Помазание, упомянутое в Послании ап. Иакова, не является ни обычным врачеванием (хотя известно, что елей использовался как медицинское средство), ни исключительным харизматическим даром, поскольку исцеление совершается иерархическим священством (пресвитерами), а главным средством исцеления служит церковная молитва. Основную сложность толкования этого места в связи с учением о таинстве Е. составляет вопрос о том, что представляют собой слова апостола - заповедь или рекомендацию. Характер высказывания (о помазании говорится как о чем-то хорошо известном), участие пресвитеров и слова «во имя Господне» (ср. крещальные формулы в Деян 2. 38; 8. 16; 10. 48 и др.) свидетельствуют в пользу первого. По-видимому, помазание совершалось в случае серьезной болезни, о чем говорит упоминание о посещении («пусть призовет») болящего пресвитерами. Совершители таинства Е. называются в Послании ап. Иакова «пресвитерами Церкви» (в раннехрист. лит-ре это словосочетание встречается еще только в Деян 20. 17). Об их принадлежности к Церкви упоминается, по всей видимости, для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет не просто об авторитетных старцах (πρεσβτεροι), а об одной из степеней церковной иерархии. Возможно, «пресвитерами» в апостольскую эпоху (когда общепринятая терминология еще не установилась) могли называться и епископы (ср. греч. текст 1 Петр 5. 1; 1 Тим 5. 1, 17). Вещество таинства В средиземноморской культуре елей был важнейшим продуктом питания, а также одним из распространенных медицинских средств. В том же качестве он использовался и в ветхозаветную эпоху. Кроме того, в ВЗ елей выступает символом радости и Божией милости (в LXX эта символика еще более подкрепляется сходным звучанием греч. слов λαιον - елей и λεος - милость). Елей применялся при помазании на царское, священническое и пророческое служение (Исх 29. 7; 40. 15; Лев 8. 12, 30; 10. 7; 21. 10 след.; Суд 9. 7-16; 1 Цар 10. 1; 16. 1; 2 Цар 2. 7; 5. 3; 3 Цар 1. 34, 39; 19. 15-16; 4 Цар 9. 3, 6; 11. 12). Согласно Лев 14. 10-29, прокаженные, исключавшиеся на время болезни из числа избранного народа по причине нечистоты, при выздоровлении принимали помазание от священника в знак обретения чистоты и возвращения в народ Божий. Медицинское значение елей сохранял и в новозаветную эпоху (ср.: Лк 10. 34), но в Иак 5. 14-15 помазание служит только знаком, тогда как целительное действие оказывает молитва Церкви (см. ст. Елей ).

http://pravenc.ru/text/189773.html

Св. Ипполит Римский (170–235 гг.) описывал то, как должно совершаться в Церкви Крещение и принятие Духа Святого: «В установленное для крещения время епископ пусть вознесет благодарение над елеем, который содержится в сосуде и называется елеем действия благодати . И он берет также другой елей , который заклинает и называет елеем заклинания . Диакон же приносит елей заклинания и становится по левую руку пресвитера, а другой диакон приносит елей действия благодати и становится справа от пресвитера. Когда пресвитер принимает каждого из приступающих ко крещению, пусть повелевает ему отречься, говоря: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и от всего твоего служения (т.е. помощи) и от всех дел твоих». После же того, как каждый отрекся, пусть он (пресвитер) помажет его елеем заклинания, говоря ему: «Всякий дух да удалится от тебя». И, таким образом, пусть представляет его... епископу или пресвитеру, который стоит у воды и крестит... И после того, как выйдет он из воды, пусть пресвитер помажет его освященным елеем , говоря: «Помазываю тебя святым елеем во имя Иисуса Христа». И после того, как крещаемые оботрутся и оденут свои одежды, пусть они войдут в церковь . Епископ же, возлагая руку на них, пусть возглашает, говоря: «Господи Боже, соделавший сих достойными отпущения грехов через омовение возрождения, соделай их достойными наития Духа Святого, пошли на них Свою благодать, чтобы они служили Тебе согласно Твоей воле, ибо Тебе слава подобает. Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви и ныне и во веки веков. Аминь». После этого, наливая освященный елей себе в руку и возлагая ее на голову [крещаемого], пусть говорит: «Помазываю тебя святым елеем, во [имя] Господа Отца Всемогущего и Иисуса Христа и Святого Духа " " [ 13 ] . Отметим важнейшие моменты. 1) Как в древности, так и сейчас, в Церкви для крещения используется два елея – «елей заклинания», которым помазывается крещаемый перед крещением, и «елей действия благодати», то есть миро, которым помазывается уже крещённый, и которое сообщает ему Духа Святого. В Православии до сих пор при Крещении используется елей и миро. Протестанты же понятия об этом не имеют. 2) Как в древней, так и современной Православной Церкви, перед крещением совершается отречение от сатаны. 3) Как тогда, так и сейчас, Церковь верит, что Крещение совершается для «отпущения грехов через омовение возрождения». 4) Так тогда, так и сейчас, Духа Святого верующие получают в Церкви через Миропомазание и только после Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Освящается же елей таким образом: он приносится в каком-нибудь чистом сосуде к архиерею (или иерею, если не будет архиерея), тот дует на него и троекратно рукой изображает на нём крест. При этом дуновением выражается благодать Духа, которую архиерей принял от Христа через Божественное дуновение Его на апостолов, а крестным знамением изображается Сам Распятый за нас, совершивший через Крест наше спасение. Поэтому и самый крест имеет силу священносовершительную, и без креста ничего божественного не совершается. Потом священнодействующий, преклонив главу, молится о том, чтобы елей был освящён Духом Святым, Который некогда послал Ною голубя с веткой маслины, и во времена закона дал елей, и апостолам его передал. Окончив молитву и принеся благодарение, священник три раза крестообразно возливает на воду освященный елей, возглашая многопетую песнь аллилуйа. 31. Что означает аллилуйа Эту песнь – аллилуйа изрекли вдохновляемые Святым Духом пророки. Означает же она пришествие Божие, она значит: «грядет Бог» и «пойте Его», что пророчески изречено и воспевается, потому что, действительно, Господь грядет, как в первом, так и во Втором Своём Пришествии, и всегда посылает нам благодать Свою во Святом Духе. Посему-то и воспевает всегда эту песнь Церковь, принявшая уже Христа и паки ожидающая Его с Неба, как мы сказали. Божественный Дионисий говорит, что в священную купель вливается миро, но теперь вливается этот елей, предшествуя миру, а миро – после. Можно, впрочем, думать, что и священный Дионисий называет миром этот самый елей, как предвестие мира, так как через него крещаемый получает начаток освящения и помазывается на божественные подвиги, а впоследствии укрепляется окончательно и совершенствуется, и запечатлевается совершеннейшим миром благодати. Вот почему в крещении и упомянуто и о том, и о другом. Освятив елей, архиерей помазует им крещаемого, и именно освященным елеем, иначе какая была бы нужда в нём крещаемому после помазывания миром, если в крещении было уже миро? Итак, этим елеем он наперёд уже помазывает крещаемого, говоря: помазуется (имя рек) елеем радости во имя Троицы. Радость же эта – радость Духа, спасающего нас по благодати и милосердию. Ибо Давид восклицает: Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем (освященным растительным маслом) призывается на больного Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные болезни. Это таинство ведет начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, многих больных мазали маслом, и исцеляли ( Мк.6:13 ). Апостолы передали это таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов ап. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Видимая сторона таинства елеосвящения кратко, но ясно указывается в словах ап. Иакова: «пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Отсюда следует, что к видимой стороне таинства относятся: вещество для таинства (елей), действие помазания и молитва , сопровождающая помазание болящего. Веществом для таинства служит елей (λαιον), т. е. масло, добываемое из плодов оливкового дерева (маслин). Это вещество было в широком употреблении в ветхозаветной Церкви. Оно приносилось как дар Богу и возжигалось в семисвечнике скинии и храма. Оно употреблялось и как символ даров Духа Божия при помазании царей и первосвященников. Естественной силе елея издавна усвоялись различные благотворные, целебные действия, почему у евреев вообще распространено было мазание елеем с целью облегчения болезней. Такие свойства елея соответствуют действиям благодати таинства, исцеляющей, утешающей и укрепляющей больного, и объясняют, почему оно избрано служить веществом для новозаветного таинства. Перед помазанием болящего елей таинства освящается. В молитвословиях таинства испрашивается ниспослание от Господа на елей Духа Святого, дабы освященный «силою и наитием Святого Духа» елей был помазующимся от него во исцеление, в совершенное избавление грехов и в наследие Царства Небесного. Елей имеет и символическое значение. В духовной сфере его можно уподобить кротости, умиротворению, любви, которая, распространяясь, проникает и очищает, дает свет умный. Как елей не подавляется, не смешивается с инородной влагой, но, освобождаясь, восходит над нею, так и любовь истинная не подавляется земным, но возвышается к духовному, вечному и пламенеет перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Также и епископы, в случае елеопомазания ими больных. брали из церкви елей, ранее освященный, но, впрочем, как было уже замечено выше, могли и вновь освятить его в доме недужного и освящали. Положение сие, чтобы елей для помазания освящали, исключительно, епископы, а священники совершали бы только помазание, Тридентсюй собор утвердил навсегда для Римской Церкви, на основании якобы апостольского предания, словесно дошедшего 433 . Но это основание: словесное предание , положительно опровергается письменным преданием св. ап. Иакова. да призовет пресвитеры , которое и пресвитерам усвояет право освящать елей для помазания, – опровергается, также, и практикой первых четырех веков Христианской Церкви, когда integer Unctionis ritus (полный обряд помазания) и в Западной Церкви, по свидетельству Пеллиция, совершался пресвитерами же 434 . Наконец, новейшие богословские авторитеты Западной Церкви, напр., Перроне, соглашаются с тем, что и священники могут освящать елей для таинственного помазания больных 435 , следовательно, догматически допускают исконную нераздельность елеопомазания с елеосвящением. Практически же этого не бывает, ибо, в случае неимения елея, освященного епископом, больной оставляется без помазания 436 . Пеллиций говорит, будто и в Восточной Церкви право освящать елей, в IV, V u VI вв., также принадлежало, исключительно, епископам. Но он не приводит на это никаких исторических доказательств, а выводит мнение свое, путем умозаключения, из слов Иннокентия. Вот слова Пеллиция: «в IV u V вв., право освящать елей последнего помазания было у епископов и между латинами, и между греками, так как Иннокентий, вообще , говорит, что творить самую хрисму есть принадлежность епископа (сит generatim dicat Jnnocentius episcopi esse ipsam chrisma conficere) 437 . Но а) в подлиннике Иннокентий буквально говорит только: «елей, будучи уготован епископом », употребляется пресвитерами 438 , а не говорит, что творить хрисму есть, вообще, исключительное дело епископов, и б) Иннокентий говорит о том, что делалось в Римской Церкви в его время, и о Церкви Восточной совсем не упоминает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

У восточных христиан, как увидим, утвердилась практика освящения елея для каждого отдельного случая совершения таинства елеопомазания. Откуда же брался елей для этой цели? Можно полагать, что в тех случаях, когда таинство елеосвящения совершалось в церкви, и мог употребляться елей из церковных лампад. Гоар, анализируя современный греческий чин таинства елеосвящения, о кандиле молитвомаслия замечает, что для помазания больных греки не хранят елей в отдельном сосуд, исключая, быть может, великую церковь , но в одной из привешенных лампад, той, которая горит перед изображением Христа и по этой причине называется «χανδλα το εχελαου» 147 . Это замечание Гоара заслуживает внимания. Оно оправдывается и другими свидетельствами, показывающими, что у греков действительно был обычай пользоваться елеем из церковных лампад для сакраментального врачевания больных. Для нас важно, в данном случае, свидетельство о патриархе Евтихии (6 в.), что он имел обыкновение врачевать больных святым елеем, «который обычно истекал от священного креста или от изображения святой Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии» 148 . С другой стороны, мы имеем еще и то указание, что восточные сирийцы и марониты даже само «таинство елеосвящения называют «таинством светильников» (μυστριον τν λυχνιν) из обыкновения брать елей для таинства из церковных светильников и особенно от неугасимого светильника во святом алтаре» 149 . Затем, Петр Аркудий, говоря о греческом обычае пользоваться елеем лампад и елеем, из тел святых истекающим (Андрей Апостол, Николай Мирликийский, Феодор Стратилат и др.), добавляет, что современные ему «греческие монахи, когда торжественно празднуют славные памяти святых, Спасителя и Богородицы Девы, то, исполнив утренние священные похвалы, обыкновенно помазывают себя елеем лампады, которая зажигается в честь празднуемого святого» 150 . Это замечание Аркудия стоит в согласии с указаниями типика св. Саввы. В гл. 12 на 12 сентября читаем в нем: и дает (иерей) святой елей от лампады святого братиям; в гл. 19 на 16 января: дается же и святой елей братиям из лампады святого 151 . Из этих указаний мы можем видеть, что и на праздничном освящении елея за утреней греки пользовались тем же елеем из церковных лампад. Между тем, как узнаем потом, и елей для таинства в восточной церкви также иногда освящался за утреней и, вполне можно думать, из тех же церковных лампад.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Архив Пн О чинопоследовании Елеосвящения 26 декабря 2012 г. 21:00 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения Согласно определению составленного святителем Филаретом Московским  Катехизиса, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея, елей горел в лампадах Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и, наконец, как о лекарстве (см., напр., Ис. 1:6). Помимо того, елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике. Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:30, 33-34). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученной от Самого Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/2674617.ht...

На это указывают следующие четыре признака. 1) Елей сею молитвой освящали, по чину св. апостола Иакова, пресвитеры Церкви : епископ и священник, в предстоянии диакона 404 , – чего не требовалось при благословении елея для других целей, даже – для крещения 405 . Лишь, в крайнем случае, при отсутствии епископа, дозволялось этой молитвой освящать елей пресвитеру одному, в предстоянии диакона. 2) Сею молитвой елей освящался, по чину св. ап. Иакова, во имя Господне ; ибо в молитве читается: «Сам, Господи Саваоф, и ныне Христом освяти елей сей для принесшего, с славословием, в заключении св. Троицы. 3) Через освященный таким образом елей испрашивается принесшему сила, здравие соделовающая, отгоняющая болезни, прогоняющая бесов, гонящая всякий навет, и опять – Христом , упованием освящающих елей и принесшего. А это все и ныне испрашивается в молитвах Елеосвящения, даже – отгнание бесов и наветов, напр.: «буди елей сей... всякаго диавольскаго действа отгнание» 406 . 4) Молитва сия положена в «Постановлениях» после изложения чинов таинств: крещения, миропомазания, причащения и священства, и следовательно – отнесена к разряду сакраментальных священнодействий. Наконец, в некоторых наших догматических системах эта молитва , также, относится к священнодействию таинства Елеопомазания 407 . Что в молитве упоминается с елеем и  вода , это не может опровергать мысли, что елей освящался для исцеления больных в качестве таинства, а не обряда. В первые века христианства, сею молитвой освящались в отдельности: вода – от елея, и елей – от воды, и каждое из сих веществ имело свое назначение 408 . Может быть, эта же самая молитва «Постановлений», или, по крайней мере, сходная с ней, употреблявшаяся при Елеопомазании. приводится у св. Кирилла Александрийского (ум. 444 г.) в следующих словах к Палладию: «если ты подвергнешься телесной болезни и если веруешь в сии речения: Господь Саваоф  и другие божественные имена (а сими именами начинается молитва «Постановлений»), находящаяся в Писании, что они имеют силу прогонять от тебя зло, то молись, произнося сии слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Елей и воск, как самые чистые из веществ, употребляемых для горения, означают чистоту и искренность приношения, делаемого к прославлению имени Божия (Апостольское пр. 3). Елей означает усердие людей, подобное усердию мудрых дев, взявших елей со светильниками своими для встречи жениха (Матф. 25, 3—4), то есть означает желание христиан угодить Богу своими добрыми делами. Елей употребляется древесный. Воск, как собираемый с благоуханных цветов, означает духовное благоухание приношения, веру и любовь приносящих. Электричество, как мертвый огонь, ни в коем случае не может заменить собою живого огня светильников, принятых новозаветной Церковью еще от Церкви ветхозаветной. Еще Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею, чтобы в скинии в златом светильнике горел чистый елей (Исх. 27, 20), для чего сыны израилевы должны были приносить елей, битый из маслин, чистый без осадка. Вещество для горения, как всякий дар Богу, должно быть самое лучшее. Некоторые из светильников в храме неподвижные, другие во время священнодействия переносятся с места на место. На престоле и жертвеннике всегда возжигаются свечи, которые ставятся в подсвечники. Пред иконами же возжигается елей и свечи. Сосуды для этого называются кандилами и лампадами. Кандила, имеющие от семи до двенадцати свечей, называются поликандилами. Семь свечей знаменуют семь даров Св. Духа; двенадцать лик Апостолов. Кандила, имеющие более 12 свечей, называются паникадилами. Возжжение светильников в храме согласуется с песнопениями и священнодействиями служб. Чем торжественнее богослужение, тем больше возжигается светильников. В Уставе указано, когда и сколько светильников на каких службах следует возжигать. Так, например, во время Шестопсалмия тушатся почти все светильники, а во время пения полиелея возжигаются все свечи в храме. На литургии, как самом торжественном богослужении, полагается возжигать более всего свечей. Свечи в храме и алтаре, кроме престола и жертвенника, возжигаются кандиловжигателем, или пономарем. Свечи на престоле и жертвеннике предписывается возжигать и гасить только иерею или диакону.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

По сему же мощи священнейших мучеников, полагаемые под божественным жертвенником, как бы во гробе, помазуются вместо сего елея святым миром; ибо совершенным прилично и вещество совершеннейшее. То же совершаем и мы, когда на умерших во Христе братий возливаем елей». И в другом месте (в гл. 338): «посему, когда тело полагается в гробе, возливается на него крестообразно елей, как предали апостолы и как пишет Дионисий, что во время погребения должно помазывать тело умершего елеем. – Как во время крещения употребляется вода и елей, так и здесь благочестием установлен обычай приносить елей в ознаменование того, что умерший верно и благочестиво жил и скончался. Для этого сначала крестообразно отирают водою и губкою чело, очи, уста и перси, руки и колена умершего, а потом помазуют елеем. Елей есть знамение подвигов и выражение того, что почивший скончался в подвигах добрых и благочестивых, что он удостоился милости божественной и светлого света божественного веселия». И еще (в гл. 268): «некоторые из благочестивейших мужей, находясь еще в живых, совершают таинство елеосвящения в умилостивление своих грехов и окончательное освящение. И если они близки к смерти, то этот елей соблюдается до кончины, после которой помазуют отшедшего, полагая на нем священнейшую печать и воздавая тем честь и освящение преподобным его останкам, и помазуемые достойны чести быть умащенными священными мастьми; поживших по образу Христа прилично запечатлеть печатию Христовою; даже при самом погребении возливают елей на тело христианина, призывая на него божественную милость». §18. «Вечная память» Вечная память. Симеон Солунский (в гл. 368) говорит: «после отпуста, к прославлению усопшего возглашается вечная память, потому что умершие присоединились ко святым и достойны их наследия, как достойные преемники их веры. Самое провождение усопшего к Богу и моление наше о нем имеют высокое значение: окончательная молитва и предпосылает почившего к Богу и как дар богоугодный, и как совершенное окончание всего, предает душу и тело отшедшего Богу. Посему мы приходим с останками до самой могилы и поем трисвятую песнь». Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010