Законодатель Евреев представляет народ свой одной из младших отраслей человечества и возводит её до второго, если не младшего сына Ноева Сема (по славянскому правописанию Сима). Для него начало общины не восходит в глубокую древность; вчера ещё вся она заключалась в одном лице Авраама, переселенца с севера на юг, из родины в землю чужую, в землю не пустынную, но уже населённую родом Ханаана (таков смысл гл. XII, ст. 6 в книге Бытия). В новых жилищах своих он вступает в дружественные отношения с туземцами, не чуждаясь ни политических, ни духовных, ни брачных союзов с ними, хотя память о родовой общине и заставляет его искать невесты для сына в колыбели рода своего, в северном междуречье, в стране около истоков Тигра и Евфрата. Позднейшие предания показывают нам горную преграду между чашей Каспия и системой южно-океанской во власти племени иранского и не как землю, завоёванную им, но как исконное его владение. Тут земля святая, первозданная, благословенный Иран (Эриене, Гилан), в которой примыкает великий Иран зендский (Ма-зэнд-еран), тут столица Азов (Азбурз, Азбург) 5 , тут корень Халдеи, которая представляет множество точек соприкосновения словесного и духовного со странами иранскими; тут, наконец, встреча Арамейцев с племенем иранским 6 . Книга Пророка не содержит в себе явных доказательств неизменности языка в семье авраамовой. Окружённая чужеземцами (ибо они Ханааниты, т. е. Хамиды, а не Семиты), сохранила ли она своё наречие? Моисей, не разрешая филологического вопроса, представляет нам один только намёк, но намёк решительный на перемену наречия у потомков избранного родоначальника. Когда Израиль ставил холм в память братского союза с родственником своим Лаваном, холм свидетельства вечного для будущих поколений, он назвал его Галед; а Лаван, никогда не оставлявши своей родины, вероятно не изменявший языка их общих предков, назвал тот же холм в том же смысле Егар-Сагадуфа 7 . Имя, данное Иаковом, принадлежит явно к так называемым наречиям семитическим, т. е. сиро-аравийским; имя, данное Лаваном, в формах своих и в составе носит характер, совершенно чуждый им. Разложение его представляет нам корни чисто иранские: именно гаръ (слав. гора, зенд. гайри, санск. гири), соединительный префикс са со (санскритский и славянский, перешедший в германское де) и корень гад (слав. ведать, санск. вид, герм. wit, греч. εδεναι), корень чисто иранский, принявший по закону западно-иранских наречий придыхание г (h) вместо начальной буквы в. Таким образом, убеждённые в изменении языка израильского, мы имеем полное право предположить в нём начало, общее с языками Ирана, и самую семью Авраама или Эвера приписать к великой общине прикаспийской, к коренным жителям его родины, цепи арарато-демавендской. Наречие же, ныне известное под именем еврейского, должно признать за заёмное от племени Хамидов ханаанских, с которым Моисей отрицает всякое кровное родство, несмотря на тождество словесного начала. Этому наречию следует дать имя израильского, а не еврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы никогда не смиримся с проектом " анти-Россия " » Владимир Путин об историческом единстве русских и украинцев 13.07.2021 1614 Время на чтение 15 минут Фото: Kremlin.ru В ходе «Прямой линии» Президент России Владимир Путин , говоря о российско-украинских отношениях, обещал написать отдельную статью о том, что русские, украинцы и белорусы – единый народ. Вчера на сайте Кремля была опубликована статья Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Глава государства отметил, что «русские и украинцы – один народ, единое целое. Эти слова – не дань какой-то конъюнктуре, текущим политическим обстоятельствам. Говорил об этом не раз, это моё убеждение. Поэтому считаю необходимым подробно изложить свою позицию, поделиться оценками сегодняшней ситуации». Он подчеркнул, что «стену, возникшую в последние годы между Россией и Украиной, между частями, по сути, одного исторического и духовного пространства, воспринимаю как большую общую беду, как трагедию. Это прежде всего последствия наших собственных ошибок, допущенных в разные периоды. Но и результат целенаправленной работы тех сил, которые всегда стремились к подрыву нашего единства. Формула, которая применяется, известна испокон веков: разделяй и властвуй. Ничего нового. Отсюда и попытки сыграть на национальном вопросе, посеять рознь между людьми. А как сверхзадача – разделить, а затем и стравить между собой части единого народа». Владимир Путин напомнил, что «и русские, и украинцы, и белорусы – наследники Древней Руси, являвшейся крупнейшим государством Европы. Славянские и другие племена на громадном пространстве – от Ладоги, Новгорода, Пскова до Киева и Чернигова – были объединены одним языком (сейчас мы называем его древнерусским), хозяйственными связями, властью князей династии Рюриковичей. А после крещения Руси – и одной православной верой. Духовный выбор святого Владимира, который был и Новгородским, и великим Киевским князем, и сегодня во многом определяет наше родство».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/13/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нужна новая генетическая экспертиза екатеринбургских останков Письмо Священноначалию Русской Православной Церкви 15.10.2007 890 Время на чтение 6 минут От редакции: Как известно в конце августа СМИ сообщили сенсацию - под Екатеринбургом найдены новые останки царских детей . Дружный шум прессы, возобновление уголовного дела в пожарном порядке следователем Соловьевым, - все заставляло предполагать, что мы имеем дело с очередным этапом кампании духовных наследников цареубийц , призванной окончательно запутать следы злодеяния. Свою оценку этому событию сразу же дали на страницах РЛ Ольга Николаевна Куликовская-Романова , православные священнослужители . Официальные представители Русской Православной Церкви заявили, что новая находка под Екатеринбургом пока не дает никаких оснований для пересмотра позиции Церкви в отношении захороненных в Петропавловской крепости " екатеринбургских останков " . Казалось бы, не о чем беспокоиться. Однако в последнее время некоторые влиятельные церковные деятели начинают протаскивать мысль, что, мол, ежели генетическая экспертиза подтвердит родство двух новых тел с екатеринбургскими останками, то позиция Церкви может быть пересмотрена. Такую мысль озвучивал в нескольких интервью известный своими либеральными пристрастиями петербургский протоиерей Георгий Митрофанов, причем, светские СМИ подавали его частное мнение, как официальную позицию Церкви. А пресловутый цареборец Сергей Чапнин сообщил нашему корреспонденту, что намеревается подготовить серию публикаций на эту тему. В связи с этим Русская линия намеревается обстоятельно осветить эту проблему. Как известно нашим читателям, на сайте РЛ имеется специальная страничка, посвященная екатеринбургским останкам . В ближайшее время мы намерены основательно пополнить ее новыми публикациями. Начинаем мы с публикации письма Священноначалию Русской Православной Церкви известного петербургского ученого доктора медицинских наук профессора Военно-медицинской академии Вячеслава Леонидовича ПОПОВА, который был членом государственной комиссии и выступил против подтасовок в ходе проведения экспертиз. Напомним, что профессор Попов уже давал РЛ интервью по этой проблеме . Мы намерены также в ближайшее время опубликовать несколько работ по Царскому Делу крупнейшего знатока вопроса историка и публициста Леонида Болотина .

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я Русин был есмь и буду…» Этнокультурные особенности национального возрождения русинов Угорской Руси в XIX в. 28.11.2023 89 Время на чтение 20 минут Источник: Наука Вера Культура XIX век занимает особое место в истории угорских русинов, входивших в то время в состав Венгерского королевства и проживавших к югу от Карпатского хребта. Именно в это время среди карпатских русинов появляется плеяда самобытных мыслителей и национальных деятелей, творческое наследие которых заложило фундамент формирующегося русинского национального самосознания и национальной идеологии, в значительной степени предопределив направление последующего развития русинского народа. Будучи составной частью восточнославянского культурно-языкового пространства, карпатские русины никогда не имели собственной устойчивой государственности и традиции пребывания в составе восточнославянских государственных образований и уже на заре своей политической истории оказались в составе Польши и Венгерского королевства, образовавшегося после прихода кочевых мадьярских племен на Паннонскую равнину в конце IX века. Географическая изоляция русинов от своих восточнославянских соплеменников (труднопреодолимый в эпоху средневековья Карпатский хребет) дополнилась политической. Подобная изолированность в сочетании с жесткой ассимиляционной политикой польских, австрийских и венгерских властей, которая усилилась после Брестской (1596 г.) и Ужгородской (1646 г.) церковных уний, постепенно сформировали у русинов потребность в мощном славянском покровителе-единоверце, что стало одной из традиционных особенностей русинского менталитета. С формированием славянского самосознания у русинов роль духовного покровителя в их глазах естественным образом приобретает Россия, единственное к началу XIX века мощное и независимое славянское государство. Глубокое и убежденное русофильство было характерно уже для первых поколений русинской интеллигенции, положивших начало русинскому национальному возрождению. Основой этого русофильства стала идея о существовании триединого русского народа от Карпатских гор до Тихого океана в составе великороссов, малороссов и белорусов, одной из ветвей которого являлись карпатские русины. Появление этой теории среди русинских будителей было закономерно, поскольку сказалась как близость языков, так и схожесть этнонимов, которая указывала на общие корни, уходящие во времена Киевской Руси. Кроме того, большое значение имело и конфессиональное родство – греко-католическое духовенство русинов испытывало нараставшую дискриминацию со стороны господствовавшей в Венгрии римско-католической церкви и всегда помнило об изначально православном прошлом своих прихожан, тем более, что языком богослужений продолжал оставаться церковнославянский язык.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/28/ya_rus...

Из союза супружеского образуется круг родственный, к коему принадлежат и все, кои заступают для нас место родных. Родство есть особенный союз, Словом Божиим освящаемый. Родственники и в Писании и в общежитии обыкновенно называются своими ( Лев.18 ). Союз родственный утверждается и возвышается также особенными благами и преимуществами временными и духовными. Напр. помощь Божия ради Лота предложена была его зятьям, сынам, дщерям и иным; благословение Божие на дом Лавана было ради Иакова; ради Давида на дом его вдалеко ( 2Цар. 7:15–19 ). И ныне наследие прав, имущества и иных выгод, бывает следствием родственных связей. Посему на нас лежат особенные обязанности к нашим родственникам, с коими Промысел соединил нас ко благу нашему. Во-первых, не должны мы стыдиться и чуждаться родных своих, ни по званию ни по бедности их. Господь всесвятейший и всевышний нестыдится братию нарицати нас грешников, непрестанно Его прогневляющих ( Евр. 2:11 ). Во-вторых, мы обязаны законно ревновать о благе и чести своих родных. В-третьих, являть к ним преимущественные знаки любви, снисхождения, мира и помощи. Да не будет распря между мною и тобою, яко человецы братия мы есмы, говорил некогда Авраам племяннику своему Лоту. Слышав же Авраам, яко пленен бысть Лот братаничь его, сочте домочадцы своя, и погна, и Лота, сына брата своего возврати ( Быт. 13:8,14:14–16 ). В-четвертых, по возможности находить приятность в обращении с своими. Довольствоваться своим жребием вообще есть лучшая и похвальная черта поведения нашего: не чуждаться и довольствоваться кругом родственным есть признак человека благоустроенного‚ и ручательство за его похвальное поведение общественное. Кто, близко и непрестанно видя достоинства и недостатки своих, умеет постоянно ценить первые и снисходить к последним и неизменно держаться указанного Богом круга, тот еще более будет почтителен и снисходителен к прочим соотечественникам, коих он видит реже и дальше от себя. В человеке, уважающем свои родственные отношения всегда более нравственной силы и мудрости, нежели в попирающем сии священные отношения, кои при течении правильном и обыкновенном никогда не могут быть недостойны нас. Обязанности в кругу супружеском или семейном

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Коллектив авторов Отличительный характер христианской общины Христианство, как религия «откровенная», должно сохранить всю свою самобытность и автономию в своих внутренних делах, а потому и христианская церковная община, по самой природе своей, должна быть свободной и самостоятельной в проявлениях своей жизни. Вся конструкция ее вытекла из обновленного и просветленного светом Христовым человеческого духа, оказавшегося по своей сущности способным к восприятию и усвоению христианских истин. Вот почему христианская община, по своему строю, выше всяких других человеческих союзов, как сословных, так и основанных на каких-либо материальных интересах, – союзов, в которых сила нравственного взаимодействия сочленов друг на друга стоит в прямой зависимости от процветания в государстве именно христианской общины. В христианской церковной общине все люди почитаются братьями во Христе, и все они, имея во главе духовного отца и наставника, сосредоточиваются вокруг видимого своего центра – храма, для совершения общественной молитвы и для выполнения христианских обязанностей. Таким образом, христианская община является семьей высшего порядка, созидающей духовное родство между сочленами, и в ней вся жизнь должна строиться на великом начале «любви», заповеданном самим Спасителем, Начальником жизни. Церковное домостроительство семи избранных мужей Все эти первоначальные христианские общины имели общее церковное имущество для удовлетворения всяких нужд своих братий, и между ними не было никого нуждающегося ( Деян. 2:44–47; 4:32, 34, 35 ). Но существование такого общего церковного имущества для благотворительных целей вовсе не исключало обладания христианами личной собственности, и при производстве общих сборов на дела благотворения предписано было соблюдать равномерность раскладки и доброхотность подаяния ( 2Кор. 8:13, 14; 9:7 ; Деян. 11:29, 30 ). Известно также, что св. Апостолы, постоянно пребывая в молитве и служении слова, предоставили «пещись о столах» выбранным из среды верующих ( Деян. 6:1, 2, 3 ), а также обеспечили материально пресвитеров и наставников выделением части из приношений верующих на нужды церкви ( 1Кор. 9:13 ; Гал. 6:6 ) 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Л.Карфикова «О блаженствах» К ранним произведениям Григория, кроме трактата О девстве, можно отнести гомилии О молитве (Ες τ πτερ μν) и О блаженствах (Ες τος μακαρισμος 267 ). В обоих произведениях используется одинаковый метод. Григорий в цикле проповедей разбирает оба новозаветных текста стих за стихом, размышляя об их значении для духовной жизни. В обоих текстах Григорий прослеживает духовное восхождение, новозаветную параллель восхождению Моисея на Синай, где вождь ветхозаветного народа получил некое определяющее откровение (к этой теме Григорий еще вернется подробно в трактате О жизни Моисея законодателя). Мотив восхождения Вторая беседа Григория О молитве начинается с установления параллелей: между Иисусом-Законодателем и Его ветхозаветным прообразом, между синайским богоявлением и новым обращением к Богу, данным Иисусом в молитве Отче наш . Когда Моисей готовил израильтян к синайскому «тайноведению» (μυσταγωγα 268 ), – рассуждает Григорий, – он не считал их достойными принять божественное откровение (θεοφανεα 269 ), пока они не очистятся воздержанием и омовением. Но израильтяне все равно были настолько ошеломлены явлением Божией силы в огне, мраке ( γνφος 270 ), дыме и трубном гласе, что попросили самого Моисея быть их посланцем, который узнает у Бога и сообщит им Его волю 271 . Напротив, продолжает Григорий, наш законодатель, Иисус Христос , ведя нас к Божественной благодати 272 , не ужасает нас видом Синайской горы, покрытой тьмой и дымом, не требует ветхозаветного трехдневного очищения, не оставляет весь сонм (πσαν τν κκλησαν 273 ) в ожидании у подножия горы, пока одному-единственному откроется путь на ее вершину, покрытую мраком, застилающим Божию славу 274 . Вместо горы Он ведет нас на небеса, отверзаемые людям их добродетелями 275 . Кроме того, Он открывает народу не только видение Божественной силы, но и родство с Божественным естеством, – непосредственное участие в нем 276 . ... И не мраком (γνφ) покрывает все превосходящую славу, чтобы неудобозримою была для ищущих, но, озарив мрак ясным светом учения (τ τηλαυγε φωτ τς διδασκαλας), соделал, что чистые сердцем в полной ясности созерцают неизреченную славу 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИ [Кит.- благопристойность, этикет, этика, ритуал, церемонии, установления], одна из центральных категорий кит. философии, гл. обр. конфуцианства, сочетающая 2 основных смысла - «этику» и «ритуал». Этимологическое значение - «культовое действие с сосудом». Начертание иероглифа «ли» сходно с начертанием иероглифа «ти» (тело, строй, сущность, субстанция) - графическую основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Вероятно, это родство во многом предопределило онтологизацию понятия «ли», к-рое стало выражением фактора не только созидания культуры, но и упорядочения космоса. В древнейших идеологических письменных памятниках («Шу цзин» и «Ши цзин») иероглиф Л. обозначал обряды, к-рые дают возможность преодолеть политические конфликты и отражают единство мира, а также храмовые и дворцовые ритуалы, нормы поведения сановников. Конфуций (VI-V вв. до Р. Х.) рассматривал понятие «ли» как самую общую характеристику правильного общественного устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе: «Правитель [должен] руководить подданными посредством ли»; «Преодоление себя и обращение к ли составляют гуманность (жэнь)... Не следует смотреть на несоответствующее ли, не следует слушать несоответствующее ли, не следует говорить несоответствующее ли» («Лунь юй». III 19; XII 1). Распространение подобного контроля на чувственную сферу стало у Конфуция основой для придания Л. статуса гносеопраксиологического норматива: «Расширяя [свои] познания в знаках/письменности/культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений» (Там же. VI 25, 27; XII 15). В кит. духовной традиции за Конфуцием закрепился образ 1-го идеолога и проповедника Л., нек-рые его последователи (напр., Ли Гоу, Янь Юань, Лин Тинкань) считали концепцию Л. главной идеей мыслителя. В V-III вв. до Р. Х. концепция Л. превратилась в центральный объект критики со стороны конкурировавших с конфуцианством философских школ.

http://pravenc.ru/text/2463635.html

Отвечаю: лицеприятие противоположно распределительной правосудности. В самом деле, равенство распределительной правосудности состоит в выделении различных вещей различным людям согласно их личным достоинствам. Поэтому если причиной того, что [эта вот] вещь выделяется этому вот конкретному человеку является то его личное качество, в силу которого эта вещь приличествует этому лицу то речь идет о приятии не лица, а причины. Действительно, глосса на слова [Писания]: «У Бога нет лицеприятия» 278 ( Еф. 6, 9 ), говорит, что «праведный суд принимает к рассмотрению причины, а не лица». Например, если человека выдвигают на профессорскую должность по причине того, что он обладает соответствующими знаниями, то во внимание принимается надлежащая причина, а не лицо. Если же при предоставлении кому-либо чего-то к рассмотрению принимается не то, насколько предоставляемое соответствует или приличествует ему а то, что он является этим вот конкретным человеком (например, Петром или Мартином), то тогда имеет место лицеприятие, поскольку в таком случае ему предоставляется нечто не по причине того, что он этого достоин, а просто потому, что он является этим вот человеком. Таким образом, всякое обстоятельство, которое не относится к причине того, почему этот вот человек достоин этого вот надела, должно быть отнесено к его лицу. Так, например, если кто-либо выдвигает кого-то на прелатство или профессорство потому, что тот богат или является его родственником, то это является лицеприятием. Впрочем, нередко бывает так, что одно и то же личное обстоятельство делает человека достойным одного, но не делает его достойным другого. Например, кровное родство делает человека достойным стать наследником имущества, но не быть избранным на духовную должность, и потому принятие во внимание одного и того же личного обстоятельства в одних случаях означает лицеприятие, а в других – нет. Из всего этого следует, что лицеприятие противоположно распределительной правосудности постольку, поскольку оно приводит к нарушению правильного распределения. И коль скоро противоположностью добродетели является грех, лицеприятие является грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Пока смех не разлучит нас?.. В дом, где часто смеются, приходит счастье 15 июля, 2017 В дом, где часто смеются, приходит счастье Здоровое чувство юмора помогает видеть комичное в каждодневной рутине и не видеть трагичного в небольшой неприятности. О том, как юмор помогает, а порой и мешает в семейной жизни, рассказывает психолог и автор книг для детей и родителей Ирина Чеснова. Смех – не грех, коль приятен для всех Чувство юмора – достоинство, которое не остается незамеченным при выборе спутника жизни. Чем тоньше и красивее юмор, тем привлекательнее человек. И это интуитивно понятно: мы стремимся не просто жить, а жить радостно, в удовольствие. Делать ремонт, организовывать летний переезд на дачу и воспитывать детей получается проще и веселее, когда рядом – позитивно настроенный любимый человек, который не только разделит с тобой рутину и трудности, но и увидит смешное в сложных, иногда кажущихся безвыходными ситуациях. От этого и сами ситуации выглядят не такими уж страшными, и это самая настоящая поддержка, которая дает уверенность: вместе мы все преодолеем, вместе мы – сила. Смех – лучшее лекарство. И он очень заразителен. Эти потоки приятных эмоций сближают и сплачивают лучше любых клятв и обязательств. Более того, они быстро растворяют, «вымывают» все плохое (например, оставшееся напряжение после случившейся ссоры), заполняют собой общее пространство и подпитывают семейную атмосферу принятия, сотрудничества и взаимной поддержки. В дом, где часто смеются, приходит счастье. В каждой семье есть свои веселые «мемы». Это фраза или цитата, которая когда-то была произнесена в определенной ситуации (курьезной или, наоборот, напряженной), вызвала бурный смех и стала своеобразным семейным кодом. Стоит теперь ее вспомнить, как все причастные начинают улыбаться, вспоминая этот эпизод. Это самым благоприятным образом сказывается на внутрисемейной атмосфере, потому что через юмор между людьми образуется более крепкая связь. Когда люди могут посмеяться над чем-то вместе, они ощущают особое духовное родство: нам нравится одно и то же, мы смотрим на вещи одинаково, «мы с тобой одной крови».

http://pravmir.ru/poka-smeh-ne-razluchit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010