Глава 5 О Коринфском кровосмеснике (1–5). О церковной дисциплине вообще (6–13) 1Кор.5:1–5 . Начиная речь о церковной дисциплине, Ап. прежде всего указывает на особый случай, когда требовалось эту дисциплину проявить во всей строгости. Один из коринфских христиан взял себе в жены свою мачеху, и Ап. поэтому объявляет оказавшимся равнодушными к этому возмутительному поступку коринфским христианам, что он решил этого преступника предать сатане. 1Кор.5:1 .  Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и при­том такое блудодеяние, какого не слы­шно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. «Есть верный слух» – правильнее: вообще слышно... – «Не слышно даже у язычников». Закон Моисеев под угрозой смертной казни запрещал жениться на мачехе ( Лев. 18:8 ). Римский закон также не дозволял этого 1 . Таким образом коринфский кровосмесник взял себе свою мачеху в сожительницы без всякого законного освящения. Так как Ап. осуждает только одного кровосмесника, оставляя без наказания его мачеху, то вероятнее считать ее язычницей. 1Кор.5:2 .  И вы воз­гордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделав­ший такое дело. «И вы возгордились». Если бы Коринфские христиане представляли из себя тесную общину, в которой хранилось бы нерушимо понятие о высоком, святом своем назначении, то они, без сомнения, узнавши о таком проступке одного их своих собратий, тотчас бы облеклись в траур, как делает семья при потере своего главы. Но они настолько были увлечены мнением о своих совершенствах, что на такой случай не обратили внимания! – «Дабы изъят был» – этот результат, очевидно, стоял вне зависимости от решения самих коринфян и, след., тут Ап. разумеет не простое церковное отлучение. Тот, кто должен устранить кровосмесника, есть, по мысли Павла, Сам Бог, Который, конечно, на скорбные просьбы об изъятии из их среды преступника ответил бы так же, как тогда, когда совершил Свой Суд, после речи Петра, над Ананией и Сапфирою. Глагол изъять ( αρειν) в В. Завете употребляется иногда для обозначения смертной казни над преступниками закона ( Втор.21:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 10 августа, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». «Вы слышали, что сказано древним» Большинство антитез начинается словами: «Вы слышали, что сказано древним». Слово «слышали» (κοσατε) указывает, прежде всего, на устную традицию передачи информации, как и слово «сказано» (ρρθη) . Хотя первая часть цитаты имеется в письменном тексте, большинство слушателей Иисуса познакомились с ней, вероятно, в устной форме, через храмовое или синагогальное богослужение. Как мы говорили, помимо собственно текстов из Писания, Иисус мог иметь в виду устную традицию комментариев к этим текстам, распространенную в раввинской среде . В этом случае критика Иисуса могла бы быть адресована не столько постановлениям закона Моисеева, сколько их раввинистическому толкованию: именно так понимают смысл антитез некоторые ученые . Однако текст антитез достаточно убедительно показывает, что объектом внимания Иисуса, а точнее — новой интерпретации путем существенного расширения и восполнения — является сам закон Моисеев, даже если имеется в виду его раввинистическое толкование. Кто такие «древние» (ρχαοι), многократно упоминаемые Иисусом? Это те предки Его слушателей, которым через Моисея был дан закон: им было «сказано» то, чему Иисус противопоставляет Свои заповеди. Однако Моисей не был творцом ветхозаветного закона: он был лишь передаточным звеном, посланником Бога . Подлинным автором закона, согласно буквальному прочтению текста Ветхого Завета, является Сам Бог: именно Он через Моисея дал людям законодательство, которое потому и считалось не подлежащим никакой критике, расширению или восполнению. Иисус, будучи Богом, считает Себя вправе расширять заповеди, данные «древним».

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Милость Божию и человеколюбие Господа нашего Исуса Христа, благодать же Святаго Духа, дарованую обильно человечьскому роду, сказаю вам, братие, добрии христолюбивии послушьници, чада церковная, сынове света и причастьници Царствия Не об. беснаго. Нъ не от своего сердца сия изношю словеса, – в души бо грешьне ни дело добро, ни слово пользьно ражаеться, – нъ творим повесть, въземлюще от святаго Еваньгелия, почтенаго нам ныня от Иоана Фелога, самовидьця Христовых чюдес. Глаголеть бо: В оно время мимоида Исус обрете человека слепа от рожества, и не преже помолися Ему слепець, ни въследуя просить прозрения, нъ по въпросе Своих си ученик дивьно чюдо творить, известо указая Себе благыми делы, яко то есть Бог. Приде ныня в Иерусалим и обрете человека слепа тако и от рожена. Того ради рече апостол: «мимоидый», миноваше бо уже ветъхый закон с требами козьих жьртв и с предании старьчьскых заповедий, не могый ицелити человечьскых недуг; ничтожо бо закон Моисеев съвьрьши, нъ всех предасть под грех . Сам же Творець твари и Законудавець приде обновит твари и спаст человека, якоже пророк о Немь глаголеть: Не ходатай, ни ангел, нъ Сам Господь спасе ны. Темь и к въпросу апостольскому глаголеть о слепьци: Ни сь съгреши, ни родителя его, нъ да ся явять дела Божия на немь. И си рек, плюну на землю и съмяте прах от плюновения. Вижь како показаеть Своего Божества исконьнаго дела образ: тако бо и в начало твари възьм персть от земля и створи человека. Сице и ныне помазав каломь слепьцю [добавление: очи ], посла его к купели Силуамьстей да умывъся прозрить, [добавление: и не токмо прозрит, ] нъ и сквьрну прадедьняго очистить греха, крещениемь же породивъся сын света будеть. Оле мудрость Божия и неиздреченьное человеколюбие! Кая душа не веселиться о милости Его, еюже ны възлюби и далече суща близь об. к Собе приведе, всего человека сдрава створив, раслаблена въстави, хромыя убыстри, прокаженыя очисти, слукыя исправи, глухыя и немыя добре слышаща и глаголивы створи, сухорукыя укрепи, бесы от человек прогнав и слепыя просвети! Нъ жидове на Благодателя гневають, июдеи ръпъщють на чюдотворца, израильтяне съвет творят на Спаса своего, сынове Ияковли погубити мыслять пришьдъшаго спасет всего мира, садукеи прозревъшаго на судище влекут, иродьяне съборище съвъкупляють: не верують бо человеку, яко тъ есть бывый преже слеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Похоть плотская Люди израильские, вышедшие из Египта, пришли в землю моавитскую, к народу, крайне погрязшему в мирской суете и проводившему свою жизнь во многих мерзостях. Умер там раб Божий Моисей, и по повелению Божию погребли его близ дома Фагорова, то есть близ капища идола Фагора. Этот идол Фагор был у маовитян богом плотской похоти, и в капище его совершались нечистые дела, которыми прельщались и многие из израильтян. Итак, Господь повелел, чтобы Моисеев гроб находился близ Фагорова капища. Это для того, чтобы он всегда говорил израильтянам, прельщающимся языческим сквернодействием: «Слушайте, люди мои! Не входите в Фагорово капище, не совершайте беззакония. Вот перед очами вашими гроб вашего вождя. Скоро и вы умрете, и тело ваше превратится в прах, а похоть в тление». Здесь заключается наставление и для всякого. Послушай же, человек: если ощутишь в сердце твоем Фагора – похотение плотское, греховное, – тотчас представь перед очами твою могилу, твой гроб, в котором ты превратишься в прах и пыль, и таким образом ты изгонишь скверного Фагора из твоего сердца, ибо память о смерти, истинная и совершенная, кого не может она исправить? Если бы кто по своим злым делам был подобен даже и самому дьяволу, то, представив перед своими умными очами брение, то есть память о смерти, он может совершенно исправиться (1). Не от того ли яблока зародилось у прародителей семя тления и похоть плоти? Ибо тотчас же познали они наготу свою, ощутили в своих членах иной закон, закон плоти, воюющий против закона духа, и стали стыдиться друг друга и прикрывать свою наготу смоковными листьями. И за этот-то грех, более же всего за нечистоту плотскую, наказывал Бог людей первого мира то потопом, то огнем серным. Потом Он и Сам, как понесший на Себе грехи всех, принял казнь смертную. Ныне же особенно этим грехом, то есть плотской нечистотой, вторично распинается теми, которые живут блудно, которые «члены Христовы делают членами блудницы» ( 1Кор. 6:15 ). Для обоих смертей – Христовой и Иоанновой – одна причина: нечистота человеческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Приникая умом и сердцем к словам Господа, запечатленным в Его св. Евангелии, мы находим в них, в источнике Премудрости Божественной, неисчерпаемое и всегда по новому открывающееся содержание и поучение. В них, как в глубокой синеве неба, для нас загораются новые звезды, возженные Божественною Мыслию и освещают пред нами нашу жизнь, и путь, и судьбу. Словеса Господни – словеса чисты, сребро разжженно, искушено от земли, очищено седмерицею ( Пс. 11, 7 ). Каждое слово Господа таит в себе безмерный, во все стороны расходящийся лучами смысл, и отдельные лучи этого смысла освещают нашу душу. Нельзя ни достаточно истолковать, ни исчерпать Вечной Книги, но всегда можно и нужно припадать к ея живительным водам. Такие звезды вечной жизни, видимые и невооруженному глазу, горят и сверкают в ныне чтимом Евангелии: ( Мф. 22, 35–40 ). Законник хотел искусить Господа вопросом о наибольшей заповеди в законе. Мысль его была двоедушна и неискренна: он думал наперед, что как бы ни ответил ему Господь, он станет Ему возражать и с Ним спорить, но это значит, что он и сам не знал такой наибольшей заповеди, да и не мог ее знать, потому что ему, законнику, все заповеди представлялись одинаково важными и наибольшими. Нарушение закона во всякой заповеди считалось одинаково гибельным. А закон Моисеев содержал в себе постановления и обрядовые, и нравственные, и общественные, а к ним законники создали еще ограду закона, о которой говорит негодуя пророк: «стали у них словом Господа: заповедь не заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» ( Ис. 27, 10. 13 ). На эту зыбкую почву хотел вовлечь Господа совопросничеством искушавший Его законник. Своим ответом Господь ниспроверг это жалкое ухищрение. На вопрос, заданный человеческим коварством, ответствовав рекла Премудрость Божия слово мудрости, исчерпывающее все заповеди и определяющее всю жизнь человека. Кого хотел искусить законник? Того, чье Слово и Премудрость дали и самый закон этот и заповеди для сыновного воспитания избранного народа, – «в законе сени и писаний образ видим вернии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Рецензия на книгу: Кауч Э. (Die bleibende Bedeutung des Alten Testaments, von Emit Kautzscb, Tübingen und Leipzig, 1902 §38). На эту тему известный немецкий библеист-профессор богословия в Галльском (Halle) университете Эмиль Кауч в октябре прошлого (1901) года предложил публичное чтение в собрании «Саксонской церковной конференции» в Хемнице. Это чтение в несколько измененном виде он вскоре и издал в свет под вышеуказанным заглавием. В виду несомненной существенной важности трактуемого здесь вопроса, а также и признанного авторитета проф. Э. Кауча, уже свыше сорока лет трудящегося в области ветхозаветной библейской науки, считаем нелишним познакомить читателей нашего журнала с содержанием интересной брошюры о «непреходящем значении Ветхого Завета». Изложим полностью последовательный ход мыслей автора и на основании анализа идей автора посмотрим, в какой мере суждения протестантского ученого о предмете удобоприемлемы для православно-русской библейской науки, для школьного изучения Ветхого Завета, также как и для чтения его с целью назидания и поучения членами православной церкви. Значение Ветхого Завета для христиан после явления Нового в истории богословской мысли и христианской жизни многократно отрицалось по побуждениям неодинакового свойства. Более древние отрицания опираются на основания теоретические или религиозные. Так, в древности безмерное преувеличение противоположности закона и евангелия привело Маркиона к учению о том, что закон Моисеев происходит не от высочайшего Бога, явившегося во Христе, а от низшего бога иудеев, изобретшего закон на мучение последних. В новое время Кант отрицательно относился к Ветхому Завету: с одной стороны, потому что не признавал действительности исторического откровения, а всю суть ветхозаветной религии полагал в тех постановлениях, на которых основывалось государственное устройство евреев; с другой стороны – вследствие предполагаемого отсутствия в Ветхом Завете веры в праведное воздаяние в будущей жизни и – наличности там эвдемонистической («гетерономной») этики.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Скачать epub pdf 14. Св. первоверховный апостол Павел Савл, впоследствии св. апостол Павел, по происхождению своему принадлежал к колену Вениаминову ( Флп.3:5 ). Он родился в Тарсе, главном городе Киликии, цветущей приморской области Малой Азии ( Деян.22:3 ). Родители Савла были люди состоятельные и происходили из благородного звания; предки их издавна пользовались правами римского гражданства( Деян.16:37, 22:25–28 ). Первоначальное воспитание Савл получил в родном своем городе. Тарс славился в древности своей образованностью и спорил в этом отношении с самыми просвещенными городами тогдашнего мира. Родители Савла, естественно, воспользовались для образования своего сына теми средствами, какие были у них под руками. Но главное и окончательное образование Савл приобрел в Иерусалиме. Родители Савла желали дать сыну лучшее образование в духе отечественной религии и послали Савла для обучения в Иерусалим, который был известен, как средоточие иудейской мудрости. Учителем Савла был здесь знаменитый Гамалиил ( Деян.22:3 ), считавшийся славой закона, человеком мудрым и просвещенным. Между сотоварищами Савла был Варнава, впоследствии апостол Христов и сотрудник апостола Павла в деле проповеди Евангелия. Особенные дарования Савла отличили его между сверстниками ( Гал.1:14 ), которые не могли равняться с ним в разумении премудрости иудейской. Под руководством своего знаменитого учителя Савл тщательно изучил закон Моисеев, книги пророческие и другие книги еврейской письменности. Еще более тщательно изучил он весь отеческий закон и все отеческие предания ( Деян.22:3 ). Гамалиил был фарисей ( Деян.5:34 ) и старался, конечно, утвердить в своих учениках отеческие предания, особенная любовь к которым была отличительной чертой фарисейской секты 22 . Из училища Гамалиила Савл вышел тем, чем надлежало выйти ученику фарисея, – пламенным ревнителем отеческих преданий ( Гал.1:14 ) и горячим приверженцем фарисеев ( Флп.3:5 ). В это время в Иерусалиме и в окрестных городах и селениях апостолы Христовы и их последователи ревностно распространяли учение Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа 51 «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои» и пр. ( Мф. 15:1 ) Изъяснение 15:1–20. Иудейские священники виновны были во введении новых постановлений и в предпочтении их заповедям Божиим. – Почему ученики Христа ели неумытыми руками. – Фарисеи учили под видом благочестия презирать заповеди закона. – Христос отвергает постановления о пище и – прикровенно – все другие обрядовые предписания. – Христос не порицает закона. – Человека оскверняет нечистота сердца. – Должно приступать к молитве с чистыми устами и сердцем, свободным от гнева. – Не должно молиться против врагов. – Обижающий причиняет вред только самому себе. 1. Тогда – когда же это? После того, как Он сотворил бесчисленные знамения, после того, как исцелил недужных прикосновением к краю риз Его. Для того-то евангелист и означает время, чтобы показать крайнюю, ничем непреодолимую злобу книжников и фарисеев. Но что значат слова: «Иерусалимские книжники и фарисеи»? Книжники и фарисеи были рассеяны по всем коленам, и разделены на двенадцать частей; но те из них, которые жили в главном городе, были гораздо злее прочих, так как большею пользовались честью и более надмевались. Смотри же, как они и самым вопросом своим уловляются. Они не говорят: почему ученики Твои преступают закон Моисеев, но – почему нарушают «предание старцев»? Отсюда видно, что священники много вводили нового, хотя Моисей под страхом великого наказания и со многими угрозами запрещал им что-либо прилагать к закону, или отнимать от него, говоря: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того» ( Втор. 4:2 ). И тем не менее, они вводили новые постановления, каково было и то, что не должно есть неумытыми руками, что чаши и котлы надобно омывать и самим омываться. Тогда как иудейскому народу надлежало уже оставить прежние постановления, они навязывали ему еще более, опасаясь лишиться власти и желая, чтобы их тем более страшились, что они и сами законодатели. От этого дело дошло до такого нечестия, что их заповеди сохраняли, а Божии нарушали; и столь велика была власть их, что это не почиталось уже и преступлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа о первом дне творения 1. Всякий предмет благочестия служит к исправлению наших душ; все уставы благочестия направляются к спасению наших душ. Ему служит слово Божие, его полагает в основании закон Моисеев, о нем проповедуют умственные языки пророков, о нем возвещают немолчными устами апостолы. Все для нас и ради нас, дабы мы, направляя себя на надлежащий путь, достигли благочестия. Итак, всякая священная книга имеет целью, как я сказал, наше спасение; а эта книга о творении есть начало, источник и основа всего, содержащегося в законе и пророках. Подобно тому, как дом не может стоять без фундамента, так точно не может блистать и красота творения, если бы творение не имело начала. Знаю, что многие святые отцы изъясняли повествование о творении и, насколько уделила им благодать Святого Духа, сказали много великого и славного. Но хотя уже и сказано много великого и чудного, ничто не мешает, однако и нам сказать свое, насколько дарует благодать Духа Святого. Подобно тому, как нашим предшественникам не служили помехою писания их предшественников, так точно и нам не служат препятствием писания живших раньше нас, потому что и последним, и их предшественникам, и нам дарует силу одна и та же благодать Святого Духа. «Все же сие, – говорится, – производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:11 ). Сказанное отцами, следовательно, не отвергается; наше служит последнему только дополнением. Пусть их труды велики, а наши ничтожны; они все же служат, как и те, общему делу домостроительства. Подобно тому как большой, кубически отесанный камень, положенный в строение и немного колеблющийся укрепляет небольшой подложенный камень, так точно и сказанное отцами, принимая небольшие добавления, служит к лучшему созиданию Церкви. Прошу, однако, вашу любовь внимательно относиться к высказываемым мыслям и судить, – и истинны ли они, хотя они и новы. Как общепризнанное не всегда истинно, так и новое – не всегда ложно; но всегда нужно исследовать, представляет ли утверждаемое истину или ложь. Прошу, чтобы никто ни как друг, по расположению, не принимал слов без исследования, ни как враг не отвергал слова за то, что оно новое, но чтобы всюду замечали, запечатлена ли речь достоинством истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

В.М. Скворцов I Существующие у нас секты имеют характер мистический и рационалистический. К первому разряду относятся: хлыстовство, шалопутство, скопчество и другие с ними сходные, но имеющие в разных местах свои названия, например, монтанство, мормонство и прочее. К разряду рационалистических сект принадлежат: духоборство, молоканство, штундо-баптизм, пашковщина 2 . Одиноко по характеру своему стоит секта жидовствующих. Начало проявления в русской церкви мистического сектантства восходит к XVII столетию, рационалистического же – ко второй половине ΧVIII века. Коренная, отличительная особенность в учении мистического сектантства заключается в человекообожании, или в чувстве безотчетной (слепой) веры в непосредственное общение человека с Божеством, Которое, по их мнению, воплощается в последователей секты, и таковые искренно воображают себя богами, христами, пророками, богородицами и пр... Внешними признаками принадлежности к мистическому сектантству могут служить: необычный для мирян аскетический образ жизни, изнуренный вид, лицемерно-смиренное поведение в обращении с властями и духовенством и заносчивость с народом; не употребление мясной пищи и хмельных напитков; упорное отчуждение от невинных бытовых увеселений и народных игрищ; не посещение свадеб, крестин и родин; уклонение неженатых и девиц от заключения брачных союзов, а супругов от брачного сожития. Секты рационалистические отображают в себе занесенные в начале XVIII века западноевропейские религиозно-протестантские понятия. Рационалистическими последние секты называются потому, что собственный «разум» (ratio) в деле веры ставят выше всего, а потому отвергают авторитет Церкви, допуская свободомыслие в понимании и толковании Св. Писания. Внешняя отличительная черта рационалистического сектантства – иконоборчество и отвержение церковной обрядности. II. Секта жидовствующих или иудействующих (они же субботники) 1) Не признает пришествия в мир Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа и Его Божественного достоинства, отвергает Его учение, обряды и все установления христианской новозаветной Церкви. Иудействующие допускают обрезание, празднуют субботу вместе с другими еврейскими праздниками и постами и вообще, соблюдают Закон Моисеев, а также предписания еврейского талмуда. Последователи этой секты называют себя «народом Божиим, «новым Израилем», «пришельцами к Израилю», «пришельцами к Закону Божию» и др. В каждой общине есть свой раввин, избираемый обществом из начетчиков. Пред наступлением пасхи во всех домах запасаются опресноками на 8 дней, дома свои очищают от всего кислого, питаются в это время пресными лепешками и горькими кореньями (луком, редькою, чесноком). В субботу не занимаются никакими работами; относительно пищи строго держатся разделения животных на чистых и не чистых, но особенно нетерпимым считаются свинья и раки.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sushhest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010