— Во многих Поместных Церквях, например в Греции, епархии исторически имеют небольшой размер, они значительно меньше современных российских и по площади сопоставимы с нашими благочиниями… — Думаю, что Священный Синод в данном вопросе руководствуется не практикой других Поместных Церквей, которая может опираться на специфичную ситуацию стран их канонической ответственности, а востребованностью подобных решений в Русской Церкви. Тема разукрупнения епархий возникла давно, и с особой остротой была поставлена на Всероссийском Церковном Соборе 1917-1918 годов. К сожалению, Собор по историческим причинам за недостатком времени так и не принял положения об увеличении числа епархий. Но многие архиереи выступали за такие преобразования, и рабочими органами Собора были сделаны первые наметки, первые шаги в данном направлении. Более того, в последующие годы при Патриархе Тихоне и при Местоблюстителе митрополите Сергии открывались новые епархии, было рукоположено большое количество архиереев. То есть соборные решения не остались мертвой буквой. Почему? В виде анекдота могу рассказать случай. Когда я работал в архиве над своей диссертацией, которая как раз и была посвящена епархиальным реформам Собора 1917-1918 годов, я наткнулся на любопытный документ — повестку заседания Священного Синода то ли 1919 года, то ли 1920 года. Среди прочих, в повестке стоял доклад митрополита Кирилла (Смирнова), будущего новомученика: «Об увеличении числа епархий в связи с существенным изменением рода их деятельности». Вроде бы странно звучит, ведь не может быть никакой другой цели у епархий, кроме той, которая им присуща всегда. Какие могут быть «изменения рода деятельности» епархий? Владыка, очевидно, имел в виду развитие деятельности епархий, развитие общения между паствой, священнослужителями и архиереем. В целом, это те темы, которые звучат и сегодня, когда мы говорим об епархиальных реформах. Разукрупнение епархий назрело в нашей Церкви уже давно. Об этом думали лучшие умы своего времени, почти сто лет назад, и вот теперь мы возвращаемся к этому вопросу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1607363...

Из епархий предбалканской Болгарии, покоренной Цимисхием, в хризовулах называется только одна – дристрская, обнимавшая тогда (в 1019 г.) под собой все остальныя епархии этой части бывшего царства, как их митрополия; сообразно с данными предшествующего и указаниями последующего времени, этих остальных епархий нужно будет предполагать здесь от трех до пяти 78 , и таким образом общее число всех епархий будет 32–34. Очень может быть, что не все это количество епархий существовали в правление Петра и что некоторые были открыты уже после него; но если и предположить, что епархий пять-шесть учреждены были позднее, то все-таки наименьшее число, которое мы будем иметь для времени самого Петра, будет не менее епархий 23-ти. С правления преемника Петрова Бориса II, вместе с сокращением пределов государства, начали сокращаться пределы и болгарской архиепископии-патриархии. В 971 г. Цимисхий покорил предбалканскую или верхнемизийскую часть Болгарии. Епархии завоеванной местности он не оставил по-прежнему в заведывании болгарского архиепископа, но образовал из них особую митрополию, с кафедрой митрополита в Дристре или Доростоле, подчинив эту последнюю ведению константинопольского патриарха. С 999 года между болгарами и греками началась непрерывная война, окончившаяся через 20 лет падением болгарского царства, и последние, прежде чем достигнуть сейчас указанного результата, в продолжение этих 20-ти лет делали на территории первых частные приобретения, постепенно отнимая у них отдельные города и местности. Так как отнимаемые города и местности в церковном отношении тотчас перечисляемы были из-под ведения архиепископа болгарского в ведение патриарха константинопольского, то вместе с сим в данный промежуток времени постепенно умалялась и область болгарской архиепископии. В минуту окончательного покорения царства диоцез архиепископии состоял из 17-ти епархий, именно: 1) ахридской (собственной архиепископа), 2) касторийской, 3) главеницкой, 4) могленской, 3) битольской, 6) струхицкой, 7) морозвиздской, 8) вельбуждской, 9) триадицкой, 10) нишской, 11) враницкой (браничевской), 12) белградской, 13) трамской, 14) скопийской, 15) приштинской, 16) липенийской, 17) сервийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1934 году, предлагая Священному Синоду ряд изменений в " Положение о полномочиях архиерея главного города области " , Заместитель Патриаршего Местоблюстителя отметил, что пятилетняя практика оправдала существование церковных округов. Однако затем в связи с массовым закрытием храмов, монастырей и епархий в результате обрушившихся на Церковь репрессий эта структура была утрачена. В новейшее время в различных странах канонической ответственности Московского Патриархата епархии были организованы разными способами – в виде Самоуправляемой Церкви, экзархата или митрополичьего округа. Однако эти формы организации епархий едва ли возможны внутри одного государства, поскольку они предполагают, в частности, учреждение общих органов высшего управления и суда. Поиск иных форм организации взаимодействия епархий стал необходимым после того, как в текущем году Священный Синод принял ряд решений о создании новых епархий в субъектах Российской Федерации. Упомянутые решения Священного Синода направлены на то, чтобы правящие архиереи были ближе к приходской жизни, к духовенству и народу, лучше видели и понимали проблемы приходской жизни. Меньший размер епархий должен позволить архипастырю более глубоко использовать приходской потенциал для развития епархиальной жизни, включая подготовку духовенства, организацию миссионерской, социальной и образовательной деятельности, совершенствование жизни монастырей, укрепление взаимоотношений с местными органами власти и общественными организациями. Цель данных преобразований – развитие и укрепление пастырской работы, чтобы проповедь Евангелия Христова достигала все большего числа людей. Эти решения действительно актуальны. Вместе с тем, возник ряд организационных вопросов, касающихся совместной деятельности епархий, находящихся в одной области или крае. В связи с этим Священный Синод в своем прошлом заседании поручил комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви " разработать предложения по координации деятельности епархий, находящихся в одном регионе " (журнал 74 от 27 июля 2011 года).

http://religare.ru/2_89359.html

8 числа февраля открылись в патриаршей крестовой палате соборные рассуждения по вопросу об умножении епархий. В этот день, после предварительного рассмотрения царского предложения об открытии епархиальных округов с росписью по ним епархий и средств содержания епископских кафедр, от имени церковных властей была составлена и подана государю особая челобитная, в которой отцы собора, соглашаясь с государем в главной мысли о необходимости увеличения числа епархий, возражали против отдельных предложений по этому вопросу, изложенных в государевом проекте. В челобитной они прежде всего просят государя не вводить окружного управления в епархиях, не подчинять епископов митрополитам, но оставить епархии по-прежнему „особыми, а не под митрополитами подвластными, для того, чтоб в архиерейском чине не было какого церковного разгласия и меж себя распри и высости, и в том несогласии и в нестроении святой церкви преобидения и от народа молвы и укоризны“. Далее, в челобитной отцы собора не соглашаются с предложенным в царском проекте числом новых епархий, считая его очень великим и затруднительным при выполнении на деле; и предлагают сократить число новых епархий. Побуждениями к такому сокращению выставляются в одних случаях бедность намеченных в царском предложении епархий, недостаток в них городов, церквей, монастырей, недальнее расстояние городов одного от другого 58 ; на этом основании о некоторых епархиях прямо заявлялось, что в них „не из чего быть вновь архиереем: епархии малоградны и расстояние недальное“. В других случаях указывается и другая причина, препятствующая открытию епархий: „малолюдства ради христианского народа“. В челобитной указано и на недостатки назначаемого содержания епископов в новых епархиях через приписку к ним одних монастырей с крестьянскими дворами; содержание епископских домов, соборных церквей, устройство архиерейского облачения и церковной утвари требуют многих денежных расходов, „а из приписных монастырей невозможно вскоре того управить и всякого довольства архиерейского чина исполнить“.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

ред. Н.Ф. Дубровин Часть вторая. Местное управление Отделение I. Число епархий в последний год царствования Александра I. Умножение епархий и викариатств в последующее царствование. Общий взгляд на причины этого явления В последний год царствования Александра I церковь российская заключала в себе 4 епархии первого класса, 13 второго, 20 третьего и, сверх того, 5 грузинских, составлявших тамошний экзархат, а именно: карталинскую, сигнахскую, имеретинскую, мингрельскую и гурийскую. Кроме самостоятельных епархий, существовало в это время пять викариатств: четыре русских у первоклассных архиереев или митрополитов и одно грузинское у тамошнего экзарха. В царствование Николая I число епархий было умножено новыми кафедрами в Петрозаводске, Саратове, Новочеркасске, Симбирске, Полоцке, Томске, Херсоне, Варшаве, Камчатке, на Кавказе, в Гурии (восстановленная из упраздненной), Риге, Самаре и в Абхазии. Сверх того, воссоединены из унии епархия литовская и белорусская. Было также открыто и несколько новых викариатств, а именно в Екатеринбурге, Твери, Виннице, Остроге, Острогожске, Ковно, Волгске, Казани и Херсоне. Один взгляд на топографию епархий, вновь открытых в царствование Николая I, уже достаточно объясняет те причины и побуждения, которыми руководилось правительство в этом деле. Эти епархии учреждались преимущественно или в местах, слишком удаленных от местного центра духовного управления и лишенных должного влияния и надзора со стороны духовного начальства, а от того нередко наполненных раскольническими толками и сектаторскими обществами, или в местах, окруженных плотною массою народонаселения язычествующего и магометанского, или же там, где православие, при преобладании католицизма, лютеранизма и унии, нуждалось в поддержке и ободрении. Следовательно, главным, руководящим началом правительства при образовании новых епархий было: или ослабить раскол, или распространить христианское учение между идолопоклонниками и магометанами, или, наконец, возвысить православие там, где господствовали иноверные христианские вероисповедания. Что же касается викариатств, то при учреждении их имелось в виду, с одной стороны, дать помощников архиереям заслуженным и несшим на себе, кроме епархиальных, еще обязанности по должности членов синода, или престарелым и имевшим в своем управлении слишком обширные епархии, а с другой, приготовить опытных и уже знакомых с епархиальными делами пастыреначальников на самостоятельные кафедры. Впрочем, этим не исключались и другие цели, соответственные имевшимся в виду при учреждении новых епархий, как, напр., надзор за раскольниками, или распространение православия между иноверными. Отделение II. Подробное описание открытия каждой епархии и викариатства в хронологическом порядке

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, у нас вообще могло бы быть открыто епархий если не приблизительно так же много, как было их в Греции, то гораздо более того, сколько их было открыто на самом деле. Но Владимир, открывший весьма малое количество весьма обширных епархий по необходимости, положил этим, так сказать, принцип немногочисленности и обширности епархий. Весьма вероятно, что и князья не имели особенной охоты учреждать епархии, ибо эти учреждения должны были сопровождаться для них весьма чувствительными расходами, – на построение приличных кафедральных соборов, на обеспечение кафедр землями и прочее. Но несомненно, что главным образом и настойчиво противодействовали открытию новых епархий уже бывшие епископы. Ибо для этих последних сокращение их существовавших епархий было ни чем иным как пропорциональным сокращением их доходов (о которых ниже). Что главное препятствие было именно в епископах, а не князьях, и что первые смотрели на открытие новых епархий с величайшим неудовольствием, на это мы имеем положительные доказательства. Смоленский князь Ростислав Мстиславич, в 1137г. открывший епархию Смоленскую через отделение от Переяславской, в своей учреждённой грамоте епископии, составленной с первым епископом Мануилом (тем самым, о котором была речь выше), пишет вместе с последним: «(аще) епископ который начнет несытством, хотя ити в Переяславль и сию епископью приложити к Переяславлю, да буди ему клятва» 641 . Немного выше мы видели, что патриарх Константинопольский Лука Хризоверг софистически ссылался Андрею Боголюбскому на каноны, запрещающие нарушать установленные пределы митрополий и епископий. Нет сомнения, что на эти каноны подобным же образом весьма ссылались наши епископы. Как не торопились у нас, по тем или другим причинам, учреждать епископии даже в стольных городах первичных уделов, видно из того, что епископия Галичская учреждена лет через 60 после возникновения удела, а Рязанская и Владимиро-Кляземская через целое столетие 642 . Таким образом, слишком малое количество и слишком большая обширность епархий стали навсегда отличительной характеристической чертой администрации Русской церкви, внесши в наше епархиальное управление значительно иной, чем в Греции, дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Рост числа епархий за два столетия иллюстрирует следующая таблица: 1700 г. — 22 епархии 1764 — 29 (из них 3 ) 1799 — 36 1825 — 40 (из них 4 в составе Грузинского экзархата) 1855 — 55 1900 — 65 (из них 1 на территории США) 1917 — 68 После ссылки епископа Игнатия в 1700 г. Петр I повелел передать Тамбовскую епархию в ведение Рязанского епископа, а в следующем году подчинил ее управлению Синодальной области. В 1700 г. по распоряжению царя была основана епархия в только что завоеванном Азове, которая просуществовала всего год. Кроме того, в 1707 г. Петр повелел создать Иркутское викариатство при Тобольской епархии, а еще ранее, в 1700 г., викарий появился и в Переяславле, в качестве коадъютора Киевского это последнее викариатство в 1731 г. было преобразовано в самостоятельную епархию. В том же году Холмогорская епархия была переименована в Архангельскую. Несколько новых кафедр открылось при императрице Елизавете, прежде всего — Петербургская (1742). В 1742 же году по предложению членов Святейшего Синода Амвросия Юшкевича и Арсения Мацеевича была восстановлена Московская При Екатерине II по штатам 1764 г. все епархии были разделены на три причем к первой степени относились 3, ко второй — 8 и к третьей — 15 епархий. В составе Московской епархии штаты предусматривали создание Севского викариатства, которое, просуществовав до 1787/1788 г., стало затем самостоятельной епархией с центром в Орле. К 1764 г. в империи насчитывалось 29 епархий, включая сюда и три малороссийских (Киевскую, Черниговскую и При Екатерине II было основано еще 9 епархий. Разделы Польши привели к присоединению в 1772 г. Могилевской епархии, а в 1795 г.— Брацлавской, Подольской и Минской (последняя до 1799 г. представляла собой викариатство Киевской Дальнейшие преобразования системы епархий имели место при Павле I, так что в конце столетия в империи было уже 36 епархий. В царствование Александра I собственно в России была открыта только одна епархия — Кишиневская в Бессарабии (1813). Грузинский экзархат, имевший при вхождении в состав Российской империи 11 епархий и 4 викариатства, получил новую организацию

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

К 2009 году церковная информационная деятельность нередко воспринималась как нечто необязательное, на что следует обращать внимание далеко не в первую очередь. С учреждением на общецерковном уровне специального ведомства изменилось отношение к медиасфере и на уровне епархий. По прошествии десяти лет можно сказать, что информационная работа стала одной из важных форм миссионерского и просветительского служения в современном обществе. В настоящее время епархии Московского Патриархата представлены в информационном пространстве веб-сайтами и пабликами в социальных сетях. К началу 2019 года в интернете созданы: официальные сайты всех епархий Московского Патриархата27, 206 страниц епархий в социальной сети " ВКонтакте " ; 140 страниц епархий в социальной сети " Фейсбук " . Остальные епархии имеют страницы в обеих или хотя бы в одной из двух социальных сетей. Активно начинает развиваться присутствие епархий и приходов, а также священнослужителей в социальной сети " Инстаграм " и в мессенджерах. Почти во всех епархиях за выстраивание взаимоотношений с представителями прессы отвечают либо профильные епархиальные отделы, либо пресс-службы. В целях повышения профессионального уровня всех тех, кто задействован в информационной сфере Церкви, на протяжении последних восьми лет проводятся специальные многодневные обучающие занятия, а также единичные мастер-классы во время общецерковных форумов. Получил развитие Международный фестиваль православных СМИ " Вера и слово " , прошедший пять раз в течение десяти лет. В нем принимают участие свыше 550 делегатов из почти 200 епархий Русской Православной Церкви. Поскольку социальные медиа становятся неотъемлемой частью жизни, миссия в социальных сетях стала предметом особого наблюдения Архиерейского Собора. Формы ее проведения обсуждались архипастырями в 2013, 2016 и 2017 годах28. В течение десяти лет блогеры неоднократно становились участниками Патриарших визитов в епархии Русской Православной Церкви. Также для них проводились самостоятельные блоготуры при участии синодального отдела и информационных подразделений епархий.

http://religare.ru/2_117103.html

Вся территория России подразделялась на епархии (церковные округа). В начале XVIII в. в Русской Церкви насчитывалась 21 епархия. Особое положение занимала бывшая патриаршья область. В 1742 г. она была разделена на Московскую и Санкт-Петербургскую епархии. В 1744 г. учреждены еще 4 епархии. В 1764 г. числилось 29 епархий в пределах России и одна Могилевская в Польше, в 1799 г. – 36, а к концу царствования Александра I насчитывалось уже 40 епархий. В царствование Николая I было образовано 13 новых епархий. При Александре II и Александре III было открыто еще 10 епархий (в их числе Финляндская, Алеутская и Аляскинская). В 1917 г. Русская Церковь насчитывала 68 епархий. В среднем на епархию приходилось около тысячи церковных приходов. В 1788 г. Екатериной II была предпринята попытка привести границы епархий к губернским, но такое территориальное совпадение практически было достигнуто лишь при Николае I. В 1764 г. епархии (каковых насчитывалось тогда 29) были разделены на три класса: митрополии (3), архиепископства (8) и епископства (18). В 1867 г. такое деление было упразднено. А до этого от класса епархии зависели оклад и содержание архиерейского дома, а иногда и сан епархиального архиерея 6 . Епархиальным архиереем мог стать лишь представитель черного духовенства, причем преимущественно из среды «ученого монашества» (окончивших духовные академии). Епархиальный архиерей рассматривался как «настоятель и главный учитель веры в своей епархии». Он рукополагал в сан священнослужителей (иереев и диаконов) в своей епархии, ставил на должности церковнослужителей (причетников), взыскивал их за разные упущения и проступки – вплоть до увольнения с должности (лишениесана было прерогативой Синода, осуждение за преступление – светского уголовного суда). Приведем данные о численности высшего (епархиального) духовенства за 1841–1891 годы (см. Таблицу 1). Таблица 1 Численность высшего духовенства в России в 1841-I891 гг. Годы митрополитов архиепископов епископов в т.ч. епархиаль-ных Викар-ных

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переходя к обзору епархиальной жизни в русской церкви, мы видим, что она достигла редкого оживления и планомерности. Во всех сферах ее сказались единство цели и настойчивость в ее достижении, громадный подъем местных епархиальных сил и вместе с тем оживление религиозности и молитвенности в русском народе. Одним из самых важных неудобств в епархиальном управлении русской церковью, неудобств, сознаваемых еще на Московском Соборе 1681 г., является многочисленность населения и обширность русских епархий. В отчете г. Синодального Об.-Прокурора за 1889 г. читаем: «много труда предстояло нашим епархиальным преосвященным в правлении своими паствами. Труд этот отягчается многочисленностью населения и огромными пространствами наших епархий. Средним числом на каждую епархию приходится более миллиона православных, а в частности, некоторые епархии насчитывают паствы до двух миллионов. Нигде нет таких громадных епархий, как в России. Некоторые патриархии на востоке, со многими митрополитами и епископами, считают менее паствы, чем наша одна епархия. Например, в антиохийском патриархате насчитывается лишь 300,000 православных душ и между тем для этой небольшой паствы существует 12 епархий. В маленькой Греции с ее 2,000,000 жителей православного исповедания насчитывается около 40 епархий; на каждую епархию приходится таким образом, в Греции не более 50,000 чел.». Но в устроение столь важного неудобства в церковной жизни России вновь открыто было лишь 4 епархии: Екатеринбургская и Владикавказская в 1885 г., Финляндская в 1892 г. и Забайкальская в 1894 г., да Новгородская, по смерти митрополита Исидора, получила отдельного иерарха. Медленность в открытии новых епархий, конечно, объясняется прежде всего недостаточностью для сего как государственных сумм, так равно и собственно церковных средств. Но если сокращение пределов епархий чрез незначительное увеличение их числа произвело в минувшее царствование незначительное улучшение в епархиальном управлении, то громадное увеличение института

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010