Произнесено в 1872 г. в академической церкви. Участники молитв, совершенных ныне на эллинском языке, во свидетельство нашего духовного единения с церковью из эллинов, да позволят нам побеседовать о начале и образовании первой церкви из эллинов. Это событие из времен церкви Апостольской важно не в историческом только отношении, но и в духовно-нравственном. 1). Уже прошло несколько лет после сошествия Св. Духа на Апостолов в виде огненных языков, предзнаменовавшего соединение в церкви Христовой всех народов, – проповедь христианская распространялась в Иудее, в Галилее, но все между теми, которые принадлежали к религии и церкви иудейской. Возбудилось движение в соседственной с Иудеей Самарии; Господь Сам показал, в примере самаряныни, как надлежит пользоваться этим расположением; последуя Ему, Апостолы поспешили образовать здесь церковь . – Но до язычников, до эллинов, по вере и по языку, не иначе могла доходить проповедь Евангельская, как с условием принятия наперед закона иудейского. Не того желал Господь. He для того дал Он Петру ключи царствия Своего, чтобы он впускал в него только сынов Израиля или приемлющих закон Моисеев. Апостолы не торопились обратиться с проповедью к язычникам, желая сколько можно более привлечь к себе сынов Иакова: но церковь чрез то терпела большое стеснение. Гонение Савлово вывело ее из этого затруднительного положения. – Многие христиане, спасаясь от этого гонения, должны были совсем оставить Иерусалим и даже страну иудейскую, идти в языческие страны, в так называемое рассеяние эллинское. Здесь, они также сначала предлагали учение веры своим соплеменникам, иудеям, но потом стали привлекать к себе внимание и эллинов язычников. Но, что всего было важнее, Господь Иисус Христос , своим Божественным явлением, Сам привлек к Себе и сделал не только своим последователем, но и Апостолом, и Апостолом именно языков, самого виновника гонения, Савла. Видите, как сильно начинает действовать Тот, Который сказал: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин.12:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Пророческими книгами в православно-богословской литературе называются писания пророков, имеющие пророческий характер. Таковы книги великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила и 12 малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В предложенном исчислении, очевидно, отличается класс пророческих книг в православной богословской литературе от соответственного ему класса пророков в еврейском каноне. В отличие от последнего, в него не входят исторические книги, хотя и написанные пророками: Иисуса Навина, Судей, Царств, и входит книга Даниила, не входящая у Евреев в отдел пророков. Таким образом, строго пророческие писания, по православно-богословскому определению, соответствуют по своему характеру и содержанию общему ветхозаветному пророческому служению, его цели и характеру. Пророки ветхозаветные были богодухновенными мужами еврейского народа, коих избирал Господь для возвещения Своей воли о спасении еврейского богоизбранного народа и всего человеческого рода. Пророки были избираемы Господом, чтобы сохранять, охранять и изъяснять Моисеев закон, особенно с его внутренней нравственно-догматической стороны, поддерживать и охранять жизнь еврейского народа в определяемом законом теократическом направлении, строе и идеале, предвозвещать будущее спасение человеческого рода Спасителем и приготовлять Евреев и весь человеческий род пророчествами о Спасителе к достойному Его приятию и вступлению в Христову Церковь . Насколько священные ветхозаветные книги,. писанные пророками, соответствуют указанным целям пророческого служения и в своем содержании наполнены исключительно пророческими речами, имеют, таким образом, исключительно-пророческое содержание, настолько они входят в пророческий отдел по православно-богословскому определению. Пророческие книги разделяются на книги великих и малых пророков. К первым относятся книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила; ко вторым: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захария и Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Пророческими книгами в православно-богословской литературе называются писания пророков, имеющие пророческий характер. Таковы книги великих пророков: Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, и 12 малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В предложенном исчислении, очевидно, отличается класс пророческих книг в православной богословской литературе от соответственного ему класса пророков в еврейском каноне. В отличие от последнего, в него не входят исторические книги, хотя и написанные пророками: Иисуса Навина, Судей, Царств, и входит книга Даниила, не входящая у евреев в отдел пророков. Таким образом, строго пророческие писания, по православно-богословскому определению, соответствуют по своему характеру и содержанию общему ветхозаветному пророческому служению, его цели и характеру. Пророки ветхозаветные были богодухновенными мужами еврейского народа, коих избирал Господь для возвещения Своей воли о спасении еврейского богоизбранного народа и всего человеческого рода. Пророки были избираемы Господом, чтобы сохранять, охранять и изъяснять Моисеев закон, особенно с его внутренней нравственно-догматической стороны, поддерживать и охранять жизнь еврейского народа в определяемом законом теократическом направлении, строе и идеале, предвозвещать будущее спасение человеческого рода Спасителем и приготовлять евреев и весь человеческий род пророчествами о Спасителе к достойному Его приятию и вступлению в Христову Церковь . Насколько священные ветхозаветные книги, писанные пророками, соответствуют указанным целям пророческого служения и в своем содержании наполнены исключительно пророческими речами, имеют, таким образом, исключительно пророческое содержание, настолько они входят в пророческий отдел по православно-богословскому определению. Пророческие книги разделяются на книги великих и малых пророков. К первым относятся книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила; ко вторым: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Иудаизм — монотеистическая религия, основу которой составляет Моисеев закон и т. н. устная Тора. Хотя последователи современного иудаизма считают, что традиция от времени пророка Моисея до настоящего времени непрерывна, раввинистический иудаизм отличается от ветхозаветной религии древнего Израиля. Современный иудаизм неоднороден и представлен различными течениями, которые сильно отличаются в вероучении и практиках. Для большинства течений характерны следующие, объединяющие их особенности: В чем главное различие между иудаизмом и христианством? Христиане исповедуют, что Бог един и вместе троичен, тогда как представители иудаизма, отрицают троичность Бога по Лицам. Другое принципиальное различие лежит в отношении к Иисусу Христу, Его учению и делам. Представители иудаизма, в отличие от христиан, не признают Его Мессией, Господом и Спасителем, через Которого было совершено Искупление человека и заключен Новый Завет с людьми. Правильно ли говорить, что иудаисты и христиане верят в одного и того же Бога? Вот какой ответ на этот вопрос дал свт. Иоанн Златоуст : «Конечно, (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего . ( Ин.8:19 ). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения». Что служит явным доказательством ложности иудаизма? Таким доказательством служит объективная невозможность исполнить значительную часть иудейских предписаний из-за разрушения храма в Иерусалиме. Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом следующее: «Как врач отводит больного от его неразумного требования, разбивая сосуд; так и Бог отклонил (иудеев) от жертв, разрушив самый город и сделав его для всех недоступным. Если бы Он не это имел в виду, то для чего заключил все богослужение в одном месте, будучи вездесущим и все наполняя? Для чего же Он, соединив богослужение с жертвами, жертвы с местом, место с временем, время с одним городом, потом разрушил этот самый город? И вот что удивительно и странно: вся вселенная открыта иудеям, и нигде на ней не позволено приносить жертв; один Иерусалим недоступен, а в нем только и позволялось им приносить жертвы. Итак, не ясна ли и не очевидна ли, даже для самых несмышленных, причина разрушения Иерусалима? Если домостроитель, положив уже основание, выведши стены, устроив свод и прикрепив его к одному, положенному в середине камню, отнимет этот камень, то разрушит весь состав здания; так и Бог, сделав город как бы связью (иудейского) богослужения, и потом разрушив его, этим самым разрушил и все остальное здание того богослужения». Почему христианам запрещается соблюдение ветхозаветного обрядового закона (см. напр. 11 правило VI ВС, 29е правило Лаодикийского Собора)?

http://azbyka.ru/iudaizm

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание Беседа о первом дне творения    1. Всякий предмет благочестия служит к исправлению наших душ; все уставы благочестия направляются к спасе­нию наших душ. Ему служит слово Божие, его полагает в основании закон Моисеев, о нем проповедуют умственные языки пророков, о нем возвещают немолчными устами апо­столы. Все для нас и ради нас, дабы мы, направляя себя на надлежащий путь, достигли благочестия. Итак, всякая священ­ная книга имеет целью, как я сказал, наше спасение; а эта книга о творении есть начало, источник и основа всего, содер­жащегося в законе и пророках. Подобно тому, как дом не может стоять без фундамента, так точно не может блистать и красота творения, если бы творение не имело начала. Знаю, что многие святые отцы изъясняли повествование о творении и, насколько уделила им благодать Святого Духа, сказали много великого и славного. Но хотя уже и сказано много великого и чудного, ничто не мешает, однако и нам сказать свое, на­сколько дарует благодать Духа Святого.    Подобно тому, как нашим предшественникам не служили помехою писания их предшественников, так точно и нам не служат препятствием писания живших раньше нас, потому что и последним, и их предшественникам, и нам дарует силу одна и та же благодать Святого Духа. «Все же сие, — говорится, — производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11). Ска­занное отцами, следовательно, не отвергается; наше служит последнему только дополнением. Пусть их труды велики, а наши ничтожны; они все же служат, как и те, общему делу домостроительства. Подобно тому как большой, кубически оте­санный камень, положенный в строение и немного колеблющийся укрепляет небольшой подложенный камень, так точно и ска­занное отцами, принимая небольшие добавления, служит к лучшему созиданию Церкви. Прошу, однако, вашу любовь вни­мательно относиться к высказываемым мыслям и судить, — и истинны ли они, хотя они и новы. Как общепризнанное не всегда истинно, так и новое — не всегда ложно; но всегда нужно исследовать, представляем, ли утверждаемое истину или ложь. Прошу, чтобы никто ни как друг, по расположению, не прини­мал слов без исследования, ни как враг не отвергал слова за то, что оно новое, но чтобы всюду замечали, запечатлена ли речь достоинством истины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

священник Михаил Троицкий Историческое обозрение посланий ап. Павла к Тимофею и Титу Биография Тита Тит, по свидетельству ап. Павла в послании к Галатам 7 , был по происхождению эллин, т. е. грек. Но где родился он и кто были родители его, – об этом не говорится в священном Писании; нет свидетельств и в церковном предании. Многие западные ученые 8 на том основании, что упоминаемые во 2-й главе послания к Галатам обстоятельства указывают на время апостольского Собора в Иерусалиме, предполагают, что Тит родился в Антиохии Сирийской от языческих родителей и был с Павлом на апостольском Соборе в Иерусалиме в числе ходатаев о необязательности для христиан из язычников обрядового закона Моисеева. Это мнение ученых, при существовании многих других разнообразных предположений об отечестве Тита, нужно считать единственно верным, как сообразное с историческими обстоятельствами жизни ап. Павла и самого Тита. Напротив, все другие мнения о происхождении Тита едвали заслуживают вероятия и, как увидим далее, не имеют достаточных оснований. Таково, например, мнение Меркера. Он предполагает 9 , что Тит – одно и то же лицо с Силой, которого апостолы, после Собора в Иерусалиме, послали в Антиохию для утверждения тамошних христиан в истинном апостольском учении 10 , – что полное имя его было Тит-Силуан и, следовательно, по происхождению он был иудей. – Правда, некоторые иудеи носили по два имени, наприм. ап. Павел назывался прежде Савлом, евангелист Матфей прозывался иначе Левием 11 . Но невероятно, чтобы Тит носил еще другое название Силуана, во-первых потому, что апостол Павел во 2-м послании к Коринфянам говорит о Тите и Силуане, как двух различных лицах 12 ; а во-вторых потому, что Тит, которому Апостол написал послание, был, как видно из послания к Галатам, христианином из язычников 13 , а Силуан, как показывает книга Деяний Апостольских, происходил из иудеев 14 и избран апостолами нарочито из среды своей для окончательного утверждения антиохийских христиан в том, что обрезание и вообще обрядовый закон Моисеев не обязателен для христиан из язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Скачать epub pdf Глава пятнадцатая Деян.15:1–4 .   Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. Видишь, апостолы подвергались испытаниям и внешним, и внутренним. Не просто говорилось о необходимости обрезания, но: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». Противоположным этому мнением было то, будто, обрезываясь, верующие не могли спастись. Но Павел не сказал: «Да почему же это? Ужели я не заслуживаю доверия после того, как совершил столько знамений?», а рассудил отправиться ради них в Иерусалим. Как же он в Послании к Галатам говорит: «не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам» (1, 17)? В первый раз он пришел в Иерусалим не сам, а был послан другими; во второй раз прибыл туда не с тем, чтобы научиться, но с тем, чтобы склонить к своему мнению других, потому что сам он от начала обращения был того мнения, какое постановил потом и собор апостолов, то есть что обращаемых язычников обрезывать не следует. А так как некоторым христианам из иудеев казалось, что Павлу одному доверять решение вопроса нельзя, и так как они обращали свои взоры на апостолов, бывших в Иерусалиме, то Павел пошел туда, пошел не с тем, чтобы научиться большему, но с тем, чтобы убедить тех, которые говорили противное, что и бывшие в Иерусалиме апостолы решают вопрос этот в согласии с ним и Варнавой. Деян.15:5–12 .   Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Скачать epub pdf Слово на праздник Сретения Господня. Дева Мария, как пример для нас неуклонного соблюдения законов Церкви 102 Св. Иоанн Златоуст , имея в виду евангельское повествование о сретении Господнем, говорит, что Пречистая Дева Мария могла бы не ходить в Иерусалимский храм для получения молитвы об очищении, ибо Она родила Христа безгрешно, по наитию от Святого Духа. Однако, Она этого не сделала. И это понятно. В силу Своего неизреченного смирения, Пречистая предпочла пойти в храм и стать в ряд обыкновенных грешных женщин, которые действительно нуждались в данной молитве. Так поступила Она и потому, что неуклонно исполняла закон Моисеев и свято соблюдала все установления св. Церкви. Здесь, свидетельствует св. Иоанн Златоуст , в лице Девы Марии дан верующим на все века пример, как им надо относиться к учению и всем установлениям Православной Христовой Церкви. Увы, чем далее идет время, тем более и более православные христиане отступают от учения и уставов св. Церкви и потому делаются столь далекими от своего временного счастья и вечного спасения. Как много среди нас наблюдается таких несчастных людей, которые, хотя и веруют во Христа как Бога, но отрицают бытие диавола и тем самым ниспровергают совершенное Господом дело нашего спасения. Обличая это неверие, св. Иоанн Богослов говорит: «Сего ради явися Сын Божий, да разрушат дела диаволя» ( 1Ин. 3:8 ). Ясно отсюда, что если бы диавола не было, то незачем было бы Сыну Божиему являться в мир и Он не стал бы нашим Спасителем. Ведь для спасения нас от греха, проклятия и смерти и пришел Господь на землю. Но эти бедствия возникли в человеческой жизни от древнего змия. Недаром тот же великий Апостол сказал: «Творяй грех, от диавола есть, яко исперва диавол согрешает» ( 1Ин. 3:8 ). Кроме того, Библия содержит в себе бесчисленное множество свидетельств о бытии диавола, как самой реальной личности, как главного виновника всякого зла, от которого мы получаем избавление благодатию Христа, вследствие Его искупительных страданий и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Слово на святого пророка Божия Илию Скачать epub pdf Блаженной памяти отца нашего Василия, архиепископа Селевкии Исаврийской 1 . Блаженного сего и великого пророка Илию, который восшел превыше облаков, любочестно угостила многопетая оная вдовица, стяжавшая лишь малую горсть муки, но любовью к страннолюбию, победившая бездну нищеты. Я же, паче силы приглашая ныне в дом столь великое стадо Владычне и, принося в дар язык, вещь еще более нищенскую, нежели горсть [муки], какую предложу трапезу? Какой изливающийся сосуд найду я, чтобы принять к предлежащей трапезе Невесту Христову? О, блаженная вдовица, нужна нам хоть малая часть муки веры. Но лучше сам ты, о, блаженный Илия, который напитал оную питавшую [тебя] вдовицу, провещай нам глагол нескончаемого человеколюбия. Ибо это тот народ Христов, который вкупе с Моисеем воспел на горе о Вочеловечении, это не тот народ Моисеев, который оказался неблагодарным за благодеяние, наказание его за неведение я взыщу, предавая его твоему суду. Ибо пророк, видя народ Иудейский, пресыщенный  благами неба и земли, но не  ведущего причины этой сладостной пищи, превращающего же божественное человеколюбие в предлог к нечестию и перелагающего страх к Зиждителю на бесов, подвигнувшись на гнев, который есть поборник благочестия, испустил глас, положив для неба закон бездождия и запечатлев сей приговор клятвой, заключил облака засовами. Жив Господь, не будет в лета сия роса или дождь на землю ( 3Цар. 17, 1 ). О, мужество благочестия! О, язык, узда небесная! О, человеколюбие Владычне! Рабу передают руководить тварью, ибо она страшится ревности благочестия, узды же творения вложи [ему сия клятва]: Жив Господь. Клянется Создавшим, да, убоявшись клятвы, тварь удержит действие [свое]. Жив Господь. «Поскольку, – говорит, – Иудеи пришли к поклонению идолам, поскольку, оставив Жизнодавца, предали самих себя убийцам-бесам, то пусть узнают своими страданиями Живущего и чрез то, из-за чего умирают, да познают смерть, да приимут глад, наставник благочестия, пораженые засухой, да научатся ведать Подателя дождей. Однако ужасаюсь я и человеколюбия Божия. Знаю, что слезами Он скоро умилостивляется, знаю, что мольбами Он преклоняется, знаю, что малым покаянием отгоняет Он наказания, хотя и не разрешает преждевременно бездождия, не делает врачество наказания бесплодным, чтобы народ не оказался еще более  невежественным, презирающим благость Владыки. Итак, что сотворю? Поклянусь и одержу победу над самим человеколюбием Божиим. Если, умоляемый от них, Бог скажет мне: «Илия, предложу Я дождь человекам» – то я скажу: « Нет ! Жив Господь, не будет в лета сия роса или дождь на землю, точию от уст моих ( 3Цар. 17, 1 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Selevk...

Словом радоватися писатель послания приветствует тех, к кому пишет. Сим приветствием он выражает желание им такого блага, которое для всех не меньше вожделеет, как здоровье, котораго мы желаем тем, кого приветствуем. Писатель послания называет себя Иаковом. Разумеется не Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, так как он рано, спустя 10 лет по вознесении Господнем, скончался мученически ( Деян. 12:1–2 ), следственно, прежде, нежели далеко могла распространиться вера Христова и вкрасться злоупотребления, какие представляются в сем послании. В книгах новозаветных, кроме Иакова Зеведеева упоминается еще Иаков Алфеев и Иаков, брат Господень ( Гал. 1:19 ). Но что Иаков, брат Господень, есть одно лице с Иаковом Алфеевым (Это тождество признается в Библейской истории м. Филарета 1866 г., стр. 441, 479.), заключают из того, что последний именуется сыном Марии, дочери Клеоповой ( Мф. 27:56 ), которая была двоюродною сестрою Богородицы Марии ( Ин. 19:26 ). Стало быть Иаков, сын ея, по отцу Алфеев, был действительно братом Иисуса. В отличие от Иакова Зеведеева он называется у Марка ( Мк. 15:40 ) Иаковом малым, т. е. младшим. Апостол Павел, говоря о свидании своем с Апостолами в Иерусалиме, ставит Иакова на ряду с Апостолами Петром и Иоанном и замечает, что все трое почитались столпами ( Гал. 2:9 ). О великом значении Иакова в Церкви свидетельствует то, что он, присутствуя на первом апостольском Соборе в Иерусалиме, принимал главное участие в решении вопроса о том, обязателен ли для христиан обрядовый Моисеев закон. Соборное постановление об отмене сего закона состоялось на основании мнения Иакова ( Деян. 15:6, 13–21 ). По свидетельству Евсевия (Ист. 4, 22), он был первым епископом Иерусалимской Церкви. По другому свидетельству (Егезип), он пользовался великим уважением в народе, который назвал его праведным. Он приял мученическую смерть от Иудеев по наущению первосвященника Анны. Весьма достоверно, что сим Иаковом, а не Иаковом Зеведеевым, написано послание, известное под именем Иакова. Оно начинается словами: «Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб». Он называет себя рабом Богу и Господу И. Христу в том смысле, что призван служить Богу Отцу и Единородному Сыну Его Иисусу Христу в качестве Апостола, с рабскою покорностию исполнять возложенное на него дело Евангельской проповеди , в каковом смысле и другие Апостолы именуют себя рабами Иисуса Христа ( Флп. 1:1 , Иуд. 1:1 ). – Те, к которым Иаков обращается с посланием, суть «двенадцать колен, находящихся в разсеянии», т. е. христиане из Евреев, живущие не в одной Палестине, но и вне ея, в разных странах, где поселены были Евреи после плена Ассирийского и Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010