Сняв же Евангелие с головы больного, дает ему поцеловать его. И начинает последование, положенное на случай, если доведется немедленно преподать Св. Причастие тяжелобольному. Если же нет, то: Слава: И ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови. И отпуст: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере; силою Честнаго и Животворящаго Креста; святаго славнаго и всехвальнаго апостола Иакова и перваго архиерея Иерусалимскаго, брата Божия, и всех святых, спасет и помилует нас, яко Благ и Человеколюбец. 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения Согласно определению составленного святителем Филаретом Московским Катехизиса, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». По словам святителя Симеона Солунского , «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия и исполнен божественной силы, и вместе с тем как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его». В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея, елей горел в лампадах Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и, наконец, как о лекарстве (см., напр., Ис.1:6 ). Помимо того, елей наделялся символическим значением – как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике. Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым... Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» ( Лк.10:30, 33–34 ). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученной от Самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Запах Когда Исаия попал в небесный храм, пришло в действие еще одно его чувство. Он ощутил какой–то запах, ибо «дом наполнился курениями». Я помню так живо, будто это было вчера, как я вошел в алтарь православной церкви Святых Отцов в Тарзане, Калифорния, и почувствовал в первый раз еще сохранившийся запах ладана, использовавшегося несколькими часами раньше во время отпевания. Я был оскорблен. «Я собираюсь принять православное вероисповедание, — сказал я себе (на самом деле я его уже принял) – но они никогда не усилят меня, использующим ладан». Два месяца спустя я снова оказался на богослужении в церкви Святых Отцов и, естественно, вновь ощутил аромат ладана. На этот раз он показался довольно приятным, поскольку вызвал воспоминания о других вещах, понравившихся мне во время предыдущего посещения. На следующий день я обратился мыслями к Писанию. Израиль использовал ладан в своем богослужении. Мы постоянно читаем о жертвеннике с ладаном или фимиамом, от которого восходил дым, символизирующий молитвы святых. Исаия в своем небесном видении Христа и Его ангелов наблюдал Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном… и дом наполнялся курениями». Ладан был одним из трех даров, принесенных младенцу Иисусу волхвами. Глава 8 книги «Откровение» говорит нам о фимиаме в вечных небесах. Почему же не использовать его теперь? Помню, тогда я осознал, что именно современные протестанты были исключением, а не правилом. Остальная часть христианского мира использовала ладан в богослужении в течении двух тысяч лет! Но потом пришла мысль: «А так ли уж все это важно? Стоит ли делать ладан предметом спора? Нужно ли на нем настаивать?» Несколько лет назад я собирался съездить в Миннеаполис, перевезти свою тещу Ольгу Гриндер на Западное побережье, чтобы она жила около нас в Санта–Барбаре. Ей было семьдесят десять лет и мы решили, с ее согласия, что ей не стоит жить еще одну зиму в Миннесоте, тем более одной. Я должен был поехать туда, помочь ей упаковать вещи, выставить дом на продажу и проводить ее на Запад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Когда Исаия попал в небесный храм, пришло в действие еще одно его чувство. Он ощутил какой-то запах, ибо «дом наполнился курениями». Я помню так живо, будто это было вчера, как я вошел в алтарь православной церкви Святых Отцов в Тарзане, Калифорния, и почувствовал в первый раз еще сохранившийся запах ладана, использовавшегося несколькими часами раньше во время отпевания. Я был оскорблен. «Я собираюсь принять православное вероисповедание, – сказал я себе (на самом деле я его уже принял) – но они никогда не усилят меня, использующим ладан». Два месяца спустя я снова оказался на богослужении в церкви Святых Отцов и, естественно, вновь ощутил аромат ладана. На этот раз он показался довольно приятным, поскольку вызвал воспоминания о других вещах, понравившихся мне во время предыдущего посещения. На следующий день я обратился мыслями к Писанию. Израиль использовал ладан в своем богослужении. Мы постоянно читаем о жертвеннике с ладаном или фимиамом, от которого восходил дым, символизирующий молитвы святых. Исаия в своем небесном видении Христа и Его ангелов наблюдал Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном… и дом наполнялся курениями». Ладан был одним из трех даров, принесенных младенцу Иисусу волхвами. Глава 8 книги «Откровение» говорит нам о фимиаме в вечных небесах. Почему же не использовать его теперь? Помню, тогда я осознал, что именно современные протестанты были исключением, а не правилом. Остальная часть христианского мира использовала ладан в богослужении в течении двух тысяч лет! Но потом пришла мысль: «А так ли уж все это важно? Стоит ли делать ладан предметом спора? Нужно ли на нем настаивать?» Несколько лет назад я собирался съездить в Миннеаполис, перевезти свою тещу Ольгу Гриндер на Западное побережье, чтобы она жила около нас в Санта-Барбаре. Ей было семьдесят лет и мы решили, с ее согласия, что ей не стоит жить еще одну зиму в Миннесоте, тем более одной. Я должен был поехать туда, помочь ей упаковать вещи, выставить дом на продажу и проводить ее на Запад.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран: С ней несут цари Востока Злато, смирну и ладан. А. Фет По преданию, волхвов звали Валтасар, Гаспар и Мельхиор. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Золото – драгоценный металл всех времен; ладан – дорогая ароматная смола, употребляемая в богослужении; смирна – благовонное масло, которым помазывали умерших. Дары имели прообразовательный смысл. Христу было преподнесено золото – как царю, ладан – как Богу, смирна – как Тому, Кто должен был умереть за грехи людей. Но поверите ли вы, узнав, что дары волхвов сохранились до наших дней! Золото – двадцать восемь пластин разной формы с неповторимым тонким орнаментом. Ладан и смирна – шарики величиной с маслину, числом около семидесяти. Эти сокровища хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла, в небольшом ковчеге. Как они оказались там? Дары волхвов бережно хранила Божия Матерь. Перед Своим отшествием из этого мира Она оставила дары в Иерусалиме. В 400 году по P. X. византийский император Аркадий перенес их в Константинополь. Когда Византия окончательно пала под ударами турок-мусульман в 1453 году, святыня была переправлена сербской царевной Марией на Афон в монастырь святого Павла. От даров исходит удивительное благоухание. Иногда они полагаются в храме перед паломниками, и тогда благоухание наполняет всю церковь . А афонские монахи заметили, что дары волхвов исцеляют одержимых нечистыми духами. Для чего воплотился Господь? Если бы люди рождались от Адама и Евы, не впавших в грех, то нам не надлежало бы умирать, мы были бы вечно здоровы и счастливы. Однако люди приходят в мир уже с наследственным первородным грехом, с повреждением души и тела. Рождаясь, мы уже обречены на смерть. Организм, пораженный болезнью, нуждается в лечении. Так и человечеству, для возвращения к прежней бессмертной райской жизни, необходимо обновление, исцеление от греха. Но может ли мертвый воскресить себя сам? Конечно же, нет. Только прикосновение жизни свыше способно воздвигнуть тлеющее естество человека. Для того-то Бог и воспринял наше естество, чтобы возродить его прикосновением Божественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Наследство волхвов Прообразовавшее собой благоухание Христова подвига каждение столь приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиль за непослушание (ср.: Чис. 16, 46–48; Прем. 18, 21). Сейчас символика этого богослужебного действия, конечно, иная, да и пользоваться ладаном можно уже не только в святая святых, но и всюду, где возносится людская молитва к Богу. «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа», — говорится в молитве, которой священник или архиерей благословляет кадило. Новозаветная же символика ладана начинается буквально с самого появления на свет Спасителя, когда пришедшие поклониться Младенцу волхвы принесли в дар ему золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну (как Человеку, Которому предуготовано принять страдание). По церковному преданию, второй дар преподнес святой царь Валтасар, и чудесным образом тот до настоящего времени сохранился. Но на фотографии из афонского монастыря святого Павла видны лишь золотые пластины и небольшие шарики. С золотом всё понятно, а вот другое — ладан ли это? И да, и... нет. Как гласит афонское предание, чтобы сберечь Божественный аромат на века, смолу ливанского кедра измельчили, смешали со смирной — ароматическим маслом — и скатали в шарики, которые сохранили свой запах до настоящего момента. Это и есть прообраз подлинного афонского ладана — того, что считается образцом в Православной Церкви всего мира до сих пор. От молитвы до контрабанды Именно по этому образцу ладан в привычном для нас смысле на Афоне делают уже несколько веков. По преданию, первый ладан в монастыре святого Павла изготовили в XVII веке. Со временем данный обычай распространился на всю Православную Церковь, и теперь любая разновидность классического ладана содержит два главных компонента: смолу и ароматическое масло. Общая производственная рецептура проста: измельченная смола в ступке смешивается с ароматизатором (примерно 150 г на килограмм смолы), размешивается до получения тестообразной массы, отстаивается, потом раскатывается и нарезается на «колбаски». Но, как и в любом древнем ремесле, в изготовлении ладана масса секретов, нюансов и тонкостей, которые отнюдь не исчерпываются точным соотношением компонентов и соблюдением технологических условий.

http://e-vestnik.ru/history/kak_vybirat_...

К тому же ароматизированный химическими маслами ладан быстрее теряет свой запах, выдыхается. Коробки с ним надо заворачивать в полиэтилен. Вторая проблема — по мере того, как благовония при сгорании испаряются, остается зловонная гарь, которая тем хуже, чем хуже смолы и масла используются при изготовлении мосхофимиама. Как разобраться в России в огромном выборе афонского ладана, если на самой Святой Горе не так легко найти достойные его виды? И от имени монастырей, и от отдельных отшельников предлагается широчайший выбор благовоний. Все утверждают высокое качество и натуральность своей продукции, на прилавках много всего позолоченного или покрашенного в разные яркие цвета, что с точки зрения греков — дикость и безвкусица. Но на практике всё гораздо сложнее. Уходят в прошлое сказания об удивительных сортах мосхофимиама, сделанного по старинным рецептам, приятный запах которых держался несколько дней в храме и келье после каждения. Практически случайно в 1997 году мне удалось приобрести в Карьес, столице Афона, в одной старинной лавке у старого греческого ворчливого монаха удивительный аккуратно сделанный вручную розоватый ладан с богатым запахом, где чувствовалась и сирень, и роза, и малина, и ваниль одновременно. Мне потом говорили, что такой сорт делается специально для Константинопольского Патриарха. Прогорая, этот мосхофимиам давал вполне благовонную (!) гарь. Но сейчас на этом месте ни той лавки, ни того фимиама, ни того старца уже нет. Очень хороший ладан делает братия бывшего русского, а ныне греческого скита Буезера (русские ласково зовут его Белозерка), который находится неподалеку от Карьес. Этот небольшой, но очень красивый скит славится своим гостеприимством, иконописцами и фантастической чистотой и благоустройством территории. Но, судя по всему, за пределами скита местный ладан не продается. Выбивающийся из традиций мосхофимиам, очень яркий, с четким призвуком кокосового масла во всех многочисленных сортах, изготавливается в афонском монастыре Ватопед. Но встречается очень много подделок.

http://texts.aquaviva.ru/osiluan/

У архиепископа Иннокентия (+1857) есть замечательное аллегорическое толкования даров, принесенных волхвами. Помните евангельские слова: «И войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Материю Его, и пав, поклонились Ему, и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф., 2, 10–11) ? «Три дара принесли Единому от Троицы, – говорится в комментарии, – как бы в честь Святой Троицы: золото – как дань Царю царей; ладан – как чистую, благоухающую жертву Богу и в то же время – вечному Архиерею Небесному, а смирну, как будущему Мертвецу, Который Своей смертью разрушит царство смерти» (Троицкие листки. Толкование Евангелия. М., 2002. С. 46). Иннокентий призывает всех нас следовать примеру волхвов: «Сии странники Востока представляли собою у яслей Христовых, можно сказать, всё человечество, посему и дары их изображают символически всё, что может быть приносимо Спасителю нашему от нас…Золотом в этом отношении означаются дары вещественные; ладан – дары духовные, невещественные; а смирна выражает дары, так сказать, духовновещественные… Кто приносит Господу золото? Приносят те, кто жертвует во славу Божию и на пользу ближних чем-либо от трудов своих и имущества… Кто приносит Господу ладан? Те, кто употребляет во славу Его и на пользу ближних свои способности, познания и искусства, представляющие собой нечто такое, чего нельзя купить никаким золотом… Смирна, как и ладан, издает благоухание, но… она весьма горька; потому и выражает собой наши бедствия и горести, слезы и страдания. Теперь понятно, кто приносит Господу смирну. Тот, кто терпит бедствия в жизни и страждет невинно; кто, страдая невинно, не позволяет себе ни уныния безотрадного, ни ропота малодушного, ни воплей бесполезных; кто, при перенесении бедствий, одушевляется не гордым презрением к людям, не отчаянным подавлением в себе всякого чувства человеческого, но живым упованием на Бога живого…» (Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Сочинения. Т 1. Беседа на день Рождества. СПб. – М., 1871. С. 139–143).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Исаия испытал прикосновение горящего угля Божественного прощения, личностно, т.е. душой и плотью, ощутив Его благость. И тот же исцеляющий наши грехи уголь подается с этого Божественного жертвенника по сей день. Так давайте подойдем смело, с верой и любовью, и приблизимся к Его престолу милосердия. Запах Когда Исаия попал в небесный храм, пришло в действие еще одно его чувство. Он ощутил какой-то запах, ибо " дом наполнился курениями " . Я помню так живо, будто это было вчера, как я вошел в алтарь православной церкви Святых Отцов в Тарзане, Калифорния, и почувствовал в первый раз еще сохранившийся запах ладана, использовавшегося несколькими часами раньше во время отпевания. Я был оскорблен. " Я собираюсь принять православное вероучение, - сказал я себе (на самом деле я его уже принял) - но они никогда не увидят меня, использующим ладан " . Два месяца спустя я снова оказался на богослужении в церкви Святых Отцов и, естественно, вновь ощутил аромат ладана. На этот раз он показался довольно приятным, поскольку вызвал воспоминания о других вещах, понравившихся мне во время предыдущего посещения. На следующий день я обратился мыслями к Писанию. Израиль ис-пользовал ладан в своем богослужении. Мы постоянно читаем о жертвеннике с ладаном или фимиамом, от которого восходил дым, символизирующий молитвы святых. Исаия в своем небесном ви-дении Христа и Его ангелов наблюдал Господа, " сидящего на престоле высоком и превознесенном... и дом наполнялся курениями " . Ладан был одним из трех даров, принесенных младенцу Иисусу волхвами. Глава 8 книги " Откровение " говорит нам о фимиаме в вечных небесах. Почему же не использовать его теперь? Помню, тогда я осознал, что именно современные протестанты были исключением, а не правилом. Остальная часть христианского мира использовала ладан в богослужении в течение двух тысяч лет! Но потом пришла мысль: " А так ли уж все это важно? Стоит ли делать ладан предметом спора? Нужно ли на нем настаивать? " Несколько лет назад я собирался съездить в Миннеаполис, перевезти свою тещу Ольгу Гриндер на Западное побережье, чтобы она жила около нас в Санта-Барбаре. Ей было семьдесят девять лет и мы решили, с ее согласия, что ей не стоит жить еще одну зиму в Минесоте, тем более одной. Я должен был поехать туда, помочь ей упаковать вещи, выставить дом на продажу и проводить ее на Запад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

И пав, поклонились Ему. Они, падавшие пред звездами и поклонявшиеся им со страхом и ужасом, ныне с великою радостью падают на землю и поклоняются живому Господу, пришедшему на землю, дабы освободить их от рабства звездам и веры в слепую судьбу. И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Они принесли Ему три вида даров, чтобы сим знаменовать, еще и несознательно, Святую и Животворящую Троицу, во имя Которой и приходит Младенец Иисус к людям; и чтобы сим обозначить троякое служение Господа Иисуса Христа: царское, священническое и пророческое. Ибо золото представляет собою царское достоинство, ладан - священническое, а смирна - пророческое или жертвенное. Итак, Новорожденный Младенец будет Царем Царства бессмертного, будет Священником безгрешным и будет Пророком, Который, как и большинство пророков до Него, будет заклан. Всем людям ясно, что золото означает царя и царствование. Ясно и то, что ладан означает молитвенника, священника. И также ясно из Священного Писания, что смирна означает бессмертие: се, смирною Никодим действительно помазал мертвое тело Иисусово (Ин.19:39; сравни Пс.44:9; Мк.15:23), а тело помазывали, чтобы как можно дольше сохранить его от разложения и тления и хотя бы на некоторое время спасти от страшного смертного уничтожения. От Христа мир засияет, как от золота; и исполнится молитвы, как храм исполняется курения ладанного; и заблагоухает вся вселенная от Его учения и Его тела, как от смирны. И кроме того, все эти три дара представляют собою постоянство и неизменность: золото остается золотом, ладан остается ладаном, смирна остается смирною; ничто из них со временем не теряет своих свойств, но и спустя тысячу лет золото блистает, ладан горит, а смирна благоухает. Нельзя было найти на земле три вещи, которые бы так верно символизировали земную миссию Христову, которые бы яснее и красноречивее выразили постоянство - и вечность - Христова дела на земле и всех духовных и нравственных ценностей, принесенных Им с небес людям. Он принес истину, Он принес молитву, Он принес бессмертие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Ладан в православном храме нужен постоянно, его нужно довольно много, ведь каждение в совершается почти на всех богослужениях, обычно несколько раз. Особенно часто кадят на Страстной седмице и на Пасху. И очень трудно обеспечить все многочисленные приходы Русской Православной Церкви достаточным количеством ладана. Поэтому, слава Богу, что у приходов сейчас есть возможность получить хотя бы такой ладан и вообще выбрать из множества сортов. В наши дни есть выбор, и священник, а то и благочестивый прихожанин, желающий сделать пожертвование для своего монастыря или приходского храма, вполне может позволить себе поискать что-нибудь получше. Совсем недавно, в эпоху атеистических гонений это было сделать очень сложно. Чем же кадили наши предки? Самый простой и естественный выход из положения — пойти в хвойный лес и набрать смолы. Еловой, сосновой, кедровой. Но тут есть загвоздка. Необходимо убрать из неё скипидар, придающий неприятный призвук в запахе при каждении. Поэтому приходится смолу либо несколько лет выдерживать, ожидая пока выветрится скипидар, либо варить, очищать от примесей. Но это надо уметь делать. Если смолу переварить, то она при этом теряет значительную часть своего первоначального приятного запаха, и становится близкой по аромату к канифоли. Кто занимался паянием, тот представляет, как пахнет горящая канифоль. Вряд ли можно назвать этот аромат лучшим из запахов, предлагаемых в жертву Богу. Желая улучшить аромат смолы, русские люди с древности стали примешивать к ней благовонные травы и другие ароматы, например анис (ладан с анисовым ароматом нашли при раскопках Десятинной церкви в Киеве) (8 пример — Десятинный). А это уже требует сложного технологического процесса и известного искусства — если просто накидать лепестки розы в сосновую смолу, благоухания при каждении не получишь. До революции в России ладан варить умели, сказывался многовековой опыт. На некоторых приходах сохранились еще в коллекциях священников эти удивительные образцы дореволюционного искусства ладановарения. Красивые, крупные слитки от темно-коричневого и охристого до зеленоватого и сиреневого, они удивляют своим благоуханием, передающим свежую сладость русского леса, сада, мёда, разнотравья. При этом они совсем не похожи ни на духи, ни на иную светскую парфюмерию, а лишь напоминают о неземной сладости Рая… (9 пример — Монастырский)

http://texts.aquaviva.ru/osiluan/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010