2:11 Упав ниц, поклонились Ему, и открыли свои ларцы с сокровищами, и преподнесли Ему дары — золото, ладан и мирру. Земной поклон — ритуальная, «протокольная» почесть, воздаваемая великому Царю. Для стилистики Мт довольно характерен прием, при помощи которого он задерживает внимание читателя на сцене принесения даров, введя тавтологическое открыли свои ларцы с сокровищами. О будущем поклонении языческих народов мира «свету» Господней славы, который воссияет в Святой Земле и специально в Иерусалиме (в окрестностях которого расположен Вифлеем), см. Ис 60:1–3: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою; и придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию». Тема даров намечена там же, 60:6: «Все они из Савы придут, принесут золото и ладан». В псалме 71/72 о грядущем мессианском царе говорится: «Цари Таршиша и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары. […] И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии» (10:15). Еврейский читатель должен был вспоминать, как чужеземная царица Савская некогда приходила на поклон к Соломону в сопровождении верблюдов, «навьюченных благовониями и великим множеством золота» (3 Цар 10:1–2). Из апокрифической литературы вспоминалось пророчество 1 Кн. Еноха VIII, 53, 1: «…И все живущие на тверди, и в море, и на островах принесут Ему дары, и подарки, и знаки верности…», (пер. А. Смирнова, см. А. Смирнов, Книга Еноха. Историко-критическое исследование, Казанская Духовная Академия, «Православный собеседник», 1888, с. 228). Золото, ладан и мирру. Уже преп. Ефрем Сирин предложил популярное в продолжении многих веков символическое истолкование: золото — нормальная дань царю, ладан по своей связи с богослужением — указание на божественность Младенца, мирра, благовоние, употреблявшееся для умащения покойников, — на будущую (страдальческую) смерть (Ephraemi In Diatessaron, Matth.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ее представительством помилуй нас; возобнови вновь вседейственною Твоею благодатью растленный храм наш, очисти его огнем Твоим невещественным. Сердце чисто созижди в нас, Боже, и дух прав обнови во утробе нашей (ср. Пс. 50:12 ), и так „прииди и вселися в ны“ 3 , и Ты один царствуй в нас и над нами с Отцом и Пресвятым Твоим Духом, никому не попуская владеть нами». Впрочем, среди людей нашлись и те, кто все же смогли тогда, в дни Рождества, принести Господу свои личные – драгоценные и достойные Его – дары. То были волхвы с Востока. Ведомые светом движущейся Вифлеемской звезды, они пришли к месту Рождения Господа и поклонились Ему. Следует заметить: большинство церковных толкователей, святых отцов, утверждает, что это случилось не в самую ночь Рождества, но гораздо позднее (так, например, блаженный Августин в «Слове 203-м. На Богоявление» говорит о тринадцатом дне по Рождестве). Как бы то ни было, волхвы приносят новорожденному Богомладенцу свои дивные дары: золото, ладан и смирну. Что же означали, духовно символизировали эти дары волхвов? Древние святые отцы в своем большинстве толковали их символическое значение одинаково: золото стало даром Христу как Царю, ладан – как Богу, смирна – как Человеку, Которого ожидали Смерть и Погребение. Так, святитель Василий в «Гомилии на Рождество» утверждает: «волхвы… принесли [Христу] как Царю – золото, как смертному Человеку – смирну, а как Богу – ладан». Со святителем Василием согласен святитель Григорий Нисский , говорящий в «Слове на Рождество Спасителя»: «Волхвы приносят Ему ладан, как Богу, приветствуют золотом Его царское достоинство, и смирной, как бы по некоему пророческому дару, предвещают Его страдания». Человеческий род встретил Родившегося в мир Господа не только дарами, но и величайшей ненавистью, животным страхом, чудовищной враждой. И все это богоненавистническое противоборство соединилось и открылось в царе Ироде Великом. Ложно видевший в родившемся Царе Небесном претендента на свой земной трон, считавший Его опасным конкурентом собственному – жестокому, наполненному преступлениями – владычеству, Ирод настойчиво искал смерти Господа. Он знал о ветхозаветном пророчестве, где говорилось, что Христу надлежало родиться в Вифлееме; слышал он и свидетельство волхвов, искавших удивительного новорожденного Младенца. Впрочем, волхвы затем перехитрили царя Ирода, так и не открыв ему, где же на самом деле находится Тот Младенец, и тайно, другим путем, избежав новой встречи с Иродом, вернулись на свою далекую родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Там же остров Родос, большой и очень богатый всем. На этом острове был (в рабстве) два года русский князь Олег. От острова Самоса до Родоса двести верст, а от Родоса до города Макри шестьдесят верст. В этом городе и о всей той земле, даже и до Мир, добывают черный ладан. Этот ладан из надреза на дереве вытекает, подобно мякоти, и снимают его острым железом. Дерево это зовется зигией, видом оно напоминает ольху. Другое небольшое деревце видом похоже на осину, называют его рака (стиракс), в его коре водится большой червь, как гусеница и более, точит деревце и исходит червоточина, подобна пшеничным отрубям, и вытекает из деревца мякоть, как вишневый клей. Его собирают, смешивают с мякотью зигии, вкладывают в котел и варят; получается ладан, который складывают в мехи и продают купцам. От Макри до города Патера верст сорок, здесь родился святой Николай и здесь его отчина. А от Патера до Мир, где находится гроб святого Николая, верст сорок, а от Мир до острова и мыса Хелидонии верст шестьдесят, а от Хелидонии до великого острова Кипра верст двести. Об острове Кипре Кипр - очень большой остров, множество в нем жителей, обилен всем добром. В нем двадцать епископов, одна митрополия, а останков святых покоится в нем множество. Здесь хранится прах святого Епифания, апостола Варнавы, святого Зинона, епископа Трифолия, которого крестил апостол Павел. О горе, где императрица Елена поставила крест На Крите есть высокая гора, где царица Елена поставила большой кипарисовый крест на изгнание бесов и на исцеление всяких недугов, вложила в этот крест гвоздь, которым был прибит Христос при распятии. Бывают у этого креста и ныне знамения и чудеса. Стоит на воздухе этот крест, ничем не скреплен с землею, только духом святым держится на воздухе. И я, недостойный, поклонился этой святыне, видел ее своими очами грешными, и походил по всему острову успешно. О ладане Здесь рождается фимиам и изготавливается ладан, его берут с деревьев. По горам много низких дсревцев, не выше травы, с них падает добрый фимиам, который собирают в июле и августе, в другие же месяцы он не спадывает, но только в эти два месяца рождается.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2354...

Над Иерусалимом она исчезла, но не для того, чтобы смутить волхвов, а для того, чтобы они обратились к жителям Иерусалима и самому царю Ироду и, таким образом, проповедали рождение Мессии тем, кто сам должен был стать проповедником истины. «Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, точно выведал от них время, в продолжение которого являлась звезда. И послав их в Вифлеем, сказал: пойдите и всё точно узнайте о Младенце и, как только найдете Его, возвестите мне, дабы и я пришел и поклонился Ему» (ст. 7–8). Сделал он это, конечно, с лукавством, из желания погубить Богомладенца. В своем неверии и гордости Ирод зашел так далеко, что мнил о себе, будто он может воспрепятствовать действию Промысла Божия. «Они же, послушавшись царя, пошли. И вот, звезда, восход которой они видели, шла перед ними, доколе не пришла и не стала над местом, где был Младенец» (ст. 9). Звезда эта, которая представляла собой, конечно, Ангельскую силу или какое-то сверхъестественное Божественное явление, двигалась перед волхвами и стала не просто над городом Вифлеемом, но даже над тем домом, где был Младенец. После Рождества Спасителя у Пресвятой Девы Марии и Иосифа Обручника, видимо, появилась возможность перейти в какое-либо жилище, потому что многие люди, приходившие на перепись, уже покинули Вифлеем. Итак, звезда не только встала над городом Вифлеемом, но и опустилась так, что точно указывала на дом, где был Младенец. «Увидев звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и павши поклонились Ему» (ст. 10–11). Поклонившись Ему, волхвы вместе с тем поклонились и Божией Матери и, таким образом, первыми преподали нам урок о том, что почитать нужно не только воплотившегося Сына Божия, но и Ту, Которая справедливо называется Матерью Божией. «И открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (ст. 11). Как толкуют святые отцы, эти дары не столько представляли собой что-либо драгоценное, сколько являлись символами: золото было принесено Господу как Царю, ладан — как Богу, потому что ладан употребляется во время богослужения, для воскурения фимиама перед лицем Божиим, а смирна в древности использовалась при бальзамировании тел усопших перед погребением. Таким образом, смирна была принесена Спасителю как смертному Человеку. Сами не понимая всего этого, а может быть, и догадываясь о чем-то или зная тайное пророчество, не дошедшее до нас, волхвы принесли именно эти дары: золото, ладан и смирну. Как Царю, Богу и Человеку.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Председатель епархиального издательского совета, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке игумен Силуан (Туманов) 11 мая прочитал лекцию «Ладан: между золотом и смирной» в доме причта Феодоровского собора . Что же такое ладан? Что вкладывается в традицию каждения благовонными смолами? Об истории и смысле каждения, о том, как применять ладан у себя дома, какие виды и сорта ладана бывают, и даже о некоторых секретах его изготовления расскажет председатель Издательского совета Санкт-Петербургской епархии, писатель и публицист игумен Силуан (Туманов). С глубокой древности люди, живущие на разных континентах, подметили, что при сгорании некоторые травы, деревья, смолы и цветы выделяют благовонный дым. Этот дым был приятен для обоняния, бодрил, поднимал настроение, даже оказывал целебное действие. Неудивительно, что эти растения и смолы издревле стали использоваться как в медицине своего времени, так и для выражения особых отношений между Богом и человеком, именуемых жертвоприношением, и состоящим из трех этапов: Итак, воскурение ладана, иначе называемого фимиамом — это древнейшая форма жертвы Богу. Еще задолго до формирования ветхозаветной обрядности практически все развитые культуры древнего мира использовали каждение благовонными смолами и смесями этих смол с благоуханными травами и ветвями особых деревьев как мирную жертву Богу в попытке снискать Его милосердие. Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу. Отсюда и второе название ладана – фимиам. Слово фимиам (греч. θυμαμα) происходит от греческого глагола θυμιω, что значит «жгу, курю», и, соответственно, переводится дословно как «воскурение». Говорить об использовании ладана в древнем мире пришлось бы довольно долго: в одном только Египте, например, существовали десятки видов составного ладана-кифи из разных смол и трав, а в Южной Америке для воскурений использовали щепки Святого дерева Palo Santo. т.е. Bulnesia sarmientoi — дерево, произрастающее в части области Гран-Чако в Южной Америке в районе стыка аргентинской, боливийской и парагвайской границ (Пример Palo Santo). Греки и римляне использовали во время обрядовых действий ароматические вещества местного произрастания — шишки пиний, листья лавра, смолу кипариса и миндальное масло.

http://texts.aquaviva.ru/osiluan/

Важно заметить, что святые мудрецы принесли рождённому Спасителю три дара – золото, ладан и смирну ( Мф.2:11 ). Дары эти, конечно же, были принесены не случайно, а по вдохновению Божьему, и, несомненно, были угодны Христу. Вот так Церковь и поныне приносит Господу эти дары: золотом Она старается по возможности покрывать церковные сосуды, кресты, купола и пр.; смирна используется при изготовлении мира – важнейшей церковной святыни, через которую подаётся верным Дух Святой (этому вопросу будут посвящена гл. 14); приносит Христу Церковь и ладан на своих Богослужениях. Так за что же обвиняют православных протестанты, и почему они сами не приносят Христу ладан, если этот дар угоден Ему, и если на небесах Ангелы воскуряют фимиам перед престолом Божиим? Протестанты говорят: фимиам символизирует молитвы – вот их мы и приносим Господу. Но разве ладан препятствует молитве или заменяет её? Напротив, как символ молитвы, благоговейное воскурение ладана только содействует молитве и видимо её выражает. Ведь как при иудейском Богослужении, так и на небесах, есть и были и молитвы и фимиам , и одно гармонично дополняет другое и не вредит ему. Протестанты же, как обычно, не способны к восприятию полноты истины, и должны только выбирать – или молитва, или фимиам. Совместить же одно с другим они никак не могут – так дьявол повредил их логос. Один из важных смыслов воскурения ладана заключается в том, что Господу, особенно на Богослужении, должно служить всем своим существом. И в православном храме всё устроено премудро, чтобы человек участвовал в Богослужении всеми своими чувствами. Глазами молящийся видит иконы, священников и различные символические действия; ушами слышит молитвы, песнопения, проповеди, звон колоколов. Прикладываясь к иконам и кресту, совершая крестное знамение, помазываясь елеем и окропляясь святой водой, он задействует осязание; при вкушении Причастия или просфоры участвует вкус. Воскурение же ладана направлено на обоняние, без чего участие человека в Богослужении было бы не полным. Вообще, в мире у всего есть свой запах, и запах храма, дома Божьего, – это запах ладана, который сразу вызывает у входящего в храм особые ассоциации, настраивая его на почтение к святому месту и молитву. Потому воскурение ладана имеет важное значение в богослужебной жизни Церкви, и протестанты совершенно не правы, отвергая каждение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

От царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всей великой и малой и белой России Самодержцев в Белеве Афанасию Романовичу Хоныкову. В нынешнем в 191-мъ году января в 14 день били челом нам Великим Государем Воздвиженского Девичьего монастыря, что в Белеве, Игуменья Патрикия с сестрами: построена де у них в монастыре церковь во имя Воздвиженья честного и животворящего креста Господня да другая церковь во имя Святого Великомученика Федора Стратилата, и в тех де церквах местные иконы, и деисусы, и книги, и ризы, и колокола, и всякая церковная утварь и около монастыря ограда построена наших великих Государей казною; и тех церквей по нашему великих Государей указу попу и дьякону и дьячку, сторожу и пономарю велено давать руга по двадцати по одному рублю по двадцати по шти алтын по четыре деньги на год, да в церковь на свечи и на ладан и на вино церковное по четыре рубли; и о том дана из разряду наших великих Государей грамота с прочетом, а велено де иметь то ружное жалование в Белеве из таможенных доходов, и нам великим Государем пожаловать бы их велет ружное денежное жалованье на нынешний на 191 год выдать; а в Приказе большие казны в приходной доимочной книге прошлого 190 году написано нашего великих Государей жалованья Воздвиженского Девичьего монастыря Попу Ивану с причетники годовые руги и на свечи, и на ладан на прошлый на 189 год дано в Белев из таможенных и из кабацких доходов двадцать пять рублей двадцать шесть алтын четыре деньги, а на прошлой же на 190-й год те ружные деньги и за хлеб деньгами и на свечи и на ладан двадцать пять рублей двадцать шесть алтын четыре деньги дано в разряд. И как к тебе эта наша великих Государей грамота придет, и ты б в Белеве Воздвиженского девичьего монастыря Попу Иоанну с причетники наше великих Государей жалованье ружные деньги и за хлеб деньгами и на свечи, и на ладан на нынешний на 191 год по окладу двадцать пять рублей двадцать шесть алтын четыре деньги велел выдать из таможенных и из кабацких доходов всем на лицо с распиской и впредь давать по вся годы без Московской волокиты и тое дачу таможенным и кабацким головам с товарищи велел записывать в книги именно особой статьей, а будет в том монастыре церковных причетников на лицо кого не будет и на тех людей тех ружных денег не давать, а прочесть сию нашу великих Государей грамоту и списав с нее список, оставил у себя в сьезжей избе, а подлинную нашу великих Государей грамоту отдал Воздвиженского девичьего монастыря Игуменья Патрикия с сестрами впредь для иных наших Воевод и приказных людей. Писан в Москве лета 7191-го февраля в 1-й день. На обороте грамоты по листам скрепил дьяк Никита Полунин, справил Артюшка Корницкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

" Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог " . 2015/01/07, 02:58:19 ГДЕ ХРАНЯТСЯ ДАРЫ ВОЛХВОВ Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных царя, их называют еще волхвами, принесли богатые дары. Волхвы эти были не только правителями, но и учеными: они наблюдали небесные светила и, когда заметили на востоке чудесную звезду, пошли за ней на поклонение Богомладенцу. Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор. В дар новорожденному Христу они взяли золото, ладан и смирну. Золото подносили в дар царям. Ладан, дорогую ароматическую смолу особого дерева, в древности подносили в знак великого благоговения. Смирной, дорогим благовонием, в то время помазывали усопших. Итак, волхвы принесли Христу золото как Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку. И эти дары волхвов сохранились до наших дней! Золото - двадцать восемь небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна - небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Дары волхвов пребывают сегодня на Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла. Ценность их, как духовная, так и историческая, неизмерима. Помещены эти величайшие христианские святыни в особые ковчеги. Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда из Константинополя был изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла - передала их туда сербская царевна Мария. Зная, что женщинам вход на Афон запрещен, Мария надеялась, что ей простят ее проступок, потому что она везет великие святыни. Высадившись на берег, она пошла к монастырю. Перед гостьей в ослепительном сиянии возникла величественная дева.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=9...

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, падши, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою. – А что это за звезда такая? – гость глазами искал, кому бы адресовать этот вопрос. – Это была особенная звезда. Ангельская. Гость кивнул, соглашаясь с бабушкой: – Вот и святой Иоанн Златоуст считает её разумной силой, явившейся в образе звезды. А что означают подарки Младенцу, которые преподнесли волхвы: золото, ладан и смирну? И на этот вопрос пришлось ответить бабушке: – Преподнося Ему в виде дани золото, они свидетельствовали, что признают Новорождённого за Царя; ладан – за Бога, так как ладан используется при богослужении; и смирну (благовонное масло, которым помазывают умерших) – за человека. Такими подарками они показывали, что это особый Младенец – и Царь, и Бог, и Человек. – Послушаем, что дальше говорится в Евангелии. Книгу взяла мама: Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошёл в Египет. И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось печенное чрез пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

http://azbyka.ru/fiction/budem-kak-deti/

Пресвитер. Тут я вас снова должен озадачить, заявив, что именно из-за изображения Распятия такие кресты совершенно неканоничны, ибо крест – это «знамение нашего искупления» 328 , т.е. знак (символ), а не образ (икона). Так что распятия на нательном крестике быть не должно. Прихожанка. Но у вас же крест с распятием! Пресвитер. Как раз священнический крест может иметь изображение, ибо носится он видимым образом, хотя и здесь это не обязательное условие, а крест, который мы носим под одеждой, должен быть лишен всякого изображения. Прихожанка. Это потому, что его не видно? Пресвитер. Да. Прихожанка. Подождите, подождите, но мы же под одеждой еще носим различные нательные образки Богородицы и святых, почему в таком случае распятие антиканонично?! Пресвитер. Вы действительно носите образок? Прихожанка. Да, я уже много лет ношу вместе с крестиком иконку своей святой. Пресвитер. Для чего? Прихожанка. Как для чего?! Для защиты духовной! Пресвитер. Тогда это для вас святитель Василий Великий говорит, что «всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года» 329 . Прихожанка. За что?! Пресвитер. Сначала надо понять, что значит носить икону «в качестве ладанки». Ладанкой называется носимый на груди вместе с нательным крестом нашейный мешочек, куда полается какая-либо святыня. Свое же название ладанка явно берет от церковного фимиама, именуемого ладаном. Прихожанка. А причем тут ладан? Пресвитер. Большинство в ладанку полагают кусочек ладана. Наверняка вам знакомо выражение: «Боится, как черт ладана»?! Прихожанка. Да, мне известно, что ладаном отгоняется нечистая сила. Пресвитер. В «энциклопедии суеверий» можно прочитать следующее: «Ношение ладанки считается крестьянами средством, предохраняющим человека от всякого зла вообще, а в частности, от различных болезней» 330 . Особенно сильным среди народа считается «херувимский» ладан, т.е. ладан недогоревший при каждении во время Херувимской песни. Это суеверие было настолько распространенным, что в «Руководстве для сельских пастырей» за 1877 год священнику предписывалось специальное запрещение раздавать «херувимский ладан» прихожанам, стремящимся получить его из суеверных соображений. Но, несмотря на борьбу с этим суеверием, убеждение в особых свойствах «херувимского» ладана бытует до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010