«Главный секрет афонского ладана — молитва, — говорит директор Центра православных искусств «Русский Афон» Леонид Ежов. — В скиту Буразери сербского монастыря Хиландар (бывшем русском скиту Белозерка) ладан делает вся братия во время малого повечерия, в других обителях это послушание нескольких монахов. Но неизменно эту работу сопровождает молитва, наполняющая ладан особой монашеской благодатью. Особенно это видно по ладану скита святой Анны, самого близкого к вершине Святой горы. После прибытия на корабле до скитского причала смола и масла на мулах поднимаются по горным тропам на высоту Останкинской башни. Свежеприготовленный ладан выдерживается в течение двух недель, упаковывается и отправляется по обратному маршруту: мулы, корабль, автомашина. Всё это делает подлинный афонский ладан дорогим и редким. Ведь производится он вручную, и в день монахи могут произвести лишь несколько килограммов ладана. Не забывайте еще про трудности таможенного оформления изза особого статуса афонской территории». В России цивилизованному рынку ладана еще предстоит сложиться. Это подтверждают и беседы с представителями крупнейших предприятий, реализующих товар в Москве. Словно сговорившись, они упорно отказываются сравнить продукцию различных производителей или хотя бы выделить сильные стороны того или иного поставщика. Объясняют это нежеланием ссориться: одни — с друзьями-конкурентами, другие — с «авторами» ладана, к качеству которого есть претензии. «Можете представить себе, что было два десятка лет назад, когда в нашу страну хлынул поток " афонского " ладана весьма сомнительного качества, — комментирует Ежов. — Пользуясь тем, что отличить подлинную продукцию от подделок в то время могли очень немногие российские церковнослужители, за афонский выдавали любой зарубежный ладан, что дискредитировало марку Афона. Долго так продолжаться не могло, и Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь благословил нашу компанию на поставку в Россию ладана и другой греческой утвари. Около полутора десятков лет назад мы, серьезно исследовав потребности наших приходов и возможности афонских и греческих производителей, выработали общие стандарты для легального импорта из Греции в Россию.

http://e-vestnik.ru/history/kak_vybirat_...

Хотя в эпоху Второго храма фимиам состоял уже не из четырех, а из одиннадцати или тринадцати веществ, именно в таком составе (ливан, стакти, оних, халван) фимиам предназначался исключительно для богослужения: «Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им; (душа та) истребится из народа своего» (Исх. 30:37–38). Т. е. человек, который в эпоху Ветхого Завета решился бы использовать фимиам для ароматизации собственного дома, был бы подвержен смертной казни. Однако по отдельности эти вещества широко использовались для домашнего благовония, как антисептическое средство, как антидепрессант, а для лечения болезней зубов и желудка кусочки ладан жуются на Востоке по сей день. С древности олибанум используется не только для каждения, но и добавляется в мази, бальзамы и другие медицинские препараты. Египтяне часто смешивали ладан с маслом коричника и втирали эту смесь, чтобы облегчить боли в конечностях, а также включали ладан в состав омолаживающих масок, а китайцы считали его эффективным средством от золотухи и лепры. Сейчас ладан также используется при производстве духов как фиксирующее вещество. Ладан упоминается в Библии как обычная принадлежность Древнего храма, как метафора для самой молитвы, как символ богопочитания и предмет широкой торговли. Интересно, что пророки Исаия, обличающий иудеев в идолопоклонстве, называет сожжение фимиама перед идолами оскорблением Бога. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14). Каждение столь приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21). Св. Иоанн Богослов в Откровении видел в Небесном Храме золотые фиалы в руках старцев, восседавших перед Богом, содержащих фимиам – молитвы святых (Откр. 5:8); видел затем ангела, принявшего золотую кадильницу, которому дано много фимиама (Откр. 8:3). Так что благовонное каждение фимиамом имеет небесное происхождение, благословляется издревле Богом для служения Ему.

http://texts.aquaviva.ru/osiluan/

Но обычный для католических храмов ладан — это смеси смол и ароматов, названные именами святых и апостолов, представляющие собой мелкие разноцветные гранулы с неярким запахом. Однако при каждении доминирует запах основы — ливанской смолы. Есть у католиков и ароматизированный цветочными эссенциями ладан. Мелкие кусочки олибанума в таком случае покрываются слоем ароматного масла. Однако по своим ароматическим качествам этот ладан настолько уступает православным образцам, что в крупных католических магазинах наравне с западными часто предлагается широкий выбор восточного, православного ладана. Исключение составляет, пожалуй, так называемый «архиерейский» ладан (иначе называется «понтификальный», «оро нэро», т.е. в переводе с итальянского «золотой и черный», «дары волхвов»). В этом случае к позолоченным гранулам ливанской смолы добавляется черная смирна и мелкие кусочки пропитанного ароматом смирны дерева. При каждении храм наполняется древним и суровым, пряным ароматом… Дорогой и не очень, пахнущий цветами и древними библейскими специями, разноцветный, сделанный из разных ингредиентов и собранный с дерева ладан бывает самым разным. Даже простое перечисление всех известных разновидностей и сортов займёт довольно много места. Нелегко описать запах, достоинства и недостатки такого количества благовоний. Но очевидно, что в наше время желающий вполне может найти себе в этом разнообразии что-то по душе и принести этот аромат в жертву Богу, украсив богослужение и сохранив здоровье прихожан. Но будем помнить, что ладан — это символ духовных реальностей, который не может их заменить. Вкладывая благовонные кусочки в горящее кадило, будем помнить, что главная задача в жизни христианина — принести в жертву Богу благоухание нашей жизни и жар нашей молитвы и любви. Именно это и будет лучшим ароматом, веселящим и Бога, и наших ближних. http://osiluan.ru Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/o-ladane

Традиционный афонский ладан хорошего качества с использованием Швейцарских благовоний делается также в скитах «Святая Анна» и «Неа скити». Но на продажу (как в магазинах на Афоне, так и в Салониках, и в Москве), идут уже довольно выдохшиеся сорта. Приходилось по случаю приобретать анонимные коробки с прекрасным ладаном, сделанным неизвестными отшельниками, в Карее, монастырях Дохиар, Хиландар, Зограф и др. Но год на год не приходится, и попытки приобрести его снова в том же месте, как правило, не удаются. К сожалению, в русском Пантелеимоновом монастыре хороший ладан не продается. Там торгуют ладаном, напоминающим традиционный афонский, сделанным на заводиках в Салониках или… привезенным из России, позолоченным или покрашенным в разные яркие цвета, что с точки зрения греков — дикость и безвкусица. Если повезет — можно приобрести вполне приличные сорта у самостоятельно торгующих русских монахов-отшельников, но опять же это будет ладан с использованием французских и швейцарских парфюмерных композиций, добавляемых обычно в мыло, духи и стиральный порошок… Попытки создать при недорогих компонентах хороший ладан приводят к тому, что и в Западной Европе, и в Америке многие монастыри и храмы изготавливают свой вид ладана, имеющий те или иные недостатки и преимущества. В Западной Европе, помимо греческих монастырей, делается хороший ладан в православных монастырях Македонии (Острог) и Франции (Леснинский). Очень интересный ладан афонского типа со свежим запахом фруктов и цветов изготавливают в католическом монастыре восточного обряда Шеветонь, который находится в Бельгии. Из девяти предлагаемых монастырем сортов наиболее интересны «Семь тронов», со сложным, мистическим букетом, в котором заметна роза, «Святой Андрей» с грушевым призвуком, «Соловки» с ароматом полыни. Много ладана высокого качества производится в Соединенных Штатах Америки. В православном англо-греческом монастыре Преображения Господня (Бруклин, Массачусетс), например, изготавливают более 30-ти уникальных сортов ладана. Братия утверждает, что при этом используются только натуральные компоненты.

http://azbyka.ru/o-ladane

Боже великий и вышний, от всея твари поклоняемый. Владыко, Господи Боже наш, многий в милости. Господи Боже наш, седяй на херувимех. Владыко, Господи Боже наш, пославый семь архангелов в дом Захарии. Боже сильный и милостивый, вся строяй на спасение рода человеческого 311 . Шестая молитва в этой группе в более поздних рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8 и др. была проредактирована вновь. По рукописи Синайской библиотеки 960, 13 в. По рукописи Святогробской Константинопольской библиотеки 8, 15 в. Владыко, Господи Боже наш, ниспославый семь архангелов в дом Захарии... ...ниспосли сих архангелов на дом... ...молитвами и заступлением Пречистой Владычицы нашей Богородицы, святых архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила и всех святых Твоих. Владыко..., удостоивый придти в дом Захарии... ...ниспосли милость Твою на дом... ...молитвами и заступлением Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честных архангелов и всех небесных сил, честного славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых и чудотворцев – бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Мокия и Фалалея, Тихона и Иоанна и всех святых Твоих. Остальные молитвы на апостольских и евангельских чтениях в рукописях данной группы имеют лишь разночтения. Первая молитва – «Боже великий и дивный, храняй завет Твой» – в современном чине служит срединой молитвы после первого евангелия. Уклонение от современного чтения представляет лишь рукопись Синайской библиотеки 960 312 . Вторая молитва – «Буди елей сей» – в современном чине составляет конец молитвы после первого евангелия. По современному чтению По рукописи Синайской библиотеки По остальным рукописям ...елей радости, елей освящения, одежда царская... …страшны будут противным силам... Ибо Твое есть... Буди Господи елей этот, елей радости, Духа Святого, елей святости, елей возрождения, елей освящения, одежда царская... ...будут противоборствующими противной силе демонов... Благодатию и щедротами и человеколюбием...

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей или миро, и миро непростое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром. Если тот камень ( Исх. 17:6 ), который некогда при прикосновении жезла Моисея, источил сверхъестественным образом простую воду, показав тем, что Моисей свят; и если та ослиная челюсть ( Суд. 16:19 ), которой коснулась рука Самсона, тоже, источив простую воду, знаменовала тем благодать, бывшую в Самсоне, то сколь полнее эти главы, вопреки естества источающие непростое миро, но исцеляющее, показывают святость и благодать, действующую в тех угодниках Божиих, которых не жезл, не рука, но все тело и сама душа не случайно прикасалась к этим главам, но по естеству была соединена с ними и опять соединится. И мы без сомнения говорим, что эти чудотворные главы принадлежат святым и сами святы, как и честные мощи древнейших угодников Божиих – Николая Мирликийского, Димитрия Мироточивого и прочих – тех, что источают такое же миро, показывая, что принадлежат святым и сами святы. Елей или миро таинственным образом есть знак любви, милосердия и мира; ибо все это Сам Бог издревле знаменовал нам – через сучек маслины, принесенный голубицей ( Быт. 8:11 ); потому и Спаситель означил елеем пост, говоря: « Ты же, постясь, помажь голову твою» ( Мф. 6:17 ). И Он, указывая на высшую мудрость, сказал: « Мудрые девы взяли елей», как говорит и святой Апостол Иоанн: « Вы имеете помазание от Святого и знаете все» ( 1Ин. 2:20 ). И Сам Бог указывает, что всеми такими добродетелями просияли эти угодники Его, на главах которых являет нам этот святой елей. Поэтому снова скажем: Как елей помазывает на царство, дает свет светильникам, исцеляет больных, таким образом сам Бог являет нам, что эти угодники Его, на главах которых мы видим елей, получили Царство Небесное, вошли в места светлые, почили там, где нет болезни. И там, как истинные отрасли масличные, точащие елей, привиты к доброй маслине ( Рим. 11:24 ), Христу Спасителю, имя Которого «разлитый елей или миро» ( Песн. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Освяти елей сей. Елей во св. мире находится частию, а в елеосвящении он составляет главное вещество таинства. Посему для освящения его испрашивается сею молитвою благодать Господня. Хотя в своих таинствах церковь употребляет и простые вещества: воду, елей, миро; но когда они бывают освящены чрез священническую молитву, тогда получают благодатные силы и бывают многодейственны. Симеон Солунский (в гл. 291) говорит: «я узнал, сколько величайших и Божественных даров заключает в себе св. елей: в нем избавление от болезней, оставление грехов; он податель освящения, Божественного укрепления, и наконец приводит в Царство Небесное. И никто из благомыслящих да не говорит: – «это елей: что может сделать вещество из растения масличного?» – Хотя он и простой, но исполнен благодати чрез призывание на него имени Божия: ибо где призывание Бога, там все Божественное и все имеет силу Божию. Иереи суть лица божественные, получившие в рукоположении силу Божию; посему елей, нам благословенный иереями посредством призывания Бога, божествен и свят, и исполнен Божественной благодати Св. Духа. Подобно тому как и вода крещения – хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссозидающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу. Равным образом всякое простое миро только благоухает и услаждает чувство того, кто его держит или им умащается; а святое миро вдыхает Божественную жизнь, особенно оживотворяет и возобновляет в Духе, исполняет нас благоуханием даров Его, дарует печать и дыхание благодати, – не как миро простое, но как миро святое, имеющее благодать Св. Духа после совершения над ним освящения. Так и настоящий елей, освященный совершением над ним священнодействия, есть елей святой и исполнен Божественной силы». §7. Молитва: «Отче святый, Врачу» – имеет особенное содержание

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

В Восточной же Церкви, ни в литургических чинах, ни в письменных памятниках, ни в словесных преданиях, ни в исторических фактах, нет ни единого даже намека на то, чтобы право освящать елей, когда-либо до V века, или в V веке, или после V века, исключительно принадлежало епископам, и чтобы акт елеопомазания совершался пресвитерами отдельно от акта елеосвящения. Напротив, на Востоке право освящать елей, во все времена, неотъемлемо, кроме епископов, принадлежало и пресвитерам. Так, в «Постановлениях Апостольских», относящихся, по содержанию, к первым четырем векам христианства, говорится: «в отсутствие епископа, елей пусть благословляет пресвитер, в предстоянии диакона» 439 . Феодор Кантербурийский, VII в., свидетельствует, что «у греков дозволено. святить елей для больных (sacere infirmis chrisma) пресвитеру, если это необходимо, а у римлян это дозволено одному только епископу 440 . В каноне елея архиепископа Арсения IX в. совершителями всех обрядов Елеосвящения изображаются одни пресвитеры 441 . Блаж. Симеон Фессалоникийский, описывая чин совершения Елеопомазания, показывает, что его совершали пресвитеры в полном составе, освящали елей и непосредственно за сим помазывали больного 442 , а о совершении Елеосвящения епископами даже нигде в своих писаниях не упоминает. Петр Аркудий и Лев Алляций, в XVII в. свидетельствуют также, что в Восточной Церкви право освящать елей находится у пресвитеров 443 .  Таким образом, в Православной Церкви, вследствие сохранения за пресвитерами апостольского права освящать елей, акт елеопомазания всегда находился и ныне остается в неразрывной связи с актом елеосвящения. Совершает ли таинство епископ с пресвитерами, или одни пресвитеры без епископа, в обоих случаях, елей освящается всякий раз тогда, когда требуется совершение елеопомазания болящему, и наоборот. Посему, в «Последовании» нашей Церкви, елеосвящение и елеопомазание соединены безраздельно в один богослужебный чин. III) О помазании болящего освященным елеем  Помазание болящего св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Подробнее свт. Кирилл Иерусалимский так объясняет этот обряд: «Потом, совлекшись, вы были помазаны елеем заклинательным, от верха главы даже до ног, и сделались общниками доброй маслины, Иисуса Христа. Ибо отсекшись от дикой маслины, вы прицепились к доброй маслине, и приобщились туку доброй маслины. Итак, заклинательный елей означал участие во умащении Христовом, которое отражает всякий след сопротивной силы. Как дуновение Святых, подобно сильнейшему пламени, палит и гонит бесов, так и заклинательный сей елей, призыванием Бога и молитвою такую приемлет силу, что не только, попаляя следы грехов, очищает, но и все невидимые лукавого силы изгоняет» (Тайноводственное поучение второе. 3). Понятно, что для того, чтобы символизм священнодействия был реализован, необходимо использование исключительно оливкового масла. Но, к сожалению, часто используют вазелиновое, подсолнечное или другое масло, часто с добавлением ароматизатора. Часто масло не освящается, а используется елей с всенощного бдения или даже масло из лампады. В других случаях в однажды освященное масло подливается неосвященное. До революции было нормой, что «елей всегда должен быть чистый, свежий и не смешанный ни с какой-либо другой жидкостью. Нельзя употреблять для этого какое-либо масло, например, льняное, подсолнечное и даже лампадное и т.п. Всего лучше в этом случае приобретать масло прованское или оливу, которое и должно освящать молитвой, нарочито для того полагаемой в чинопоследовании Крещения. Употреблять в Крещении елей, освященный на всенощном бдении, а также елей, употребляемый в Таинстве Елеосвящения или при освящении домов, – не следует. Святитель Петр Могила в своем Требнике говорит: «елей к помазанию оглашенных не от епископа, но от иерея освящается; сего ради да тщится иерей всегда свежий имети елей ко освящению, да не един и той же дважды или множественне освятит; но елижды крат крестити будет, иной да освятит». 6. Погружательное Крещение. Одним из самых болезненных и грубых нарушений при совершении Таинства Крещения является совершение его через обливание, или даже окропление, без всякой видимой причины.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Взем персть лопатою. Землю предаем земле, дабы то, что взято от земли, паки обратилось в землю. Это долг человеколюбия, ибо что может быть человеколюбивее того, как предать человеческое тело в сродную ему стихию, то есть в землю?.. Некто, исполнивший сей долг своему брату, говорит: «одеявшись в священнические одежды, я совершил над ним обыкновенные молитвы и по обычаю опустил своими руками землю на дружеское тело, которое и само имеет быть землею». Симеон Солунский (в гл. 268): «до могилы идем с останками и поем трисвятое славословие Бога в Троице; полагаем останки в могиле и с молитвою предаем их земле, исполняя Божественное повеление: земля и в землю пойдеши; в то же время выражаем и надежду воскресения, знаменуя останки крестом или полагая на поверхность могилы некоторые знамения воскресения». §17. Возливается елей на усопших Наливает сверху мощей елей от кандила. На тело усопшего издревле принято в обыкновение возливать елей или от св. лампады, или тот, который остается от таинства елеосвящения. Св. Дионисий (стр. 136) говорит: «после целования священноначальник возливает елей на усопшего». И вслед за сим приводит причину: «вспомни здесь, что и при первом оном священном богоотрождении пред божественнейшим крещением, после снятия одежд, как первое причастие таинства, даруется крещаемому елей помазания; так точно и теперь, по окончании всего, возливается на усопшего елей. Тогда помазание елеем воззывало совершаемого к священным подвигам; а теперь возливается елей в ознаменование того, что усопший уже окончил и совершил священные подвиги, дабы таким образом, по повелению Духа Святого, почить от трудов своих». Симеон Солунский (в гл. 286) говорит: «впрочем елеем помазуются и мертвые, как говорит божественный Дионисий, по примеру того помазания елеем, которое совершаемо было пред св. крещением; – и причину сего помазания полагает в том, что скончавшийся доблестно во Христе окончил тот подвиг, ради которого он помазывался прежде, помазуется и теперь. И это помазание есть знамение Христово и печать отшедших во Христе, которые подвизались за Христа в освящение телес своих и благочестно жительствовали здесь, равно как и в знак чести для самых подвижников, поживших по образу Христа, знамением Которого и служит сей священный елей помазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010