Сухие, отвлеченные догматические положения, изложенные в рекомендованных Феофаном «книжицах», также скоро и легко забывались народом, как скоро и затверживались в его памяти, если только когда они преподавались народу путем, рекомендуемым регламентом. Из права и обязанности Синода следить за чистотой православной веры и нравственности вытекало для него право высшей администрации и суда а) над лицами и учреждениями, назначение которых состояло в том, чтобы содействовать Синоду в достижении означенных целей. Синод есть высшее административное и судебное место для лиц, составляющих церковную иерархию: архиереев, архимандритов и всего духовенства; духовно-воспитательных учреждений и церковных имуществ; б) для мирян по вопросам веры и нравственности и некоторым другим. Частнее определяя права Синода, как высшего административного по церковным делам учреждения, регламент возлагает на него следующие обязанности по отношению к подведомственным ему лицам и установлениям. Прежде всего регламент старается точно определить обязанности Синода по отношению к высшим иерархическим лицам в церкви – архиереям. По отношению к этим лицам он возлагает на Синод следующие обязанности. Духовная коллегия прежде всего должна была заботиться о том, чтобы высшие церковно-иерархические места занимались людьми их достойными. Она испытывает производимых в архиерейский сан не ханжи ли они, не суеверы ли и проч., ежели при посвящении епископа откроется, что он имеет богатство, то коллегия опрашивает, новопосвящаемого, откуда и каким путем приобретено оно и как велико. Так епископ поставляется в зависимость от высшей церковно-административной власти с самого принятия им на себя сана. Эта зависимость продолжается затем и во все время управления преосвященного вверенной ему епархией. Епископ по регламенту должен обращаться к Синоду за решением всех сомнительных вопросов архиерейской практики, а также и пререканий, возникающих между преосвященными. Синод свидетельствует и рассматривает отчеты епископов о состоянии их епархий. В случае болезни, старости тех или других епископов, Синод в пособие им для управления епархиями или назначает администраторов, или же устраняя прежних, назначает новых епископов. Особенное внимание Синода наконец в отношении его к епископам обращено на наблюдение за епископской властью в вопросе о церковном наказании. Он, Синод, должен строго смотреть за тем, чтобы епископы отлучали от церкви или снова разрешали не из-за корысти, личного интереса или мести.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Говоря короче Синод тщательно должен оберегать религиозное чувство народа, расследовать всюду и все «вымыслы ведущие человека в недобрую практику». Рассуждая о народной нравственности, регламент предписывает предпринимать полицейские меры только лишь против порока нищенства. Составитель регламента сознает, что в деле это понятно. Они могли только на время прикрыть обнаружение суеверий и нравственной распущенности в обществе. Это ясно сознавал и законодатель, как равно сознавал и то, что корень зла таится в данном случае в народном невежестве, в непонимании самых элементарных истин христианской веры. «Когда нет света учения, говорит регламент, нельзя быть доброму церкве поведению и нельзя не быть не строению и многим смеха достойным суевериям, еще же и раздорам и пребезумным ересем». Преобразователь ясно сознавал потребность дать народу взамен суеверных понятий о Боге и его святых чистые верования. Не искоренить только суеверия и пороки, но и научить народ правой вере и чистой нравственности – вот задача, которую преобразователь желал бы решить. Но оглядываясь кругом и спрашивая: «есть ли у нас довольное ко исправлению христианскому учение», он не видит вокруг себя людей, готовых и способных действовать на массу путем убеждения. Чтобы приготовить таких деятелей потребно продолжительное время, а между тем народ на все это время будет обречен коснеть в невежестве. Нужда в духовном образовании народа действительно живо чувствовалась людьми преобразовательной эпохи. Народ решительно почти не находил никаких средств удовлетворять своей потребности духовного просвещения. Мы ниже будем иметь случай показать, в каком состоянии находилась в это время живая устная проповедь . Здесь заметим только, что, по словам регламента, «чистое слово сложить мог даже не всякий из епископов». Кроме же проповеди у народа не было никаких других источников, из которых он мог бы почерпать наставление в христианской вере и нравственности. Правда в XVII в. на Руси было чрезвычайное обилие переводов святоотеческих творений, а к концу века появилось много и оригинальных русских сочинений в роде, например, проповедей Полоцкого, обличительных сочинений против раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В настоящем выпуске мы обследуем господствовавшую на Руси уставную регламентацию Чтений в ее греческой основе, или иначе, уставную регламентацию Чтений Греческой Церкви, но сюда не входит изложение специальных славяно-русских особенностей уставной регламентации Чтений. Эти особенности, незначительные в рукописных редакциях Устава, наиболее полно и чрезвычайно широко выступают в первопечатном уставе 1610 года, имея своим источником русские монастырские обиходники и указатели Чтений. Ввиду своеобразности, сложности и, главное, научной необследованное этого источника вообще, мы выделили обозрение славяно-русской регламентации Чтений для подготовляемого второго выпуска нашего исследования. Работа печаталась в продолжении двух лет (сначала статьями в ж. Богословский Вестник за 1912 год) при различных типографских и корректурных условиях. Это было причиной появления мелких дефектов, преимущественно корректурного свойства, и вызвало необходимость приложения Corrigenda et addenda. 1 Введение I. Предмет и научные мотивы исследования II План и составные части исследования Предисловие к первому выпуску Глава первая. Уставные чтения в творениях св. Феодора Студита Глава вторая. Уставные чтения по записям Студийского Устава I. ΥПОТΥΠΩΣΙΣ ΤΗΣ ΚΑΤΑΣΤΑΣΕΩΣ ΤΗΣ ΜΟΝΗΣ TΩN ΣΤΟΥΙΔΙΩΝ II. Устав патриарха Алексея Глава третья. Чтения по Евергетидскому Типикону Глава четвертая. Чтения по Иерусалимскому Уставу Глава пятая. Древнейшая основа, второстепенные разветвления и заключительная стадия развития уставной регламентации «Чтений» в Греческой Церкви Corrigenda et addenda Отдел третий. Книги богослужебные. Ч. I стр. 246–247. 2 «Исследование о главных направлениях в науке русской исто­рии, в связи с ходом образованности». Ч. I. Влияния Византийской и Южно-русской образованности». Киевские Университетские Известия 1869 г. январь, стр. 2–3. 6 Исторические особенности в постановке церковно-учительного дела в Московской Руси. Христ. Чтение. 1901, ч. I. Читать далее Источник: Уставные чтения : (Проповедь кн.) : Ист.-гомилет. исслед./В.П. Виноградов, и. д. доц. Имп. Моск. духовной акад. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1914-1915./Вып. 1: Уставная регламентация чтений в греческой церкви. - 1914. - X, 324, IV, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В этом случае судьба справедливо посадила проф. Бенешевича в западню, которую он готовил для других. Беседуя с сотрудником «Биржевых Ведомостей» о своем – отныне классическом – открытии и предполагая, что о рукописном экземпляре духовного регламента членам и чинам Синода (среди последних он упомянул и меня) ничего будто бы неизвестно, проф. Бенешевич такую (мнимую) неосведомленность объясняет тем, что «синодские чиновники привыкли считать все точно регламентированным циркулярами и распоряжениями». Действительность обнаруживает, что подлинный рукописный духовный регламент не только известен Святейшему Синоду, но и издан в официальном синодальном издании. Что касается меня, то в моей истории Святейшего Синода нетрудно найти и подробное внешнее описание подлинного рукописного экземпляра духовного регламента (стр. 123–124) и объяснение разностей печатного и рукописного его текста (стр. 164), а проф. Бенешевич оказался сам осведомленным о тексте духовного регламента только по официальному его изданию для делопроизводственных надобностей. «Открытие, проф. Бенешевича, сопровождаемое статьей г. Папкова, вызвало чрезмерный шум в еврейских газетах. «День» и «Петербургский Курьер», пишут, будто это «открытие» произвело в синодских сферах «настоящий переполох» (!). В действительности, «открытие» могло вызвать только снисходительную улыбку по поводу досадной неосмотрительности столь почтенных лиц, как проф. Бенешевич и г. Папков. Дело со столь нашумевшим «открытием» гг. Панкова и Бенешевича окажется окончательно ликвидированным, если добавить еще поправку насчет «серебряного ларца»: хранится рукописный духовный регламент в зале заседаний Святейшего Синода не в серебряном ларце, а в бронзовом, вызолоченном. С. Рункевич. II. Всякому, прочитавшему мою статью «Подмена подлинного духовного регламента», должно быть ясно и понятно, что сущность всея статьи и единственную её цель составляет обнаружение нижеследующего важного факта: печатный текст духовного регламента, издаваемого с 1721 года 19 раз, под видом закона, не соответствует Высочайше утвержденному Петром Великим тексту этого закона, хранящегося в рукописи (как все оригиналы законов) в двух тождественных экземплярах в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Но этот же самый законодательный акт предоставляет Синоду право пополнять свой Регламент новыми правилами, представляя их на Высочайшее утверждение. Старшие из таких дополнений, изданным в 1722 году, обыкновенно и печатаются в конце Духовного Регламента, в виде прибавления к нему. Эти дополнения составляют целый Устав о духовенстве, в котором определяются качества и обязанности приходского духовенства (в особенности духовников), запрещается определение церковных должностных лиц свыше потребы, вводятся метрические книги; в отделе о монахах и монастырях определяется, кого и как постригать в монахи, регулируется порядок монастырской жизни и проч. б) Устав Духовных Консисторий. Он издан в 1841 г. Как Дух. Регламент есть основание центрального управления русской церковью, так Устав Дух. Консистории служит основанием областного или епархиального церковного управления. Содержание его заимствовано частью из Духовного Регламента, а всего более – из позднейших синодальных и Высочайших указов по епархиальному управлению. В 1883 году устав Дух. Консистории, вследствие отмены многих статей его позднейшими узаконениями, издан был вновь и остается в этом виде до настоящего времени. в) Книга о должностях пресвитеров приходских. Как видно из самого заглавия, она содержит в себе наставления приходским священникам относительно исполнения ими своих служебных обязанностей. Составлена эта книга, во второй половине прошлого столетия, смоленским епископом Парфением Сопковским и, одобренная Св. Синодом как полезное и даже необходимое руководство для приходского духовенства, уже с 1776 года издается от лица самого Синода, без имени автора. Наряду с наставлениями, в большинстве своем заимствованными из Кормчей, сочинений св. отцов, Духовного Регламента и синодских указов, вышедших до ее составления, Книга о должностях содержит в себе правила, которые мы напрасно стали бы искать в других источниках нашего действующего канонического права, – напр. правило, дозволяющее допускать не православных христиан к воспринятию от купели крещения детей православных родителей, с тем только условием, чтобы такие восприемники при совершении таинства читали символ веры так, как он содержится православной церковью, т. е. без прибавки: «и от Сына». Этой же книгою Синод неоднократно предписывал руководствоваться при наложении духовниками и церковными судами епитимии за разные церковные преступления. В 1822 г. последовало даже формальное и общее предписание от Синода – в случаях, когда предюбодеяние открывается при исследовании дел в гражданских судах, но, когда просьбы о расторжении брака по этой причине нет, и когда поэтому публичной епитимии налагать не должно, руководствоваться правилами, изображенными в 3 главе Книги о должностях пресвитеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Оглашенный мною факт о подмене подлинного духовного регламента должен вызвать не поверхностное отношение к себе, а серьезное внимание людей, ревнующих о благе не ведомства православного исповедания, а церкви. Надеемся, что это внимание и проявится у Св. Синода и у членов других наших высших государственных учреждений, а также и общественных деятелей. III. В царстве скованного духа Что в самом деле происходит «в синодальных сферах» после открытия проф. Бенешевича, – простого или в кавычках по варианту г. Рункевича? Переполох? Нисколько, говорит г. Рункевич: просто «снисходительно улыбнулись в ответ на досадную неосмотрительность столь почтенных лиц, как проф. Бенешевич и г. Папков». А нам, со стороны, не только улыбнуться, но и посмеяться можно все по поводу того же духовного регламента. Насчет участия «мирского чина» в Синоде вышло разногласие, зато никто не спорит о духовных. Про них и в синодском ларце, и в канцелярии Синода, и в доступных всем книгах можно вычитать, что законодатель желал видеть в Синоде не одних архиереев, но и архимандритов, игуменов и «от властей священства». Но где же весь этот не архиерейский чин? Вот материал для загадочной картины. За длинным столом сидят три митрополита и шесть епископов. Внизу подпись: «Найдите здесь архимандрита, игумена или священника?» Как бы ни вертели картину, – никак не найдете, пока не подойдет г. Рункевич. Он снисходительно улыбнется и скажете: «Тут петербургский митрополит? Но он же священно-архимандрит Александро-Невской лавры. Раз! Киевский митрополит – архимандрит Печорской лавры, – два! Московский – архимандрит Троицко-Сергиевой лавры. Вот вам одних архимандритов трое!..» И мы, не дав договорить г. Рункевичу, весело засмеемся. А между тем создатель «Духовного Коллегиума» вводил в регламенте не простые платонические пожелания. Под «правилами причта церковного и чина монашеского» в 1722 году стоят подписи 14 членов Синода; среди них только 3 архиерея, а затем 4 архимандрита, 2 игумена, 3 священника, и какой-то неизвестного чина Анастасий Наусий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В качестве конкретных шагов по реализации этой задачи в ближайшие несколько лет можно предложить следующее. В Академиях при кафедрах учреждаются должности научных сотрудников. План исследовательской деятельности научных сотрудников определяется кафедрами и утверждается Учеными советами исходя из тематических приоритетов научных работ, определяемых Учебным комитетом. Из бюджетных и внебюджетных средств формируется фонд научных исследований Учебного комитета, выделяющий на конкурсной основе гранты для осуществления научных исследований и публикаций, научных командировок и научно-методических работ, финансирующий проведение научных семинаров и конференций. Возвращаясь к Концепции, стоит отметить также и то, что в соответствии с ней в Русской Православной Церкви упразднена ученая степень магистра богословия. Теперь система ученых степеней соответствует светской системе: кандидат и доктор богословия. При этом требования к уровню работ, выдвигаемых на соискание указанных ученых степеней должны быть не ниже уровня, существующего в светской науке. Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви предполагает разработку Учебным комитетом перечня из 26 нормативных документов в сфере духовного образования. Во исполнение решения Священного Синода Учебный комитет во взаимодействии с духовными школами осуществляет разработку данных нормативных документов и актов. Документы, регламентирующие деятельность семинарий направлены на отзыв в духовные школы. К сожалению, откликнулись не все духовные школы, но от ряда семинарий получены важные замечания и пожелания. Нормативные документы, регламентирующие деятельность Академий были представлены и обсуждены на совещании соответствующей рабочей группы, состоявшемся в Санкт-Петербургской духовной академии 15 апреля 2008 года. В завершение своего выступления хочу выразить уверенность в том, что в случае успешной реализации данной Концепции система духовного образования нашей Церкви сможет стать по настоящему действенной и эффективной, сочетающей в себе укорененность в богатейшем духовном Предании Церкви с нацеленностью на подготовку добрых пастырей Церкви Христовой, способных самоотверженно и мудро нести Православное Свидетельство современному миру. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 13 января 2009 10 2 июля 2008 10 28 июня 2008 10 28 июня 2008 10 28 июня 2008 10 28 июня 2008 10 28 июня 2008 10 27 июня 2008 10 27 июня 2008 10 27 июня 2008 10 26 июня 2008 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/305396

§ 13. Духовное лицо, занимающее должность председателя Духовного Правления в Выборге, независимо от жалованья, причитающегося ему по обязанностям священнической службы, получает из финляндских штатных сумм оклад, в особом штате ему назначенный, с обязательством без особого затем вознаграждения совершать поездки для наблюдения за православными приходскими детскими школами, и обучениям закону Божию православных исповедников в высших народных училищах. Сальмисский православный приход, доходы с которого до этого времени назначались в аннекс председателю Духовного Правления, должен за этим иметь особого священника, в пользу которого и поступают полностью священнические доходы. § 14. Вышеупомянутые походные священники и состоящие при них псаломщики получают из финляндских штатных сумм содержания по особому штату, а за совершенные по службе поездки, путевое вознаграждение, на основании путевого регламента от 6-го Декабря 1875 года, в каком отношении походные священники причисляются к 9-му, а псаломщики к 11-му классу вышеупомянутого регламента. Затем эти лица не имеют права ни на какое особое вознаграждения от своих единоверцев за совершение церковных треб. § 15. Содержание священно и церковнослужителям православных сельских приходов производится в порядке, определенном в пункте 15-м постановления от 21-го Января 1824 года касательно духовного ведомства в Выборгской губернии и в прочих постановлениях по этому предмету. Если существующее соглашение об отбывании священнического оброка где либо будет признано неполным или вообще неудобным, то проект об изменении его может быть возбужден или прихожанами, или Губернатором, или же Духовным Правлением в Выборге, после чего с делом поступать сообразно с тем, что в означенном постановлении сказано о новых соглашениях и утверждении их. § 16. При составлении или изменении, по взаимному соглашению, условия об уплате оклада духовенству православного прихода имеет быть также заключаемо условие о времени и порядке сбора его. Относительно взыскания числящихся по сбору недоимок соблюдается порядок, установленный ВЫСОЧАЙШИМ повелением от 4-го Июня 1844 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

XIX. Положение Св. Синода в ряду высших государственных учреждений Положение Святейшего Правительствующего Синода в ряду высших государственных учреждений определялось тем авторитетом, каким он пользовался в круге предоставленного ему ведомства. Эта мысль в именном указе об учреждении Духовной Коллегии выражена в таких словах: «повелеваем всем верным всякого чина духовным и мирским иметь сие за важное и сильное правительство и у него крайние дел духовных решения и вершения просить и судом его определенным довольствоваться и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием против прочих Коллегий». В главе «о епископах» особенно замечено: «да весть всякий епископ, какой он ни есть степени, просто ли епископ, или архиепископ, или митрополит, что он Духовному Коллегиуму, яко Верховной Власти, подчинен есть». Равным образом о законодательных правах Духовной Коллегии, учредительный указ гласил: «должна Коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять регламент свой, яковых правил востребуют разных дел случаи; однако же делать сие должна Коллегия духовная не без нашего соизволения». Вообще подчинение Духовной Коллегии одной непосредственно и исключительно власти монарха, которому сам Бог повелевает повиноваться за совесть, устраняет возможность предположения о подчинении учрежденной на таких началах Коллегии какому-либо из посторонних для нее государственных учреждений. Тем не менее первоначальное наименование Синода «Духовным Коллегиумом» и приравнивание его в учредительном указе и регламент прочим коллегиям дают повод думать, будто Синод по первоначальному его учреждению поставлен ниже Правительствующего Сената и в отношениях к последнему обязан был соблюдать долг некоторой подчиненности. Подобное предположение, хотя и высказывается, но не имеет юридического основания. Дело в том, что в Духовном Регламенте и во всех вышедших из-под пера учредителя Духовной Коллегии актах, последняя по власти, силе и достоинству поставляется в равное, параллельное положение с Правительствующим Сенатом, деятельность, права и авторитет которого принимаются за готовую норму разъяснения отношений Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В январе 1721 года издан регламент Духовной коллегии, исправленный и дополненный царем; регламент был издан при таком манифесте: «Между многими, по долгу богоданные нам власти, попечениями о исправлении народа нашего и прочих подданных нам государств, посмотря и на духовный чин и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный по совести нашей возымели мы страх, да не явимся неблагодарны вышнему, аще толикая от него получив благопоспешества в исправлении как воинского, так и гражданского чина, пренебрежем исправление чина духовного. И когда нелицемерный он, судия, воспросит от нас ответа о толиком нам от него врученном приставлении, да не будем безответны. Того ради образом прежних как в Ветхом, так и в Новом завете благочестивых царей, восприяв попечение о исправлении чина духовного, не видя лучшего к тому способа, паче соборного правительства (понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут), уставляем Духовную коллегию, т. е. духовное соборное правительство, которое, по следующим зде регламенте, имеет всякие: духовные дела управлять». В первой части регламента излагаются причины учреждения коллегии: 1) коллегиальное правление способнее для исследования истины, чем единоличное; 2) приговор соборный имеет более силы, чем приговор одного лица; 3) дела скорее решаются;4) нет места пристрастию, коварству, лихоимному суду; 5) коллегиум свободнейший дух в себе имеет к правосудию; 6) от соборного правления нельзя опасаться отечеству мятежей и смущения, какие происходят от единого правителя духовного, ибо простой народ не ведает, как различается власть духовная от самодержавной, но, великою высочайшего пастыря честию и славою удивленный, помышляет, что такой правитель есть второй государь, самодержцу равносильный или еще и больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство; так сам собою народ умствовать привык: что же, когда приложатся плевелные разговоры властолюбивых духовных лиц и к сухому хворосту огонь подложат? Простые сердца так мнением этим развращаются, что не столько смотрят на самодержца своего, сколько на верховного пастыря, и когда услышат между ними распрю, то все более духовному, чем мирскому, правителю сочувствуют, хотя слепо и пребезумно, за духовного ратовать и бунтовать дерзают и льстят себя, окаянные, что по самом боге поборают и руки свои не оскверняют, но освящают, хотя бы и на кровопролитие устремились.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010