«Святейший патриарх вместе с клиром идет на место, назначенное для мvpobapehuя. Облачившись в епитрахиль и омофор, он начинает славословием Триединаго Бога. Следуют молитвы: «Царю Небесный.… Трисвятое.…. Пресвятая Троице.….. и Отче Наш». После возгласа патриарха «Яко Твое есть царство» поется тропарь: «Благословен еси Христе Боже наш» и тропарь Успению Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство…» По окончании пения патриарх вливает елей в сосуд, в котором, варится мvpo, и благословляет рукою; остальной елей вливается служителями. Патриарх сам возжигает огонь, творит отпуст и уходит, елей же варится кем-либо опытным и сведущим с великим вниманием. Варится елей по преимуществу в Великую Среду, когда и жена-грешница помазала Господа многоценным мvpoм и когда читается Евангелие об этом событии. Так варится елей; различные же виды ароматов тогда же растираются и приготовляются. Когда же наступает конец варения елея, патриарх снова приходит и, благословив ароматы, влагает их в кипящий елей и, по отпусте, уходит. Остуженное мvpo освящается молитвами и благословением патриарха по следующему чину. На другой день, во святой и Великий Четверг, во время проскомидии, приносится мvpo в особом сосуде, называемом алавастром, на подобие того сосуда, из котораго грешница и сестра Лазаря Мария возлили мvpo на главу Господа, и под святым покровом поставляется в скевофилакии (сосудохранилище). Во время литургии, на великом входе, первым идет наблюдающий за порядком, за ним свещеносец и потом первый из пресвитеров с алавастром мvpa в руках. По сторонам его шесть диаконов держать двенадцать рипид, за ними остальные диаконы обычным порядком идут впереди даров и, наконец, остальная часть шествия входа. Когда пресвитер с мvpoм подходит ко святым вратам. патриарх сходит с возвышения у святого престола, принимает мvpo из рук пресвитера и полагает его на святом престоле с левой стороны дискоса. После возгласа «И да будут милости Великаго Бога.……» , прежде чем диакон начнет «Вся святыя помянувши.…», патриарх восходит на возвышение у св. Престола и, открывши мvpo, трижды благословляет его. Благословив, он сходит с возвышения, преклоняет главу и читает первую молитву « Господи милости и Отче светов». Оканчивая эту молитву, патриарх возглашает: «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши,» потом: «Мир всем», диакон: «Главы наша Господеви приклоним,» и патриарх, приклонивший голову, читает вторую молитву: «Тебе, Богу всех и Царю, выю сердца благодаряще приклоняем, посему, подобает Тебе всякое поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Такими действиями и молитвами освящается мvpo на св. Престоле.»

http://azbyka.ru/miro

   Такой же елей приносили и те (ветхозаветные), по книге Левит, «елей чистый, выбитый, для освещения, чтобы горел светильник вне завесы пред Господом» (Лев.24:2—3). Но им повелено было поддерживать самый слабый свет от вечера до утра. Ибо их светильник, питаемый делами и верою народа, кажется, соответствовал пророческому слову, прямо указывающему на целомудрие, а храм (соответствовал) «уделу наследия» (Пс. 104:11), так как светильник может светить только в одном доме. Посему этому светильнику надлежало гореть до наступления дня: «пусть возжигают его, — сказано там, — до утра» (Лев.24:3), т.е. до пришествия Христа; потому что когда воссияло солнце девства и правды, то нет нужды в светильнике. Итак доколе этот народ приносил необходимое для питания светильника, доставляя елей (добрыми) делами, дотоле у них не угасал светильник целомудрия, но всегда блистал и светил «в уделе наследия». Когда же этот елей оскудел от того, что они уклонились от веры в невоздержание, то светильник совершенно погас, дабы девы преемственно, как бы свыше озаряя мир нетлением, опять засветили эти светильники. Посему и ныне должно приносить в изобилии чистый елей добрых дел и мудрости, очищенный от всякого влекущего долу тления, дабы, в ожидании замедлившего Жениха, и наши светильники также не погасли. Это замедление есть время до пришествия Христова; дремота и сон дев — отшествие от жизни; полночь — царство антихриста, когда ангел-истребитель пройдет по (нашим) жилищам; а раздавшийся крик: «вот Жених идет, выходите Ему на встречу» (Мф.25:6) — голос с небес и трубный звук, когда святые, по воскресении всех их, будут восхищены на облаках и пойдут в сретение Господу (1Сол.4:16, 17). Ибо надобно заметить, после этого крика «встали все девы», как говорит Слово (Божие), т.е. после голоса с небес мертвые воскреснут, как учит и Павел, когда говорит: «сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1Сол.4:16), т.е. (телесные) хижины, которые умерли, разлучившись с душами. «Потом мы, оставшееся в живых, вместе с ними восхищены будем» (1Сол.4:17); это он говорит о душах. Ибо мы, живущие, собственно суть наши души, которые вместе с телами, опять воспринятыми, на облаках пойдут на встречу (Господу), неся светильники, украшенные не чуждым и мирским украшением, но светом мудрости и целомудрия, исполненным эфирного сияния подобно сияющим звездам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Смотри толкование Апост. 7. Правило 71 Если христианин принесет елей в капище язычников или синагогу иудеев в их праздники или возжжет светильники, да будет отлучен. (Апост. 7, 65, 70; VI Всел. 11; Антиох. 1; Лаодик. 29, 37, 38; Карфаг. 69.) Толкование Подобно предыдущему, и это правило отлучает того христианина, который принесет елей в святилище язычников и идолопоклонников или в синагогу иудеев во время их праздников или будет зажигать их светильники. Из этого поступка становится ясно, что он считает истинными их лжеобряды и скверные таинства. Прочти также толкование Апост. 7. Правило 72 Если какой-нибудь клирик или мирянин возьмет из святой церкви воск или елей, да будет отлучен; и пусть приложит пятую часть сверх того, что взял. (Апост. 73; Двукрат. 10; Григория Нис. 8.) Толкование Настоящее правило определяет, что тот клирик или мирянин, который возьмет из церкви воск или елей и использует их для целей несвященных и простых, должен быть отлучен. И когда он вернет их обратно в ту самую церковь в целости и сохранности, такими, какими взял, пусть сверх того отдаст церкви пятую часть от их стоимости. Аристин же истолковал – «впятеро больше», так что, по его мнению, правило гласит, что святотатец должен вернуть воск или елей, которые взял, и еще пять раз по столько же. Иосиф Египетский, сделавший парафраз правил на арабском языке, «одну пятую часть» тоже перевел как «впятеро больше», и тем не менее первое толкование лучше. Ведь пятая или десятая часть плодов, которую евреи отдавали священникам и о которой говорится во многих местах Священного Писания , не обозначает пятикратное или десятикратное количество, но одну часть из пяти или десяти. Поэтому и анонимный толкователь правил изъяснил это выражение как «пятую часть». Согласование Правило Двукрат. 10 гласит: «Клирики, которые, как воры, похитят или используют не для священных целей что-либо из священных сосудов и облачений, находящихся в святом алтаре, окончательно извергаются из своей степени. Использование этих предметов не для священных целей – это осквернение святого и священного, а похищение их – это святотатство. Тех же, которые используют для несвященных нужд, своих ли или чужих, сосуды и облачения, находящиеся вне святого алтаря, и 73-е правило святых апостолов отлучает, и мы вместе с ними. А на таких, которые совсем похищают эти вещи из храма, мы налагаем епитимии как на святотатцев». Наказание же за святотатство, согласно 8-му правилу Григория Нис., в ветхозаветном Писании назначалось не меньшее, чем за убийство: как убийца, так и святотатец подвергались одинаковому наказанию – побиению камнями (что явствует из примера Ахара, сына Хармия 508 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Иисусу Христу с прошениями о даровании защиты и благодати освящаемому дому и семье, которая в нем живет. Приведем эту часть молитвы полностью в качестве наглядного примера: Сам благослови и дом сей, и в нем жити хотящих страхом Твоим огради, и невредимых от сопротивных сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем. По окончании чтения молитвы звучит возглас: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш: и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Хор также поет: Аминь. Протоиерей Геннадий Нефедов, относительно следующей части чина освящения, пишет следующее: «В этом месте чинопоследования к нему [предыдущему возгласу – С. М.] может быть присоединена молитва «над пещею». В ней Церковь призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых ангелов – хранителей христиан – и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили и повиновались в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать» с. 309]. Далее по чину освящения священнослужитель трижды знаменует крестным знамением елей (масло) и произносит: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Таким образом, он благословляет елей, которым впоследствии будут помазаны стены дома. После благословения елея священник читает над ним особую молитву «Господи Боже наш, призри ныне милостивно на молитву мене…» В этой молитве можно выделить два основных момента. Вопервых, священник призывает благодать Божию на елей, чтобы очистить его и освятить: низпосли благодать Пресвятаго Твоего Духа на елей сей, и очисти его… Во-вторых, священник молится о том, чтобы освященный елей, в свою очередь, послужил освящению жилища: яко да будет во освящение месту сему и на нем сооруженну дому, и на прогнание всякия сопротивныя силы и сатанинских наветов… В последнем прошении о прогнании злых духов и их козней мы как раз и встречаем тот духовный смысл чина, о котором говорилось выше – защита жилища и людей от влияния падших духов. По окончании молитвы хор поет: Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей ( Исх.27:20 ). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу. Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре. В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

http://azbyka.ru/nastavlenie-pravoslavno...

Во время богослужений в праздничные и воскресные дни в храме зажигаются все светильники в знак радости и напоминания о Царствии Божием, в котором Свет Господень льется полным потоком, где его не омрачает и не скрывает никакой грех или нечистота. Воск и елей, то есть масло, в древности приносились в храм верующими, идущими на богослужение. Это была их жертва Церкви. Вещества эти должны быть чистыми, что означает чистоту людей, которые их приносят. Воск – очень мягкое вещество и поэтому свидетельствует о нашем согласии быть послушными Богу, а не отвердевшими в грехе и противлении всему доброму, от Него исходящему. Воск приносится в храм в знак нашего раскаяния в греховном упорстве. Пчелы производят воск, летая по цветам и собирая с них нектар в одно место. Так и свеча означает молитву, которая приносится Богу от Его творения, а огонек символизирует огонь благодати Божией, опаляющей грех и превращающей земных людей в жителей благодатного Царствия Божия. Елей, как и воск, тоже означает чистоту и искренность человека в поклонении Богу. Но елей имеет и свои собственные значения, отличные от значения воска. Елей – это знак милости Божией к людям. С древних времен оливковое масло употребляли, чтобы исцелять раны, смягчать их, а также чтобы сдабривать пищу. Помните библейскую повесть о всемирном потопе? Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернулся с оливковой веточкой в клюве. Так Ной узнал, что появилась из воды земля и Бог снова смилостивился над родом человеческим. С тех пор оливковая ветвь является символом мира и милости Божией. Таким же символом является и масло (елей). Свой смысл имеют и светильники, на которых укрепляются лампады с елеем и свечи. Например, подсвечники означают духовную высоту, благодаря которой свет веры освещает весь мир. Паникадило со множеством свечей, спускающееся из-под купола, означает собрание, созвездие небесных членов Церкви, сияющих благочестием и любовью к Богу. Поэтому паникадило спускается в ту часть храма, где стоят молящиеся, чтобы они, вспомнив о своих небесных собратьях, устремились к ним в высь. Небесная Церковь освещает благодатным светом Церковь земную, прогоняет прочь мрак. Таков смысл висящих в храме паникадил. Утварь для совершения особых богослужений

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Аще случится святый во вторник, или в четверток имеяй славословие, ядим рыбу. Аще в понедельник, подобие. Аще среда и пяток, разрешаем на елей и вино точию: ядим же единою днем. Аще ли святый имеяй бдение, в среду, или пяток, разрешаем на елей и вино и рыбу. Аще ли случится память святого, его же есть храм, в среду, или пяток, творим подобие (л. 37 и об.). О посте Пресвятыя Богородицы подобает ведати: в пост святой Владычицы нашей Богородицы Успения, 15 дней, кроме Преображения Христова, постимся до 9-го часа дне: понедельник, среду и пяток, сухоясти: и творим коленопреклонение, даже до причащения. Во вторник и четверток, варение без елеа. В субботу же и неделю, варение со елеем, и вино пием: рыбы же не ядим, до Успения Пресвятой Богородицы, но токмо на Преображение Христово, ядим рыбу, дважды днем (л. 37 об., 38). Глава 32. От правил святых Апостол, и святых Отец, о святей велицей Четыредесятнице, яже должен всякий христианин опасно хранити. Во святую и великую Четыредесятницу, первые недели первый день, сиесть в понедельник, отнюдь ясти не подобает такожде и во вторый. В среду же по совершении преждесвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп с медом. Не могущий же сохранити дву дней первых, ядят хлеб и квас по вечерни, во вторник: подобие же и старин творят. В субботы же и недели разрешаем на елей точию, и вино. В прочих же седмицах постимся до вечера 5-ти дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель: рыбы же во всю святую Четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, и недели Цветоносные. В пяток первой недели, и в среду великого канона, и в великий четверток, аще неции уставы и повелевают на елей разрешати, но не творится за честность дней. В навечерие же праздника Благовещения, прежде субботы святого праведного Лазаря, разрешаем на елей и вино. И аще монах святую Четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме праздника Благовещения, и недели Цветоносные, то не причастится Святых Тайн и на святую Пасху: но друзии две недели покается, а поклонов на день, и на нощь 300 (л. 36). Последование святыя Четыредесятницы (Великий Пост)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Вот те же правила в формате таблицы:   Святой без знака или шестеричный Богослужение с полиелеем или славословием Бдение без масла вино и елей вино и елей без масла вино и елей вино и елей без масла вино и елей Примечание. Интересно, что в Типиконе в двух указанных нами главах (33й и 48й) существуют расхождения, вот два важнейших: Влияние поста на богослужение. В Рождественский пост по Уставу полагаются в некоторые седмичные дни службы с пением на утрене «Аллилуиа» и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина (15 ноября, 19 ноября, 7 декабря и др.). В эти дни литургия не положена, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста (однако если один из таких дней случится в субботу или в воскресенье, то «аллилуйная» служба отменяется). Однако на практике в настоящее время «аллилуйные» службы не совершаются, так что в реальности Рождественский пост совершенно не оказывает влияния на богослужение. Современная практика Русской Церкви Фактически, в Русской Церкви в отношении Рождественского поста сейчас встречаются две практики: Цитаты о Рождественском посте «Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, например, пост святыя Четыредесятницы; потому они небрегут о нем, и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. Церковь Божия предписала святить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна… Итак, когда святая Церковь не мимоходом как упоминает о сем посте, а с такою определенностью установила правила для него, послушным чадам ее прилично ли провести его небрежно, без внимания и даже памяти о нем? Освятим же его — освятим восстановлением в мысли высокого его значения, строгим исполнением церковного в нем устава и еще паче очищением совести в покаянии и укреплением себя святым причастием Тела и Крови Христовых». свт. Феофан Затворник Литература по теме Близкие понятия Входим...

http://azbyka.ru/rozhdestvenskij-post

В это время желательно читать ему духовные книги, особенно Евангелие. Как важно для ребенка войти в духовную жизнь! Все меняется: даже высокая температура не причиняет ему особого беспокойства. Даже какието телесные неприятности переносятся иначе. Нет тех капризов, которые часто сопутствуют болезням, повышенной требовательности к родителям, постоянных «мам, пап!», на которые родители бегут и около него вьются. Когда ребенок заболеет, он уже знает, как вести себя во время болезни. Исцеляющие святыни Православной Церкви Имя Христово Святой праведный Иоанн Кронштадтский : Братия мои, когда заболеваете или когда у вас заболевает жена или дети, или ктолибо из родных или знакомых, или слуг, обращайтесь прежде всего с молитвой о помощи к Иисусу Христу, Врачу душ и телес наших, скорому в заступление всех, с верою к Нему прибегающих… Велика ли сила имени Христова? Петр видит перед собой расслабленного, восемь лет не имевшего движения, и сейчас же исцеляет его именем Иисуса Христа. «Знай, – говорит он больному, – исцеляет тебя Иисус Христос. Встань с постели твоей!» Какая сила веры во Христа Бога! Какая сила имени Христова! Святая вода Освящение воды, совершаемое Церковью, по словам святого Кирилла Иерусалимского , есть «возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее, силой молитв и Слова Божия, благословения Господня и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование ей силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Существует великое освящение воды, проводимое в навечерие и в самый день Богоявления (эта вода в народе называется Крещенской), и малое – сокращение великого водоосвящения. Воду великого освящения пьют только натощак с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», но для больного можно сделать исключение и давать ее пить по мере необходимости. Можно окропить больного ребенка святой водой, смазать больные места, смочить Богоявленской водой компресс. Святой елей Елей (масло) освящается во время разных треб, но для больного важен елей, освященный во время соборования, литии. Им можно помазываться и добавлять в пищу. Большую силу имеет елей со святых мест – из лампад, от мощей святых, елей и миро от чудотворных икон. Ими желательно только помазывать крестообразно лоб и больные места. Святыню в виде ваты или кусочка ткани, пропитанного елеем, можно прикладывать к больному месту. Когда она придет в негодность, ее нужно сжечь, а не выбрасывать. Святая просфора

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

Странно было бы подумать, что епископы, которые чрез рукоположение передают пресвитерам право совершать таинства, сами не могут совершать какое-либо из них. Святой Иннокентий, папа римский замечает: «нет причины сомневаться, возможно ли для епископа то, что несомненно может совершать пресвитер. О пресвитерах у Апостола (Иакова) сказано потому, что епископы, удерживаемые другими занятиями, не ко всем больным могут ходить» 46 . Сему здравому суждение своего епископа не последовала, однако ж римская Церковь в последствии, и уклонилась в ту крайность, что лишила пресвитеров права освящать елей для сего таинства. Елей сей, как выше было замечено, освящается однажды в год, в римской Церкви, в великий четверг, и освящается не пресвитерами, а епископом, который произносит над маслом заклинание и молитву 47 . Но у Апостола Иакова говорится только о пресвитерах, которые также могут освящать для сего таинства елей, как для крещения воду. В древних исторических памятниках называется елей этот благословенным; но нигде не упоминается, чтобы право благословлять его принадлежало только епископу. В Церкви западной освящение сего елея предоставляется епископу, и в оправдание свое латиняне указывают на книгу святого Григория Двоеслова 48 о таинствах. Но в сей книге прямо сказано, что епископ при благословении елея для больных только первенствует, делая также и сослужителей своих участниками власти благословлять его: «тогда приносится (сказано там) епископу елей для помазания больных, и благословляет его как сам он, так и все пресвитеры» 49 . Сколько же требуется пресвитеров для совершения таинства елеосвящения? – Излагая учение о семи таинствах, Апостол Иаков дает важное значение молитве соборной, церковной, и о совершителях его говорит во множественном числе, например: молитву сотворят над ним, помазавше... и проч. Нет причины отступать от прямого смысла речи, и удалять мысль о множественности лиц, призываемых для совершения таинства елеосвящения. Если же нужны многие совершители; то как определить их число? – Обычай церковный и самый чин сего таинства определяют седмеричное число совершителей его 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010