поиск:   разделы   рассылка Борис Туманов " Квадратура круга " Источник:  Новое время Понаехали тут! Вертлявое дышло закона Не пивом единым Остроумный полпред и дороги На прошлой неделе в Госдуме за круглым столом обсуждался вопрос о необходимости религиозного образования в школах. По мнению некоторых несознательных участников дискуссии, в школах должны быть представлены все " традиционные " религии России – православие, ислам, иудаизм и буддизм. Другие же считали, что в школах должно преподаваться только православие. Такую точку зрения профессор Московской духовной академии дьякон Андрей Кураев обосновал следующим образом: " Есть мнение, что изучение православия может обидеть представителей других религий, но эта религия – основная в России, и если гости из других стран мешают россиянам изучать свою религию, то это уже не гости, а оккупанты " . Дьякон Кураев прав: что-то уж больно загостились на Святой Руси всякие татары, башкиры, чеченцы, дагестанцы, ингуши, буряты, калмыки, а особенно евреи. Да еще вдобавок мешают православным свою религию изучать. Пусть горит русская земля под ногами оккупантов! На прошлой неделе калмыцкие милиционеры задержали шестнадцатилетнего сына президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. При этом блюстителей порядка нимало не смутило, что юноша указывал на свою неприкосновенность и грозил милиционерам страшными карами, ссылаясь на прямое родство с главой республики. Этот случай мог бы послужить вдохновляющей иллюстрацией строгого соблюдения нашей милицией принципа равенства всех граждан перед законом, если бы не то обстоятельство, что милиционеры, задержавшие Илюмжинова-младшего, были пьяны в лоскуты. Этот инцидент не должен, однако, создавать впечатление, что в рядах российской милиции свирепствует повальное пьянство. Напротив, есть не менее выразительные примеры, свидетельствующие о том, что наши милиционеры и капли в рот не берут при исполнении служебных обязанностей. Скажем, чины московской милиции, расследовавшие на прошлой же неделе ДТП на улице Лобачевского, где сын министра обороны Сергея Иванова насмерть сбил старушку, двигаясь, по словам многочисленных свидетелей, с огромным превышением скорости, были абсолютно трезвы. Что, впрочем, не помешало им прийти к выводу, что министерский сын ни в чем не виноват и что старушка практически сама кинулась ему под колеса.

http://religare.ru/2_18310.html

Светлана Коппел-Ковтун: «Когда религия вырождается в секту?» 24.02.2021 13:53:20 На вопросы отвечает религиозный поэт и эссеист Светлана Коппел-Ковтун   Вечное мыслят вечным в себе, а не невечным. Описания вечного, которыми все пользуются, добыты теми, кто видит вечное вечным в себе —  это и есть откровение. И понять его по-настоящему можно только вечным в себе. В этом ловушка для тех, кто пытается своим рациональным, ограниченным умом мыслить о немыслимом.   Вопрос: Когда религия вырождается в секту?   Светлана Коппел-Ковтун:  Когда не развивает, а ограничивает сознание. Когда смыслы не проясняются, а, наоборот, размываются и затемняются. Когда базовые религиозные основания подменяются спекулятивными ярлыками-пустышками, ублажающими те или иные хотелки. Когда активируется в адептах самостное, корыстное, вместо чистого, нездешнего. Когда упор делается на эмоциональную сторону, которой подменяется духовное содержание.   Вопрос: Любая ли религия может выродиться в секту?   Светлана Коппел-Ковтун: Да, любая.   Вопрос: Православие не исключение?   Светлана Коппел-Ковтун: Не исключение. Сектантское понимание православия всегда присутствует в отдельно взятых головах.   Вопрос: И эти головы могут объединиться в единую организацию?   Светлана Коппел-Ковтун: Секта может существовать как социальный феномен, т.е. не обязательно существует юридическая организация. Но это всегда некое единство в духе.   Вопрос: Разве единство в духе возможно вне Христа?   Светлана Коппел-Ковтун: Футбольные фанаты едины не во Христе. Поклонники пончиков или блондинок —  тоже, хотя между ними есть некое родство. Но это поверхностное единение, а не глубинное, как во Христе. Глубинное, личностное (а не в страстях) осуществимо только во Христе.   Вопрос: Единение в добре и во зле —  в чём разница?   Светлана Коппел-Ковтун: Единение ради чего-то хорошего (в смысле неплохого) тоже не обязательно во Христе происходит, человеческого измерения порой достаточно (единое хобби, профессия, сфера интересов и пристрастий, вкусовщина, наконец), ибо добро добру рознь. Или, скажем, единение людей на концертах —  оно какого рода? Не зря же существует выражение «храм искусств». Особенно в последнее время стало очевидно, что поклонение искусству сродни религиозному. И странным образом религиозное измерение жизни всё менее наполнено живительной тайной искусства. Эта тема стоит осмысления лучшими умами.

http://radonezh.ru/2021/02/24/svetlana-k...

Сортировать по Исключить новости Все площадки и мастер-классы фестиваля будут открыты для бесплатного посещения 20 августа. ПРАВМИР. Международный фестиваль «Артос», который пройдет с 22 по 28 августа в московском Конгрессно-выставочном центре «Сокольники», расскажет об особенностях православия в России и Греции. Фестиваль приурочен к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне и году сотрудничества России и Греции. В ходе фестиваля будет показано духовное родство двух народов и стран. Выставки и ярмарки греческих иконописцев и ювелиров, ремесленников и фермеров, издателей и туристических компаний помогут погрузиться в мир культуры древней Эллады. Также в программе предусмотрено выступление Хора византийского пения, концерты авторов-исполнителей духовной и этнической музыки, танцевальные программы, на которых можно будет познакомиться с историей греческого танца и русскими народными плясовыми традициями. Запланированы и художественные выставки, на которых русские художники представят свое видение знаменитых святынь греческой земли. Кроме того, будут экспонироваться работы-победители всероссийского фотоконкурса «Греция. Мои мгновения счастья». 27 августа посетители фестиваля смогут увидеть полный цикл документальных фильмов о святом Паисии Святогорце, а также встретиться с его создателем Александром Куприным. Для детей и их родителей предусмотрены мастер-классы, в увлекательной игровой форме знакомящие с культурой Эллады. Маленькие гости праздника смогут узнать о греческом костюме, попробовать себя в росписи амфоры, создать уникальный арт-алфавит или поводить хороводы вместе с фольклорным ансамблем «Веретёнце». В ходе краткого курса новогреческого языка этнические греки расскажут о его основных особенностях и роли в русской культуре. Посетители смогут принять участие в мастер-классах по греческому танцу и фотографии, семинаре по ораторскому искусству и актерскому мастерству, а также научиться готовить традиционный византийский хлеб и выбирать самое качественное оливковое масло.

http://pravmir.ru/festival-v-sokolnikah-...

Этьен Жильсон, друг, коллега и наставник В. Лосского писал о книге: «Отрицательное богословие и познание Бога у Мейстера Экхарта»: «Редчайшее достоинство этого долгого исследования состоит именно в отказе свести богословие Экхарта к систематическому развитию одной–единственной основной мысли. Но это богословие не мыслится здесь и как своего рода эклектизм, где обрела бы себе место и нашла бы свой черед каждая из этих основных мыслей. Если есть у Экхарта одна основная мысль, то это мысль о Боге, или, точнее, это мысль о неизреченности Бога. Таким образом, заглавие книги ставит ее предмет в самый центр исследуемого учения; но Экхарт мыслил свой труд как строго позитивное исследование нашего незнания Бога. […] Владимир Лосский хотел пролить свет на отказ, которым встречает Экхарт любую попытку заключить божество в то или иное понятие, которое было бы признано достаточным, чтобы Его определить; потому и от нас он ожидает той же скромности, какую сам проявлял так естественно, ожидает согласия на конечное незнание — которое здесь есть истинное знание; короче говоря, он скорее ожидает от нас отказа от знания, чем обещает удовлетворить догматическими истинами. Для нас, как и для него, эта активная аскеза разума, который подчиняет себя дисциплине с полным пониманием причины, составляет единое целое с верностью предмету исследования. И более того — без сомнения, именно она, эта аскеза, лучше всего выражает то, что в душе Владимира Лосского естественно откликалось на зов души Мейстера Экхарта. Тайное родство привело его к тюрингскому доктору — конечно, не для того, чтобы всегда его одобрять, но по крайней мере для того, чтобы поставить ему на службу духовную симпатию — единственное, перед чем доктрины открывают в конце концов свои тайны. Если и возможно для нас какоето утешение в скорби при утрате такого друга, то это, без сомнения, возможность вновь встретить его здесь, в этой книге, в которую он вложил так много себя, так много своего самого сокровенного, что его благотворное присутствие уже не может быть нами полностью утрачено.»

http://pravbiblioteka.ru/book/otricateln...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ († февр. 1857 г., Глинская пуст.), игум., настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пуст. Был казначеем пустыни при игум. Евстратии (Яковлеве) в 1854-1855 гг., затем был избран и назначен настоятелем (9 окт. 1855). В сане игумена упоминается с апр. 1856 г. При А. в Глинской пуст. продолжалась перестройка собора Рождества Пресв. Богородицы, где проводились работы по внутренней отделке храма. А. построил двухэтажный деревянный корпус на 8 келий, настоятельский корпус перекрыл железом, на экономическом дворе устроил новый флигель с кладовой. Особое внимание уделял А. устроению духовной жизни братии, отличаясь при этом и необыкновенным милосердием. Он говорил, что если даже язычники, движимые естественным законом, проявляют милосердие к нуждающимся, то христианина тем более должно подвигнуть к этому не только родство естественное, так как все имели одного праотца Адама, но и родство духовное, и более всего имя Христово. Он так организовал благотворительную деятельность обители, оказывал столь щедрую помощь нуждающимся, что архиеп. Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков) в епархиальном отчете за 1856 г. писал: «Христианский долг призрения бедных среди всех обителей Курской епархии особенно исполняется в Глинской пустыни». Многогранной была и патриотическая деятельность насельников Глинской пуст. при А. Во время Крымской войны многие из них, руководствуясь глубоким чувством патриотизма и голосом гражданской совести, добровольно шли на фронт, остальные усиливали свои горячие молитвы к Богу, оказывали материальную поддержку воинам, семьям погибших, утешали скорбящих своими проповедями. В период настоятельства А. в 1856 г. по прошению граждан г. Глухова имп. Александр II утвердил совершение ежегодного крестного хода с Глинской Чудотворной иконой Рождества Пресв. Богородицы из Глинской пуст. в Глухов на время с 19 по 2 авг. Погребен А. под Успенским храмом Глинской пуст. Арх.: Главная опись церковного и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2727; Отчет о состоянии Курской епархии за 1856 г.//Там же. Ф. 796. Оп. 442. Д. 3. Л. 8-9; Илиодор, архим. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре)//ОР РГБ. Ф. 213. К. 109. Ед. хр. 93. Л. 26об.; Послужные списки настоятеля с братией Глинской Богородицкой пустыни за 1885 г.//ГАКО. Ф. 20. Оп. 3 л. Д. 89. Л. 4об.; Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках указных и неуказных Глинской Богородицкой пустыни и Путивльской Молченской Софрониевой пустыни за 1892 г.//ГАКО. Ф. 20. Оп. 3 л. Д. 109. Л. 12об., 24.

http://pravenc.ru/text/62808.html

Конференция «ОТЕЧЕСТВО. АРМИЯ. ЦЕРКОВЬ» декабря 2003 25 ноября 2003 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Отечество. Армия. Церковь». В конференции принимал участие настоятель храма св. вмч. и победоносца Георгия (на Дворцовой площади) при штабе ЛенВО священник Георгий Калинкин. 25 ноября 2003 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция " Отечество. Армия. Церковь " , организованная совместно Русской Православной Церковью, силовыми министерствами и Российским Военным историко-культурным центром при Правительстве РФ. По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в конференции принимал участие настоятель храма св. вмч. и победоносца Георгия (на Дворцовой площади) при штабе ЛенВО священник Георгий Калинкин. Открыл конференцию её председатель директор Российского Военного историко-культурного центра при Правительстве РФ Квятковский Ю.П. Затем выступил с приветствием митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, постоянный член Священного Синода. Он зачитал обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к участникам конференции, в котором Его Святейшество отметил, что " последствия духовных и нравственных разрушений эпохи государственного атеизма и богоборчества слишком масштабны, чтобы надеяться на легкий путь к возрождению традиций военно-патриотического воспитания. Эта эпоха, лишившая патриотическое воспитание ее духовного фундамента, породила поколение граждан, утративших духовное родство со своим Отечеством. Поэтому сегодня многие из них сознательно или несознательно стали пособниками распространения " нравственного плюрализма " , неоязычества и верований, чуждых традициям нашей национальной культуры. По сути, нам предлагают повторить в новых условиях уже пройденный нашей страной горький опыт государственного атеизма и богоборчества. Меня, как Предстоятеля Русской Православной Церкви, радует, что, несмотря на все трудности духовного возрождения России, подавляющее большинство граждан чувствует острую потребность в восстановлении тесных взаимоотношений между Церковью и государством, Церковью и Армией " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=171...

1025-летие Крещения Руси В столице Крыма открылась выставка «Христианские святыни Симферополя» Зрителям были представлены иконы, картины крымских художников, вышивки, разнообразные писанки и крашенки, архивные документы, фотографии, церковная утварь и многое другое. Цветочные часы в Киеве оформят в тематике Крещения Руси Площадь композиции занимает более 300 кв. м., а на цветочное оформление планируется высадить более 50 тысяч цветов. Аллеи святого князя Владимира и святой княгини Ольги высажены на острове Хортица Отныне на острове будут зеленеть три аллеи: молодых сосен, лип и дубов. Липовая аллея будет носить имя святой равноапостольной княгини Ольги, а дубовая - святого равноапостольного князя Владимира. Священник Феодор Конюхов отслужит на полюсе молебен в честь 1025-летия Крещения Руси По его словам, после того, как крест будет снят с Северного полюса, он будет возвращен в столицу Карелии — Петрозаводск. В честь 1025-летия Крещения Руси запорожские священники высадят на Хортице 1025 деревьев " Позиция Православной Церкви по актуальным вопросам экологии хорошо известна. Что еще раз было подтверждено на прошедшем Освященном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. Всё человечество несет ответственность за состояние природы – творения Божия " , — отметил архиерей. В Киеве установят монумент в честь 1025-летия Крещения Руси В рамках подготовки к празднованию 1025-летия крещения Руси в столице Украины также будут отреставрированы памятники святому равноапостольному великому князю Владимиру, святой равноапостольной княгине Ольге, святым Кириллу и Мефодию, апостолу Андрею Первозванному, сакральные сооружения. Патриарх Кирилл: 1025-летие Крещения Руси должно помочь нашим народам почувствовать духовное родство Так, в России говорят: нужно развивать ВПК, и он станет локомотивом развития науки, и т. д. А что у нас может стать локомотивом развития в масштабах народной жизни? То, что уже явило блестящий образец такого развития, — это развитие духовной, религиозной жизни людей.

http://pravmir.ru/tag/1025-letie-kreshhe...

29 февраля – 2 июня Мониторинг СМИ Несостоявшийся контакт Католическая пресса сожалеет о том, что Алексий II так и не встретился с Бенедиктом XVI 17.12.2008 15:17 Кончина Патриарха Алексия II была воспринята неоднозначно на Западе. СМИ, не связанные с религиозной жизнью, практически проигнорировали это событие. Например, итальянское телевидение ни словом не обмолвилось о смерти предстоятеля Русской Православной Церкви, как будто речь идет о лидере какой-нибудь незначительной секты, а не о главе Церкви, насчитывающей десятки миллионов верующих. Газеты писали несколько больше, но, в общем, довольно поверхностно. Это, увы, показывает, насколько средний обыватель на Западе еще воспринимает православие как что-то далекое, непонятное и вообще недостойное особого внимания. Нужно будет проделать большую работу для того, чтобы преодолеть такое отношение. По-другому проявили себя СМИ, близкие к религиозным кругам или уделяющие внимание религиозной жизни. Газета Avvenire, орган Конференции епископов Италии, под заголовком «Москва оплакивает Алексия II» поместила передовую статью, в которой говорится: «Он был Патриархом возрождения Русской Церкви, испытавшей на себе гонения советского коммунизма, подверженной угрозам секуляризации и гедонизма разнузданного капитализма». Папа Римский Бенедикт XVI в послании на имя Священного Синода РПЦ заявил, что «прискорбная новость» о кончине Московского Патриарха вызвала у него «глубокое душевное волнение». Понтифик отдал должное «усилиям, которые прилагались почившим Патриархом к возрождению Церкви после жестокого идеологического угнетения, приведшего к мученичеству столь многих исповедников христианской веры». В последнее время отношения между Римом и Москвой улучшились, доказательством чего стала официальная передача России подворья РПЦ в итальянском городе Бари, храмового комплекса, возникшего вокруг места погребения особо почитаемого в России Святителя Николая Мирликийского. За последние годы участились взаимные посещения делегаций Ватикана и РПЦ, в которых участвовал и нынешний местоблюститель патриаршего престола митрополит Кирилл. Были и другие знаменательные события, такие как возвращение Ватиканом России списка иконы Казанской Божией Матери. Кроме того, несомненно и известное духовное родство между Алексием II и Бенедиктом XVI: оба придерживались того течения в христианстве, которое принято называть «консервативным». Их взгляды на ряд проблем были схожими: противостояние наступающей секуляризации, критика морального и религиозного «релятивизма», осуждение абортов и однополых браков, отказ от рукоположения женщин в священный сан. Отзвуки «социальной доктрины» Католической Церкви ощущаются и в социальной доктрине РПЦ, принятой на Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

     На мой взгляд, Неделя Всех святых – это продолжение Светлого Воскресения Христова, органическое продолжение Пятидесятницы, подтверждение нескончаемого и неиссякаемого потока благодати Святого Духа, Который продолжает сходить на верующих и по сей день, сотворяя их небожителями – святыми равноангельными людьми. Есть такое хорошее поучение в книге «Добротолюбие». Оно звучит примерно так… …В час уныния монаху кажется, что все бесы ада нападают на него. Но если бы он знал, сколько по благодати Божией святых и Ангелов окружают и защищают его, то он не унывал бы никогда… То же самое, мне кажется, касается и мирян. При крещении нам дается святой Ангел Хранитель, сопровождающий нас всю жизнь. В русской православной традиции имя новокрещаемому нарекается в честь определенного святого, поминаемого в святцах. И он также становится небесным покровителем человека, молитвенником и ходатаем за него у Престола Божия и заступником, охранителем здесь, на земле. Потому каждый из нас, православных христиан, празднует святые именины, день памяти того святого, в честь которого назван человек. Они еще именуются тезоименитством. «Тезоименитый» в переводе с церковнославянского языка – «соименный», т. е. не просто одноименный, но соединенный с другим человеком, в данном случае со святым через имя. В этом есть некое духовное родство, руководство и водительство. Какой обнадеживающий и очень радостный факт! Я знаю, что меня защищает и ведет по жизни МОЙ святой, который относится ко мне как отец к сыну, с такой же любовью и нежностью. Что же плохое может со мной случиться, если рядом – небесный защитник и покровитель. Главное, чтобы я сам обращался к нему за помощью, читал хотя бы короткое утреннее: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей», читал хотя бы изредка акафисты ему, своими словами просил молитвенной помощи, исповедовался бы и причащался бы Тела и Крови Христовых в святые именины, служил бы благодарственные молебны в этот день с поминовением тезоименитого святого, имел бы дома иконочку его.

http://pravoslavie.ru/104289.html

В Лысковской епархии отметили 20-летие обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского 20 августа 2020 г. 14:38 17 августа 2020 года, в день 20-летия обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, в селе Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области ( Лысковская епархия ) была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение состоялось в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором совершал служение праведный Алексий. Часть прихожан и прибывших на праздник паломников молилась на улице перед храмом. Была организована аудиотрансляция богослужения. Божественную литургию возглавил епископ Выксунский и Павловский Варнава . Ему сослужили епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов, потомок праведного Алексия, настоятель храма в честь святой мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель Успенского храма протоиерей Андрей Смирнов и другие клирики Лысковской епархии. На богослужении присутствовал глава местного самоуправления Пильнинского района Сергей Бочканов. На Литургии вместе с прихожанами и паломниками из разных регионов страны молилась правнучка святого праведного Алексия Бортсурманского в восьмом колене Александрина Вигилянская, которая четыре года назад начала заниматься своей родословной и обнаружила родство с праведным Алексием. Помощь в организации богослужения оказывали волонтеры благочиний Лысковской епархии. После богослужения, обратившись к собравшимся, епископ Силуан поздравил всех с праздником и отметил, какая духовная радость для него быть в Бортсурманах в день 20-летия обретения святых мощей. Затем он предоставил слово только что прибывшему митрополиту Мурманскому и Мончегорскому Митрофану . Глава Мурманской митрополии поприветствовал епископов Силуана и Варнаву, а также всех участников торжеств в честь праведного Алексия. Поздравив их с праздником, он вспомнил, что 20 лет назад, будучи в составе комиссии по канонизации святых, жаждал попасть в Бортсурманы, но тогда Господь не привел. «Только в 2011 году я впервые оказался здесь, — сказал мурманский архипастырь. — Поехали мы из Дивеева зимой в мороз с опытным водителем и на надежном автомобиле. Но вдруг в дороге случились неполадки с мотором. Ехать было можно, но опасно. А связи нет. Мы все-таки двинулись в путь, прося помощи у святого Алексия Бортсурманского, и добрались невредимыми. Ночевали здесь, у местных жителей. Мы благодарили святого, и у меня с тех пор возникло желание отблагодарить и настоятеля, и прихожан. Раньше не получалось, праведный Алексий, видимо, благословил сделать это к памятной дате».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010