Нельзя с точностию определить время основания всех этих епархий. Известно только, что епископы епархий Фанагорской и Зихийской в начале шестого века упоминаются уже присутствовавшими на Соборах: так, Фанагорский епископ Иоанн присутствовал на Цареградском Соборе в 519 г. и подписался под отношением сего Собора к Константинопольскому патриарху Иоанну о возобновлении на священных скрижалях (диптихах) имен некоторых его предшественников, которые он повелел было изгладить , а имя Зихийского епископа Дамиана сохранилось между подписями Собора Константинопольского, бывшего под председательством архиепископа Мины в 526 г. Епархии же Тмутараканская и Никопская в уставе Льва Премудрого (894–911 гг.) титулуются уже архиепископиями ; последняя, т. е. Никопская, именуется также и в более древнем уставе, известном под именем Епифания Кипрского и относимом к VII в. Но если возьмем во внимание, что города Фанагория, Тмутаракань, Зихополис и Никопсис, как основанные древними греческими переселенцами , наверно, были обитаемы по преимуществу греками и что эти греки находились в постоянных сношениях по торговле со своими единоплеменниками в самой Греции и жили по соседству и под одной властию с жителями города Боспора, то нам не покажется невероятною мысль, что в Зихии могло водвориться христианство по крайней мере в четвертом веке — после того, как сделалось оно господствующим во всей Греко-римской империи и когда в соседственном Боспоре существовала уже особая епархия. А может быть, хотя одна из Зихийских епархий основана еще святым апостолом Андреем, который посетил между прочим, как свидетельствует описание жития его, зикхи и воспорины, т. е. самую страну Зихии, находившуюся у Боспора, или Керченского пролива . Две из епархий древней Зихии, находившиеся в Фанагории и в Зихополисе, вероятно, к концу настоящего периода упразднены, потому что об них уже нет упоминовения в уставе Льва императора, и соединены с Тмутараканскою и Никопскою, а эти две, как видно из того же устава, принадлежали к числу епархий, коих иерархи пользовались титулом независимых.

http://sedmitza.ru/lib/text/435759/

“Иди обратно, – велел он. – Не приближайся слишком близко, но оставайся там. В Своей милости Господь подарит мне жизнь этого моего соплеменника, что отказались сделать люди. Когда увидишь, что он упал, подними его и доставь ко мне в монастырь”. Монах сделал, как ему было велено. Отец Епархий преклонил колени в молитве и долго, со слезами беседовал с Господом. Благодаря его молитве виселица закачалась, цепи оборвались, и повешенный упал на землю. Монах поднял его и живого и здорового привел к Аббату. Епархий возблагодарил Бога. Потом вызвал к себе судью. “Дорогой сын мой, – сказал, – ты всегда с сочувствием выслушивал то, что я хотел тебе сказать. Почему же был так непреклонен сегодня, отказавшись простить человека, жизнь которого я попросил тебя сохранить?” Судья ответил: Я всегда готов слушать тебя, святый Отче, но сегодня не смог сделать то, о чем ты просил, иначе бы толпа взбунтовалась”. “Ты не слушал меня, – ответил Епархий, – а вот Господь удостоил меня тем, что выслушал. Он вернул к жизни человека, которого ты велел предать казни. Вот он стоит невредимый”. Когда Епархий вымолвил это, осужденный бросился к ногам судьи, просто онемевшего от удивления, когда увидел живым человека, которого казнили у него на глазах. Эту историю рассказал мне сам судья. Епархий совершил еще много других деяний, рассказать о которых вам мне просто не хватит места в этой книге. Сорок четыре года проведя в отшельничестве, он заболел лихорадкой и умер. Его вынесли из кельи, и в похоронной процессии шло множество людей, которых он примерно так, как я только что рассказал, спас от приговора суда. Примечания Это повествование взято из “Истории франков”, книга VI, 8. 25. Преподобный Аредий, святой аббат Лиможский Память 17/30 ноября († 591) Я расскажу о чудесах и кончине аббата Аредия, который закончил земную жизнь свою в 591 году от Рождества Христова и, призванный Господом, отправился на Небеса. Он – уроженец Лиможа, рожден от родителей свободного сословия, потомок весьма влиятельных в тех местах людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Все три малороссийские самостоятельные кафедры оставались вне классов и без штатов на прежнем малороссийском основании. 1005 Тогда же Могилевская епархия вводилась в границы Могилевской губернии. Таким образом по проекту 1784 года, при территориальном переустройстве малороссийских епархий, по-прежнему, оставались три епархии – две старые – Киевская и Черниговская – и новая Новгород-Северская, заменившая Переяславскую. Новостью в проекте, помимо перенесения кафедры из Переяславля в Новгород-Северск, являлось назначение киевскому митрополиту викария и коренное изменение епархиальных территорий. Проект 1784 г., одинаково касавшийся переустройства великороссийских и малороссийских епархий, осуществился не сразу и не полностью. Однако относительно малороссийских епархий он проведен был в жизнь полнее и скорее, вероятно, в целях облегчения введения в них духовных штатов, хотя также с изменениями. 27 марта 1785 года был подписан Императрицей Екатериной, а 31 марта заслушан в Св. Синоде именной указ о распределении малороссийских епархий соответственно наместничествам и о прикрытии самостоятельной Переяславской кафедры с перенесением её в Новгород-Северск. Выслушав Высочайшее повеление, Св. Синод распорядился разослать указы всем архиереям, которых касались епархиальные изменения. Киевскому и галицкому митрополиту указано, чтобы он оставил в своей епархии церкви и монастыри одной Киевской губернии, в которой при новом составе насчитывалось только 636 церквей; все церкви других губерний требовалось передать местным архиереям – черниговскому, белгородскому (по Харьковской губернии – 9 цер.) и новгород-северскому. Такие же указы о соответствии епархий губерниям посланы епископу черниговскому Феофилу, в ведении которого находился Новгород-Северск со Спасским монастырем, и Аггею, епископу белгородскому. Бывшему епископу переяславскому Илариону велено ехать в Новгород-Северск, принять в свое управление Новгород-Северское наместничество, взять из Переяславля ризницу и следить, чтобы в его новой Новгород-Северской епархии были церкви только Новгород-Северского наместничества; жить ему в Спасском монастыре, пользоваться монастырскими доходами, приняв имущество по описи и книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Согласно указам Екатерины II (1788), Павла I (1799) и Александра I, предусматривалось привести границы епархий в соответствие с государственным административным делением: территории епархий должны были совпадать с территориями губерний. Этот принцип оставался в силе вплоть до 1917 г., хотя в Польше, Закавказье, Сибири и Туркестане он соблюдался не везде  . Для облегчения духовного окормления народа в наиболее населенных епархиях Святейший Синод создал 70 викариатств, к сожалению, при этом не было разработано никакого положения о викарных архиереях, которое четко определило бы круг их задач. Ни одно из государственных учреждений в России не отличалось такой косностью и неповоротливым консерватизмом, как финансовое и имущественное управление Святейшего Синода. Дела здесь шли сами собой, своим стихийным и исторически сложившимся порядком, так что не возникало даже мысли о том, например, как перераспределить огромные суммы, стекавшиеся в казну Московских, Волынских, Киевских и др. архиереев, для помощи более бедным епархиям или для открытия новых кафедр. Мнение, будто Церковь была стеснена в деньгах, справедливо лишь с оговорками. Богатства концентрировались в немногих местах, не были должным образом учтены и не поступали в распоряжение Святейшего Синода. После секуляризации церковных имений в 1764 г. и перевода существовавших епархий на штаты процесс учреждения новых епархий несколько ускорился. Рост числа епархий за два столетия иллюстрирует следующая таблица: 1700 г. — 22 епархии 1764 — 29 (из них 3 ) 1799 — 36 1825 — 40 (из них 4 в составе Грузинского экзархата) 1855 — 55 1900 — 65 (из них 1 на территории США) 1917 — 68 После ссылки епископа Игнатия в 1700 г. Петр I повелел передать Тамбовскую епархию в ведение Рязанского епископа, а в следующем году подчинил ее управлению Синодальной области. В 1700 г. по распоряжению царя была основана епархия в только что завоеванном Азове, которая просуществовала всего год. Кроме того, в 1707 г. Петр повелел создать Иркутское викариатство при Тобольской епархии, а еще ранее, в 1700 г., викарий появился и в Переяславле, в качестве коадъютора Киевского митрополита  ; это последнее викариатство в 1731 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Следует отметить, что в настоящее время в 40 епархиях при храмах, где служили новомученики, созданы выставки, посвященные их жизни и подвигу, а также установлены мемориальные доски. В 35 епархиях организовано совершение крестных ходов, посвященных памяти новомучеников, с освящением этих событий в средствах массовой информации. В 30 епархиях пишутся или уже написаны иконы новомучеников, которые находятся в храмах, где они в свое время служили, а также распространяются тексты их житий. В 22 епархиях на местном телевидении выходят в эфир телепередачи о новомучениках. В 16 епархиях созданы передвижные выставки, посвященные церковной жизни во времена гонений и подвигу новомучеников. В 11 епархиях разработаны маршруты паломнических поездок, связанных с новомучениками, а также имена новомучеников присвоены воскресным школам и духовно-образовательным центрам. Девять епархий активно ведут видеосъемку церковных мероприятий, посвященных новомученикам. В 6 епархиях при участии специалистов епархиальных комиссий, занимающихся исследованиями подвига новомучеников, устраивают выездные заседания по благочиниям для организации сбора историко-краеведческих материалов о гонениях на Русскую Православную Церковь в ХХ веке. В целом анализ присланных материалов показал умеренно положительную динамику. В 2014 году из 147 епархий, предоставивших отчеты, работа велась удовлетворительно в 54 епархиях, некоторые епархии только начинали свою деятельность в этой области, а в 2015 году из 144 епархий, предоставивших отчеты, уже 76 епархий активно занимались увековечением памяти новомучеников. 17 ноября 2015 года под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Церковно-общественного совета, на котором были рассмотрены результаты работы Синодальных отделов и комиссий по исполнению данных им поручений, а также деятельность епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников за прошедший период и были выработаны соответствующие поручения Синодальным отделам и комиссиям.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4367112...

Члены собора 1672 года единодушно согласились с царским предложением, потому что новая епархия открывалась не в пределах их епархий, а из патриаршей области, но и в этой новой епархии два богатых тогда монастыря, – Благовещенский в Нижнем Новгороде и Амвросиев Дудин в Горбатовском уезде, – оставлены по прежнему в ведении патриарха 121 . Так и в данном случае первоначальный проект царя Феодора об открытии новых кафедр первое противодействие встретил со стороны патриарха, по совету которого царь сократил своей проект еще до обсуждения его на освященном соборе более чем на половину – с 72 до 34 кафедр, а в феврале 1682 года «согласием святейшего патриарха преосвященные митрополиты и архиепископы приговорили быть вновь архиереям» всего в одиннадцати пунктах. И что при этом особенно придает сделанному предположению основательности так это-то обстоятельство, что открытие этих немногих епархий в свою очередь также обставлено было разного рода условиями, клонившимися к ограждению интересов тех архиереев, из епархий которых выделялись новые. Прежде всего, соборным постановлением было назначено на содержание новым архиереям гораздо меньше монастырей, чем предполагалось по царской росписи. Так Арзамасскому епископу предположено дать только половину вотчин из Спасского монастыря вместо всех, назначенных ноябрьскою царскою росписью, У Севского урезаны монастыри: Спасский, Рогодицкий и Столепский, у Холмогорского урезаны монастыри: Николаевский – Корельский и Архангельский, у Тамбовского – Троицкий и оставлен ему один только Мамонтов 122 и т. д. Затем, вновь архиереев собор назначил беспрекословно или туда, где по проекту царя содержание их предполагалось принять на счет государственной казны, как напр., в Енисейск, или же в такие, города, которые были на дальних окраинах тогдашних епархий, каковы Уфа из епархии митрополита Казанского, Устюг Великий из епархии митрополита Ростовского, или же, наконец, в такие пункты, которые, будучи под властью патриарха, находились в пределах чужих епархий, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епархии терновского патриархата. По образовании терповского патриархата, к нему принадлежали 12 епархий: преславская, вельбуждская, скопиииская, приштинская, нишавская или нишская, браничевская, виддинская, и еще 5 неизвестных по названию в северной части западной половины нынешнего сербского княжества. Потом были прибавлены к нему еще 5 епархий: червенская или рущукская, ловечская или ловчанская, средечская или софийская, овечская или проватская, доросгпелъская или дристрская (силистрийская). При Асене II терновскому патриарху принадлежали: солунская митрополия вместе с своими епископиями, все фракийския митрополии константинопольского патриархата и 5 епархий в нынешнем сербском княжестве. Но по смерти Асени II число епархий стало сокращаться: терновскому патриарху принадлежало 14 епархий: преславская, вельбуждская, скопийская, приштинская, нишская, браничевская, белградская, виддинская, червейспая, ловчанская, софийская, проватская, дристрская и месемврийская. Эти же епархии были и в год упразднения патриархата. Ныне в бывшем терновском патриархате считается 14 митрополий: 1) терновская, имеющая под своею властию епископии лцвчсаискую и врсичанскую, 2) виддинская, 3) дристрская, 4) софийская, 5) преславская (кафедра в Шумле), 6) червенская или рущукская, 7) нишавская (кафедра в Пироте), 8) нишская, 9) скопийская или ускюбская. 10) кюстендилъская и истибская, 11) самоковская, 12) мессмврийская, 13) анхиалъская и 14) варнская 402 . Патриархи терновские Терновскую автокефальную кафедру в продолжение 150 лет преемственно занимали 15 святителей. 1) Василий I (с 1185 г.): он вступил в сношения с папою Иннокентием III и получил (1204 г.) от него титул примаса. 2) Иоаким (у 1237 г.) первый получил патриарший титул, который стали носить и все его преемники. 3) Василий II. 4) Иоаким II 5) Игнатии. 6) Макарий. 7) Иоаким III: папа Николай IV писал ему о соединении болгарской церкви с римскою, но не имел успеха; сын болгарского царя Тертерия. Святослав, по подозрению, будто Иоаким сносится с татарами, чтоб отдать во власть их Болгарию, велел (1294 г.) сбросить его со скалы. 8) Дорофей 9) Роман. 10) Феодосий. 11) Иоанникий. 12) Симеон. 13) Феодосий II, бывший на терновском соборе против иудействующих и богомилов. 14) Иоанникий II. – 15) Последний терновский патриарх был Евфимий. Из похвального слова, написанного ему Григорием Цимвлахом, видно, что Евфимий, ученик преп. Феодосия Терновского, принял монашество в монастыре параорском, но по случаю вторжения сюда турок удалился в пустыню близ Тернова, а отсюда около 1356 г. переселился в Константинополь, потом на Афон. Здесь он оклеветан был в корыстолюбии и, по приказапию императора, -заточен на о. Лемнос; по оправданный возвратился в Болгарию и стал заниматься исправлением богослужебных книг, сличая славянския книги с греческими. Наконец получил сан терновского патриарха. Когда Тернов взят был турками, Баязет послал Евфимия в заточение, где он и скончался 403 . Б) Охридская архиепископия (1185– 1767 г)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Некоторые факты последующего времени, – первой половины XIX века, дают основание думать, что и тогда дело епископского обозрения епархий поставлено было далеко не безукоризненно. По поводу, например, одного частного случая беспорядка в Черниговской епархии, дошедшего до сведения Государя Императора Николая Павловича, 13 февраля 1828 г. объявлено было Высочайшее повеление, которым предписывалось «подтвердить епархиальным начальствам иметь деятельнейший надзор за священнослужителями». Вследствие такого Высочайшего повеления Святейшим Синодом представлен был Государю составленный Московским митрополитом Филаретом всеподданнейший доклад, в котором, между прочим, говорилось: «примечается недовольно чисто производимое епископами личное обозрение вверенных им епархий; причиной же сего, между прочим, есть недостаток хозяйственных для того способов, потому что в штатах на издержки, при посещении епархий, никакой суммы не назначено, а неокладные доходы большей части архиерейских домов так ограничены, что едва достают на необходимые издержки годового продовольствия и на поддержание зданий». Синод потому ходатайствовал, «чтобы епархиальным архиереям, а также командируемым от них викарным для посещения епархий, даваемо было назначенное число лошадей и положенные прогонные деньги» 146 ... Доклад этот 14 апреля 1828 г. удостоился Высочайшего утверждения. Вместе с тем, по тому же поводу состоялось особое постановление Свят. Синода 17 марта 1828 г., которое циркулярно было объявлено епархиальным архиереям к исполнению. В этом постановлении делались распоряжения относительно выбора благочинных и деятельности их по наблюдению над духовенством, а затем предписывалось: «поставить Епархиальным Архиереям в непременную обязанность, чтобы надзор благочинных за исправностью и поведением причтов нередко поверяли своим личным усмотрением, и для того, согласно с Архиерейской присягой, каждый год хотя некоторую часть епархии непременно посещали, и о том под конец года доносили во известие Святейшему Синоду». Как бы в некоторое оправдание епископов в их недостаточной ревности относительно посещения епархий, Синод в своём постановлении заявляет, что «усилиям Епархиальных Архиереев нравственно улучшить приходское духовенство не благоприятствует... пространство и многолюдство епархий, и происходящая от того неудобность ближайшего надзора и руководства» 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Активно выступая за объединение епархий в округа лишь в миссионерско-пастырских целях, профессор Н.Д. Кузнецов говорил: «Зачем создавать лишние административные инстанции, ненужную власть. Говорят: Патриарху много дела, нужно часть передать на места, но вы создаете еще собственные органы власти в округах, вы не уничтожаете бюрократизма, а увеличиваете сначала делопроизводство в митрополичьих округах, а потом в Высшем церковном управлении» . В итоге соборного обсуждения предложение Н.Д. Кузнецова принять миссионерско-пастырскую концепцию округов было отклонено. На предпоследнем, 169-м заседании 6/19 сентября 1918 года, Собор постановил принять предложение епископа Охтенского Симона: «Считая отсутствие церковных округов одним из старых недочетов Русской Церкви, не раз сознаваемых и самим Соборами, а с другой стороны, принимая во внимание количество епархий, возглавленных Патриаршеством, и современное состояние государства, Священный собор в целях осуществления полного канонического устройства Русской Церкви, учреждает церковные округа, а самое количество округов и распределение епархий по округам поручает Высшему церковному совету» . После обработки Редакционным отделом и утверждения Епископским совещанием принятый текст вошел в число Определений Собора в следующей окончательной редакции: «Имея в виду, что потребность образования округов в Русской Церкви признана Соборами 1666 и 1681-82 г.г. и последующим церковным сознанием и принимая во внимание нынешнее количество епархий Российской Церкви, Священный собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему церковному управлению» . Принятое Собором определение можно свести к нескольким принципиальным моментам: 1. Собор высказался за административно-судебную, а не только миссионерско-пастырскую концепцию округов. Учреждение митрополичьих округов должно было способствовать развитию самостоятельности отдельных церковных единиц. Реформа носила не только административный характер, но и была попыткой распространить принцип соборного управления на отдельные территории.

http://bogoslov.ru/article/2813585

Это число мало изменилось в последующий период татаромонгольского ига. При разделении Русской Церкви после кончины первого автокефального русского митрополита святителя Ионы на две митрополии: автокефальную Московскую и Киевскую, оставшуюся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, – Московская насчитывала, кроме митрополичьей, 8 епархий: Новгородскую, Ростовскую, Суздальскую, куда перемещена была кафедра из Владимира-на-Клязьме, Рязанскую, Тверскую, Коломенскую и Пермскую, а также Сарскую в пределах Золотой Орды, а Киевская митрополия, кроме митрополичьей, – 9 епархий: Черниговскую, Владимирскую, Полоцкую, Туровскую, Смоленскую, Перемышльскую, Холмскую, Луцкую и Львовскую. Число православных епархий Киевской митрополии резко сократилось после введения в Речи Посполитой в 1596 г. Брестской унии. Так, в 1633 г., когда существование Православной Церкви в Речи Посполитой было легализовано после длительного пребывания ее вне закона, православная Киевская митрополия имела, помимо митрополичьей, еще четыре епархии: Перемышльскую, Луцкую, Львовскую и Мстиславскую – в Мстислав была перемещена кафедра из Полоцка. В связи с учреждением в Москве в 1598 г. патриаршества было решено увеличить число епархий до 19, в действительности на первых порах их число было доведено до 14, включая Патриаршую область, это были также четыре митрополии: Новгородская, Ростовская, Казанская и Сарская, которую уже в ту пору по месту митрополичьей резиденции называли Крутицкой – ввиду значительного уменьшения территории этой епархии, официальным наименованием которой было Сарская и Подонская, митрополиты главным образом были заняты тем, что помогали патриарху в управлении Патриаршей областью. Киевская митрополия была воссоединена с Московским Патриархатом в 1687 г. Митрополиты Киевские заняли тогда в диптихе Русской Церкви первенствующее положение после патриархов. Ко времени кончины патриарха Адриана в 1700 г. Русская Церковь включала, помимо Патриаршей области, находившейся в прямом управлении предстоятеля Русской Церкви как своего правящего архиерея, 13 епархий, управлявшихся митрополитами, 7 – архиепископами и 2 – епископами. Титулы митрополитов и епископов в ту пору были не личными отличиями архиереев, а принадлежностью кафедр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010