После смерти царя Алексея, не теряя времени, патриарх Иоаким сейчас же, 14 марта 1676 года, созвал новый церковный собор, на котором еще раз показал, что он не умеет забывать обид, и провел на нем осуждение и ссылку в Кожеезерский монастырь еще недавно очень влиятельного царского духовника, Андрея Посникова и настоял на переводе из Ферапонтова монастыря в суровое заключение Кирилло-Белозерской обители своего бывшего покровителя, а затем врага – патриарха Никона 843 . Не менее успешно был проведен Иоакимом собор 1681–1682 годов 844 , на рассмотрение которого правительство предложило план широкой, почти что революционной перестройки системы русской иерархии. Справедливо полагая, что в основе главных бед русской церкви, в том числе, раскола между сторонниками старого обряда и основным телом церкви; отсутствия связи между владыками и клиром; злоупотреблений епископата и его клевретов-чиновников; недостатков работы низшего духовенства и других трудностей, прежде всего, лежат малочисленность епископов и обширность пределов епархий, советники Федора предложили увеличить число епархий и реорганизовать соотношения между митрополитами и епископами. От лица московского правительства три царских любимца – Иван Максимович Языков, Алексей и Михаил Тимофеевичи Лихачевы – и новая восходящая звезда русской государственной мысли, молодой князь Вас. Вас. Голицын предложили уменьшить размеры епархий, провести иерархическое подчинение рядовых епископов митрополитам и увеличить число таковых областных митрополитов до двенадцати, а общее число подчиненных им владык-архиереев – до семидесяти двух 845 . Предложенная реформа русской церковной иерархии увеличила бы общее число епархий почти в пять раз, так как в то время в России было всего лишь семнадцать архиереев. Из числа этих семнадцати епархий пятнадцать было старых: одна, Московская, была патриаршей; четыре – митрополичьими: Новгородская, Казанская, Ростовская и Сарская [с резиденцией в Москве на Крутицах]; восемь епархий были архиепископскими: Вологодско-Великопермская, Суздальско-Тарусская, Смоленско-Брянская, Рязанско-Муромская, Тверско-Кашинская, Астраханско-Терская, Сибирско-Тобольская и Псковско-Изборская; и две епископских: Коломенско-Каширская и Карельско-Орчинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Кроме того в покоренной Цимисхием части Болгарии было от 3 до 5 болгарских епархий 392 . Но со времен Бориса II, с сокращением пределов государства, стало сокращаться и число болгарских епархий, так что в 1019 г. их считалось не более 17, именно: охридская (архиепископия), касторийскал, главеницкая, могленская, бцтольская, струмицкая, морозвидская, велбуждская, триадицкая, нишская враницкая, белградская, тримская, скопийская, приштинская, липенииская, и сервийская. Из прочих же епархий одни закрыты, а другия причислены были к константинопольскому патриархату 393 . Затем в первой половине ХИ в. в Болгарии открыто было несколько новых епархий: моравская (город Морава был в нынешнем сербском княжестве), дебрьская, малешовская, гревенская, де- волъская, расская (Раса или Рас был сербский город не далеко от южной границы нынешнего сербского княжества, близ Нового Назара, на р. Рашке. Рашская епархия была сперва сербскою, но впоследствии стала зависеть от болгарского архиепископа), так что в XII веке считалось в Болгарии до 30 епархий, в числе которых впрочем были и сербския епархии 394 . В грамате греческого императора Василия II, покорившего Болгарию, насчитано было 30 болгарских епархий, из коих только 8 поименованы: костур- ская, главнгщкая, мегленскал, пелагонийскал (битолъская), синрумицкая, моровгизоская, велбуждская, (ныне кюстендильская), триадиукая (ныне софийская), остальные же 22 не поименованы. Вероятно, они были в восточной Болгарии и в Сербии, которая до 1217 г. состояла в ведении болгарского архиепископа 395 . Архиепископы первого болгарского иарства Всех архиепископов первого болгарского царства считается до 22. Но большая часть из них известна только по именам . Вот они: 1) Иосиф I (864– 866 г.), первый болгарский архиепископ, присланный в Болгарию патриархом Игнатием. 2) Георгии I (870 г.): при нем папа убеждал Бориса быть покорным римскому престолу 396 . 3) Гавриил 1, присут- ствовавший на константинопольском соборе в 879 году 397 . 4) Агафон I. 5) Леонтии 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Внеепархиальная миссия организуется, во-первых, областная, или, если будут введены митрополичьи округа – окружно-митрополичья, она совершается в пределах нескольких епархий, наиболее тесно связанных между собою общностью миссионерских нужд, и во-вторых – всероссийская, совершаемая в пределах всей Православной Русской Церкви. А. Областная или окружно-митрополичья миссия Она протекает в пределах миссионерской области; в случае введения в жизнь Церкви митрополичьих округов, миссионерские области совпадают с ними в территориальном отношении. В каждой миссионерской области миссия устрояется на началах исключительно духовного единения деятелей миссии епархий, входящих в состав данной области. Внешним выражением этого единения служат областные миссионерские съезды. Эти съезды созываются не более как через каждые два года епископом миссионерского областного города по соглашению с преосвященными епархий области. Инициатива в созыве съездов может исходить и из епархий области через надлежащего епархиального епископа или же от лица его. Областной епископ является почетным председателем съездов. На съезды приглашаются представители всех видов миссии, а равно и специальные миссионеры епархий области, причем каждый делегат посылается на средства подлежащей епархии. Съезд сам избирает себе председателя и определяет порядок и предметы своих занятий. Постановления съездов представляются чрез областного епископа на утверждение Св. Синода или того учреждения, которое, по решению Всероссийского Поместного Церковного Собора, заменит собою Св. Синод. Б. Всероссийская миссия Она также устрояется на началах исключительно духовного единения деятелей миссии епархий, входящих в состав Православной Русской Церкви. Внешним выражением этого единения служат всероссийские миссионерские съезды. Эти съезды созываются, с утверждения Св. Синода, не более как через каждые пять лет центральным при Св. Синоде органом православной миссии по предварительному соглашению с тем епископом, в епархии которого имеет быть съезд. Означенный епископ является почетным председателем съезда. Инициатива в созыве съезда может исходить:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Архиерейский собор — трансляция Как работает Архиерейский Собор в Москве 29 ноября, 2017 Как работает Архиерейский Собор в Москве В московском храме Христа Спасителя начал свою работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 17.27. Патриарх призвал не делить творчество на приемлемое и неприемлемое. Он заявил, что нельзя обязать всех верующих одинаково относиться к каким-то конкретным произведениям искусства, за исключением случаев кощунства и богохульства. «Важно, руководствуясь христианской осмотрительностью и заботливым отношением к ближнему, не поддаваться соблазну жесткой сортировки творческих явлений на «приемлемые» и «неприемлемые». Приятие или неприятие того или иного произведения искусства или явления культуры зачастую обусловлено вкусовыми предпочтениями или даже определенной специальной подготовкой человека», — сказал Патриарх. 17.12. В 2011 году Архиерейским Собором был дан импульс к развитию церковной жизни, появлению новых епархий и созданию митрополий. Образование единой митрополии предполагает особо тесные, братские взаимоотношения между архиереями епархий, находящихся в одном регионе, а также в среде духовенства этих епархий, считает Патриарх Кирилл.  «К сожалению, случалось, что после учреждения новых епархий митрополит по инерции продолжал устно, а иногда и письменно распоряжаться канонически не подчиненными ему монастырями, приходами или клириками на территории других епархий митрополии», — констатировал Предстоятель. Встречалось ошибочное поведение и со стороны некоторых новопоставленных архиереев, отметил Патриарх. «Глава митрополии призван своим авторитетом содействовать решению важных для всей митрополии задач и наблюдать за тем, чтобы все епархии митрополии развивались», — напомнил Патриарх. Вместе с тем, важно, чтобы архиереи прислушивались к митрополиту, а также уведомляли его о значимых для всей митрополии дела, считает Предстоятель. 16.50. Общение со СМИ — это возможность сказать о Евангелии доступным языком, заявил Патриарх Кирилл. Он напомнил, что в информационной сфере наиболее важной задачей является наполнение информационного пространства достоверными сведениями о церковном служении. Важно отражать жизнь епархий и приходов на общецерковном уровне, отметил Патриарх. «Распространенный сегодня медийный жанр — это рассказы о конкретных людях, об их быте и увлечениях. В связи с такими рассказами порой затрагиваются глубокие социальные или нравственные проблемы», — подчеркнул Патриарх. Он высоко оценил работу пресс-службы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, «благодаря которой широкий круг людей смог познакомиться с усилиями многочисленных церковных тружеников, заботящихся об обездоленных».

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-tra...

Когда у патриарха приказано было (сидеть) в казне Ивану Кокошилову, то людям его раздавали по полтине и рублю, а самому рублей по 5 и 6 одними деньгами, кроме гостинцев, меду и рыбы, да чтобы рыба была живая, да жене его переносят гостинцев мылом и ягодами на рубль и больше; а если не дать людям, никакими мерами на двор не пустят» 19 . Что касается отношений патриаршей области к другим русским епархиям, то характер этих отношений со всею ясностью определяется составом патриаршей области и данными из истории открытия епархий на Руси в XVII в. Занимая длинную центральную полосу русского государства с углублением её на северо-восток и расширением в южных пределах, патриаршая область одним своим внешним громадным видом давила остальные епархии и прижимала их к восточным и западным границам России; не только отдельно какая-либо епархия, но и все вместе взятые не могли сравняться с патриаршею областью в числе своих городов и земель. Епархии, ближайшие к Москве (Тверская, Ростовская, Рязанская, Коломенская, Крутицкая), давно уже испытывали на себе давление со стороны патриаршей области; многие города и церкви с их землями и другими доходными статьями были уже отчислены от этих епархий и отданы в управление патриарху; та же участь постигла и самую обширную из епархий – Новгородскую: четыре уезда её, Валдайский, Боровицкий, Крестецкий, Старорусский, при патриархе Никоне приписаны были к вотчинам его „особых» монастырей Иверского и Воскресенского; Коломенская епархия была уже закрыта и в целом своем составе приписана к патриаршей области; та же участь грозила и епархии Крутицкой. Таков был рост патриаршей области до начала второй половины XVII века; он развивался за счет других епархий и естественно задерживал развитие последних. Восточные Греческие иерархи, приезжавшие в Россию в XVII в., всегда поражались тем обстоятельством, что такое обширное и цветущее православное Московское царство сравнительно с восточными патриархатами имеет весьма незначительное число епархий, что русские епархии сравнительно с патриаршею областью весьма невелики и в тоже время, если сравнивать их с епархиями на востоке, то самая бедная из русских епархий по своему пространству, числу церквей и доходов превосходила не только епархии Греческие, но и некоторые патриархии восточные 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Открытие новых епархий задерживалось самою высшею церковною властью, русскими патриархами и епархиальными архиереями. Дело в том, что начинать раздробление епархий и открывать из них новые епископии приходилось прежде всего с патриаршей области, как громаднейшей из всех епархий; но патриархам этого не хотелось, они сами заботились о большем расширении и округлении своей области и, пользуясь своим авторитетом в делах церковных и государственных, успевали отстаивать свои желания; епархиальные же архиереи с своей стороны не хотели допускать раздробления своих епархий по тем же побуждениям, какие были и у патриарха, чтобы не умалить своих доходов и средств к содержанию, которых у них было гораздо меньше, чем у патриарха. От того за весь XVII век новых епархий открыто мало и в открытии их наблюдался особый порядок; до собора 1667 г. епархии открывались или во вновь присоединенных к России областях, или в таких местах на окраинах России, которые находились вне пределов патриаршей области; открытие этих епархий следовательно не наносило ущерба доходам патриаршим; когда же издавались соборные определения об открытии новых епархий в пределах самой патриаршей области, обыкновенно эти определения не выполнялись на деле, и если иногда приводились в исполнение, то это делалось или в период между-патриаршества, когда еще не был избран новый патриарх, который бы мог помешать открытию новой епархии в своей области, или на особых вносимых в соборные определения условиях при открытии новой епархии; условия эти заключались в том, что главные доходные статьи во вновь открываемой из патриаршей области епархии по прежнему оставались в ведении патриарха и шли в его пользу. Что касается введения окружного управления в епархиях и устройства постоянных окружных съездов епархиальных архиереев под председательством митрополитов, то вопрос об этом нововведении, два раза поднимавшийся на Московских соборах XVII века, так и остался без выполнения; он возбужден был иностранцами – греками и не нравился русскому патриарху, потому что изменял господствовавший характер отношений его к подвластным ему архиереям и к общему управлению делами церкви; он вызвал единодушный протест против себя и со стороны епархиальных архиереев, которые в коллективной челобитной на имя государя просили оставить епархии на прежнем основании „особыми, а не под митрополитами быть подвластными“; старый порядок епархиального управления освобождал их от непосредственного усиленного контроля со стороны высшей церковной власти и давал им более свободы в своих действиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Глава третья Малочисленность и вдовство епархий перед учреждением Св. Синода. Тяжелое положение местоблюстителя м. Стефана и неудовлетворительность епархиального управления в бывшей Патриаршей области, временно порученной ведению крутицкого митрополита. Мысль об учреждении Духовной Коллегии для исправления великих церковных дел. Работы Петра по введению коллегиального управления в Государстве и по второму переделу России на губернии (1719 г.), предшествующие учреждению Духовной Коллегии. Составление Регламента для духовной Коллегии и меры к упорядочению епархиального управления (епископские дела), выработанные составителем Регламента. Непригодность этих мер для достижения цели без увеличения числа самостоятельных епархий или, в крайнем случае, викариатств. Сомнительный проект увеличения числа русских епархий, приписываемый Петру историком В. Н. Татищевым. Открытие Св. Синода (14 февр. 1721 г.). Вопрос о состоянии епархий на первом заседании Св. Синода. Возвращение управления церковными вотчинами духовным властям, осложнившее епархиальное управление. Духовное инквизиторство, введенное Св. Синодом в целях упорядочения епархиальной жизни. Разделение епархий по двум протоинквизиторским округам. Вред от инквизиторства, ослабившего права епархиальных архиереев. Неосуществившийся проект учреждения викариатств у синодальных членов для заведывания земскими делами. Бывшая Патриаршая, теперь Синодальная, область в ведении Св. Синода, но без самостоятельного архиерея. Неудобства управления ей «чужестранных архиереев» и поручение её Леониду (Крутицкому). Сложность обязанностей последнего по управлению двумя епархиями. Увеличение состава Синодальной области по смерти м. Стефана Яворского (27 ноября 1722 г.) присоединением к ней от Рязанской епархии Тамбовской (1723 г.) и г. Борисоглебска от Воронежской, а также 19 ржевских приходов из Новгородской (1725 г.); образование в 1738 г. новой Ивановской десятины. Состав Синодальной области в 1724 году. Отношение донских казаков к Воронежской епархии в начале существования Св. Синода. Состав Воронежской епархии в 1724 г. и расширение южных пределов её вследствие колонизации придонских областей. Смежность границ Воронежской и Астраханской епархий в нижнем придонском бассейне. Расширение южных границ Астраханской епархии, особенно вследствие персидских походов, по побережью Каспийского моря. Малочисленность церквей Астраханской епархии. Спорное дело о вновь поселенных казачьих слободах, принадлежавших Астраханской епархии. Колонизация в пределах Казанской епархии (Оренбургский край). Состав Казанской епархии. Присоединение городов Синодальной области (Арзамас, Гороховец, Яропольч, Вязниковская слобода) к Нижегородской епархии. Колонизация в Приуралье и Вятская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В документах 30-х гг. XX в. З. в. называется как вик-ством Свердловской епархии (с 1931), так и самостоятельной епархией. Противоречие объясняется в первую очередь изменением епархиального деления в кон. 20-х гг., после издания определения Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного Патриаршего Синода от 27 дек. 1928 г. об учреждении в Патриаршей Церкви церковных округов в соответствии с новым гражданским административно-территориальным делением страны на области и округа и о предоставлении особых полномочий архиереям главных городов церковных округов. Территория Уральской обл. была разделена на 2 церковных округа - Свердловский и Челябинский (в 1933 на территории Уральской обл. в подчинении митр. Сергия (Страгородского) имелось 8 епархий, объединявших 681 приход, и ставропигиальная единоверческая община; в Златоустовской епархии насчитывалось 8 приходов; см.: Лавринов. 2007. С. 134). З. в., сохраняя статус полусамостоятельной епархии, вошло в Свердловскую церковную область, правящий архиерей к-рой получил полномочия обл. архиерея (в обязанности обл. архиерея входили попечение о епархиях его области, оставшихся без епископа, до разрешения вопроса Патриархией; выяснение и сообщение Патриархии количества, статуса и границ имеющихся в области епархий с указанием входящих в их состав районов, а также количества правосл. приходов в каждой из них; превращение имеющихся на территории области полусамостоятельных епархий в самостоятельные). 17 янв. 1934 г. постановлением ВЦИК Уральская обл. была разделена на 3 области: Свердловскую с центром в Свердловске, Челябинскую с центром в Челябинске и Обско-Иртышскую с центром в Тюмени. Определением от 12 марта 1934 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного Патриаршего Синода полномочия обл. архиереев были расширены. Теперь обл. архиерей имел право посещать епархии для ознакомления с местной церковной жизнью, мог назначать временно управляющих на вдовствующие кафедры. Кроме того, он получил полномочия требовать от архиереев области отчеты о состоянии их епархий. Указанные определения высшей церковной власти и их проведение в жизнь, очевидно, и стали причинами неопределенности статуса бывш. вик-ств, приобретших в 20-х гг. некоторые права самостоятельных епархий, в т. ч. З. в. 28 марта 1934 г. вышел указ митр. Сергия и Временного при нем Синода о перераспределении границ уральских епархий. Весной того же года Свердловский и Ирбитский архиеп. Макарий (Звёздов) передал 167 «тихоновских» приходов в Челябинскую церковную область, которая была разделена на 3 епархии: Челябинскую (95 приходов), Курганскую (40 приходов) и Златоустовскую (32 прихода) (Объединенный ГА Челябинской обл. Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 4254. Л. 58-65, 100, 103, 110).

http://pravenc.ru/text/199911.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОПОЛИЯ [Греч. μητρπολς - мать-город, что значит столица провинции], область, находящаяся в канонической власти митрополита , будь то глава автокефальной или автономной Церкви либо объединения неск. епархий. Так, Русская Церковь являлась одной из М. К-польского Патриархата от начала ее существования до 1448 г., когда она стала фактически автокефальной, сохранив при этом статус М., пока не была преобразована в 1589 г. в Патриархат, при этом отдельная Киевская М., объединявшая неск. епархий, просуществовала в составе К-польского Патриархата до 1687 г., когда она была окончательно переведена в состав Московского Патриархата. В окт. 2011 г. Свящ. Синод Русской Православной Церкви принял решение о радикальном преобразовании адм. деления Московского Патриархата и в связи с этим издал «Положение о митрополиях Русской Православной Церкви». В соответствии с «Положением» епархии стали разукрупняться, при этом новообразованные епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, объединялись в М., территориально совпадавшие с прежними епархиями, к-рые подверглись разукрупнению. Процесс умножения числа епархий и М. с тех пор продолжается. Они расположены на территории Российской Федерации, и одна М. (Минская) - на территории Белорусского Экзархата. Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви, принятому Архиерейским Собором 2013 г., епархии могут быть объединены в М., к-рые «образуются в целях координации богослужебной, пастырской, миссионерской, духовно-просветительской, образовательной, молодежной, социальной, благотворительной, издательской, информационной деятельности епархий, а также их взаимодействия с обществом и органами государственной власти» (Устав РПЦ. 2013. XIV 2). В соответствии с «Положением о митрополиях Русской Православной Церкви» «митрополии, включающие в себя две или более епархий» являются «одной из форм организации взаимодействия епархий в Русской Православной Церкви» (Положение. 1). Решения о создании или упразднении М., их названиях, границах принимаются Свящ. Синодом, после чего эти решения исполняются, но при этом они подлежат утверждению на ближайшем Архиерейском Соборе. Епархии, вошедшие в состав М., остаются в прямом каноническом подчинении Патриарху, Свящ. Синоду, Архиерейскому и Поместному Собору и в прямой подсудности Общецерковному суду (Там же. 4, 5).

http://pravenc.ru/text/2563402.html

401 Помещиков-католиков гражданское местное начальство обязывало подписками строить и починять находящиеся в их имениях православные церкви. 402 Вместе с устройством церквей, обращено было внимание правительства и на обеспечение содержания духовенства западных епархий: назначены были вспомогательные оклады беднейшим причтам этих епархий из определенной для этого общей суммы 500.000 р. (асс.). 403 Новое разграничение некоторых епархий Западного края Особенным изменениям подверглись в царствование Николая I пределы тех из западных епархий, которые образовались из прежде бывших униатских, а также отчасти и некоторые из древлеправославных, соседственных с ними, как, например: минская, волынская и полоцкая. При вступлении на престол Императора Николая I все униатские церкви, именовавшиеся тогда не греко-униатскими, а римско-униатскими, разделены были на четыре епархии: 1) литовско-виленскую, называвшуюся митрополичьею, 2) полоцкую, 3) луцкую и 4) брестскую. Литовская или митрополичья епархия заключала в себе все униатские церкви губерний Виленской и Курляндской, а также находившиеся в Минской губернии в уездах: Дисненском, Вилейском, Борисовском, Минском, Игуменском и Бобруйском, числом до 300; полоцкая ограничена была губерниями: Витебскою, Могилевскою и Псковскою; луцкая вмещала в себе губернии: Киевскую, Волынскую и Подольскую; брестскую же епархию составляли Белостокская область, Гродненская губерния и Минской губернии уезды: Слуцкий, Пинский, Мозырский и Речицкий, 404 исключая новогрудской церкви, которая причислена была к литовской епархии, как соборная униатских митрополитов. Из этих 4-х епархий двумя всегда управлял митрополит униатский, именно так называемою митрополичьею, или литовско-виленскою, и еще которою-либо из трех остальных, смотря по тому, какая из них находилась в его управлении в то время, когда он назначался митрополитом; остальные же две управлялись своими самостоятельными архиереями, так что всех епархиальных униатских архиереев, было не четыре, как бы следовало по числу епархий, а только три.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010