Протопресвитер Николай Васильевич Музовский с 1828 г. 26 дек. Умер в 1848 году. В 1810 году октября 28 дня по прибытии из Венгрии от гроба Великой Княгини Александры Павловны, он был причислен к придворным пресвитерам 1817 года 21 августа, поступил к церкви Аничкина дворца. 1826 года 2 декабря, переведен в малую церковь Зимнего дворца. 1827 года 25 августа повелено ему быть обер-священником Главного Штаба вместо Торопогрицкого 56 . В 1828 году 26 декабря, избран в духовника Их Величеств, а в 1835 году 19 декабря утвержден протопресвитером придворного собора. Сакелларии-протоиереи Иоанн Красовский – с 1806 года; умер в 1811 году. Василий Иванович Колосов – из Таврического дворца переведен в Зимний 1799 года 16 декабря. Сакелларий – 1811 года июня 14, с производством по должности сакеллария 200 руб. в год. Умер в 1815 году. Василий Семенович Данков – из Чесменского дворца переведен в 1782 году к Благовещенской церкви на Острове, а отсюда 1801 года января 6 дня ко Двору. Сакелларий 1816 года мая 23. Умер 1826 года октября 12 дня. Евфимий Стефанович Веселовский – с жалованьем 200 руб. и из кабинета 30 октября 1822 года квартирных 1000 руб., сверх комплекта определен 1816 года 16 мая из протоиереев придворной Петергофской церкви к собору Зимнего дворца; в штат помещен 8 октября 1825 года, а 1828 года 2 ноября повелено быть ему сакелларием. Умер 1832 года 13 февраля. Евфимий Стефанович Левитский – протоиерей лейб-гвардии Гренадерского полка – поступил ко Двору 1832 года 17 марта. Сакелларий тогда же вместо Веселовского. Уволен от службы 1836 года с пенсионом 1475 руб. Василий Иванович Владимиров – из придворной Петергофской церкви определен к придворному собору 1831 года 7 июня. Протоиерей 1832 года. Сакелларий 1835 года 24 января. Умер в 1848 году. Иоанн Антипович Гаврилов – из Голландии от посольской церкви королевы нидерландской Анны Павловны, поступил ко двору 1840 года. Сакелларий с 1849 года. Умер в 1850 году. Павел Ефимович Веселовский – из придворной Петергофской церкви перемещен ко двору 1831 года июля 10 дня. Сакелларий 1850 года. Умер в 1863 году. Протоиереи

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Справка: Координация подготовки празднования Дня православной книги на общецерковном уровне, методическая и информационная поддержка епархиальных мероприятий в рамках празднования возложена на Издательский совет Русской Православной Церкви. В рамках празднования Дня православной книги 2022 года в епархиях России, ближнего и дальнего зарубежья прошли различные просветительские, культурные и научные мероприятия, направленные на развитие книжной культуры в обществе, в первую очередь среди детей и молодежи. Согласно данным интерактивной карты, размещенной на сайте Издательского совета Русской Православной Церкви, всего в феврале-мае 2022 года в епархиях Русской Православной Церкви прошли 2264 мероприятия. В частности, в течение марта и апреля в книжных магазинах Москвы прошла традиционная акция «Подари книгу детям». В этом году было принято решение передать собранные в ходе акции книги беженцам из Донецка и Луганска, которых разместили в разных регионах России. Всего было собрано более 10 000 экземпляров книг. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Рапорт принять к сведению. 2. Учитывая, что 2023 год объявлен в странах СНГ Годом русского языка, считать важным в рамках празднования Дня православной книги проведение мероприятий, направленных на популяризацию культуры чтения, в епархиях стран ближнего зарубежья.   ЖУРНАЛ 50 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о проведении VIII сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени И. С. Шмелева «Лето Господне» в 2021-2022 гг. Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский совет провел восьмой сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Тематическими направлениями конкурса стали 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского, 130-летие со дня рождения К.Г. Паустовского и 85-летие со дня рождения В.Г. Распутина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5930295...

– если не поется служба святому: тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника (см., например, 12 сентября). 12. Бдение или полиелей святому: тропарь храма, тропарь святого, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма (см., например, 26 сентября и главу 52-ю Типикона). 13. Славословие святому в седмичный день (кроме субботы), когда на утрене поется Октоих: – в понедельник, вторник и четверг: тропари: храма, дня (в четверг – два дневных тропаря), святого Минеи; кондак дня (в четверг – два дневных кондака). «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма (см. главу 52-ю Типикона); – в среду и пятницу: тропари дня («Спаси, Господи…») и святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак дня («Вознесыйся на Крест…») (см. главу 52-ю Типикона). 14. Славословие святому в субботу, когда не поется Октоих: тропарь храма, тропарь святого, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма (см. главу 52-ю Типикона). 15. Святой шестеричный или без знака (один или два): – в понедельник, вторник и четверг: тропари: храма, дня (в четверг – два дневных тропаря), святых Минеи (один или два); кондак дня (в четверг – два дневных кондака), кондаки святых Минеи (один или два), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма (см. главу 52-ю Типикона); – в среду и пятницу: тропари дня («Спаси, Господи…») и святых Минеи (один или два); кондаки святых Минеи (один или два), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Вознесыйся на Крест…») (см. главу 52-ю Типикона); – в субботу: тропари храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святых Минеи (один или два); кондаки святых Минеи (один или два), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…») (см. главу 12-ю Типикона). Частные случаи (исключения) в) Неподвижные праздники 16. Церковное новолетие – индикт (1 сентября): тропарь индикта, тропарь Богородицы («Радуйся, Обрадованная…»), тропарь преподобного Симеона. «Слава»: кондак преподобного Симеона, «И ныне»: кондак индикта. 17. Обновление храма Воскресения Христова (13 сентября): тропари: Обновления, предпразднства Воздвижения, священномученика Корнилия. «Слава, и ныне»: кондак Обновления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На часах – тропарь и кондак прмц. Евдокии. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь прмц. Евдокии; кондак дня, ин кондак дня, кондак прмц. Евдокии. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь прмц. Евдокии; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак прмц. Евдокии. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. Б. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы (иконы Божией Матери «Державная»), глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13я и 14я. По 1м стихословии малой ектении нет . Седален Триоди, глас 5й: «Четыредесятницу, и предочистительницу…». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В Тебе надежды…». По 2м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…». Седален Богородицы (иконы; по выбору, см. по 1м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы (иконы; по выбору, см. по 2м стихословии). Полиелей. Величание Богородицы (иконы) и избранный псалом. Седален Богородицы (иконы) по полиелее, глас 4й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен Богородицы (иконы), глас 4й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде» (со стихом). Евангелие Богородицы. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы (иконы), глас 6й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь». Каноны: 1я, 3я, 5я, 6я и 7я песни: Богородицы (иконы) со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды) . 4я, 8я и 9я песни: Богородицы (иконы) со ирмосом на 6 и трипеснцы Триоди на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 1й, 3й, 5й, 6й и 7й песни: «Отверзу уста моя…»; по 4й, 8й и 9й – ирмосы второго трипеснца Триоди. По 3й песни седален Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы (если есть), или тот же седален.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава» – прп. Павла, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Что зримое видение...». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора...». На часах – тропарь преподобных. Кондаки прп. Павла и прп. Иоанна читаются попеременно. На Литургии блаженны прп. Павла, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и прп. Иоанна, песнь 6-я – 4. На входе – «... во святых Дивен сый...» (в седмичные и субботние дни). Примечание. В воскресные дни на входе поется: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь преподобных; кондак прп. Павла, кондак прп. Иоанна. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобных; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак прп. Павла, кондак прп. Иоанна. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобных; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак прп. Павла, кондак прп. Иоанна. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Общие указания о пении тропарей и кондаков на Литургии в седмичные дни (понедельник – пятница), если случатся святые без праздничного знака или шестеричные, для периода пения Октоиха А. В храме Господском: В понедельник, вторник и четверг – тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня (в четверг – два), кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В среду и пятницу – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропари рядовых святых – 1 или 2; кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-28/

  29 мая 1912 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в 9 ч[асов] 45 м[инут] утра выехала в Кремль, а в 1 ч[ас] 50 м[инут] дня вернулась домой. В 2 ч[аса] 30 м[инут] дня к Ее Высочеству изволила прибыть Ее Императорское Величество государыня императрица Мария Федоровна вместе с великими княгинями Ксенией и Ольгой пробыла 55 м[инут], уехала. В 4 ч[аса] дня Марфо-Мариинскую обитель посетил вице-директор Департамента полиции г[осподи]н В 6 ч[асов] 30 м[инут] вечера к Ее Высочеству прибыли великие князья: Павел Дмитрий Павлович и великая княгиня Мария Александровна, пробыли 30 м[инут], уехали. При сем докладываем, что по полученным негласным путем сведениям Марфо-Мариинскую обитель посетит государь император завтра, т. е. 30 сего мая между 2-мя и 7-ю часами дня и вечера. В течение дня никаких происшествий не случилось. Игнатченко, Юров, Атрохов, Ершов.   31 мая 1912 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в 9 ч[асов] 30 м[инут] утра выехала из дому, а в 3 ч[аса] 55 м[инут] дня вместе с Ее Императорским Величеством государыней императрицей Александрой приехала домой. По приезде в обитель Ее Императорское Величество государыня императрица проследовала в коляске в Покровский храм, где была встречена настоятелем обители о[тцом] Сребрянским, после краткого молебна Ее Императорского Величество в стуле-коляске была провезена двумя камердинерами по саду, а затем в стуле-кресле Ее Величество была внесена в покои великой княгини, где пробыла [до] 5 ч[асов] 15 м[инут] дня. Вместе с Ее Высочеством великой княгиней изволила уехать из обители. Во время пребывания в обители Ее Величества государыни императрицы в 5 ч[асов] вечера на автомобиле в обитель приехал Его Императорское Высочество великий князь Николай и, не заходя в обитель, вернулся обратно. В течение дня никаких происшествий не случилось. Игнатченко, Ершов.   1 июня 1912 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в 9 ч[асов] 30 м[инут] вышла в больничную церковь к обедне, по окончании в 9 ч[асов] 40 м[инут] утра ушла в покои. В 10 ч[асов] утра выехала в Кремль, а в 12 ч[асов] 36 м[инут] дня вместе с государем императором поездом выехала в Троице-Сергиеву лавру. По полученным негласным путем сведениям Ее Высочество возвратится в Москву завтра, 2 сего июня, в 6 ч[асов] вечера. В течение дня ничего предосудительного замечено не было. Игнатченко, Ершов.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

24. В день рождения Его Императорского Высочества, из темы: Приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати. Еф. 6:13 . О героях духовных. Сказывано 1770 года, Сентября 20 дня. 25. Увещательное послание ко градам Тверской пасствы. 1770. 26. На новый 1771 год, из темы: Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. 2Кор. 6:2 . О благодеяниях Божиих, оказанных над всеми нами вообще. Сказывано 1771 года, Января 1 дня. 27. Слово Сказыванное в Кафедральном Тверском соборе при случае первого вступления в Тверскую пасству в Архиерео-престольном граде Тверь о должности пастыря и пасствы.      1771 года, Мая 1 дня. 28. Слово при посещении церквей Божиих Тверской паствы, с наставлением, как всем христианам, так особливо священникам. Сказывано 1771 года. 29. Слово в день рождения Его Императорского Высочества без темы о том, какие дню сему, яко дню рождения, размышления посвятить должно? Сказывано 1771 года, Сентября 20 дня. 30. В день рождения Ее Императорского Величества без темы, о согласии церкви и общества, закона Божия и закона гражданского, гражданина и христианина. Сказывано 1772 года, Апреля 21 дня. 31. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества, без темы, о подражании Апостолам Петру и Павлу. Сказывано в Петергофе 1772 года, Июня 29 дня. 32. В день рождения Его Императорского Высочества из темы Аше живем духом и духом и да ходим, Гал. 5:25 . о том, что может служить нам помощию к удобнейшему в пути добродетели прохождению? Сказывано 1772 года, Сентября 20 дня. 33. На освящение домового храма на подворье Троицкой Лавры, что в Санктпетербурге при фонтанке, о том, для чего созидаются храмы Божии? 1772 года, Октября 1 дня. 34. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: глагола Иисус Симону Петру: Симоне Ионин! Любишили мя! Ин. 21:15 . О любви к Богу. Сказывано в Петергофе 1773, Июня 29 дня. 35. При действовании Святого Миропомазания Благоверной Государыни Великой Княжны Наталии Алексеевны, обрученной Его Императорского Высочества невесты, о том, в чем состоит польза, происходящая от нынешней радости? Сказывано в придворной церкви 1773 года, Августа 15 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора...». На часах – тропарь и кондак святителя. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь святителя; кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест...». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондак храма, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – вторника и дня. Б. Порядок аллилуйной службы (свт. Амвросия Медиоланского) см. 30 мая; особенности ее см. 31 мая. На вечерне кафизмы нет. На утрене кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Апостол и Евангелие на изобразительных – вторника и дня. Кондаки на изобразительных в следующем порядке: В храме Господском – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею...», кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». В храме Богородицы – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею...», кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею...», кондак храма, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время. В. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Преподобне отче Ниле...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный...». Входа нет. Прокимен дня.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-20/

– Того же дня. Преподобный Коприй, инок обители св. Феодосия киновиарха, скончался 90 лет. (Из Синаксаря 12 века). – 26 дня. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, приступая к написанию евангелия, посадил ученика своего Прохора с правой стороны от себя, и воззрев на небо, начал вещать: «в начале было Слово» и проч. Посему Прохора надобно писать всегда с правой стороны от Иоанна. (Из Синаксаря 12 века). – 28 дня. Св. мученик Марк, пострадавший в Антиохии, был пастырь овец. Седые волосы на голове его были длинны до пят. (Из Синаксаря 1249 года). В Рус. Списке с подлинника не верно сказано, что он быль рус, аки Флор. – 30 дня. Св. «мученицы, Рипсима и Гаиана, были благообразны». (Из Синаксаря 1249 г.). В Рус. Списке с подлинника: «Рипсима красотою предивная». Месяц октябрь – 9 дня. Святые «ученики Иувентин и Максим, пострадавшее в Антиохии от Иулиана богоотступника, были благообразны и великорослы. (Из Синаксаря. 12 века). – 9 дня. Преподобный Пётр, родом из Галатии, был благообразен, высок ростом и силен. (Из Синаксаря 1249 г.). Тоже сказано и в Синаксаре 12, века: а в Рус. Списке с подлинника нет никакой заметки о внешнем виде его. – 13 дня. Преподобный Никита Патриций, при царе Льве Армянине изгнанник за иконопочитание, скончался на 75 году жизни своей. (Из Синаксаря 12 века). – 14 дня. Св. мученик Кельсий–трёхлетнее дитя. (Из Синаксаря 1249 года). –Священномученик Силван, епископ газский, усеченный мечем, был старец кроткий, маститый, немощный и весь иссохший. (Из Синакс. 1249 г.). Почти тоже самое сказано о нём в Синаксаре 12 века. В Рус. Спис., с подлинника: «старец видением». Мало сказано о нем. – 17 дня. Св. мученица Дария, супруга Хрисанеа, блистала красотою и многих превосходила умом. (Из Синакс. 1249 года). – 18 дня. Св. евангелист Лука, родом Антиохиянин, искусством врач и отличный живописец, жил 80 лет. Говорят, что он первый написал икону Христа Бога и Матери Его, и верховных апостолов. (Из Синаксаря 1249 года). В Синаксаре 12 века сказано, что он, первый, восковыми красками написал икону святой Богоматери, носящей в объятиях своих Господа нашего Иисуса Христа, и еще две иконы, – св. верховных апостолов, и принёс их Матери Господа, желая узнать, угодно ли Ей это дело; а Она сказала: «благодать родившегося от Меня, чрез Меня, – будет с ними». От этого евангелиста во всю вселенную пошло сие доброе, благочестивое и многоценное дело, т. е. иконописание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Данный устав пения тропарей и кондаков составлен на основании 8-й уставной главы Общей Минеи. В Типиконе на этот счет конкретного указания не имеется, однако в 52 главе сказано: если в седмичный день «не поется Октоих, тогда тропаря и кондака дне на повечерии и на литургии по входе не глаголем». Но так как на утрени славословному святому поется Октоих (кроме субботы), то возможен другой вариант пения тропарей и кондаков по входе (с присоединением дневных тропаря и кондака): 1) В храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропари храма, дня (в четверг – 2), святого, кондак дня (в четверг – 2); «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак дня. 2) В храме Богородицы: а) в понедельник, вторник и четверг: тропари храма, дня (в четверг – 2), святого, кондак дня (в четверг – 2); «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. б) в среду и пятницу: тропари дня, храма, святого; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. 3) В храме святого: тропари дня (в четверг – 2), храма, святого; кондаки: дня (в четверг – 2), храма; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – «Предстательство христиан...». Заметим, что в Архангельском храме в понедельник, в храме Предтечи во вторник; в храме апостольском или свт. Николая в четверг тропарь и кондак храма не поются. Прокимны, аллилуия, причастны – дня и святого. Апостол и Евангелия – рядовое и святого. Особенности службы славословному святому в субботу При совершении службы славословному святому в субботу необходимо учитывать следующие особенности, которые изложены в 11-й и 52-й главах Типикона: На «Господи воззвах...» на «И ныне» поется воскресный догматик уходящего гласа; По «Ныне отпущаеши...», «Бог Господь» и славословии на «И ныне» поется воскресный богородичен уходящего гласа. Отправление канона на утрени: каноны Октоиха опускаются (11-я глава Типикона); канон же поется следующим образом: В храме Господском или Богородичном: канон храма на 6 и канон святого на 8;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010