6 епархий сообщили, что к данной работе не приступали, но имеют планы о развертывании своей деятельности в этом направлении. 72 епархии сообщили, что с большей или меньшей регулярностью в настоящее время размещают сведения о новомучениках в местной светской и церковной прессе, на официальных и неофициальных интернет-ресурсах. 37 епархий сообщили о создании фильмов, видеороликов и телепередач. В общей сложности было создано 30 фильмов. Было также выпущено более 30 книг и брошюр. Радиопередачи, касающиеся темы новомучеников, выпускались в 20 епархиях. В 16 епархиях прошли мероприятия, связанные с организацией конкурсов, выставок, бесед и чтений. 8 епархий указали, что ведут деятельность по популяризации подвига новомучеников в социальных сетях. 29 епархий сообщили о имеющихся у них планах приступить к съемкам фильмов и выпуску телепередач, 10 епархий заявили о планах по изданию книг о новомучениках, 6 епархий планируют выпускать радиопередачи, 30 епархий собираются провести выставки, популяризирующие подвиг новомучеников. Заслуживающие с точки зрения обмена опытом результаты при исполнении постановления Архиерейского Собора 2011 года показала Московская епархия. В ней епархии регулярно размещаются сведения о новомучениках в средствах массовой информации, организовываются радио- и телепередачи, посвященные новомученикам; в епархии установлено 12 памятных досок, 16 поклонных крестов, 3 памятника. Переименовано 2 улицы: в селе Ильинском Красногорского района улица Новая Островская переименована в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы и в городе Электрогорске улица Безымянная переименована в честь священномученика Константина Успенского. Епархиальной богослужебной комиссией составляются тексты тропарей, кондаков и молитв новомученикам. 15 июня сего года мною было направлено письмо в епархии Русской Церкви, в котором было указано, что из анализа отчетов, поступающих из епархий, следует, что не все пункты Рекомендаций правящим архиереям к определению Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников и исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», принятых в 2014 году, удается исполнить.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4659239...

Главное же практическое значение определений Московского собора 1667г. об умножении епархий заключалось в том, что этим собором был остановлен дальнейший рост патриаршей области и положено начало к выделению из неё новых епархий. В Московской митрополии пред самым учреждением русского патриаршества считалось всего одиннадцать епархий: Московская, составлявшая обширную область под ведением самого митрополита, три архиепископии – Новгородская, Казанская и Ростовская и семь епископий – Вологодская или Великопермская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Смоленская, Сарская или Подонская и Коломенская. В 1589 году по уложенной грамоте об учреждении патриаршества в России определено „на утверждение православные веры и в почесть превеликого престола патриаршего царствующего града Москвы“ увеличить число епархий еще на восемь; кафедры новых епархий определено открыть в Нижнем Новгороде, Пскове, Ржеве, Великом Устюге, Белозерске, Брянске, Дмитрове и еще в одном городе, имя которого в грамоте не означено 26 . Но это определение уставной грамоты о русском патриаршестве осталось без исполнения; сряду по учреждении патриаршества открыта только одна епархия Псковская и то вероятно потому, что еще в половине XIV века псковичи просили себе особого епископа, независимого от Новгородского архиепископа; большая же часть других епархий, назначенных к открытию, должна была выделяться из патриаршей области, а патриарх Иов не желал видеть умаления своих владений и сопряженных с тем доходов. В 1593 году вслед за присоединением Корелии от Швеции открыта была епархия Корельская, но она существовала не долго до 1611 года, когда Корелия опять была завоевана шведами. В 1602 г. открыта епархия Астраханская, отделенная от Казанской. В 1620 г. открыта обширная епархия Сибирская или Тобольская, хотя первому её архиепископу Киприану пришлось здесь встретить крайний недостаток в церквах, монастырях, средствах содержания, и в религиозной настроенности поселившихся здесь русских 27 . До половины XVII в. новых епархий более не открывалось; между тем патриарх лишился на время и одной епархии Смоленской, когда в 1611 г. Смоленск был взят поляками и возвращен Москве в последующее время. Всех епархий в Московском государстве к половине XVII в. было 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Ко времени Поместного Собора 1971 г. Русская Церковь имела 67 внутренних и 14 зарубежных епархий. При этом правящих архиереев внутри страны было только 58. В этом отношении почти ничего не изменилось и за последующие два десятилетия. В канун перемен, в 1987 г., Русская Православная Церковь насчитывала 64 епархии в СССР, из которых 18 были в составе Украинского Экзархата, а также 9 зарубежных епархий, помимо Японской Автономной Церкви. Поместный Собор 1988 г. принял «Устав об управлении Русской Православной Церкви». В Уставе епархия определяется как «местная церковь , возглавляемая архиереем и состоящая из приходов, объединенных в благочиния и находящихся на данной территории монастырей» 330 . Радикальные перемены в церковной жизни происходили после празднования 1000-летия Крещения Руси. В связи с изменением государственного строя в нашей стране Церковь обрела свободу. В 1990-е годы были замещены правящими архиереями епархии, не имевшие их в течение нескольких десятилетий, высшей церковной властью были учреждены новые епархии, в ряде епархий были открыты новые викариатские кафедры. В 1997 г. Русская Православная Церковь имела уже 117 епархий на своей канонической территории, в том числе 65 в России, 34 на Украине, 10 в Белоруссии, 8 в других странах ближнего зарубежья, а также 8 в дальнем зарубежье, включая Японскую Автономную Церковь, всего же – 125 епархий. Епископат Русской Церкви насчитывал тогда 144 правящих и викарных епископов. Ко времени Архиерейского Собора 2000 г. Русская Церковь насчитывала 130 епархий, в том числе на территории Российской Федерации – 67, Украины – 33, Белоруссии – 10, Молдавии – 4, Казахстана – 3, Эстонии, Латвии, Литвы и Азербайджана – по одной, на территории Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана – одну, в дальнем зарубежье – 10, включая 2 епархии Японской Автономной Церкви. Ко времени Поместного Собора 2009 г. в составе Русской Православной Церкви насчитывалось 157 епархий, в том числе на территории России – 68 епархий, на территории Казахстана – 3 епархии, в странах Балтии – 3 епархии; на территории Узбекистана, Киргизии и Таджикистана – 1 и на территории Азербайджана также 1 епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

и перевода существовавших епархий на штаты процесс учреждения новых епархий несколько ускорился. Рост числа епархий за два столетия иллюстрирует следующая таблица: 1700 г. – 22 епархии 1764 – 29 (из них 3 малороссийских[ ] ) 1799 – 36 1825 – 40 (из них 4 в составе Грузинского экзархата) 1855 – 55 1900 – 65 (из них 1 на территории США) 1917 – 68 После ссылки епископа Игнатия в 1700 г. Петр I повелел передать Тамбовскую епархию в ведение Рязанского епископа, а в следующем году подчинил ее управлению Синодальной области. В 1700 г. по распоряжению царя была основана епархия в только что завоеванном Азове, которая просуществовала всего год. Кроме того, в 1707 г. Петр повелел создать Иркутское викариатство при Тобольской епархии, а еще ранее, в 1700 г., викарий появился и в Переяславле, в качестве коадъютора Киевского митрополита 849 ; это последнее викариатство в 1731 г. было преобразовано в самостоятельную епархию. В том же году Холмогорская епархия была переименована в Архангельскую. Несколько новых кафедр открылось при императрице Елизавете, прежде всего – Петербургская (1742). В 1742 же году по предложению членов Святейшего Синода Амвросия Юшкевича и Арсения Мацеевича была восстановлена Московская епархия 850 . При Екатерине II по штатам 1764 г. все епархии были разделены на три степени 851 , причем к первой степени относились 3, ко второй – 8 и к третьей – 15 епархий. В составе Московской епархии штаты предусматривали создание Севского викариатства, которое, просуществовав до 17871788 г., стало затем самостоятельной епархией с центром в Орле. К 1764 г. в империи насчитывалось 29 епархий, включая сюда и три малороссийских (Киевскую, Черниговскую и Переяславль-Бориспольскую) 852 . При Екатерине II было основано еще 9 епархий. Разделы Польши привели к присоединению в 1772 г. Могилевской епархии, а в 1795 г. – Брацлавской, Подольской и Минской (последняя до 1799 г. представляла собой викариатство Киевской епархии) 853 . Дальнейшие преобразования системы епархий имели место при Павле I, так что в конце столетия в империи было уже 36 епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

На приведенных двух примерах мы видим, что при огромных пространствах и значительном числе приходов во многих из существовавших на начало 2011 года епархий архиереям попросту не хватило бы времени и сил, чтобы лично заняться всем объемом поставленных Собором задач. В связи с этим в мае 2011 года Священный Синод инициировал исторический процесс образования в пределах республик и областей Российской Федерации нескольких епархий. Ранее подобное имело место в Украинской Православной Церкви и в Белорусском Экзархате. Однако в России речь шла о более масштабных преобразованиях, и за истекшие два года было учреждено 64 новых епархий на территории одних и тех же субъектов Российской Федерации. Уточню, что всего за это время было образовано 82 епархии . Со времени Поместного Собора 2009 года образовано 88 новых епархий. Всего в настоящее время 247 епархий. Также напомню, что решением Священного Синода от 27 июля 2011 года (журнал был образован новый Митрополичий округ – Среднеазиатский. В октябре 2011 года Священный Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий. Епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, стали объединяться в митрополии, которых за межсоборный период было создано 33 . Напомню, что митрополия, объединяющая несколько епархий вокруг регионального административного центра и, в свою очередь, входящая в состав патриархата – это древняя и традиционная форма церковного устройства, о необходимости возрождения которой в Русской Православной Церкви заявил еще Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов, принявший в последний день своей работы определение " О церковных округах " . В этом определении имелись в виду именно округа, состоящие из нескольких епархий. Ныне действующее Положение о митрополиях, утвержденное Священным Синодом 6 октября 2011 года (журнал было разработано в Межсоборном присутствии с учетом исторического опыта. При составлении нынешнего документа учитывались, конечно, и реалии современной церковной жизни.

http://religare.ru/2_99463.html

ЖМП 11 ноябрь 2011 /  25 октября 2011 г. Игумен Савва (Тутунов): Митрополия - новая форма взаимодействия епархий Создание митрополий на территории России стало одним из важнейших решений октябрьского Синода. Их деятельность регламентирует новый документ – Положение о митрополиях Русской Православной Церкви. Основные положения этого документа комментирует игумен Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии и секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности.   — Отец Савва, в новом Положении митрополия названа одной из форм организации взаимодействия епархий. Какие еще формы такого взаимодействия существуют? С чем связано создание новой формы? — Сегодня в Русской Православной Церкви формы территориального объединения епархий могут быть разные. Если идти от б о льших к меньшим, то это прежде всего самоуправляемые Церкви, экзархаты, митрополичьи округа и митрополии. Во всех случаях, кроме митрополий, формируются свой синод и синодальные учреждения. Создание митрополий как нового уровня взаимодействия епархий связано с тем, что с мая этого года создаются новые епархии, границы которых не совпадают с границами субъектов Российской Федерации. Возникла новая ситуация: на территории одного субъекта Федерации возникает несколько епархий. По понятным причинам сразу же возник вопрос о взаимодействии этих епархий как между собой, так и со светской властью. Простой пример: как строить отношения с департаментом образования области по вопросам ОПК? Очевидно, что департаменту со стороны Церкви нужен один координатор. И таких ситуаций немало. В связи с этим в июле Священный Синод поручил комиссии Межсоборного присутствия, которую возглавляет управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, изучить этот вопрос. По итогам интенсивной работы был разработан проект документа, который предлагал объединить епархии внутри одного субъекта Федерации в митрополии. Само понятие «митрополия» не впервые появляется в истории Церкви и имеет некоторый прообраз в виде тех митрополий, которые существовали в древней Церкви. Конечно, этимологически «митрополия» — это скорее центр области, главный город, а не территория, но, полагаю, терминология не должна в данном случае вызывать особого беспокойства.

http://e-vestnik.ru/church/savva_tutunov...

—277— ных им архиереев и усилили бы свой контроль и бдительное наблюдение над ними, что, конечно, в некоторых случаях, действительно могло бы иногда повести к столкновениям между митрополитом и подчиненными ему епархиальными архиереями, к упрекам по адресу митрополита в «высости» и т. под. Естественно, что перспектива подобных порядков при новом церковном управлении вовсе не улыбалась тогдашним свободолюбивым епархиальным архиереям, которые поэтому решительно и отклонили на соборе 1682 года проект царя Федора Алексеевича об образовании у нас двенадцати округов с митрополитами во главе, а предпочли остаться при прежней зависимости от одного только патриарха, который уже и территориально всегда стоял так далеко от их епархий и хода всех их епархиальных дел. Второй свой проект об образовании 72 новых епархий царь Федор Алексеевич передал сначала на предварительное рассмотрение патриарха Иоакима с бывшими тогда при нем архиереями, которые нашли, что проект царя слишком широк и трудно осуществим и потому предложили государю сократить число вновь открываемых епархий до 38-х. Государь с этим согласился и на соборе 1682 года внесено было царское предложение об открытии только 33 новых епархий, причем государь был уверен, что собор пойдет навстречу его справедливым и полезным для церкви начинаниям, тем более, что своим проектом он только осуществлял постановления собора 1667 года. Но собор русских иерархов не оправдал надежд государя. Он признал, что следует и полезно открыть новые епархии, но не 72 или 33, как предлагал царь, а только одиннадцать, да и из этих одиннадцати в действительности открыты были только четыре, а остальные семь совсем не открывались. Ясное дело, что архиереи вовсе не сочувствовали проекту царя и совсем не желали открытия новых епархий, и если согласились на действительное открытие новых четырех епархий, то сделали это очень неохотно, только уступая желанию и настояниям государя. Очень характерны те причины, какие побуждали русских иерархов на соборе 1682 года противиться открытию новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очевидно, что сегодня нужно гораздо больше приходов, чем есть. В дореволюционной России один приход окормлял паству в несколько тысяч человек. Может быть, даже меньше. Сегодня часто случается так, что один храм приходится на несколько десятков, а то и пару сотен человек. Эту ситуацию, конечно, нужно исправлять, приводя церковную жизнь к норме. Приводя церковную жизнь к тому, что священник всех своих пасомых оглашал по имени, знал их, понимал их нужды, чем они живут и чем им можно помочь. Когда у нас появится достаточно количество приходов, конечно, их создание не может не подвигать к созданию новых епархий. Некоторые критики Церкви хотели бы, чтобы она осталась на минимальном уровне жизни, который был свойственен для советских или первых постсоветских лет. С этими людьми соглашаться, я думаю, православных христианам не стоит. Очевидно, что нам нужно сегодня больше храмов, чем было до революции. Потому что в большей заботе нуждаются люди. Потому что в большем духовном руководстве нуждаются те, кто до сих пор испытывает на себе последствия долгих лет государственного атеизма, которые не смогли изменить полностью душу нашего народа, но сильно повредили эту душу. Для того, чтобы духовное исцеление и возрождение коснулось каждой души, каждого сердца, нам нужно больше храмов, больше священников, больше епархий, больше епископов. Давайте молиться об этом, давайте заботиться об этом, трудиться ради того, чтобы церковная жизнь была возрождена, восстановлена во всей своей полноте. Источник: Православный телеканал Союз. Программа «Комментарий недели» Читайте также: Трудные вопросы разукрупнения епархий Разделение епархий: в древних церквях епископ был в каждом городе Дробление церковных епархий: зачем и почему? Александр Щипков: разделение епархий – хороший пример для светской власти Прот. Всеволод Чаплин: Церковь не старается подменить собой государство Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Синоде и Московской Синодальной Конторе, и архиереев, состоявших в распоряжении Св. Синода и его (Московской) Конторы для священнослужений и крестных ходов. Затем идут хронологические списки степеней (важности) епархий в разное время, список епархий всероссийской церкви в последовательном порядке, хронологические таблица епархий в России алфавитный указатель имен архиереев русской церкви и несколько добавочных статей, касающихся русской иерархии и первых времен христианства в России. Переработка этой же книги под заглавием: «Иерархия всероссийской церкви, от начала христианства в России до настоящего времени». Два тома. Москва, 1892–1894. В первом томе этой книги помещены списки епархий в последовательном порядке их учреждения, митрополий с указанием входивших в них епархий и викариатств; затем списки всероссийских митрополитов, патриархов, архиереев при Московском Архангельском соборе и т. д., как и в предыдущем издании. Остальную и большую часть книги занимает хронологический список епархий и викариатств при них с алфавитным указателем епархий и перечнем епископов (с важнейшими хронологическими датами). Во втором томе помещены: список монастырей в России в последовательном порядке их учреждения, алфавитный указатель имен архиереев Русской церкви с 988 г., грузинской церкви с 1811 г. и дополнения к первому тому. II. Для второй части «Истории российской иерархии» (описания монастырей): 1. Александра Ратшина. «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России». Москва, 1852. Описания монастырей и церквей в книге Ратшина (по большей части краткие) расположены в алфавитном порядке губерний. В каждой губернии описываются сначала существующие монастыри, потом упраздненные, потом некоторые (очень немногие, впрочем) церкви. О некоторых упраздненных монастырях только упоминается. Более всего отведено место Московской губернии. К книге приложен алфавитный указатель описанных в ней монастырей и церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

В пределах Римской империи в IV столетии существовало не менее 200 провинций, и, следовательно, примерно столько же митрополичьих округов, по сути дела, автокефальных Поместных Церквей, которые с течением времени стали объединяться в патриархаты . По смыслу 34-го Апостольского и 9-го Антиохийского правил епископ и митрополит на своем уровне обладали полнотой самостоятельности, вынося на суд вышестоящей инстанции (соответственно митрополита или патриарха с их синодами) лишь те вопросы, которые выходили за рамки внутренней жизни их церковных округов . При несоблюдении данного соборного принципа создаваемые сегодня митрополии вместо дополнительных центров соборности на промежуточном между Патриархом и епархиальными архиереями уровне могут стать очередной бюрократической инстанцией в нисходящей церковно-административной «вертикали», лишь отдалив епархиальных епископов от высшего управления Церковью. При разработке системы управления митрополичьих округов данное обстоятельство необходимо учитывать. Второе. Для превращения митрополий в полноценные соборные центры необходимо поддерживать тенденцию на увеличение количества входящих в округа епархий. При обсуждении подходов к принципу формирования округов на Поместном соборе 1917-1918 годов вопрос о количестве епархий, входящих в округ, признавался существенным. Если для объединения епархий в миссионерско-пастырских целях митрополичьи округа могли быть небольшими по составу, то для округов как самостоятельных церковно-административных единиц требовалось, чтобы состав их местных окружных соборов был внушительным по числу епископов. В последнем случае количество объединяемых в один округ епархий должно было быть более значительным. «Соборность потеряет свое значение, если в округе будет 2-3 епархии, - говорил на Соборе архиепископ Серафим (Чичагов). - В митрополичьем округе должно быть 10-15 епархий» . Епископ Симон (Шлеев) полагал, что учреждение новых епархий, необходимость которого была осознана Собором, может встретить сопротивление у отдельных архиереев, в то время как при образовании округов появление новых епархий будет в интересах целой группы епископов, входящих в округ .

http://bogoslov.ru/article/2813585

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010