Сравнение евангельских сказаний об этом событии и экзегетические примечания М. Муретов . «Православное обозрение», 1883 В то время как члены великого синедриона, решив во что бы то ни стало взять Иисуса и после праздника Пасхи предать Его смерти, были озабочены исполнением своего намерения, один человек неожиданно изменил их план и ускорил развязку. То был Иуда, по прозванию Искариот, из числа двенадцати приближеннейших учеников Господа. «Тогда, – так повествует святой Матфей, – один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что хотите дать мне, и я вам предам Его? Они же поставили ему тридцать сребреников. И с того времени искал удобного случая, чтобы Его предать» ( Мф. 26:14–16 ). Марк рассказывает факт в общем согласно с Матфеем, но в частностях есть и некоторые особенности. «И пошел, – говорит он, – Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы Его предать им. Они же, услышав, обрадовались и обещали ему дать денег. И искал, как бы в удобное время предать Его» ( Мк. 14:10–11 ). Марк не говорит, что сам Иуда, и притом прежде всего, потребовал от синедрионистов денежной награды: Иуда пошел к первосвященникам для того, чтобы предать Господа, деньги же были обещаны Иуде первосвященниками. Кроме того, Марк не указывает точно, какая сумма была обещана Иуде за его злодейство; он говорит вообще, что Иуде обещали дать денег. Лука передает дело так: «Вошел сатана в Иуду, называемого Искариотом, бывшего из числа двенадцати. Он пошел и уговорился с первосвященниками и начальниками о том, как им предать Его. Они обрадовались и положили дать ему денег. И он согласился и искал удобного случая предать Его им без народа» ( Лк. 22:3–6 ). Как и Марк, и Лука не говорит, что Иуда сам наперед потребовал денежной награды; прямою и непосредственною целью его тайного появления пред священниками было предать Иисуса; деньги же предложены Иуде после уговора о предании Господа, и Искариот только согласился их взять. Далее, если Матфей, по-видимому, указывает на сребреники, как на главную причину поступка Иудина, а Марк вообще ничего не говорит о мотивах измены, то Лука, согласно с Иоанном (13:2, 27), прямо и выразительно указывает на сатану, который вошел в Иуду. Наконец, согласно с Марком, Лука не указывает точно, сколько сребреников получил Иуда, но говорит вообще о денежной награде, данной предателю от синедриона.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1 Термин странничество ( ξενιτεα ) в аскетической литературе обычно означает не переход с места на место, но жизнь на чужбине. — Все подстрочные примечания и ссылки даны переводчиком. 2 Термин странничество ( ξενιτεα ) в аскетической литературе обычно означает не переход с места на место, но жизнь на чужбине. — Все подстрочные примечания и ссылки даны переводчиком. 3 См. Древний Патерик, где ответивший философам старец не упоминается по имени, а просто именуется великим ливийским монахом: «О терпении зла», 24. С. 311—312. 4 Ср.: «Яко отца многим языком положих тя, прямо Богу, Емуже верова, Животворящему мертвыя и Нарицающу не сущая яко сущая» (Рим. 4:17). 5 Ср.: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23). 6 Греческое слово φιλοπονα переводится нами словом «злострадание», а иногда, в зависимости от контекста, буквально — словом «любострадание», чтобы подчеркнуть момент подвижнической любви к страданию как очищению сердца от страстей. Под «злостраданием», по объяснению свт. Игнатия Брянчанинова (Отечник, с. 154), подразумеваются телесные подвиги и лишения. 7 Блаженны на Воскресной Литургии, глас 1. 8 Рус: «напоследок». 9 Старец Иосиф Исихаст, учитель старца Иосифа, автора настоящей книги. См. о нем: Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст: Житие, Учение. Пер. с греч. А. Крюкова. Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. 10 Подробное учение о четырех видах воли Божией содержится У св. Иоанна Дамаскина в «Точном изложении православной веры»: Глава 43, «О Промысле», с. 228—231. Ср.: св. Ефрем Сирин, «Различные виды Божия Промысла». Творения, т. III, с. 395—396; прп. Максим Исповедник, «Вопросоответы о трудных местах Священного Писания», 83. CCSG 10. 11 Рус.: «не в воле человека путь его». 12 «Киновия» ( κοινβιον ) в пер. с греческого — общежитие. 13 Рус.: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

12 . Как примирить пребывание в Церкви многих пастырей со словами Иисуса Христа: Да будет едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 )? Иисус Христос есть единый Пастырь небесный, Божественный, а земных пастырей может быть и должно быть много. Он единый Пастырь в том смысле, что только Он предал Себя за Церковь ( Еф.5:25 ) и приобрел ее Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Земные же пастыри суть пастыри по избранию и посланничеству от Иисуса Христа ( Ин.15:16–18 ; Лк.10:1,3 ); для них Христос есть Пастыреначальник ( 1Петр.5:4 ). Примечание. Итак, Иисус Христос не предоставил верующих самим себе; но поручил их руководству пастырей, которые суть законные учители в Церкви, совершители таинств и начальники ( 1Тим.5:17 ; Деян.15:22 ). Отсюда два или три верующих, без законного пастыря, т. е. вне общения с епископом или пресвитером, не составляют Церкви ( Мф.18:20 ), равно не составляют Церкви и те общества, которые не имеют у себя законных пастырей, преемственно и непрерывно идущих от апостолов. 13 . Церковь Христова при множестве членов и различии народов, составляющих ее, есть единая Церковь : Я уже не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11,20–21 ). Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ). Примечание. Хотя существуют многие отдельные и самостоятельные церкви (Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская); но это – поместные церкви или части единой вселенской Церкви Христовой, такие же, как при апостолах были церкви: Коринфская, Ефесская ( Откр.2:1 ), Смирнская ( Откр.2:8 ), Пергамская ( Откр.2:12 ) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– 5 . И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтоб обратить к Нему Иакова, и чтоб Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. 6 . И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. К тому, что мы сказали в предыдущем примечании на ст. 4, мы присовокупим, что комментарий Спб. Дух. Академии (стр. 773) указывает на чтение стиха 5-го по Кетибу, принимаемому и блаж. Иеронимом (non congregabitur), по которому Израиль не соберется к Господу, не обратится к Нему. На это же чтение указывает Speaker’s Commentary in loco, (p. 255, note), который и по узаконенн. тексту читает: „хотя Израиль не соберется, но Я прославлюсь в очах Господа“. Стих 6-ой связуется с этим чтением, поясняя, что не к одному Израилю послан Мессия. Англ. комментарий, на который мы выше ссылались, указывает в примечании, что Израиль выработал в себе убеждение, что он один имеет право на милосердие Божие, и эта мысль была преступна, как бы умаляя славу Божию 1569 . В 6-ой главе Иезекииля указывается, как относительно мало из Израильтян воспользуются даже возвратом из плена ( Иер. 44:28 ); но и все пророки, как и Апостолы не переставали говорить, что „остаток только спасется“, разумея спасение, приносимое Мессией ( Ис. 1:9, 11:11 ; Иоил. 2:32 ; Рим. 9:27, 11:5 ). Потому конец стиха 6-го представляет собою переход от меньшего к обширнейшему: „но Я соделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли“ 1570 . Но тем не менее Израиль потому будет почтен, что „спасение от Иудеев“. ( Ин. 4:22 ). 7 . Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святого Израилева, Который избрал Тебя. Речь идет о Мессии, а не о народе Израильском. Раб властелинов, поносимый народом, к которому обращены слова Господа Искупителя, Святого Израилева, есть Сам Господь Иисус Христос. Ему поклонятся цари и князья всего мира, „ради Господа, который верен, ради Святого Израилева“, потому что Мессия,-„посланный от Господа“,-единосущен Отцу, потому что, не смотря на зрак раба, Он-Бог всемогущий, потому что Избирающий и Избранный едино суть: „Аз и Отец едино есма“ 1571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Из этих слов Пилат увидел, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти Римлян. Пилат сказал Ему: " что есть истина? " И, не дожидаясь ответа, вышел к иудеям на лифостротон и объявил: " я не нахожу никакой вины в этом Человеке " . Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудеи, начиная от Галилеи. Пилат, услышав о Галилее, спросил: " разве Он Галилеянин? " И узнав, что Иисус Христос из Галилеи, он велел отвести Его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме, Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг: от Матф., гл. 27, 2, 11-14; от Марка, гл. 15, 1-5; от Луки, гл. 15, 1-7; от Иоанна, гл. 18, 28-38. Иисус Христос на суде у царя Ирода. Царь галилейский Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя, много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть Его. Когда привели к нему Иисуса Христа, он очень обрадовался, надеясь увидеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему много вопросов, но Господь ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усиленно обвиняли Его. Тогда Ирод вместе со своими воинами, надругавшись и насмеявшись над Ним, одел Спасителя в светлую одежду, в знак Его невиновности, и отослал обратно к Пилату. С того дня Пилат и Ирод сделались друзьями между собой, а прежде были во вражде друг с другом. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 23, 8-12. Последний суд над Иисусом Христом у Пилата. Когда снова привели Господа Иисуса Христа к Пилату, то уже к претории собралось много народа, начальников и старейшин. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: " вы привели ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я вас исследовал, и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашел в Нем достойного смерти. Итак, лучше, я накажу Его и отпущу " . У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ.

http://zavet.ru/ssedm-sl03.htm

К этому месту имеется у Г. Властова следующее примечание: «В еврейском (тексте) сказано только: «хулил сын Израильтянки Имя». Это воздержание (то есть боязнь) произнесения Великого Имени Иеговы в этом случае совершенно согласуется со всем характером Пятикнижия... И LXX (толковников) и Таргумы читают 16-й ст. так: «Произнесший ясно (нарицаяй по славянскому тексту) Имя Иеговы да умрет». На этом основании позднейшие Иудеи не только никогда не произносили Священного Имени, заменяя Его словом «Адонаи», Владыко, но даже... произношение Священного Имени совершенно потеряно. Новейшие авторитеты склоняются к произношению Иахве . Предание говорит, что последний, кто знал произношение Священного Имени, был первосвященник Симеон, праведный, сын Ониаса. Священное Имя произносилось, по преданию, один только раз в год во время Дня Очищения, но тихо, и в это же время тимпаны и гусли заглушали звук произносимого слова " 600 . Слышите, испугавшиеся обожения Имени Иисус, как ветхозаветные праведники Боговидец Моисей и преемники его божественно чтили Имя Иеговы! Или не мните ли вы, что Имя Иисус есть меньше Иеговы? – ошибаетесь: имя Иегова есть развитие идеи Имени Творец, а Имя Иисус есть развитие идеи Имени Иегова. Ангел Иеговы и Имя Божие Одним из великих обещаний Божиих Моисею при заключении с ним завета было обещание Ангела, на Котором будет Имя Бог: «Вот Я посылаю пред тобою Ангела (Моего) хранить тебя в пути, и ввести тебя в место, которое Я приготовил тебе. Блюди себя пред лицом Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него; потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Моё на Нём» ( Исх. 23:20, 21 ). Слышите? – не сказано: «Имя Моё с Ним», но «Имя Моё на Нём». Но кто же этот Ангел, у Которого Имя Божие на Нём? Это Сын и Слово. К этому месту у цитируемого нами автора имеется следующее примечание: «Ангел, имеющий идти пред Израилем, не простой ангел. Таинственное Существо, имеющее право прощать и на Котором покоится Имя Иеговы, есть Сам Господь во Второй Ипостаси Св. Троицы...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Точно также при жертве благодарности, кроме жертвенных опресноков, приносился и квасной хлеб, но он отдавался священнику ( Лeb. VII, 13–14 ). 599 (Ст. 3–4). Из сравнения Лeb. XVI, 4 , видно, что омовение заключалось не только в омывании рук и ног, как то требовалось перед каждым священнодействием от всех священников ( Исх. ХХХ, 19 ), но в полном омовении всего тела. Это же омовение требовалось от Первосвященника в великий день отпущения (Лев. loco citato), дабы очистить себя от всякой скверны плоти и духа и совершать святыню в страхе Божием ( 2Kop. VII, 1 ). И здесь омовение, которое совершал Первосвященник перед вступлением в священство и ежегодно перед жертвой отпущения, было преобразованием крещения Господа нашего Иисуса Христа, «Первосвященника непорочнаго» ( Ebp. VII, 26 ), который, однако, «чтобы исполнить всякую правду» (Матф., III, 15), принял крещение Иоанново. 600 (Ст. 5–6). Об одеждах смотри предыдущую главу, в 40;III, Лев. 8 , более подробно описано облачение Аароново, и прибавлено: «возложил наперсник.... и на наперсник положил Урим и Туммим» (ср. пр. 26 предыдущей главы). 601 (Ст. 7). Здесь только вкратце даются указания о тех важнейших действиях, которые составляют существенную часть обряда возведения в сан Первосвященника. Из более же подробного исторического описания исполненного обряда (Лев. 40;III), мы видим, что священным елеем (составление его описано Исх. ХХХ, 23– 25 ) Моисей сперва помазал скинию и покропил на жертвенник и потом возлил священный елей на голову Аарона (Лев. 40;III, 12). Заметим, что хотя о простых священниках ничего не сказано здесь, чтобы они были помазаны, но в кн. Исх., в глав. XX40;III, 41, и в особенности в глав. XL, 15, положительно указано, что сыновья Аароновы помазаны как и отец их, но не великим помазанием (см. in loco в Лев. 40;Ш, 30, примечание, а также следующее примечание). 602 (Ст. 8–9). В стихе 21 наст. главы и в стихе 30, главы 40;III, кн. Левит сказано, что после жертвоприношения «взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освятил Аарона, и одежды его, и сынов его, и одежды его с ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«...Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, – сказал Господь жене, – в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:16–19 ). «Достойно примечания, – говорит митр. Филарет, – что все наказания, которыми Бог поражает здесь человека, суть временные и оканчиваются здесь смертию телесною» (Запис. на кн. Быт. 115 ). Но не менее достойно примечания также и то, что, с одной стороны, эти наказания не карательные только, но и взыскательновоспитательные, ибо вместе с карою преступления они служат ограничению и задержанию развития зла в роде человеческом. Внутренняя борьба в самом человеке между добром и злом, между добрыми сохранившимися в нем расположениями его души и злыми, вошедшими в его природу похотствованиями, борьба между законом ума человека и законом его уд ( Рим.7:22–23 ), обставленная трудами, болезнями, печалями, скорбями и бедствиями земного жребия человека, борьба, производящая «суету и томление духа» , – это такое горнило для самоиспытания человека в его «яко божестве», и такая школа для опознания того, чем может быть жив человек, т.е. для опознания, для вожделения и возлюбления Бога-Творца и Бога-Спасителя, что проклятие зла и осуждение диавольства и сатанинства в себе должны составить в общечеловеческом сознании разум и подвиг самой жизни. Быть дисгармоничным в себе и болеть о сей дисгармонии – значит для личного частного бытия возжелать гармонии; быть в трудах и обременении и стонать в сем положении – значит для разумного существа признать цену счастливого и блаженного бытия, где не было бы ни слез, ни печали, ни воздыхания; быть в периоде смерти и воздыхать о бессмертии – значит для личного частного бытия искать и возлюбить путь, ведущий к бессмертию; быть и страдать во зле и томиться духом по радости бытия в добре – значит осудить и проклясть зло, как ничтожество, и определить себе добро, как норму и закон жизни, добро в себе самом, гармоническое и содержательное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Как Невфалиму, так и Асиру в общих чертах предвещается обилие благ земных (ст. 23–28) Сие обилие для Неффалима изображается под видом насыщения Господним благословением; в Ассировом же колене так много будет масла, что жители будут омочать в нем, как в воде, ноги свои; и так много меди и железа, что из них будут делаться запоры. 1081 Свои благословения по коленам Моисей заключает восклицанием о несравненной силе Иеговы, под покровительством которого находится народ израильский (Ст. 26–29). Вдохновенному взору пророка Божия рисуются картины благополучия, каким будет наслаждаться богоизбранный народ по завладении земли обетованной. Эта земля будет изобиловать хлебом и вином, а небеса будут искапать росу. «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ хранимый Господом»! Так заключает Моисей свои пророчественные благословения. Глава XXXIV В главе сей, во-1-х, повествуется о смерти Моисея, пред которою он восходит по повелению Божию на гору Навав, и оттуда обозревает всю землю обетованную (ст. 1–5); во-2-х, говорится о месте погребения Моисеева, которое находилось в земле Моавитской – против Веельфегора, хотя самая могла осталась для всех неизвестною (ст. 6); В-3-х, делается примечание о крепости сил Моисея пред смертию (ст. 7), и о 30-ти-днсввоч плаче по нем Израильтян (ст. 8); наконец, в-4-х, присовокупляется о преемнике Моисея и о несравненном превосходит Моисея, как пророка Божия (ст. 10–12) в народе израильском. Примечание. По мнению большинства толковников, глава сия, начиная со стиха 5-го, не принадлежит Моисею; ибо содержит подробности, которых он не мог быть свидетелем. Некоторые раввины приписывают ее Иисусу Навину, а блаж. Иероним – Ездре. И умер там Моисей, раб Господень (ст. 5). О смерти Моисея существуют разные предания и гадательные предположения; но единственно достоверное только то, что известно из Писания, именно: Кончина Моисея произошла не вследствие какого-нибудь расстройства физического, или старческого истощания сил и притупления чувств, а единственно по слову Божию. Ибо, несмотря на глубокую старость Моисея (120 л.) – «зрение его не притупилось, и крепость его в нем не истощилась» (ст. 7). Полнота и обилие благодати и непрерывная близость к Богу – бы и в нем источником несокрушимой крепости телесной, а потому и смерть его была блаженным и мирным успением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так же и примечание Писания о дочери Иеффая, что она не познала мужа – ничего не говорит против принесения ее в жертву. Это примечание только усиливает горечь судьбы ее, что ей иришлось расстаться с жизнью, не испытавши семейного счастья, и не оставив после себя потомства. То и другое считалось высшим благополучием жепщины в ветхом завете. Равным образом, двухмесячный срок, который она испрашивала у отца своего, чтобы оплакать с подругами девство свое, – скорее, доказывает то, что она осуждена на смерть, что она собирается оплакать, собственно, жизнь свою молодую, долженствовавшую угаснуть без следа и потомства, а не одно только девство свое; ибо она могла его оплакивать и не два месяца, а и во всю остальную свою одинокую жизнь. Далее – обет Иеффая выражен вовсе не условно, а прямо и решительно: «что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу и вознесу это во всесожжение». Сказано – и вознесу, а не – или же вознесу во всесожжение. Употреблена соединительная частица и, а не разделительная или. Следовательно, никакого условия, оговорки или разделения здесь не допускается. Это доказывают и знатоки еврейского подлинника ветхозаветного Писания. Наконец, не более основательным оказывается и то рассуждение, что Иеффай мог выкупить от смерти свою дочь по закону, ибо выкупы узаконивались только за те лица, которые посвящались Богу на служение в скинии 223 . Между тем, как, по ясным словам закона, все заклятое , т. е. с усиленным обещанием обреченное на жертву, что заклято даже и от людей , (т. е. из рода людей) не выкупается, оно должно быть предано смерти 224 . Так преданы были заклятию, т. е. осуждены на истребление – Хананеи Арадские 225 , и, по повелелию самого Господа – Амаликитяне 226 . А, так как Иеффай торжественно обрекает именно на жертву, т. е. на смерть, все, что выйдет ему навстречу из дома; то очевидно, что обет его был с заклятием, и, следовательно, дочь его не могла быть искуплена. На основании всех изложенных соображений, как древние еврейские учители (Парафраст Халдейский, Иосиф), так и большая часть отцов церкви (Амвр., Авг., Злат., Феодор. и др.) – исполнение обета Иеффаем понимают в буквальном, а не переносном смысле, – хотя и не одобряют поступка Иеффаева. Так, блаженный Феодорит рассуждает: «Владыка Бог, научая через Иеффая других делать обеты благоразумно и с ведением, не воспрепятствовал закланию» 227 . Прообразовательное значение некоторых лиц и событий в книге Судей

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010