Со времени разделения митрополий (1459 г.) в продолжении двух веков к половине XVII в. открылось всего четыре епархии: Казанская (1555 г.), Псковская (1589 г.), Астраханская (1602 г.) и Сибирская (1620 г.). Из них только одна Псковская выделена из старой и обширной Новгородской епархии, и то по причине постоянных размолвок, касавшихся, как гражданских, так и церковных отношений двух вечевых городов. Три остальные епархии образовались во вновь приобретенных областях и странах. Соборы второй половины XVII в. значительно подвинули вопрос об открытии новых епархий, хотя и в недостаточной мере. Епархии открывались не особенно быстро. На соборе 1657 года по желанию п. Никона и царя восстановлена западно-окраинная Смоленская епархия в возвращенной от Польши Смоленской области; вновь открыта Вятская в землях Вятской и Великопермской, где были места, отстоявшие от кафедральных городов на расстоянии 1500 вер. и где, по словам Никона, среди христиан сохранились языческие обряды и не переводилось идолопоклонство. Но с открытием Вятской епархии, совсем напрасно, закрылась Коломенская, будучи присоединена, по близости, к громадной патриаршей области. Таким образом число епархий увеличилось всего на одну, при чем в общем территория старых иерархий нисколько не уменьшилась. Собор 1667 года, осудивший Никона и раскол, охвативший быстрым пламенем русское скудоумие, серьезнее занялся вопросом об епархиальном устройстве русской церкви и прибавке архиереев, чтоб „богохранимому Российскому царству быть не без довольных пастырей и чтобы многая жатва не оставалась без делателей, но чтоб русское богоспасаемое царство управлялось и расширялось православием в род и род“. Собор вспомнил почти за сто лет былое – грамоту об учреждении патриаршества (1589 г.); оказалось, что из восьми вновь намеченных тогда к открытию епархий открыта всего одна Псковская. Находясь под сильным влиянием восточных патриархов, собор задумал было ввести на Руси окружное митрополичье управление, подчинив митрополитам подвластных епископов, чем, кажется, только помешал делу открытия и территориального переустройства северо-восточных епархий. Из намеченных к открытию девятнадцати новых архиерейских кафедр открыта только одна, Белгородская. Ей подчинено 37 городов в придонском бассейне, где поселилось много выходцев из Польской Малороссии и построено несколько городов по Белгородской крепостной линии. Восстановлена Коломенская епархия. Открытия новых епархий в территориях сильных владык, укрепившихся около Москвы, так и не последовало. Только несколько спустя, в 1672 году, когда скончался п. Иоасаф и не был назначен новый, аз патриаршей области на восточной окраине выделена Нижегородская епархия, где особенно усиливался раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1813 г. принят в высшее отд. ученик моск. слав. греко-латинской академии А. Некрасов . И после видим, напр. в 1814 г., что по экзамену ученики нередко поступали или переводились в петербургскую семинарию из других епархий: новгородской, псковской, петрозаводской, ярославской и друг. В 20-х годах были случаи принятия в семинарию из других епархий, на основании резолюций митрополита. В 1828 г. на запрос олонецкой консистории, сколько в петерб. семинарии было учеников из олонецкой епархии, таковых оказалось 9 человек; из них 7, с открытием олонецкой семинарии в 1829 г., по предписанию Комиссии дух. уч., и переведены туда. Но в том же году видим перешедших из новгородской семинарии, калужской и курской; тогда же были ученики из пензенской и минской епархий. В 1841 г. иноепархиальных было 7 человек: С. Чижов (средн. отд.) из тверской епархии, А. Жданов и Н. Симеоновский (низш. отд.) рязанской; Гавр. Рутов (средн. отд.) и Ив. Платонов (низш.) казанской; В. Наумов (высш. отд.) – херсонской; И. Смирнов (низш. отд.) тульской. Обыкновенно просили о перемещении детей или родственников из других епархий, ради тех или других удобств. В 1837 г. напр. священник церкви села Бабина, новгородской епархии, Ирод. Флоринский просил о перемещении сына своего Димитрия в александроневское дух. училище, так как «С. Петербург расстоянием ближе к моему (просителя) жительству, нежели Новгород и сверх сего имею родственников в столице, которые могут содействовать к успешному занятию преподаваемыми науками сыну моему Д. Флоринскому своих попечением и присмотром». Подобное же основание было выставлено в 1841 г. священником села Коровья-ручья, новг. еп. для помещения сына его в александроневское училище. В том же году А. Черенский переведен из олонецкого уездного училища в здешнюю семинарию, так как отец его был священником в новоладожском уезде. Служащие по духовно-учебному ведомству часто просили о переводе их родственников из других епархий: бакалавр акад. Моисей просил за племянника (1815 г.), Ветринский за брата (1814 г.) В 1826 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

н. осуществляет расследование по делам, касающимся епархий митрополии, в тех случаях, когда органы высшего церковного управления направляют ему соответствующий запрос; о. имеет право восседания на горнем месте во всех храмах митрополии; п. может обращаться с посланиями к клиру и мирянам всей митрополии. 18. Епархиальный архиерей митрополии: а. в пределах вверенной ему епархии обладает всей полнотой прав и обязанностей, предусмотренных Уставом Русской Православной Церкви, в частности — статьями 6-26 главы XVI; к исключительной компетенции епархиального архиерея, либо к его компетенции совместно с органами епархиального управления, относится принятие решений по вопросам, перечисленным в упомянутых статьях; б. взаимодействуя с главой митрополии: в. взаимодействуя с епархиальными архиереями митрополии: 19. В сфере взаимодействия с органами светской власти и обществом: а. митрополит может представлять интересы всех епархий митрополии во взаимодействии с органами светской власти, а также представителями светского общества, полномочия или деятельность которых распространяются на всю территорию митрополии, но, при этом, имеет попечение о равноправном взаимодействии всех епархиальных архиереев митрополии с таковыми органами и лицами и предварительно обсуждает с епархиальными архиереями свои обращения к упомянутым органам власти и лицам, когда таковые обращения затрагивают интересы нескольких или всех епархий митрополии; б. епархиальные архиереи, будучи вправе взаимодействовать со всеми должностными лицами региональных органов светской власти по вопросам, касающимся вверенных им епархий, согласовывает свою позицию с митрополитом в тех случаях, когда решение таковых вопросов может затронуть интересы других епархий; в. уведомляют митрополита о таковом взаимодействии (за исключением взаимодействия с лицами, полномочия которых осуществляются в пределах данной епархии) и согласовывают с митрополитом свои просьбы или предложения к упомянутым лицам, затрагивающие интересы других епархий митрополии;

http://patriarchia.ru/md/db/text/5284260...

Литовская митрополия появилась в середине 10-х годов XIV века в рамках проекта крещения языческой Литвы и просуществовала всего около десятилетия. Однако в ходе наступления на русские земли в 1310–1320-х годах в состав Великого княжества Литовского вошли Друцкое, Витебское, Минское, Пинское, Туровское и Слуцкое княжества, около 1360 года – Брянское княжество, около 1362 года – Киевское княжество, в 1360-е годы – Черниговское княжество, в 1340–70-х годах – Волынь. Первоначально литовские власти попытались создать собственную митрополию с центром в Киеве, для чего было организовано поставление туда Тырновским Патриархатом митрополита Феодорита в 1352 году. Это деяние было категорически осуждено Константинопольской Церковью, а Феодорит – низложен; но уже в 1354 году Константинопольский Патриархат решил пойти навстречу просьбам литовского великого князя Ольгерда и рукоположил Литовского митрополита Романа. Впрочем, вопреки представлениям епископа Макария, и это не привело к разделению русских епархий на " три митрополии " , поскольку Роман очень быстро начал претендовать на власть над всей Русской Церковью, не исключая и епархий Северо-Востока. Это спровоцировало конфликт, утихший лишь со смертью Романа зимой 1362/63 года, после чего Константинопольский Патриарх свт. Филофей издал ряд документов об упразднении Литовской митрополии. В 1375 году возникла новая коллизия: в Константинополе был рукоположен в митрополиты Киевские, Русские и Литовские высокообразованный болгарин по имени Киприан – при том, что титул Киевского и всея Руси продолжал сохраняться за находившимся в Москве свт. Алексием (предполагалось, что Киприан возглавит всю Русскую Церковь после кончины Алексия, либо низложит его, если на то будут веские основания). Началась долгая смута, итогом которой стали второй приезд свт. Киприана в Москву в 1390 году (первый имел место еще в 1381–1382 гг.) и воссоединение под его началом всех русских епархий, кроме всего лишь двух епархий, продолжавших относиться к Галицкой митрополии (вместо первоначальных пяти). Такое положение сохранялось вплоть до смерти свт. Киприана в 1406 году. Преемник свт. Киприана, грек свт. Фотий, был рукоположен в 1409 году, а Москвы достиг в 1410 году. Он, как и свт. Киприан, стоял во главе всех русских епархий как Севера и Северо-Востока, так и Великого княжества Литовского. Впрочем, во время его первосвятительства литовские власти предприняли еще одну попытку рукоположить своего собственного митрополита, которым стал в конце 1415 г. Григорий Цамблак. Константинопольская Патриархия немедленно низложила и анафематствовала Григория Цамблака, а с его смертью в 1419 или 1420 году все русские епархии – включая Галицкую – воссоединились под единым началом свт. Фотия.

http://religare.ru/2_116414.html

А делают так оттого, что не имеют себе возбранения и учения архиерейскаго за дальностию разстояния епархиальных городов. Поэтому для ближайшаго учения, на спасение и исправление людей необходимо прибавить архиереев... в Новгородской епархии, для ея разширения, быть подвластным епископам... (далее следует выписка из росписи)... В Казанской для её расширения – в Симбирске и на Уфе и т. д. 751 . Заготовленные листы по царскому указу 8-го же февраля отданы митрополитам в Крестовой палате при святейшем патриархе; лично отданы новгородскому, ростовскому, псковскому, нижегородскому и рязанскому 752 ; остались не отданными казанскому, астраханскому, сибирскому, смоленскому, тверскому и белогородскому митрополитам 753 . Отцы собора, случившиеся в Москве, недолго рассуждали и сочли за лучшее подать челобитье царю от имени всего соборного духовенства. 8-го февраля 7190 г. митрополиты и архиепископы били челом, чтобы царь Феодор Алексеевич положил милостивное разсмотрение к архиерейскому чину и устроил архиереев с титулами архиепископов или епископов только в местах пристойных, т. е. в отдаленных и многолюдных городах, причем новых архиереев и их епархии сделать самостоятельными, а не подвластными митрополитам, «чтобы в архиерейском чине не было никакого церковного разногласия, а меж архиереями распри и высости и в том несогласии и нестроении святой церкви преобидения, а от народа молвы и укоризны». Указав основания отмены проектируемого окружного митрополичьего управления, собор с общего согласия составил свой проект об открытии новых епархий, сокращавший второй царский проект более, чем на половину и в значительно измененном виде. На соборе согласились открыть епархии: у патриарха – в Галиче, Севске и Арзамасе (3), у новгородского митрополита на Холмогорах и Каргополе (2), у казанского – на Уфе (1), у сибирского – в Томске и Енисейске (2). В дальние города на Лену, в Дауры из новых епархий послать архимандритов, игуменов или священников добрых и учительных учить закону Божию и просвещать неверных. Епископам с особыми епархиями в тех дальних городах быть неудобно, «малолюдства ради христианского народа». У ростовского митрополита предполагалась одна епархия – в Великом Устюге; помимо того, думали выделить из Ростовской и Вологодской епархий особую епархию на Белоозере с Пошехоньем, у рязанского – в Тамбове и Воронеже (2), у крутицкого – на Ливнах с Новосилем (1), у белогородского – в Курске, у коломенского архиепископа на Орле с Кромами (1), всего 15 епархий. У митрополитов – астраханского, псковского, смоленского и нижегородского, у архиепископов – суздальского и тверского, по мнению собора, не из чего выделять особых епархий, так как их епархии «малоградны и разстоянием не дальни». Вятскую епископию решено переименовать в архиепископию, вновь открывать епархии в ней также не из чего, потому что в городах церквей и монастырей мало. На Холмогорах и Устюге предполагались архиепископии, а в прочих городах епископии 754 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор как школа повышения квалификации архиереев Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем поделился своими впечатлениями и мыслями об Архиерейском Соборе 09.12.2017 1098 Время на чтение 5 минут Архиерейский Собор открыл Святейший Патриарх Кирилл. Он выступил с пространным докладом , подведя итоги деятельности Церкви со дня последнего Собора от 2016 года. В докладе Первосвятителя было всеобъемлющее освещение различных сторон церковного служения – молодежного служения, религиозного образования, культуры, образования и просвещения, строительства храмов, создания новых митрополий и открытие епархий. Святейший Патриарх Кирилл уделил особое внимание необходимости активизировать работу с молодежью, поскольку молодые люди порой не имеют нравственных ориентиров и подвержены многим искушениям. Как показал опыт молодежного служения нашей Церкви, формирование добровольческих дружин, отрядов и групп является востребованной формой служения. Предстоятель Русской Церкви призвал создать во всех епархиях, где еще нет, Епархиальный молодежный совет для привлечения молодых неравнодушных людей к общественной жизни. Колоссальный потенциал и ресурс молодых людей надо направлять ко благу их самих, государства и Церкви. Меня поразила общецерковная статистика: за последние два года Святейший Патриарх Кирилл совершил 51 визит в различные епархии, а со времени избрания на Московский Патриарший престол состоялась 221 Патриаршая поездка в 116 епархий, что свидетельствует об активности самого Предстоятеля Русской Церкви. Его Первосвятительское служение является примером для архиереев, священников и мирян. У каждого свои формы служения, но не равнодушие к использованию возможностей нашего времени – это главное, что можно почерпнуть в Патриаршем служении. Нам надо воплощать в конкретных делах своей жизни то, что заповедуют Пастыреначальник Христос. На сегодняшний день в Церкви насчитывается 303 епархии, что на 10 епархий больше, чем в 2016 году и на 144 епархии, чем в 2009 году. Ныне в Церкви насчитывается 60 митрополий, а также две, три или четыре епархии в разных регионах. Как известно, был повышен статус епархий, не вошедших в митрополии, которые заключены в рамках одного субъекта Российской Федерации. Отныне эти епархии будут архиепископиями, где правящий архиерей именуется архиепископом. На Архиерейском Соборе был особенно отмечен статус епархий, не входящих в состав митрополий, что подвигает к активному служению.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/09/so...

Не смотря на то, что в общем он имел достаточные средства к содержанию, на которые покупал новые имения 39 и устроил свой архиерейский дом, где давал приют укрывавшимся от правительства расколоучителям, он не устроил постоянного помещения своей свите и долго жаловался на мнимые гонения себе от патриарха Никона в то время, когда тот не имел уже влияния на его дела 40 . С приездом в Москву двух восточных патриархов для суда над патриархом Никоном и для исправления церковных дел в России вопрос об открытии новых епархий возникает с новою и большею силою. К тем известным настойчивым предложениям патриархов, какие на соборе 1667 г. высказаны по делу открытия новых епархий, можно присоединить еще одно заявление, сделанное государем, но под влиянием прибывших патриархов, заявление о невыполнении уставной грамоты, данной в 1589 г. при учреждении патриаршества в России; при чтении этой грамоты на соборе оказалось, что из восьми епархий, назначенных тогда к открытию, семь оставались еще не открытыми; это обстоятельство говорило о недостаточности внимании в России к прежним царским повелениям и постановлениям собора, на котором присутствовал и первый патриарх православного востока. Поэтому первое определение Московского собора 1667 г. по вопросу об умножении епархий па Руси направлено было к восстановлению и выполнению решения собора 1589 года; предписывалось открыть указанные на нем епархии – в Нижнем Новгороде, Ржеве, Владимирове, Великом Устюге, на Белоозере, в великом княжении (имя его по-прежнему оставалось не означенным), в Брянске и Дмитрове. Далее на соборе 1667 г. рассматривалось дело об открытии епархий, бывшее при патриархе Никоне на соборе 1657 г. Открытие Вятской епархии, не смотря на протест Александра Вятского, признано законным и подтверждено собором 1667 года, но в значительно измененном виде: великая Пермь, приписанная к епархии Вятской, должна составить особую епархию „дальнего ради расстояния“ её и потому еще, что в ней прежде были свои епископы. Назначенная в 1657 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Наставляя в 2012 года недавно рукоположенных архиереев, Святейший Патриарх Кирилл особо подчеркнул: " Ни с чем не сравнимо евхаристическое общение архипастыря с паствой, таинственно соединяющее молящихся и служащих в совместном совершении Божественной литургии. Но храмы своей епархии епископу желательно посещать и помимо тех случаев, когда он в них совершает богослужения " 14. Проблема несоразмерности масштабов епархий тем задачам, которые стоят перед Церковью, стала решаться с мая 2011 года, когда Священный Синод впервые за новейшее время создал несколько епархий в рамках одного региона России. Одновременно, учитывая специфику государственного устройства, чтобы сохранять взаимодействие между епархиями, находящимися в одном регионе, было решено объединять таковые епархии в митрополии. С учетом исторического опыта, предложений Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг., принявшего определение " О церковных округах " , и реалий современной церковной жизни в Межсоборном Присутствии было разработано " Положение о митрополиях " , утвержденное Священным Синодом в октябре 2011 года. В своем сообщении на данном синодальном заседании Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: " Цель данных преобразований – развитие и укрепление пастырской работы, чтобы проповедь Евангелия Христова достигала все большего числа людей " 15. С тех пор было образовано 60 митрополий: 59 в России и одна в Белоруссии. Создание новых епархий предполагает более активную просветительскую и миссионерскую работу каждой из них. Епископы, в связи с уменьшением протяженности епархий, призваны более активно и непосредственно бывать на приходах, содействовать их развитию, общаться с духовенством и мирянами, вникая в их духовные и материальные нужды. Создание новых епархий с кафедральными центрами в подчас отдаленных районных населенных пунктах осуществлялось вопреки одной из социальных проблем современности – урбанизации населения и депопуляции сельской местности. Епархии с кафедрами в районных населенных пунктах порой становятся одними из центров культурной, образовательной, социальной жизни в районах. Среди задач архиереев – строительство храмов или оборудование помещений для периодического совершения Божественной литургии, а также регулярное, хотя бы раз в два месяца, обеспечение богослужений даже в самых отдаленных населенных пунктах ( " а если в населенном пункте более 100 жителей, то и раз в месяц " 16, – отмечал Святейший Патриарх).

http://religare.ru/2_117103.html

Создание новых епархий позволит преодолеть не только тяжкое наследие советского времени, но и те искажения церковной жизни, которые существовали в синодальный период, когда епархии действительно были достаточно крупными, и когда была достаточно слабая связь между архиереем, духовенством и народом. Состояние, в котором епархий было мало и некоторые из них простирались на многие сотни, а то и тысячи километров, и когда архиерей мог только иногда посетить значительную часть этих епархий, является для Церкви ненормальным. Эта ситуация выросла, как я уже сказал, из синодального периода, но в основном укоренилась эта своего рода ложная традиция в советское время. Советские власти были заинтересованы в том, чтобы архиерей был как можно дальше от духовенства и от паствы. Не мог защищать. Не мог активно участвовать в делах приходов, которые составляли его епархию. Даже перемещение архиерея по епархии часто сдерживалось для того, чтобы усилить разрыв между архипастырем и паствой. Сейчас, естественно, этих сдерживающих моментов, этих ограничений нет. И в целом ряде мест, в частности на Украине, сегодня существует несколько епархий – обычно две – в рамках одного региона. На Украине эта практика себя полностью оправдала. Она не привела к конфликтам между архиереями, она не осложнила церковно-государственные отношения, поскольку оба архиерея в рамках одного региона достаточно нормально взаимодействуют с региональными властями, даже если один из них находится в центре региона, а другой – в ином месте. Эта практика показала, что как только в ряде районов одного региона появляется новая епархия, тут же интенсифицируется строительство храмов, тут же появляются новые церковные инициативы, тут же оживляется жизнь. Там, где епископ, там полноценная церковная жизнь. Там настоящая местная Церковь, которая чувствует своего предстоятеля, вместе с ним молится, вместе с ним обсуждает и решает вопросы церковной жизни, вместе с ним защищает интересы дела Божия и церковной паствы. Апостолы и первые епископы окормляли паству, которая составляла иногда несколько десятков человек, иногда несколько сот человек. Может быть, одну или две тысячи. Но совершенно немыслимой была для ранней Церкви ситуация, когда один епископ окормлял бы несколько миллионов людей.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

В течение XVII в. епархии удавалось открыть лишь там, где это происходило за счет присоединения новых земель либо в период междупатриаршества, но чаще решения не выполнялись. Открытие немногих епархий оговаривалось разного рода условиями, которые ограждали права и владения тех архиереев, из епархий которых выделялись новые. Безусловно Собор назначал архиереев туда, где их содержание определялось за счет царской казны (как, например, Енисейск), или в крайне отдаленные города существующих епархий (Угра Казанской митрополии, Великий Устюг Ростовской), или же в те пункты, которые находились под властью патриарха и располагались в чужих епархиях (например, Арзамас и Севск — города из ведения патриарха — находились в пределах Нижегородской и Рязанской епархий). Царю не удалось настоять на принятии своих предложений даже в урезанном виде. С большим трудом епископат согласился на поставление лишь четырех новых епископов во вновь учрежденные епархии: в течение весны 1682 г. в рязанский Устюг, на Холмогоры и Вагу, в Тамбовскую и Воронежскую епархии. Но это соборное решение об умножении числа епархий не могло иметь большого значения для жизни Русской Церкви и государства. Четыре новооткрытые епархии не соответствовали потребностям того времени. В группу вопросов об укреплении православной веры вошли меры по борьбе со старообрядческим движением, принявшим к этому времени кроме конфессиональной и острую социальную окраску. Раскольниками, или просто расколом, стали называть тех, кто не согласился с проводимыми церковными реформами, отошел от официальной Церкви. Это название надолго закрепилось в источниках, публицистике и церковной литературе. В научной литературе последнего времени приняты более нейтральные формулировки: старообрядчество или староверие. Главным средоточием старообрядчества была Москва, откуда оно распространилось по всей стране, приобретя значительные масштабы и составляя большую проблему для руководства Церкви. В одних местах это было открытое противодействие мероприятиям гражданской и церковной власти по вопросам богослужебной практики, в других — отказ подчиниться нововведениям.

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010