1. Знать и определять виды и степени родства – обязанность пастыря не маловажная. Важность ее видна из того, что от определения вида и степени родства, во многих случаях, зависит определение браков, как запрещенных, так и дозволенных церковью, а такое определение возложено преимущественно на пастыря и в случае погрешности, он подлежит строгой ответственности пред судом духовным. Отчего могут происходить здесь погрешности? Возможны они по несовершенной определенности тех выражений, какими в разных странах России, означаются отношения родственные 1 . Но затруднения отсюда происходящие преодолеть не трудно, когда внимательно расспрашивать о родственном отношении тех или других лиц, и свидетельство о том одних поверять свидетельством других, преимущественно же церковными записями. Важнее затруднения те, которые основанием своим имеют самую многосложность и многоразличие видов и степеней родства, при чем иногда и для опытного глаза нельзя скоро различить один вид родства от другого и степень высшую от низшей. Чтобы помочь малоопытным в делах этого рода, мы хотим представить здесь, сколько можем, яснее и определеннее отношения родственные, и для того сначала излагаем понятия о главных видах родства, известных в нашей церкви православной, объясняя их и названиями, какие у нас известны, и примерами, потом объясним, в тех же главных видах родства, степени его, и научимся изображать их посредством чертежей. О главных видах родства Из Кормчей книги известны у нас три главные вида родства: а) родство однородное, или кровное, которое есть в теснейшем смысле родство, б) родство двуродное, которое есть собственно свойство (affinilas) и в отличии от следующего, которое есть тоже свойство, именуется (в Кормчей) свойством, или сватовством во-первых, в) родство трехродное, иначе свойство, или сватовство во-вторых. Сами названия однородное, двуродное, трехродное указывают на существенное различие этих отношений родственных. Лица однородные разумеются те, которые принадлежат к одному роду, или имеют одного ближайшего родоначальника наприм. внуки одного деда, внук и дед также одного, который первому прадед, а второму отец. Лица двуродные принадлежат не к одному, а двум родам т. е. каждое происходит от своего родоначальника, а между собою связуются союзом брачным, заключенным, не между ними непосредственно (между супругами родство не считается), а либо между одним из супругов и родственным лицом другого, наприм. родство между мною и отчимом моего отца 2 , либо между родными одного и родными другого, наприм. родство между сестрою моею и сестрою жены моей 3 . Отношение двух лиц по родству трехродному предполагает между ними посредство уже двух союзов брачных; и таким образом представляет связь трех родов между собой, наприм. свойство между моею мачихою и братом жены моей 4 . Постараемся все это объяснить подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

С.П. Григоровский О Родстве и свойстве Виды и степени родства и свойства, исчисление степеней и о значении родства и свойства как препятствия к браку по действующим узаконениям 1 Работа обер-секретаря Святейшего Синода Сергея Григоровского «О родстве и свойстве», впервые опубликованная в 1894 г., посвящена указанию степеней родства и свойства, препятствующих заключению церковного брака. Вследствие своего практического удобства брошюра, снабженная множеством рисунков и схем, выдержала до революции ряд переизданий. К работе приложена статья того же автора, написанная в 1899 г., о запрещениях к восприемничеству при Святом Крещении. Книга будет полезна священникам, а также всем православным христианам, готовящимся вступить в брак или крестить своих детей. В церковно-приходской практике священнослужителю нередко приходится иметь дело с такими вопросами, правильное разрешение которых является для него в большинстве случаев затруднительным вследствие отсутствия в нашей духовной литературе сборников действующих по духовному ведомству узаконений 2 . С особенною настоятельностью сказывается для священнослужителя потребность в таких чисто практического характера сборниках при разрешении вопросов из области брачного права, и прежде всего одного из существеннейших отделов этого права – отдела о родстве и свойстве. Дабы не допустить брака в запрещенных церковными правилами степенях родства и свойства 3 и тем не навлечь на себя строгой ответственности пред духовным судом 4 , священнослужитель должен уметь с точностью вычислить родство или свойство между брачующимися, а затем разрешить на основании действующих узаконений и вопрос о дозволенности или недозволенности брака при наличности исчисленных степеней родства или свойства между желающими сочетаться браком. В помощь священнослужителям при разрешении этой далеко не легкой и ответственной для них задачи мы и предложили в 1894 г. настоящий наш труд, в коем имели в виду в возможно краткой и простой форме изложить существенные понятия о родстве и свойстве, способы вычисления степеней родства и свойства и, наконец, действующие по духовному ведомству узаконения относительно браков, воспрещенных по родству и свойству между брачующимися.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prepja...

Предметом печатного обмена мыслей с А. С. Павловы м служит у нас пока вопрос о восприемничестве и проистекающем из него духовном родстве. По этому вопросу А. С. Павловы м собрано в его книге много научного материала и сказано то, что до него, быть может, действительно никто не высказывал, как обязательно заявляет сам А. С. Павлов. Обработка этого материала в большей части тоже заслуживает похвалы. Именно всё, что сказано А. С. Павловым в его книге на стр. 165–175, прекрасно и соответсвует историческим свидетельствам. Но на дальнейших страницах его книги (176–185), трактующих о духовном родстве, встречаются рассувждения и положения, вызывающие возражения. Эта вторая половина трактата А. С. Павлова о духовном родстве так значительно разнится по своему характеру от первой, что в ней встречаются почти прямые противоречия первой. Например, в первой говорится, как и следует, что в древней церкви признавался необходимым только один восприемник – мужчина или женщина. Об одно восприемнике говорят Постановления Апостольские и сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту , одного восприемника знает Юстиниан, один восприемник упоминается и в древнейших списках чинопоследования таинства крещения. Такова же по всей вероятности была господствующая практика и во времена трулльского собора (Павлов. 50 глава Кормчей, стр. 169). Во второй части, по поводу рассказа о крещениии Феодосия Велизарием, автор говорит, что и до трулльского собора бывали примеры восприятия одного крещаемого двумя лицами, мужчиной и женщиной, и при том супругами, и что в приведённом свидетельстве (о крещении Феодосия) содержится прямое и ясное указание на существование в VI веке общехристианского воззрения, по которому, в случае восприятия одного и тогоже крещаемого двумя лицами разного пола, оба эти лица признавались столь же близкими к нему, как и его родные отец и мать. А. С. Павлов однако же не хочет принять во внимание сделанных в нашей рецензии возражений на некотрые положения этой второй части и объясняет их недоразумением с нашей стороны, как мы сказали выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Что такое чудо? 20.02.2017 09:34:22 Кульков Сергей Андреевич Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/02/06/21-00.html - Что такое чудо? О.Алексей Ладыгин: - Чудо - это ответ Господа или святых угодников на молитву человека, это огромнейший дар свыше. Столько описаний, как святые помогают во всех вопросах!  Мы должны иметь настолько тесную связь со святыми, чтобы они были нашими друзьями. Когда мы дружим с ними искренне, готовы им открыть свое сердце, говорить с ними потому, что они живые, и чувствовать их близость потому, что они нам родные по духу и по вере, с которыми мы объединены кровью Христовой -  вот тогда  святые участвуют в нашей жизни, переживают за нас так, как не переживают самые близкие родственники. - Батюшка,  то - есть иметь близких святых, наиболее почитаемых,  можно? Не запрещено кого-то выделять из святых? О.Алексей Ладыгин: - Можно.  Со всеми мы не подружимся сразу. А вот кого-то больше почитать, общаться, дружить с ним и подражать ему в жизни, в подвиге… Ведь только другу или подруге мы открываем свое сердце  по жизни. Духовник - это уже особый человек, а вот хочется иметь друга, которому ты откроешь, который тебя поддержит, и которому не стыдно сказать, потому что он скажет: я  понимаю тебя. И ты чувствуешь, что ты не один, что у тебя есть поддержка, что ты можешь выбраться из той ямы, в которую  попал. Тел. звонок:  - Как быть, если человек умер без покаяния? Как муж у блаженной Ксении? - Это большая трагедия. Мы должны стремиться, чтобы наши сродники обязательно принесли покаяние и причастились Святых Христовых Таин. Это некий залог безболезненного прохождения мытарств и открытия для нас Царства Небесного. Сейчас многие отказываются от причастия. Не потому что им не предлагают. Для многих бывает так, что нет возможности, потому что родственники неверующие. А где родственники верующие -  отказываются сами уже на смертном одре,  считают, что если они причастятся, то через 10-15 минут умрут. Или вообще есть какое-то противление. На самом деле это очень серьезный вопрос.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-chudo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Духовные скрепы России Наше всё, или ценности Земли Русской 07.11.2022 3057 Время на чтение 23 минут Фото: РНЛ Ценности России формировались на протяжении веков — начиная с Древней Руси, во времена Царской России и Советского Союза. И сейчас они должны проявиться в нашей жизни как связующая и смысловая основа общества. Исторически нашему народу свойственно считать, что жизнь человеческая оправдывается осознанным служением Богу и людям, а остальное прилагается. Это принцип нашего существования. Проявлялось это служение в «родном долготерпении», о котором Владимиром Малявиным написано две прекрасных статьи в 2016 году. По сути, служение и долготерпение — это гены русской души. Не всегда этому принципу удавалось следовать добросовестно и успешно, и не всегда это служение было осознанным. Представления о Боге тоже менялись, но интенция прослеживается сквозь века. Попробуем взглянуть со стороны и проследить закономерности. ЭПОХА ДОХРИСТИАНСКОЙ РУСИ . С древних времен наши предки почитали землю как матушку, а небо как отеческое начало, обитель всех духов и богов раннего — дохристианского — периода нашей истории. Замечательный артефакт той эпохи, отражающей мировоззрение наших прародителей, дошёл до наших дней в виде матрёшки — одного из символов России. Этот символ пришел к нам в XVIII веке из Японии, которая, в свою очередь, видимо, позаимствовала его из китайской картины мира. Матрёшка не случайно заинтересовала художников народных промыслов из Абрамцева несколько веков назад, в ней мастера увидели визуализированное родство с нашей древней картиной мира, которую матрёшка олицетворяет и сегодня. Это глубокий символ, роднящий нас с древними народными верованиями — дохристианскими идеями наших пращуров . К этому пониманию я пришёл после того, как на годы погрузился в традиции Китая, при этом всегда пытался понять суть родного русского наследия и его истоков. Матрёшка отражала вертикальный символ семьи человека. Горизонтальный общеизвестный символ, заложенный в семантику самого слова «семь-я» означает единение двух родовых ветвей — по отцу и матери — в трех поколениях: ребенок, его родители и родители его родителей — дедушки и бабушки, которых ребенок, как правило, застает в своей жизни и с ними всеми ассоциирует своё родство. Так образуется «семь-я».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/07/du...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > По родству душ О новой книге отца Евгения Юшкова 02.10.2023 367 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Протоиерей Евгений Юшков. Что слёзы Женькины? Водица… Проповеди, дневниковые записи. – Нижний Новгород: «Вертикаль. ХХ I век», 2023. Мне трудно однозначно определить тот жанр, в котором пишет свои тексты протоиерей Евгений Юшков. В книге можно прочитать и проповеди, и воспоминания, и заметки по поводу переживания от узнанного из бесед со страждущими и болящими, и размышления о прочитанном и услышанном в интернете. Иными словами: на её страницах раскрывается весь спектр духовного состояния российского общества – и с болезнями, и с укрепляющими надеждами. Несмотря на такое разнообразие жанровых приёмов в разговоре с читателями, труд отца Евгения воспринимается удивительно цельно. Выслушав за свою долгую священническую жизнь огромное количество исповедей, Юшков и к своим духовным чадам обращается как бы с открытой собственной исповедью, где много чему есть место: и сердечной боли, и душевному смущению, и несогласию, и покаянию, и безмерному упованию на милость Божию. Чего точно нет в размышлениях духовного писателя, так это уныния и гордыни. Но что, безусловно, в заметках и статьях отца Евгения главенствует – так это непоколебимая Вера. Творец всему глава в мироздании, всё в воле Его, в Его великой любви. Оттого и в произведениях Юшкова так ощущается (как бы скрыто пробиваясь сквозь строки) душевная теплота автора, его сердечное участие в жизни братьев и сестёр во Христе. Даже к временно заблудшим, потерявшим в жизни опору, верные ориентиры, раздражённым и озлобленным. Более чем за двадцать лет Евгением Юшковым написано много книг. В 2015 году издательство «Вертикаль. ХХ I век» подвело промежуточный итог литературному труду священника, собрав в одном томе всё, что было написано батюшкой к этому сроку. Книга называлась «Лампада моя тлеет». По ней отца Евгения приняли в члены Союза писателей России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/02/po...

Н.К. Смирнов Духовное родство в отношении к брачному союзу Лица, между которыми брак воспрещается на основании духовного родства Все, доселе сказанное, относится к так называемому плотскому родству, основывающемуся па естественном происхождении (рождении) одного лица от другого. Но христианин кроме плотского имеет еще духовное рождение (в купели крещения). Родство, основывающееся на этом духовном рождении, также может служить препятствием к браку, хотя в несравненно меньших размерах, чем плотское рождение. Духовное родство ограничивается восприемниками, воспринятыми (от купели) и родителями воспринятых. Поэтому браки положительно воспрещаются только: 1 . между восприемниками и родителями воспринятых; 2 . между восприемниками и воспринятыми. Наша «Кормчая» доводит запрещение браков в духовном родстве до 8-й степени – дальше, чем по родству плотскому – на том основании, что духовное рождение выше плотского. Но еще в 1767 году св. Синод поставлял на вид преосв. епархиальным архиереям, что напрасно некоторые из них, «последуя одним только положенным в Кормчей книге о присвоениях расписаниям, чинят разводы и таким бракам, которые имеют между собою по сватовству только и по кумовству неблизкое присвоение, о чем в слове Божии и в правилах св. апостол и отец точного узаконения не положено». Указом же от 19 января 1810 г. предписано преосв. архиереям, чтобы в рассматривании духовного родства руководились они «53 правилом 6-го вселенского собора, напечатанным во II части Кормчей книги в грани о средствах святого крещения главы 50, где по прочем изображено: уведехом убо, яко в некиих местах неции, иже восприята сыны от святаго и спасительного крещения, сочетачаются в брак с матерями их, уже овдовевшими, повелеваем: да не к тому сицево что бывает. Аще же котории по сем правиле обличены будут сие творити, во первых убо сицевии да разлучатся от сицеваго супружества, по сем подлежат епитимии блудников. поскольку же из сего правила видно, что оное заключает в себе запрещение на вступление в брак воспринимавших детей от святого крещения с матерьми их, а относительно детей воспринимавшего с восприемлемым ничего в оном не сказано: Кормчей книги во II части усматривается, что, после того правила рассуждаемо было о сем обстоятельстве; но св. Синод соображаясь с толковниками последующих времен полагает, что ежели которую приимет от св. крещения, не может оную по сем пояти себе в жену, понеже уже есть ему дщерь, ниже матерь ея; что ж касается до восприемника и восприемницы детей от св· крещения, то разуметь их в таком смысле как показано в требнике под правилом о св. крещении».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Сортировать по Исключить новости Архиепископ Петергофский Амвросий: «Встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского необходима для помощи гонимым христианам» 8 февраля, 2016 По сообщениям официальных СМИ 12 февраля 2016 года состоится встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Информация о первой в истории Русской Православной Церкви встрече ее Предстоятеля с Главой Католической Церкви появилась вчера. Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий по просьбе академической пресс-службы прокомментировал предстоящее событие. – Владыка, в официальных СМИ вчера появилась информация о предстоящей встрече Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском. Информация появилось довольно неожиданно, и поэтому вполне понятны некоторые недоумения и различные вопросы православных верующих по этому поводу. Расскажите, как Вам кажется, для чего эта встреча и почему сообщение о ней появилось так неожиданно? – На вопрос о необходимости этой встречи могу ответить, опираясь на опыт Духовной Академии. У нас на Факультете иностранных студентов учатся ребята из Ближнего Востока, из страдающей Сирии, из Индии. Из тех мест, где люди действительно, реально страдают из-за своей принадлежности к христианству. Можно прийти к нам на службу и спросить у любого из них: «А как там, на вашей земле, в вашей стране сегодня живут христиане? Как живут ваши родственники, как живете вы?» И они многое расскажут. Поведают о постоянном страхе, о смерти, которые постоянно вокруг, о страданиях – душевных и физических – который терпят они и их родственники. Причем, это положение вещей сегодня – не исключение из правил, а правило. Христиан выгоняют с древних христианских земель. С их земель, где жили поколения христиан уже тысячелетия. Вырезают и выжигают целыми селениями. По данным ОБСЕ на сегодня в мире каждые 5 минут случается убийство христианина из-за его религиозной принадлежности. Причем зачастую – убийство мучительное. Христианство сегодня – самая гонимая религия в мире. Более 100 000 человек ежегодно – православных, католиков, протестантов, коптов, представителей иных конфессий умирают за Христа, за свою веру. Сегодняшние гонения на христиан – самые жестокие и многочисленные за всю историю человечества.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-petergofsk...

2. История с попом Июдой.– Грамота к Июде противуокружнического лжеепископа Иова. – Негодование, возбужденное этой грамотой среди окружников.– Разбор ее, составленный Перетрухиным Передадим еще одно из прошлогодних событий в расколе, с особенной ясностью разоблачающее взаимные отношения двух партий в Австрийщине, – окружников и противуокружников, и хорошо знакомящее нас с характером и качествами раскольнических ложных попов и архиереев. Среди великого множества этих раскольнических мнимых попов, которых наплодили разные Савватии, мнимые архиереи раскольников, и распустили по всему лицу обширной русской земли заражать ее ядом раскола, есть некий поп Иуда, и Июда, как зовут его раскольники. В попы его поставил Савватий, и дал ему приход в деревне Яичковой (Сычевского уезда, Смоленской губ.). Июда – настоящий раскольнический поп, из-за дохода готовый идти куда угодно и делать что угодно, к тому же и крайний невежда, как все раскольнические попы. Между прочим он нимало не стесняясь, за деньги, венчал браки в близких степенях родства между женихом и невестой. Таким явным нарушением правил возмутился наконец один из местных раскольников, сычевский купец Сорокин, попечитель раскольнической церкви в деревне Малые Липки, и послал жалобу на попа Июду в Духовный Совет. Совет всегда внимательно принимает купеческие жалобы. И по жалобе Сорокина Совет определил немедленно произвести следствие, назначив следователями двух московских попов, Константина и Алексея. Следователи донесли Совету, что извет Сорокина правилен, что поп Июда действительно венчает браки в недозволенных степенях родства. Вызвали в Москву, на суд, самого попа Июду. Он сознался, что по неведению повенчал один такой брак. За это Совет подверг его запрещению от священнослужения. Суд состоялся 4-го сентября прошлого 1889 года. Июда возвратился крайне оскорбленный таким судом и в отмщение Савватию с его Духовным Советом задумал перейти к противуокружникам партии Иова московского. У него перед глазами был пример такого перехода, исполненного весьма удачно: в той же местности окружнический поп Ефим, недовольный порядками, или вернее беспорядками в ведении церковных дел у окружников, перешел со всем своим приходом под власть Иова, в ведении которого состоит и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Московской духовной академии прошла конференция памяти профессора А.И. Сидорова В конференции приняли участие преподаватели и студенты МДА, ИвГУ, МИФИ, МГЛУ, родственники и друзья профессора А.И. Сидорова МОСКВА. 27 ноября 2020 года в Елизаветинском зале Московской духовной академии научная школа патрологических исследований кафедры богословия МДА в очно-дистанционной форме провела конференцию — вечер памяти, посвященный жизни и научному наследию профессора МДА А.И. Сидорова (27.11.1944-23.02.2020). В конференции приняли участие преподаватели и студенты МДА, ИвГУ, МИФИ, МГЛУ, коллеги, близкие родственники и друзья профессора А.И. Сидорова. Ведущий конференции доцент МДА П.К. Доброцветов огласил программу конференции. В начале присутствующие пропели «Вечную память» профессору А.И. Сидорову, после которой проректор МДА по воспитательной работе иеромонах Вячеслав (Сорокин) зачитал приветственное слово ректора Московской духовной академии епископа Звенигородского Феодорита к участникам конференции: «Дорогие коллеги и друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена памяти замечательного человека, талантливого преподавателя и ученого — Алексея Ивановича Сидорова. Сегодня бы ему исполнилось 76 лет. Но сейчас он находится там, где нет болезней, нет печали. Алексей Иванович посвятил почти половину своей жизни и треть столетия трудам на ниве духовного образования и просвещения. Он был скромным, ревностным и самоотверженным тружеником. Все мы в той или иной мере являемся его учениками, у большинства из нас он преподавал. Его лекций мы ждали с нетерпением. Они не были формальностью, это было живое, искреннее и открытое общение на равных. Несмотря на то, что нам тогда было немного за 20, а ему уже к 70. Мы не чувствовали разницу в возрасте, перед нами был старший товарищ, который подтверждал богословские истины живыми и искрометными рассказами из своей жизни.

http://sedmitza.ru/text/9948281.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010