32 Как показывает подпись под актами. При перечислении же иерархов, по-видимому, ошибочно стоит имя патриарха Константина. 33 Mai, p. 70. Патмос. кодекс, стр. 320. 34 Там же, р. 72. 35 Там же. 36 Там же, р. 74. 37 Там же, р. 75—76. 38 Mai, p. 77. 39 Там же, р. 77—83. 40 Там же, р. 86. Шла так наз. Южноитальянская война (1156—1157). См. заметку В. Васильевского ,,Славянский сборник”, т. III. 41 Mai, p. 86—87. 42 Точная дата низвержения Сотириха 13 мая 1157 г. может уточнить хронологию списка антиохийских патриархов. Например: в полном месяцеслове Востока, архиепископа Сергия (Спасского), т. II. Владимир, 1901, ч. 3. Приб. стр. 687, в таблице (по епископу Порфнрию Успенскому) стоят последовательно имена: Иоанн V † 1140, Сотирих 1155—1156, Афанасий 1156—1170, здесь, очевидно, необходимо исправить год 1156 на 1157. 43 Mai, p. 70. 44 Проф. Ф. И. Успенский, „Синодик в Неделю Православия”. Одесса, 1893 (см. таккже Записки Новороссийского университета, т. 59, 1893). 45 Mai, p. 55. 46 Ф. И. Успенский. „Очерки по истории византийской образованности”. СПб., 1891, стр. 2. Ф. И. Успенский далее замечает (стр. 4), что после падения Византии три мраморных плиты с вырезанными статьями Синодика размерами 3x2 саж. сохранились до XVI в. и были употреблены султанами для своих усыпальниц. Древние списки Синодика относятся к XI и XII вв. 47 Ф. И. Успенский, „Очерки”, стр. 3. 48 Ф. И. Успенский, „Синодик”, стр. 428—431. 49 Ф. И. Успенский, „Очерки”, стр. 66: „За выделением более или менее случайных черт, соответствующих эпохам и потому изменчивых, в Византии в действительности имеют жизненное значение две политические партии — западническая и национальная”. 50 Четвертый анафематизм. Ф. И. Успенский, „Синодик»,стр. 430—431. 51 Например, в правиле 101 Трульского Собора говорится: „...ядущий и пиющий Христа непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением божественныя благодати”. 52 Подобное мнение еще ранее было формулировано в булле папы Климента VI „Unigenitus Dei Füius” (1343) -см. H. Deziger, Enchividion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, ed. II, Friburgi Brisgoviae, 1911, p. 220—221.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3446...

Кончина святителя записана в летописях не одинаково; в Новгородской первой – под 21 апреля, в Никоновой – под 15, а в других под 18 числом 104 . Церковь же совершает память его в 8 день апреля, согласно с записью Печерского патерика. Год кончины Нифонта тоже показан различно: в летописях и, на основании их, в позднейших исторических о святителе исследованиях сказано, что он скончался в (6664 г.) 1156 году в субботу светлой недели, а в Киевском патерике и в историческом словаре о Российских святых говорится, что Нифонт в 1156 году только отправился в Киев, а скончался в следующем, 1157 г. Запись патерика в этом случае заслуживает более вероятия. Летописцы, кажется, время отъезда Нифонта из Новгорода отнесли ко времени его кончины. Это подтверждается частью разногласием летописцев в показании дня кончины святителя, а всего более тем, что, согласившись с записями первых, нужно будет прибегнуть к разным предположениям и произвольным догадкам, чтобы объяснить причину, по которой церковь установила праздновать память угодника в 8-й, а не в 21-й день апреля. Известно, что не 8-е, а 21-е апреля приходилось в 1156 году в субботу на светлой неделе; 8-е же число приходилось в неделю ваий; а в 1157 году 8-е апреля приходилось действительно в субботу на святой; следовательно, если, согласно с празднованием нашей церкви, 8-е апреля примем за настоящий день кончины святителя, то должны или самую кончину его отнести к 1157 г., или должны принять, что она последовала не в субботу на светлой неделе, а в неделю ваий, и в 1156 г. Но так как и в летописях, и в патерике, и у позднейших жизнеописателей согласно говорится, что св. Нифонт скончался в субботу на светлой неделе, то, следовательно, не в 1156 г. и 21 апреля, как записано в Новг. пер. летописи, а 8 апреля, 1157 г. как значится в патерике, и как празднует церковь 105 . Святитель Нифонт правил паствою 25 лет 8 месяцев. При неусыпных его заботах о сохранении мира в Русском государстве, при постоянных трудах и попечениях для благоденствия паствы, он весьма много заботился об умножении славы Божией и вечном спасении вверенного ему стада.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Позицию же епископа Николая Мефонского , который в 1157 г. принял участие в осуждении Никифора Василаки, хотя в 1150 г. был заодно с ним в вопросе поддержки патриарха Николая Музалона, следует объяснять либо изменением его взглядов, либо, что вероятнее, равноудаленностью от двух конфликтующих партий: епископ Николай был, по большому счету, человеком императора. 36 Grumel V. Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 492 1035a; немногим позже Георгию поручается должность патриаршего ипомниматографа, с правом одновременно занимать кафедру вселенского учителя, покуда та вакантна: 1035b). Ранее, при Косме Аттике, Георгий Торник получил кафедру дидаскала Псалтири (Ibid. P. 483. 1026), а поскольку партийная принадлежность Георгия очевидна (см. ниже), это назначение являлось еще одним свидетельством неискушенности Космы Аттика в околовластных интригах. 37 Franklin S. Annotationes Byzantino-Rossicae//ΓΕΝΝΑΔΙΟΣ. К 70-летию академика Г. Г. Литаврина. М., 1999. С. 223–230. 39 Описано в краткой истории Константинопольских патриархов из рукописи Paris. Gr. 880. XIII в. Fol. 405. 41 Различные оценки позиций сторон с богословской точки зрения и обзор публикаций, посвященных соборам 1156 г. и 1157 г., см. в работе: Ермилов П. В., [диак.] История константинопольских соборов 1156–1157 годов: проблемы исторической реконструкции и критики источников: диссертация ... кандидата исторических наук. М., 2012. 42 Grumel V. Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 495–496 1038). 43 Ibid. P. 498–499 1041); окончательное утверждение решений собора было принято отдельным актом 13 мая 1157 г.: Ibid. 500 1043). 44 Gouillard J. Le Synodikon de L " orthodoxie: Édition et Commentaire. P., 1967 (=Travaux et Mémoires; 2). P. 72–75, 210–215. 46 О чем византийцы ΧΙΙ в., впрочем, вряд ли догадывались. См.: Taft R. F., Parenti S. Il grande ingresso (Storia della liturgia di S. Giovanni Crisostomo; II)/edizione italiana rivista, aggiornata e ampliata. Grottaferrata, 2014 (ΑΝΑΛΕΚΤΑ ΚΡΥΠΤΟΦΕΡΡΗΣ; 10). P. 257–302. 47 Его родственник – номофилак Феодор Пантехн, – поддерживал Георгия Торника, дав ему совет отказаться от Коринфской кафедры (что помогло Георгию затем получить более престижную Эфесскую), и в контексте событий вокруг собора 1156 г. занял его сторону. 48 Причем, установление всех этих постов также возводилось именно к апостолам: см. трактат о Преждеосвященной литургии и о постах, авторства патриарха Михаила (примеч. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Некий диакон Василий (вероятно, тот самый «Вагой» – противник Космы Аттика, см. выше) нападал в своих проповедях на диаконов Св. Софии Михаила Солунского и Никифора Василаки, преподавателей Патриаршего училища. Эти нападки, вполне вероятно, были обусловлены сугубо личной неприязнью: в 1156 г. Михаил Солунский сосредоточил в своих руках сразу две должности: учителя Евангелия (Георгий Торник к этому моменту был избран и рукоположен на престижную митрополичью кафедру Эфеса) и магистра риторов, что не могло не вызывать зависти у его противников 40 . В свою очередь, Никифор занимал вторую по значению кафедру, дидаскала апостольских Деяний и посланий. 18 . В ответ на нападки Василия Михаил и Никифор придрались к истолкованию Василием слов молитвы Великого входа, Οδες ξιος· (Никтоже достоин...), о том, Кому приносится евхаристическая Жертва 41 . Им оказали мощную поддержку нареченный патриарх Антиохийский Сотирих Пантевген и митрополит Диррахийский Евстафий. Однако исход патриаршего собора по этой проблеме, состоявшегося 26 января 1156 г. 42 , решило яркое выступление в самом его начале сторонников диакона Василия – митрополитов «Росии» Константина и Эфеса Георгия Торника. Впрочем, богословская проблема решена до конца не была, что и повлекло за собой скорый созыв следующего собора, состоявшегося 12 мая 1157 г. 43 И, если решения собора 1156 г., под председательством патриарха Константина Хлиарина, были мягкими (никто из оппонентов Василия не был осужден), то собор 1157 г., проходивший под председательством уже самого императора Мануила, закончился осуждением Сотириха Пантевгена и Никифора Василаки, хотя последний и признал в итоге свою неправоту. Более того, в формулу анафематствования в неделю Торжества Православия были включены не только их имена, но и имена Михаила Солунского и митрополита Диррахийского Евстафия, которые еще на соборе 1156 г. удовлетворились доводами противоположной стороны и согласились с решениями собора 44 . 19 . Итогом событий 1156–1157 гг. можно считать полный разгром той партии, позицию которой мы выше описали как сохранение status quo, партией, которая выступала за пересмотр ряда церковных практик и была готова к жесткому устранению несогласных, что мы видели, как в деяниях Михаила Куркуаса, так и на соборе 1157 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Согласие православного богословия и богослужения приобретает еще более глубокий смысл, если уяснить онтологичность того и другого: неизменная догматическая истина, созерцаемая святыми богословами, переживается верующими в богослужении, которое является не только «общественной молитвой» (как оно определяется у протестантов), а совершается как некое таинство соединения душ верных со Христом 182 . При совершении богослужения догматические истины, в нем содержащиеся, исповедуются народом, и это исповедание, все более расширяющее свой объем во времени, само по себе является их подлинной рецепцией. На Соборе 1157 г. эту рецепцию спорных слов литургической молитвы вследствие сомнений, возбужденных латинствующей ересью Сотириха, пришлось дополнить и утвердить соборным решением с включением соответствующих статей в Синодик. Главным деятелем, подготовившим решения Собора 1157 г., был Николай, епископ Мефонский ( Μεθνης), который, несомненно, является самым замечательным и глубоким богословом ХП века. Однако сведений о его жизни сохранилось очень немного. Нельзя даже установить с достаточной достоверностью даты его рождения и смерти. Можно только сказать, что он жил и. действовал в первой половине царствования императора Мануила Комнина (1143–1180), с которым был связан тесной дружбой. Епископ Николай был своего рода советником по богословским вопросам при этом императоре, интересовавшемся богословием. Можно полагать, что епископ Николай родился приблизительно в начале XII века, а скончался в промежутке между 1157 и 1166 годами. Несмотря на скудость сведений о жизни Николая Мефонского , можно заключить, что он был известным богословом своего времени. Никифор Влеммид (1198–1272) посвятил ему панегирик, в котором называет его «премудрым учителем», «отцом истинных мыслей» ( γνησων νοημτων), в сочинениях которого желающие могут увидеть «православные уставы богоносных Отцов, боговдохновенные апостольские Предания, истиннейшие определения чистой веры» 183 . Совершенно несомненно его непосредственное участие в подготовке определений Собора 1157 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Я же недостойный, когда увидел сего Ангела, от радости припал к ногам его и поклонился ему до земли. Преподобный поднял меня, благословил святыми своими руками и с любовию облобызал. «В добрый час пришел ты к нам, брат и сын мой Нифонт, отныне ты будешь с нами неразлучен». Преподобный держал в своей руке свиток, и я испросил его себе, чтобы прочесть написанное. Развернув его, я прочел в заглавии стих: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог» ( Евр. 2:13 ). В ту же минуту я проснулся и уже более никого и ничего не видел. Ныне разумею, – заключил святитель Нифонт свой рассказ, – что эта болезнь моя есть посещение Божие». Страдания ежеминутно усиливались, но владыка, при крайнем изнеможении сил телесных, не изнемогал духом. В тринадцатый день болезни, чувствуя близкий конец жития, святитель Нифонт причастился Святых Таин на исход души и, преподав мир братии и заочное благословение скорбной пастве, со слезной молитвой на устах предал Господу свою душу. Это было в субботу на светлой неделе. Так кончил свое земное поприще незабвенный иерарх Нифонт. Зная волю усопшего, новгородцы не смели настаивать на возвращении мертвенных, но драгоценных останков любимого архипастыря храму Святой Софии. Тело святителя Нифонта было положено в Феодосиевской пещере, согласно с завещанием усопшего. Потом, неизвестно когда и кем, мощи его были перенесены в Антониевские пещеры и положены поверх земли. Кончина святителя записана в летописях не одинаково: в Новгородской первой – под 21 апреля, в Никоновой – под 15, а в других – под 18 числом. Церковь же совершает память его в 8 день апреля, согласно с записью Печерского патерика. Год кончины святителя Нифонта тоже показан различно: в летописях и на основании их в позднейших исторических о святителе исследованиях сказано, что он скончался в (6664 г.) 1156 г. в субботу светлой недели, а в Киевском патерике и в Историческом словаре о Российских святых говорится, что святитель Нифонт в 1156 г. только отправился в Киев, а скончался в следующем 1157 г. Запись патерика в этом случае заслуживает более вероятия. Летописцы, кажется, время отъезда святителя Нифонта из Новгорода отнесли ко времени его кончины. Известно, что не 8-е, а 21-е апреля приходилось в 1156 г. в субботу на светлой неделе; 8-е же число приходилось в неделю ваий; а в 1157 г. 8-е апреля приходилось действительно в субботу на святой неделе; следовательно, если, согласно с празднованием нашей церкви, 8-е апреля примем за настоящий день кончины святителя, то должны или самую кончину его отнести к 1157 г., или должны принять, что она последовала не в субботу на светлой неделе, а в неделю ваий, и в 1156 г. Но так как и в летописях, и в патерике, и у позднейших жизнеописателей согласно говорится, что святитель Нифонт скончался в субботу на светлой неделе, то, следовательно, не в 1156 г. и 21 апреля, как записано в Нов- городской первой летописи, а 8 апреля 1157 г., как значится в Печерском патерике и как празднует церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

тайны в царских вратах, употребляя, где следует и рипиды. До учреждения Духовных Штатов к монастырю сему было приписано четыре монастыря: 1) Новгородский Рождественский у скудельницы, приписанный в 1647 году; 2) в Деревской пятине, Пречистенской Молвотецкой, приписанный в 1675 году, Марта 13; 3) Николаевский Волокодержковский, приписанный около 1680 года; 4) в Бежецкой пятине в Сопинском погосте Николаевская Осиновская пустынь, приписанная в 1725 году. Дачи и угодья как за самым монастырём Антоньевым, так и за приписными были следующие: 8 мельниц в Капецком погосте и рыбная ловля в реке Катве и в двух глухих озерках; 8 мельниц в Михайловском Тервинском и столько же в Михайловском Гедевском погостах, да рыбная ловля в реке Вяти; 5 мельниц в Покровском Иванском и Волокодержсковском Ильинском погостах; 1 мельница в Сопинском и Устрицком погостах, да рыбные ловли в озёрах: Касуне, Вязове, Шерегодре, Ситке и в реке Верегже; 15 мельниц в Песоцкой вотчине и рыбные ловли в озёрах; Источне, Хвощне, Невеже, Стромилове, Гещевце и в реке Явуке; 1 мельница и рыбные ловли в реке Поле в Цеменской вотчине; 1 мельница в Молвотецком погосте, все водяные; да в Бронншцком Яму в Тухольском и Наволоцком погостах кроме вышеозначенных вотчин, крестьяне, которых по ревизии 1744 года было всех 2956 душ. По состоявшимся же духовным Штатам в 1764 году положен Антоньев монастырь во втором классе степенью 11. Список Настоятелей Новгородского Антония Римлянина монастыря А) Игумены: 1 . Преподобный АНТОНИЙ I, Первый Игумен и основатель этой обители родился в 1067 году, отошёл в пустыню в 1086 году; поставлен в Игумена в 1131 году. Преставился по 82-летнем житии, а 41-летнем пребывании в Новгороде в 1147 году Августа 5. 2 . АНДРЕЙ, ученик, а потом духовный Отец Пр. Антония, произведён в Игумена в 1147 году. Скончался в 1157 году. 3 . АЛЕКСИЙ, произведён в 1157 году. Скончался в 1162 году. 4 . МАНУИЛ, произведён в 1162 году. 5 . МОИСЕЙ, скончался в 1187 году. 6 . ВЛАСИЙ, произведён в 1187 году. Прибавление из VI тома САВВА, Архимандрит, скончался в 1376 году (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Известны Белгородские епископы: Феодор (упом. 1147–1148), Максим (упом. 1187–1190), Адриан (1190–1197), безымянный (упом. 1231). В 1231 г. Белгородская епархия представляется еще самостоятельною и отдельною от Юрьевской (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 38, 136, 138, 152 Известны Волынские епископы: Феодор (1137–1147), Иоасаф (упом. 1223–1229), Василий и Никифор — преемники Иоасафа (П. собр. р. лет. 1. 133; 2. 30, 163; 3. 45 Известны Переяславские епископы: Евфимий (1141–1149), Василий (поставл. 1157), Антоний (уп. 1168), Павел (поставл. 1198), Симеон (упом. 1239) (П. собр. р. лет. 1. 136, 174, 200; 2. 17, 30, 43, 176 Татищ. 3. 104, 160, 328 Упоминаются Юрьевские епископы: Дамиан в 1147 г. и безымянные в 1183, 1197 гг.; Алексий ок. 1220 г. и еще безымянный в 1231 г. (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 128, 152 Памятн. росс. слов. XII в. 255 Под 1154 г. летопись говорит о каком-то епископе Дамиане Каневском (1. 147; 2. 76 принимая во внимание, что около того самого времени был Юрьевский епископ Дамиан, можем думать, что это одно и то же лицо и что Юрьевские епископы назывались иногда и Каневскими. По крайней мере, предполагать существование особой епархии — Каневской нет достаточного основания. Известны Полоцкие епископы: Косьма (1143–1156), Дионисий († 1183), Николай (поставл. 1185), Владимир (упом. 1218) , Алексей (упом. 1231) (П. собр. р. лет. 1. 165, 187; 2. 19, 126, 127 В летописи упоминаются только два Туровских епископа: Иоаким — в 1144–1146 гг. и Лаврентий — в 1182 г. (1. 136; 2. 19, 25, 126 Но из древнего сказания, сохранившегося в Прологе (под 28 чис. апреля известно, что был в Турове знаменитый епископ Кирилл, который обличил ересь Феодорца Ростовского (след., ок. 1169 г.), писал послания к Андрею Боголюбскому († 1174) и, значит, занимал Туровскую кафедру прежде Лаврентия, упом. в 1182 г. (Восток. Опис. рук. Рум. муз. 457 В другом древнем сказании — «О Мартыне мнисе, иже в Турове», повествуется, что этот Мартин был прежде поваром преемственно четырех Туровских епископов — Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия и что потом, когда Мартин, будучи уволен последним епископом на покой за старостию, сделался иноком и проживал в епископском монастыре святых мучеников Бориса и Глеба в тяжкой болезни, к нему явились святые мученики Борис и Глеб, которых он принял за слуг Ярослава Георгиевича («и мнев старец: Георгиевича Ярослава слузе еста»), и исцелили его (Пролог Рум.

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

Очевидно поставление Илариона не имело и тени вражды или неудовольствия с Греками. Этот случай исключительный, не имеет в дальнейшем никаких последствий. Второй случай имел место через сто лет после Ярослава, в половине XII века (1147). В 1145 г., в правление великого князя Всеволода Олеговича, митрополит Михаил, занимавший кафедру 14–16 лет, оставил Киев и удалился в Константинополь к патриарху. Удаляясь из Киева, митр. Михаил, по свидетельству летописи, оставил епископам письменное запрещение служить без митрополита в Софийском соборе. Митрополит хотел лишением архиерейского служения в главном храме столицы наказать кн. Всеволода, которым был недоволен. Но за смертью Всеволода и вследствие медлительности со стороны патриарха в назначении нового митрополита, наказание пришлось нести преемнику Всеволода Изяславу Мстиславичу. Лишение архиерейского служения в столице могло оскорблять вел. князя и унижать его пред другими князьями. О поставлении Климента говорят летописи Лаврентьевская и Ипатьевская. По первой – событие рисуется так: «в лето 6655 (1147) Изяслав поставил митрополита Клима, калугера (калугер – добрый старец, монах) Русина, особь с шестью епископы, месяца июля в 27, на память святаго Пантелеймона». «В то же (1147) лето, – пишет Ипатская летопись, – постави Изяслав митрополитом Клима Смолятича, вывед из Заруба». Поставив Климента в митрополиты, князь не входил в сношения с патриархом, чтобы испросить у него митрополиту признание законности – это видно из речей Клименту епископа Новгородского Нифонта. Но и этот случай лучше рассматривать как поступок единичный: разгневанный патриархом князь, мог отомстить первому тем, что на один раз восхитил у него его право ставить митрополитов. В 1147 г. в России было 10 или 11 архиерейских кафедр, из них для избрания явилось к Изяславу на Собор, по свидетельству Лаврентьевской летописи, шестеро, из остальных – двое не явились на Собор потому, что были против проставления митрополита в России, а прочие уклонились. Из двоих, заявивших свое несогласие – один был грек Мануил Смоленский и один русский – Нифонт Новгородский. Летописи Ипатская и Новгородская, однако, уверяют, что последние не восставали против избрания кандидата в митрополиты из среды самих Русских и самими Русскими епископами, но восстали только против самовольного посвящения без благословения патриарха, и во-вторых – против того, что посвященный митрополит не искал вступать в общение с патриархом и оставался вне союза и в расколе с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010