Angelou D. Introduction// Nicholas of Methone. Refutation of Proclus " Elements of Theology… P. LVII.     См.: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности// Он же, Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. 2 М., 2001. Сс. 183, 255, 297.     Собственно, еще древняя аммониевская школа Александрийской философии справедливо понимала аристотелизм в концептуалистском смысле (см. ниже).     Безобразов П. В. Рецензия на изд.: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности; Успенский Ф. И. Синодик в неделю православия. Одесса, 1893//Византийский временник. 3, 1896. Сс. 125–150.     В трактате ««К соблазняющимся апостольскими словами: “Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, и да будет Бог все во всем”(1 Кор. 15, 28)», написанном ок. 1155 г., Николай упоминает о готовящемся опровержении Прокла.       AngelouD . Introduction… P. LIX.       Николай Мефонский. Опровержение Начал теологии  122.     Недавно опубликован русский перевод трактата, выполненный Т. Ю. Бородай: Прокл Диадох. О самостоятельном существовании зла// Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М., 2008. Сс. 201–280.     Почетным титулом Себастократора император Алексей Комнин наградил своего старшего брата Исаака; после этим титулом награждались еще некоторые члены императорской семьи. Исследователи сходятся на том, что из трех известных Исааков Себастократоров (старший брат Алексея Комнина, его третий сын и старший сын Иоанна II – старшего сына Алексея) именно второй из них, т. е. третий сын Алексея I Комнина, является автором трактатов (см.: IsaakD . Introduction// Proclus . Trois Études sur la Providence III. I: Dix problemes concernant la Providence /Texte établi et traduit par  D .  Isaac. Paris, 1977. P. 25). Исаак сыграл важную роль в возведении на престол Иоанна II, за что и получил титул Севастократора. Однако он предпринимал попытки захвата власти – сначала у Иоанна II, а затем у его сына Мануила, покровителя Николая Мефонского.

http://bogoslov.ru/article/1845648

И убоятся языцы имени Господня, и вси царие земстии славы Твоея. Яко созиждет Господь Сиона, и явится в славе Своей. Призре на молитву убогих, и не уничижи моления их. Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. Яко призре с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре. Услышати воздыхания окованных, разрешити сыны умерщвленных. Возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его во Иеросалиме. Внегда собратися людем вкупе, и царие работати Господеви. Отвеща ему на пути крепости его, умаление дний моих возвести ми. Не возведи мене в преполовение дний моих, в род и род лета Твоя. В началех Ты Господи, землю основа, и дела рук Твоих суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши; и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся. Ты же тожде еси, и лета твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.   Молитва Манассии, царя Иудейска Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов и Исааков и Ияковль, и семене их праведнаго. Сотворивыи небо и землю со всею лепотою их, и сопныи море словом повеления Твоего. Затворивыи бездну, и запечатлев ю страшным и славным именем Твоим, Его же вся боятся, и трепещут от лица славы Твоея. Яко непостоянна велелепота славы Твоея, и не стерпим гнев еже на грешники прещения Твоего. Безчислена же и неизследованна милость обещания Твоего. Ты бо еси Господь вышнии, милосерд, долготерпелив и многомилостив, и каяся о злобах человеческих. Но Ты Господи, по множеству благости Твоея, обеща покаяние и оставление согрешшим к Тебе, и множеством щедрот Твоих нарече покаяние грешником во спасение. Ты убо Господи Боже праведных, неси положил покаяние праведным Твоим, Аврааму и Исааку и Иякову, не согрешившим пред Тобою, но положил еси покаяние мне грешному, зане согреших Ти паче числа песка морскаго. Умножишася беззакония моя Господи, умножишася, и несмь достоин воззрети и видети высоту небесную, от множества неправд моих связан есмь многими юзами железными. Яко не возвести ми главы моея, и несть ми восклонения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Вот и на горе Хорив в огне, которым воспылал терновый куст, Господь явился Моисею и возвестил Свою волю. В огне неопалимой купины возгорелась любовь Божия. О явлении Бога Моисею в огне на горе Хорив так пишет И.Ш. Шифман: «Рассказ о Боге, являющемся в несгорающем кусте, по-видимому, отражает древнейшие представления и обряды, связанные с культом Яхве на Синайском полуострове. Ср. Исх., 40, 38, где присутствие Бога в Шатре [скинии. – Г.Ф.] демонстрируется тем, что в нем горит огонь; в Быт. 15, 17 и Исх. 24, 17 язык пламени, огонь пожирающий – воплощение Яхве; в Исх. 19, 18 Яхве сходит на Гору в огне» с. 293]. Далее Шифман говорит о явлении посланца Ягве (Ангела Ягве) в ст. 2 и воззвании Самого Бога в ст. 4. Символ Божественного огня видят в огне неопалимой купины толкователи Брюссельской Библии: «Куст горящий, но не сгорающий, символизирует действие Бога как огня воспламеняющего, в частности Откровение Божие» с. 1865]. И в этом огне, этой огненной стихии является Ангел – вестник Ягве. О явлении Бога в огненной стихии говорит при. Ефрем Сирин : «И тебе, Моисей, дается в этом знамении: как видел ты Бога, обитающего в огне, так и вы [израильтяне. – Г.Ф.] огнем должны служить Богу, обитающему в огне» Толк, на кн. Исх., с. 347]. – Под Ангелом Ягве иные толкователи усматривали особого ангела, тварного духа, который явил собою Самого Бога. Будучи отличным от Бога, он явил Его. Св. Афанасий Великий : «Если же иногда при явлении Ангела видевший слышал глас Божий, как при купине; ибо явися Ангел Господень в пламене огненне из купины: и воззва Господь Моисею из купины, глаголя: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковль: то не Ангел был Бог Авраамов, но в Ангеле был глаголющий Бог; и хотя видим был Ангел, но глаголал в нем Бог. Ибо как в облачном столпе глаголал Бог Моисею в Скинии, так и в Ангелах является Он глаголющим» На Ариан слово третие, п. 14]. Таким же образом рассуждал и прп. Ефрем Сирин : «Тогда подходящему к купине взывает не Ангел, которого прежде видел Моисей, но Бог, Который был сперва в образе Ангела, а потом явился Моисею в страшном видении [огня, которым горела и не сгорала купина. – Г.Ф.]» Толк, на кн. Исх., с. 346].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

6) Сверх того воспоминание живых и умерших при бескровной жертве заимствует себе большую силу и от того, что вместе с ними воспоминаются при сей жертве Пророки и Апостолы, мученики и исповедники, святители и преподобные, Архангелы и Ангелы, и наконец сама преблагословенная Матерь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Если сожительство праведных с грешными на земле неоднократно избавляло последних от многих временных бедствий, так для Ноя пощажены были на время его нечестивые современники, для Авраама – Фараон и Авимелех, для Иова – его друзья, для Моисея – целый народ Израильский, для Самуила – Саул, для Давида – Соломон и его царство, для Езекии – все жители Иерусалима, для Павла – все бывшие с ним в корабле и многие другие для немногих праведников; то не более ли молитвы и ходатайства сих же самых праведников на небе пред престолом Божиим сильны преклонить Отца небесного к милосердию для бедных грешников, вместе с ними воспоминаемых? Не для того ли и Дух Св. в молитвах, внушенных Им для назидания нашего, научает нас воспоминать имена св. мужей, благоугодивших Богови, дабы милосердый Господь внял молению нашему и сотворил милость с нами, если не для нас самих, то по крайней мере для присных своих, воспоминаемых нами? Рассмотрите внимательно все молитвы, заключенные в Божественном Писании, прочтите особенно книгу Псалмов – это драгоценное собрание молитв трогательных и умилительных, – и вы увидите, что в редкой из них не вспоминаются или явно или сокровенно имена Авраама, Исаака и Иакова, имена Моисея и Давида. Для чего же это? Очевидно для того, чтобы воспоминание сих святых имен, столь приятных Богу, восполнив недостаток молитвы молящегося, споспешествовало успеху ее. Помяни, Господи, Давида и всю кротость его, вопиет в сокрушении сердца писатель 131 Псалма, яко клятся Господеви, обещался Богу Иаковлю Давида ради раба твоего, не отврати лица помазаннаго твоего. Господи, Боже Вседержителю, Боже Отец наших Авраамов, Исааков и Иаковль, взывает кающийся Манассия. Но здесь при бескровной жертве воспоминаются не мужи только праведные, но и сама преблагословенная Матерь Божия, выну предстоящая и выну ходатайствующая за нас пред престолом славы Сына своего и Господа, в чем же не может успеть моление матернее ко благосердию Владыки?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

л. 566. Мес. тогоже в 20 день, память обретение телеси иже во святых отца нашего Алексея, митрополита киевскаго и всеа Росии чюдотворца. Нач. По преставлении убо сего блаженнаго и присновоспоминаемаго иже во святых отца нашего Алексия, минувшим летом многим. л. 577 об. В тойже день, митрополита Феодосия всея Русии о бывшем чюдеси сказание у гроба иже во святых отца нашего Алексия митрополита святейшаго всея Русии чюдотворца о исцелевшем хромцы. Издано в Соф. Врем. ч. 2 стр. 81–89, но с большим пропуском (вероятно, за утратой листа в подлиннике) на стр. 82 стр. 9 после слов: службы сотворити. л. 588 об. Мес. того же в 21 день, житие св. и равноапостолом благочестиваго царя Константина и матери его Елены. См. 669 л. 17. л. 634. Мес. тогоже 22 день, мучение св. Василиска. Нач. В тоже время царствовавшу Максимъяну прииде пременник во Асклипиода место ин воевода, именем Агрипа. л. 639. В тойже день, мучение святую Трофима и Евкарпиона. Нач. Многу бывающу воплю, любима братие, бедно же претящем самодержцем на Божия рабы. л. 642. Мес. тогоже в 23 день, житие препод. матери нашея Ефросинии, игумении Вседержителя Спаса и пречистыя Его Матере в Полотьсте граде. Нач. Благословен Господь Бог Израилев, Бог Авраамов, Бог Исааков, Бог Иаиковль. Напеч. в Пам. стар. русс. лит., вып. IV. л. 659. В тойже день, мучение Дометия и ученику его. Нач. Иулиану тогда пришедшу на антиохийский град, не бо того царя именовати, довлеет бо ему беззаконника и преступника нарицати. л. 663 об. Мес. тогоже 25 день, Слово о повести на третие обретение святаго и славнаго во пророцех и Предчечи Крестителя Господня Иоанна, честныя и славныя его главы, како обретена бысть. Нач. Инока два от востока устремишася честнаго креста месту. л. 667. Св. препод. отца нашего Феодора исповедника, игумена студийскаго, Слово похвално на третие обретение честныя главы Предтечевы, третие обретение ея. Нач. Третие явление Предтечевы главы памяти нынешней день принося созывает ны, о христолюбцы. л. 672 об. Мес. тогоже в 26 день, Послание св. Василия, епископа амасийскаго, к некоему иноку впадшему в отчаяние, собрание от летописей цапских. Нач. Увы мне, что имам писати тебе, или что помысля, иже на триех путех повержены?

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Откровение учит, что бессмертие, даруемое Богом душе человеческой, не есть бессмертие только по ее существу (субстанции), но именно бессмертие личное. Истина ο личном бессмертии и личной загробной жизни души в откровении связана с целым вероучением. Она предполагается учением ο человеке, как образе Божием. Богу принадлежит вечное и нескончаемое бытие, а человека Бог создал для нетления и сделал образом вечного бытия Своего (Прем Сол 2, 23). Смерть — явление случайное, временное, простирающееся лишь на тело, но не на душу; душа не могла бы быть образом Божиим, если бы не имела бессмертного назначения. Та же истина предполагается и требуется учением об искуплении: вся вера наша была бы суетна, мы были бы самые несчастные существа в мире, если бы не было бессмертия, если бы мы только в этой жизни надеялись на Христа (1 Кор 15, 14–19). И вообще действия промысла Божия ο человеке могут быть понятными лишь при убеждении в личном бессмертии души. Но в откровении и в прямых и ясных выражениях утверждается бессмертие человеческой души. Уже самые обозначения телесной смерти, как только изведение души из темницы (Пс 101, 8), разрешение ее от уз тела (Филип 1, 23), исход (Лк 9, 31; 2 Пет 1, 15; Евр 13,17), отшествие (2 Тим 4, 6) из настоящего временного мира в другой, вечный (2 Кор 5, 1), возвращение души к Богу (Еккл 12, 7), указывают на ее бессмертие, — по крайней мере в смысле неразрушимости и самостоятельности бытия (против материализма). По словам Спасителя, душа и не может быть лишенной жизни: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити (Мф 10, 28; сн. Лк 12, 4–5). Она, следовательно, продолжает существование и по смерти тела. Саддукеям, отрицавшим бессмертие человека, Он говорил: несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль; несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых. Вси бо Тому (у Него) ж и ви суть (Лк 20, 38). Евангельские повествования ο явлении во время преображения Господа не только взятого живым на небо пр. Илии, но и умершего, подобно другим, Моисея, которые беседовали с Ним об исходе Его, предстоявшем Ему в Иерусалиме (Лк 9, 30–31; Мф 17, 3–4), также яснейшим образом удостоверяют в действительности загробной жизни по смерти тела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

О саддукеях, в иудействе первой, а по общему порядку четырнадцатой, ереси    После этих поименованных выше ересей, появившихся у самарян, а еще прежде у еллинов, еще числом семь ересей, до Христова во плоти пришествия, произошло во Иудеи и Иерусалиме.    Из них первые саддукеи, — этот отросток сказаннаго прежде Досифея. Именуют они себя саддукеями, производя название это от слова «правда»: ибо «седек» значит «правда». Но в древности был некто из иереев по имени Садок. Однако саддукеи не пребыли в учении своего наставника: они отвергли воскресение мертвых, держась одинакаго образа мыслей с самарянами; не допускают же бытия Ангелов, хотя самаряне не отвергают сего; а о Духе Святом и не знают, потому что не достойны Его; все сохраняют наравне с самарянами. Родом же были они не самаряне, но иудеи: ибо в Иерусалиме приносили жертвы, и во всем другом поступали заодно с иудеями. Опровергнуты же могут они быть достойным всякой веры изречением Господа, которое навлекли сами на себя в решении вопроса, когда приступили к Нему, говоря: может ли быть воскресение мертвых? вот — было семь братьев, первый взял жену, и умер бездетным: жену взял вторый, так как Моисей повелевает вступать в брак с женою брата, умершаго бездетным, и жениться на ней другому брату, чтобы возстановить семя во имя усопшаго. Так, говорили саддукеи, брал жену первый, и вторый брат, и умирали; а подобно сему и все семеро; «в воскресение мертвых, котораго от седмих будет та жена, вси бо имеша ю?» Но Господь сказал: «прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы Божия. В воскресение бо мертвых ни женятся, ни посягают, но равноангельны» (Мф. 22:23—30). А что мертвые возстанут, учит вас Моисей, говоря, как Бог вещал ему: «Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль, Бог живых, а не мертвых» (Мф. 22:32). И сим Господь заградил им уста; потому что удобоуловимы они, и ни одного часа не могут устоять против истины. О книжниках, в иудействе второй, а по общему порядку пятнадцатой, ереси    После этих саддукеев среди того же времени и современниками их явились книжники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Даже становясь на точку зрения критиков, утверждающих, что остальные книги Пятикнижия написаны иными авторами, сравнительно с книгой Бытия, мы не можем не видеть, что взгляд этих книг на Авраама, Исаака и Иакова самым точным образом согласуется с взглядом книги Бытия. Три патриарха – дед (Авраам), сын (Исаак) и внук (Иаков) – мыслятся неразлучно вместе, как составлявшие и в действительности одну семью (при смерти Авраама Иакову было 15 лет), которая только в сыновьях Иакова распадается на отдельные роды, колена. Во главе этой троицы патриархов неизменно стоит Авраам; и даже при упоминании патриархов в обратном порядке, по восходящей линии ( Лев. 26:42 ), соотношение между ними не изменяется: Исаак занимает принадлежащее ему второе, среднее между Иаковом и Авраамом, место; что как будто нарочито направлено против стремления видеть в лице Исаака древнейшего из патриархов. Патриархи изображаются рабами Господа, Его послушными служителями, с которыми Он вступил в особый завет, которым обещал умножение потомства и владение землей Ханаанской. В других священных книгах мы также находим взгляд на Авраама, как на действительную историческую личность; причем по большей части, вместе с упоминанием его имени, упоминаются и имена Исаака и Иакова. Иногда, помимо наиболее обычного упоминания о завете Господа с Авраамом и о божественных ему обетованиях, упоминаются и другие события из жизни Авраама, вполне согласные с повествованием книги Бытия. В книге Иисуса Навина упоминается о первоначальной жизни Авраама за «рекой» (Евфратом), о его странствовании по земле Ханаанской, и о рождении у него сына Исаака и внуков – Исава и Иакова: «так говорит Господь Бог Израилев: за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской и размножил семя его, и дал ему Исаака, Исааку дал Иакова и Исава...» ( Нав. 24:2–4 ). В 3-й книге Царств пророк Илия, молясь о ниспослании огня на жертву, делает такое обращение к Господу: «Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев...» ( 3Цар. 18:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В соответствии с этим представлением, воздействие на имя человека означает воздействие на самого человека   . Имени придается почти магический смысл: кто владеет именем, обладает личностью его носителя   . Отсюда та важная роль, которую в Библии играет изменение имени. Оно означает утрату человеком самостоятельности, подчинение его тому, кто изменяет имя   . В то же время изменение имени может означать вступление в более тесную связь с тем, кто меняет имя. Так например, Моисей назвал Осию, сына На–вина, Иисусом прежде чем послать его в землю Ханаанскую во главе отряда «соглядатаев»   : с этим именем сын Навин не только поступает в подчинение к Моисею, но и становится его ближайшим помощником, а впоследствии и преемником. Когда Сам Бог меняет человеку имя, это является знаком того, что человек утрачивает свою самостоятельность и становится рабом Бога, одновременно вступая в новые, более тесные отношения с Богом. Бог изменяет имя своим избранникам — тем, кому Он оказал доверие, кому поручил какуюлибо миссию, с кем заключил завет. После того, как Бог заключил с Аврамом завет о рождении от него множества народов, Аврам становится Авраамом   , а его жена Сара становится Саррой   ; Иаков получает имя Израиль («богоборец», или, по другому толкованию, «боговидец») после того, как боролся с Богом и Бог благословил его   . Если получить от Бога имя означает подчиниться Богу, вступить на спасительный путь, ведущий к небу, то «сделать себе имя»   , напротив, значит воспротивиться Богу: это выражение указывает на греховное стремление людей выйти из подчинения Богу, достичь неба без помощи Божией. Важное значение в Библии имеют родословные — списки имен предков или потомков того или иного человека   . Вся Книга Чисел состоит по преимуществу из списков имен, ничего не говорящих современному читателю, но, несомненно, важных для авторов Книги. Необходимость включения родословных списков в Книгу Чисел и другие части Библии была обусловлена тем, что родословная ( — toledot) воспринималась отнюдь не просто как перечень имен, помогающий идентифицировать то или иное лицо с помощью добавления к его имени некоторых дополнительных характеристик (Иаков, сын Исааков, в отличие от какогонибудь другого Иакова). Родословная прежде всего указывала на наследие, которое несет в себе каждый человек; она вплетала имя человека в неразрывную цепь имен, восходящую к отцу всех народов — Аврааму — и через него к Адаму. Быть вписанным в родословную одного из колен Израилевых означало быть полноценным членом богоизбранного народа, а значит — неким таинственным образом присутствовать в памяти Божией: именно в этом, очевидно, заключается смысл повеления Божия Аарону выгравировать имена двенадцати сынов израилевых на ефоде, который первосвященник должен был носить перед Господом «для памяти»   .

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

И Моисей сказал: Бог Авраамов, Исааков и Иаковль (Исх.3:6), Бог живых, а не мертвых (Мф.22:32). А таким образом из того и другого видно, что сказано о двух воскресениях, различающихся не временем, но порядком. Почему и Христос наименован Судиею живых и мертвых. Изучай также и Евангелие, и увидишь, как единство, так и различие двух воскресений из современности и вместе преемства действий в том, что сказано о поставлении овец одесную и козлищ ошуюю. Итак, вот, Христос сказал, что поставит их в одно время, а не одних сперва, других после. Но поелику Христос сказал сперва праведным, что идут они в жизнь вечную, то и Иоанн посему сказал, что праведные прежде воскреснут и, как заметил я наперед, наименовал тысячу лет вместо беспредельного и неисчислимого времени. Ибо Христос непосредственно за сим сказал грешникам, что идут они в муку вечную. Ужели праведники после тысячелетнего царствования со Христом снова предстанут на суд? Да не будет сего. Итак что же? Ужели снова умрут, чтоб для них было третье воскресение? Как говорит Павел, по воскресении из мертвых, все мы живущии оставшии не имамы предварити умерших (1Сол.4:15); но когда воскреснут все вместе праведные и неправедные, то есть, живые и мертвые, тогда, говорит апостол, мы живые не умрем предварительно, но восхищени будем на облацех. Итак видишь, что воскресшие праведники уже не умирают, чтобы имело место третье воскресение, и им предстать на суд Христов. Но поелику сперва будет воскресение живущих под законом Христовым, а потом воскресение подзаконных праведников, и, наконец, воскресение всех грешников: все же это совершится вдруг во мгновение, (а не с течением лет или времен), во исполнение упомянутого суда Христова; то апостол и себя самого поставил в тот же ряд сказав: мы живущии (1Сол.3:17), давая тем разуметь, что праведные обоих Заветов воскреснут вместе с грешниками, и не будет особенного воскресения ветхозаветных праведников и грешников, отдельного от воскресения праведников, живших во времена Евангелия. И поелику не сказал: вы живущии, так как бы находились некоторые в живых и в то мгновение, когда Христос снизойдет с неба на землю совершить воскресение; но на себя указал, сказав: мы живущии (Павел же умер при Нероне и погребен в предместиях Рима); то можно ли кому подумать, что Христос совершит суд, когда еще много людей будет жить на земли? И что опять, мы живущии, сказал он не о каких-либо праведниках, уже воскресших и царствовавших на земле тысячу лет, а потом преставившихся с земли; сие видно из того, что с ними нет на земле Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/796/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010