Попытка реализовать это решение Всероссийского Церковного Собора была предпринята Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным при нем Священном Синоде в 1928 году. Решением Священного Синода в Русской Церкви было образовано 22 церковных округа — " в соответствии гражданскому делению на области " . Было также принято " Положение о полномочиях архиерея главного города области " . При этом 21 епархию было признано целесообразным не включать в какой-либо церковный округ, оставив их самостоятельными. В 1934 году, предлагая Священному Синоду ряд изменений в " Положение о полномочиях архиерея главного города области " , Заместитель Патриаршего Местоблюстителя отметил, что пятилетняя практика оправдала существование церковных округов. Однако затем в связи с массовым закрытием храмов, монастырей и епархий в результате обрушившихся на Церковь репрессий эта структура была утрачена. В новейшее время в различных странах канонической ответственности Московского Патриархата епархии были организованы разными способами — в виде Самоуправляемой Церкви, экзархата или митрополичьего округа. Однако эти формы организации епархий едва ли возможны внутри одного государства, поскольку они предполагают, в частности, учреждение общих органов высшего управления и суда. Поиск иных форм организации взаимодействия епархий стал необходимым после того, как в текущем году Священный Синод принял ряд решений о создании новых епархий в субъектах Российской Федерации. Упомянутые решения Священного Синода направлены на то, чтобы правящие архиереи были ближе к приходской жизни, к духовенству и народу, лучше видели и понимали проблемы приходской жизни. Меньший размер епархий должен позволить архипастырю более глубоко использовать приходской потенциал для развития епархиальной жизни, включая подготовку духовенства, организацию миссионерской, социальной и образовательной деятельности, совершенствование жизни монастырей, укрепление взаимоотношений с местными органами власти и общественными организациями. Цель данных преобразований — развитие и укрепление пастырской работы, чтобы проповедь Евангелия Христова достигала все большего числа людей. Эти решения действительно актуальны. Вместе с тем, возник ряд организационных вопросов, касающихся совместной деятельности епархий, находящихся в одной области или крае.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639860...

Поместный Собор 2009 года указал на необходимость развития внутрицерковных дискуссий. Во исполнение этого решения летом 2009 года был учрежден уникальный, не имеющий аналогов в других Поместных Православных Церквах совещательный орган — Межсоборное Присутствие Русской Православной Церкви, который стал реальным механизмом осуществления соборности в Церкви. В настоящее время в Межсоборное Присутствие входят 195 человек: 70 архиереев, 75 священников, 2 диакона, 13 монашествующих, не имеющих сана, 35 мирян. Начиная с 2010 года, высшими органами церковного управления было принято 42 документа, подготовленных Межсоборным Присутствием. Одним из важнейших решений Священного Синода, затем поддержанное Архиерейским Собором, стало инициирование процесса образования новых епархий и создание митрополий. Архиерейский Собор 2011 года определил насыщенную повестку дня развития церковной жизни на уровне епархий и приходов по всем направлениям церковной и церковно-общественной жизни: в области миссии, в том числе молодежной, в области катехизации и религиозного просвещения, в сфере социального служения и церковной благотворительности, в информационной деятельности, в вопросах выстраивания взаимоотношений с общественностью, взаимодействия с органами власти. Все это требовало значительных пастырских трудов, непосильных в рамках епархий, охватывающих сотни приходов и растянутых на громадные расстояния. Протяженность епархий также существенно ограничивала возможность для архиереев осуществлять самое главное в своем служении: совершать богослужения и молиться вместе с паствой во всех приходах епархии, встречаться со всем духовенством и возможно большим числом мирянам на регулярной основе. С мая 2011 года Священный Синод, впервые за новейшее время, стал создавать по несколько епархий в рамках одного региона России. Одновременно, учитывая специфику государственного устройства, чтобы сохранять взаимодействие между епархиями, находящимися в одном регионе, было решено объединять таковые епархии в митрополии. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл: «Цель данных преобразований — развитие и укрепление пастырской работы, чтобы проповедь Евангелия Христова достигала все большего числа людей». За истекшее время образованы 60 митрополий: 59 в России и одна в Белоруссии. Одна из задач архиереев новых епархий — строительство храмов или оборудование помещений для периодического совершения Божественной литургии, а также регулярное, хотя бы раз в два месяца, обеспечение богослужений даже в самых отдаленных населенных пунктах.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Одним из самых заметных изменений в сфере церковного управления в годы Первосвятительского служения Патриарха Кирилла стало образование новых епархий и создание митрополий. Первый после Поместного Собора 2009 года Архиерейский Собор, состоявшийся в начале 2011 года, определил насыщенную повестку дня развития церковной жизни на уровне епархий и приходов по всем направлениям церковной и церковно-общественной жизни: в области миссии, в том числе молодежной, в области катехизации и религиозного просвещения, в сфере социального служения и церковной благотворительности, в информационной деятельности, в вопросах выстраивания взаимоотношений с общественностью, взаимодействия с органами власти. Все это требовало значительных пастырских трудов, непосильных в рамках епархий, охватывающих сотни приходов на огромных территориях. Протяженность епархий также существенно ограничивала возможность для архиереев осуществлять самое главное в своем служении: совершать богослужения и молиться вместе с паствой во всех приходах епархии, встречаться со всем духовенством и значительной частью мирян на регулярной основе. Проблема несоразмерности масштабов епархий тем задачам, которые стоят перед Церковью, стала решаться с мая 2011 года, когда Священный Синод впервые в новейшее время создал несколько епархий в рамках одного региона России. Учитывая специфику государственного устройства, чтобы сохранять взаимодействие между епархиями, находящимися в одном регионе, было решено объединять таковые епархии в митрополии. С учетом исторического опыта, предложений Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг., принявшего определение «О церковных округах», и реалий современной церковной жизни в Межсоборном Присутствии было разработано «Положение о митрополиях», утвержденное Священным Синодом в октябре 2011 года. С тех пор было образовано 62 митрополии: 61 в России и одна в Белоруссии. Перечисленные меры по реорганизации церковного управления, инициированные Предстоятелем Русской Православной Церкви дали сильнейший импульс успешному развитию и совершенствованию всех сторон церковной жизни в России — миссионерской деятельности и монашескому деланию, строительству и возрождению храмов, реформе духовного образования, церковной наградной системы, структуризации системы православного общего образования, издательской деятельности, развитию богословской науки и ускорению процесса включения теологии в число признаваемых государством учебных и научных дисциплин, упорядочиванию процесса подготовки богослужебных текстов, становлению церковно-судебной системы, окормлению военнослужащих, казачества, заключенных, обездоленных, деятельности по защите традиционных семейных ценностей, различным формам социального служения и благотворительности, информационной деятельности и многим другим направлениям современной церковной жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6099618...

Есть сведения, впрочем, окончательно не проверенные, что она составлена митрополитом Московским Сергием, в Минеях Месячных напечатана впервые в 1904 году. Положение Св. Синода после Екатерины II После царствования Екатерины существенных перемен в положении Синода не произошло: изменился только состав его членов по мере того, как прежние деятели» уходили из жизни. Синод продолжал бороться с тем либерализмом в области религии, каким поражены были деятели Екатерининского времени. Борьба Синода за интересы православия продолжалась и во все время царствования Александра 1-го. Опасность для церкви возникала в это время от развития мистико-протестантских идей, рассадником. которых явилось Библейское общество, а покровителем обер-прокурор Синода кн. Голицын, в царствование Императора Александра составу Синода дана была большая определенность штатам, так присутствие Св. Синода определялось 7–8 членов из лиц архиерейского звания. Некоторые из присутствовавших архиереев в Св. Синоде носили звание «членов Синода», такое звание было даруемо Высочайшим повелением пожизненно. Другие же члены заседали временно со званием «присутствующих». Они призывались и увольнялись от присутствования также по Высочайшему повелению. Все лица, присутствовавшие в Синоде, пользовались, при решении дел, равным правом голоса. Митрополит С.-Петербургский пользовался званием Первенствующего члена Св. Синода и руководил его занятиями. 5 ноября 1917 года, за происшедшим крушением власти Императорского Правительства, Всероссийским Священным Собором избран был патриарх, каковым, по жребию, оказался Тихон митрополит Московский. И Русская Православная Церковь перешла опять к патриаршей форме церковного управления. Перемены в епархиальном управлении, органы епархиального управления Довольно крупные перемены последовали в епархиальном управлении в Синодальный период. Перемены коснулись епархиального делания Русской Церкви. Число епархий в Синодальный период постепенно умножалось; в половине 18 в. в ведении Синода состояло 30 епархий, а в половине следующего столетия число их возросло почти на такую же цифру. В. 1860 г. число епархий было 51, не считая при этом епархии Грузинского экзархата и к 1897 г. всех епархий в русской церкви было, 62. До конца 18 в. не было строгой устойчивости в пределах епархий. С изданием же екатерининского «положения о губерниях» пределы епархий стали совпадать с пределами губерний, за исключением тех местностей, где много иноверцев; там несколько губерний составляли иногда одну епархию, как напр. Грузинский экзархат обнимал собор губерний – Тифлисскую, Бакинскую, Елизаветопольскую, Кутаисскую и Черноморскую. В дальнейшем Грузинская епархия состояла из Тифлисской, Елизаветопольской, Бакинской, Эриванской губ. и Карской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

В церковных документах ничего не говорится о делопроизводстве в митрополичьем округе. Необходимо ли для этого создавать отдельный аппарат либо возложить управление делами округа на управление епархии, возглавляемой главой митрополичьего округа? Ответ на эти вопросы, по всей видимости, оставляется за окружным Синодом и его председателем. Митрополии — формы объединения епархий на территории России Эксперты Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви продолжили осмысление темы региональной церковной организации. Результаты такого осмысления легли в основу функционирования митрополий Русской Православной Церкви. Последние должны были стать новой формой взаимодействия двух и более епархий. Чем же не устраивали уже существовавшие к тому времени формы организации епархий на различных территориях Московского Патриархата: самоуправляемые Церкви (Украинская Православная Церковь с правами широкой автономии, Латвийская, Эстонская Церкви, Православная Церковь Молдовы, Русская Православная Церковь Заграницей), Автономные Церкви (Китайская и Японская), экзархаты (Белорусский экзархат), митрополичьи округа (Казахстанский и Среднеазиатский)? Нетрудно заметить, что все они являются каноническими структурами нашей Церкви на отдельных церковных территориях, окраинных и зарубежных. Такие структуры невозможно адаптировать к условиям церковной жизни в пределах российского государства со множеством епархий, число которых увеличивалось за счёт вновь открывающихся. Вот потому-то и возникла насущная необходимость разработать новые формы объединения епархий преимущественно на территории Российской Федерации . Подтверждение тому встречаем в сообщении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Священного Синода от 5–6 октября 2011 года (справочная часть журнала 131) . Предстоятель Русской Православной Церкви также указывает на то обстоятельство, что организация епархий в виде самоуправляемых Церквей, экзархатов или митрополичьих округов предполагает, в частности, учреждение общих органов высшего управления и суда, а это едва ли возможно внутри одного государства .

http://bogoslov.ru/article/6192329

Согласно п. 2 данного Указа, в случае если епархия вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. оказывалась вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекращало свою деятельность, епархиальный архиерей должен был немедленно войти в сношение с архиереями соседних епархий «на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе)» . Пунктом 3 Положения оговаривалось, что попечение об организации Высшей Церковной Власти для группы епархий, оказавшихся в положении, указанном в п. 2, возлагается на старейшего в означенной группе по сану архиерея. Согласно п. 7, если в отрезанном от Высшего Церковного управления положении окажется епархия, лишенная архиерея, «епархиальный Совет или, при его отсутствии, клир и миряне обращаются к епархиальному Архиерею ближайшей или наиболее для них доступной по удобству сообщения епархии…» В случае же если тот или иной правящий архиерей сам окажется в изоляции от архиереев соседних епархий, и такое положение может принять характер «длительный и даже постоянный», Указ признавал «наиболее целесообразной (в смысле утверждения церковного порядка) мерой» разделение епархии на несколько местных епархий. Для этого правящий архиерей должен был предоставить своим викариям права епархиальных архиереев, учредить «по соборному суждению с ними» новые епархии и образовать «во главе с Архиереем главного епархиального города церковный округ, который и вступает в управление местными церковными делами согласно канонам» (п. 5-6). В целом Постановление указывало порядок, по которому отрезанная от системы Высшего Церковного Управления церковная единица могла заново выстроить необходимую для церковного управления каноническую структуру, предполагающую наличие собора епископов нескольких самостоятельных епархий, объединенных вокруг первенствующего епископа.

http://bogoslov.ru/article/2607957

Кафедра Угровская вскоре после этого нашествия перенесена была Даниилом Романовичем из Угровска в Холм 38 , почему и епископы вместо Угровских стали называться Холмскими. Епископы Черниговские переносили свою кафедру на время или по временам из Чернигова в Брянск, который после нашествия Монголов, до подпадения власти Литовцев в 1355г., занимал со своими удельными князьями первенствующее положение во всей области Черниговской; почему епископы называются иногда вместо Черниговских Брянскими. Наибольшие перемены случились с собственной епархией митрополитов. Тотчас после нашествия Монголов были присоединены к ней маленькие области закрытых епархий Белгородской и Юрьевской. В 1300г. митрополит Максим перенёс кафедру митрополии из Киева во Владимир и сделал Владимирскую епархию своей епархией; но в Киеве он не поставил особого епископа, а оставил его за собой, так что после этого перенесения кафедры у митрополитов стало две епархии – Владимирская и Киевская. Когда в 1316–17г. была открыта особая митрополия Литовская, то собственной епархией митрополита была сделана вся собственная Литва, насколько было в ней православного населения, с кафедрой митрополита в Новгородке или Новогрудке. На те времена, как особая митрополия Литовская была закрываема, эта собственная митрополичья епархия была присоединяема к двум помянутым епархиям митрополита всея России в качестве его третьей собственной епархии. 18 епархий против до-монгольских 15 или три лишних епархии против до-монгольского периода – увеличение числа епархий слишком ничтожное! Но что касается до самой России, то увеличения не было и совсем никакого, а осталось то же число 15 епархий, что и прежде, ибо две новые епархии – Пермская и Казанская были открыты в областях новоприобретённых, а третья – Сарайская в области так сказать воображаемой и, во всяком случае, нерусской (in partibus infidelium). Если и в период до-монгольский могло быть открыто у нас значительно большее, чем то было действительно, количество епархий, в некоторое подобие количеству епархий греческих, то тем более могло быть сделано это после нашествия Монголов, в рассматриваемое нами время.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

К концу XVIII века, из-за постоянных захватнических набегов со стороны Персии и Османской империи, часть грузинских земель была опустошена и разорена. Это неизбежно привело к упразднению многих исторических епархий (в XV веке их было более 40). В начале XIX столетия в Восточной Грузии, в Картли-Кахетинском царстве, оставалось всего 13 епархий, а в Западной Грузии – 9. После же упразднения автокефалии Грузинской Церкви количество епархий сократилось до минимума. В сентябре 1917 года на первом соборе уже автокефальной Церкви было образовано 13 епархий, к которым позднее было добавлено еще две. Таково было общее число епархий на протяжении всех лет существования советской власти. Однако большинство кафедр оставались вдовствующими, и к моменту избрания митрополита Илии Католикосом-Патриархом в Грузинской Церкви, кроме самого Илии II, было только шесть архиереев, притом один из них (митрополит Зиновий) был нареченным митрополитом и не занимал кафедры. Новоизбранный патриарх прекрасно понимал, что возрождение Церкви должно начаться с епархий, что нужны молодые, энергичные архиереи, которые реально вступили бы в управление ими. Уже в 1978 году, то есть через год после избрания, патриарх хиротонисал семь новых епископов. В декабре 1978 года на заседании Синода было решено восстановить архиерейский титул архиепископа (до этого в Грузинской Церкви были только епископы и митрополиты), а также переименовать некоторые епархии. В начале 1979 года уполномоченный по делам религии в письме на имя патриарха выражал беспокойство и недовольство по поводу «неоправданного роста» числа епископов. Ответ патриарха (от 5 апреля 1979 года) был прост и каноничен: «12-е правило Карфагенского собора гласит, что для суда над епископом, если нет возможности созыва Собора, должно собраться минимум 12 епископов, которые вынесут подобающее определение. А в Грузинской Церкви на сегодняшний день всего 10 архиереев – 3 митрополита, 3 архиепископа и 4 епископа». И хотя во многих епархиях архиереи сталкивались с постоянными трудностями, а то и с откровенно агрессивными выходками местных властей, патриарх неуклонно продолжал свою политику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Московском соборе 1667 года патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский открыто заявили, что в России «жатва многа, делателей же мало», и умоляли Государя и собор «да изведет делателей на жатву, еже есть да умножит в державе своей архиереи, да изберет и поставит митрополиты и архиепископы и епископы, во еже бы стаду Христову не без довольных пастырей быти, да управляется и расширяется православием в род и род богохранимое российское царство» 80 . Недостатком епархий и епископов, слабостью и отсутствием во многих местах святительского надзора и назидания они объясняли многие печальные явления в тогдашней религиозной русской жизни: массу непросвещенных христианскою верою инородцев, остатки язычества в коренном русском населении, а особенно появление и быстрое распространение смущавшего всех раскола. И, действительно, если в наше время, – когда на Руси кроме Кавказа числится 103 архиерея (считая и викарных) 81 , – чувствуется все-таки недостаток в непосредственном влиянии их на пасомых и Г. Обер-Прокурор Святейшего Синода справедливо в одном из своих отчетов жалуется 82 на широту епархий, то можно судить, как был ощутителен этот недостаток в конце 17-го века, когда на Руси вместе с патриархом было всего 17 архиереев 83 . Ко времени 1682 года в состав нашего государства входило больше двух третей нынешней европейской России и почти вся Сибирь, как же обширны были при такой территории тогдашние 17-ть епархий. Сибирская, например, занимала пространство всех наших азиатских владений. Московская епархия – патриаршая – заключала в себе полные и частями владения нынешних 22 епархий. Новгородская – обнимала без малого епархии: Петербургскую, Олонецкую, Архангельскую, частью Витебскую, Смоленскую, Вологодскую и некоторые другие северо-восточные епархии. Рязанская: Рязанскую, часть Тамбовской, Воронежской, Пензенской, Симбирской и западную часть Саратовской. Немногим меньше были территории и других тогдашних епархий 84 . К обширности епархий присоединялось еще то неудобство, что пределы их были перемешаны: области и города одной епархии часто входили в границы другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделение епархий: в древних церквях епископ был в каждом городе В 2011 году произошло разделение нескольких крупных епархий Русской Православной Церкви: образованы новые епархии. Для чего они делятся и что произойдет по разделении? Комментирует протоиерей Владимир Вигилянский. 5 августа, 2011 В 2011 году произошло разделение нескольких крупных епархий Русской Православной Церкви: образованы новые епархии. Для чего они делятся и что произойдет по разделении? Комментирует протоиерей Владимир Вигилянский. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что образование новых епархий путем деления уже существующих позволит управляющим ими архиереям стать ближе к народу и рядовому духовенству. «Я радуюсь тому, что было принято решение об образовании двух новых епархий. Это даст нам возможность приблизить архиереев к народу, приблизить архиереев к духовенству, помочь архиерею, работая не в такой масштабной структуре, сосредоточиться на тех деталях, на которых, находясь «на высокой колокольне», сосредоточиться нельзя», — сказал Патриарх Кирилл в своем выступлении на торжественном акте, посвященном 20-летию Саранской епархии (Мордовия). «Если архиерей будет видеть вот эти тонкие прописи в общей картине, у него будет понимание того, что нужно делать, если эти прописи заполняются неправильно, или если они вообще покрываются темной краской», — добавил он. «Очень важно, чтобы у архиерея было обостренное пастырское чувство, и чтобы было больше проникновения в реальную жизнь людей. Тогда и ответы пастырские будут более мудрыми и более эффективными». Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий первым из архиереев просил разделить епархию на две: «Наша задача — развивать миссионерскую, благотворительную, молодежную, катехизаторскую и педагогическую деятельность в благочиниях и на приходах, а это требует повышенного внимания епархиального архиерея к каждому приходу, к каждому благочинию. Одному архиерею, у которого в управлении находится триста приходов, всё это осуществить и проконтролировать невозможно. Нужна более активная работа архиерея с приходами, и с этой целью мы решили открыть две новые кафедры Разделив Мордовию на три епархии, мы решим основные наши проб­лемы. Новые епископы смогут более последовательно и внимательно работать с приходами. (из интервью Журналу Московской Патриархии ).

http://pravmir.ru/razdelenie-eparxij-v-d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010