Что значит этот обычай? Это значит, что мы приносим Господу Богу жертвы. Свечи, масло и ладан были жертвами Богу и в ветхозаветное время в скинии и храме. А если так, то каковы же должны быть жертвы? Господь в ветхозаветное время чрез Моисея прямо сказывал Израильтянам: никакого животного, на котором есть порок, не приносите Господу: всех, елика аще цмут порок на себя, да не принесут Господу. И ветхозаветные люди очень строго смотрели на качество жертвы. Так Авель принес лучшую овцу из своего стада, и Господь принял его жертву. Ной, по выходу из ковчега, принес жертву из чистых животных, и Господь сказал ему, что больше потопа не будет, и в знак этого дал радугу. Святый царь Соломон, приступая к устройству храма, принес тысячу жертв, и, без сомнения, лучших, так как чрез то он приобрел особое благословение Божие. Но все эти ветхозаветные кровавые жертвы прообразовали собой Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Непорочного, Чистейшего Агнца, принесшего Себя на Голгофе в жертву Богу Отцу за грехи всех людей. Вместо заветных кровавых жертв мы теперь приносим, по установлению Самого Господа Иисуса Христа, для Литургии самый чистый пшеничный хлеб, т.е. просфоры и самое чистое красное вино. После этого, не таковы ли должны быть и прочие новозаветные бескровные жертвы Богу, каковы свечи, масло и ладан? Если в ветхозаветное время приносили в жертву животных чистых, то несомненно таковые же чистые приносимы были тогда свечи, елей и ладан. По истине они должны быть чистыми, но, к крайнему сожалению, у нас не всегда бывают таковыми. Свечи из чистого пчелиного воска, масло и ладан без примеси в настоящее время - редкость. Обыкновенно приносят в церковь в церковь большею частью свечи, выделанные с примесью минерального воска, а для тяжести - с примесью мела, глины, муки и многих других веществ. К деревянному маслу примешиваются всякого рода масла и даже керосин, а к ладану - низкие смолы и пудра. Таковой преступной подделкой, к прискорбию, кроме евреев, занимаются и некоторые из христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/148/...

Приведем один из многочисленных случаев чудесной помощи. В 1922 году в Средней Азии во время войны находился сын одной семьи из Мессины. Домашние очень волновались за него и даже ночью заказывали литургию из-за сражения. На пять часов утра пришелся момент службы, когда священник возгласил: «Твоя от Твоих», а родные и близкие особенно усердно молились о своем солдате. Через несколько дней он написал в письме о том, что в ту памятную ночь он был взят в плен, но в пять часов ему удалось уйти из рук врагов! Вот какое значение имеет поминовение. 5.4. Свечи Их использовали еще в катакомбах для освещения и как дар Богу. В настоящее время они символизируют наше собственное молитвенное настроение. Афанасий Великий пишет: «Мы приносим свечи, елей и ладан». А для Господа может быть достаточно и свечи как знака того, что совершилось примирение между нами и Богом. 5.5. Ладан То же самое относится и к ладану. У него двойное действие. Ладан возжигаем Богу «в воню благоухания духовного», чтобы «ниспослал нам благодать Святого Духа». Кадим ладаном и из-за дьявола. Но для него – это запах смертоносный на смерть. Мучается, обращается в бегство и бывает посрамлен. Не может его вынести. Вот почему кадят во время молебна. И до того, как начнется Божественная литургия, следует изгнать злых духов из храма. Поэтому кадят и в начале таинства крещения купель, чтобы «не утаился в воде демон темный». Вот почему, необходим ладан во время совершения богослужений и таинств. Эпилог Вижу, читатель, что у тебя хватило терпения дочитать эту книжку до конца. И какая же польза от посещения церкви? Становишься человеком, возрастаешь духовно, способствуешь порядку и справедливости, отдыхаешь душой и телом. Обретаешь силы противостоять житейским невзгодам. Благословение Божие приходит и на тебя и на дом твой. Здесь примиряешься с Богом, достойно поклоняешься Ему и исполняешь свое предназначение. Сколько же ты теряешь, живя вне Церкви! Как же поступишь? Прими сегодня решение регулярно ходить в храм. Отставь все отговорки и самооправдания. Ничто не может быть помехой, за исключением тяжелой болезни. Один старец говорил: «Если пламя охватило твой дом с четырех сторон, а ты прикован к постели так, что не можешь встать, чтобы потушить его, только тогда ты имеешь оправдание при пропуске богослужения». Вспомни, если ты не приходишь в церковь без тяжкой необходимости три воскресения подряд, ты отлучен. Ты слышишь? Отлучен! От всей Вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/pochemu-ty-ne-v-cerkvi

Показателем такой практики восточной церкви может служить свидетельство книги «Апостольских Постановлений» такого рода: «А о воде и елее постановляю я, Матфей. Воду и елей пусть благословляет епископ, а если он отсутствует, пусть благословляет пресвитер в предстоянии диакона. Когда же епископ на лицо, то пусть присутствуют пресвитер и диакон 218 . Нельзя не видеть, что это указание книги «Апостольских Постановлений» в главном аналогично свидетельству папы Иннокентия. Там говорилось, что елей уготовляется епископом; и здесь указывается благословлять елей епископу и, в случае его отсутствия, пресвитеру. Там елей благословлялся вне связи с помазанием им больных, и сакраментальное назначение его было преимущественным, но не исключительным; и здесь при благословении елея ничем не оттеняется предстоящее помазание им, и сакраментальное назначение его тоже не было исключительным, как увидим это ниже. Но в отличие от свидетельства папы Иннокентия в приведенных словах «Апостольских Постановлений» не указывается, что освящение елея непременно должно быть совершаемо отдельно от помазания больного елеем, а указанием на пресвитера, как полномочного совершителя в нужных случаях освящения елея, устраняется исключительное право епископа на его освящение. Что это так, можно видеть из указания отмеченного нами выше памятника «Завета Господа нашего Иисуса Христа». В этом памятнике освящающим елей представляется один пресвитер 219 . У пресвитера Руфина в его сочинении «Жизнь пустынных отцов» передается о преп. Макарии Египетском , что «благословив елей, помазал во имя Господне члены болящей и таким образом возвратил ей здравие» 220 . Теперь, если мы примем во внимание, что Макарий Египетский имел сан пресвитера 221 и при этом условии совершил действия: 1) благословения елея; 2) помазания им во имя Господне, – то для нас станет ясным, что здесь мы имеем дело с сакраментальным врачеванием больной и, следовательно, в этом примере можем видеть наглядное подтверждение о действительном существовании в восточной церкви наряду с раздельным и совместного освящения елея и помазания им больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Мирский же человек, да отлучится. Глава 71 Если который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздник, или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.     Зонара. «Да будет отлучен от общения церковного», ибо приношение елея и свещевозжение делает потому, что чтит обычаи иудеев, или язычников. А если чтит их богослужение; то должно думать, что и мыслит так же, как они.     Аристен. Правило 70. Мирянина иудействующего, или мыслящего согласно с язычниками отлучай. Правило 71. Клирика извергай. Мыслящий согласно с иудеями и вместе с ними постящийся, или празднующий, если то клирик, извергается, а если мирянин, отлучается.     Вальсамон. В другом месте сказано, что нет никакого общения верному с неверным (2 Кор. 6:14. 15). Посему и настоящее правило говорит, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с каким бы то ни было неверным, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении; потому что таковый почитается единомысленным с неверными. По настоящему правилу таковый наказывается снисходительнее, а по другим подвергается более строгим наказаниям.     Славянская кормчая. Аще который христианин принесет масло в соборище жидовское, или в церковь еретическую, или в поганску в праздник их, или кадило, или свещу вожжет, да отлучится. Глава 72 Если кто из причта, или мирянин, из святой церкви похитит воск, или елей: да будет отлучен от общения церковного, и в пятеро приложит к тому что взял.     Аристен. Похищающий воск, или елей церковный отлучается, с возвращением в пятеро против похищенного. Полный текст правил требует, чтобы возвращаемо было не в пятеро против похищенного, а только самое похищенное и еще пятая часть оного.     Вальсамон. Правило говорит, что всякий верный, взявший из церкви воск, или елей отлучается. Но не подумай, чтобы это взятие означало кражу. Ибо взявший воск или елей церковный с таким намерением должен быть подвергнут наказанию, как святотатствующий. А скажи, что здесь наказывается тот, кто просто взял и обратил на обыкновенное употребление, принесенное Богу, будет ли таковый иметь право настоятеля в храме, или будет лицем служебным в нем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Елею, полученной в водах св. крещения. Намек на это и, как бы, основание сему имеется во второй молитве, следующей после означенной заметки, где с молением о плодах елеопомазания соединяется, предшествуя ему, упоминание о св. крещении и миропомазании 391 . Теперешним чином вода, очевидно, вполне отменяется. Прибавлять же вино к елею, когда есть на то возможность, следует: ибо это есть установление Великой Церкви Константинопольской, от которой принята нами св. вера, – установление, имеющее свое основание в словах Спасителя, в евангелии, положенном при освящении елея, и, наконец, установление, напоминающее нам крестную смерть Спасителя, которою приобретена и усвояется нам благодать таинства. По древнему чину, упомянутому блаж. Симеоном, вино в сосуд вливалось, прежде масла. Но по нынешним чинам, прежде вливается масло, а потом к нему прибавляется вино 392 , ибо и в евангелии св. Луки о впадшем в разбойники, елей поставлен прежде вина. В случае же неимения вина, к употреблению должен быть допущен и  один елей. Во всяком случае, основным веществом таинства должно считать один елей. Ибо а) его, в чистом виде, употребляли 12 апостолов, б) он, в чистом же виде, усвоен таинству св. ап. Иаковом в основном литургическом чине, в) его, без всякой примеси, употребляла вся древняя Вселенская Церковь , г) он, и после постановления о прибавке вина Великой Церковью, долгое время один оставался в употреблении повсюду в других православных Церквах, д) о нем одном, за исключением евангелия о самарянине, говорится во всем чине Елеосвящения, е) в самой притче о самарянине, елей поставлен на первом месте так: масло  и вино, наконец ж) в догматических богословиях не упоминается вовсе об употреблении вина, и везде веществом таинства поставляется один елей. А это последнее обстоятельство доказывает, что прибавление вина есть действие только обрядовое и догматического значения не имеет. Елей для таинства приносится тем лицом, или другими – ради того лица, которое призывает пресвитеров для совершения над ним св. таинства. Таков был общий обычай Церкви со времен апостольских 393 .  В древности, до IX в., елея требовалось для сего таинства не очень малое количество, ибо помазание совершалось через возлияние. А так как ныне помазание делается стручком только на некоторых частях тела и остаток св. елея не подлежит никакому употреблению, то количество приношения, по простому соображению, следует, в наше время, соразмерять с потребностью, без излишества и недостатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Елей этот освящался епископом в присутствии пресвитера и диакона, или, в случае отсутствия епископа, пресвитером в предстоянии диакона. При этом читалась следующая молитва: «Господи, Саваоф, Боже сил, творче вод и подателю елея, щедрый и человеколюбивый, иже давый воду к питию и очищению, и елей еже веселити лице в радование веселия. Сам и ныне Христом освяти воду сию и елей о имени принесшего или принесшей, и даждь силу здравию содетельну, болезней отгнательну, бесов прогонительну, всякого навета гонительну, Христом, упованием нашим, с ним же Тебе слава, честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь» 105 . Судя уже по одному тому, что говорится в молитве о благодатных свойствах этого освященного елея, можно догадываться, как обширно было его употребление в древнехристианской церкви. Древнехристианская литература, особенно литература житий, представляет нам множество примеров, фактически доказывающих, что это было действительно так 106 . Освященный елей, наравне с водою, употреблялся для различного рода освящений лиц и предметов не только в общественном богослужении, но и в частном быту. Принимая во внимание эту обширность употребления освященного елея, нам кажется, весьма возможно сделать предположение об употреблении его и для освящения лиц, проходивших подвиг покаяния. Весьма вероятно, что эти лица, совершив свой подвиг и воссоединившись с церковью или окончательно приготовившись к этому воссоединению, по выражению Симеона Солунского «приносили Богу» в церковь (чего доселе не имели права делать) елей, как символ Божия милосердия, воспоминая пример блудницы, помазавшей ноги Иисуса и получившей прощение грехов, и что елей этот, по освящении его молитвою священников, употреблялся для помазания принесших его в воспоминание того же самого факта. Обряд освящения и помазания, совершенный при указанных условиях, не мог быть ни чем иным, как только обрядом, дополнявшим торжественную обстановку воссоединения публично каявшихся, и имевшим простой историко-символический смысл, обрядом, относящимся исключительно к обстановке таинства покаяния 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Священник, поя «Аллилуиа» трижды с людьми, творит кресты три елеем в воде. Вновь творение Божие стало полным и совершенным. Эта полнота не поддается объяснению или определению, можно только благодарить за нее и превозносить ее возгласом радости: Аллилуиа! Эта сотворенная Богом материя, обновленная благодатию Божией по нашей вере и молитве, находится здесь, в крещальной купели, готовая быть даром новой жизни, света и силы. Священник возглашает: «Благословен Бог, просвещáяй и освящáяй всякаго человека, грядущаго в мир, ныне и присно, и во веки веков». И приносится крещаемый. Священник же вземлет от елея двемá персты, и творит креста образ, на челе и пéрсех, и на междорáмии, глаголя: «Помазуется раб Божий (раба Божия, имярек) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.» И назнáменует его перси и междорамия. На пéрсех убо глаголя: «Во исцеление души и тела». На ушесéх же: «В слышание веры». На руках: «Руце Твои сотвористе мя и создáсте мя». На ногах: «Во еже ходити ему (ей) по стопам заповедей Твоих». Это воссоздание человека: его тела, каждого его члена, органов чувств. Первородный грех затмил в человеке образ и неизреченную славу Божию. Человек потерял свою духовную красоту, и нужно восстановить его первозданный облик. Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуется вода и тело человека для примирения с Богом, и в Боге – с миром. Единым Духом упраздняется ложная раздвоенность плотского и духовного, и мы возвращаемся к извечной тайне творения и сорадуемся с Господом: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1, 31 ). На практике допускается освящать елей заблаговременно, впрок. Елей всегда должен быть чистый, свежий и не смешанный ни с какою другою жидкостью. Нельзя употреблять подсолнечное, льняное и даже лампадное масло. Лучше всего употреблять прованское (оливковое) масло. Не следует употреблять елей, освященный на всенощном бдении, или елей, употребляемый в Таинстве Елеосвящения. Святитель Симеон, архиепископ Солунский, говорит: «Остатки святого елея радования иерей не должен употреблять как случится, ибо он есть образование Божественного мира, но должен блюсти его в особом священном сосуде, иждивать в лампаде пред престолом». Если один и тот же елей употребляется при нескольких Крещениях, то освящение его совершается только при первом. Сосуд с елеем хранится в крещальном ящичке вместе с тругцом (кисточкой) для помáзания. Сосуд и кисточка должны быть подписаны: «Святой елей», а сосуд и кисточка для Святого мира, хранимые там же, должны отличаться по внешнему виду или также должны иметь надпись: «Св. миро». Недопустимо смешение Святого мира и елея, поэтому священник должен быть внимателен, дабы не перепутать сосудов при помазании.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы так и поступаем. На умерших во Христе братий мы возливаем елей. Впрочем, не тот святой елей, который преподается живым и о котором говорит брат Божий, но из лампады, находящейся в храме, и преимущественно – в алтаре. Мы ни одного монаха не погребаем иначе, чем вылив на его останки елей из лампады, который был освящён тем, что горел перед Господом. А на скончавшихся мирских во Христе братий, прежде нежели посыплем простой земли, крестообразно сыплем пепел из кадильницы, как священный и освящённый крестным знамением посредством фимиама, предавая, соответственно Божественному определению, освящённого во Христе освящённой земле, в которой он будет оставаться до воскресения. Иные из людей благочестивых при жизни совершают над собой Таинство елеосвящения, в умилостивление Бога за себя и ради окончательного отпущения грехов. И если они близки к смерти, то это всё-таки выполняется. Лежащих, их помазывают сродники ради священнейшего запечатления преподобных останков отшедшего, и чести, и освящения. Потому что подвизавшиеся достойны того, чтобы их почтить священным помазанием, и живших по Христу нужно запечатлевать печатью Христовой; и потому при погребении их возливают на них елей, призывая Божию милость. Такова цель святого елея, когда он преподаётся живым, чтобы им оставляема была жизнь и сообщалось очищение, а отнюдь не то, чтобы эти живые непременно умерли и не думали о выздоровлении. Ибо елей преимущественно с той целью и преподается, чтобы Господь восстановил помазанных и отпустил им грехи. И совершать елеосвящение над одним и тем же лицом можно во всякое время, а не один только раз, потому что сказано: Признавайтесь друг пред другом в проступках, очевидно, во всякое время, а не однажды, и: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться , – не один только раз, но постоянно, потому что мы и падаем постоянно. Для последнего помазания елей берется из горящей в храме лампады, ради запечатления и освящения останков отшедшего, так как они прежде были очищены и освящены в Таинствах Христовых: крещении, миропомазании и страшном причащении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Почему же, спрашивается, для совершения таинства Елеосвящения принят елей или масло, а не другое какое-либо вещество природы, напр., вода, через которую Нееман исцелился от проказы ( 4Цар. 5:14 )? А из масел разного рода, почему христианскому таинству усвоен оливковый елей, а не иное какое-либо масло? Мы показали выше, что таинство Елеопомазания установил Господь Иисус Христос и потому Он же, конечно, назначил и оливковое масло веществом для сего таинства. Отсюда на предложенные вопросы вытекает следующий общий прямой и простой ответ: воля Божия была первопричиною того, что не другое какое-либо вещество и не иное масло вошло в обряд мистириального помазания, а только именно – оливковый елей. Сия воля Божия об употреблении оливкового елея в священнодействиях Церкви выражена была предъизобразительно в Ветхом Завете, еще при обновлении первобытного мира потопом. Эту мысль исповедует св. Церковь в молитве, положенной в «Последовании св. Крещения» на освящение того же оливкового масла, которым помазуются крещаемые: «Владыко Господи Боже наш, так читается молитва , сущим в Ковчезе Ноеве голубицу пославый, сучец масличный (оливковый) имущую во устех, примирения знамение, спасения же от потопа, и  благодати таинство оными предобразивый и масличный плод (оливковый елей) во исполнение святых Твоих Таин подавый: тем и бывших в закона Духа Святаго исполнивый, и сущих в благодати совершаяй, Сам благослови и сей елей силою, и действием и наитием св. Духа» 369 ... «Голубь, выпущенный Ноем, говорит св. Ефрем Сирин , был символом св. Духа... Масличная ветвь изображала будущее помазание» 370 ... Так же поучает о сем и блаж. Симеон Фессалоникийский 371 . Вот, в какое далекое от нас время оливковый плод предназначен был волей и промышлением Божиим для употребления, в качестве вещества, в священнодействиях св. Церкви и – для таинства Елеосвящения. В силу такого предназначения, как видно из приведенной молитвы, елей употреблялся еще в Ветхозаветной подзаконной Церкви в ее священных действиях, служивших образами благодатных таинств Церкви Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

В общем это объединение нужно признать весьма удачным. Первая молитва, когда из нее была выпущена вторая половина, тесно примкнула во второй молитве и по своему содержанию. Для образования второй молитвы также были взяты две молитвы: 1) Владыко великодушне, благоприменителю Господи... и 2) Буди елей сей... Эти молитвы употребляются и в современном чине, но в разных местах. Первая молитва составляет продолжение нынешней молитвы после второго евангелия, а вторая молитва составляет конец молитвы после первого евангелия. Та и другая молитва, по сравнению с современным чтением, имели отличия. В первой молитве эти отличия в чтении замечаются в середине. Первая молитва По чтению данной редакции По современному чтению Владыко великодушне, благоприменителю Господи... Ты блудницу человеколюбно призвавший, честные Твои ноги слезами омочившую, и сказавший ей: отпускаются тебе грехи твои, Ты, сказавший: радость бывает на небе о грешнике кающемся... Ты, блудницы, честные Твои ноги слезами омочившей, не возгнушавшийся. Ты, сказавший: сколько раз падешь, встань и спасешься. Ты, сказавший: радость... Вторая молитва По чтению данной редакции По современному чтению ...елей святости, елей возрождения, елей освящения... ...чтобы им помазуемые, как елеем возрождения, бесстрашны были, сияюще светлостью, как звезды небесные... ...и воспримут почесть вышнего звания милостию и щедротами Единородного Твоего Сына, благодатью и человеколюбием Пресвятого Твоего Духа ныне... ...елей радости, елей освящения... .. .чтобы помазуемые им, елеем возрождения, страшны были сопротивным, и сияли в светлостях святых Твоих... ...и воспримут почесть вышнего звания. Твое бо есть миловати... Это объединение молитв, наоборот, было очень неудачным. Покаянный характер первой молитвы очень мало подходил ко второй молитве – освятительной для елея. Для образования третьей молитвы также взяты были две молитвы: 1) Боже великий и вышний, от всея твари поклоняемый... (кончая словами: по множеству милости Твоей) и 2) Владыко, Господи Вседержителю, наказуяй и не умерщвляяй. Эти молитвы также употребляются в современном чине. Первая молитва составляет начало молитвы после второго евангелия, вторая служит молитвой после третьего евангелия 328 . В конце эта молитва прибавляет имена святых в таком порядке: молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честных вышенебесных сил бесплотных, честного славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых и чудотворцев – бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая, Мокия и Фалалея и всех Твоих святых. Ибо Ты источник исцелений, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем...

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010