани), дерево, кораллы и цветные камни (XVIII в., Васпуракан); рипиды (мон-рь Лим в Васпуракане, 1765); бронзовые кадильницы с изображением евангельских сцен (XI-XIII вв., Ани); сосуды для мира; богато орнаментированные потиры, лампады и подсвечники. Серебряные кадила и ладаницы (XVIII в., Вагаршапат) повторяют формы собора в Эчмиадзине. Реликварии представлены 4 типами: в виде ларца («киликийский реликварий», 2-я пол. XII в. (Музей замка Вавель, Краков)); в виде складня-триптиха («Скеврский складень» царя Хетума II, 1293, Киликия); в виде креста (Св. Крест из мон-ря Хотакерац в Вайоц-Дзоре с частицей Креста Господня, 1300 (Музей собора Эчмиадзин), ставротека с крестом (924-929) царя Ашота Ерката, XVIII в., Карс (Музей собора Эчмиадзин)); в форме благословляющей десницы («Длань св. ап. Фаддея», XVII в. (Музей собора Эчмиадзин)). Св. Крест из мон-ря Хотакерац. Складень-реликварий. 1300 г. Вайоц-Дзор (Музей собора Эчмиадзин) Св. Крест из мон-ря Хотакерац. Складень-реликварий. 1300 г. Вайоц-Дзор (Музей собора Эчмиадзин) Образцом, объединяющим эти 3 типа, является реликварий св. Ованнеса Карапета, XIV в., Адана (Золотая кладовая Эчмиадзинского Католикосата)). При раскопках ц. Гагикашен в Ани обнаружена медная люстра-лампадофор XI в. Среди произведений ювелирного искусства XVIII - нач. XX в. представлены посохи (напр., патриарший - с закрученной рукоятью с 6 змеиными головами, XVIII в., Ван (Музей-сокровищница Эчмиадзинского Католикосата)), наперсные кресты, панагии и др.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Если бы пребывал Он на земле, то не был бы священником: здесь такие священники, кои по закону дары приносят, кои служат образу и тени небесного, как было сказано Моисею, когда приступал к совершению скинии. «Смотри, – сказано, – все сотвори по образу, показанному тебе на горе» ( Исх.25 ). Иисус же получил высшее служение, поскольку ходатай Он лучшего завета, утвержденного на лучших обетованиях. Если же бы первый завет был без недостатка, не было бы нужды искать места второму завету. Но вот слово, к ним сказанное, когда укоряет их Господь: «се дни грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет новый, не по завету, какой сотворил отцам их в тот день, когда взял их за руку – извести из земли Египетской; ибо не пребыли они в том завете Моем, и Я пренебрег их, глаголет Господь. И вот завет, что завещаю Я дому Израилеву после тех дней, глаголет Господь: вложу законы Мои в мысли их и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, и они будут Мой народ. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа, но все от мала до велика увидят Меня, ибо Я буду милостив к неправдам их и грехов и беззаконий их не помяну уже впредь». ( Иер.31 ; Исх.19 ; Лев.26 ; Ис.54 ). И тем словом «новый» завет – обличил Бог ветхость первого, а ветшающее и стареющее близко уже к истлению. Глава 9. Превосходство нового завета: в святилище Имел и первый завет установленный порядок богослужения и святилище земного чина. Устроена была скиния первая, и в ней светильник и трапеза и предложение хлебов, и название ей «святое». За второю же завесой была скиния, называемая «святая святых». В ней золотая кадильница и ковчег завета, обложен всюду золотом, и в нем сосуд золотой с манною и жезл Ааронов прозябший и скрижали завета; а над ним херувимы славы, осеняющие алтарь. Но о сем нечего теперь говорить подробно. Таково было устройство, и в первую скинию всегда входят священники – службы совершать; а во вторую – единожды в год один первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за людские заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010