Скачать epub pdf Январь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Предисл., кн. 1: вступл. – гл. 1 (Ин.1:1)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало) —1— Святого Отца нашего Кирилла архиепископа александрийского толкование на евангелие от Иоанна. Предисловие Господь даст глагол благовествующим силою многою ( Пс.67:12 ), прекрасно возглашает Псалмопевец, – и приступать к сему, думаю, подобает не всем вообще, но только просвещенным благодатью свыше, так как всяка премудрость от Господа, как написано, ( Сир.1:1 ), и всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть сходяй от Отца светов ( Иак.1:17 ; ср. Лк.21:15 ; 1Кор.1:30 ; Иов.12:13 ; Прит.2:6 и др.). И действительно, рассуждение о Высочайшей всех Сущности и Ее тайнах оказывается делом опасным и для многих не безвредным, молчание же о сем свободно от опасностей. Но нас, хотя и думающих, что надлежало бы конечно хранить молчание, выводит из него Сущий над всем Бог , говоря одному из святых (это был Павел): глаголи, и да не умолкнеши ( Деян.18:9 ). Такую же заповедь имеет и закон (Моисеев), как бы в чувственном образе указывающей на пред- —2— меты духовные. Призванным к божественному священству он повелевает трубными звуками объявлять народу о том, что он должен был узнать. Бог , думаю, желавший дать совершеннейший закон, не считал должным, чтобы вожди народов, положив руку на уста, по написанному (ср. Суд.18:19 ; Иов.39:34 ), из опасения не показаться дерзко берущимися за предметы, превышающие ум человеческий, отказывались от рассуждения, столь необходимого для научаемых благочестию и богопознанию, и избирали молчание, вредное для приступающих к науке. Но при этом и устрашает нас Христов ученик, говоря: не мнози учителие бывайте ( Иак.3:1 ). Также и Премудрый Екклесиаст, указывая на опасность учения таковым предметам, говорит: разсецаяй дрова беду приимет в них, аще спадет сечиво, и сам лицем смятеся, и силы укрепит ( Еккл.10:9 ). Сечиву (топору) уподобляет остроту ума, как могущего проникать и доходить до внутреннейшего, хотя бы ему и препятствовала грубость и дебелость материи, – а деревами также образно называет созерцания богодухновенного Писания, устрояющие из книг, в коих содержатся, как бы некий духовный сад и порождающая кроме того и плодоношение Святого Духа. Кто эти духовные дерева, то есть божественные и таинственные созерцания богодухновенного Писания, пытается раскрыть посредством исследования и сильнейшего напряжения ума и остроты, тот беду приимет (может подвергнуться опасности) в особенности тогда, когда, говорит, спадет сечиво (топор), то есть, когда ум не будет правильно понимать истинный Смысл Писания и, как бы оставив прямую дорогу, устремится по некоему другому пути созерцания, удаленному от истины. Подвергшийся

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

178. Беседа по крестном ходе (Напечатана в Твор. Св. Отц. 1844 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 650 1843 год Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. ( Nc. XCIV. 1–2 ). Праздновать праздник дело столь обыкновенное, и столь, по видимому, простое, что не легко придет кому нибудь мысль подозревать себя в неумении праздновать. Вид пришедших на сей праздник, если не обманываюсь, более показывает удовольствие, что празднуют, нежели заботу, так ли празднуют. Но не случалось ли вам когда нибудь читать, или слышать в церковном чтении, что говорил Бог чрез Пророка Исаию некоторым празднующим о некоторых праздниках? – «Праздников ваших ненавидит душа моя» (Иса. I. 14)! Незаботливо ли это для празднующих? Что может быть несчастнее праздников, которые Бог ненавидит? И что это за несчастные праздники? Не Вааловы ли? Не Молоховы ли? Не другие ли идольские и языческие? – Совсем нет! Бог негодует на праздники Иудейские, истинному Богу посвященные, и даже Самим Богом установленные. «Новомесячий ваших, и суббот, и дне великаго не потерплю; поста, и праздности, и новомесячий ваших, и праздников ваших ненавидит душа Моя» ( Uc. I. 13–14 ). И пусть бы так уничижаемы и отвергаемы были праздники Иудейские тогда, как сень законная прешла, и явилась благодатная истина; тогда как загадочныя жертвы овнов и тельцов разгаданы крестною жертвою Христовою, и безполезно стало повторять загадку разгаданную; тогда как ветхий Завет уступил место новому, храм Иерусалимский Церкви Христианской, служение Богу обрядовое поклонение духом и истиною. Но нет! Бог чрез Исаию возгремел против праздников Иудейских, когда Закон Моисеев господствовал, ветхий Завет был в своей силе, храм Иерусалимский стоял, и праздники Иудейские столько же важны были для истинной церкви Иудейской, как нынешние наши праздники для истинной церкви Христианской. Так посему может случиться, что и на наши праздники падет подобный приговор: «не потерплю; – ненавидит душа Моя?» – Да. В сем-то и состоит забота.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1. Беседа по Крестном ходе, говорённая синодальным членом, высокопреосвященнейшищ Филаретом, митрополитом Московским Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: преварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. Пс.94:1–2 . Праздновать праздник – дело столь обыкновенное, и столь, по-видимому, простое, что не легко придёт кому-нибудь мысль подозревать себя в неумении праздновать. Вид пришедших на сей праздник, если я не обманываюсь, более показывает удовольствие, что празднуют, нежели заботу, так ли празднуют. Но не случалось ли вам когда-нибудь читать, или слышать в церковном, чтении, что говорил Бог Чрез Пророка Исаию некоторым празднующим о некоторых праздниках? – Праздников ваших, ненавидит душа Моя (Иса.1:14)! Не заботливо ли это для празднующих? Что может быть несчастнее праздников, которые Бог , ненавидит? И что это за несчастные праздники? Не Вааловы ли? Не Молоховы ли? Не другие ли идольские и языческие? – Совсем нет! Бог негодует на праздники Иудейские, истинному Богу посвящённые, и даже Самим Богом установленные. Новомесячий ваших, и суббот, и дне великаго не потерплю; поста, и праздности, и новомесячий ваших и праздников, ваших ненавидит, душа Моя. И пусть бы так уничижаемы и отвергаемы были праздники Иудейские тогда, как сень законная прешла, и явилась благодатная истина; тогда, как загадочные жертвы овнов и тельцов разгаданы крестною жертвою Христовою, и бесполезно стало повторять загадку разгаданную; тогда, как Ветхий Завет уступил место Новому, храм Иерусалимский – Церкви Христианской, служение Богу обрядовое – поклонению духом и истиною. Но нет! Бог чрез Исаию возгремел против праздников Иудейских, когда закон Моисеев господствовал, Ветхий Завет был в своей силе, храм Иерусалимский стоял, и праздники Иудейские столько же важны были для истинной Церкви Иудейской, как нынешние наши праздники для истинной Церкви Христианской. Так посему может случиться, что и на наши праздники падёт подобный приговор: не потерплю; – ненавидит душа Моя? – Да. В сем-то и состоит забота.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

III. О священном Писании 1) От сотворения мира до Моисея (3857 л.) не было писанного закона. Познание о Боге и вероучение люди получали чрез словесную передачу из рода в род Патриархами: напр. до потопа: Адам, Сиф, Енох и др., после: Ной, Сим, Иафет и сыны их. Далее Иов, Авраам, Исаак, Иаков и др. 2) От Моисея появилось откровение Божие писанное, в виде Пятикнижия Моисеева, которые Сам И. Христос назвал общим именем: закон Моисеев: Лук. 24:44 . Эти книги и называются законоположительными. Далее идут книги исторические: И. Нав. Судей, Руфь, 4 книги Цар., Парал. и Ездры, книга Неемии, Есфирь и Макк. Учительные, содерж. в себе учение благочестия: Иова, Псал. и книги Соломона. Наконец ветх. завет заключается книгами пророческими, предсказывающими о будущем и наипаче о Иисусе Христе: кн. Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и др. 12 пророков. 3) Новый Завет также разделяется: на законоположительные книги (4 Евангелия), историческую (кн. Деяний), учительные (послания апостолов) и пророческую (Откровение или Апокалип. Иоан. Богослова). 4) Когда появилось новоз. свящ. Писание? Св. Апостолы, согласно повел. Господа ( Мрк. 16:15 ), рассеялись по всему миру, проповедуя Евангелие устно. Лишь спустя 8 лет по возн. Господн., стали появляться письмен. повеств. Апост. таковы: Евангелие Матфея и вскоре за ним Ев. Марки и Луки. В конце 1 века появ. Еван. Иоанна. Св. апост. Иоанн, имея под руками 3 Еванг., свое заключил словами: 21:25. Отсюда вывод, что не все то записано, что необходимо знать для нашего спасения, срав. Деян. 20:31 (где описано то, чему учил Апостол 3 года день и ночь?). 5) Историч. книга Деяний, написанная Еванг. Лукою обнимает собою события только 30 лет и повествует о вознесении Господ., сошествии Св. Духа, о приключениях с апостолами Петром, Иоанном, Иаковом и глав, образ. Павлом; об образов. первоначальной христианской церкви из иудеев и язычников. А где искать описание развития Церкви в последующее время? 7) Учительные книги или Послан. апост (7-м соборных и 14 ап. Павла) далеко не обнимают собою всего христианского вероучения, необходимого для нашего спасения, ибо они писаны по разным частным случаям и не имели в виду дать систему вероучения, – так например:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

I. Усматривай намерение каждой книги и каждого выражения в Писании. Прочитываемые места Писания кажутся часто непонятными и неясными от того, что опускается из вида намерение или цель, с которою писана та или другая книга, либо изречено то или другое место Писания. Нечестивые люди, отрывая слова и места Писания без отношения к их цели, извращают слово Божие, как диавол искушавший Спасителя ( Мф. 4:6 ). Предостерегая от такой опасности, при изъяснении трудных мест в посланиях ап. Павла, ап. Петр говорит: «в нихже суть неудобь разумна некая, яже ненаучени и неутверждени развращают, якоже и прочие писания, к своей им погибели» ( 2Пет. 3:16 ). Для большего объяснения этого правила можно указать на послания к Римлянам и к Евреям. Оба они содержат божественное учение о спасении верою в Иисуса Христа; но образ изложения их чрезвычайно разнится. Послание к Римлянам писано для наставления всех вообще верующих; и потому в нем с разных сторон доказывается необходимость веры в Спасителя для всех «иудеев же и еллинов» ( Рим. 2:16, 19, 2:9, 10 ). А послание к Евреям назначалось первоначально для Иудейского народа; и потому здесь апостол, главным образом, показывает, что обрядовый закон Моисеев установлен только на время, – что разные левитские служения, жертвоприношения и очищения служили прообразованием вечного первосвященника Иисуса Христа, принесенной Им за нас жертвы искупительной и освящения церкви благодатию Спасителя. «Должно смотреть, – говорит св. Златоуст в толковании на Гал. 1:17 , – не на одни слова какого-либо изречения, но надобно вникать в намерение пишущего. И в наших речах, если не будем употреблять сего способа и доискиваться истинной мысли говорящего, – навяжем ему много противного, и весь смысл речи превратим. Такое усмотрение намерений должно быть как в отношенш к целым книгам Писания, так и в рассуждении отделов или перикоп, частных мест и даже слов и выражений. Ибо есть цель Писания: общая – всего Писания; особенная – каждой книги; частная – отделов книги; – частнейшая – каждого стиха или места, и самая тесная или ближайшая Цель – каждого слова в стихе» (Прим. к «Чт. и толков. Св. Пис.» Игнатия, архиеп. ворон. и задон., стр. 109).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа XL. О четвертом члене символа веры. О страданиях Господа нашего Иисуса Христа (К Страстной неделе) Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами о том, что Иисус Христос по требованию иудейского народа осужден был Пилатом на крестную смерть. Теперь побеседуем о самых страданиях Спасителя. После осуждения, воины взяли Иисуса Христа, одели Его в Его одежды, возложили на Него крест и повели Его на место распятия. Таким местом была гора Голгофа, называвшаяся иначе лобным местом. Измученный предшествующими страданиями, Иисус Христос падал под тяжестью креста, и воины сложили с Него крест и возложили на одного человека, шедшего с поля, по имени Симона Киринеянина. Пришедши на Голгофу, они поставили три креста, и на одном из них повесили Иисуса Христа, пригвоздив руки и ноги Его ко кресту. На других крестах распяты были два разбойника, один по правую, а другой по левую стороны. Таким образом исполнилось предсказание пророка Исаии и со беззаконными вменися ( Ис.53:12 ). Для облегчения страдания распятым предлагали вино, смешанное с миррою. Такой напиток производил некоторого рода беспамятство ; но Иисус Христос, отведав, не стал пить. Над главою Иисуса Христа, по повелению Пилата, была повешена доска с надписью Иисус Назарянин, Царь Иудейский. Иудеи просили прибавить к надписи, что повешенный выдавал Себя за Царя, но Пилат ответил: «что я написал, то написал». Между тем воины разделили одежды Иисуса Христа на части, причем о хитоне, который был не сшивной, а весь тканый, бросили жребий, как об этом еще задолго предсказывал царь Давид, и он достался одному из воинов. Так совершилось распятие Спасителя. Злодеи причинили Ему ужасные страдания, ибо крестная смерть есть самая жестокая. Кроме того эта смерть была и самою позорною и такой смерти подвергали только рабов или страшных злодеев. Посему крест у язычников был предметом отвращения. С презрением относились к нему и иудеи: распятый считался проклятым, так как закон Моисеев говорит: проклят всяк висяй на древе ( Втор.21:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В.В. Новиков Христологические образы в ранней экзегезе святителя Кирилла Александрийского. Христос, предвозвещенный в Ветхом Завете Источник Скачать epub pdf 1. Некоторые особенности Кирилловой ветхозаветной экзегезы. Как известно, именно толкования на ветхозаветные книги составляют большинство в ранней экзегетике святителя Кирилла. В своих ветхозаветных толкованиях святитель Кирилл придерживается нескольких методов, соединяя аллегорический и прообразовательный методы с историческим. Так, в книге «О поклонении в духе и истине» он доказывает, что Моисеев Закон не отменен, но с пришествием Христа требует совершенно иного, духовного переосмысления. Соответственно, учит святитель Кирилл, христианин должен «во всех книгах Моисея» отыскивать прообразования, касающиеся тайны Христа. При этом ему следует учитывать, что прообраз не есть точное отображение грядущего. Ведь «Когда излагается образная речь, духовные созерцания, имеющие высший духовно-созерцательный и таинственный смысл, и при этом предлагается и берется какое-либо лицо в прообраз Христа, тогда человеку мудрому и сведущему необходимо определить, с одной стороны, что здесь имеет значение для предположенной цели, и, с другой стороны, что полезно и необходимо и более всего послужит для назидания слушателей» 1 . Другими словами, иносказания Библии должны толковаться также и в нравственно-назидательном смысле. В комментариях на малых пророков святитель Кирилл Александрийсикй уделяет немало места историческим условиям написания каждой книги и их литературным особенностям. «Пророческое слово, – пишет он, – приличествовало и вполне соответствовало событиям и обстоятельствам известного времени». Нередко святитель Кирилл обращается и к еврейскому тексту для пояснений и уточнений. Он подчеркивает стилистическую неоднородность пророческих писаний, связывая ее не с условиями составления книг, а с зависимостью пророков от высшего вдохновения. «Обыкновенно все пророки очень быстро переменяют свои речи по внушению Святого Духа, так что от истории или чувственных, как бы перед глазами находящихся и совершающихся явлений, быстро возносятся к внутреннему, духовному и, наоборот, снова возвращаются... к чувственным явлениям» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В простых, детски Богу преданных сердцах, почивает Бог; а где нет этой детской простоты, там и сердце закрыто для Божией благодати, хотя бы человек и думал о себе, что он своими добрыми делами близок к Царству Небесному. Смиренный сердцем ни во что ставит свои добродетели: «Чем хвалиться, на что любоваться, если я исполнил только повеленное? А может быть я и того не исполнил, как подобает, может быть, все труды мои были напрасны... Нет, Божии заповеди, по слову Псалмопевца, «широки зело»: не мне судить, исполнил ли я их». Так думает смиренный и считает себя рабом непотребным. Но не так рассуждает тот, кто, так сказать, ведет счет своим добрым делам, кто считает свои добрые дела совершенным исполнением заповедей Божиих; ему кажется, что ему немного недостает, чтобы быть совершенным. По-видимому, он искренно ищет Царства Небесного, но на деле оказывается, что он обманывает себя; он исполняет заповеди только наружно, а духа их не познал, не воспринял в свое сердце... Таков был и упоминаемый в Евангелии знатный юноша:  И ВОТ ,  НЕКТО ,  ПОДОЙДЯ  к Иисусу Христу, или, как говорит евангелист Марк ( Мк. 10:17 ), поспешно подбежав, как бы боясь упустить удобный случай, с великим почтением пал пред Ним на колени и СКАЗАЛ ЕМУ: УЧИТЕЛЬ БЛАГИЙ! ЧТО СДЕЛАТЬ МНЕ ДОБРОГО , какие мне следует стяжать особые подвиги, особые добродетели,  ЧТОБЫ ИМЕТЬ  (наследовать)  ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ?  «Приятный и самый приличный вопрос предложен нашему Спасителю: предложен вопрос Самой Жизни о жизни, Спасителю о спасении, Учителю о главном из преподаваемых Им догматов, предложен вопрос о том, для чего и нисшел Он на землю, чему учит, что дарует, чтобы всем видно было, что главный предмет Евангелия – дарование жизни вечной. Если бы закон Моисеев обеспечивал жизнь вечную, то без нужды бы приходил Сам Спаситель и страдал за нас. Без нужды бы и этот юноша, исполнивший заповеди Закона, прибегал еще к Другому за безсмертием» (свт. Климент Александрийский ). «Некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и притом с намерением искусить Его; но я, – говорит святитель Златоуст, – скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, ибо в том же самом и Христос обличил его. Укорять же юношу этого в лукавстве я не намерен, потому что небезопасно быть судией того, чего мы не знаем, и особенно – судией обличителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Великий пост святой праведный Иоанн Кронштадтский Содержание СЛОВО В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЙ БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ СЛОВО В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ СЛОВО В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ ПОУЧЕНИЕ В В СРЕДУ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА БЕСЕДА О ПОКАЯНИИ БЕСЕДА О ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ТАИН БЕСЕДА В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА, В НЕДЕЛЮ ПРАВОСЛАВИЯ СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПРАВОСЛАВИЯ СЛОВО ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА БЕСЕДА ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОУЧЕНИЕ ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА СЛОВО ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОУЧЕНИЕ В ТРЕТЬЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ ПОУЧЕНИЕ В ПЯТОК СРЕДНЕЙ — КРЕСТОПОКЛОННОЙ НЕДЕЛИ ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА ОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА СЛОВО В ПЯТУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА БЕСЕДА НА ПЕСНЬ " СЕ ЖЕНИХ ГРЯДЕТ В ПОЛУНОЩИ " БЕСЕДА В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК ПОУЧЕНИЕ В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ ПОУЧЕНИЕ В СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЮ ПОУЧЕНИЕ ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЮ В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПОУЧЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЮ ПОУЧЕНИЕ ПЕРЕД СВЯТОЮ ПЛАЩАНИЦЕЮ В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПОУЧЕНИЕ ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК СЛОВО ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ ФОМИНУ СЛОВО В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЙ Фарисей же став, сице в себе моляшеся, Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмъ якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь (Лк 18, 11) Будучи учителями веры у Иудейского народа, фарисеи хвалились знанием закона, и между тем, более всех бесчестили Бога преступлением закона и своим крайним лицемерием. Спаситель прекрасно оценил их, сказавши, что они любят председания на сонмищах и целования на торжищах. Эта несчастная страсть превозношения происходила в них от ложного преувеличения своих достоинств, так как будучи общественными учителями веры, они знали хорошо закон Моисеев, которого весьма многие из Иудеев не знали. Мытари же были сборщиками податей, и, по своему званию, прибегали весьма часто к незаконным средствам своих поборов. В Евангелии мы видим изумительный пример смирения и самоотвержения одного мытаря в Закхее, старшине мытарей. Когда Спаситель пришел к нему в дом, Закхей, в глубоком чувстве раскаяния, сказал Господу:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2339...

Глава 4. Апостольский собор и возвращение в Антиохию Мы переходим к рассказу об Апостольском Соборе – событии, имевшем решающее значение для дальнейшего развития церковной миссии. Апостольский Собор узаконил тот способ принятия в Церковь язычников, который на практике уже применялся апостолами, но на него требовалась общецерковная санкция. Одновременно он сделал решающий шаг в сторону освобождения Церкви от влияния иудаизма, отказа от иудейских обычаев и становления христианства как самостоятельной, вселенской религии, не привязанной к тому или иному этносу, той или иной территории. Для восстановления хода событий мы должны обратиться к двум источникам: 15-й главе книги Деяний и 2-й главе Послания к Галатам. Как мы уже говорили, в отношении второго источника в науке существует разногласие: одни ученые полагают, что в нем описывается посещение Иерусалима во время голода, другие – что речь в нем идет о путешествии на Апостольский Собор. В настоящей главе мы сможем подтвердить вторую точку зрения при помощи сопоставления двух рассказов, выявляя то, что между ними общего, и то, чем они отличаются. 1. Апостольский собор: свидетельство Луки Созыв Собора Согласно книге Деяний, причиной созыва Собора в Иерусалиме стали серьезные разногласия между христианами, обращенными из иудаизма, и лидерами антиохийской общины, где в течение долгого времени велась миссионерская работа среди язычников. Ареной споров сначала стала Антиохия, затем они перекинулись в Иерусалим, а Павлу и Варнаве пришлось поехать туда, чтобы принять участие в дебатах: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу u Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела ( Деян. 15:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010