Люди порой ошибочно принимают эмпатию (приятие другого человека) за родство душ. А родство душ – это большая редкость, таинственное и бесценное явление, которое может случиться по Божией милости и только при определенных условиях. Как найти родственную душу, советует митрополит Антоний (Паканич). Христос посреди нас Большинство окружающих нас людей хорошие и добрые сами по себе, и с ними приятно провести время за разговорами и чашкой чая, отдыхать от рабочих дел. Но эти люди могут быть абсолютно неверующими. Возможно ли стать по-настоящему близкими родственными душами с неверующими? Дело в том, что доброта и приятность – не всегда личные качества человека, скорее – плоды хорошей наследственности. Подлинная же доброта оценивается только во Христе, только через Его Божественную любовь, и наша благость имеет ценность, лишь когда мы делаем добро во имя Господа нашего Иисуса Христа. Единственно боголюбие приводит людей к человеколюбию. Без подлинного боголюбия человеколюбие является ложью. Зачастую мы выбираем третий вариант – себялюбие, который является стеной, отделяющей нас от Бога и человека. Себялюбивому люди нужны исключительно как фон, как публика, слушатели, как вспомогательная деталь интерьера. С целью самовозвеличивания. Родственная душа – это в первую очередь любящая и ищущая Бога душа. И именно это стремление объединяет людей. Материальный мир предлагает «родство» по другим признакам: социальное равенство, происхождение, материальный достаток, образование, общие увлечения, предметы поклонения и т. д. Духовное родство перечеркивает все эти составляющие, не важны статус и происхождение, материальное положение и круг знакомств. Все это мишура. Важно, как человек относится ко Христу и присутствует ли Он посреди вас, в вашем обществе и в вашем общении. Безусловно, общие вкусы и предпочтения, как правило, учитываются, но они не являются определяющими, а лишь украшают и дополняют общение. В ином случае, при наличии и совпадении всех земных интересов, но при отсутствии Христа в них, ни о каком родстве душ не может быть и речи. Это иллюзия, выстроенная на песке. Фундаментом для глубоких и настоящих отношений может стать только Господь.

http://pravoslavie.ru/108957.html

3) Христоцентрический характер брака объясняет, почему епископ или пресвитер благословляют этот священный союз особой молитвой. В послании к Поликарпу Смирнскому святой Игнатий Богоносец подчеркивал, что вступающие в общение брака «должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию» (rл.V). Священный характер богоустановленного союза и его высокое духовное содержание объясняют апостольский призыв: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4). Вот почему Православная Церковь осуждала любое осквернение брака (Еф. 5:2-5, 1 Фес. 4:4, Евр. 13:4 и др.). 4) Союз мужчины и женщины во Христе являет «малую Церковь», образ Церкви. Климент Александрийский подчеркивает: «Кто тедвое или трое, собравшиеся во имя Христа, и Господь среди них? Не указывает ли это на мужа, жену и их дитя?» (Строматы, 3.10, PG 8, 1169 В). Посредством благословения Божия союз мужчины и женщины возвышается, ибо общение превосходит индивидуальное существование, оно приобщает супругов к жизни по образу Царства Пресвятой Троицы. Необходимое условие для  брака — вера в Иисуса Христа, которую должны разделять жених и невеста, муж и жена. Основой единства в браке является единство во Христе, дабы в благословленной Святым Духом супружеской любви отражалась любовь Христа и Церкви, как тайна Царства Божия и вечной жизни человека в любви Божией. 5) Защита священного характера брака всегда имела особое значение для сохранения семьи, которая отражает общение соединенных супружескими узами людей как в Церкви, так и во всем обществе. Таким образом, общение, осуществляемое в таинстве брака, — это не просто естественные отношения, но и реализуемая в священном институте семьи творческая духовная сила. Только она может обеспечить защиту и воспитание детей, как в духовной миссии Церкви, так и в жизни общества. 6) Церковь всегда с необходимой строгостью и надлежащей пастырской чуткостью, по примеру снисходительности апостола языков Павла (Рим. 7:2-3; 1 Кор. 7:12-15, 39), подходила как к положительным условиям (различие пола, необходимый возраст и др.), так и препятствиям (кровное родство, свойство, духовное родство, уже заключенный брак, разные веры и др.) для заключения таинства брака. Пастырская чуткость необходима не только потому, что библейская традиция утверждает связь брака с тайной Церкви, но и потому, что церковная практика не исключала усвоение некоторых принципов греко-римского естественного права, которые подчеркивали факт того, что узы брака между мужчиной и женщиной являются «общением божеского и человеческого права» (Модестин) и были совместимы со священным характером, придаваемым Церковью таинству брака.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4361352...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ († февр. 1857 г., Глинская пуст.), игум., настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пуст. Был казначеем пустыни при игум. Евстратии (Яковлеве) в 1854-1855 гг., затем был избран и назначен настоятелем (9 окт. 1855). В сане игумена упоминается с апр. 1856 г. При А. в Глинской пуст. продолжалась перестройка собора Рождества Пресв. Богородицы, где проводились работы по внутренней отделке храма. А. построил двухэтажный деревянный корпус на 8 келий, настоятельский корпус перекрыл железом, на экономическом дворе устроил новый флигель с кладовой. Особое внимание уделял А. устроению духовной жизни братии, отличаясь при этом и необыкновенным милосердием. Он говорил, что если даже язычники, движимые естественным законом, проявляют милосердие к нуждающимся, то христианина тем более должно подвигнуть к этому не только родство естественное, так как все имели одного праотца Адама, но и родство духовное, и более всего имя Христово. Он так организовал благотворительную деятельность обители, оказывал столь щедрую помощь нуждающимся, что архиеп. Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков) в епархиальном отчете за 1856 г. писал: «Христианский долг призрения бедных среди всех обителей Курской епархии особенно исполняется в Глинской пустыни». Многогранной была и патриотическая деятельность насельников Глинской пуст. при А. Во время Крымской войны многие из них, руководствуясь глубоким чувством патриотизма и голосом гражданской совести, добровольно шли на фронт, остальные усиливали свои горячие молитвы к Богу, оказывали материальную поддержку воинам, семьям погибших, утешали скорбящих своими проповедями. В период настоятельства А. в 1856 г. по прошению граждан г. Глухова имп. Александр II утвердил совершение ежегодного крестного хода с Глинской Чудотворной иконой Рождества Пресв. Богородицы из Глинской пуст. в Глухов на время с 19 по 2 авг. Погребен А. под Успенским храмом Глинской пуст. Арх.: Главная опись церковного и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2727; Отчет о состоянии Курской епархии за 1856 г.//Там же. Ф. 796. Оп. 442. Д. 3. Л. 8-9; Илиодор, архим. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре)//ОР РГБ. Ф. 213. К. 109. Ед. хр. 93. Л. 26об.; Послужные списки настоятеля с братией Глинской Богородицкой пустыни за 1885 г.//ГАКО. Ф. 20. Оп. 3 л. Д. 89. Л. 4об.; Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках указных и неуказных Глинской Богородицкой пустыни и Путивльской Молченской Софрониевой пустыни за 1892 г.//ГАКО. Ф. 20. Оп. 3 л. Д. 109. Л. 12об., 24.

http://pravenc.ru/text/62808.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Канонические препятствия к церковному браку – условия, препятствующие правовой возможности заключения церковного брака . Определяются на основании канонов (правил) Православной Церкви. К безусловным препятствиям к браку (брак будет недействительным в случае заключения) относятся: отсутствие свободного согласия обеих сторон; связанность узами иного брака (христианский брак может быть только моногамным); физическая и умственная неспособность к браку; неспособность к супружескому интимному акту; несоответствие возраста тому возрасту, с которого дозволительно вступать в брак; принадлежность лица, с которым предполагается вступить в брак, к иной религии; кровное родство по прямой линии независимо от степени родства; кровное родство по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно; те виды свойства, на которые указано в 54 каноне Трулльского собора («отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с двумя девами сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами»); духовное родство; три законных брака перед очередным; наличие духовного сана, начиная со степени иподиакона (согласно церковным канонам, брак, заключенный после посвящения человека в духовный сан, признаётся незаконным); принадлежность к числу монашествующих; осуществленная «смена пола»; К условным препятствиям (могут быть преодолены благословением епархиального архиерея) относятся: пятая и шестая степень бокового кровного родства; недостижение брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством; недееспособность в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством; принадлежность одной из сторон к некоторым еретическим или раскольническим сообществам. Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года). Заметим попутно: в процессе развития церковного права устанавливался также и верхний возрастной предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает такой предел для вдов – 60 лет, для мужчин – 70 лет (24 и 88 правило). В 1744 года Святейший Синод запретил вступать в брак лицам старше 80 лет. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет, при желании вступить в брак, необходимо было испрашивать разрешение епархиального архиерея.

http://azbyka.ru/kanonicheskie-prepyatst...

Конференция «ОТЕЧЕСТВО. АРМИЯ. ЦЕРКОВЬ» декабря 2003 25 ноября 2003 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Отечество. Армия. Церковь». В конференции принимал участие настоятель храма св. вмч. и победоносца Георгия (на Дворцовой площади) при штабе ЛенВО священник Георгий Калинкин. 25 ноября 2003 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция " Отечество. Армия. Церковь " , организованная совместно Русской Православной Церковью, силовыми министерствами и Российским Военным историко-культурным центром при Правительстве РФ. По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в конференции принимал участие настоятель храма св. вмч. и победоносца Георгия (на Дворцовой площади) при штабе ЛенВО священник Георгий Калинкин. Открыл конференцию её председатель директор Российского Военного историко-культурного центра при Правительстве РФ Квятковский Ю.П. Затем выступил с приветствием митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, постоянный член Священного Синода. Он зачитал обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к участникам конференции, в котором Его Святейшество отметил, что " последствия духовных и нравственных разрушений эпохи государственного атеизма и богоборчества слишком масштабны, чтобы надеяться на легкий путь к возрождению традиций военно-патриотического воспитания. Эта эпоха, лишившая патриотическое воспитание ее духовного фундамента, породила поколение граждан, утративших духовное родство со своим Отечеством. Поэтому сегодня многие из них сознательно или несознательно стали пособниками распространения " нравственного плюрализма " , неоязычества и верований, чуждых традициям нашей национальной культуры. По сути, нам предлагают повторить в новых условиях уже пройденный нашей страной горький опыт государственного атеизма и богоборчества. Меня, как Предстоятеля Русской Православной Церкви, радует, что, несмотря на все трудности духовного возрождения России, подавляющее большинство граждан чувствует острую потребность в восстановлении тесных взаимоотношений между Церковью и государством, Церковью и Армией " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=171...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Сложилась такая ситуация: у моей крёстной матери есть сын, с которым у меня взаимные сильные чувства. Но родители всегда говорили, что мы крестные брат и сестра, и при таком духовном родстве Церковь запрещает брак. Но недавно я узнала, что нет  понятия «крестные брат и сестра», а следовательно, нашему браку ничего не препятствует. Так ли это? Ева. Похожие вопросы 4 Ответа Ева, простите, если Вы член Церкви, то почему не спросите приходского священника, а если вне Церкви (избрали путь погибели), то какая Вам разница? Настоятельно рекомендую Вам прочесть это . Образно говоря, Вы имеете сломанный автомобиль, а спрашиваете на какой курорт лучше поехать… Вот, какие данные я нашел в Интернете: « Церковь считает духовное родство столь же реальным, сколь и родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных родственников существуют такие же особенности, как и в отношении родственников природных. В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 53-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка. » Насколько я понял, к Вашему случаю эти ограничения не относятся. Но лучше узнать точнее, направив запрос на имя правящего архииерея вашей епархии. С уважением, Дело не в том, как назвать вас — духовными братом и сестрой или воспринятой и сыном восприемницы. Нужно определить суть — степени духовного родства и есть ли оно вообще. Согласно одному из древних церковных правил, “запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3ю степень; воспринявший кого-либо от Святого Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника”. Однако, в указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым и между восприемником и воспринятым. Синод находит препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и восприемником, а также родителями последнего. Окончательное разрешение всех спорных вопросов лежит на епископе.

http://azbyka.ru/vopros/mogu-li-ja-vyjti...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Родина — место, страна, где родился человек и к судьбе которой ощущает свою сопричастность. Слово «родина» произошло от слова «род», обозначающего группу людей, которых объединяет кровное родство. Что такое малая родина? Понятие «малая родина» может иметь различные значения, например: 1) место рождения отдельного человека (край, район, город, село, поселок, деревня, хутор и т. п; например, малая родина святого праведного Иоанна Кронштадтского – село Сура в Пинежском районе Архангельской губернии); 2) территория региона, обособленная в силу некоторых причин от большой родины или просто от остальной территории страны; 3) страна по отношению к тому человеку, который родился в другой стране, населенная, однако же, представителями того же этноса, к которому принадлежит этот человек, для которых она является родиной (например, этнические украинцы Канады могут считать своей малой родиной Украину); 4) родина далеких предков по отношению к их далеким потомкам. Что такое духовная родина? Духовная родина всех христиан – не земной, но «вышний», «горний» Иерусалим ( Гал.4:26 ). Как христианину следует относиться к земной родине? Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Иисус Христос , не имел земного пристанища ( Мф.8:20 ) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ( Ин.4:21 ). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин.4:22 ). В определенной мере Иисус проявлял лояльность в отношении Римской империи ( Мф.22:16-21 ). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он – «Еврей от Евреев» ( Флп.3:4-5 ), а по гражданству – римлянин ( Деян.22:25-29 ).

http://azbyka.ru/rodina

1025-летие Крещения Руси В столице Крыма открылась выставка «Христианские святыни Симферополя» Зрителям были представлены иконы, картины крымских художников, вышивки, разнообразные писанки и крашенки, архивные документы, фотографии, церковная утварь и многое другое. Цветочные часы в Киеве оформят в тематике Крещения Руси Площадь композиции занимает более 300 кв. м., а на цветочное оформление планируется высадить более 50 тысяч цветов. Аллеи святого князя Владимира и святой княгини Ольги высажены на острове Хортица Отныне на острове будут зеленеть три аллеи: молодых сосен, лип и дубов. Липовая аллея будет носить имя святой равноапостольной княгини Ольги, а дубовая - святого равноапостольного князя Владимира. Священник Феодор Конюхов отслужит на полюсе молебен в честь 1025-летия Крещения Руси По его словам, после того, как крест будет снят с Северного полюса, он будет возвращен в столицу Карелии — Петрозаводск. В честь 1025-летия Крещения Руси запорожские священники высадят на Хортице 1025 деревьев " Позиция Православной Церкви по актуальным вопросам экологии хорошо известна. Что еще раз было подтверждено на прошедшем Освященном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. Всё человечество несет ответственность за состояние природы – творения Божия " , — отметил архиерей. В Киеве установят монумент в честь 1025-летия Крещения Руси В рамках подготовки к празднованию 1025-летия крещения Руси в столице Украины также будут отреставрированы памятники святому равноапостольному великому князю Владимиру, святой равноапостольной княгине Ольге, святым Кириллу и Мефодию, апостолу Андрею Первозванному, сакральные сооружения. Патриарх Кирилл: 1025-летие Крещения Руси должно помочь нашим народам почувствовать духовное родство Так, в России говорят: нужно развивать ВПК, и он станет локомотивом развития науки, и т. д. А что у нас может стать локомотивом развития в масштабах народной жизни? То, что уже явило блестящий образец такого развития, — это развитие духовной, религиозной жизни людей.

http://pravmir.ru/tag/1025-letie-kreshhe...

     На мой взгляд, Неделя Всех святых – это продолжение Светлого Воскресения Христова, органическое продолжение Пятидесятницы, подтверждение нескончаемого и неиссякаемого потока благодати Святого Духа, Который продолжает сходить на верующих и по сей день, сотворяя их небожителями – святыми равноангельными людьми. Есть такое хорошее поучение в книге «Добротолюбие». Оно звучит примерно так… …В час уныния монаху кажется, что все бесы ада нападают на него. Но если бы он знал, сколько по благодати Божией святых и Ангелов окружают и защищают его, то он не унывал бы никогда… То же самое, мне кажется, касается и мирян. При крещении нам дается святой Ангел Хранитель, сопровождающий нас всю жизнь. В русской православной традиции имя новокрещаемому нарекается в честь определенного святого, поминаемого в святцах. И он также становится небесным покровителем человека, молитвенником и ходатаем за него у Престола Божия и заступником, охранителем здесь, на земле. Потому каждый из нас, православных христиан, празднует святые именины, день памяти того святого, в честь которого назван человек. Они еще именуются тезоименитством. «Тезоименитый» в переводе с церковнославянского языка – «соименный», т. е. не просто одноименный, но соединенный с другим человеком, в данном случае со святым через имя. В этом есть некое духовное родство, руководство и водительство. Какой обнадеживающий и очень радостный факт! Я знаю, что меня защищает и ведет по жизни МОЙ святой, который относится ко мне как отец к сыну, с такой же любовью и нежностью. Что же плохое может со мной случиться, если рядом – небесный защитник и покровитель. Главное, чтобы я сам обращался к нему за помощью, читал хотя бы короткое утреннее: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей», читал хотя бы изредка акафисты ему, своими словами просил молитвенной помощи, исповедовался бы и причащался бы Тела и Крови Христовых в святые именины, служил бы благодарственные молебны в этот день с поминовением тезоименитого святого, имел бы дома иконочку его.

http://pravoslavie.ru/104289.html

В Лысковской епархии отметили 20-летие обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского 20 августа 2020 г. 14:38 17 августа 2020 года, в день 20-летия обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, в селе Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области ( Лысковская епархия ) была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение состоялось в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором совершал служение праведный Алексий. Часть прихожан и прибывших на праздник паломников молилась на улице перед храмом. Была организована аудиотрансляция богослужения. Божественную литургию возглавил епископ Выксунский и Павловский Варнава . Ему сослужили епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов, потомок праведного Алексия, настоятель храма в честь святой мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель Успенского храма протоиерей Андрей Смирнов и другие клирики Лысковской епархии. На богослужении присутствовал глава местного самоуправления Пильнинского района Сергей Бочканов. На Литургии вместе с прихожанами и паломниками из разных регионов страны молилась правнучка святого праведного Алексия Бортсурманского в восьмом колене Александрина Вигилянская, которая четыре года назад начала заниматься своей родословной и обнаружила родство с праведным Алексием. Помощь в организации богослужения оказывали волонтеры благочиний Лысковской епархии. После богослужения, обратившись к собравшимся, епископ Силуан поздравил всех с праздником и отметил, какая духовная радость для него быть в Бортсурманах в день 20-летия обретения святых мощей. Затем он предоставил слово только что прибывшему митрополиту Мурманскому и Мончегорскому Митрофану . Глава Мурманской митрополии поприветствовал епископов Силуана и Варнаву, а также всех участников торжеств в честь праведного Алексия. Поздравив их с праздником, он вспомнил, что 20 лет назад, будучи в составе комиссии по канонизации святых, жаждал попасть в Бортсурманы, но тогда Господь не привел. «Только в 2011 году я впервые оказался здесь, — сказал мурманский архипастырь. — Поехали мы из Дивеева зимой в мороз с опытным водителем и на надежном автомобиле. Но вдруг в дороге случились неполадки с мотором. Ехать было можно, но опасно. А связи нет. Мы все-таки двинулись в путь, прося помощи у святого Алексия Бортсурманского, и добрались невредимыми. Ночевали здесь, у местных жителей. Мы благодарили святого, и у меня с тех пор возникло желание отблагодарить и настоятеля, и прихожан. Раньше не получалось, праведный Алексий, видимо, благословил сделать это к памятной дате».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010