180 Подобные бродячие епископы и монахи из сирийских еретиков многократно появлялись в пределах Грузинской Церкви с учением, противным св. Халкидонскому Собору, и изгонялись из страны, – как свидетельствует нам святейший католикос Арсений, живший в XII в в своем повествовании об отделении Армянской Церкви от Грузинской. Рукопись эта хранится в библиотеке Алавердского монастыря. 181 Этот Ювеналий, епископ Иерусалимский (428–458 гг.), был верным последователем св. Халкидонского Собора, которому так противостал один еретичествующий монах по имени Феодосий, что епископ принужден был на время оставить Иерусалим и снова вернулся к своей пастве в 453 году. Он умер, оставив по себе громкую славу защитника Православия и святой жизни. 182 Фотий был епископом Цуртагским во времена мученицы св. Шушаники 458 г. О нем упоминается в жизнеописании св. Грузинской и Армянской Церквей. См. также Страдание святой славной мученицы царицы Ранской Шушаники. 183 Как сами имена, так и названия епархий, которые упоминаются в послании, показывают явно, что подобных епархий не существовало в перечне епархий Грузинской Церкви. Епископские кафедры получили при царе Вахтанге Гург-Аслане известную определенность относительно своих пределов, и более никогда не нарушался порядок, установленный при царе, пользующемся до сих пор особым уважением. В перечне же епархий Армянской Церкви находим до сих пор названия упомянутых епархий, входящих в состав той же Церкви. 187 Разумея Сомхетию, или Южную Грузию, в пределах которой находилась Цуртагская область. Вероятно, вместо Армении у Кириона поставлена была Сомхетия, – что в то же время означает в тесном смысле и области Армении. Но никак нельзя допустить, чтобы Кирион совершал путешествие в пределах Эчмиадзинской епархии. Здесь понимается путешествие его именно по Цуртагской области для утверждения в Православии своего стада. 188 Вероятно, это должно относиться к католикосу Моисею, уже скончавшемуся. Подобного нет в письме Моисея. 189 Согласно учению Святых Отцов, в основе всех ересей лежат никак не разногласия в словах и терминах, – иначе в существовании ересей можно было бы обвинить Господа, попустившего разнообразным языкам, на которых исповедуется Христианство , быть несовершенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В продолжение этого определения Архиерейский Собор 2011 года дал ряд поручений Синодальным учреждениям и епархиям по упорядочению и поддержке упомянутой деятельности (Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 18, 31-34). Среди прочих предпринятых усилий, Синодальный миссионерский отдел, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, а также комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии подготовили документы, посвященные миссионерской, а также религиозно-образовательной и катехизической работе в Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять документы «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» и «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» с последующим утверждением Архиерейским Собором. 2. Разослать указанные документы к исполнению в епархии Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 153 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности митрополий Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Дополнить статью 13 «Положения о Митрополиях Русской Православной Церкви» пунктом следующего содержания: «г) В пределах митрополии имеет начальственное наблюдение за осуществлением решений Поместных и Архиерейских Соборов, а также Священного Синода».   ЖУРНАЛ 154 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о создании викариатств в Московской епархии. Справка: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к членам Священного Синода Русской Православной Церкви с сообщением следующего содержания. «Начиная с мая 2011 года Священный Синод предпринял большую работу по созданию новых епархий во многих регионах стран канонической ответственности Русской Православной Церкви. За истекший период было создано 27 новых епархий, а всего со времени Поместного Собора 2009 года — 35 епархий (25 в России, 1 на Украине, 1 в Эстонии, 6 в Казахстане, 2 в Средней Азии). Эти решения обусловлены определениями Поместного Собора 2009 года и Архиерейского Собора 2011 года, постановлениями Священного Синода, которые предполагают существенную активизацию деятельности епархий и приходов в области катехизации, миссии, социального служения, работы с молодежью. Протяженность епархий, значительное число приходов и клириков затрудняют осуществление этих важных задач. Архипастырь лишается возможности регулярно встречаться с каждым священником и лично участвовать в развитии приходской жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1909398...

В епархиальном управлении русской Церкви, в XVII ст., обращает на себя внимание малочисленность епископских кафедр. Еще при учреждении патриаршества (1589 г.), бывшие в Москве восточные патриархи обратили внимание на недостаточность епархий и предлагали открыть несколько новых кафедр. Предложение это – по обстоятельствам времени – не осуществлялось в течение всей первой половины XVII ст. При вступлении Никона на патриарший престол (1652), в великороссийской Церкви, кроме патриаршей области, считалось только пятнадцать епархий 64 , в коих было – четыре митрополита (Великоновгородский и Великолуцкий, Казанский и Свияжский, Ростовский и Ярославский, Сарский и Подонский), девять архиепископов (Вологодский и Великопермский, Суздальский и Таружский, Смоленский и Брянский, Рязанский и Муромский, Тверский и Кашинский, Астраханский и Терский, Псковский и Изборский, Сибирский и Тобольский, Архангельский – в Москве) и два епископа (Коломенский и Каширский, Корельский и Орешецкий). Из числа поименованных епархий многие были чрезвычайно обширны и потому весьма неудобны для епископских обозрений. Пределы Сибирской епархии простирались: на севере – до Ледовитого Океана, на востоке – до Восточного Океана, на юге – до китайских владений: Даурии и Киргизкайсацких степей, а на западе – до Урала, и далее его внутрь Европейской России. Словом: Сибирская епархия – во второй половине XVII ст. – простиралась на пространстве слишком 300.000 кв. миль, на пространстве нынешних шести епархий: Тобольской, Иркутской, Томской, значительной части Камчатской, Пермской и Оренбургской 65 . После Сибирской самая обширная епархия была – патриаршая Московская. Она заключала в себе нынешние епархии: Московскую (кроме Коломенской области), Костромскую, Вятскую (до 1663 г.), Нижегородскую (до 1672), Курскую и Орловскую, некоторые приходы и целые уезды в епархиях. – Архангельской, Владимирской, Новгородской и Тамбовской 66 . Следующие весьма обширные епархии были Новгородская и Казанская. Первая до 1682 г. обнимала, без малого, теперешние епархии – Петербургскую, Олонецкую, Архангельскую, некоторые уезды и приходы из Вологодской и других северо-восточных епархий 67 . Вторая заключала в себе нынешние епархии – Казанскую, Симбирскую и Уфимскую 68 . Много монастырей и пустынь Казанской епархии находилось в пределах нынешней Вятской епархии, в пределах теперешних Пермской, Костромской и Симбирской губерний, в Нижнем-Новгороде, Василь-городе, Самаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По словам отца Саввы, процесс формирования новых епархий в основном завершен. У священноначалия есть планы по разукрупнению отдельных административно-территориальных церковных единиц, но их число сравнительно невелико. «Почему проект с картой — это интересно? Потому что раньше можно было взять карту регионов Российской Федерации и сразу увидеть, где какая епархия находится. Сейчас это не так: теперь, чтобы увидеть границы епархий, нужно нарисовать их отдельно, что и является одной из основных ценностей этого проекта», — продолжил священнослужитель. По его словам, разукрупнение вряд ли коснется удаленных северных епархий. «Есть еще, конечно, пока и исключения, а некоторые так и останутся исключениями — например, очевидно, что епархия на Чукотке есть и будет одна. Разве что там вдруг произойдет резкое увеличение населения и понадобится открывать много новых храмов», — предположил архимандрит Савва. «Такая карта, безусловно, нужна в семинариях для изучения новейшей истории Русской Православной Церкви. Без нее не будет понятно, что происходит, — добавил заместитель управляющего делами Московской Патриархии. — Наша Церковь переживает очень серьезный период своего становления. Создание новых епархий позволило развиться очень многим новым проектам». В числе таких проектов он назвал совместную с интернет-порталом «Приходы»  серию репортажей из жизни новых епархий , расположенных преимущественно в глубинке: «Журналисты ездили в новые епархии, смотрели, что происходит... Действительно, там, когда создается новая епархия, жизнь меняется. Это является одним из магистральных событий в жизни нашей Церкви за последние годы, и это нужно изучать». По оценкам российского Министерства юстиции, за последние шесть лет Русская Православная Церковь оказалась самой быстрорастущей религиозной организацией из всех зарегистрированных в стране: количество ее приходов увеличилось на четверть. Доля православных организаций в списке зарегистрированных составляет 60 процентов, и эта цифра постоянно растет. Такие данные привел руководитель Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Роман Силантьев.

http://patriarchia.ru/db/text/4629927.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить " Рекомендации по вопросам обеспечения имущественных прав епархий Русской Православной Церкви на должностное имущество епархиального архиерея " и разослать их в епархии для исполнения. 2. Считать необходимой разработку аналогичного документа, касающегося Московской Патриархии, синодальных учреждений, монастырей, приходов и зарубежных учреждений. ЖУРНАЛ 134 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, об исполнении поручения Архиерейского Собора 2011 года в отношении пребывания архиереев на покое. Справка: Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, утвердив " Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей " , поручил, в частности, Управлению делами Московской Патриархии составить " перечень епархий, ставропигиальных и епархиальных монастырей, которые имеют возможность создать необходимые условия для пребывания на покое архиереев " (п. 16 " Временного положения... " ). Правящие архиереи Кемеровской, Курской, Московской областной, Нижегородской, Новосибирской, Санкт-Петербургской епархий выразили готовность создать такие условия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить следующий список епархий для возможного пребывания на покое тех архиереев, которые, подавая прошение о почислении на покой, оставят место своего дальнейшего пребывания на усмотрение Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода: Кемеровская, Курская, Московская областная, Нижегородская, Новосибирская и Санкт-Петербургская епархии. 2. Благодарить правящих архиереев перечисленных епархий за готовность оказать поддержку собратьям, почисленным на покой. ЖУРНАЛ 135 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи. ПОСТАНОВИЛИ: Заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи назначить игумена Исидора (Тупикина), наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

http://religare.ru/2_98848.html

233 Бедность и малолюдность городов и сел с одной стороны, с другой все более и более увеличивающееся число церквей с массой голодного и холодного духовенства, иногда даже там, где новые церкви были не нужны, побудили правительство предпринимать меры к уменьшению количества церквей и сокращению причта. 234 Впоследствии даже в архиерейскую присягу включено было обещание – не позволять строить лишних церквей и не посвящать недостойных ставленников. 235 Конечно эти меры парализовали остроту вопроса об открытии новых епархий и давали повод самим архиереям, заинтересованным в доходности своих епархий, уклоняться от резкой постановки вопроса о необходимости увеличения епархий. Таким образом, с какой бы стороны мы ни подошли к вопросу о прибавке епархий, он встречает много препятствий и заслоняется другими вопросами, более интересными для Петра. Дело не изменилось и с открытием Духовной Коллегии. В то время, как Петр усиленно работал над устройством государственных коллегий и упорядочением губерний, которые еще далеки были от желательного совершенства, над выполнением мысли царя о Духовной Коллегии не менее усердно работал Феофан Прокопович , составляя Регламент для нее. Известен анекдот, как Петр спрашивал у Феофана Прокоповича : «скоро ли наш патриарх поспеет?» и услышал в ответ: «я дошиваю ему рясу», – «а у меня уж и шапка для него готова», заключил Петр. Десятого мая 1720 г. Прокопович писал своему другу Маркевичу: «наконец я написал для главной Церковной Коллегии или Консистории постановление или Регламент, содержащий восемь глав». 236 Но прошло еще около года, когда открылась Духовная Коллегия и начала действовать. 237 Регламент или Устав Духовной Коллегии не опустил из внимания епархиального управления, но ни словом не обмолвился о сокращении территорий русских епархий открытием новых кафедр для исправления церковной жизни. Упорядочение епархиального управления в Уставе сводилось прежде всего к регламентации обязанностей и деятельности епископов в их епархиях. Поэтому Регламент уделяет особенное внимание делам епископским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Создание митрополий, разделение и «разукрупнение» епархий Говоря об изменениях в церковной жизни последних лет, нельзя не сказать об административной реформе, связанной с разделением епархий и появлением митрополий на территории Российской Федерации. Существовавшая ранее система административного деления была во многом наследием советского периода истории Церкви, когда ее проповедническая и миссионерская активность ограничивались государством. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Перед Церковью открылись многие двери, которые ранее были закрыты; миссионерские возможности неимоверно возросли, но появилось и много новых вызовов. Чтобы отвечать на них и решать насущные задачи церковной жизни, епископы должны быть ближе к священникам и мирянам, лучше понимать трудности, с которыми они сталкиваются, и возможности, которыми они обладают. Чтобы действительно стать отцом вверенной его попечению паствы, епископ должен регулярно посещать приходы епархии, встречаться и разговаривать со священниками и прихожанами, знать их нужды и чаяния. А это возможно только в том случае, если епархии территориально станут меньше, а число епископов увеличится. О том, что архиереи должны быть ближе к народу, Святейший Патриарх Кирилл постоянно говорил с самого начала своего патриаршества. «Будь ближе к людям, внимай их нуждам и чаяниям»: такие или похожие слова проходят лейтмотивом через все его наставления новорукоположенным архиереям. Решение об увеличении числа епархий было принято Священным Синодом в 2011 году и одобрено Архиерейским Собором в 2013 году. В итоге, если в 2009 году Русская Православная Церковь насчитывала 69 епархий в Российской Федерации, на сегодня их число составляет 181. Соответственно увеличилось и число епископов. Прекрасной иллюстрацией этих перемен служит настенная карта «Православная Россия» и веб-атлас православных храмов, представленный общественности в октябре текущего года. Для координации функций епархиальных структур, упрощения процесса церковного управления, а также облегчения взаимодействия церковных институтов и светской власти на местном уровне многие епархии были объединены в митрополии. Архиереи епархий, входящих в состав митрополий, регулярно встречаются для обсуждения насущных вопросов, и митрополиту усвоены определенные координирующие функции.

http://e-vestnik.ru/analytics/patriarhu_...

Нельзя не видеть, что после образования на территории бывшей Московской Синодальной области, обращенной в 1742 году в Московскую епархию, новых четырех епархий, некоторые епархиальные территории все же оказывались очень значительными и число епархий все еще было мало и не соответствовало нуждам Русской Церкви с её обширной территорией. Это бросалось в глаза всем, кто интересовался тогдашней церковной жизнью. Выразителем общественного мнения по этому вопросу явился известный публицист времен с Петра I до царствования Елизаветы Петровны Михаил Петрович Аврамов, директор с.-петербургской типографии. В 1749 г., следовательно, когда не открытой оставалась только Тамбовская епархия, он подал проект об умножении епархий и в них архиереев, а также об умножении в городах и селах святых обителей и приходских церквей и при них иеромонахов и белых священников. Вместе с этим Аврамов предлагал учредить во всем государстве везде при 3000 окружных дворах пространные странноприимницы..., размножить миссионеров для просвещения язычников св. верой..., построить во всех селах и деревнях каменные церкви и вывести все каменное строение, чтобы пожары были не так опустошительны, сделать запасные хлебные магазины и пр. О противниках, которые будут замечены в развратной жизни, он предлагал доносить великому архиерею. Священники должны ходить в домы своего прихода не меньше, как раз в неделю и наблюдать не ссорятся ли муж с женой, слушаются ли дети родителей и слуги господ. Аврамов много говорил о монастырях и в конце концов не умолчал о давнем своем проекте – восстановлении патриаршества на Руси. 667 Проект Аврамова, поданный им 19 ноября 1749 г. челобитье на имя самой Государыни Елизаветы Петровны, был слишком многопредметен и невыполним. Например, совершенно невозможно было настроить столько каменных церквей и образовать при них столько приходов, чтобы каждый приходский священник раз в неделю бывал в каждом своем приходском доме и следил бы за ссорами мужей с женами... и чтобы о всех развратниках доносил великому архиерею. Однако некоторые пункты проекта были очень серьезны и полезны. Таков пункт об умножении епархий и в них архиереев. Сам Св. Синод понимал, что несколько епархиальных территорий остались слишком велики и неудобны для управления ими местных архиереев. На заседании 19 августа 1753 года он нашел такими территориями области Московской и Новгородской епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В заседании Священного Синода 17-19 июля 2006 года постановлено, что переход клирика в другую каноническую юрисдикцию осуществляется по представлению Правящего архиерея, при одобрении Священным Синодом и на основании Отпускной грамоты Святейшего Патриарха (журнал 53). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить переход архимандрита Афанасия (Немзета) в юрисдикцию Румынской Православной Церкви и направить соответствующую отпускную грамоту Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу.   6 октября были приняты следующие журналы: ЖУРНАЛ 131 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о подготовленном комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви проекте «Положения о митрополиях Русской Православной Церкви». Справка: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к членам Священного Синода Русской Православной Церкви с сообщением следующего содержания. «В период до автокефалии Русской Православной Церкви последняя являлась одной из митрополий Константинопольского Патриархата, каждая из которых объединяла несколько епархий и возглавлялась митрополитом, координировавшим деятельность подведомых ему епархий. Таким образом, в Константинопольском Патриархате, как во многих других Поместных Церквах, действовала трехступенчатая система организации епархий: Патриархат — митрополия — епархия. После получения автокефалии в Русской Церкви данная структура была утрачена: образованный в 1589 году Московский Патриархат не включал в себя митрополии как объединения нескольких самостоятельных епархий. Одновременно такая структура сохранилась в ряде Поместных Православных Церквей, где действует и по сей день. Вопрос о создании митрополий в Русской Церкви поднимался на русских соборах XVII века, однако тогда не получил разрешения. В начале ХХ века эта тема вновь подробно обсуждалась епархиальными архиереями, духовенством, церковными учеными и общественностью. По итогам подробных и глубоких дискуссий был разработан развернутый проект, представленный на рассмотрение Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов. 7 (20) сентября 1918 года, завершая в спешке свою работу, Собор вынес определение, в котором, в частности, было сказано: " Священный Собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему Церковному Совету " .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639860...

Вместе с архиереем консистория получала указы от Синода. Консистории составляли предварительные решения по всем церковным делам епархии и представляли свои протоколы на утверждение архиерея (при этом он не обязан был сам присутствовать в консистории). В случае несогласия архиерея с мнением консистории в исполнение приводилась резолюция архиерея, но само дело, вызвавшее разногласие, непременно высылалось в Синод, который и принимал по нему окончательное решение. В 1764 г. в связи с секуляризацией церковных земель все великорусские епархии, где тогда проводилась секуляризация, как и монастыри, были разделены на классы, при этом к первому классу были отнесены 3 епархии, ко второму – 8 и к третьему– 15 епархий. От класса зависел оклад, выдаваемый из казны на содержание архиерейского дома. В отдельные периоды с классом епархии был связан сан правящего архиерея, в другие периоды сан был личным отличием архипастыря, не обусловленным классом епархии, но правящие архиереи Новгородской и Санкт-Петербургской, Московской и Киевской епархий обыкновенно имели титул митрополитов. Что касается митрополитов Новгородских и Санкт-Петербургских, то соединение водном титуле и под властью одного архипастыря этих двух епархий в 1782 г. не обозначало их слияния, но первенствующий член Синода получил привилегию управлять этими двумя епархиями, из которых по чести высшей считалась Новгородская. В синодальную эпоху многократно увеличилось число епархий Русской Церкви. В начале 18 в. Русская Церковь насчитывала, помимо Патриаршей области, 21 епархию. К этому числу в 1721 г., когда был учрежден Святейший Синод, добавилась Иркутская епархия. В 1742 г. Синодальная область, бывшая Патриаршая, была разделена на две епархии: Московскую и Петербургскую. Два года спустя было учреждено 3 новых епархии: Переславль-Залесская, Владимирская, Костромская – и восстановлена ранее упраздненная Тамбовская. Ко времени секуляризации церковных земель, в 1764 г., насчитывалось уже 29 епархий в пределах России и одна, Могилевская, в Польше. После разделов Польши на возвращенных землях были открыты новые епархии, и общее число их в конце 18 в. равнялось 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010