V. Внеепархиальная миссия. Внеепархиальная миссия организуется, во-первых, областная или, если будут введены митрополичьи округа, окружно-митрополичья, – она совершается в пределах нескольких епархий, наиболее тесно связанных между собою общностью миссионерских нужд, – и, во-вторых, всероссийская, совершаемая в пределах всей Православной Русской Церкви. А. Областная или окружно-митрополичья миссия. Она протекает в пределах миссионерской области; в случае введения в жизнь Церкви митрополичьих округов, миссионерския области совпадают с ними в территориальном отношении. В каждой миссионерской области миссия устрояется на началах исключительно духовного единения деятелей миссии епархий, входящих в состав данной области. Внешним выражением этого единения служат областные миссионерские съезды. Эти съезды созываются не более как через каждые два года епископом миссионерско-областного города, по соглашению с преосвященными епархий области. Инициатива в созыве съездов может исходить и из епархий области, через подлежащаго епархиальнаго епископа, или же от лица его. Областной епископ является почетным председателем съездов. На съезды приглашаются представители всех видов миссии, а равно и специальные миссионеры епархий области, при чем каждый делегат посылается на средства подлежащей епархии. Съезд сам избирает себе председателя и определяет порядок и предметы своих занятий. Постановления съездов представляются чрез областного епископа на утверждение Св. Синода или того учреждения, которое, по решению Всероссийского Поместного Церковного Собора, заменит собою Св. Синод. Б. Всероссийская миссия. Она также устрояется на началах исключительно духовнаго единения деятелей миссии епархий, входящих в состав Православной Русской Церкви. Внешним выражением этого единения служат всероссийские миссионерские съезды. Эти съезды созываются, с утверждения Св. Синода, не более как через каждые пять лет, центральным при Св. Синоде органом православной миссии, по предварительному соглашению с тем епископом, в епархии которого имеет быть съезд. Означенный епископ является почетным председателем съезда. Инициатива в созыве съезда может исходить:

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Во многих епархиях организованы публикации в церковной и светской прессе, касающиеся памяти новомучеников, устанавливаются контакты с областными телерадиокомпаниями и проводятся циклы передач о новомучениках. С именами новомучеников связаны и вновь учрежденные церковные награды; например, в Латвийской Православной Церкви учреждены орден и медаль священномученика Иоанна, архиепископа Рижского. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году учреждена награда Абаканской епархии — медаль в честь священномученика Евфимия Горячева. В сотрудничестве с государственными органами власти были названы именем священноисповедника Луки, архиепископа Крымского, музей в Тамбовской областной детской библиотеке и образовательные и медицинские учреждения: Красноярский государственный медицинский университет, Симферопольский военный госпиталь, 2-я городская больница города Тамбова. Наименее успешно проходит исполнение пункта постановления Собора, касающегося наименований в честь новомучеников улиц городов и сел. В единичных случаях, как например, в Кемеровской области в поселке Чугунаш названа улица в честь священномученика Григория Аверина, а в городе Туруханске — улица в честь священноисповедника Луки, архиепископа Крымского. В 2014 году мною были направлены дополнительные запросы в епархии с целью выяснить, какие изменения произошли за прошедший период. Были получены ответы из 134 епархий, включая епархии Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Эстонской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа и епархий находящихся за рубежом. Присланные ответы принципиально не изменили картину деятельности епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех невинно пострадавших. Анализ дополнительно полученных сведений показал, что основная деятельность епархий — торжественное совершение богослужений в дни памяти новомучеников, служивших или пострадавших в данной епархии. Во многих епархиях составляются богослужебные тексты, посвященные тому или иному новомученику для последующего направления их в Синодальную богослужебную комиссию. Большая часть деятельности епархий также была направлена на розыск мест массовых захоронений, установление на этих местах мемориальных досок, поклонных крестов и служение панихид в местах массовых захоронений. Анализ полученных материалов показал, что деятельность в 51 епархии проводилась не вполне удовлетворительно, из части епархий был получен ответ, что новых мероприятий по увековечению памяти новомучеников исповедников за прошедший период ими не проводилось.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3854972...

и Сибирская (Тобольская) в 1620 году. При Алексее Михайловиче опять возвращена была от Польши Смоленская епархия и в 1657 году открыта новая Вятская, но зато закрыта Коломенская. На соборе 1667 года предложено было к 13 наличным епархиям открыть вновь до 10 епархий, увеличив при этом число митрополий до 8; но на деле ограничились только восстановлением епархии Коломенской, возведением в сан митрополита архиепископов астраханского, рязанского и сибирского, открытием новой митрополии в Белгороде и переименованием в архиепископы епископа псковского; немного спустя, в 1672 году, открыта была еще новая митрополия в Нижнем. Против увеличения числа епархий были и патриарх, и другие архиереи, потому что оно необходимо повело бы за собой невыгодное для них дробление их обширных епархий. Царь Феодор Алексеевич, ввиду сильного распространения раскола и разных церковных беспорядков, снова поднял тот же вопрос об умножении архиерейских кафедр на соборе 1682 г. и представил собору обширный проект, по которому все епархии распределялись по митрополичьим округам, число митрополий доводилось до 12, а епископий – до 72, с подчинением епископов окружным митрополитам. Собор иерархов постарался уменьшить проектированную цифру епархий с 72 до 34, потом в следующем году понизил ее еще сначала до 22, потом до 14, ссылаясь на недостаток местных средств для содержания большего числа кафедр, на подчинение же епископов митрополитам не согласился вовсе, дабы не явилось, рассуждал он, в архиерейском чине распрей и превозношения. Но после собора не были открыты и те 14 епархий, на которых он остановился, – открыты только четыре: Устюжская, Холмогорская, Воронежская и Тамбовская. К концу патриаршего периода всех епархий в Московском патриархате было: 1 патриаршая, 13 митрополий, 7 архиепископий и 2 епископий. Служение отечеству в смутное время патриарха Иова Первый патриарх Иов был человек уже заслуженный в иерархии. Он был родом из посадских людей г. Старицы, здесь принял и монашество, был последовательно настоятелем монастырей Старицкого, Симонова и Новоспасского, с 1581 года святительствовал сначала в Коломне, потом в Ростове, наконец в 1587 году возведен на митрополию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Дорогостоящие стройки новых соборов, золотые купола, епархиальные канцелярии, парадные хоры, торжественные приемы, драгоценные камни на панагиях, митрах и часах, выезды на вороных «мерседесах» — бюджет таких не обязательных атрибутов архиерейской власти надо будет просто арифметически умножать на количество новых епархий. Святейший Патриарх называет такой нравственный крен «мнимым пониманием престижа»: «…Сегодняшняя жизнь так часто обольщает нас различного рода соблазнами, деньгами, карьерой, властью, положением, приобретением новых вещей, которые выгодно нас отличали бы от других, неким мнимым пониманием престижа. Какое множество соблазнов! И ведь соблазняемся, причем не отрекаясь своей веры, а совмещая ее с соблазном» … Эта проблема усугубляется тем, что текущая реформа – предполагаю, что в каком-то смысле оправданно – впервые отходит от традиционного для России принципа «один губернатор – один епископ» . Теперь на требуемые для внешнего церковного возрождения финансовые потоки области, края, автономной республики претендует не одна епархия, а две, три. Соответственно, материальные возможности новой епархии уменьшатся, одновременно с возросшими потребностями на устроение активной церковной жизни. Если при этом к объективным потребностям епархии добавятся стремление владыки к погоне за стилем своих собратьев из относительно богатых епархий, здесь появится новая точка духовного разложения: потому что бедность в сочетании с неудовлетворенными амбициями — это крайне ядовитая смесь. Читайте также: Святейший Патриарх Кирилл: правильнее говорить не о разделении епархий, но о создании новых епархий Трудные вопросы разукрупнения епархий Разделение епархий: в древних церквях епископ был в каждом городе Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/novye-eparxii-vzglyad-...

После нашествия Монголов, в продолжение рассматриваемого нами времени, закрыты были четыре епархии существовавшей и открыто было семь новых епархий, так что ко времени смерти митрополита Макария всех епархий в России, считая без той же собственной епархии митрополита, было 18. Закрыты были епархии: Белгородская, Юрьевская, Переяславская и Владимиро-Кляземская. Три первые епархии закрыты были или закрылись тотчас после нашествия Монголов и именно вследствие этого нашествия: с одной стороны, маленькие области всех трёх епархий так страшно опустошены были Татарами чрез избиение жителей или чрез увод их в плен, что с нашей русской точки зрения на епархии они не представлялись достаточными, чтобы составлять таковые 20 ; с другой стороны, территории всех трёх епархий лежали так близко к степи, избранной Монголами для обитания (от Волги до Днепра и далее за Днепр), что последние, окончив завоевание Руси, не отхлынули далеко из них со своими полчищами, как из других епархий, а остались в них страшными обитателями 21 , по каковой причине могло быть находимо невозможным пребывание в них епископов. Епархии Богородская и Юрьевская, как это необходимо думать, присоединены были к самой митрополии, a епархия Переяславская была присоединена к вновь открытой епархии Сарайской. Епархия Владимиро-Кляземская была закрыта митрополитом Максимом в 1300г. таким образом, что он перенёс из Киева во Владимир свою собственную резиденцию и что он сделал епархию своей собственной епархией, соединив её с Киевской. Семь вновь открытых епархий были: Луцкая, Сарайская, Тверская, Суздальская, Коломенская, Пермская и Казанская. О епархии Луцкой мы уже говорили выше (I т. 1 половина, стр. 579/700 ). Очень может быть, что она открыта ещё до нашествия Монголов. Но, неизвестно – когда открытая, в первый раз она упоминается в летописи под 1284г. 22 Если после нашествия Монголов она была открыта до 1271г., то её открытие принадлежало тому же удельному Владимиро-Волынскому князю (в великом княжестве Галицком) Васильку Романовичу, который мог открыть её и до нашествия Монголов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Соединение Суздальской и Владимирской, образование Орловской и Севской епархий и упразднение двух старых епархий Переяславской и Крутицкой заметно сказались на изменениях территорий Московской, Казанской, Астраханской, Рязанской, Тверской, Смоленской, Нижегородской, Белгородской, Костромской и Тамбовской епархий. Поэтому Синоду предложено было составить и разослать по всем епархиям роспись с указанием – в какую епархию, откуда и сколько отходило церквей и монастырей. Епархиальные Консистории, получив эту роспись, обязывались сообщить одна другой об изменениях в территориях и составе их епархий, а затем доставить в Св. Синод сведения о том, сколько было и сколько осталось церквей и монастырей в их епархиях, куда выбыли и откуда поступили церкви и монастыри. Тогда же был сокращен титул воронежского архиерея. Вместо воронежского и елецкого ему велено именоваться только «воронежский», так как г. Елец, Орловского наместничества, отошел к Орловской и Севской епархии. 816 Св. Синод не замедлил составить нужное расписание и разослать его по епархиям. Росписание самого общего характера не коснулось только тех епархий, которые введены в границы своих губерний до указа 1788 года 6 мая, а также отдаленных вятской и сибирских епархий. 817 Духовные Консистории также постепенно доставили требуемые сведения. Эти сведения показывают, что представляли собой после указа 6-го мая 1788 г. великорусские епархии в территориальном отношении по составу городов с уездами и по количеству монастырей и церквей в них. Как таковые, эти ведомости имеют первостепенное значение в настоящем исследовании. Из них видно, что: I. В Астраханской епархии были монастыри – Кавказской губ.: в г. Астрахани II-kл. мужской Спасопреображенский, III-kл. девичий Благовещенский, заштатные – Иоанно-Предтеченский, Воскресенская и Покровская пустыни, в Красноярском уезде Николаевская пустынь, в Кизляре Крестовоздвиженский мон. Саратовского наместничества – в г. Саратове – Спасо-Преображенский Петровске – Николаевский, всего 2 штатных монастыря и 7 заштатных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

в 2014 году (9 епархий): Великолукская, Великоустюжская, Кудымкарская, Ливенская, Нерчинская, Норильская, Соликамская, Череповецкая, Югорская; в 2015 году (7 епархий): Бийская, Вяземская, Переславская; Рубцовская, Северобайкальская, Славгородская, Шадринская; в 2016 году (5 епархий): Ванинская, Воркутинская, Галичская, Златоустовская, Черняховская; в 2017 году (5 епархий): Бирская, Волжская, Плесецкая, Рославльская, Сызранская; в 2018 году (4 епархии): Серовская, Алапаевская, Минусинская, Сочинская. На Украине 9 епархий: в 2010 году (1 епархия): Днепродзержинская; в 2012 году (4 епархии): Балтская, Вознесенская, Изюмская, Феодосийская; в 2013 году (4 епархии): Бориспольская, Могилёв-Подольская, Ровеньковская, Роменская. В Белоруссии 4 епархии: в 2014 году (4 епархии): Борисовская, Лидская, Молодечненская, Слуцкая. В Казахстане 6 епархий: в 2010 году (3 епархии): Карагандинская, Костанайская, Павлодарская; в 2012 году (3 епархии): Кокшетауская, Петропавловская, Усть-Каменогорская. В Кыргызстане 1 епархия: в 2011 году: Бишкекская. В Латвии 1 епархия: в 2013 году: Даугавпилсская. В Таджикистане 1 епархия: в 2011 году: Душанбинская. В Эстонии 1 епархия: в 2011 году: Нарвская. В Испании и Португалии 1 епархия: в 2018 году: Испанско-Португальская. Также в 2018 году создан Экзархат в странах Юго-Восточной Азии, действующий по состоянию на 31.01.2019 г. как одна епархия. XI. В период со времени Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) и по 1 февраля 2010 года были образованы следующие митрополии (всего 60 митрополий): В России 59 митрополий: в 2011 году (16 митрополий): Архангельская, Башкортостанская, Донская, Екатеринбургская, Иркутская, Красноярская, Мордовская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Приамурская, Приморская, Рязанская, Саратовская, Тверская, Тульская; в 2012 году (17 митрополий): Белгородская, Волгоградская, Вятская, Ивановская, Кузбасская, Курская, Нижегородская, Омская, Пензенская, Самарская, Симбирская, Ставропольская, Тамбовская, Татарстанская, Челябинская, Чувашская, Ярославская;

http://religare.ru/2_117103.html

При взгляде на многотомное издание его писем, мнений и отзывов по самым разнородным делам становится даже непонятным, когда этот крепкий и многосторонний ум успевал все это обдумывать. К нему, как к последней инстанции, для решения всяких недоумений обращались с вопросами и Св. Синод, и разные государственные ведомства, и сама верховная власть. В тревожное время разнообразных реформ 1860-х годов осторожная и осмотрительная консервативность московского святителя спасала русскую жизнь от многих лишних увлечений преобразовательного движения и оказала услуги, которые еще трудно пока и оценить. Знаменитый святитель скончался 19 ноября 1867 г. Из последних перемен в устройстве Св. Синода замечательны: учреждение при нем в 1867 г. контрольного отделения, учреждение в том же году вместо духовно-учебного управления, нового средоточия для духовно-учебного ведомства – учебного комитета, вроде прежней комиссии духовных училищ, в 1872 г. издание для синодальных учреждения новых штатов и, наконец, в 1885 г. учреждение училищного совета для заведования церковноприходскими школами. Перемены в епархиальном управлении В епархиальном управлении за описываемое время прежде всего обращают на себя внимание перемены в числе епархий. При открытии Синода было 18 епархий и 2 викариатства. Потом с переделами губерний это число постепенно увеличивалось. При имп. Елизавете оно увеличилось открытием епархий Московской и Петербургской и через выделение из бывшей патриаршей области нескольких новых епархий, и к 1764 г. дошло до 29. После Екатерининского Учреждения для управления губерний (1775 г.) и новых приобретениях России по польским разделам к началу XIX в. всех епархий, кроме грузинских, стало 36. В XIX столетии при имп. Николае I, число это еще увеличилось, и дошло в настоящее время до 65 с несколькими викариатствами. Старинные степени епархий по старшинству со времени Петра I потеряли значение. После отмены патриаршества он перестал жаловать архиереев титулом митрополита, отбирал иногда этот титул и у старых митрополитов (Сильвестра Нижегородского, Игнатия Крутицкого), белый клобук заменял черным, а митрополичий саккос усвоил всем архиереям без различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Состав областных соборов находится в прямой зависимости от числа епархий, входящих в состав церковной области, и от числа в них епископов, правящих епархией, и их помощников по управлению – епископов викарных. В древности, когда содержание епископов и клиров не имело никакого отношения к средствам государства, число епископов было весьма велико относительно территории епархий и митрополий. Было время, когда оно определялось исключительно желаниями самой паствы. Но с половины IV века (347 г. Собор Сардикийский пр. 6-е) Церковь начинает ограничивать умножение епископов, как дело, не благоприятствовавшее достоинству епископского сана. Для Церкви русской, при протяжении некоторых её епархий на тысячевёрстные пространства, при миллионном населении её епархий (в 1902 г. в 31 епархии числилось свыше миллиона душ паствы, в 11 епархиях свыше 2 миллионов), умножение епархий и самостоятельно правящих епископов весьма желательно – в видах сокращения числа душ, находящихся на попечении одного архипастыря, и в видах большего удобства посещения им паствы в местах её жительства. Для митрополита каждый новый епархиальный архиерей в его области являлся бы новым помощником в делах попечения его о благонаправлении и преуспеянии духовной жизни в областной его церкви. Но число епископов зависит не от одних материальных способов обеспечения их (в удовлетворении их житейских потребностей, в устройстве и поддержании благолепного их священнослужения). Не затруднительность такого поддержания епископского достоинства имели в виду соборы, воспрещая поставлять епископов в малые города и веси, «да не уничижается имя епископа и власть» (Сард. 6-е). Некоторые «и по чину епископа приявшие рукоположение» обращаемы были в подчинённое положение хорепископов (Антиох. 10-е), соответствовавшее положению викарных епископов настоящего времени (Анк. 13-е) или даже благочинных (Канонич. посл. к хореп. Вас. Вел.); без сомнения, не потому лишаемы они были власти, что «малый град», в который они были поставлены, мало давал им средств к поддержанию внешнего величия. Следовательно, «имя и власть епископа» подвергались «уничижению», вследствие поставления епископов и в малые города, через понижение требований относительно внутреннего достоинства епископа для замещения великого числа епископских кафедр. Так и в настоящее время областному митрополиту может оказаться полезнейшим иметь хотя бы и меньшее число вспомоществующим ему в попечении о делах области епископов-управителей, но помощников достойнейших и способнейших. Проект объединения епархий в митрополии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Берлине прошло пастырское совещание двух епархий Русской Церкви в Германии 6 октября, 2011. Новостная служба Право на уроки религии установлено конституцией Германии, что открывает православным христианам в этой стране большие возможности. За реализацию этого права в рамках школьного образования отвечают власти федеральных земель. 6 октября. ПРАВМИР. 3-4 октября 2011 года в Берлине прошло совместное пастырское совещание двух епархий Русской Церкви в Германии, сообщает Патриархия.ru . В совещании приняли участие три иерарха правящий архиерей Германской епархии Русской Зарубежной Церкви архиепископ Марк, правящий архиерей Берлинской епархии Московского Патриархата архиепископ Феофан и викарий Германской епархии Русской Зарубежной Церкви епископ Штутгартский Агапит. На совещании присутствовали 80 священнослужителей. 3 октября отмечается праздник объединения Германии. В этот  день перед началом совещания три архипастыря Русской Православной Церкви совершили Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Берлина. Этот день является нерабочим в Германии, поэтому на богослужение собралось множество верующих. Заседания пастырского совещания проходили в помещениях храма Покрова Пресвятой Богородицы. Состоялось обсуждение вопросов совместной жизни и деятельности духовенства двух епархий. Архиепископ Марк и архиепископ Феофан в своих приветственных словах отметили добрые плоды общения епархий после подписания «Акта о каноническом общении» в мае 2007 года. Оба архиерея в своих докладах сообщили о работе комиссий Межсоборного присутствия, членами которых они являются, и ответили на ряд вопросов. Особое внимание было уделено теме языка богослужений. Как отметили священнослужители, церковнославянский язык представляет великую ценность он углубляет восприятие русского языка и культуры как духовной, так и светской. Свое единодушное мнение по этому вопросу участники совещания изложили в резолюции. Детально была рассмотрена работа, проводимая в Германии совместной Комиссией по переводам на немецкий язык, председателем которой является архиепископ Марка. В этой комиссии участвуют представители епархий ряда Поместных Православных Церквей, находящихся на территории Германии. На пастырском совещании в Берлине присутствовало трое участников данной комиссии. Новый перевод Божественной литургии на немецкий язык был предложен для молитвенно-богослужебной практики с целью дальнейшего совершенствования текста. Было отмечено, что при переводе следует учитывать как смысловые богословские категории, так и музыкальные качества переведенного текста. Пастырям, совершающим богослужение на немецком языке, предложено направлять отклики на основания опыта своего служения с целью дальнейшего улучшения переводов.

http://pravmir.ru/v-berline-proshlo-past...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010