Многое в жизни приснопоминаемого диакона Димитрия Таланкина происходило сугубо: «две жизни» – русская и сербская, два сороковых дня: 10-го и 11-го сентября. О том, как Бог не забывает работников Своего виноградника, а те, кто угодил Ему, и после смерти продолжают помнить нас и участвовать в нашей жизни, – продолжает рассказ супруга, матушка Мария Таланкина. Благословение на брак от Мироточивых глав Диакон Димитрий Таланкин Друг отца Димитрия, иеромонах Владимир (Палибрк), служащий в монастыре Острог в Черногории, слышал от одного старого сербского священника, что у них принято отсчитывать 40 дней от первого утра, которое не застало человека на земле. По такому счету 40-й день отца Димитрия приходится на Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Десница именно этого святого, хранящаяся в черногорском городке Цетине, и приснилась Диме 40 лет назад во сне-откровении, приведшем к рукоположению в Сербской Церкви. Вот «закрывающая рифма» в жизни Димы, одна из многих. Между тем «русский» 40-й день совпал с памятью Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах. А, собственно, благодаря их мироточивым главам мы с Димой и поженились. Встретились мы довольно поздно, взрослыми, сформировавшимися людьми, но притираться друг к другу не понадобилось. Нас хорошо и до этого каждого жизнь побила – это как в Греции осьминогов бьют о стенку для мягкости, которая потом нужна при готовке… Вот так же и мы были уже приуготовлены, чтобы ценить вдруг открывшееся уже нежданное душевное родство. Мы просто смотрели друг на друга, как старосветские помещики, и плакали: потому что такого не может быть. Мы всегда связывали начало нашей семейной жизни с благословением, полученным от мироточивых глав Дима говорил, что ему стало совершенно ясно, что нам нужно безотлагательно пожениться, как раз в Киево-Печерской лавре, во время молебна мироточивым главам в Дальних пещерах: он вдруг разрыдался, пережил какое-то явное присутствие благодати. Вышел, позвонил мне и попросил, чтобы я назначила ему встречу со своим духовником (это вместо предложения). Поэтому мы всегда связывали начало нашей семейной жизни с благословением, полученным от мироточивых глав. И потом ездили в Киев благодарить.

http://pravoslavie.ru/133909.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Американские ученые о православной монархии и святости царя Hukoлaя II 24.07.2013 Рубрика: Воочию , Общество , Церковь Метки: Царь-мученик Николай 400 лет Династии Романовых Перед нами две статьи американских исследователей — профессора истории из Бостона Л. Геретца и К. Деруазье, профессора Нью-Гемпширского университета. Я познакомился с ними в 1998 году в Америке во время поездки в гости к отцу Роману Лукьянову, благоговейному почитателю царственных мучеников. Это было в Бостоне, незадолго до смерти отца Романа. Оба автора — природные американцы, в зрелом возрасте сознательно принявшие Православие и осознавшие святость царственных страстотерпцев. Профессор Л. Геретц рассказывал о себе: «К прославлению царственных мучеников Русской Зарубежной Церковью в 1981 году я отнесся резко враждебно, и только с годами, по мере изучения русской истории и возрастания в православной вере я пришел к пониманию глубокой правды этого акта». Он часто приходил в гости к отцу Роману, и мы имели возможность подолгу беседовать о Православии, о монархии, о последних царственных особах. Поражала его уникальная эрудированность в самых мельчайших подробностях русской истории, а также точность оценок всех ее решающих поворотов. И более всего — глубокая взволнованность, с которой он говорил о событиях в России, как если бы это была его родная страна. Слушая его, я невольно думал, что и у государя Николая Александровича было менее двух процентов русской крови. Не потому ли профессор Л. Геретц был так неравнодушен к «русской теме», что духовное родство выше всякого другого родства? Перед отъездом я попросил, чтобы эти ученые изложили свои мысли в письменном виде. Позиция американцев представлялась мне весьма важной — особенно в то время, когда накануне прославления у нас царственных страстотерпцев, сопротивление ей возрастало в «новой демократической России» и даже в некоторой части Русской Православной Церкви. Нет сомнения, что эти статьи не утратили своей актуальности и сегодня.

http://moral.ru/американские-ученые-о-пр...

Откуда у Каина жена, а у Христа – братья? Священники отвечают на вопросы читателей «Правмира» 17 июля, 2015 Священники отвечают на вопросы читателей «Правмира» У новоначальных (и даже «опытных») христиан, всегда есть множество «а почему?», касающихся разных сторон духовной жизни. В помощь им «Правмир» начинает серию публикаций, в которых на вопросы читателей отвечают наши священники. Сегодня мы поговорим о непонятных местах из Священного Писания. Два вопроса по книге Бытие: Владимир Священник Михаил Самохин Здравствуйте, Владимир! Некоторые исследователи считают, что во время Ездры, при редактировании книг Ветхого Завета, были соединены два рассказа о сотворении человека: более краткий и, поясняющий его, более подробный. С уважением, протоиерей Михаил Самохин Бог создал Адама и Еву, первых людей. У них родились дети, Каин и Авель, затем Каин убил брата. В качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле» («и пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою»). Откуда взялась его жена? Татьяна Здравствуйте, Татьяна! В Библии говорится: «Адам родил сынов и дочерей» (Быт. 5:4-5). Адам жил 930 лет. Исследователи Библии утверждают, что если бы Каин был так долговечен, как его отец, и женился в трехсотлетнем возрасте, то он имел бы к тому времени 100000 невест, из которых мог бы выбрать себе жену. Конечно, легко могло случиться, что невестой Каина оказалась бы его сестра, племянница или кузина. В те времена, когда род людской еще не был так захвачен грехом, близкое родство не представляло собою угрозы вырождения, предотвращенной позже законом Моисея. С уважением, протоиерей Михаил Самохин Почему большинство заповедей даны Богом через отрицание? Ведь, казалось бы, проще и понятнее вместо фразы «не убий» использовать «сохрани жизнь», вместо «не укради» — «живи честно» и так далее. Сергей Здравствуйте, Сергей! То, что Вы имеете в виду, дополнил Иисус Христос в Новом Завете, в Нагорной проповеди, в частности. Это большая высота, планка здесь сильно поднята по сравнению с Ветхим Заветом, откуда и идут все эти заповеди. Но большинству людей, чтобы дорасти до большего, сначала доступнее и понятнее ограничения через отрицание чего-то недолжного, нежелательного (между прочим, детей именно так и воспитывают с самого начала, да и множество взрослых Ветхий Завет еще отнюдь не переросло).

http://pravmir.ru/otkuda-u-kaina-zhena-a...

Патриарх Кирилл: Потеря христианского присутствия будет опасна для ближневосточных стран Хаос на Ближнем Востоке мог быть выгоден определенным силам. 12 ноября, 2014 Хаос на Ближнем Востоке мог быть выгоден определенным силам. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы ведущего программы Al Hayat Al Youm — LifeToday, которая выходит в эфире египетского телеканала Al Hayat TV. — Приветствую Вас, Ваше Святейшество, в эфире телеканала Al Hayat TV. Большое Вам спасибо за то, что предоставили возможность побеседовать с Вами. Ваше Святейшество, как Вы оцениваете отношения сейчас между двумя Церквами — Русской и Коптской — в свете последнего визита в Египет, который Вы совершили в 2010 году? — Исторически на протяжении столетий отношения между нашими Церквами были очень добрые. Всякий раз, когда русские православные люди соприкасались с православными коптами, они чувствовали духовное родство, особенно в сфере монашества. Монастыри играют важную роль в Коптской Церкви, и такую же важную роль монастыри играют в жизни нашей Церкви. Что касается практического сотрудничества, то оно стало развиваться в период после Второй мировой войны, особенно начиная с 1960-х годов, когда Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей. На платформе Всемирного Совета Церквей несколько позже завязались уже наши двусторонние отношения. А затем, нужно сказать, все Православные Церкви, связанные исторически с Византией, и все Ориентальные Православные Церкви, которые не входят в семью Восточных Православных Церквей, вступили в диалог. И в этом диалоге, конечно, очень важную роль играют две наших Церкви. Всякий раз, когда русские Патриархи приезжают в Египет, они встречаются с Александрийскими Патриархами Коптской Церкви. И последний раз, когда я имел счастье и удовольствие быть в вашей стране, я встречался с покойным Папой Шенудой. Сейчас нас навестил Святейший Патриарх и Папа Феодор II после его избрания. Такова традиция — после избрания Патриархи совершают визиты в другие Церкви. И я очень ценю тот факт, что первый такой визит Патриарх Феодор нанес в Москву. У нас состоялась важная встреча. Мы договорились о том, что открываем новую страницу в двусторонних отношениях, создаем совместную комиссию, совместный рабочий орган, который будет помогать нам осуществлять мониторинг наших отношений и развивать взаимодействие в богословской, культурной и образовательной сфере. Мы также предполагаем, что в рамках этой комиссии могли бы работать политические эксперты, с тем чтобы всесторонне содействовать развитию отношений между нашими странами и народами, укрепляя одновременно и отношения между нашими Церквами.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-potery...

Первое, что бросалось в глаза пришедшим в храм мученицы Татианы в этот зимний вечер, – роскошный букет полевых цветов в ведерке из золотой фольги, напоминающий о названии книги – «Ведро незабудок» – и вообще сыгравший роль своего рода знакового эпитета, отражающего замысел книги и личность самого автора. Александр Богатырев пообещал раздать каждому гостю по веточке от радостного букета, что и выполнил в конце вечера, подписывая книги на память. Тема Промысла Божиего угадывалась в каждой истории, услышанной в тот вечер. Что неудивительно: «зеленая серия надежды», в которой представлена книга А. Богатырева, повествует об удивительном попечении Бога в жизни человека. Главная мысль книги «Ведро незабудок»: там, где человек отвергает Бога, жизнь превращается в бессмысленную гонку за призраками богатства, славы и удовольствий, приводящую к неизбежному тупику и личным трагедиям. Кино и литература Тема кино органично влилась в презентацию книги Александра Богатырева, известного своими авторскими фильмами и сюжетами. В конце вечера был запланирован просмотр одного из них. Ведущий вечера настоятель домового храма МГУ протоиерей Владимир Вигилянский представил публике драматурга, режиссера-документалиста, кинокритика, публициста, прозаика Александра Богатырева в первую очередь как своего друга, чем задал общую тональность мероприятию как встречи старых друзей. – Говорю сейчас с трепетом, – признался отец Владимир, – потому что, когда столько лет знаешь человека, сколько я знаю автора, становится не по себе, ведь этого хватило бы на несколько жизней. Это своего рода уникальное духовное родство, наши семьи знают друг друга очень давно. И хотя мы седые уже и внуков нянчим, но – и я всегда поражаюсь этому – Александр Владимирович полон энергии, молодости – он человек, который трепещет перед каждым своим творческим делом, горит им. И вот вышла его книга художественной прозы. И хотя она написана на основе реальных историй, это, безусловно, художественная литература, где удачно распределились таланты автора. С одной стороны, проявившиеся в кино – по его сценариям было снято около 30 фильмов, в которых отразился его зоркий глаз, поскольку он видит избирательно не только красоту, но и сердце мира или же его отсутствие. С другой стороны, в прозе – это ухо: как он слышит этот мир. Это поразительно, потому что собственно авторского текста, придуманного, в его прозе очень мало. На 70 процентов творчество Богатырева состоит из того, что он слышит, запоминает и излагает потом в своей прозе. Его герои – это собеседники, люди с живым, индивидуальным языком, мировоззрением, которое Александр Владимирович может мастерски передать. Вот это сочетание глаза и уха, которые распределились по видам искусства – в кино и литературе – и взаимодополнимы, и создают тот образ творца, который являет Александр Богатырев .

http://pravoslavie.ru/66817.html

Председатель ОВЦС возглавил соборное служение в монастыре Филофей 26 октября 2010 г. 13:17 25 октября 2010 года паломническая группа Русской Православной Церкви во главе с председателем ОВЦС митрополитом Волоколамским Иларионом  прибыла в монастырь преподобного Филофея на Святой Горе Афон, основанный в X веке учеником преподобного Антония Афонского Филофеем. Во вратах обители высоких гостей встречал игумен монастыря иеромонах Никодим с братией. Облаченный в игуменскую мантию, владыка Иларион проследовал в соборный храм, где молился за кратким молебном. По окончании молитвы игумен обители обратился к председателю ОВЦС с приветственным словом: «С уважением и с благодарностью приветствуем вас, Ваше Высокопреосвященство, и Ваших спутников в этой святой обители. Благодарим Вас за то, что Вы предприняли труд прийти к нам, смиренным. Ваше Высокопреосвященство! Мы понимаем, что эта жизнь кратка и, по благоволению Божию, удалились от этого суетного мира, чтобы войти узким путем в Царство иного мира, где святость, радость и веселие вечное. Следуя поучениям наших святых старцев, мы поняли, что без усилий и скорбей человек не может очиститься и что Господь принимает в Свое Царство только тех, кто делает все от них зависящее ради своего спасения». Игумен монастыря молитвенно пожелал митрополиту Илариону и его спутникам помощи Божией в паломничестве по Афону, а также попросил засвидетельствовать от лица всей братии глубочайшее уважение и сыновнюю любовь Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В ответном приветствии глава делегации Русской Православной Церкви сказал: «Святый отче игумене! Возлюбленные во Христе отцы и братия! Прежде всего, хочу передать вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который неоднократно бывал на Афоне и оставил здесь часть своего сердца. Святая Гора имеет особое значение для всего Православия в целом и для Русской Православной Церкви в частности. Однако, есть страницы истории, которые указывают на особое духовное родство между вашей святой обителью и нами. Так, подвиг святого равноапостольного Космы Этолийского, многолетнего насельника и покровителя монастыря Филофей, который стоял у истоков возрождения веры и национального сознания греческого народа в период его порабощения, весьма сильно перекликается с подвигом великого русского святого — преподобного Сергия Радонежского, основателя центральной русской обители, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В свое время он вдохновил своих единоплеменников, находившихся под чужеземным игом, на освободительную борьбу под знаменем православной веры. В наше время духовные связи с вашей святой обителью продолжают укрепляться благодаря переводам писаний преподобного Космы на русский язык.

http://patriarchia.ru/db/text/1305437.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Откуда взялись священники Во все времена, во всех религиях были люди, которых в советских учебниках именовали «служителями культа». На самом деле называться они могли по-разному, но главное было то, что эти люди играли роль посредников между человеком и духовными силами, которым он поклонялся. «Служители культа» обращались с молитвой к этим силам и приносили им жертвы. Несмотря на то что священство существовало (и существует) в большинстве религиозных систем, духовные силы, с которыми они имеют дело, – разные. Поэтому очень важно знать, кому приносится жертва, кому именно поклоняется тот или иной народ. В этом отношении православное духовенство не имеет никакой связи с языческими жрецами, шаманами и т. д. Оно признает свое родство со священством ветхозаветного Израиля, потому что священники, которые вместе с пророком Моисеем вели иудеев в землю Обетованную, поклонялись Тому же Богу , Которому поклоняются и христиане – Богу Библии. Священство Ветхого Завета появилось почти за 1500 лет до Р. Х., когда евреи выходили из египетского рабства в землю Обетованную. Тогда, на горе Синай, Бог дал Моисею знаменитые Десять заповедей и еще много других законов, определявших религиозную и гражданскую жизнь Израиля. Отдельная глава касалась места, где израильтяне должны были приносить жертвы Богу, а также людей, которые имели право это делать. Так сначала появилась скиния – походный храм, где хранились скрижали Завета (две каменные доски, на которых Богом были высечены Десять заповедей), и служители скинии. Позже, по образцу этой скинии, царь Соломон построил в Иерусалиме огромный храм. Участвовали в богослужении все израильтяне, но совершать его могли только священники. Причем так же, как и священство новозаветное, ветхозаветное священство было устроено иерархично, однако имело и существенное отличие – оно было наследственным. Для православных христиан связь со священством Ветхого Завета – живая и непосредственная. В православных храмах можно увидеть иконы ветхозаветных первосвященников и священников. Например, с именем ветхозаветного священника Захарии (отца Иоанна Предтечи) и сейчас крестят детей.

http://azbyka.ru/svyashhenniki-kto-oni-o...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

ЦЕРКОВЬ Церковь , вместе молящаяся, есть великая сила Божия, побеждающая полки демонские и могущая испросить у Бога всякий дар совершенный, всякую помощь, всякое заступление, избавление, спасение (1). В Церкви я с Богом, со святыми, а в мире – с миром, в суете, с грехом. Душа наша подобна музыкальному инструменту: как настроишь ее, такие, сообразные настроению, будет она и звуки издавать, стройные или нестройные, духовные или плотские, Божии или бесовские. Настраивай же свой инструмент духовно, свято, по-Божески, чтобы он издавал духовные, божественные, святые звуки и отзвуки. А так настраивает душу Церковь (3). Дерево познается по плодам. Святая Церковь , насажденная Господом Иисусом Христом, познана давно по плодам своим. Эти плоды ее – святые апостолы, мученики, святители, безсребреники, Христа ради юродивые, все праведные, прославившиеся всякими добродетелями. Вот плоды Церкви. Наши безбожники – толстовцы знать не хотят этих святых Божиих, подвизавшихся на земле для Неба и принесших Богу плод всяких добродетелей (3). Христианин и христианка, чувствуете ли вы в душе своей сродство с Господом, Богоматерью, со святым Ангелом Хранителем и с ангельским миром, со святыми угодниками Божьими и стараетесь ли подражать им по силе и жить благодатной жизнью в вере, любви, покаянии и добродетели? Церковь Православная помогает нам вспоминать это родство духовное, чувствовать его, радоваться о нем и благодарить Господа, что Он Сам с самого рождения причел нас к Церкви Своей и к обществу святых, так что мы можем сказать своим сочленам, православным христианам: «вы не странники и пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19, 20 ). Особенно это духовное сродство мы должны чувствовать во время домашней или общественной церковной молитвы. Многие по нерадению, неведению или по разным другим причинам и по суетности до того охладели к Богу, к вере и к Церкви Божией, молитве, что совсем забывают о том, что они члены Церкви Божией, этого великого и божественного и Богом основанного Царства, что стали совсем чужды его и многие даже ненавидят Церковь и хулят ее. Невидимым судом Божиим они отсекаются от Церкви, как мертвые члены. Сколь много таковых в последнее время: толстовцы, газетные писаки, интеллигенция в большинстве, все увлекающиеся страстью к наживе – все мертвы для Бога (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Н.К. Смирнов Духовное родство в отношении к брачному союзу Лица, между которыми брак воспрещается на основании духовного родства Все, доселе сказанное, относится к так называемому плотскому родству, основывающемуся па естественном происхождении (рождении) одного лица от другого. Но христианин кроме плотского имеет еще духовное рождение (в купели крещения). Родство, основывающееся на этом духовном рождении, также может служить препятствием к браку, хотя в несравненно меньших размерах, чем плотское рождение. Духовное родство ограничивается восприемниками, воспринятыми (от купели) и родителями воспринятых. Поэтому браки положительно воспрещаются только: 1 . между восприемниками и родителями воспринятых; 2 . между восприемниками и воспринятыми. Наша «Кормчая» доводит запрещение браков в духовном родстве до 8-й степени – дальше, чем по родству плотскому – на том основании, что духовное рождение выше плотского. Но еще в 1767 году св. Синод поставлял на вид преосв. епархиальным архиереям, что напрасно некоторые из них, «последуя одним только положенным в Кормчей книге о присвоениях расписаниям, чинят разводы и таким бракам, которые имеют между собою по сватовству только и по кумовству неблизкое присвоение, о чем в слове Божии и в правилах св. апостол и отец точного узаконения не положено». Указом же от 19 января 1810 г. предписано преосв. архиереям, чтобы в рассматривании духовного родства руководились они «53 правилом 6-го вселенского собора, напечатанным во II части Кормчей книги в грани о средствах святого крещения главы 50, где по прочем изображено: уведехом убо, яко в некиих местах неции, иже восприята сыны от святаго и спасительного крещения, сочетачаются в брак с матерями их, уже овдовевшими, повелеваем: да не к тому сицево что бывает. Аще же котории по сем правиле обличены будут сие творити, во первых убо сицевии да разлучатся от сицеваго супружества, по сем подлежат епитимии блудников. поскольку же из сего правила видно, что оное заключает в себе запрещение на вступление в брак воспринимавших детей от святого крещения с матерьми их, а относительно детей воспринимавшего с восприемлемым ничего в оном не сказано: Кормчей книги во II части усматривается, что, после того правила рассуждаемо было о сем обстоятельстве; но св. Синод соображаясь с толковниками последующих времен полагает, что ежели которую приимет от св. крещения, не может оную по сем пояти себе в жену, понеже уже есть ему дщерь, ниже матерь ея; что ж касается до восприемника и восприемницы детей от св· крещения, то разуметь их в таком смысле как показано в требнике под правилом о св. крещении».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010