иерей Геннадий Егоров Раздел I. Пятикнижие Моисея Пятикнижием называются первые пять книг Священного Писания. Оно занимает важнейшее место среди других книг Священного Писания, потому что в нем содержатся фундаментальные истины библейского Откровения. Во-первых, в этих книгах дается самое общее учение о том, что Бог есть Творец мира, о происхождении мира и о месте человека в этом мире. И, во-вторых, дается как первоначальное место человека в этом сотворенном мире, так и история грехопадения, история повреждения этого мира. Затем – история благодеяний Бога роду человеческому и начало истории спасения человечества, истории деятельности Бога, если можно так выразиться, по приведению человека в его первоначальное достоинство и обетование о том, что это будет сделано. Именно на страницах Пятикнижия мы видим причину, по которой происходит существенное сужение географического кругозора библейских книг от всего человечества до узких рамок одного из народов, населяющих землю. Термин «Пятикнижие» появляется впервые у  Оригена  и у  Тертуллиана , то есть у христианских авторов. В самом тексте Ветхого Завета эти книги называются либо «Закон», либо «Закон Моисеев», либо «книги Закона Божия». Традиционное иудейское название также «Закон» – «Тора». Каждая из книг в еврейской традиции обычно называется по первым словам (по аналогии – в современной поэзии ненадписанное автором стихотворение называется по своим первым словам). В традиции Септуагинты, то есть греческого перевода Священного Писания, каждая из этих книг переводчиками была озаглавлена в соответствии с ее основным содержанием, и эти книги получили названия: первая книга – Бытие (от греч. генесис – происхождение или становление), вторая книга – Исход, третья – Левит, четвертая книга – Числа и пятая – Второзаконие. Как было сказано ранее, важность той или иной книги Священного Писания Ветхого Завета для нас определяется, в том числе, и частотой упоминания и ссылок на эту книгу в Новом Завете. Из этих пяти книг три входят в число пяти наиболее часто цитируемых: Бытие, Исход и Второзаконие, наряду с такими книгами, как Псалтирь и книга пророка Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Скачать epub pdf Слово в день Пятьдесятницы Совершаемое нами сегодня и завтра празднество есть одно из наивысших и важнейших празднеств и торжеств христианской Церкви. Оно называется трояко: днем Пятьдесятницы, днем Св. Троицы и днем Св. Духа, и каждое из сих наименований в самом свойстве праздника имеет свое верное основание. Кроме того празднество сие имеет некоторые особенности, которые с одной стороны показывают его чрезвычайность и отличительный характер, а с другой, открывая его внутреннюю важность и значение, тем самым внушают нам известные обязанности в отношении к Богу и ближним нашим. Особенности эти суть поминовение усопших отец и братий наших как в самый праздник чрез возношение об них торжественной молитвы, так и накануне праздника – чрез совершение над гробами их молитвенных литий, чего ни в один другой праздник не делается, и украшение храмов и домов наших древесными ветвями, цветами, вообще всякою растительною зеленью. На этот раз хочу я ныне побеседовать с вами, возлюбленные о Господе чада и братия, о том, что означается наименованием настоящего великого праздника Пятьдесятницею и днем Святые Троицы. Наименование празднества сего Пятьдесятницею произошло от того, что это есть действительно пятьдесятый день от святой Пасхи. Но сия Пятьдесятница напоминает нам другую пятьдесятницу – еврейскую, в которую иудеям дан был на Синае богописанный закон. Почему же именно в сей день, а не в другой какой-либо благоугодно было Богу ниспослать Пресвятого Духа на Апостолов? – Причина сего заключается в таинственном сближении прообразования с истиною прообразуемою. Закон Моисеев был, по намерению Божию, прообразовательною сению закона духовного христианского: сень бо имый, говорит Апостол, закон грядущих благ, а не самый образ вещей ( Евр. 10:1 ). О даровании человеческому роду сего второго совершительного закона ясно и неоднократно предсказано было чрез пророков – Иеремию (31:33), Иезекииля (11:20) и Захарию (8:7), о чем воспоминая, апостол Павел в послании ко евреям пишет: укоряя бо их, глаголет: се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет нов, не по завету, егоже сотворих отцем их, яко сей завет, егоже завещаю дому Исраилеву по онех днех, глаголет Господь, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу их, и буду им Бог, и тии будут Мне людие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Часть первая. Ветхозаветное Писание Введение в часть первую – Ветхозаветное Писание Моисеево приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя, от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога (против Бога) согрешивши. Святой Андрей Критский в своем Великом каноне собрал из истории ветхозаветной черты жизни праведной и грехолюбивой. Указание на примеры ветхозаветных праведников и грешников он начал с первых дней мира, то есть с Адама, провел через историю Церкви патриархальной и подзаконной по писаниям Моисея и прочим ветхозаветным книгам и довел до вавилонского плена. Христианской душе дана возможность сличить свое нравственное состояние с этими примерами, чтобы видеть, каким путем она идет, путем ли ревнителей праведности, неуклонно исполнявших ее требования, – либо падавших, но каявшихся, – или пагубным путем грешников, не заботившихся о покаянии и спасении души. Быть может, беспристрастное сличение оставит в нас горькое убеждение, что мы идем больше последним, чем первым путем, что подражаем больше ветхозаветным грешникам, чем ветхозаветным праведникам. Но, подражая ветхозаветным грешникам, новозаветный верующий подлежит настолько большей ответственности перед Судом Божиим в сравнении с ними, насколько новозаветный закон выше ветхозаветного; " ибо, – говорит Апостол, – если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле?» ( Евр. 2, 2–4 ). Слово, возвещенное через Ангелов, – это закон Моисеев, данный Богом при посредстве Ангелов (см. Втор. 33, 2 ; Гал. 3, 19 ; Деян. 7, 53 ), которые, по повелению Божию, передавали Моисею многие подробности закона и истолковывали оный. Закон ветхозаветный строго карал преступников его. «Проклят всяк, – изрекал он, – кто не исполнит всего написанного в законе " (см. Втор. 27, 26 ; Гал. 3, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Часть 2. Исторический очерк развития источников церковного права Глава 1. История источников церковного права в первые три века христианства § 56. Содержание этой главы От начала своего существования на земле, христианская церковь руководствовалась в своей жизни различными нормами, почерпавшимися ей из различных источников. Главными источниками служили: закон ветхого завета, учение Иисуса Христа, послания апостолов и предание с обычаем. На основе же норм, заимствованных из этих источников, с течением времени возникли и некоторые другие, в виде соборных постановлений и канонических ответов, и посланий. Кроме того, весьма рано обнаружилась в церкви потребность составления сборников, в которых бы соединены были, с возможными порядком и полнотою, руководящие нормы церковной жизни. Таким образом, в настоящей главе будут рассмотрены источники церковных норм в отдельности и сборники таковых норм, каковой порядок будет принят и в последующих главах. § 57. Закон ветхого завета 587 Христианская церковь тем менее могла считать себя свободной от соблюдения закона Моисеева, что сам Основатель ее, по Его собственным словам 588 , пришел не отменить или уничтожить закон моисеев, а восполнить и объяснить его, и что первоначально евреи рассматривались то как исключительно, то, по крайней мере, как предпочтительно призванные к вступлению в христианскую церковь . Поэтому не только первые христиане в Иерусалиме, вместе с апостолами 589 , но и апостол Павел с его помощниками, действовавшие между язычниками, признавали еврейское священство, являлись в храме для совершения предписанных законом Моисея религиозных обрядов 590 и вообще старались вести себя так, чтобы их никто не мог упрекать в несоблюдении закона предков 591 . Насколько, однако, естественно было христианам из евреев придерживаться предписаний моисеева закона, настолько же затруднительно было распространить эти предписания на христиан из язычников. Поэтому, вскоре после того как проповедь христианства была обращена к язычникам, в жизни церковной должен был возникнуть настоятельный вопрос об обязательной силе моисеева закона для христианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

1. Предостережение от новых вероучений (Из поучений преосвященного епископа Феофана) I. Благовременным нахожу указать вам, братия, одно предостережение, именно относительно новых учений, которые так плодовиты в наше время. Мысль мою выражу словом апостола: «В научения странна и различна не прилагайтеся» ( Евр. 13:9 ). Не бывайте, братия, преложни к иному ярму, т. е. к иному какому учению, кроме содержимого нами, засвидетельствовавшего и свидетельствующего свою божественность ( 2Кор. 6:14 ). Но если б даже ангел с неба пришел нам благовестить паче, еже благовестовано нам св. апостолами, все в один голос скажем: анафема да будет! ( Гал. 1:8 ). Следуя апостолу, который по любви к истине и себя поставил в число сих осуждаемых, – если б почему либо стал благовествовать иначе, нежели благовествовано. Да не покажется кому такой приговор слишком строгим. Он в порядке вещей. Учения человеческие по природе своей не неизменчивы. Это для них и необходимость и благо. Все вокруг нас течет, ничто не стоит, и вещи и судьбы общественные, и предприятия людские. Странно было бы, если б кто либо упорно стоял в одних и тех же понятиях, когда вокруг уже ничего нет, к чему бы можно приложить их. Но не то в деле веры – в сем внутреннейшем отношении духа нашего к Верховному Существу. Здесь как Бог неизменен, и неизменна природа наша, так неизменен должен быть и символ веры . Так это и есть. В раю еще начертан, тотчас по падении, Моисеем потом облечен в подготовительную форму, а Спасителем совершен, и действуется ныне во всех совестях, искренно к Богу обращающихся. Так есть, и так будет до самого окончания века... Теперь нет иного приступания, к Богу, иного образа богоугождения и спасения, как тот, который Господом заповедан, апостолами проповедан и содержим св. церковью. «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок же дний сих глагола нам в Сыне Своем» ( Евр. 1:1, 2 ). В Сыне Своем говорил к нам Бог в последний раз. Значит, других изменений в божественном устроении спасения не будет. Что Моисеев закон будет отменен, как временный, а вместо него введен новый закон, о сем было предсказано и все того ожидали. Сам Моисей говорил: «пророка вам воздвигнет Господь... якоже мене: того послушайте» ( Втор. 18:15 ; Деян. 3:22, 7:37 )). Но Спаситель после того, как открыл нам волю Божию, не предуказал никакого изменения, а сказал: «Я с вами... до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Он с нами тогда, когда мы мыслим Его умом, живем Его жизнию, освящаемся Его силою. Значит, – как мы теперь веруем, так должно быть до конца мира. Сего ради он учредил церковь , коей «врата адовы не одолеют» ( Мф. 16:18 ), и узаконил, что кто церковь преслушает, будет, как язычник и мытарь, т. е. погибший.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     Некогда Господь «предстоял иудеям, облеченный плотью; нам предстоит Он, облеченный во Евангелие», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) (1) . Эту мысль можно продолжить. Так же, как на Голгофе воины делили между собой одежды Христовы – те одежды, от прикосновения к которым выздоравливали неисцелимые больные, так и сегодня неверующий ум, встречаясь с Евангелием, разделяет и препарирует евангельское слово. Вместо смысла в Писании ищут противоречий, вместо истины – темы для спора. Не желая укрепиться на камне веры, находят камень соблазна и преткновения – и соблазняются, и претыкаются. Вот и в сегодняшнем Апостоле мы читали слова, с помощью которых совопросники века сего пытаются доказать наличие противоречий в Библии. «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, – говорит Павел, – и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Слова понятны. В письмах апостола Павла есть множество подобных мест. И действительно, в Писании мы можем найти такие слова, которые, на первый взгляд, будут противоречить учению Павла о соотношении веры и дел. Но перед тем как эти места привести, важно сказать, кто является их автором. Дело в том, что у великого тарсянина и вправду был серьезный оппонент из числа новозаветных писателей. Это первый епископ Иерусалима – Иаков, брат Господень. В отличие от Павла, проповедующего разрыв с ветхозаветным обрядовым законом, Иаков был иудеохристианином – и во Христа веровал, и закон соблюдал. Это чувствуется в тех местах Писания, где упоминается об Иакове. Например, когда Павел пришел к Иакову в Иерусалим, то от него и от окружавших его ревнителей закона получил совет совершить очищение по обряду (см. Деян. 21). Во время апостольского собора именно Иаков напомнил, что «закон Моисеев... по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21). Как раз в той главе, из которой мы сегодня читали, Павел рассказывает, как Петр перестал есть с язычниками, когда в Антиохию из Иерусалима пришли люди от Иакова. Из этих штрихов складывается портрет авторитетного учителя веры, строгого ревнителя закона, с мнением которого считались даже прославленные апостолы.

http://pravoslavie.ru/116125.html

Луи Дюшен (католик) Глава IV. Христианство апостольских времен  Исконная вера Израиля. – Закон Моисеев и вера в Иисуса Христа. – Влияние Библии. – Конец мира. – Личность Христа: Его божественность. Иисус Христос , Сын Божий, Спаситель. – Христианская жизнь: отречение от мира, объединение в местные братства. – Религиозные собрания на подобие синагог. – Евхаристия, дары Святого Духа. – Устройство нарождающихся церквей. Кто бы он ни был – чистый иудей или язычник, – всякий обращенный евангельской проповедью делался членом церкви чрез веру в Иисуса Христа. Он верил, что Иисус – Мессия, которого ожидал Израиль, что Он умер и воскрес согласно тому, как это было предсказано в священном писании Иудеев 28 . Его вера во Христа была как бы заключена в более обширном веровании, предметом которого было религиозное предание Израиля, какие бы ограничения или толкования ни вносил в него тот или иной проповедник. Самому горячему ученику апостола Павла, если только он оставался верен главной мысли своего учителя, не могло придти в голову представлять христианство, как совершенно новую религию. Закон Моисея можно было смягчить, но оставался Авраам, и с ним целый ряд фактов, лиц, верований, учреждений, которые устанавливали связь Евангелия с древнейшей историей, с происхождением мира и Богом, Творцом его. Это многовековое прошлое воплощалось в глазах новообращенного в набожном народе, полном жизненности в своем центре – Палестине – и в своих колониях, разбросанных по греческому миру. Кроме того, оно было заключено в священной литературе, последние произведения которой принадлежали уже современности. Если смотреть на Ветхий Завет , как на хранилище воспоминаний древнего Израиля, то он кончается Иосифом, который описал читателям своего времени, в сущности главным образом христианам, ту катастрофу, в которой погиб иудейский народ. В последующее время евреи скорее походят на отсталых и отколовшихся христиан; до него, наоборот, христиане были передовыми евреями. Каковы бы ни были однако эти временные отношения, несомненно, что христианство имеет корни в еврейских преданиях, что первые потрясения в его истории можно сравнить с переломом, который наступает при разлуке ребенка с матерью, что на историю иудеев оно само всегда смотрело, как на предисловие к своей собственной, как на свой подготовительный период, что священные книги Израиля священны и для него, и что даже было время, когда у него других и не было вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Первая заповедь, возложенная на христиан из язычников – воздержание от оскверненного идолами или идоложертвенного ( απ των λισγημτων των εδλων εδωλοθτων– Деян. 15, 20, 29; 21, 45 ; ср. 1Кор. 8, 1 ), – т.е. от пищи (по большей части мяса), которая составляет остаток идольской жертвы. – Иудеи за то именно и презирали язычников и отказывались от всякого общения с ними, что они были идолопоклонники, – служили своим богам, а не единому живому Богу; главный же обряд, символ религии, в котором яснее всего выражалось служение Богу – по понятию как иудеев, так и язычников – было жертвоприношение. Жертва служила для иудеев знаком их общения с Иеговою ( Исх. 29, 28 ), – поэтому и на участие в идольской жертве они естественно смотрели, как на общение с идолами; потому и ап. Павел идоложертвенное называет оскверненным идолами. Закон Моисеев весьма строго судил за подобное участие и виновных в нем наказывал смертью ( Втор. 17, 2–13 ). В свою очередь и язычники всегда непременно требовали, чтобы иудеи отступление от своего Бога и закона, – когда это случалось, – свидетельствовали принесением идольской жертвы (напр. 1Мак. 1, 41–48; 2, 23–26 и много подобных примеров в той же книге). – Отсюда хорошо понятно, какое омерзение внушала иудею идольская жертва и какой великий соблазн для них было свободное отношение христиан из язычников к идольским жертвам: оно напоминало им ненавистное язычество, от которого так грозно предостерегал их богодарованный закон, и участники идольской жертвы были в их глазах почти те же язычники. Потому, в видах примирения и единения Церкви, весьма важно и необходимо было заповедать христианам из язычников более осторожное и благоразумное отношение к идоложертвенному, особенно там, где были соблазнявшиеся им иудеи, – пока последние не достигли полного сознания и ясного понимания христианской свободы. С другой стороны, и для самих новообращенных христиан из язычников, еще недостаточно утвердившихся в вере Христовой, идоложертвенное представляло немало опасностей, – потому что и они легко могли принять участие в невоздержании всякого рода, которым непременно и даже обязательно сопровождались все почти идольские жертвоприношения и праздники. Таким образом иерусалимский собор имел полное основание – и именно историческое – заповедать христианам из язычников воздерживаться от употребления идоложертвенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Происхождение христианского празднования воскресного дня (XX, 7–11) Д. Смирнова В век апостольский христиане из иудеев и христиане из язычников различались между собой тем, что первые строго соблюдали обрядовый закон Моисеев – и субботу в частности, – тогда как для вторых этот закон и, следовательно, суббота на соборе апостольском были объявлены необязательными. Среди каких из этих христиан началось празднование воскресного дня? – Немецкий ученый Баур развил гипотезу борьбы между партиями петринистов и павлинистов – иудео-христиан и языко-христиан, во всем противоположных между собой, не только в обрядах, но и в догматах. Крайности теории его были осуждены, и оставлены, но все-таки в немецкой литературе существует и доселе слишком резкое различие, языко-христиан от иудео-христиан, и вследствие этого поставленный нами вопрос немецкие историки обыкновенно решают в том смысле, что воскресенье появилось лишь в церквах языко-христианских, основанных апостолом Павлом, и что оно не могло существовать среди иудео-христиан, которые строго соблюдали ветхозаветную субботу. Зато в русской литературе большей частью почти не обращают внимания на различие в обрядах между языко-христианами и иудео-христианами и высказывают мнение, что с самого дня воскресения Христова празднование субботы было перенесено на первый день недели, – вероятно, непосредственно Сами» Иисусом Христом, и с тех пор празднование воскресенья во вполне развитом и законченном виде существовало как у христиан иудейского происхождения, так и языческого. Такого же мнения держатся реформатские историки; последние, впрочем, – потому, что иначе. при их отрицании предания и авторитета видимой Церкви, воскресенье потеряло бы свою обязательность, которую они желают отстоять. Собственно говоря, вполне неоспоримых доказательств нет в пользу как того, так и другого мнения. Мы совершенно не имеем каких-либо вполне ясных и точных исторических свидетельств о том, когда, кем и как празднование перенесено было с субботы на воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Разделение науки Часть первая. О нравственном законе Божием 1. Нравственная природа человека Первобытное совершенство мира и человека Учение Откровения о высоком назначении человека Воспитание свободы и нравственного характера 2. О нравственном законе Свойства нравственного закона Совесть Закон Моисеев Евангельский Закон 3. Главное начало христианской нравственности Христианская нравственность Главное нравственное начало 4. Побуждения к исполнению нравственного закона Виды побуждений 5. Действия человека-христианина А. Добродетель Б. Грех. Понятие о грехе, порок Виды греха 6. Нравственное вменение Условия вменения 7. Адиафоры; коллизия обязанностей Адиафоры (нейтральные) Вопрос о «позволенном» «Сверхдолжные» совершенства и Евангельские советы Коллизия обязанностей, казуистика 8. Иисус Христос – образец нравственной жизни Черты нравственного совершенства Иисуса Христа Подражание Христу. Благодать Св. Духа 9. Возрождение и освящение Возрождение, как дело божественной благодати Время обращения Покаяние и вера Освящение Опасности в жизни христианина Средства освящения Степени освящения Часть вторая. Обязанности и добродетели христианина 1. Добродетели в отношении к Богу Обязанность богопочитания Внутреннее и внешнее благочестие Добродетели, выражающие внутреннее богопочитание Вера и ее значение Грех неверия Надежда, ее свойства Отсутствие надежды Любовь к Богу Свойства истинной любви к Богу Отсутствие любви к Богу Молитва Богослужение Таинства Церкви Исповедь Святость храма Праздники Посты Грехи небрежности в Богопочитании Особые виды внешнего богопочитания Исповедание веры Клятва Обеты 2. Добродетели самосовершенствования Спасение души Попечение о душе и образование ума Образование воли Образование эстетического чувства Попечение о теле Богатство и бедность Общественные обязанности Доброе имя и честолюбие 3. Уважение и любовь к ближним Справедливость и милосердие Утверждение ближних в доброй нравственности 4. Христианин как член общества А. Обязанности и добродетели в церковном обществе Отношения между членами общества Б. Обязанности и добродетели в отношении семейства Семья Взаимные отношения супругов Родители, дети, работники Гостеприимство и дружба В. Отношение к государству Государство и нравственность Гражданская и политическая стороны государства Власть, законодательство, война Введение  

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010