Вот и корень слова проявился, сразу вспомнились 12 колен Израиля, берущих свое начало от 12 сыновей ветхозаветного Патриарха Иакова. Правда, в других переводах можно встретить понятия «племена» или «семейства», но в наших Священных книгах укоренилось понятие «колена». 12 колен, или племен, на пути из Египта в обетованную Землю переживают самый важный момент в еврейской истории – Синайское откровение и начинают превращаться в единый народ, обладающий Богом данным Законом, по которому они становились «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Связь поколений      Время шло, и не все ладилось в этом народе, не всегда отцам удавалось передавать обетование о пришествии Мессии, верой в Которого они и оправдывались. И вот слышен грозный глас ветхозаветного пророка Малахии, устами которого говорит Бог: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:4–6). Беда коренится не в семейных отношениях, а в потере духовной преемственности. Ангел Господень почти буквально повторяет эти слова Захарии, отцу Иоанна Предтечи, предвозвещая о рождении Крестителя Господня – последнего пророка Ветхого Завета и первого пророка Нового Завета: «И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:16–17). Фото Анатолия Дмитриевича Заболоцкого      Возобновить духовное единство всех отцов и детей, чающих пришествия Христа, – это уже достойная задача ветхозаветного народа. Не кровное родство и преемство, а вера во Христа – единственная основа духовного единства народа новозаветного. Размышлял о поколениях, а дошел до самого главного: чего нам – отцам и детям – не хватает? Не хватает духовного единства во Христе. Сердца наши не возвращены друг другу, мы все стараемся договориться и переубедить один другого. Но разве Христос «современен»? Апостол Павел восклицает: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

http://pravoslavie.ru/98252.html

Господь беспомощным Младенцем воплощается в этот мир, чтобы показать, что Он с нами во вся дни живота нашего – от колыбели до могилы. Не гнушается родиться ночью в нечистоте пещеры – прообраза мрачного, холодного и бессердечного мира, лишенного милосердия. Не брезгует сойти в мир среди бессловесных скотов, которые есть прообраз нашего духовного невежества и упрямства. Не боится доверить Свою жизнь, но кому? – Своей Пречистой Матери, Которая Сама еще беспомощная Юница, довериться немощному старцу Иосифу, утомленному и годами жизни, и попечениями о своих родных детях, и переходом для переписи народной, и ночным временем, и бытовым неустройством. Не смущается довериться Своему мнимому брату Иакову, который еще сам ничего не смыслит в жизни. А опасность была, и опасность действительная. Царь Ирод, как прочитано было сегодня, «увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2: 16). Нас пугает и возмущает эта несправедливость жизни, ум наш не может согласовать праздничное событие Рождества с последовавшей за ним гибелью невинных душ. Потому что мы только словами хвалы приближаемся к Богу, но сердечные дела наши далеки от Него. Мы видим еще только половину мира – только мир вещественный, но считаем, что это и есть полнота всего творения Божиего. Мы видим эту жизнь, земную жизнь – и считаем, что она и есть всё, как будто забываем, что отойти нам предстоит не в «мир теней», а к Спасителю нашему. «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12: 7). Мы стремимся к порогу мира духовного, за которым находится наш Владыка – Творец и Вседержитель, но мы «земля еси» и столь привязаны к земле и всему земному, что не можем подняться ввысь, гор е и увидеть жизнь будущего века, в которую переходят все – но только «творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5: 29). Мы – гордые, смелые, самостоятельные и самонадеянные – лучше знаем, что есть зло и добро, счастье человеческое, что есть благо; понимаем без чужих советов и подсказок, как получше, поудобнее устроиться в этой жизни.

http://pravoslavie.ru/76431.html

Женщина-хананеянка шла за Иисусом и кричала Ему вслед: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, – дочь моя жестоко беснуется». Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его тогда сами, по собственному побуждению, прониклись и уважением к этой вере чужеземки в Сына Давидова, т.е. Мессию, и жалостью к её горю, к её любви, ибо страдала её дочь, а она говорила: помилуй меня... И приступивши, они стали просить за неё Иисуса. Он же сказал им в ответ: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Женщина тем временем сама подошла к Иисусу, кланялась Ему и говорила: «Господи, помоги мне». И сказал ей Иисус: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Она сказала: «Так, Господи, но и псы едят от крох, которые падают со стола господ их». Тогда-то Иисус, показав ученикам всё величие веры жены хананеянки, всю горячность её любви, всю глубину её смирения, показав, что только духовное родство с Авраамом делает человека его сыном, а не плотское, вызвав от самих учеников просьбу о помиловании несчастной, и Сам воскликнул: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час ( Мф. 15:21–28 ). Исполненный веры, любви и смирения приник ко Христу и к православной Церкви покойный Владимир Андреевич; он пришёл к Церкви, как иноплеменник, из инославия, пришёл в летах зрелых. Рождённый в России от отца лютеранина, он уже с детства как бы приготовлен был к истине веры, получив от рождения русское и православное имя Владимира. Нужно было, однако, совершиться его обращению в православие в пору его сознательной жизни, как бы для того, чтобы легче было ему победить все последующие предубеждения против его личности, чтобы успешнее творить то дело, которое Промысл судил ему вести в будущем. Окружённый русской и православной жизнью, с детства проникся он к ней любовью. Особый случай, по-видимому, и для многих незначительный, но для его глубоко вдумчивого ума и глубоко чувствующего сердца оказавшийся особо важным, дал направление его воле и силу его решимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Итак, имеют ли ветхозаветные заповеди значение для христиан? Духовно-нравственные указания – да, причем в христианском истолковании. Обрядовые же повеления в их прямом значении не нужны христианину, но в прообразовательном, или духовно-аллегорическом аспекте сохраняют свою актуальность. Заповеди Декалога, которые преобразил и наполнил новым содержанием Христос, являются обязательными для любого православного человека. Такое понимание избавит человека от разных крайностей. Некоторые говорят, что тексты Ветхого Завета нас совсем не касаются. Это неправда. Но иногда можно услышать и то, что обрядовый закон Моисея никто не отменял и христианину надо различать чистых животных от нечистых, дозволенную пищу от недозволенной и проч. Это тоже неверно. Здесь требуется рассуждение, основанное на церковном толковании Священного Писания. Есть закон и Закон. Есть вечное и преходящее. Есть изменяемое и неизменяемое. Читая Ветхий Завет, необходимо все это различать. Господь да просветит наши умы и сердца и да сохранит нас от всякого заблуждения. Рейтинг: 9.5 Голосов: 383 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Владимир 1 июня 2022, 16:15 Здравствуйте! В Книге Второзаконе, главы 7 есть такие слова: и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего 4 ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Значит ли это что евреи должны заключать браки с евреями и в наше время. Спасибо! АлександрГ. 30 сентября 2017, 09:34 Замечательно. И слов других нет. Спасибо!!! Галина Игл.-я 29 сентября 2017, 18:05 1.Иисус Христос боролся против внешнего формально - юридического понимания и истолкования фарисеями Закона Моисеева (Синайское законодательство).Он не допускал нарушения нравств.-х заповедей ВЗ,но требовал не чисто обрядового их исполнения, а переживания и осуществления самой жизнью, духовного обновления и возрождения личности.Господь открывает самую сущность Закона.Все люди преступили Закон (Пс. 13,3). Законом познается грех (Рим. 4,5).Человек не может исполнить Закон (1Ин. 1,8). Конец Закона- Христос: " ...конец Закона -Христос, к праведности всякого верующего " (Рим. 10,4). " Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою " (Гал 3,24).Смысл жизни человека- в богопознании.

http://pravoslavie.ru/106713.html

На Небе все знают, что мы думаем, чувствуем, воображаем, вспоминаем, предпринимаем, намереваемся, пишем, говорим и делаем. Там сокрыты суды о нас и в свое время откроются. Христианин и христианка, чувствуете ли вы в душе своей сродство с Господом, Богоматерью, со святым Ангелом-хранителем и с ангельским миром, со святыми угодниками Божиими и стараетесь ли подражать им по силе и жить благодатною жизнью в вере, любви, покаянии и добродетели? Церковь Православная помогает нам вспоминать это родство духовное, чувствовать его, радоваться о нем и благодарить Господа, что Он Сам с самого рождения причел нас к Церкви Своей и к обществу святых, так что мы можем сказать своим сочленам, православным христианам: ...вы не странники и пришельцы, но сожители святым и присные Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа (ср.: Еф. 2, 19-20). Особенно это духовное сродство мы должны чувствовать во время домашней или общественной церковной молитвы. Многие по нерадению, неведению или по разным другим причинам и по суетности до того охладели к Богу, к вере и к Церкви Божией, молитве, что совсем забывают о том, что они члены Церкви Божией, этого великого и божественного и Богом основанного царства, что стали совсем чужды его и многие даже ненавидят Церковь и хулят ее. Невидимым судом Божиим они отсекаются от Церкви, как мертвые члены. Сколь много таковых в последнее время: толстовцы, газетные писаки, интеллигенция в большинстве, все увлекающиеся страстью к наживе - все мертвы для Бога. Святая Церковь ежедневно в будни, в воскресные и праздничные и в великопостные дни предлагает нам чтения из Евангелия всех евангелистов, для того чтобы мы слушали и вникали в содержание их и таким образом поучались всяким истинам - догматическим и нравоучительным, нужным нам для сведения и спасения, и не оставались невеждами в спасительных истинах. Сладко, просветительно и животворно оно действует на сердца, с верою внимающих ему. Не будем же рассеянно стоять при богослужении и оставлять без внимания слово Божие, для нас предлагаемое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1010...

Одна женщина, рассказывала мне: «Я иногда вижусь со своими родственниками и не знаю, как себя с ними вести, о чем говорить и как поступать. Даже друзья детства и молодости, с которыми я не могла раньше наговориться, стали для меня совершенно неинтересными, я разучилась с ними общаться. И только с верующими, моими теперешними братьями и сестрами, я чувствую себя совершенно хорошо!» И эта женщина совершенно права: круг ее теперешних интересов стал совершенно другим. Ей уже больше неинтересно заниматься сплетнями или обычными мирскими пересудами. Теперь ей куда интереснее говорить о духовном, нежели о плотском. Но, с другой стороны, наши прежние друзья и неверующие родственники так и не смогли смириться с тем, что мы изменились и стали (или становимся) новыми людьми. Все это пугает и настораживает их. Они никогда не согласятся с нашим новым образом жизни, пока сами не уверуют во Христа. Сказано: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим.8:5–7 ). Вот почему неверующие люди начинают враждовать с верующими, невзирая ни на какое родство, ни на какие прежние узы дружбы. Будучи укорененными в своем греховном образе жизни, они помышляют именно как враги Бога, посему и враги верующих в Него. Как мы и прочитали: «потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Удивляются наши прежние «друзья во грехах»: почему мы оставили прежний образ жизни? Но для нас довольно и того, что с нами случилось ранее, мы никогда не захотим вернуться к прежней греховной смерти! Сказано: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» ( 1Пет.4:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Павел в послании к Галатам ( Гал. 3:7–9, 14, 16 ). Он говорит, что получение благословения всеми народами не может быть достигнуто через объединение с Авраамом и семенем его посредством плотских, кровных связей; для этого необходимо духовное начало, превосходящее плотскую ограниченность, именно – вера, бывшая в Аврааме и доступная всем людям. Через эту веру все люди могут вступить в духовное родство с Авраамом и подойти под токи благословения, почившего на Аврааме 2 ). «Верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак, верующие благословляются с верным Авраамом» ( Гал. 3:7–9 ). Но благословение всем народам земли дается не в одном Аврааме, не в духовном только объединении их с Авраамом через веру; но и в семени Авраамовом, через его потомка по плоти – Христа Мессию, Который есть главный предмет веры и источник благословения: «благословение Авраамово чрез Христа Исуса распространилось на язычников... Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» ( Гал. 3:14–16 ). Существует крайнее отрицательное мнение, которое в повествовании о жертвоприношении Исаака видит одно из сильнейших оснований, для нападок на ветхозаветную богооткровенную религию. Сущность этих нападок сводится к тому, что древнейшая еврейская религия была служением общесемитическому богу Молоху, который и есть еврейский Бог Иегова, требовавший для себя человеческих жертвоприношений; а в таком случае Авраам является не более, как первым жрецом Молоха, принесшим ему в жертву своего сына 648 . Конечно, самым сильным аргументом в устах крайних критиков является совершенно правильная мысль, что человеческие жертвоприношения несовместимы с понятием об Истинном Боге, и что, с этой точки зрения, повеление от имени Иеговы – принести в жертву Исаака – является нравственно-невозможным требованием; отсюда прямой вывод: или повествование 22 главы книги Бытия есть сага, направленная против человеческих жертвоприношений и требующая замены их приношением животных, или же древняя религия Иеговы есть языческий культ Молоха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Существует родство кровное и духовное. Последнее выше. На это указал Спаситель. Когда «одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк. 11: 27–28 ). Между Божией Матерью и Спасителем было не только кровное родстро, но и теснейшее сродство духовное. Когда Пресвятая Дева носила во чреве Богомладенца, Она сложила дивную песнь: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» ( Лк. 1: 46–49 ). В приведенном месте Евангелия ( Мф.12:47–50 ), Иисус Христос придал особую значимость духовному родству, потому что в это время фарисеи («род лукавый и прелюбодейный») злословили Спасителя и даже возводили хулу на Святаго Духа ( Мф. 12: 24–32 ). Иисус Христос указал и признаки этого духовного родства: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:50 . Слова эти в наибольшей степени относятся к Божией Матери, Которая сказала архангелу Гавриилу: «се, Раба Господня» ( Лк. 1:38 ). Даже тени сомнения не должно быть при мысли об отношении Иисуса к Своей Матери. О Его нежной любви свидетельствуетПисание. Как чтил и исполнял Ее желания видим из описания чуда в Кане Галилейской. «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» ( Ин. 2: 3–4 ). На эти слова Матерь Иисуса уверенно говорит слугам: «что скажет Он вам, то сделайте» ( Ин. 2:5 . Обратим внимание: Она заранее знает, что Сын Ее исполнит Ее просьбу и сотворит чудо, хотя до этого Он их еще не совершал («Так положил Иисус начало чудесам»; 2:11). Здесь, несомненно, свидетельство особого духовного родства между Ними. Умирая на Кресте в страшных мучениях Спаситель проявляет любовь к Своей Матери и поручает заботу о Ней любимому ученику. Может ли вера в Бога основываться на разумных рассуждениях или только на самовнушении и фанатизме?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

13-19). Стихи 20-23 содержат в себе важное учение о превознесении Воскресшего Христа, как Богочеловека превыше всякой твари и о покорении Ему всего существующего. Здесь мы видим возвеличение человеческого естества в лице нашего Спасителя, свидетельство о том, что Господь Иисус Христос, даже и как Человек, есть Царь и Господь неба и земли, ангелов и человеков. " И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем " (ст. 22-23). Это учение о Господе Иисусе Христе, как о Главе Церкви, чрезвычайно важно. Как члены нашего тела составляют с головой один живой организм, так все верующие со Христом образуют также один телесно-духовный организм. Крестящиеся во Христа облекаются в Него, становятся одно с Ним. Поэтому Христос действует в христианах, как созидательная и живительная сила (еп. Феофан Затворник). От главы зависит вся жизнь тела — органическая и механическая. И в психологическом отношении голова, как вместилище мозга, главного органа умственной деятельности и внешних чувств, признается источником духовной жизни, руководящим началом ее. Это сравнение Апостола дает мысль о всецелой зависимости Церкви от Господа Иисуса Христа, о том, что Христос Сам руководит Своею Церковью. " Полнота Наполняющего все во всем " (ст. 23) — слова сии темноваты и дают разные мысли. Правильнее всего понимать эти слова так: Церковь есть духовный организм, в котором нет места, где бы не действовали Божественные силы Христовы. " Она полна Христом. Он ее наполняет всю " (еп. Феофан Затворник). Святой Златоуст объясняет, почему Апостол не ограничился назвать Церковь только Телом Христовым, а Христа ее главой: " чтобы ты, услышав слово главу, не принял его в значении только власти, но в смысле собственном, — не счел Его только начальником, но видел в Нем действительную главу, Апостол прибавляет: полнота (т.е. Церковь есть полнота) Исполняющего все во всем. Апостол считает как бы недостаточным название " главы " для того, чтобы показать родство и близость Церкви ко Христу " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1. Причины реформы. Кризис бенедиктинского монашества К концу XI в. сформировалась серьезная дифференциация в среде западного монашества, на фоне которой развиваются новые формы монашеской жизни. Историки отмечают феномен «разложения» в среде традиционного бенедиктинского монашества и даже говорят об «общем кризисе» общежительного монашества, достигшем апогея к началу XII в. Декларированное теоретически стремление к «апостольской бедности» (нестяжанию) со временем оказывается подавленным материальным процветанием бенедиктинских монастырей, владевших обширной собственностью и широко вовлеченных в мирскую жизнь. Однако «кризис» этот нельзя понимать только как упадок. Бенедиктинцы и в начале XII в. оставались динамичной общностью, считавшей свою вовлеченность в церковную и социальную жизнь формой служения – и церкви, и обществу. Важной доминантой времени и своеобразной реакцией на кризис бенедиктинского монашества становится усиливающееся стремление к отшельничеству. Формируются общины цистерцианцев, картезианцев и августинских регулярных каноников, а также духовно-рыцарские ордена. В литературе эта динамика оценивается неоднозначно. С одной стороны, отмечается, что «выдвинутая Римом программа преобразований часто встречала поддержку почти исключительно в среде новых орденов. Их надежность и преданность римской кафедре (не говоря уже обо всем многообразии навыков этих монахов, о финансовой поддержке с их стороны, помощи в борьбе с ересями, поддержке ими новой папской идеологии и об их участии в Крестовых походах), разумеется, были для папства решающими факторами». Из 19 пап, занимавших Св. престол в XII в., более половины были выходцами из этих орденов, их представители играли видную роль и в римской курии, и в коллегии кардиналов. «Духовное родство и сотрудничество» пап и новых монашеских орденов «с самого начала прослеживаются по источникам». С другой стороны, новые монашеские объединения становятся обличением нравов, царивших в тогдашней латинской церкви, напоминая клиру, в особенности высшему, о том, для чего Церковь была создана Христом и чем она призвана быть для мира: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:19 ), – всем своим поведением и даже внешним видом напоминали они слова Христова призвания. – He любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житеиская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин. 2:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010