15 мая 1211 г. он женился на Агафии, дочери тогдашнего киевского князя Всеволода Чермного, сестре Михаила Всеволодовича Черниговского. Погиб 4 марта 1238 г. Поскольку своим отцом Юрий предназначался в наследники великокняжеского стола, в 1212–1216 гг. он оказался в конфликте со своим братом Константином, после смерти которого (февраль 1218 г.) снова стал великим князем владимирским. Юрий раздвинул пределы княжества далеко на восток, основав в 1221 г. на Волге крепость Нижний Новгород, ставшую опорным пунктом в борьбе с волжскими булгарами и в наступлении на мордву. Эту войну предпочитали изображать как борьбу с язычниками. Так, убитый волжскими булгарами купец Авраамий был объявлен мучеником, а его останки при активном содействии Юрия были доставлены в марте 1230 г. во Владимир. Юрий оказывал влияние также на выбор кандидатур на новгородское княжение. Из множества ктиторей Юрия назовем сохранившуюся до настоящего времени церковь Рождества Богородицы в Суздале, возведенную в 1222–1225 гг. После захвата Владимира татарами 7 февраля 1238 г. Юрий пал в битве с ними на реке Сити (ныне зона затопления Рыбинского водохранилища). Юрий Владимирович (Долгорукий), сын Владимира Всеволодовича Мономаха, родился около 1090 г., умер 15 мая 1157 г. Был князем киевским в 1149, 1151, 1155–1157 гг., а до того в течение более чем пятнадцати лет княжил в Ростове и Суздале, куда отец отправил его еще малолетним под опекой тысяцкого Георгия Шимоновича. И князь, и его тысяцкий оставались в постоянном контакте с киевским Печерским монастырем. В правление Юрия и его сына Андрея Боголюбского окраинные земли между Окой и Волгой (так называемая Залесская Русь) благодаря интенсивной славянской колонизации, устройству крепостей и городов, заняли одно из важных мест в сознании русского человека. Хотя и с переменным, но в целом все возраставшим успехом Юрий боролся за подчинение себе Новгорода. Его претензии на господство над всей Русью нашли свое выражение в упорной, длившейся почти десять лет борьбе за свои права на Киев против племянника Изяслава Мстиславича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   То, что второй Собор состоялся после 1156 г., подтверждается еще косвенными соображениями. Так, в актах второго Собора имеется высказывание Константинопольского патриарха о Сотирихе: „он уже два года не скрытно или в углу, но открыто и небоязненно противится православному догмату”. Отсюда следует, что второй Собор собрался не в гом же 1156 г., а значительно позднее. Другим подтверждением этого является подпись Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга под определением второго (майского) Собора, которая могла быть сделана не ранее 1157 г., ибо предшественник Луки Константин Хлиарин занимал кафедру по август 1156 г.    Первый Собор 1156 г. был создан по инициативе вновь избранного русского (киевского) митрополита блаж. Константина, который перед отправлением в далекое путешествие к своей новой киевской кафедре хотел узнать определение собора в отношении пререкаемых слов „Ты еси Приносяй и Приносимый” и т. д. Собор собрался в храме ап. Фомы под председательством патриархов: Константинопольского Константина IV Хлиарина и Иерусалимского Николая. В Соборе участвовало 24 архиерея; присутствовали великий друпгарий Стефан, принимавший деятельное участие в соборных заседаниях, асикрит Николай Зонара, логариаст Иоанн, номофилакс Феодор Пантехн и большое число других лиц.    В начале изложения соборных актов у Mai оба мнения по основному вопросу — и признанное впоследствии еретическим и православное — формулируются следующим образом: „В царствование Мануила Комнина подверглось широкому обсуждению учение, выраженное в словах: „Ты еси Приносящий, Приносимый и Приемлющий”. Одни (еретическая партия) утверждали, что Крестная Жертва была принесена одному Отцу и Духу, но ни в коем случае не Самому приносящему Слову, говоря, что если последнее допустить, то Единый Сын Божий полностью разделится на два лица, каковое разделение вводил пустослов Несторий”. Другие (православные) в согласии со словами упомянутой молитвы утверждали, что „приношение было и Самому Сыну, т. е. Единому и Нераздельному Существу Безначальной Троицы”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вследствие того он немедленно и заложил каменный храм, который, по свидетельству летописцев, был потом украшен иконами многоценными, златом, каменьем драгим, жемчугом великим бесценным, финифтью, цатами различными и аспидными, всякими узорочьями; от низу до верху по стенам и столпам окована златом; двери и ободверье тоже; сень от верха до деисуса вся украшена золотом; ерусалим золотой, с каменьями дорогими; рипидии многоценные; кадила различные. При этом храме св. Кн. Андрей устроил после и иноческую обитель, а около ее основал город Боголюбов, бывший любимым его местопребыванием: здесь последовала и несчастная его кончина. При нашествии татар, в 1238 году, город и монастырь разорены, сокровища похищены – и теперь существует здесь, вместо города, село Боголюбово; а в монастыре соборная церковь Владимирския Богородицы, без прежнего великолепия, с кельями старинной архитектуры. В этом храме находится древняя Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Боголюбской; она написана по желанию князя Андрея Юрьевича, вследствие бывшего ему в марте 1157 года сонного видения. Празднество этой иконе совершается дважды в год: 25 марта, с 1157 года, и 18 июня, с 1771 года, в память чудесного избавления Владимира и его окрестностей от морового поветрия; последнее празднество сопровождается и крестным ходом из Владимира в Боголюбов монастырь. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Муроме; состоит под управлением архимандрита. Монастырь сей замечателен своей древностью: известно, что в конце XI века он уже существовал; но когда именно основан, сведений нет. Здесь три каменные церкви, из коих соб. Преображения Господня. Сын В. К. Владимира Мономаха , Князь Изяслав, убитый в 1096 году, был сначала погребен в здешней обители; а потом останки его перенесены в Новгородский Софийский Собор. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. 3 класса; в уездном городе Муроме; находится под управлением игумена. На сем месте была церковь Благовещения Богородицы, построенная в XII веке св. князем Константином Святославичем Муромским, где он, по кончине, и погребен с супругой, княгиней Ириной, и детьми Михаилом и Феодором.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

К. было уделено налаживанию отношений с крестоносцами, с поддерживавшими их европ. гос-вами и преодолению невыгодных для Византии последствий крестового похода. Летом 1147 г. на Балканы пришло войско нем. крестоносцев во главе с имп. Конрадом III, участником 2-го крестового похода. Византийцы пытались препятствовать грабежам рыцарей на своей земле, что вскоре привело к стычкам и настроило византийцев и крестоносцев враждебно. Византийцы фактически оборонялись от войска Конрада III, позволяя рыцарям двигаться только по согласованным маршрутам. В нач. осени 1147 г. Конрад был переправлен М. К. в М. Азию, где вскоре был разбит тюрками. М. К. предлагал военную помощь крестоносцам в М. Азии, но получил отказ. Одновременно враждебность европейцев и возможность их союза против Византии подтвердились после нападения летом 1147 г. флота кор. Рожера II Сицилийского на греч. побережье и захвата им Корфу (Керкиры). Франц. крестоносное войско кор. Людовика VII подошло к К-полю в кон. осени 1147 г. Людовик стремился сохранять дружественные отношения с М. К. и отвергал предложения нек-рых своих сеньоров поддержать сицилийцев и вступить с Византией в войну. М. К. торжественно принял Людовика и вскоре переправил его войска в М. Азию, где под Никеей они соединились с остатками войска Конрада. Раненый Конрад вскоре вернулся в К-поль и провел при дворе М. К. зиму 1147/48 г., а весной отправился на Св. землю морским путем. После фактической неудачи 2-го крестового похода, возвращаясь в Европу, осенью 1148 г. Конрад вновь встретился с М. К. в Фессалонике; союз между 2 империями был упрочен. Конрад выражал готовность выступить против Сицилии одновременно с византийцами. В 1148/49 г. был заключен брак между племянницей М. К. Феодорой и племянником Конрада Генрихом Бабенбергом, герц. Австрийским. Весной 1150 г. также велись переговоры о династическом браке между принцем Генрихом Германским и одной из родственниц М. К. Брак, однако, так и не состоялся (вероятно, из-за смерти Генриха в 1151). Союз М.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

Герм. кор. Конраду III удалось быстро собрать войско в 20 тыс. чел. (в т. ч. 2 тыс. рыцарей), к-рое в нач. лета 1147 г. отправилось на Восток сухопутным путем через Венгрию и Балканы. В составе войска находился племянник Конрада III герц. Швабии Фридрих I Барбаросса (император в 1155-1190). Конрада III сопровождал папский легат еп. Теодвин. Под знамена кор. Людовика VII во Франции собралось до 70 тыс. крестоносцев. После долгих колебаний и переговоров с Рожером II о перевозке войска по морю французы также решили двигаться по суше вслед за немцами с интервалом в 1 месяц. По пути снабжение крестоносцев обеспечивалось за счет окрестных территорий, а по сути рыцари грабили их. По договору с венг. кор. Гезой II (1141-1162) крестоносное войско имело возможность беспрепятственно пройти через Венгрию. Сначала в Византийской империи крестоносцы воспринимались как союзники, но продвижение многочисленного войска к К-полю представляло собой опасность для столицы. Византийский имп. Мануил I Комнин (1143-1180), пытаясь снизить угрозу, предложил Конраду III переправиться в М. Азию не у Босфора, а через прол. Геллеспонт (Дарданеллы), однако в сент. 1147 г. крестоносцы, вступив в бой с визант. отрядами у Адрианополя, силой прорвались к окрестностям К-поля. Осознавая опасность присутствия у стен города войска, готового начать осаду, император приказал переправить крестоносцев на азиат. берег как можно быстрее. При этом во время 2-го крестового похода Византия не поддерживала действия крестоносцев в М. Азии, оставляя им возможность продвигаться на восток на свой страх и риск. Для имп. Мануила I, к-рый незадолго до этого заключил мирный договор с Румским султанатом и поддерживал с ним постоянные дипломатические контакты, крестоносцы представляли уже гораздо более серьезную угрозу, чем тюрки-мусульмане на вост. границе империи. В М. Азии кор. Конрад III явно недооценил опасность со стороны тюрок-сельджуков. Он решил не дожидаться подхода французов. Достигнув Никеи, он разделил свои силы: король с половиной войска отправился прямым путем на юго-восток (Иконий и Антиохия), а др. часть во главе с Оттоном, еп. Фрайзингским, двинулась более длинным путем - вдоль побережья. 25 окт. 1147 г. в битве при Дорилее войско Конрада III было разгромлено армией султана Масуда I. С остатками отряда раненный в бою Конрад III отступил к Никее. 16 нояб. 1147 г. войско еп. Оттона Фрайзингского было почти полностью уничтожено тюрками под Лаодикией Фригийской (ныне Денизли, Турция). Оттон с немногими спутниками достиг Иерусалима морским путем в апр. 1148 г.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Отличительную особенность полемики архиепископа Питирима составляла неразборчивость автора «Пращицы» в употреблении средств для доставления превосходства в торжества делу при решении спорных предметов между православным учением и мнениями раскольников. Неразборчивость эта, впервые внесённая Питиримом в принцип и практику, дошла до небрежности и произвола, вместо торжества и силы, она обнаружила слабость аргументации как самого Питирима, так и его подражателей; не всем это было известно и ясно, но не укрылось это от многих начитанных и наблюдательных раскольников, открыто и письменно заявлявших свой протест и порицание против неблаговидных действий и приёмов полемики нижегородского епископа. Дело в том, что преосвященный Питирим при составлении «Пращицы» пользовался подложным документом, заимствуя из него, якобы подлинного исторического и канонического источника, важные сведения и доказательства в опровержение многих раскольнических заблуждений о двуперстии, о сугубой аллилуйя, о противосолонном хождении и т. п. Речь идёт о «Соборном деянии на еретика армянина, монаха Мартина», бывшем в 1157 г. в городе Киеве, при великом князе Ростиславе и митрополите Константине. До 1709 г. означенный памятник никому не был известен: никто им не пользовался ни для полемических, ни для справочных целей; первый стал им пользоваться Питирим как при состязании с раскольниками, так и при составлении «Пращицы». О существовании «Соборного деяния» 1157 года, как памятника, благоприятствовавшего для опровержения раскольнических заблуждений, Питирим, по некоторым известиям, узнал от святого Димитрия Ростовского в 1709 году. Ознакомившись с содержанием памятника – списка, Питирим не мог не оценить большого значения его в деле ослабления раскола. Действительно, содержание «Соборного деяния» вполне и, безусловно, благоприятно православному учению в том смысле, что заблуждения еретика Мартина, тождественные с заблуждениями старообрядцев-раскольников XVII–XVIII вв., осуждены были, по означенному памятнику, на местном церковном русском соборе ещё в 1157 г., а сам Мартин за своё лжеучение подвергся смертной казни через сожжение. Но для убеждения в подлинности и древности «Соборного деяния» нужно было видеть не список памятника, а оригинал; в 1717 г., по просьбе Питирима, в Киеве отыскан был древнейший пергаментный список памятника, поспешно к самоуверенно признанный за подлинный документ, составленный и писанный будто бы в 1157 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Попытки Комнинов обуздать иностранцев приводили к морским войнам и грабежам. Β 1171 г. император Мануил I (1143–1180) выдворил всех венецианцев с территории Империи, но вскоре был вынужден вновь заключить с ними договор. После его кончины развернулась борьба за престол, в ходе которой народ учинил стихийное избиение иностранцев в Константинополе (1182 r.). Однако пришедший к власти на волне народного гнева Андроник I недолго удерживал власть: после вторжения норманнов и взятия ими Фессалоники император-авантюрист был свергнут и растерзан толпой (1185 г.). Новая династия Ангелов сумела отбить норманнское нашествие, но Империя стала трещать по швам. 4. II крестовый поход (1147–1149) Призыв ко II крестовому походу бросил в бургундском Везеле в 1146 г. Бернард Клервоский (1091–1153) – цистерцианский монах 78 , один из вдохновителей реформы монашеской жизни в духе самоотречения и добровольной бедности, покровитель первых тамплиеров, которые видели свою миссию в защите паломников во Святую землю. Идея Бернарда разошлась не только во Франции, где ее активно поддержал король Людовик VII (1137–1180), но и в Германии, где вызвала волну антисемитских настроений, так что Бернарду пришлось лично явиться за Рейн, чтобы осудить священнослужителей, которые позволили появиться таким настроениям. Накануне 1147 г. король Германии Конрад III (1138–1152) приглашает Бернарда на празднование первого дня Нового года. После торжественной мессы папа Евгений III (1145–1153) – первый папа-цистерцианец, ученик Бернарда Клервоского, – произносит речь, которая убеждает Конрада принять участие в крестовом походе. После положительного ответа Конрада в Германии начинается такое же общее воодушевление, как и во Франции. Поход, однако, сразу не задался. По дороге часть крестоносцев, состоявшая из норманнских, французских и английских рыцарей, была занесена бурей в Испанию, в 1147 г. освободила от мусульман Лиссабон и почти в полном составе осталась здесь навсегда. Лишь немногие из них продолжили путь в Святую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому порицались те подвижники, которые, приглашая странника, совсем не упрашивали его, но слово приглашения с надменностью растягивали и тем побуждали приглашаемого отказываться от принятия приглашения (ibid.). Введши странников в свою келью, подвижник тотчас же произносил молитву (Палладий, 1. с. с. 52, р. 1147 В. ...κα εσαγαγν πρυξατο...), особенно если сами странники просили его помолиться за них (Палладий, с. 43, р. 1115 В.: – κα ξιομεν ατν (Иоанна Ликопольского) εϑς εχν τελσαι πρτον πρ μν), или же сам хозяин просил клирика, если таковой находился между странниками, сотворить молитву с коленопреклонением (ibid. Ср. Vit. S. Anton, с. 67. Μ. XXVI, 937; аввы Исаии Слово 3, с. 26). После молитвы страннолюбец собственными руками умывал странникам ноги (Палладий, с. 54, р. 1154 С.; с. 52, р. 1147), или же натирал маслом и потом говорил ему: «сотвори любовь, возьми немного елея и помажь прочее тело». Но на исполнении этого предложения он не настаивал, так как натирать всё тело елеем дозволялось только «по крайней нужде и болезни» (ibid. с. 4) или в виду старости странника (ibid. с. 5). По исполнении обряда обмывания ног страннолюбцы приглашали странника садиться (ibid. с. 26; Палладий, с. 43, р. 1115 D.) и предлагали ему несколько вопросов касательно страны, из которой он пришёл (Палладий, 1. с. с. 43, р. 1115 D., 1116 А.), здоровья и проч., не расспрашивая его о чём-либо мирском, могущем смутить пустынножителя (аввы Исаии Слово 5, с. 9). «Каково тебе? – спрашивал хозяин гостя – и на этом слове останавливался (авва Исаия, Слово 3, с. 26). Если же странник привносил «в беседу неподобающие слова», то хозяин «с любовью» замечал ему: «прости мне, я слаб и не могу понести» (ibid.). Этот краткий разговор завершался приглашением странника к отдыху (ibid.), а иногда таковое следовало за умыванием ног (Палладий, с. 52, р. 1147 В.). После отдыха страннику предлагались наставления, если принимающий его старец обладал даром учительства; в противном случае он мог поступить так, как советует авва Исаия: «Дай ему (страннику) книгу, и пусть он читает, поучаясь» (Слово 3, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

1346 По благословению римского папы Евгения III, который приравнял поход против европейских язычников к крестовому походу. 1349 Бранденбургский маркграф Альбрехт Медведь; Адальберт, Альберт, Альбрехт – формы одного и того же имени. 1350 Саксонский пфальцграф Фридрих II Зоммершенбургский (по замку Зоммершенбург к западу от Магдебурга). 1353 Конрад Церингенский, который еще при императоре Лотаре III получил титул «правителя Бургундии». 1358 Поход какой-то русской рати против пруссов в 1147 г. имел непосредственную предысторию двумя годами ранее, когда войска киевского князя Всеволода Ольговича помогли польскому князю Владиславу II уладиться со своими младшими братьями, сыновьями Болеслава III от другой жены – Болеславом IV, Мешком III и Генрихом. Тогда к Руси отошла Визна – город на прусском пограничье, при впадении Бебжи в Нарев, изъятый из мазовецких владений Болеслава IV (Пашуто 1968. С. 154). Визна была единственной преградой, которая отделяла древнерусскую Берестейскую волость с ее северным форпостом Дорогичином от собственно прусских земель. Коль скоро за военную помощь потребовали именно Визну, то ясно, что в Киеве придавали большое значение полному овладению Ятвягией и выходу к прусским рубежам. Со смертью Всеволода Ольговича в 1146 г. в Киеве вокняжился традиционный союзник и родственник младших Болеславичей Изяслав Мстиславич; тогда же, в 1146 г., был изгнан из Польши и Владислав II. Это помогает понять, кто из русских князей был участником похода. Предполагалось, что то было некое волынско-смоленское войско (Пашуто 1968. С. 155), но, принимая во внимание, что смоленский князь Ростислав Мстиславич, как и его старший брат Изяслав, в 1147 г. был слишком занят ситуацией вокруг Киева, логично было бы не преувеличивать масштабов прусской кампании. Визна должна была оказаться под управлением либо волынского князя Вячеслава Владимировича, либо Туровского князя Ярослава Изяславича – дяди и сына Изяслава Мстиславича соответственно. Видимо, волынские или туровские войска и участвовали в крестовом походе против пруссов в 1147 г., хотя не исключено также и присутствие отрядов из Городенского княжества (в верховьях Немана).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 162-174; Jerusalem the Golden: The Origins and Impact of the First Crusade/Ed. S. B. Edgington, L. García-Guijarro. Turnhout, 2014. С. В. Близнюк, Н. Н. Наумов, Ф. М. Панфилов, И. Н. Попов, В. Л. Портных, А. В. Стрелецкий К. п. в Вост. Европе велись против полабско-прибалтийских славян (с 1147), зап. и вост. балтов, угро-финских племенных союзов (XIII в.), а также против отдельных волостей Галицко-Волынской Руси, Новгородского, Псковского и Полоцкого княжеств, Литовского великого княжества. Организаторами военных экспедиций были правители гос-в (гл. обр. немецких), входивших в состав Свящ. Римской империи. Офиц. целью экспедиций, проводившихся по благословению Римских пап, была христианизация народов Вост. Европы. Альберт I , 3-й епископ Ливонии (1199-1229) и 1-й епископ Риги (с 1209), призывал крестоносцев к христианизации Пруссии и земель, расположенных к северо-востоку от нее. В 1202 г. он основал Ливонский орден , которому удалось завоевать часть территории современных Латвии и Эстонии. Христианизация данного региона проходила одновременно с его завоеванием (подробнее см. в статьях Ливонский орден , Тевтонский орден ). Организаторами крестового похода на земли полабских славян (1147) были Генрих Лев, герц. Саксонии (1142-1180), и Альбрехт Медведь, маркгр. Балленштедта (1123-1170). 19 марта 1147 г. Бернард Клервоский выступил с проповедью похода против славян-язычников на Франкфуртском рейхстаге. 11 апр. папа Евгений III издал буллу «Divini dispensatione», в которой приравнял участие в экспедиции к походу на Св. землю. К экспедиции на земли славян присоединились дат. кор. Свен III и его соправитель Кнуд V, герц. Конрад Бургундский, пфальцгр. Фридрих Саксонский, пфальцгр. Герман Рейнский, маркгр. Конрад Майсенский, Адальберт II, архиеп. Бременский, Фридрих, архиеп. Магдебургский, Вибальд, аббат мон-ря Корвей , и др. нем., чеш. и польск. правители. Стремление крестоносцев обратить полабско-прибалтийских славян (прежде всего бодричей и лютичей) в христианство и учредить на их землях католич. еп-ства сочеталось с намерением расширить за счет слав. земель в Поморье владения нем. и польск. князей. Христианизация полабско-прибалт. славян началась еще в XI в. Ее медленные темпы объясняются слабой вовлеченностью в этот процесс слав. знати, к-рая придерживалась язычества. Кроме того, светские сеньоры, распространявшие влияние на полабских и поморских славян через систему династических браков, стремились окончательно подчинить эти территории. Маркгр. Альбрехт Медведь предполагал расширить свои владения за счет слав. земель за реками Пене, Одра (Одер) и Лаба (Эльба), а также увеличить объемы торговли на юж. побережье Балтийского м., что было невозможно без искоренения морского пиратства. Польск. князья, участвовавшие в экспедиции, претендовали на Вост. Поморье.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010