Советниками нового папы стали кард. Роландо Бандинелли (впосл. папа Александр III ) и кард. Роберт Пулл, основатель Оксфордского ун-та. Нек-рое время Е. оставался в Витербо, не имея возможности вернуться в Рим, где «народ громил церкви и разорял дома разбежавшихся кардиналов и клириков» ( Ottonis Frisingensis Chronica. VII 31//MGH. Script. rer. Germ. T. 45. P. 360). Впосл. Е. удалось заключить договор с римлянами, согласно к-рому признавалось существование сената, однако его члены должны были подчиняться власти папы. Кроме того, восстанавливалась упраздненная решением сената должность папского префекта города. 19 дек. 1145 г. Е. торжественно въехал в Рим (LP. Vol. 2. P. 387). Однако новое восстание, поднятое при активном участии Арнольда Брешианского , вынудило папу в янв. 1146 г. укрыться в городских районах за Тибром, где он издал буллы о канонизации герм. имп. Генриха II (14 марта 1146 - ActaSS. Iul. T. 3. P. 686-687) и о восстановлении епископской кафедры в Турне (24 июля 1146 - Eugenius III. Ep. 126//PL. 180. Col. 1151-1152). Затем Е. обосновался в Витербо. Одним из важнейших событий понтификата Е. стал 2-й крестовый поход (1147-1149). В дек. 1145 г., после падения Эдессы (1144), папа обратился к франц. кор. Людовику VII с призывом предпринять поход против неверных ( I dem. Ep. 48//Ibid. Col. 1064-1066). Папское послание обсуждалось на собрании франц. знати и духовенства в Бурже (25 дек. 1145). 1 марта 1146 г. Е. направил Людовику VII и всем подданным французского короля новое послание с призывом начать поход в Св. землю. В нач. 1147 г. Е. покинул Витербо и через Сев. Италию отправился во Францию. В аббатстве Клюни папа встретился с Петром Достопочтенным . Из Дижона, где к Е. присоединился король, через Клерво вместе с Бернардом Клервоским они прибыли в Париж. Е. отпраздновал Пасху в аббатстве Сен-Дени, а на следующий день освятил церковь бенедиктинского жен. мон-ря на Монмартре. Во время службы обязанности диакона исполнял Бернард Клервоский, а субдиакона - Петр Достопочтенный. 10 июня 1147 г. в соборе Сен-Дени папа вручил орифламму и знаки крестоносца франц. королю. Плохо организованный 2-й крестовый поход закончился неудачно, и практически сразу было объявлено о подготовке нового похода. 7 мая 1150 г. на ассамблее в Шартре Людовик VII провозгласил Бернарда Клервоского проповедником нового похода, о чем тот известил папу ( Bernard. Clar. Ep. 256//PL. 182. Col. 463-465). Е. одобрил проповедь нового крестового похода в послании, адресованном аббату Сен-Дени Сугерию ( Eugenius III. Ep. 390//PL. 180. Col. 1419).

http://pravenc.ru/text/187007.html

Но тогда не было еще Ногайской орды. Сей митрополит, отправившийся примирить русских князей, от несогласия их наконец оставил престол свой в 1145 г. и возвратился в Константинополь, где в 1147 г. скончался. В его правление около 1137 г. пришли в Киев из Греции три искусные певца, обучавшие других пению, из коих Мануил Скопец после был епископом в Смоленске. Палинодия из Помянника Киевского по Михаиле сем полагает митрополита Константина, но в иерархических каталогах он не считается. Во время отсутствия Михаила Киевской иерархией управлял Черниговский епископ Онуфрий. Но самовольная отлучка митрополита от своего престола подала повод Киевскому Великому Князю Изяславу Мстиславичу возобновить Ярославом присвоенное право избрания и постановления Киевских митрополитов своими епископами, коих он и созвал 6, а по сказанию Патерика 9. В подкрепление сего права Великий Князь представлял, что тогда было замешательство в Константинопольском патриаршем престоле. Ибо в 1146 г. патриарх Михаил Куркуй или Оксит отрекся от оного; преемник его Косма Аттик через 10 месяцев по своем поставлении низложен 26 февраля 1147 г., а на место его избран Николай Музалон уже в начале декабря. Бывший на сем Киевском Соборе Новогородский епископ Нифонт оспаривал предложение Великого Князя тем, что Россия приняла крещение от Константинопольского престола, что первый митрополит Киевский Михаил рукописанием утверди, «яко не достоит иному быти в Киеве митрополиту, точию от благословения патриарха Копстантина града, и что от митрополита Михаила II мы де получили рукописание, яко не достоит нам без митрополита у святой Софии служити». Но все сии прекословия были тщетны. Онуфрий епископ Черниговский для решения сомнений предложил посвятить нового митрополита главой св. Климента Папы Римского, привезенной в Киев из Корсуна еще Владимиром Великим, так как и сами де греческие архиереи поставляют патриархов рукой Иоанна Крестителя. Предложение сие принято 87 . 14 . КЛИМЕНТ Смолятич, родом россиянин, из затворных схимонахов, избранный Великим Князем Изяславом, посвящен 27 июля 1147 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Киевский Митрополит Константин I Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Крещение Руси, совершившееся в 988 году при князе Владимире, является датой рождения Русской Церкви. Своего рода восприемницей Русской Церкви при святом Крещении явилась Византийская Церковь. С самого начала своего бытия Киевская Митрополия входила в состав Византийской Церкви. Константинопольский Патриарх соборне избирал и поставлял в Киев Митрополитов, которые управляли Русской Церковью. Поэтому с конца Х века и до монгольского нашествия во главе Киевской Митрополии были, как правило, митрополиты-греки. Они зачастую не знали русского языка и, вероятно, не бывали прежде на Руси и почти ничего о ней не знали. В XI–XII веках известны два поставления в Киеве Предстоятелей Русской Церкви из русских: Митрополитов Илариона и Климента Смолятича. Митрополит Климент Смолятич (1147–1155), второй Митрополит русской национальности, был избран на Соборе в Киеве, на котором шесть епископов были согласны на его поставление, а три — против. 27 июля 1147 года в Киевском Софийском соборе была совершена его интронизация. В летописи читаем об этом: “В лето 6655. Изяслав постави Митрополита Клима, калугера, русина, особь с шестью епископы, месяца июля в 27, на память святаго Пантелеимана” 1 . Князь Изяслав Мстиславич, по выражению летописи, вывел его “из Заруба, бе бо черноризечь скимник” 2 . До своего возведения в Митрополиты он вёл подвижническую, затворническую жизнь, что является свидетельством его молитвенных подвигов. Во время хиротонии на него возлагались святые мощи — “глава” святителя Климента Папы Римского 3 . Это посвящение Русского Митрополита своими иерархами объясняется, как и в случае с Митрополитом Иларионом, прежде всего волей князя. Новый Киевский князь Изяслав Мстиславич хотел иметь в лице главы Русской Церкви более близкого себе человека. Этому способствовала частая смена Первосвятителей в Константинополе: Патриархов Михаила II (Куркуаса; 1143–1146) и Косьмы II (Аттика; 1146–1147), причём их правление оставило в церковной истории не лучший след 4 .

http://pravmir.ru/kievskiy-mitropolit-ko...

Памятники (прим. 202). С. 68–76 (см. также: ПСРЛ. Т. 9. С. 223–230). Трудно комментировать содержащуюся здесь защиту безбрачия (целибата), так как нам неизвестны ее мотивы. Возможно, она связана с категорическим отказом патриарха принять кандидатуру Феодорца, который, наверное, был женатым священником: Vodoff W. (прим. 262). Р. 203. 264 ПСРЛ. Т.1. Стб.354; Т.9. С.236; Татищев В.Н. (прим. 259). С.87. О прочих подробностях см.: Baumgarten N. (прим. 132). Р.99 f. Эта тема вновь затрагивается в ответах епископа Нифонта на вопросы Кирика: Памятники (прим. 202). § § 7, 97. 265 Тем не менее так однажды характеризуются они в летописи: ПСРЛ. Т.1. Стб.351 (под 1164 г.); ср. также двукратное употребление термина “еретик” по отношению к Феодорцу: там же. Стб.356 (под 1169 г.). 268 Памятники (прим. 202). С.66 (без указания года); ПСРЛ. Т.2. Стб.340; Т.9. С. 172 (под 1147 г.). 272 ПСРЛ. Т.1. Стб.315 (под 1147 г.), 347; Т.2. Стб.340 (под 1147 г.), 347, 349, 383, 441, 483–485 (под 1156 г.), 503 (под 1159 г.), 522; НПЛ. С.28 (под 1149, 1156 гг.); Абрамович Д.И. (прим. 156). С.97; см. об этом: Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.3. С.9–22, 297 (послание патриарха Николая IV Музалона); Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892. C.II–VI; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.300–317; Соколов П. (прим. 136). С.55–95; Obolensky D. (прим. 113). S. 64–72. Интересным, хотя и поздним (XVI в.) источником о Климе является Житие новгородского епископа Нифонта, составленное иеромонахом Василием (Варлаамом), которое включает позаимствованный из Патерика рассказ о видении Нифонта и прославляет сопротивление, оказанное Нифонтом Климу: Повесть о Нифонте, епископе Новгородском II Костомаров Н. Повести религиозного содержания, древние поучения и послания. (ПЛ. T.IV). СПб., 1862. С.4 и сл. (перепеч.: The Hague, 1970); см. об этом памятнике: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Μ., 1871. С. 252, 260–262 (перепеч.: England, 1969) [а также: Μ., 1988. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-м крестовом походе (1147-1149) епископ руководил небольшим отрядом: на хофтаге в Регенсбурге (февр. 1147) он принес крестоносный обет, в кон. мая отправился вместе с войском Конрада III в Иерусалим ( Ehlers. 2013. S. 156-157). В кон. сент. 1147 г. войско крестоносцев переправилось через Босфор и затем вышло из К-поля. Во 2-й пол. декабря отряд, к-рым командовал О. Ф., был атакован турками-сельджуками и понес тяжелые потери. Епископ с оставшейся частью войска морским путем достиг Акры, где 24 июня 1148 г. принял участие в совете во главе с правителем Иерусалимского королевства (Ibid. S. 159). Дата возвращения О. Ф. со Св. земли неизвестна; его имя снова появилось в королевских дипломах только в нач. апр. 1151 г. О. Ф. принимал участие в выборах короля во Франкфурте (4 марта 1152 - Ibid. S. 161). Он был втянут в конфликт с представителями рода Виттельсбахов, претендовавшими на Фрайзингское еп-ство. В 1156 г. выступал посредником в споре Вельфов и Бабенбергов в Баварии, а также принимал деятельное участие в улаживании спора имп. Фридриха I Барбароссы с папой Адрианом IV (1154-1159). Почитание О. Ф. скончался, направляясь на генеральный капитул ордена цистерцианцев в Сито. Погребен в Моримоне. В годы Французской революции (1789-1799) аббатство было упразднено. В 1954 г. в ходе археологических раскопок на территории бывш. мон-ря обнаружили свинцовую раку с останками мужчины 40-50 лет. Проведенные в 1966-1969 гг. в Музее естествознания в Вене исследования с большой долей вероятности позволили идентифицировать эти останки как мощи О. Ф. В окт. 1969 г. мощи торжественно захоронили под алтарем собора в мон-ре Хайлигенкройц (этот мон-рь основал в 1133 отец О. Ф.- маркграф Леопольд III Святой). В одной из рукописей «Деяний епископов Фрайзингских» (XV в.) сообщается о чудесах, происходивших на могиле О. Ф. (MGH. SS. Scr. T. 24. P. 322). Почитание О. Ф. как блаженного сложилось в ордене цистерцианцев. В 1-й пол. XVII в. К. Энрикес внес его имя в цистерцианский Минологий, указав память под 7 сент. ( Henriquez C. Menologium Cisterciense. Antw., 1630. P. 302-305). В 1973 г. римская Конгрегация обрядов утвердила под этой датой местное почитание О. Ф. как блаженного Римско-католической Церкви в архиеп-ствах Вены и Мюнхена-Фрайзинга (Otto von Freising. 2008. S. 103, 114-119, 121). В совр. редакции Римского Мартиролога память О. Ф. указана под 22 сент. Взгляды О. Ф. на историю

http://pravenc.ru/text/2581747.html

проблемах. Его первыми целями были отвоевание земель центральной М. Азии у сельджуков, а также контроль над Антиохийским княжеством крестоносцев. Уже весной 1143 г., продолжая политику отца, М. вел переговоры с антиохийцами и требовал передать город Византии. В 1144 г. визант. войско и флот (командующие Андроник и Иоанн Кондостефаны, Просух, Дмитрий Врана) атаковали сев. области Антиохии и овладели неск. крепостями в Киликии. Почти одновременно с византийцами активизировал свои нападения эмир Мосула Имад ад-Дин Зенги, который в дек. 1144 г. захватил у крестоносцев Эдессу. Устрашенный положением своего гос-ва, в 1145 г. кн. Раймунд Антиохийский совершил поездку в К-поль, где у гроба имп. Иоанна II подтвердил свою вассальную преданность М. К., а также согласился принять в Антиохии правосл. патриарха (этот пункт договора не был реализован). В 1145 г. М. К. развязал войну против Иконийского султаната. Укрепив границу в Вифинии, в 1146 г. М. К. продвинулся к югу от горного массива Олимп Вифинский, одержал победу в бою при Акроине и вскоре подошел к окрестностям Икония. Сражение рядом с городом не принесло решительного результата, а к осаде Икония М. К. был не готов. Начав отход, он нанес еще неск. поражений сельджукам, но в бою у истока р. Меандр (Фригия) был ранен стрелой в ногу ( Cinnam. Hist. II 9). В 1147 г. М. К. продолжил борьбу с султанатом и стал готовить осаду Икония. Однако его планы были нарушены известиями о подготовке 2-го крестового похода в Зап. Европе, и к лету 1147 г. М. К. заключил 12-летний мир с иконийским султаном Масудом I, удержав за собой ряд незначительных территорий. Войне сопутствовало заключение союза с эмиром Севастии (Сиваса) Ягибасаном Данишмандидом, к-рый в это время признал себя вассалом М. К. и выпускал монеты с изображением императора и упоминанием о себе как о рабе М. ( Oikomonides. 1983). Второй крестовый поход (1147-1149; см. ст. Крестовые походы ) стал неожиданностью для Византии и серьезно нарушил политические расчеты М. К. В последующие почти 10 лет основное внимание М.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

  вдовство кафедры    (702-742)     Стефан III    (742-744)     Феофилакт бар Канбара    (744-750)     Феодор I   (751 - ок. 773)     Феодорит   (ок. 777 - ок. 794)     вдовство кафедры   (до 813)     Иов   (813-844)     Николай I   (847-869)     Стефан IV   (870)     Феодосий I    (870-890)     Евстафий     Симеон I ибн Зарнак    (892 - ок. 904)     Илия I   (ок. 905 - 24.07.934)     Феодосий II    (авг. 936 - ок. 942)     Макарий     Феохарист   (ок. 943/44 - ок. 946...48)     вдовство кафедры    (до 953)     Агапий I   (953-960)     Христофор   (960 - 22.05.967)     Феодор II    (23.01.970 - 29.05.976)     Агапий II    (22.01.978 - сент. 996)     Иоанн III   (4.10.996 - июнь 1021)     Николай II    (17.02.1025 - 7.11.1030)     Илия II   (1.04.1031 - 8.09.1032)     Феодор III Ласкарь    (3.03.1034 - 24.09.1042)     Василий II   (ок. 1043 - ок. 1052)     Петр III    (после июня 1052 - после авг. 1056)     Иоанн (Дионисий)   (1056-до 15.08.1057)   Феодосий III Хрисоверг (до 30.08.1057 - после 1059)     Эмилиан   (до 1074-1079/80)     Никифор Мавр   (1079/80-?)     Иоанн IV Оксит    (ок. 1091 - окт. 1100)     Феодосий IV      Аристарх     Лука   (1137/38-1156)     Сотирих Пантевген    (1156 - 1.05.1157)     Афанасий I   (1157 - 22.06.1171)     Илия III   (?), в К-поле     Христофор II   Феодор IV Вальсамон (1185 - ок. 1203)     Иоаким (I)     Дорофей (Иерофей)     Симеон II ибн Абу Шаиб    (1206 - ок.1240)     Давид   (после 1240 - после 1247)     Евфимий I   (после 1247-1273/74)     Феодосий V Виллардуэн    (июнь 1275 - ок. 1283/84)     Арсений I   (ок. 1284/85-1285/86)     Кирилл II    (26.09.1287-1308)     Дионисий I   (ок. 1309 - после 1316)     Кирилл III    (?- ?)     Дионисий II    (?- ?)     Софроний   (?- ?)     Иоанн VI      Марк     Игнатий II    (до нояб. 1344 - до 1359), переехал в Дамаск     Пахомий I   (до 1359-1368)     Михаил I   (1368 - 17.08.1375)     Пахомий I, вторично    (авг. 1375 - сер. 1377)     Марк I   (сер. 1377 - 10.04.1378)     Пахомий I, в 3-й раз   

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Сигурда Крестоносца. После смерти архиеп. Йона I паллий получил капеллан кор. Инги I Эйстейн Эрлендссон (1157-1188), который, вернувшись в Н. после рукоположения папой, стал на сторону Эрлинга. Церковь видела в нем союзника в достижении своих целей. В лице архиеп. Эйстейна Церковь обрела активного борца за свои свободы. Ярл также вступил в союз с дат. кор. Вальдемаром I Великим (1157-1182), пообещав передать Дании Юго-Восточную Н. в обмен на военную поддержку, которая была оказана. В решающем сражении в Румсдале победу одержал флот Эрлинга (1162), Хакон Широкоплечий пал в бою, а Нидарос сдался победителю. Для Церкви Магнус, рожденный в законном церковном браке, был приемлемым и законным кандидатом, хотя и не являлся сыном короля, как этого требовала традиция. Ярл Эрлинг сделал ставку на союз с Церковью, добиваясь с ее помощью легитимации власти своего сына как законного короля Н. Осенью 1163 или 1164 г. Магнус V Эрлингссон (1164-1184) коронован архиеп. Эйстейном: это был 1-й документально подтвержденный акт церковного коронования монарха в Скандинавских странах. На Гос. собрании при представителях всех сословий норвеж. общества новый король принес присягу, в к-рой содержалось обещание хранить верность Римской Церкви. Др. основой союза стало обещание светских властей не вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви, к-рая должна была решать доктринальные вопросы на основе мнения собственных авторитетов и канонического права. Влияние Церкви проявилось в создании нового закона «О престолонаследии», в к-ром проводились принципы единодержавия, наследования трона по муж. линии в соответствии с первородством и необходимости рождения наследника в освященном Церковью браке. В случае династического кризиса выбор короля осуществлялся с согласия архиепископа Нидаросского на Гос. собрании, к к-рому переходила отнятая у местных тингов законодательная функция. В обмен на оказанную поддержку Церковь получала привилегию, согласно которой короли не могли более вмешиваться в инвеституру епископов.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Император, естественно, посчитал Беневентский конкордат нарушением Констанцского соглашения, что давало ему новый повод для завоевания Италии. В 1156 году Адриан IV с помощью норманнов возвратился в Рим. Папа привел в порядок расстроенную администрацию Папского государства и заключил компромисс с населением Рима. Император же, стремившийся к созданию, по существу, абсолютистского бюрократического государства, все решительнее выступал против устремлений папы Адриана, направленных на централизацию церковной власти. Повод для войны предоставил Фридриху Райнольд фон Дассель, когда он «в искаженном виде» изложил папское послание, адресованное в 1157 году безансонскому имперскому собранию. Примененное папой слово «бенефиции» он трактовал в смысле «вассал», в соответствии с чем папа мог бы предъявлять сюзеренные права по отношению к императору и империи. Столкновение между церковным и имперским абсолютизмом стало неизбежным. Император мог рассчитывать подчинить папу, только сломив сопротивление итальянских городов - ведь на итальянской земле после борьбы за инвеституру политическая власть оказалась в руках городов. Города успешно ассимилировали феодалов. Для ликвидации автономии городов Фридрих поставил во главе ломбардских городов имперских префектов, обложил города большими налогами, которые намеревался собирать с помощью оружия. Сопротивление горожан было сломлено Фридрихом во время кампании 1157-1162 годов. Однако насильственный эксперимент по созданию здесь современного чиновничьего государства не сулил большого успеха. Сразу же после смерти Адриана Фридрих воспользовался случаем, чтобы вызвать смятение в Риме. В результате вмешательства в выборы папы он добился того, что кардиналы разделились на две партии. Большинство кардиналов, выступавших противниками императора, избрало папой под именем Александра III кардинала-канцлера Бандинелли, который оказался непримиримым врагом императора. Меньшинство, составлявшее партию императора, избрало папой под именем Виктора IV (1159-1164) кардинала Монтичелло. Германские епископы признали законным папой Виктора, в то время как большинство церкви стояло на стороне Александра. Вначале военное счастье благоволило императору: в 1162 году он до основания разрушил последний центр сопротивления - Милан; Фридрих завоевал Северную и Центральную Италию. Норманны и не собирались защищать папу. В конце концов Александр III бежал во Францию, где находился три года. Фридрих с помощью своего канцлера интронизировал еще трех антипап (Пасхалия III, Каликста III и Иннокентия III), которые противостояли Александру III.

http://sedmitza.ru/lib/text/441611/

В 1150 году, когда в Киеве княжил Юрий, Святослав Ольгович перенёс мощи князя Игоря в Чернигов 40 . М. Д. Присёлков считает, что канонизовал князя Игоря Митрополит Константин 41 . Таким образом, это прославление совершилось ещё при жизни современников страдальца. В Чернигов к князю Святославу Ольговичу направился в 1158 году Митрополит Константин. К тому же тогдашний Черниговский епископ Антоний, как считает митрополит Макарий, был греком 42 . Митрополит Константин в свой деятельности внушал князьям милость, печаловался о несчастных. На следующий год после своего прибытия в Киев, в 1157 году, он с духовенством умоляет князя Юрия Долгорукого не выдавать князя Ивана Берладника Ярославу Галицкому. «И нача молвити Митрополит, игумени вси Гюргеви рекуче: “Грех ти есть, целоваши к нему хрест, держиши в толице нужи, а и еще хощеши выдати на убиство”. Он же, послушав их, пусти опять Суждалю окована» 43 . Под 1157 годом в летописи говорится о кончине князя Юрия Долгорукого, который был опорой Митрополиту Константину. В летописи читаем об этом: “Того же лета преставися благоверный князь Гюрьги Володимеричь в Кыеве месяца мая в 15 день и положиша и в церкви у Спаса Святаго на Берестовем” 44 . Юрий Долгорукий был выдающимся государственным деятелем, он “увековечил своё имя основанием Москвы” 45 . Его княжение было накладным для киевлян и их негативное отношение к князю было выражено затем после его кончины. Поэтому историк М. Д. Присёлков пишет по поводу погребения князя в храме Спаса на Берестове: “Восстановитель Церкви в Киеве, конечно, заслуживал, при другой обстановке, погребения в св. Софии” 46 . В самом Киеве ситуация развивалась следующим образом. Преемник князя Юрия Изяслав Давидович в 1158 году был изгнан из Киева сыновьями князя Изяслава, Ярославом и Мстиславом. Это в корне меняло ситуацию в Киеве, и Митрополит Константин был вынужден его покинуть и направиться в Чернигов. Никоновская летопись очень пространно говорит об удалении Митрополита Константина в Чернигов, которое мотивируется словами Священного Писания: Егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другой 47 (Мф 10:23).

http://pravmir.ru/kievskiy-mitropolit-ko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010