Слово на заупокойной литургии в 40-й день по смерти профессора Василия Феодоровича Певницкого Источник Всяк книжник, научився царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит из сокровища своего Новая и ветхая ( Мф.13:52 ). Вот образ истинного последователя Христова Евангелия, начертанный самим Божественным Учителем Христом. В соответствие, но и в противоположность книжникам ветхозаветным, опочивавший на одной букве закона Божия, книжник новозаветный, верный и истинный ученик и последователь Христов тоже изучает царствие небесное, но изучает учение о нем не по букве только, но и по духу, по внутреннему и глубочайшему смыслу и затем изученное не хранит лишь в уме и памяти, не делает это достоянием лишь школьного изучения и преподавания, но стремится познанную истину перевести в саму жизнь, воплотить ее в целой деятельности своей, от начала до конца своей сознательной жизни, делая всю вообще жизнь единым хождением в Христовой истине. Жизнь этого истинного «книжника» имеет свои особые законы и начала, которые в своей истинной сущности открыты лишь Богу всеведущему и открываются, в известной степени, самому духу христианина-подвижника. Но одна сторона его подвига доступна и наблюдению других: это – непрерывность течения жизни по духу Христову, это – внутреннее родство «старого» и «нового» в духовном облике книжника и мудреца в евангельском смысле. В таком роде рисуется нам, братие и образ ныне поминаемого новопреставленного раба Божия Василия, общего нашего учителя и патриарха нашей учено-учебной семьи, а вместе с тем, великого служителя православной богословской науки и незаурядного работника на ниве церковной. Еще так недавно, он был среди живых, принимал живое непосредственное участие в жизни и деятельности дорогой ему Академии, и ничто, повидимому, не предвещало столь скорого рокового конца. И вот, неожиданно для многих, смерть похитила его, и ныне, в 40-й день по кончине его, мы собрались в сей святой храм, столь близкий духу почившего при жизни, – чтобы со всей церковью вознести молитву Богу духов и всякой плоти, да упокоит дух его с праведными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

СМАРАГД должен был покинуть Полоцкую епархию, оставляя там светлую память 1 , и с обычной стремительностью поспешил в назначенное место. Сдав все дела, он покинул Полоцк 13 июля 1837 г. 2 больным от огорчения и под грустным впечатлением опустошившего город большого пожара 3 , задержавшего выезд 4 . Тягостен был для него этот огорчительный перевод, но скоро стала ему приятной 5 и Могилёвская епархия, где он тоже не освободился от хлопот по униатскому делу; однако все отношения устроились здесь гораздо лучше 6 . На свою новую кафедру Смарагд вступил в качестве преемника своих предшественников и, продолжая их архипастырские подвиги, потом озаботился церковным поминовением по епархии всех почивших Могилёвских святителей 7 . Этим всего прочнее и лучше было завязано духовное родство Смарагда, который сразу делался близким всем классам Могилёвской паствы и естественно приобретал себе широкие симпатии. Посему ничуть не удивительно торжественное заявление преосвящ. Никанора (Бровковича) 8 , что в Могилёве «архиепископа Смарагда чтили, любили и отличнейшим образом принимали не только русские помещики, но и польские, – да там в ту пору все помещики и были поляки, – и не только помещики, но и ксёндзы в своих кляшторах. Помню, нас наивеликолепнейшим образом принимали ксёндзы в своём кляшторе в Озерянах. Ксёндзы выходили на цвинтарь 9 встречать пр. Смарагда; в священном облачении, с крестом, хоругвями и со звоном. В Озерянах он даже в мантии входил в костёл, при звуках органа!.. А тогда католики и в самом Могилёве были к нему, Смарагду, в высшей степени приветливы. Принимали с поздравлениями нас, певцов; одаривали нас щедрее русских» 10 . Касательно обращённого униатского духовенства сам Смарагд 2 августа 1839 г. писал генерал-губернатору П.Н. Дьякову, что при объездах по епархии часто совершал с ним богослужение, и «нигде не было нарушено благочиние» 11 . Смарагд неослабно интересовался униатским делом и усердно, способствовал его православному увенчанию, а когда оно совершилось (25 марта 1839 г.), – принял непосредственное участие в церковном торжестве по сему случаю в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Содержание Постановка проблемы Реализм и символизм по оценкам предыдущих исследователей Анализ главных евхаристических текстов Выводы     В статье показывается, что рассмотренные в контексте христологии и сотериологии немногочисленные евхаристические тексты преподобного Максима свидетельствуют в пользу его верности евхаристическому реализму. Духовное единение христианина с Богом в Евхаристии подразумевает и телесное единство, которое выражается в терминах брачного союза, в рассуждении Исповедника об усыновлении, присутствии Бога во всем составе человеческого естества, преобразовании причастника «сообразно» самому Таинству (т.е. Христу). В заключении Mystagogia мы встречаем также термин – «родство» (oijkeiovthta), который с новой силой подчеркивает учение Исповедника о важности телесной составляющей святого Причастия. В богословском аппарате логологии преподобного Максима предлагается выделить понятие «логоса события». Представленное в смежной формуле «провиденциальных логосов», а также в формуле «логоса совершившегося» (tw " n ginomevnwn lovgo») в оригинальных текстах преподобного Максима Исповедника , это богословское понятие особенно важно при осознании таинства святой Евхаристии. Если бы преподобный Максим говорил о Евхаристии подробнее, то в терминах «логологии» он говорил бы о Евхаристии как о замещении логоса тварных хлеба и вина на Логос воплощенного Бога-Слова. Постановка проблемы Все ученые, изучающие богословие преподобного Максима , отмечали, что основной проблемой понимания и толкования таинства Евхаристии в богословии преподобного Максима является дефицит высказываний по этой тематике в сочинениях Преподобного. Некоторые даже прямо заявляли, что «Максим никогда не высказывался о Евхаристии даже вкратце», но ограничивался редкими, не всегда ясными замечаниями, которые невероятно трудны (для понимания) из-за их поразительной аллегоричности и фрагментарности S. 472]. Тем не менее, известный специалист по изучению наследия преподобного Максима П. Шервуд (P. Sherwood) сумел отыскать не менее двенадцати текстов, где говорится о Евхаристии, из которых предположительно шесть связаны с аспектом Причащения P. 234, n. 336]. Л. Тунберг смог разыскать не более четырех–пяти таких текстов [см.: 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

ЦЕРКОВЬ Церковь , вместе молящаяся, есть великая сила Божия, побеждающая полки демонские и могущая испросить у Бога всякий дар совершенный, всякую помощь, всякое заступление, избавление, спасение (1). В Церкви я с Богом, со святыми, а в мире – с миром, в суете, с грехом. Душа наша подобна музыкальному инструменту: как настроишь ее, такие, сообразные настроению, будет она и звуки издавать, стройные или нестройные, духовные или плотские, Божии или бесовские. Настраивай же свой инструмент духовно, свято, по-Божески, чтобы он издавал духовные, божественные, святые звуки и отзвуки. А так настраивает душу Церковь (3). Дерево познается по плодам. Святая Церковь , насажденная Господом Иисусом Христом, познана давно по плодам своим. Эти плоды ее – святые апостолы, мученики, святители, безсребреники, Христа ради юродивые, все праведные, прославившиеся всякими добродетелями. Вот плоды Церкви. Наши безбожники – толстовцы знать не хотят этих святых Божиих, подвизавшихся на земле для Неба и принесших Богу плод всяких добродетелей (3). Христианин и христианка, чувствуете ли вы в душе своей сродство с Господом, Богоматерью, со святым Ангелом Хранителем и с ангельским миром, со святыми угодниками Божьими и стараетесь ли подражать им по силе и жить благодатной жизнью в вере, любви, покаянии и добродетели? Церковь Православная помогает нам вспоминать это родство духовное, чувствовать его, радоваться о нем и благодарить Господа, что Он Сам с самого рождения причел нас к Церкви Своей и к обществу святых, так что мы можем сказать своим сочленам, православным христианам: «вы не странники и пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19, 20 ). Особенно это духовное сродство мы должны чувствовать во время домашней или общественной церковной молитвы. Многие по нерадению, неведению или по разным другим причинам и по суетности до того охладели к Богу, к вере и к Церкви Божией, молитве, что совсем забывают о том, что они члены Церкви Божией, этого великого и божественного и Богом основанного Царства, что стали совсем чужды его и многие даже ненавидят Церковь и хулят ее. Невидимым судом Божиим они отсекаются от Церкви, как мертвые члены. Сколь много таковых в последнее время: толстовцы, газетные писаки, интеллигенция в большинстве, все увлекающиеся страстью к наживе – все мертвы для Бога (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1. Знать и определять виды и степени родства – обязанность пастыря не маловажная. Важность ее видна из того, что от определения вида и степени родства, во многих случаях, зависит определение браков, как запрещенных, так и дозволенных церковью, а такое определение возложено преимущественно на пастыря и в случае погрешности, он подлежит строгой ответственности пред судом духовным. Отчего могут происходить здесь погрешности? Возможны они по несовершенной определенности тех выражений, какими в разных странах России, означаются отношения родственные 1 . Но затруднения отсюда происходящие преодолеть не трудно, когда внимательно расспрашивать о родственном отношении тех или других лиц, и свидетельство о том одних поверять свидетельством других, преимущественно же церковными записями. Важнее затруднения те, которые основанием своим имеют самую многосложность и многоразличие видов и степеней родства, при чем иногда и для опытного глаза нельзя скоро различить один вид родства от другого и степень высшую от низшей. Чтобы помочь малоопытным в делах этого рода, мы хотим представить здесь, сколько можем, яснее и определеннее отношения родственные, и для того сначала излагаем понятия о главных видах родства, известных в нашей церкви православной, объясняя их и названиями, какие у нас известны, и примерами, потом объясним, в тех же главных видах родства, степени его, и научимся изображать их посредством чертежей. О главных видах родства Из Кормчей книги известны у нас три главные вида родства: а) родство однородное, или кровное, которое есть в теснейшем смысле родство, б) родство двуродное, которое есть собственно свойство (affinilas) и в отличии от следующего, которое есть тоже свойство, именуется (в Кормчей) свойством, или сватовством во-первых, в) родство трехродное, иначе свойство, или сватовство во-вторых. Сами названия однородное, двуродное, трехродное указывают на существенное различие этих отношений родственных. Лица однородные разумеются те, которые принадлежат к одному роду, или имеют одного ближайшего родоначальника наприм. внуки одного деда, внук и дед также одного, который первому прадед, а второму отец. Лица двуродные принадлежат не к одному, а двум родам т. е. каждое происходит от своего родоначальника, а между собою связуются союзом брачным, заключенным, не между ними непосредственно (между супругами родство не считается), а либо между одним из супругов и родственным лицом другого, наприм. родство между мною и отчимом моего отца 2 , либо между родными одного и родными другого, наприм. родство между сестрою моею и сестрою жены моей 3 . Отношение двух лиц по родству трехродному предполагает между ними посредство уже двух союзов брачных; и таким образом представляет связь трех родов между собой, наприм. свойство между моею мачихою и братом жены моей 4 . Постараемся все это объяснить подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Н.К. Смирнов Духовное родство в отношении к брачному союзу Лица, между которыми брак воспрещается на основании духовного родства Все, доселе сказанное, относится к так называемому плотскому родству, основывающемуся па естественном происхождении (рождении) одного лица от другого. Но христианин кроме плотского имеет еще духовное рождение (в купели крещения). Родство, основывающееся на этом духовном рождении, также может служить препятствием к браку, хотя в несравненно меньших размерах, чем плотское рождение. Духовное родство ограничивается восприемниками, воспринятыми (от купели) и родителями воспринятых. Поэтому браки положительно воспрещаются только: 1 . между восприемниками и родителями воспринятых; 2 . между восприемниками и воспринятыми. Наша «Кормчая» доводит запрещение браков в духовном родстве до 8-й степени – дальше, чем по родству плотскому – на том основании, что духовное рождение выше плотского. Но еще в 1767 году св. Синод поставлял на вид преосв. епархиальным архиереям, что напрасно некоторые из них, «последуя одним только положенным в Кормчей книге о присвоениях расписаниям, чинят разводы и таким бракам, которые имеют между собою по сватовству только и по кумовству неблизкое присвоение, о чем в слове Божии и в правилах св. апостол и отец точного узаконения не положено». Указом же от 19 января 1810 г. предписано преосв. архиереям, чтобы в рассматривании духовного родства руководились они «53 правилом 6-го вселенского собора, напечатанным во II части Кормчей книги в грани о средствах святого крещения главы 50, где по прочем изображено: уведехом убо, яко в некиих местах неции, иже восприята сыны от святаго и спасительного крещения, сочетачаются в брак с матерями их, уже овдовевшими, повелеваем: да не к тому сицево что бывает. Аще же котории по сем правиле обличены будут сие творити, во первых убо сицевии да разлучатся от сицеваго супружества, по сем подлежат епитимии блудников. поскольку же из сего правила видно, что оное заключает в себе запрещение на вступление в брак воспринимавших детей от святого крещения с матерьми их, а относительно детей воспринимавшего с восприемлемым ничего в оном не сказано: Кормчей книги во II части усматривается, что, после того правила рассуждаемо было о сем обстоятельстве; но св. Синод соображаясь с толковниками последующих времен полагает, что ежели которую приимет от св. крещения, не может оную по сем пояти себе в жену, понеже уже есть ему дщерь, ниже матерь ея; что ж касается до восприемника и восприемницы детей от св· крещения, то разуметь их в таком смысле как показано в требнике под правилом о св. крещении».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовные скрепы России Наше всё, или ценности Земли Русской 07.11.2022 3060 Время на чтение 23 минут Фото: РНЛ Ценности России формировались на протяжении веков — начиная с Древней Руси, во времена Царской России и Советского Союза. И сейчас они должны проявиться в нашей жизни как связующая и смысловая основа общества. Исторически нашему народу свойственно считать, что жизнь человеческая оправдывается осознанным служением Богу и людям, а остальное прилагается. Это принцип нашего существования. Проявлялось это служение в «родном долготерпении», о котором Владимиром Малявиным написано две прекрасных статьи в 2016 году. По сути, служение и долготерпение — это гены русской души. Не всегда этому принципу удавалось следовать добросовестно и успешно, и не всегда это служение было осознанным. Представления о Боге тоже менялись, но интенция прослеживается сквозь века. Попробуем взглянуть со стороны и проследить закономерности. ЭПОХА ДОХРИСТИАНСКОЙ РУСИ . С древних времен наши предки почитали землю как матушку, а небо как отеческое начало, обитель всех духов и богов раннего — дохристианского — периода нашей истории. Замечательный артефакт той эпохи, отражающей мировоззрение наших прародителей, дошёл до наших дней в виде матрёшки — одного из символов России. Этот символ пришел к нам в XVIII веке из Японии, которая, в свою очередь, видимо, позаимствовала его из китайской картины мира. Матрёшка не случайно заинтересовала художников народных промыслов из Абрамцева несколько веков назад, в ней мастера увидели визуализированное родство с нашей древней картиной мира, которую матрёшка олицетворяет и сегодня. Это глубокий символ, роднящий нас с древними народными верованиями — дохристианскими идеями наших пращуров . К этому пониманию я пришёл после того, как на годы погрузился в традиции Китая, при этом всегда пытался понять суть родного русского наследия и его истоков. Матрёшка отражала вертикальный символ семьи человека. Горизонтальный общеизвестный символ, заложенный в семантику самого слова «семь-я» означает единение двух родовых ветвей — по отцу и матери — в трех поколениях: ребенок, его родители и родители его родителей — дедушки и бабушки, которых ребенок, как правило, застает в своей жизни и с ними всеми ассоциирует своё родство. Так образуется «семь-я».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/07/du...

Итак, поелику мы, за отстранением всего — богатства, знатности, славы, чести, наслаждения, удовольствий, родственников, друзей — нераздельно остаемся с одним только расположением к злу или добру, то одного только добродетельного человека и почитаем блаженным. Никто впрочем пусть не думает, что я, не имея сказать ничего почетного об отечестве и предках сего мужа, под видом кажущегося пренебрежения к сему, скрадываю что-нибудь служащее не к чести его. Кто не знает о прозвании Понта, всеми по преимуществу присвояемом стране, которым указывается на известную добродетель первоначальных обитателей этой страны? Ибо один на всей земле и море Понт сей именуется Евксинским (гостеприимным), потому ли, что имя сие свидетельствует о приветливости их к посещающим их чужестранцам, или потому вместе, что эта страна не только местным жителям и туземцам, но и отовсюду стекающимся в оную (иноземцам) в изобилии доставляет средства к жизни; ибо такова природа сей страны, что она производит все необходимое для жизни, и не лишена произведений других стран, потому что море делает ее собственностью привозимое отовсюду. Но хотя весь народ сей таков, что какую бы часть его ни взять, подумаешь, что она превосходнее всех других; тем не менее, по общему суду народа, как бы некоторою главою всех других окрестных городов есть (отечественный) город великого Григория, который один знаменитый царь, державший власть у Римлян, по имени Кесарь, пленившись этою местностью и полюбив ее, признал достойным город ее назвать, по своему имени, Неокесариею. Но это нисколько не относится к нашему предмету, и я не думаю искать славы оного великого во святых в том, что страна его изобилует плодами, или что город украшен строениями, или что соседним морем со всех стран в изобилии привозятся товары; не упомяну я также в своем слове и о родителях его, виновниках его плотского рожденья; не буду говорить об их богатстве, чести и морской знатности. Ибо гробницы, памятники, надписи, мертвые повествования, что могут прибавить к похвале того, кто вознес себя выше всего мера? Впрочем невозможно и допустить, чтобы разделяли с ним славу те, коих родство, разумею родство духовное, он сам отверг; ибо они осуетились лестью идольскою, а он, обратившись к истине, чрез веру стал членом горнего родства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3127...

Матушка Юлия Сысоева: об отце Данииле, счастье, чудесах и мученичестве Мы познакомились с отцом Даниилом в 1995 году, он тогда учился в четвертом классе московской семинарии. Но мои родители выступали категорически против этого брака, поскольку были очень далеки от церкви и церковной жизни. Напор отца был категоричен и серьезен, так что мне пришлось бежать из родительского дома и тайно обвенчаться со своим женихом. 17 декабря, 2009 Мы познакомились с отцом Даниилом в 1995 году, он тогда учился в четвертом классе московской семинарии. Но мои родители выступали категорически против этого брака, поскольку были очень далеки от церкви и церковной жизни. Напор отца был категоричен и серьезен, так что мне пришлось бежать из родительского дома и тайно обвенчаться со своим женихом. В ночь с 19 на 20 ноября нас потрясла страшная трагедия. В московском храме был убит священник.  Многие из православных христиан знали отца Даниила Сысоева – он вел активную деятельность, издавал книги, публично выступал с проповедями, строил храм на пустом месте. Через свое миссионерское дело он привел к православию многих людей. Но даже те, кто не был с ним знаком,  через его мученическую кончину ощутили особую близость – то духовное родство, которое объединяет нас во Христе. Матушка Юлия имела с отцом Даниилом не просто родство, они были «одной плотью». Именно она знала отца Даниила как никто другой. Мы попросили ее рассказать об отце Данииле, его жизни и деятельности. – Матушка Юлия, мы скорбим вместе с Вами и соболезнуем вашей семье. Безусловно, отец Даниил своей смертью стяжал себе мученический венец. Простите, что задам Вам сейчас такой вопрос. В новостях информация очень разнится.  Прошу Вас рассказать, что произошло 19 ноября в храме апостола Фомы, когда был убит отец Даниил. – Да, СМИ часто по-разному пересказывает информацию, а потом она и вовсе обрастает слухами… Конечно, меня просили в интересах следствия не рассказывать всех подробностей – как это произошло, как упал, куда упал, кто что видел. Известно, что вечером в храм ворвался человек в медицинской маске с криками: «Где Сысоев?» Сначала вышел наш регент, он был в подряснике, и убийца выстрелил в него. К счастью, ранение было не смертельным, сейчас он поправляется. После этого убийца побежал к алтарю. Отец Даниил вышел в епитрахили, и тогда он выстрелил в него. Пуля попала в шею. Отец Даниил упал на пол лицом. Второй выстрел был в затылок… Все произошло мгновенно. Никто даже не предполагал, что это может случиться в этот день. Хотя у нас в семье было много знаков о том, что что-то должно произойти. И последние две недели я ездила за ним чуть ли не по пятам – встречала, звонила. Мне хотелось постоянно быть с ним. Кроме того, в последнее время у меня была такая тяжесть на душе, как будто тучи надо мной собираются. Так давило все, так тяжело было. И в тот его последний день, я ехала и думала: «Смерть дышит в затылок»…

http://pravmir.ru/matushka-yuliya-sysoev...

Н. Стопановский Введение Люди часто заботятся о приобретении всяких знаний, но только не своей внутренней духовной природы, а между тем нет в мире другого знания, после Богооткровенного учения о Боге, более необходимого и более важного для человека, чем знание законов жизни и свойств души. От незнания основ душевной жизни человека, от забвения о её высоком назначении и от отрицания бытия души можно испортить свою временную и погубить вечную жизнь. Слово Божие ( Мф.16:26 ) учит нас, что нет большей заботы в мире для человека, как забота о вечном спасении души. Господь наш Иисус Христос сказал, что если бы человек приобрёл и весь мир со всеми его сокровищами, но погубил бы свою душу, то он не сделал бы для себя никакой пользы. Так драгоценна по суду Божию каждая душа человеческая. Некогда в вечности мы глубоко, но бесплодно будем жалеть, что были невнимательны в продолжение временной жизни к внутренней своей духовной природе. Изучение душевной жизни и уверенность твёрдая в бытии души человека весьма важны для человека, что видно из нижеследующего: 1 . Убедившись путём изучения экспериментальной психологии в существовании души человеческой, как духовной субстанции, человек никогда не может увлечься тем грубым материализмом, который, погружаясь в растительные процессы организма некоторых своих представителей, доходит до того, что отрицая душу в человеке, утверждает своё родство с животными и безумствует, говоря, что человек есть то, что он есть; что мысль выделяется из мозга, как желчь из печени; что будто душа, как и тело по смерти, разрушается или сливается бесследно с общей массою природы подобно дыму или пару в воздухе; что человек, как гриб, как червь, как злак, согниет в земле телом и душою и больше не возникнет к новой жизни и т. п. Если бы это было так, то жизнь наша была бы не больше «как смешная и глупая шутка» или «дар напрасный, дар случайный…», как думают нигилисты, для которых прекратить когда угодно жизнь ничего не стоит и которые и делают так, часто убивая то других людей, то самих себя. В этом последнем случае нигилист хуже даже скота бессмысленного, так как всякое животное, даже насекомое и то бережёт свою жизнь, охраняет её, а между тем какой-нибудь неверующий человек из-за самой ничтожной причины или какой-либо неудачи поднимает руку на самого себя. Вот к чему ведёт отрицание бытия и бессмертия души, а также и загробной жизни с воздаянием за добро и за зло!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dus...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010