После Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения, в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: " Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления... " Далее в двух прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: " Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся (молимся Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже... " Следуют сугубые прошения о Святейшем Патриархе, правящем архиерее и всей " во Христе братии нашей " (о всех верующих христианах), о благоверных правителях, о священниках, о монахах, состоящих в священном сане, и о всех служителях Христовой Церкви, о блаженных и приснопамятных (всегда достойных памяти) святейших патриархах православных, и благочестивых царях, и благоверных царицах, и о создателях св. храма и о всех усопших православных отцах и братиях, здесь и повсюду погребенных. Нужно молиться за умерших по чувству христианской любви к ним, никогда не оскудевающей, тем более что для умерших за гробом нет покаяния, а только воздаяние — блаженная жизнь или вечные мучения. Христианская же молитва за них, добрые дела, совершаемые в память их, и особенно принесение бескровной Жертвы могут умолить правосудие Божие и облегчить мучения грешников. Еще сугубо молимся о милости (чтобы Господь умилосердился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего (т. е. прихожан). В последнем прошении сугубой ектении говорится о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих в нем людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Под плодоносящими и добродеющими (делающими добро) для храма разумеются верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и проч.), жертвуют на нужды храма и прихода деньгами и вещами (на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем — причта, певчих, служителей, в пользу бедных прихожан и на другие общеприходские религиозно-нравственные нужды).

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

апостолов)». (Св. Киприана послание 63-е к Цецилиану. «Изъясн. Литургии» Дмитрев.). Хлеб и вино для Таинства Тела и Крови Своей Господь употребил потому, что Он, как говорит св. Иоанн Дамаскин , «Знает человеческую немощь, которая многого с неудовольствием отвращается, что не утверждено обыкновенным употреблением. Итак, Бог , по обычному Своему снисхождению, чрез обыкновенное по естеству совершает вышеестественное. Поскольку люди обыкновенно в пищу употребляют хлеб, а в питие воду и вино, (то) Бог с сими веществами соединил Свое Божество, сделав их Своим Телом и Кровью, чтобы чрез обыкновенное и естественное мы участвовали в сверхъестественном». («Точн. излож веры» кн. 4, гл. 13). Поэтому и святая Церковь , всегда верная заповеди Божественного Основателя Таинства, от самых времен апостольских употребляет для Таинства Тела и Крови Христовой хлеб и вино. II. Правилами Церкви требуется, чтобы хлеб для совершения Литургии был изготовляем из лучшей пшеничной муки, был квасный, то есть вскисший, потому что на таком хлебе Господь совершил тайную вечерю; был замешан на воде, а не на молоке или чем другом, был хорошо испечен, не пересолен, свежий, а не черствый, заплесневевший, не был помазан также молоком или яйцами (Учит изв. при служебнике). Правилами Церкви требуется также, чтобы вино для совершения Литургии было непременно виноградное красное как потому, что на таком вине Господь совершил Тайную вечерю с апостолами, так и потому, что оно лучше всего представляет для наших глаз вид Крови Христовой. Вино окисшее, превратившееся в уксус, не должно быть употребляемо для служения Литургии. Не должны быть также употребляемы вместо вина виноградного соки разных плодов: яблок, груш, малины и проч. (Учит. изв. при служебнике). Хлеб, назначенный для Таинства Тела Христова, называется просфорою. Просфора по-русски значит принесение, приносимый дар. Так назван этот хлеб потому, что древние христиане каждый раз для совершения Литургии приносили его с собою. Приносили также с собою и вино, елей, ладан и свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения, в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: «Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления...» Далее в двух прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молимтися (молимся Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже...» Следуют сугубые прошения: о патриархах, митрополитах, архиепископах, епископах, правящем Архиерее и всей «во Христе братии нашей» (о всех верующих христианах); о благоверных правителях; о священниках, о монахах, состоящих в священном сане, и о всех служителях Христовой Церкви; о блаженных и приснопамятных (всегда достойных памяти) святейших патриархах православных, и благочестивых царях, и благоверных царицах, и о создателях св. храма и о всех усопших православных отцах и братьях, здесь и повсюду погребенных. Нужно молиться за умерших по чувству христианской любви к ним, никогда не оскудевающей, тем более, что для умерших за гробом нет покаяния, а только воздаяние, – блаженная жизнь или вечные мучения. Христианская же молитва за них, добрые дела, совершаемые в память их, и особенно принесение бескровной Жертвы, могут умолить правосудие Божие и облегчить мучения грешников. – Еще сугубо молимся о милости (чтобы Господь умилосердился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего (т. е. прихожан). В последнем прошении сугубой ектении говорится о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (для храма), поющих, и предстоящих в нем людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Под плодоносящими и добродеющими (делающими добро) для храма разумеются верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и проч.), жертвуют на нужды храма и прихода деньгами и вещами (на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем – причта, певчих, служителей, в пользу бедных прихожан и на другие общеприходские религиозно-нравственные нужды).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Хс. изображается на просфоре потому, что просфора при служении Литургии изображает пречистое Тело Христово, страдавшее и распятое за нас на Кресте; а слова: Ни ка т. е., по-русски «Побеждай», на просфоре изображаются в память виденного св. равноапостольным царем Константином Креста с надписью: «Сим побеждай». Видел этот Крест с надписью св. Константин тогда, когда шел на войну против Максентия, и этим знамением Креста, изображенным на щитах и знаменах своего войска, он действительно победил врага. В настоящее время для нас эта сокращенная надпись на кресте Ис. Хс. Ни ка имеет такой смысл: «Именем Господа Иисуса Христа, распятого на Кресте, побеждай врагов спасения» (См. «Толк. на Литургию» прот. В. Нечаева, ныне Виссариона, еписк. Костромского, сн. «Костр. Еп. Вед.» 1888 г. 11). III. Братия мои! Древние христиане никогда не шли в храм с пустыми руками: хлеб и вино для Таинства они приносили каждый раз с собою; приносили также с собою елей, ладан и свечи и всегда были усердны во всех этих приношениях. Поучимся же у древних христиан усердию к приношениям во святую церковь , в чем бы эти приношения ни состояли: в свечах ли, ладане, или елее, или другом чем. Прекрасно делают те из вас, которые, идя в храм несут туда свою трудовую копейку, покупают и ставят пред св. образами свечи и жертвуют деньгами на нужды храма Божия. Прекрасно также поступают и те из вас, которые ежегодно привозят или приносят в церковь начатки от своих трудов: ржи, овса, пшеницы, ячменя, льна, шерсти и проч. Этими приношениями вы подлинно подражаете первенствующим христианам. Доколе не оскудеют эти приношения ваши, до тех пор всегда будет поддерживаться благолепие и храма Божия и Божественной службы, церковно-приходская благотворительность и Церковь Божия не будет нуждаться. Аминь. (Сост. по указ. источн.). Беседа 3, в которой дается понятие о проскомидии и о приготовлении хлеба и вина для Таинства на проскомидии I. Божественная литургия, за которой вы молитесь, братия мои, состоит из трех частей, о чем уже вы слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Однако по отдельности эти вещества широко использовались для домашнего благовония, как антисептическое средство, как антидепрессант, а для лечения болезней зубов и желудка кусочки ладан жуются на Востоке по сей день. С древности олибанум используется не только для каждения, но и добавляется в мази, бальзамы и другие медицинские препараты. Египтяне часто смешивали ладан с маслом коричника и втирали эту смесь, чтобы облегчить боли в конечностях, а также включали ладан в состав омолаживающих масок, а китайцы считали его эффективным средством от золотухи и лепры. Сейчас ладан также используется при производстве духов как фиксирующее вещество. Ладан упоминается в Библии как обычная принадлежность Древнего храма, как метафора для самой молитвы, как символ богопочитания и предмет широкой торговли. Интересно, что пророки Исаия, обличающий иудеев в идолопоклонстве, называет сожжение фимиама перед идолами оскорблением Бога. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14). Каждение столь приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21). Книга Бытие 37:25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. Первая книга Паралипоменон 9:29 [Другим] из них поручена была прочая утварь и все священные потребности: мука лучшая, и вино, и елей, и ладан, и благовония. Неемия 13:5 отделал для него большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов, певцов и привратников, и приношения для священников. Неемия 13:9 и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан. Исаия 60:6 Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.

http://texts.aquaviva.ru/osiluan/

Елеосвящение Елеосвящение представляет собой особое церковное Таинство, целью которого является исцеление человека от болезней телесных и душевных. В древности оно называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием. В просторечии Таинство называют соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В Таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое. Елей как религиозный символ. Формирование чинопоследования В древности елей использовался в качестве одного из основных медицинских средств: его употребляли, в частности, для заживления ран (см.: Ис. 1:6 ). Масличный елей употреблялся в светильниках (см.: Исх. 27:20 ). Наряду с пшеницей и вином елей был одним из основных пищевых продуктов (см.: Втор. 11:14 ): его изобилие воспринималось как благословение Божие (см.: Втор. 7:13 ; Иер. 31:12 ), а отсутствие – как наказание (см.: Мих. 6:15 ; Авв. 3:17 ). В качестве продукта питания елей входит внутрь человека, в кости его (см.: Пс. 108:18 ). Елей был также косметическим средством: его использовали для умащения тела, для благовонных растираний (см.: Ам. 6:6 ; Есф. 2:12 ; Пс. 91:11 ), елеем помазывали волосы (см.: Пс. 22:5 ). В ветхозаветной традиции елей является одним из главных религиозных символов. Елей – символ исцеления, спасения, воссоединения с Богом (см.: Иез. 16:9 ). Кроме того, это символ радости (см.: Пс. 44:8, 103:15 ), любви (см.: Песн. 1:2 ), дружбы (см.: Притч. 27:9 ), братского общения (см.: Пс. 132:2 ). Елей был символом Божиего избранничества и царской власти, поэтому он употреблялся для помазания царей и священников (об этом значении елея и о символике помазания мы говорили в связи с Таинством миропомазания). Через помазание елеем (миром) избраннику Божиему передавался Дух Божий (см.: 1Цар. 10:1–6, 16:13 ). В христианской традиции елей стал, прежде всего, символом духовного исцеления: в этом значении он упомянут, в частности, в притче о милосердном самарянине (см.: Лк. 10:34 ). В то же время елей – символ света: в этой роли он фигурирует в притче о десяти девах (см.: Мф. 25:1–13 ). Греческое слово  (милость) созвучно слову (елей, масло), поэтому елей воспринимался как символ милосердия, примирения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сортировать по Исключить новости Ладан и его целебные свойства 11 мая, 2019 И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Матф.2:11)   И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; (Исх.30:34-38) Что такое ладан? Как он появился? Почему его используют в Церкви? Правда ли, что аромат ладана отпугивает злых духов? Мы собрали интересные факты о ладане, сведения о его истории и применении, постарались ответить на все распространенные вопросы о нем и рассказать о том, как применять ладан дома. С использованием ладана связано много мифов и суеверий. Большинство из них не оправданы. Народная медицина полна рецептов с ладаном. Считается, что кусочек ладана может исцелить от целого ряда болезней. Насколько оправдано применение ладана в медицинских целях? Что такое ладан О ладане мы знаем еще с библейских времен. Дары, которые получил от волхвов Младенец Иисус — это золото, ладан и смирна. Что же такое ладан? Ладан — это ароматическая смола, полученная из специального рода деревьев — Босвеллия. Одно из них так и называют — л аданное дерево, и растут они на Аравийском полуострове, а также в Восточной Африке. Эфирное масло ладана получают путем перегонки смолы. Это масло имеет более яркий свежий и чистый запах, чем смола ладана. Поэтому люди, наделяющие ладан лечебными свойствами, чаще используют именно эфирное масло ладана. Для человеческого носа его запах приятнее. Химический состав ладана достаточно сложен. Он имеет ароматические вещества, благодаря которому у ладана такой насыщенный запах. Более половины состава (56%) — это смола из свободной босвеллиевой кислоты и связанным с ней олибанорезеном. Около 30% ладана — камедь. Остальной состав — различные эфирные масла (терпены, цимен, фелландрен и другие). Ученые утверждают, что в составе дыма от ладана присутствует ацетат инценсола, который способен оказывать психоактивное действие и привести человека в состояние эйфории. Но для этого концентрация ладана должна быть очень высокой, при обычном богослужении в храме этого никогда не происходит.

http://pravmir.ru/ladan/

Если бы мне сказали, что вот 5 грамм масла стоит 5 тысяч рублей, и можно туда-то пойти и приобрести, может быть, раз в жизни я бы сумел наскрести денег, собрать благотворителей и купить это масло, чтобы помазать плащаницу Господа Иисуса Христа. Но его нигде нет! А почему у них было? Не розовое масло – миро – это еще драгоценнее. Почему они ничего не разбавляли? Насколько в ужасающем, страшном мире мы живем, что не можем купить ничего не разбавленного? Продукты, которыми мы кормим детей и внуков, – они же, говорят, такие все страшные, что вообще ими кормить никого нельзя… Вот меня это удивляет. Ученики купили на рынке и хорошую плащаницу, то есть полотно, в которое тело Господа Иисуса Христа завернули. Можно было его купить, оно не было поддельное – настоящее, хорошей выделки, полотно. И миро тоже можно было купить. Видимо, такое было тогда время: если ты продашь поддельное миро, то покупатель придет к тебе в следующий раз, голову оторвет и тут же, на рынке, на землю и бросит. Люди боялись? Может быть. Но почему-то все-таки они могли так дело делать, а мы даже для храма не можем. Афонский ладан Настоящий ладан я только раз в жизни видел и слышал. Один митрополит, когда летел с Ближнего Востока, то он не имел права провозки такого ладана. А р осный ладан – это настоящие капли на специальном дереве, которое растет в Саудовской Аравии или где-то еще. И вот мне рассказывали, что этот митрополит взял металлический цилиндр, заложил туда свежесобранный ладан, тщательно закупорил, замотал чем-то – он сделал всевозможные упаковки, только чтобы его провезти. И когда он вошел в самолет, то аромат распространился на весь салон. И все слышали запах ладана, и, я думаю, люди на таможне тоже слышали, но подумали: «Ну ладно, разбойники, это же православные везут к себе молиться». Его нельзя никуда спрятать, этот настоящий ладан. А я еще помню афонский ладан красного цвета – старой выделки из настоящей розы, который старые монахи с трудом выделывали своими крючковатыми монашескими руками. Буквально один комочек ладана принесешь, он попадет на уголь и распространяется такой аромат на все пространство храма! На Афоне этот ладан иногда специально рассып али на подоконнике, так ни один комар не залетал в келью – ладан так действовал!

http://pravmir.ru/perezhivaya-pervyie-tr...

Ароматы средиземноморских, аравийских и египетских цветов, специй и трав, их изысканный, естественный и сильный аромат с древности наводил людей на мысль принести Богу в дар и благоухание этих растений, добавляя его к смоле. Как мы уже говорили, это требует известного мастерства, в котором по общему признанию, больше всех преуспели монахи-отшельники труднодоступных скитов и келий Святой Горы Афон, на протяжении столетий отточившие искусство изготовления ароматных, пахнущих лесом и садами, сортов ладана, совмещая ручной труд с молитвой. Ароматизированный греческий ладан на основе ливанской смолы называется по-гречески «мосхофимиам», от слов «мосхос» — луг, и «фимиам» — ладан. Опыт старцев оказался настолько удачным, что в подавляющем большинстве случаев изготовители ладана идут по афонскому пути и таким образом готовят ладан не только во многих монастырях Греции, но и по всему миру. К сожалению, сегодня и в Греции и в России часто встречаются подделки под афонский ладан, чьи разноцветные комочки в ярких упаковках, изготовлением которого заняты заводики с курящими отнюдь не ладан, сквернословящими и неверующими сотрудниками, имеют довольно мало общего с подлинником. Итак, как же готовят ладан? Процесс изготовления мосхофимиама довольно прост технически. Олибанум измельчается в мелкий порошок, в него добавляется немного воды и благовонного масла. Полученное «тесто» тщательно перемешивается, раскатывается на «колбаски», которые потом нарезаются на одинаковые кусочки. Эти кусочки обсыпаются белым порошком типа магнезии, чтобы они не прилипали друг к другу, и сушатся. Всё, ладан можно использовать. Но у этого вида ладана при очевидных преимуществах есть два недостатка. Первый — для изготовления надо использовать только высококачественное масло, а не парфюмерную «химическую» композицию, которая при сгорании может выделять опасные для человека соединения. Однако такое масло стоит очень дорого, а ладана надо много. И если раньше афониты делали сложные, держащиеся в строгом секрете, смеси из дорогих ароматических натуральных масел и специй, куда входило до 50-ти компонентов (!), то сегодня недобросовестные изготовители используют за редчайшими исключениями более дешевые парфюмерные заменители естественных ароматов из Франции и Швейцарии. Чем чревато для здоровья человека вдыхание дыма этих химических соединений — Одному Богу известно! Поэтому опыт в этом вопросе достигается путем многих проб и ошибок.

http://texts.aquaviva.ru/osiluan/

Так, по нашему мнению, указанием на существование некогда такой практики служит характерное сообщение старопечатных потребников: «Освященное и оставшее от помазания в великий четверток или в субботу великую соблюдать на освящение просвещаемым во святом крещении» 222 . С другой стороны, у отделившихся от православной церкви яковитов елей оглашенных был в то же время и елеем больных 223 . Оба отмеченные нами указания ставят в связь тот и другой елей и дают понять, что здесь различие было не в способе освящения елея, а в способе употребления его, в зависимости от которого елей и получал свое название. Но одновременное освящение елея больных и елея оглашенных предполагает, что елей оглашенных освящался при этом условии отдельно от чина крещения. И мы имеем некоторые данные утверждать существование этого явления в древнехристианской церкви. Так, в «Апостольских Постановлениях» об освящении елея оглашенных, равно и мира, говорится в выражениях, благоприятных для высказанного нами положения: «Приходит (крещаемый) к помазанию елеем. А благословляется елей архиереем (крещение же совершает иерей) в оставление грехов» 224 . Здесь действие крещения предоставляется иерею, а благословение елея архиерею, причем елей при совершения крещения предполагается уже освященным и, можно думать, заранее. Трудно допустить, чтобы в каждом отдельном случае так совершалось крещение в целом, т.е. елей освящал бы архиерей, а крещение вслед за этим совершал бы священник. У отделившихся от православной церкви коптов 225 и яковитов 226 и в позднейшее время существовали чины освящения елея оглашенных вне связи с совершением крещения. Такая практика тех и других, вполне возможно, служит отголоском явления, существовавшего некогда и в православной древнехристианской церкви. К совершению освящения елея оглашенных отдельно от крещения иногда могли побуждать и практические соображения. В древнехристианской церкви обычно строго соблюдались сроки крещения оглашенных и воссоединения с церковью кающихся, падавшие на великий четверток и великую субботу. В силу этого, естественно, в указанные дни скапливалось большое число тех и других, следовательно, была большая нужда в заранее освященном елее и мире. Вполне возможно, что в этих случаях елей оглашенных, миро, а также и елей больных освящались одновременно и в большом количестве. А елей оглашенных и елей больных могли освящаться и совместно, где было можно, епископом. Отголоском такой практики и могло служить указанное выше замечание старопечатных потребников. 227 О помазании елеем и других литургических действиях елеосвящения в послеапостольское время

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010