Не будучи автономными в собственном смысле этого слова, но поставленные в постоянную связь с центром и зависимость от него, митрополии равно не могут грозить и государственному единству русской территории. Что касается самого установления границ митрополичьих округов, распределения по ним существующих епархий, то руководящими основаниями для этого могут служить следующие условия: обширность епархий и удалённость их от центра, географическое соседство, церковно- или гражданско-историческое значение некоторых кафедр в ряду других, исторически сложившаяся, этнографическая или культурно-бытовая однородность населения некоторых местностей и даже целых районов русской государственной территории. С точки зрения этих оснований, всю обширную территорию русской Церкви можно было бы разделить примерно на следующие округи: 1) Северный, с резиденций митрополита в Вологде или Архангельске, в состав которого могли бы войти обширные северные епархии – Архангельская, Олонецкая, Вологодская и Вятская; 2) С.-Петербургский – из епархий: С.-Петербургской, Псковской, Тверской, Новгородской, Финляндской и Рижской; 3) Московский – из епархий центра России и ближайших к центру: Московской, Владимирской, Рязанской, Ярославской, Костромской, Калужской, Тамбовской, Тульской, Смоленской, Пензенской; 4) Казанский – из епархий Поволжья и частью приуральских: Нижегородской, Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской, Оренбургской и Уфимской; 5) Западный, Виленский округ – из епархий западной России: Полоцкой, Минской, Могилёвской, Гродненской, Холмской, Виленской, Варшавской; 6) Киевский округ – из епархий: Орловской, Курской, Воронежской, Черниговской, Киевской, Волынской, Полтавской, Харьковской, Подольской; 7) Южный округ, с резиденцией митрополита в Херсоне или Одессе, из епархий: Кишинёвской, Херсонской, Екатеринославской, Таврической, Донской; 8) Кавказский округ – из епархий Кавказа, Закавказья и Предкавказья; 9) Западно-Сибирский или Тобольский – из епархий Западной Сибири с присоединением части приуральских и Средней Азии: Пермской, Екатеринбургской, Тобольской, Томской, Туркестанской; и 10) Восточно-Сибирский или Иркутский – из епархий: Енисейской, Иркутской, Забайкальской, Якутской, Благовещенской и Владивостокской. III. Об епархиальном управлении и суде

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Разукрупнение епархий приведет, в конечном итоге, к оживлению и православного образования, и воспитания, и к уменьшению злых нравов, господствующих среди православных». Внутреннее дело Русской Православной Церкви — разукрупнение епархий – теперь стало делом общим и светским. Когда в 2009 году православная церковь поделила на две части свою первую епархию – Читинскую – никто и не заметил. В 2011 РПЦ расколола сразу несколько епархий: Ставропольскую, Тобольско-Тюменскую, Екатеринбургскую, Красноярскую, Мордовскую – и все сразу стали переживать. Больше всего наблюдателей беспокоило, что новые границы проходят по линии сырьевых потоков и территориям национальных республик. Без окормления «крепкой» кафедры Ставрополя остались национальные кавказские окраины, а приходы двух северных сырьевых гигантов Красноярска и Тюмени поделились на богатые северные и небогатые южные. О том, что последует за новыми изменениями внутри РПЦ, и попал ли в опалу известный уральский епископ, Накануне.RU рассказал член Общественной палата России, журналист Максим Шевченко. Вопрос: В этом году сразу несколько епархий оказались поделенными на части, из Екатеринбургской и Верхотурской епархии выделились сразу три. Как вы считаете, во благо ли такое дробление и чем это грозит? Максим Шевченко: Дело в том, что проблема крупности российских епархий поднималась православными образованными людьми уже давно, она только называлась проблемой малочисленности епархий. Считалось, что на такую большую страну, как Российская империя, очень мало епархий православной церкви. Этим вопросом задавались лучшие умы России еще в 19 веке. Об этом писал Ключевский, об этом писал Федотов, об этом писал Карташев, и об этом, я помню его доклад, писал наш современник, церковный историк Владимир Мохнач. В чем заключалась эта проблема? Если мы посмотрим на карту российских епархий, мы увидим, что в центральной части России, там, где исторически возникали древние княжества, достаточно большое количество епархий, хотя, по мнению многих, это число даже очень большее. А чем дальше мы углубимся в Сибирь или на Урал, тем епархии территориально становятся больше. Тем больше становится дистанция между прихожанами и епископом, который, даже если бы и захотел, не смог бы побывать во всех концах своей епархии. Это потребовало бы от него столько усилий, что вряд ли какой-нибудь современный епископ выдержал такое напряжение, а в 19 веке епископам приходилось ехать по полгода, чтобы достичь какого-то отдаленного района. Поэтому мне кажется, что та деятельность, которую сейчас затеял патриарх по разукрупнению епархий, является абсолютно правильным делом. Этот шаг продуман, проанализирован и обоснован лучшими умами православной мысли.

http://pravmir.ru/maksim-shevchenko-razu...

85 кг), П. обвинили в том, что он «организовал поездки за чаем в Одессу и Красноярск с целью его реализации на базаре г. Акмолинска». П. не признал себя виновным в спекуляции, объявил голодовку, в связи с чем был переведен в тюремный лазарет. 22 янв. 1936 г. народный суд Акмолинска приговорил П. к 10 годам лишения свободы (хотя максимальный срок наказания за незаконную торговлю по ст. 107 УК РСФСР составлял 3 года). Отправлен в 5-е Нуринское отделение Карагандинского ИТЛ (Карлаг). С 15 апр. того же года содержался в штрафном изоляторе за попытку побега из-за угроз ограбивших его уголовников. Дважды объявлял голодовки. 31 июля 1937 г. отправлен в лагерное отделение Караган, где уже не мог работать по состоянию здоровья. Против П. было начато новое следственное дело, его обвинили в том, что «среди заключенных систематически вел контрреволюционную агитацию, высказывался против вождей партии и правительства, для невыхода на работу искусственно вызвал у себя болезнь». Был расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 31 авг. 1937 г. Похоронен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В 2009 г. во имя П. был освящен новопостроенный храм в с. Белка Ивановского р-на Одесской обл. Арх.: Архив УСБУ в Одесской обл. Д. 8133-П; Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-82899; Архив Центра правовой статистики и информации при обл. прокуратуре г. Караганды. Д. 2207. Лит.: Синодик СПб епархии. С. 40; СПб мартиролог. С. 11. Рубрики: Ключевые слова: ПАРФЕНИЙ (Брянских Петр Арсеньевич; 1881 - 1937), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии, сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД Лебедев († 1921), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2581837.html

Батюшка говорил, что придет время, когда снова будут строить церкви и монастыри. Его спросили: «А кто же будет строить?» Он ответил: «Кто ломал, тот и будет строить». 17 октября 1935 года отца Павла вновь арестовали. Некоторое время он находился в акмолинской тюрьме. Когда наступил Рождественский пост, батюшка старался держать его. За это над ним издевались и насильно пытались заставить его есть скоромную пищу. В январе 1936 года отец Павел был осужден к 10 годам лагерей и направлен в Карлаг НКВД. Из лагеря батюшка тайно передавал через верных людей письма духовным чадам с ответами на их вопросы. Иногда отец Павел сообщал сведения, касающиеся лично его: «О себе напишу, что очень слабый стал. Весь организм стал плохой… Сегодня пятница, Феодора Тирона день. Уже пятый день поста. Как это вспомнишь, что я -- лишенный служения, горько плачу. Куда-нибудь скроюсь и там плачу»  25 . 31 июля 1937 года отца Павла направили на лагерную «командировку» Караган, где по болезни он уже не мог выходить на работу. Несмотря на это, батюшка был вновь арестован и 31 августа приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 5 сентября 1937 года. Духовные чада отца Павла не имели о нем никаких сведений. В 1947 году поехала в Караганду к старцу Севастиану духовная дочь батюшки Анна Ивановна Рыбаченко спросить, как молиться за отца Павла: о упокоении или о здравии. Старец Севастиан благословил ее пожить три дня в Караганде, а через три дня сказал: «Молитесь за упокой. Отец Павел умер насильственной смертью »  26 ... Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Павел Гайдай прославлен в лике святых. Священномученика Павла почитают ныне в Астане, в Караганде, в Одессе, в Санкт-Петербурге. В годы репрессий в сорока километрах от города Акмолинска в селении Малиновка было организовано еще одно из крупнейших отделений Карлага. Называлось оно АЛЖИР. Здесь отбывали срок в основном вдовы расстрелянных военачальников и известных государственных деятелей страны. Дорога в лагерь была неимоверно тяжелой. Из воспоминаний узницы АЛЖИРа: «В вагоне площадью 25 кв. метров нас помещалось до 70 человек. Нас везли не как скот -- по сравнению с нами коров и свиней возят с комфортом... Иногда конвой бросал нам охапку дров. Топили экономно, чаще сутками не было ни полена, и теплушка грелась лишь нашим дыханием. Потом в лагере рассказывали, что иногда этапы приходили на место назначения не с людьми, а с замороженными трупами...» 27

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

было преобразовано в самостоятельную епархию. В том же году Холмогорская епархия была переименована в Архангельскую. Несколько новых кафедр открылось при императрице Елизавете, прежде всего — Петербургская (1742). В 1742 же году по предложению членов Святейшего Синода Амвросия Юшкевича и Арсения Мацеевича была восстановлена Московская епархия  . При Екатерине II по штатам 1764 г. все епархии были разделены на три степени  , причем к первой степени относились 3, ко второй — 8 и к третьей — 15 епархий. В составе Московской епархии штаты предусматривали создание Севского викариатства, которое, просуществовав до 1787/1788 г., стало затем самостоятельной епархией с центром в Орле. К 1764 г. в империи насчитывалось 29 епархий, включая сюда и три малороссийских (Киевскую, Черниговскую и Переяславль–Бориспольскую)  . При Екатерине II было основано еще 9 епархий. Разделы Польши привели к присоединению в 1772 г. Могилевской епархии, а в 1795 г. — Брацлавской, Подольской и Минской (последняя до 1799 г. представляла собой викариатство Киевской епархии)  . Дальнейшие преобразования системы епархий имели место при Павле I, так что в конце столетия в империи было уже 36 епархий. В царствование Александра I собственно в России была открыта только одна епархия — Кишиневская в Бессарабии (1813). Грузинский экзархат, имевший при вхождении в состав Российской империи 11 епархий и 4 викариатства, получил новую организацию (1811)  . Император Николай I проявлял живой интерес к учреждению новых епархий и часто выступал в этом вопросе с личной инициативой. При нем было образовано 13 епархий и 12 викариатств  . Эта тенденция сохранялась и во 2–й половине века. В 1867 г. деление епархий по степеням было отменено. Епархии Петербургская, Московская и Киевская по–прежнему управлялись митрополитами, тогда как архиепископский сан потерял связь с определенными кафедрами, превратившись в знак отличия. В 1867 г. были установлены новые штаты  . После долгих обсуждений, в ходе которых сыграло роль и высказанное в свое время положительное мнение по этому вопросу митрополита Филарета Дроздова, в 1870 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Там же. Учрежден Священным Синодом 5 марта 2010 года, журнал 7. Учреждена Священным Синодом 24 декабря 2015 год, журнал 107. Приложение I. В период со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года и по 1 февраля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил епархии Русской Православной Церкви (242 визита в 125 епархий): В 2009 году (27 визитов в 23 епархии России, Украины, Азербайджана): В 2010 году (31 визит в 24 епархии России, Украины, Казахстана): В 2011 году (22 визита в 19 епархий России, Украины, Молдовы): В 2012 году (23 визита в 20 епархий России, Украины, Белоруссии, Японии): В 2013 году (21 визит в 18 епархий России, Украины, Белоруссии, Эстонии, а также визит в Китайскую Народную Республику): Кроме того, 10-15 мая 2013 года Святейший Патриарх посетил Китайскую Народную Республику. В 2014 году (24 визита в 18 епархий России): В 2015 году (21 визит в 20 епархий России и Белоруссии): В 2016 году (29 визитов в 27 епархий России, а также в Великобритании, Франции, Швейцарии и в странах Южной Америки): В 2017 году (23 визита в 20 епархий России, Кыргызстана, Узбекистана): В 2018 году (21 визит в 18 епархий России и Белоруссии): II. В период со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года и по 1 февраля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие страны за пределами канонической территории Русской Православной Церкви: Также в 2016 году Святейший Патриарх посетил Антарктиду. III. В период со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года по 1 февраля 2019 года состоялись следующие визиты в Русскую Православную Церковь Предстоятелей Поместных Православных Церквей (всего 65 визитов): IV. В период со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года и по 1 февраля 2019 года состоялись официальные встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителями стран канонической ответственности Московского Патриархата (всего 114 встреч):

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1867 г. в области епархиального управления было произведено важное преобразование– отменялось разделение епархий на три класса и титулы архиереев были обращены в их личное преимущество: без всякого отношения к достоинству епархии. При этом, однако, сохранилась традиция удостаивать сана митрополита трех архиереев– Новгородского и Санкт-Петербургского, Московского, а также Киевского. Что касается митрополитов Новгородских и Санкт-Петербургских, то соединение в одном титуле и под властью одного архипастыря этих двух епархий – столичной и одной из древнейших в Русской Церкви – не обозначало их слияния. Но первенствующий член Синода имел привилегию управлять двумя епархиями, из которых по чести высшей считалась Новгородская, пока их не разделили в 1892 г., с тех пор Новгородская епархия стала одной из рядовых, а за первенствующим епископом осталась только Петербургская епархия. В течение 19 столетия было значительно увеличено число епархий Русской Церкви. Грузинский экзархат при вхождении его в состав Русской Церкви в 1811 г. включал 11 епархий, число которых было сокращено к 1825 г. до четырех. В царствование Александра I была открыта Кишиневская епархия в связи с присоединением Бессарабии к России. При обер-прокуроре Протасове границы епархий были приведены в более строгое соответствие с административным делением страны на губернии. В связи с этим был открыт ряд новых епархий – Олонецкая, Саратовская, Новочеркасская, Симбирская, Томская, Херсонская, Варшавская, Камчатская, Кавказская, Рижская, Самарская, Полоцкая и Литовская. Всего при императоре Николае I было образовано 13 новых епархий, и в 1855 г. Русская Церковь имела уже 55 епархий. Открытие новых епархий было обусловлено главным образом ростом численности населения империи и соответствующим ему увеличением числа приходов. При Александре II открылись епархии: Таврическая, Уфимская, Туркестанская, Енисейская, Якутская, в том числе одна епархия за пределами империи – Алеутская и Аляскинская (в 1870 г.), впоследствии Алеутская и Североамериканская.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Нужно заметить, что по смерти Екатерины II и при вступлении на престол Павла I-ro во всей Русской Церкви было только 35 архиерейских кафедр, из них 5 викариатств. Если сравнить общее число русских епархий в начале XVIII века и в конце его, то окажется, что в начале XVIII века было 26 самостоятельных епархий, в том числе бывшая Патриаршая область, Тамбовская и Азовская епархии, и три викариатства, всего 29, следовательно, почти через сто лет число русских епархий и архиерейских кафедр увеличилось только на шесть. Это увеличение хронологически падает на последнюю четверть XVIII в., а географически на окраины, где шло воссоединение униатов и развивалась русская колонизация, особенно на западе и юге. В пределах допетровской России увеличения числа епархий в XVIII в. почти не было. Из трех епархий, открытых на территории бывшей Патриаршей, затем Синодальной, области, как известно, две Переслав-Залесская и Владимирская были прикрыты в 1788 году. С ними вместе прикрыты старинные кафедры Крутицкая и Великоустюжская. Как ни странно, в конце 80-х годов XVIII в. число русских самостоятельных и викарных архиерейских кафедр оказывалось столько же, сколько их было в начале века, если ни меньше. 1157 Между тем русская государственная и церковная территория к этому времени успела значительно расшириться и заселиться, сравнительно с тем, что она представляла к концу XVII века. При кончине Феодора Алексеевича (1682 г.) все пространство России доходило до 268 078 квадр. миль; по смерти Екатерины II-oй величина Российской Империи равнялась 352 472 квадрат. милям. 1158 К этому следует прибавить, что территория России в XVIII в. увеличилась почти на 100 000 квадр. миль не в Азиатской России, а на юго-востоке, юге и западе и сев.-западе Европейской России. Такой обширной территории было вполне достаточно не для 35 епархий (с викариатствами), существовавших в конце XVIII в., но для тех 83-х епископских кафедр и епархий, которые предполагались по первому предложению собору 1681 – 1682 гг.) 1159 Храмов для этих епархий было достаточно. По нашим вычислениям в 1682 году во всей Русской Церкви было около 15 000 храмов, в конце XVIII в. их было почти вдвое больше – около 27 000 храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2-5 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. Заседания Освященного Архиерейского Собора проходили под председательством Патриарха Московского и всей Руси Кирилла (Гундяева) в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя . В работе Собора приняли участие 280 архиереев. На Собор прибыли церковные иерархи из 247 епархий России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также епархий, находящихся в дальнем зарубежье. В 1-й день заседаний Собора Святейшим Патриархом Кириллом был зачитан доклад о различных аспектах внутрицерковной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношениях на всем каноническом пространстве РПЦ. В докладе были затронуты, в частности, вопросы, связанные с образованием новых епархий и созданием митрополий. Патриарх отметил, что для выполнения поставленной на Архиерейском Соборе 2011 г. задачи открытия новых приходов, Свящ. Синод в мае 2011 г. инициировал исторический процесс образования в пределах республик и областей Российской Федерации нескольких епархий. Ранее подобное имело место в Украинской Православной Церкви и в Белорусском Экзархате. Однако, подчеркнул докладчик, в России эти преобразования должны быть более масштабными. За прошедшие 2 года было учреждено 64 новых епархий на территории одних и тех же субъектов Российской Федерации. Всего за это время было образовано 82 епархии. Со времени Поместного Собора 2009 г. образовано 88 новых епархий. Всего в настоящее время существует 247 епархий. Кроме того, решением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. был образован новый митрополичий округ — Среднеазиатский. В окт. 2011 г. Свящ. Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий: епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, стали объединяться в митрополии. За межсоборный период создано 33 митрополии.

http://pravenc.ru/text/1991854.html

После смерти царя Алексея, не теряя времени, патриарх Иоаким сейчас же, 14 марта 1676 года, созвал новый церковный собор, на котором еще раз показал, что он не умеет забывать обид, и провел на нем осуждение и ссылку в Кожеезерский монастырь еще недавно очень влиятельного царского духовника, Андрея Посникова, и настоял на переводе из Ферапонтова монастыря в суровое заключение Кирилло-Белозерской обители своего бывшего покровителя, а затем врага патриарха Не менее успешно был проведен Иоакимом собор 1681—1682 на рассмотрение которого правительство предложило план широкой, почти что революционной перестройки системы русской иерархии. Справедливо полагая, что в основе главных бед русской церкви, в том числе раскола между сторонниками старого обряда и основным телом церкви; отсутствия связи между владыками и клиром; злоупотреблений епископата и его клевретов-чиновников; недостатков работы низшего духовенства и других трудностей, — прежде всего лежат малочисленность епископов и обширность пределов епархий, советники Федора предложили увеличить число епархий и реорганизовать соотношения между митрополитами и епископами. От лица московского правительства три царских любимца — Иван Максимович Языков, Алексей и Михаил Тимофеевичи Лихачевы — и новая восходящая звезда русской государственной мысли, молодой князь Вас. Вас. Голицын предложили уменьшить размеры епархий, провести иерархическое подчинение рядовых епископов митрополитам и увеличить число таковых областных митрополитов до двенадцати, а общее число подчиненных им владык-архиереев до семидесяти Предложенная реформа русской церковной иерархии увеличила бы общее число епархий почти в пять раз, так как в то время в России было всего лишь семнадцать архиереев. Из числа этих семнадцати епархий пятнадцать было старых: одна, Московская, была патриаршей; четыре — митрополичьими: Новгородская, Казанская, Ростовская и Сарская [с резиденцией в Москве на Крутицах]; восемь епархий были архиепископскими: Вологодско-Великопермская, Суздальско-Тарусская, Смоленско-Брянская, Рязанско-Муромская, Тверско-Кашинская, Астраханско-Терская, Сибирско-Тобольская и Псковско-Изборская; и две епископских: Коломенско-Каширская и Карельско-Орчинская. В 1667 году к ним была добавлена Белгородская епархия и в 1672 году — митрополичья Нижегородская. Правда, собор 1666—1667 годов постановил открыть ряд других новых епархий, но оппозиция архиереев, боявшихся, что с уменьшением их епархий уменьшатся и их доходы, и уверявших, что на новые епископии нет ни средств, ни достойных кандидатов, уже тогда помешала упорядочению церковного

http://sedmitza.ru/lib/text/439568/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010