Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕЛИН [наст. фам. Хуца (Гуца)] Юрий Иванович (22/23.04.1802, с. Тибава (Вел. Тибава), ныне Закарпатская обл., Украина - 25/26.03.1839, Москва), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист. Сын правосл. священника из русско-румын. семьи. Учился в гимназии в Унгваре (совр. Ужгород), получив стипендию - в семинарии в Сегеде (Венгрия). В 1822 г. был студентом Львовского ун-та. В 1823 г. воспитатель духовной семинарии в Кишинёве. Благодаря общению с наместником Бессарабской обл. ген. И. Н. Инзовым и болг. беженцами заинтересовался историей и языком болгар. В 1825 г. переехал в Москву и поступил на медицинский фак-т Московского ун-та, к-рый окончил в 1829 г. Изучал гуманитарные науки. В Москве вошел в круг славянофилов, общался с М. П. Погодиным и С. Т. Аксаковым (готовил его сына Константина к поступлению в ун-т). В 1829 г. В. опубликовал одно из самых значительных своих произведений - 1-й т. соч. «Древние и нынешние болгары в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам», в к-ром доказывал исконно слав. происхождение болгар и их родство с русскими, отрицая тюрк. этническую принадлежность (прото) болгар-кочевников, давших свое имя стране и совр. народу. Будучи самоучкой в вопросах истории и филологии и романтиком по воззрениям, не владея критическим методом, В. следовал здесь (как и в позднейших сочинениях) в русле позднесредневек. «сарматской», или «скифской», теории, относя к славянам большинство позднеантичных и раннесредневек. кочевников, включая скифов, гуннов, авар, хазар, а также этрусков и ряд др. италийских народов. В этом сочинении он отмечал совр. активное использование болг. наречия, несмотря на долгий период тур. ига, и его родство с церковнослав. и древнерус. языками, хотя его мнение, что болг. язык является наречием русского, было безусловной ошибкой и не получило признания в науке. На основе предложенных гипотез о древности и самостоятельности народа В. сделал вывод, что болгары имеют такое же право на независимость от тур. господства, как и греки, освобождением к-рых тогда были озабочены ведущие европ. гос-ва. По замечанию И. В. Ягича, в книге «о современных болгарах было сказано очень мало... но теплые выражения искреннего сочувствия подкупали болгарских и неболгарских читателей».

http://pravenc.ru/text/150229.html

Брак Не давай обещания, что в брак не вступишь, но живи так без обещания и береги себя благодатью Божией, ибо многие обещают, но не исполняют. Никто тебя принудить не может к браку, Бог дал это нам на произволение. Брак – это Таинство, посредством которого сочетаются лица мужского и женского пола по взаимному согласию обоих и по благословению иерейскому. Вопрос: Какая материя или вещь брака? Ответ: Лица мужского и женского пола. В. Какова форма или совершение? О. Согласие обоих на заключение между собою супружеского союза и хранение любви между собою, так чтобы не оставить одному другого до конца своей жизни. В. Что подобает соблюдать в этом Таинстве? О. Три вещи: 1 . Желающие вступить в супружество должны приготовить себя благочестивыми делами, исповедать свои грехи и причаститься Божественных Таин за три или четыре дня перед венчанием. 2 . Должны иметь правое намерение сочетаться не по страсти и не ради плотского угодия, но чтобы род человеческий к славе Божией умножился, для благословенного рождения и благоугодного воспитания своих детей. 3 . Не должно быть никакого препятствия, какими являются, например, родство между ними, плотское или духовное; также запрещенное время, такое, как пост; или принуждение к супружеству родителями нежелающих детей, и прочее тому подобное. Когда священник хочет венчать брак в своем приходе, то должен посмотреть, первым или вторым браком в супружество вступают сопрягаемые лица. Нет ли между брачными родства, указанных лет и прочего, что в Кормчей книге о тайне супружества в 51-й главе изображено, к которой прилагается данный список. Когда вторым или третьим браком сопрягаются, оба вдовые или не оба, и давно ли овдовели, оба или один... Так и в прочем испытание прилежное устраивать, нет ли какого препятствия к бракосочетанию, и если хотя бы малое сомнение покажется – не венчать, но требовать совета от нашей консистории, представляя о том письменно изъяснение. От беззаконных же браков последуют следующие грехи: когда муж от живой жены, а жена от живого мужа венчана, то бывает прелюбодеяние; когда родственники венчаются, то последует кровосмешение; когда малолетний человек со взрослой девушкой венчается, могут случиться вражды, отравы, прелюбодеяния, кровосмешения, убийства. А что еще хуже – в таких грехах многие умирают, а венчавший священник оказывается виновником всего этого зла и потому самого себя и других явно в ров вечной погибели ввергает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Все площадки и мастер-классы фестиваля будут открыты для бесплатного посещения 20 августа. ПРАВМИР. Международный фестиваль «Артос», который пройдет с 22 по 28 августа в московском Конгрессно-выставочном центре «Сокольники», расскажет об особенностях православия в России и Греции. Фестиваль приурочен к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне и году сотрудничества России и Греции. В ходе фестиваля будет показано духовное родство двух народов и стран. Выставки и ярмарки греческих иконописцев и ювелиров, ремесленников и фермеров, издателей и туристических компаний помогут погрузиться в мир культуры древней Эллады. Также в программе предусмотрено выступление Хора византийского пения, концерты авторов-исполнителей духовной и этнической музыки, танцевальные программы, на которых можно будет познакомиться с историей греческого танца и русскими народными плясовыми традициями. Запланированы и художественные выставки, на которых русские художники представят свое видение знаменитых святынь греческой земли. Кроме того, будут экспонироваться работы-победители всероссийского фотоконкурса «Греция. Мои мгновения счастья». 27 августа посетители фестиваля смогут увидеть полный цикл документальных фильмов о святом Паисии Святогорце, а также встретиться с его создателем Александром Куприным. Для детей и их родителей предусмотрены мастер-классы, в увлекательной игровой форме знакомящие с культурой Эллады. Маленькие гости праздника смогут узнать о греческом костюме, попробовать себя в росписи амфоры, создать уникальный арт-алфавит или поводить хороводы вместе с фольклорным ансамблем «Веретёнце». В ходе краткого курса новогреческого языка этнические греки расскажут о его основных особенностях и роли в русской культуре. Посетители смогут принять участие в мастер-классах по греческому танцу и фотографии, семинаре по ораторскому искусству и актерскому мастерству, а также научиться готовить традиционный византийский хлеб и выбирать самое качественное оливковое масло. На фестивале можно будет приобрести работы иконописцев и ювелиров, ремесленных мастеров, свечи и церковную утварь, национальные сувениры и разнообразную книжную продукцию, а также натуральные продукты из Греции и фермерских хозяйств России, монастырский мёд и целебные сборы.

http://pravmir.ru/festival-v-sokolnikah-...

Выбор восприемников Далее, что необходимо для осуществления твоего намерения, это крестные, или восприемники. У нас в России в обычае чтобы было два, обоих полов. Если же придут креститься грузины или цыгане, они приведут нескольких. Мол, чем больше, тем лучше. И попробуй, переубеди их. Но для желающих поступать по закону – необходим один, одного пола с крещаемым. Он-то, даже при наличии второго, и считается собственно восприемником, и входит в духовное родство с одним из родителей крещаемого. Так что, мать-одиночка, не зови в крестные сыну того, с кем предполагаешь вступить в брак! Так же и ты, одинокий отец, не выбирай для дочери ту, на которой думаешь жениться! По церковным канонам такой брак будет невозможен. Избрание крестных очень важный и непростой вопрос. С одной стороны надо, чтобы они были близкими, вхожими в дом людьми. И одновременно – чтобы были верующими, православными, церковными. Хорошо, когда первое совпадает со вторым, когда все вы члены одной христианской семьи. Тогда между вами протянется еще одна связующая нить, и все вы вместе еще более твердо пойдете выбранным святым путем. А если верующего человека зовут в крестные не очень церковные люди, перед ним встает серьезный вопрос: соглашаться ли, если заведомо ясно, что воспитывать в строго церковном направлении крестника не будут? Что на это ответить? Допустим, ты откажешься. Кто будет вместо тебя? Более церковного, чем ты, у них нет. Пусть в полной мере тебе не дадут выполнять твои обязанности. Но хоть молиться-то за своего крестника ты будешь усердно и аккуратно. Другие и этого делать не станут. Так что со смиренным сердцем соглашайся. Но порой и для вроде бы церковных людей найти крестного для своего ребенка – проблема. Бывает, люди регулярно посещают храм, участвуют в таинствах, но живут изолированно, сами по себе, ни с кем не сблизившись во Христе, и не желая никого впускать в свою жизнь. Вот и лишний повод подумать о правильности своей жизни, вспомнить слова Христовы: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

" Квадратура круга " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_18310.html 03 июня 2005 Борис Туманов " Квадратура круга " Источник:  http://www.newtimes.ru Новое время Понаехали тут! Вертлявое дышло закона Не пивом единым Остроумный полпред и дороги На прошлой неделе в Госдуме за круглым столом обсуждался вопрос о необходимости религиозного образования в школах. По мнению некоторых несознательных участников дискуссии, в школах должны быть представлены все " традиционные " религии России – православие, ислам, иудаизм и буддизм. Другие же считали, что в школах должно преподаваться только православие. Такую точку зрения профессор Московской духовной академии дьякон Андрей Кураев обосновал следующим образом: " Есть мнение, что изучение православия может обидеть представителей других религий, но эта религия – основная в России, и если гости из других стран мешают россиянам изучать свою религию, то это уже не гости, а оккупанты " . Дьякон Кураев прав: что-то уж больно загостились на Святой Руси всякие татары, башкиры, чеченцы, дагестанцы, ингуши, буряты, калмыки, а особенно евреи. Да еще вдобавок мешают православным свою религию изучать. Пусть горит русская земля под ногами оккупантов! На прошлой неделе калмыцкие милиционеры задержали шестнадцатилетнего сына президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. При этом блюстителей порядка нимало не смутило, что юноша указывал на свою неприкосновенность и грозил милиционерам страшными карами, ссылаясь на прямое родство с главой республики. Этот случай мог бы послужить вдохновляющей иллюстрацией строгого соблюдения нашей милицией принципа равенства всех граждан перед законом, если бы не то обстоятельство, что милиционеры, задержавшие Илюмжинова-младшего, были пьяны в лоскуты. Этот инцидент не должен, однако, создавать впечатление, что в рядах российской милиции свирепствует повальное пьянство. Напротив, есть не менее выразительные примеры, свидетельствующие о том, что наши милиционеры и капли в рот не берут при исполнении служебных обязанностей. Скажем, чины московской милиции, расследовавшие на прошлой же неделе ДТП на улице Лобачевского, где сын министра обороны Сергея Иванова насмерть сбил старушку, двигаясь, по словам многочисленных свидетелей, с огромным превышением скорости, были абсолютно трезвы. Что, впрочем, не помешало им прийти к выводу, что министерский сын ни в чем не виноват и что старушка практически сама кинулась ему под колеса.

http://religare.ru/2_18310_1_21.html

Народы средней и северной Азии. Их движение Азия в самой средине своей была потрясена волнениями, которых отзыв на запад изменил историческую судьбу Европы. Области Халхи и Джунгарий от амурской системы до границ Джагатая были населены ветвями финно-турецкого племени. Их разрозненные семьи, угнетённые другими сильнейшими соседями, стали мало-помалу смыкаться в воинственный союз Уйгуров (или Уир, так же как позднейшие Ойрат, т. е. союзники). Этот союз сначала является в истории китайской под именем Тчессе или Тчешу (вероятно по главной семье) и, кажется, известен был западным писателям под именем Зизигов. В самом начале I века до P.X. уже Тчессе-Уйгуры 233 , в союзе с другими семьями турецкого племени Гионг-ну, одержали победу над войском китайским; потом они снова успокоились и исчезли на время с поприща истории. Но средней Азии не суждено было уже возвращаться к своей прежней дремотной жизни. Усилившийся Китай, беспрестанно врываясь в её дикие пустыни и поочерёдно покоряя её кочевых дикарей или уступая перед их вольнолюбивыми возмущениями, пробуждал в ней невольную деятельность и вызывал наружу её сокровенные силы. Вместе с войсками Китая проникали в пустыню начала искусственного просвещения, точно так же, как с юга пробивались учения религиозные Шакия-муни, а с запада учения магов (как видно из Хормузды, буддического). Вся бесконечная область с её бесконечно дробными семьями финно-турецкого племени волновалась в нестройных борьбах вещественной и духовной жизни. Средне-азийское племя вообще составляет одно целое, которое называем финно-турецким, по двум важнейшим семьям. Все языки его относятся друг к другу как наречия (так же как наречия иранские), общий же коренной язык сам относится без сомнения как наречие к обще-иранскому. Критике ещё угодно в этом сомневаться, но просвещённый разум сомневаться не должен. Родство ясно; например, имя для озёр и рек у разных семей нор, гиол (су, явно связывается с санск. нир вода, слав. гирло устье реки, слав. сыр и т. д.). Бесконечное множество дробных наречий происходит от разъединяющей силы пустынь, точно так же, как у Русских в Камчатке составилось в самое короткое время наречие, созданное произволом. Массы наречий происходят от врождённой общительности племени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Новый Израиль, или Лубковцы Основателем и главой секты считается мещанин гор. Боброва Воронежской губ. Василий Семенов Лубков. По имени своего основателя она стала называться сектой «лубковцев». «Новым Израилем» сектанты сами называют себя потому, что считают себя «избранным народом Божиим», каковым в Ветхом Завете были некогда израильтяне. Начало распространения секты относится к девяностым годам прошлого столетия. Сделавшись лжехристом, Лубков объявил себя «вождем новоизраильского народа», «царем 21 века», «сыном светлого эфира», которому «вручены премудрость и власть по всей земле». Учение это было принято во многих крупных центрах хлыстовства. В конце 1905 г. Лубков избрал местом своего постоянного жительства г. Ростов-на-Дону. С тех пор этот город сделался главным средоточением и объединяющим центром всех последователей новоизраильских общин. Отсюда секта быстро распространилась преимущественно на юг России. Последователи ее имеются в губерниях – Екатеринославской, Воронежской, Владикавказской, в области войска Донского, в Ставропольской, Таврической, Харьковской, а также в Смоленской; немало их в настоящее время и в Сибири вследствие переселения. По своему вероучению Новый Израиль скорее не новая секта, но только переменившее свой внешний облик хлыстовство, или новый хлыстовский толк. Учение их о Боге, о Христе, о перевоплощениях имеет общехлыстовский характер. Лубков, вполне разделяя основной пункт учения хлыстовства о воплощении в людях Божества, отрицает, однако, возможность одновременного существования двух живых Богов, двух христов. Считая только себя самого за живого бога, он всех других, именующих себя богами и христами, называет лжецами и обманщиками. Лубков составил и издал в 1906 г. «Краткий катихизис основных начал веры Новоизраильской общины». Катихизис этот переполнен истолкованными в хлыстовском смысле текстами Св. Писания и искаженными изречениями св. отцов. К таинствам и обрядам Православной Церкви сектанты относятся отрицательно, в особенности – к почитанию крестного знамения, св. икон и таинству брака; у них требуется обязательное новобрачие для своих последователей, причем допускается полная свобода половых отношений и право каждого по влечению «духа» избирать себе «духовницу» или «сестрицу»; кровное родство при этом не принимается в расчет; является кровосмешение; допускается измена жен; к детям относятся отрицательно, а также и к деторождению от православных браков. Пост отвергается совершенно; вопреки запрещению хлыстов, разрешается употребление мяса животных. При крещении младенцев, причащении и браке употребляются и обряды, но не имеющие ничего общего с таинствами Православной Церкви. Внешний строй и организация «Новоизраильских общин» – те же, что и у других хлыстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Соединение в Лице Сына Божьего двух природ (сущностей, естеств): Божеской и человеческой ( Ин.1:14 ). Сын Божий, не переставая быть Богом, восприняв в Свою Вечную Божественную Ипостась человеческое естество, стал Совершенным Человеком. В силу этого обстоятельства все люди, без исключения, были возведены в генетическое родство Богу (по человеческому естеству). Этим путём — путём полного, самоотверженного послушания Богу (вплоть до смерти и смерти Крестной ( Флп.2:8 )) — до Христа не смог пройти ни один человек. Богу же было угодно, чтобы диавол, победивший и пленивший человека через обман, был побежден самим Человеком. Спаситель осуществил этот Божественный замысел, как Представитель человечества. На протяжении всего Своего земного служения Господь Иисус Христос являл миру пример безупречного образцового поведения (мышления, произволения, делания и т. п.), научая людей, как нужно организовывать благочестивую, богоугодную жизнь. Сын Божий преподал апостолам полноту знаний, необходимых для стяжания спасения, вечного блаженства с Богом и Его святыми ( Ин.15:15 ). Это знания (или, что то же, учение) были подтверждены рядом исполнившихся пророчеств, а также чудесами, среди которых особенно выделяется главное — Воскресение ( 1Кор.15:13-17 ). Освобождение от клятвы ( Гал.3:10-13 ), тяготевшей над человеком со времени грехопадения Адама; примирение человека с Богом Клятву нельзя понимать в грубо юридическом значении (как оплату, хотя вопрос о цене нашего спасения не лишен оснований, ведь мы и действительно спасены ценой жизни Христа, ценой Его Драгоценной Крови ( 1Пет.1:18-19 )). Закон «согрешишь — смертью умрешь» был отменен Богом не спонтанно, но после осуществления ряда необходимых условий, подготовленных действием Его Вышнего Промысла. Эти условия открыли для человека возможность освобождения от греха, единения с Господом и наследования Царства Славы. Сокрушение державы диавола сказалось в том, что он утратил ту степень господства над человеком, какую имел до совершения Искупления ( Откр.20:2 ). После победы Христа над диаволом и образованием Апостольской Церкви человек имеет все благодатные средства для эффективной, результативной духовной борьбы с силами зла.

http://azbyka.ru/shemy/aspekty-spasenija...

Светлана Коппел-Ковтун: «Когда религия вырождается в секту?» 24.02.2021 13:53:20 На вопросы отвечает религиозный поэт и эссеист Светлана Коппел-Ковтун   Вечное мыслят вечным в себе, а не невечным. Описания вечного, которыми все пользуются, добыты теми, кто видит вечное вечным в себе —  это и есть откровение. И понять его по-настоящему можно только вечным в себе. В этом ловушка для тех, кто пытается своим рациональным, ограниченным умом мыслить о немыслимом.   Вопрос: Когда религия вырождается в секту?   Светлана Коппел-Ковтун:  Когда не развивает, а ограничивает сознание. Когда смыслы не проясняются, а, наоборот, размываются и затемняются. Когда базовые религиозные основания подменяются спекулятивными ярлыками-пустышками, ублажающими те или иные хотелки. Когда активируется в адептах самостное, корыстное, вместо чистого, нездешнего. Когда упор делается на эмоциональную сторону, которой подменяется духовное содержание.   Вопрос: Любая ли религия может выродиться в секту?   Светлана Коппел-Ковтун: Да, любая.   Вопрос: Православие не исключение?   Светлана Коппел-Ковтун: Не исключение. Сектантское понимание православия всегда присутствует в отдельно взятых головах.   Вопрос: И эти головы могут объединиться в единую организацию?   Светлана Коппел-Ковтун: Секта может существовать как социальный феномен, т.е. не обязательно существует юридическая организация. Но это всегда некое единство в духе.   Вопрос: Разве единство в духе возможно вне Христа?   Светлана Коппел-Ковтун: Футбольные фанаты едины не во Христе. Поклонники пончиков или блондинок —  тоже, хотя между ними есть некое родство. Но это поверхностное единение, а не глубинное, как во Христе. Глубинное, личностное (а не в страстях) осуществимо только во Христе.   Вопрос: Единение в добре и во зле —  в чём разница?   Светлана Коппел-Ковтун: Единение ради чего-то хорошего (в смысле неплохого) тоже не обязательно во Христе происходит, человеческого измерения порой достаточно (единое хобби, профессия, сфера интересов и пристрастий, вкусовщина, наконец), ибо добро добру рознь. Или, скажем, единение людей на концертах —  оно какого рода? Не зря же существует выражение «храм искусств». Особенно в последнее время стало очевидно, что поклонение искусству сродни религиозному. И странным образом религиозное измерение жизни всё менее наполнено живительной тайной искусства. Эта тема стоит осмысления лучшими умами.

http://radonezh.ru/2021/02/24/svetlana-k...

Этьен Жильсон, друг, коллега и наставник В. Лосского писал о книге: «Отрицательное богословие и познание Бога у Мейстера Экхарта»: «Редчайшее достоинство этого долгого исследования состоит именно в отказе свести богословие Экхарта к систематическому развитию одной–единственной основной мысли. Но это богословие не мыслится здесь и как своего рода эклектизм, где обрела бы себе место и нашла бы свой черед каждая из этих основных мыслей. Если есть у Экхарта одна основная мысль, то это мысль о Боге, или, точнее, это мысль о неизреченности Бога. Таким образом, заглавие книги ставит ее предмет в самый центр исследуемого учения; но Экхарт мыслил свой труд как строго позитивное исследование нашего незнания Бога. […] Владимир Лосский хотел пролить свет на отказ, которым встречает Экхарт любую попытку заключить божество в то или иное понятие, которое было бы признано достаточным, чтобы Его определить; потому и от нас он ожидает той же скромности, какую сам проявлял так естественно, ожидает согласия на конечное незнание — которое здесь есть истинное знание; короче говоря, он скорее ожидает от нас отказа от знания, чем обещает удовлетворить догматическими истинами. Для нас, как и для него, эта активная аскеза разума, который подчиняет себя дисциплине с полным пониманием причины, составляет единое целое с верностью предмету исследования. И более того — без сомнения, именно она, эта аскеза, лучше всего выражает то, что в душе Владимира Лосского естественно откликалось на зов души Мейстера Экхарта. Тайное родство привело его к тюрингскому доктору — конечно, не для того, чтобы всегда его одобрять, но по крайней мере для того, чтобы поставить ему на службу духовную симпатию — единственное, перед чем доктрины открывают в конце концов свои тайны. Если и возможно для нас какоето утешение в скорби при утрате такого друга, то это, без сомнения, возможность вновь встретить его здесь, в этой книге, в которую он вложил так много себя, так много своего самого сокровенного, что его благотворное присутствие уже не может быть нами полностью утрачено.»

http://pravbiblioteka.ru/book/otricateln...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010