Кроме светолепных тел, лежащих нетленно со всеми суставами в пещерах, и, кроме отдельных суставов, находятся мироточивые главы, о которых нам неизвестно, каких они людей, но что они принадлежат святым угодникам Божиим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верою приходит и помазывается тем миром. Если тот камень ( Исх.17:6 ), который некогда при прикосновении жезла Моисея, источил сверхъестественным образом простую воду, показал тем, что Моисей свят; и если та ослиная челюсть ( Суд.15:19 ), которой коснулась рука Самсона, тоже, источив простую воду, знаменовала тем благодать, бывшую в Самсоне то сколь полнее эти главы, вопреки естества источающие не простое миро, но исцеляющее показывают святость и благодать, действующую в тех угодниках Божиих, которых не жезл, не рука, но все тело и сама душа не случайно прикасалась к этим главам, но по естеству была соединена с ними и опять соединится. И мы без сомнения говорим, что эти чудотворные главы принадлежат святым и сами святы, как и честные мощи древнейших угодников Божиих Николая Мирликийского, Димитрия Мироточивого и прочих тех, что источают такое же миро, показывают, что принадлежат святым и сами святы. Елей или миро, таинственным образом, есть знак любви, милосердия и мира; ибо все это Сам Бог издревле знаменовал нам через сучец маслины, принесенной голубицей ( Быт.8:11 ); потому и Спаситель означил елеем пост, говоря: «ты же, постясь, помажь голову твою» ( Мф.6:17 ). И Он, указывая на высшую мудрость, сказал: «Мудрые девы взяли елей», как говорит и св. апостол Иоанн: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» ( 1Ин.2:20 ). И Сам Бог указывает, что всеми такими добродетелями просияли эти угодники Его, на главах которых являет нам этот святой елей. Поэтому снова скажем: «как елей помазывает на царство, дает свет светильникам, исцеляет больных» таким образом Сам Бог являет нам, что эти угодники Его, на главах которых мы видим елей, получили Царство небесное, вошли в места светлые, почили там, где нет болезни. И там, как истинные отрасли масличные, точащие елей, привиты к доброй маслине ( Рим.11:24 ), Христу Спасителю, имя Которого «разлитый елей или миро» ( Песн.1:2 ). И как говорит псалмопевец Самому Христу «возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал тебя, Боже, Бог Твой елеем радости» так же и мы, собирая вместе все добродетели этих угодников Божиих, на главах коих видим елей, должны сказать каждому из них: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал тебя, угодник Божий, Бог Твой елеем радости» радости, потому что этот елей избавляет вас от болезни, радости, ибо исполняет вас на земле благодатью, на небе же славою вечною».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По окончании потопа ветвь маслины, принесенная Ною голубем, открыла то, что вода уже спала и где-то произрастает зелень. Когда-то на Святой земле, вместе с хлебом и вином, елей был основной пищей. И сегодня в наших храмах на литии всенощного бдения освящаются хлеб, пшеница, вино, елей, и мы просим Господа благословить их во всем Своем мире, а через них освятить и нас. Этим елеем помазывают верующих на утрене во время полиелея. В древнем обряде окропления елеем приносимой Богу пшеничной муки Ориген усматривал символический смысл: «Всякая душа нуждается в елее Божественного милосердия, и никто не может оставить эту жизнь (мирскую и греховную), если не будет присущ ему елей небесного помилования». Елеем была освящена скиния (походный храм, сооруженный иудеями на пути в Землю обетованную), а также ее утварь и жертвенник: «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это» (Лев 8: 10). Сейчас елеем помазуются стены жилища при его освящении. Из житийной литературы мы знаем, что иногда святые исцеляли обращающихся к ним за помощью помазанием елеем, и сегодня елей в лампадах перед иконами или моща-ми святых часто приносит человеку благодатную помощь. В эпоху Ветхого Завета елеем помазывали при поставлении на служение царя, первосвященника, а иногда и пророка. Так, о Давиде, из рода которого должен был прийти Христос, сказано: «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня» (1 Цар 16: 13). Само имя Христос означает «Помазанник» и говорит о том что человеческая природа Спасителя всецело освящена — помазана Его Божеством. О Христе — Пома- заннике говорится в псалме Давида: «Помаза Тя, Боже, Бог Твой паче причастник твоих» (Пс 44: 8). Причастники Христа — это все мы, родившиеся для жизни со Христом в таинстве Крещения и получившие в Миропомазании печать дара Духа Святого. Благодаря символике милости, врачевания и света Церковь взяла елей для того, чтобы сопровождать им свою молитву в Соборовании. Об этом еще в V веке антиохийский пресвитер Виктор рассуждал так: «Елей и болезни исцеляет, и бывает причиной света и веселия. Поэтому елей, употребляемый для помазания, знаменует и милость от Бога, и исцеление болезни, и просвещение сердца. Ибо все совершает молитва, как всякому известно, а елей служит только символом».

http://foma.ru/eley-i-molitvyi-soborovan...

Традиционный афонский ладан хорошего качества с использованием Швейцарских благовоний делается также в скитах «Святая Анна» и «Неа скити». Но на продажу (как в магазинах на Афоне, так и в Салониках, и в Москве), идут уже довольно выдохшиеся сорта. Приходилось по случаю приобретать анонимные коробки с прекрасным ладаном, сделанным неизвестными отшельниками, в Карее, монастырях Дохиар, Хиландар, Зограф и др. Но год на год не приходится, и попытки приобрести его снова в том же месте, как правило, не удаются. И в Западной Европе, и в Америке многие монастыри и храмы изготавливают свой вид ладана, имеющий те или иные недостатки и преимущества. Помимо греческих монастырей, делается хороший ладан в православных монастырях Македонии (Острог) и Франции (Леснинский), в парижской русской семинарии. Очень интересный и очень удачный ладан афонского типа более 30 разновидностей со свежим запахом фруктов и цветов изготавливают в католическом монастыре восточного обряда Шеветонь в Бельгии. Много ладана высокого качества производится в Соединенных Штатах Америки. В православном англо-греческом монастыре Преображения Господня (Бруклин, Массачусетс), например, изготавливают более 30-ти уникальных сортов ладана. Братия утверждает, что при этом используются только натуральные компоненты. Единственный недостаток ладана этого монастыря помимо цены — кисловато-горький запах гари, появляющийся в конце горения на раскаленном угле. Правда, его можно избежать, кладя ладан не на уголь, а рядом с ним, как и рекомендуют на сайте монастыря. В таком случае значительно снижается и количество дыма, что немаловажно для небольших храмов или церквей с дорогими фресками. Хороший ладан делают и в джорданвилльском ските Креста Господня Русской Зарубежной Церкви («Холи Кросс Эрмитэдж»). Этот ладан не боится жара угля и прогорает до конца без особого зловония. Отличительная особенность ладана этих двух монастырей — их сугубая церковность, потому что наиболее эффектно их аромат проявляется в помещении храма, равномерно распространяясь в воздухе, а не в келье, при возжжении на лампадном «паучке». Также привлекает и целомудренная осторожность изготовителей при подборе ароматов. Они достаточно сильные, но не назойливые. Их приятный аромат не вызывает светских ассоциаций и не мешает церковной молитве.

http://texts.aquaviva.ru/osiluan/

Неизвестный изготовитель предлагает в церковном магазине на Пятницкой в Москве аккуратные кусочки ладана сортов «Хиландар», «Лесной», «Горный» с приятным, слегка кондитерским запахом и длительной гарью, впрочем, не зловонной. Очень хороший ладан афонского типа делает в мордовском Санаксарском монастыре келейник известного почившего старца схиигумена Иеронима иеродиакон Амвросий, и братия Рязанского скита Данилова монастыря г. Москвы. Один знакомый иеродиакон рассказывал мне об удивительно красивом на вид и благоуханном сиреневом ладане, который варят до сего времени рижские старообрядцы из хвойной смолы и трав. Но в продаже он не появляется — староверы ведут довольно замкнутый образ жизни. Мне самому доводилось в середине 80х годов приобрести замечательный ярко-желтый ладан с приятным травянисто-розовым ароматом в киевском Покровском женском монастыре, но неизвестно, готовится ли он там до сих пор. Прекрасный ладан, темно-коричневый с нежным благоуханием и легким, шелковистым дымом, варила тайная монахиня, алтарница одного из подмосковных храмов. Но уже много лет назад она почила в Бозе, и рецепт был безвозвратно утерян. Теперь, думаю, понятно, что самому священнику заниматься этим процессом на обычном русском приходе, где батюшка еле успевает справляться с прямыми своими обязанностями, не говоря уже о семейных, крайне затруднительно. Да и не каждый священник обладает для этого достаточным умением. Вот и получается, что желание найти хороший ладан для своего храма «гонит» нас из леса и сада в церковный магазин. Церковные магазины — явление довольно позднее. В православном средиземноморье необходимости в церковных лавках и магазинах практически не было. Издревле сами прихожане доставляли в храм всё необходимое для ежедневного совершения богослужений кроме книг, церковной утвари и облачений, за которыми и приходилось ехать в областные центры, в столицы. Миряне сами приносили в жертву в храм собственные просфоры, вино, свечи, елей и ладан, а священнослужители отбирали для богослужения самое лучшее из принесенного. Просфоры люди пекли сами или приобретали их в булочных, как и сейчас еще делается в некоторых областях Греции и Балкан. Вино давили на собственных виноградниках, масло добывали из плодов оливкового дерева. Свечи катали из собственного воска. Ладан — смолу специальных деревьев — собирали тоже сами.

http://azbyka.ru/o-ladane

Хлебы здесь изображают те таинственные пять хлебов, которые Христос умножил и которыми насытил пять тысяч народа. В настоящей молитве священник просит Бога, дабы Он благословил хлебы сии, пшеницу, вино и елей, как предметы, необходимые для поддержания нашей жизни. Так как в начале службы церковной, в предначинательном псалме, мы благодарили Бога за то, что Он извел хлеб из земли, вино, которое веселит сердце человека, и елей, который лице его умастит, то, чтобы такому началу соответствовал и конец, мы, воздавая благодарение Богу за таковые дары, предлагаем те же самые предметы на благословение и просим умножить их. Такое благословение хлебов бывает только на всенощных бдениях. Симеон Солунский (в главе 342) говорит: «это благословение хлебов совершается, если есть бдение; если же его нет, то после приклонения глав не бывает ни литии, ни благословения хлебов. Благословения же хлебов не бывает потому, что оно установлено ради труда бдения, дабы братия за труд получили и благословение Христово и некоторое подкрепление, и чтобы, особливо освященные, с этих пор начинали молиться о причащении страшных Таин». §35. Помазание елеем на утрени Елей же сей, егоже благословил еси, люди назнаменай. В службе на 15-й день августа напечатано: и дается елей от кандила Пресвятыя Богородицы, что исполняется и в другие великие праздники пред первым часом, как показано в Уставе на 26 день сентября. И так священник помазует христиан в церкви двояким елеем: от кандила, т.е. от святых икон, и елеем, освященным здесь вместе с хлебами. Издревле у христиан ведется обычай (Постановл. ап. кн. 8, гл. 29) – этот елей и другие предметы, годные к употреблению, каковы упоминаемые Климентом благословенная вода и елей, освящать предписанными молитвами, благословлять знамением креста и употреблять во имя Святой Троицы. Не требуется, чтобы все тело человеческое было омыто такою водою, или помазано этим елеем: но довольно одного только прикосновения или приложения их к телу, только с знамением креста и с произнесением слов: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. А в особенности елей, так как означает милость и употребляется как символ ее: то и приемлется нами, дабы молитвами того святого, которому посвящен сей елей, приобрести и нам милость от Бога. Почему освященные здесь хлебы, вино и елей преподаются верным, не только для укрепления их на следующее молитвословие, как выше сказано, но и для получения душевных и телесных даров, которые и перечисляются в Служебнике на сем месте. §36. «Премудрость пред отпустом»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

И мы без сомнения говорим, что эти чудотворные главы принадлежат святым и сами святы, как и честные мощи древнейших угодников Божиих - Николая Мирликийского, Димитрия Мироточивого и прочих - тех, что источают такое же миро, показывая, что принадлежат святым и сами святы. Елей или миро таинственным образом есть знак любви, милосердия и мира; ибо все это Сам Бог издревле знаменовал нам - через сучек маслины, принесенный голубицей (Быт. 8:11); потому и Спаситель означил елеем пост, говоря: " Ты же, постясь, помажь голову твою " (Мф. 6:17). И Он, указывая на высшую мудрость, сказал: " Мудрые девы взяли елей " , как говорит и святой Апостол Иоанн: " Вы имеете помазание от Святого и знаете все " (1 Ин. 2:20). И Сам Бог указывает, что всеми такими добродетелями просияли эти угодники Его, на главах которых являет нам этот святой елей. Поэтому снова скажем: Как елей помазывает на царство, дает свет светильникам, исцеляет больных, таким образом сам Бог являет нам, что эти угодники Его, на главах которых мы видим елей, получили Царство Небесное, вошли в места светлые, почили там, где нет болезни. И там, как истинные отрасли масличные, точащие елей, привиты к доброй маслине (Рим. 11:24), Христу Спасителю, имя Которого " разлитый елей или миро " (Песн. 1:2). И как говорит псалмопевец самому Христу: " Возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал тебя, Боже, Бог Твой елеем радости " , - так же и мы, собирая вместе все добродетели этих угодников Божиих, на главах коих видим елей, должны сказать каждому из них: " Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал тебя, угодник Божий, Бог твой елеем радости. Радости, потому что этот елей избавляет вас от болезни; радости, ибо исполняет вас на земле благодатью, на небе же славой вечной " . Но, рассказав об этих честных главах, должно нам положить венец настоящего дела, то есть окончить эту книгу житий святых преподобных отцов наших, подвизавшихся в Печерской обители Пречистой Богоматери, Которой достойно предложить венец из звезд.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

И дунув на ню. Прежде священник творил дуновение на лице оглашенного, изгоняя из него нечистого духа и уготовляя место Духу Святому, как показано выше (гл. 5, §7); теперь он творит троекратное дуновение и на воду. Этим действием он низводит обильнейшую благодать на воду, подражая Христу и воспоминая, что Дух Божий носился над водою еще при сотворении, свидетельствуя о крещении в начале бытия мира. §8. Елей освящается дуновением, знамением креста и молитвою И вдунет трижды в сосуд елея. Святое миро приемлется освященным от епископа, а вода и елей освящаются иереем особливо при крещении. Образ освящения воды показан выше (§5). Теперь иерей освящает елей сперва дуновением и знамением креста, а потом и следующею молитвою: Владыко Господи, Боже отец наших и проч. Здесь преимущественно потребны дуновение и знамение креста, равно как и самая сия молитва . Симеон Солунский (в гл. 62) говорит: «а елей освящается следующим образом: он приносится в каком-либо чистом сосуде к архиерею или иерею, который дует на него и знаменует трижды рукою крестообразно: дуновением выражая благодать Духа, которую архиерей приял от Христа чрез Божественное дуновение Его на апостолов; крестом изображая Самого Распятого за нас, чрез крест совершившего спасение наше. Посему крест имеет силу священно совершительную, и без креста не совершается ничего Божественного. Затем, преклонив главу, иерей молится о том, дабы елей освящен был Духом Святым». §9. Елеем производятся в воде три креста Иерей творит кресты три елеем в воде, то есть присоединяет или приобщает священный елей к той же освященной воде, – в знамение, во-первых, того елея, которым Христос в Евангелии, в лице самарянина, уврачевал человека, впадшаго в разбойники ( Лк.10:34 ); потом в знамение и того елея или маслины, с которой сучец принес голубь в ковчег Ноев. Симеон Солунский (в гл. 62) пишет: «а так как нужно здесь быть и образу Божественной милости, то и употребляется св. елей. Ибо вода знаменует омовение и очищение, и уже освящена. А елей показывает Божественную милость и благоутробие благости Божией; он-то именно подается тем, которые изранены общим врагом и поражены им, как говорит Христос в Евангелии. Это и при Ное показано было: ибо голубь принес в устах сучок маслины находившимся на воде в ковчеге. Вода (потопа) прообразовала крещение, а голубь – Духа Святого; сучок же маслины, принесенный им в устах, был знамением милости и безмерной благости Божией. По сей причине и здесь в крещении употребляется святой елей». §10. Аллилуиа во время совершения иереем трех крестов в воде при крещении

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Позже, в воскресенье, по истечении субботнего дня, Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова и другие женщины пришли ко гробу Спасителя (Жены-мироносицы подходят ко гробу. Икона), чтобы по иудейскому обычаю умастить тело усопшего и помазать его. Хотя они пребывали в страхе, как гонимые последователи Иисуса Христа, это не остановило их, когда потребовалось проявить любовь и преданность Господу. Именно благодаря этой любви они стали первыми, кто увидел Воскресшего Господа. Благовония и ладан в храме Запахи и благовония могут быть явными “знаками” для нас. Закройте глаза и вообразите себе, что вы слепые и пытаетесь понять, где же вы находитесь. Если вы ощущаете запах пекущегося хлеба, то по всей видимости вы в пекарне или на кухне. Запах мела свидетельствует о том, что вы в школьном классе. Сильный запах различных цветов говорит, что вы в саду или в цветочном магазине. А благоухание ладана? Несомненно вы в храме. Ладан, как и большинство других благовоний, изготовляется из смолы деревьев, растущих в восточной части мира – в Индии, Эфиопии, Аравии. Мы не знаем в точности, как и когда ладан стал использоваться при богослужении, но нетрудно вообразить себе человека, бросающего ветку диковинного дерева в костер, пораженного и восхищенного удивительным благоуханным дымом. Древние люди чувствовали, что такое дивное благоухание – божественный дар, и употребил и его, чтобы возносить благодарность и хвалу Зиждителю мира. Из Ветхого Завета мы знаем, что еврейский народ издавна использовал ладан. Когда Моисей вел людей через пустыню на свободу из рабства, Бог сказал ему, как устроить Скинию Завета, и указал также, что должен быть сделан жертвенник для курений фимиама или ладана. Позже, когда Соломон построил свой прекрасный храм, благоуханный ладан употреблялся и здесь. Люди не сомневались, что его благоухание, подобно их молитвам, восходит к Богу. В итальянском городе Равенна есть много чудесных византийских мозаик. На одной из них, шестого столетия, изображен византийский император Юстиниан со своими придворными, а также епископами и священниками. Справа на этой мозаике находится диакон, держащий кадило. Со времен императорского Рима и Византийской империи вплоть до наших дней христиане употребляют ладан при богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Исторически известно, что о первые века Христианства некоторые части Богослужения сопровождались каждением в напоминание о внутреннем духовном состоянии верующих. 833 Каждение есть благоуханная жертва Богу, сопровождаемая молитвами, особенно на Литургии, и служит выражением благочестивого упования на благодатное принятие Богом самых молитв, как духовного благоухания. 834 Это знаменование, воскуряемое чрез фимиам, основывается на Апокалипсисе 835 и выражается в той молитве, которая читается при благословении кадила. Каждение есть символ благодати, отгоняющей демонов, 836 и славы Божией, 837 и есть подражание церкви Небесной. 838 Каждение вошло в христианское Богослужение из древнего Еврейского Богослужения и известно было в домашней жизни восточных народов. Так, напр., Моисей законом постановил, чтобы при скинии был воскуряем фимиам от утра до вечера, для чего устроен был алтарь кадильный. 839 В домашней жизни восточных народов видим обычай, что в числе лучших приношений и приятнейших даров гостю издавна считались благовония. Поэтому и христианская церковь , руководствуясь дохристианскою практикою, не могла не употреблять этого символического действия, вполне соответствующего христианским мыслям. Свидетельства об употреблении каждения при христианском Богослужения восходят к самой глубокой древности. О ладане, напр., говорят – Литургия Апостола Иакова, сочинение Дионисия Ареопагита , 840 Апостольские постановления 841 и св. Ипполит, отец 3-го века. 842 В 4-м веке о каждении упоминает 843 Ефрем Сирин в завещании о погребении своем: «воскурите фимиам в святилище, меня же погребите с молитвами, принесите благовоние Богу, а мне дайте псалмы». Кирилл Александрийский говорит, что ладан употребляли, кроме Литургии, и при других службах, напр., в крестных ходах. 844 После осуждения Нестория народ Ефесский при свете факелов сопровождал отцов собора до их жилищ, а женщины курили ладан при их шествии. Для каждения употреблялся и употребляется фимиам, что значит сожжение благовонных веществ. Слово «ладан» греческое и происходит от λβανος, что значит собственно дерево, источающее смолу, а потом – и самую смолу. Прежде всего употребляли эту смолу при своем Богослужении Евреи, живущие вблизи Аравии, отечестве ладана. Закон Моисеев описывает самое приготовление его. 845 Так точно и христианская церковь удержала для воскурения ладан, и тем более, что в числе даров, которые принесли восточные мудрецы 846 родившемуся Спасителю, был и ливан, т. е., ладан, как благовонная жертва самому Господу. В настоящее время для воскурения кладется в кадило смола, но не из деревьев обыкновенных, а из растущих в дальних странах. Росный ладан значит благовонная смола, собираемая с деревьев, растущих на Ливане.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Желая улучшить аромат смолы, русские люди с древности стали примешивать к ней благовонные травы и другие ароматы, например анис (ладан с анисовым ароматом нашли при раскопках Десятинной церкви в Киеве). А это уже требует сложного технологического процесса и известного искусства — если просто накидать лепестки розы в сосновую смолу, благоухания при каждении не получишь. До революции в России ладан варить умели, сказывался многовековой опыт. На некоторых приходах сохранились еще в коллекциях священников эти удивительные образцы дореволюционного искусства ладановарения. Красивые, крупные слитки от темно-коричневого и охристого до зеленоватого и сиреневого, они удивляют своим благоуханием, передающим свежую сладость русского леса, сада, мёда, разнотравья. При этом они совсем не похожи ни на духи, ни на иную светскую парфюмерию, а лишь напоминают о неземной сладости Рая… К сожалению, Русская Церковь, пройдя через лихолетье революционных потрясений и годы безбожной власти, утеряла многие уникальные технологии, и рецепты изготовления качественного ладана из натуральных русских компонентов также ушли в небытие. И даже если и сохранились где-то на Руси умельцы-ладановары, то о них почти ничего неизвестно и достать их ладан практически невозможно. До 70х годов в патриарших мастерских еще изготовляли вполне приличный русский ладан, но впоследствии и он сильно изменился в худшую сторону. Рецептура софринскими мастерами часто меняется, даже стали делать довольно неплохое подобие греческого ладана из малазийских благовоний и смол (сорта «Патриарший», «Архиерейский»), но ни старинного, ни афонского (см. ниже) качества пока им достигнуть не удается. Попытки сварить хороший ладан, однако, предпринимаются и по сей день умельцами в монастырях на Урале и в некоторых других местах. Неплохой ладан разных сортов (особенно можно отметить «Дубовый мох», «Восточный», «Золотой», «Никольский», «Розу») делается настоятелем московского храма св. вмч. Ирины. Но все компоненты, входящие в его продукцию, импортные, да и гарь ладана, его «послевкусие», довольно неприятна.

http://azbyka.ru/o-ladane

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010