Дятлицкая церковь пользовалась многими приношениями кн. Потемкиных. Так в 1841 году полковник Потемкин возобновил иконостас на сумму в 3,015 руб. асс.; в 1845 году Александр Михайлович Потемкин пожертвовал ризы во 100 руб.; Татьяна Борисовна Потемкина пожертвовала деньги на починку ограды и делала много пособий причту; кроме их, ораниенбаумский мещанин Григорий Исааков пожертвовал многие предметы церковной утвари. До 1843 года причт, кроме дохода с земли в размере 29 десятин, пользовался содержанием от прихожан. До 1835 года священнику давалось 10 четвертей, диакону – 6, дьячкам – по 3 четверти разного хлеба; с 1835 г. священнику давалось 6 четвертей, диакону – 4, дьячкам – по 2 четв. С 1843 г. священнику положено 200 р. с. жалованья, диакону – 100, дьячку – 70, пономарю – 60, просвирне – 30 р. сер.; с прихода собиралось до 12 четвертей разного хлеба. Ныне священник получает 220 р. сер., псаломщик – 70, а сверхштатный причетник – 60 руб. Священник живет в доме, который был куплен от священника Сапоровского Потемкиным и на его же средства исправлен, а в 1880 году указом консистории за 2157, утвержден в церковную собственность со всеми постройками; псаломщики живут в собственных домах. К Дятлицкому приходу принадлежит 6 поместьев и 20 деревень. Из поместьев ближайшие к церкви есть Боры – в 2-х верстах; более отдаленные: Жабино – в 10-ти верстах, Нисковицы – в 15-ти верстах. Из деревень в 2-х верстах от церкви находятся: Сокули, Старый и Новый Бор; более отдаленные: Каменка и Горки – в 15-ти верстах, Анташи, Шунгорово и Малое Жабино – в 9-ти верстах, Большое Жабино – в 10-ти и Финатово – в 15-ти верстах. Прихожан муж. пола 1,519 д., женского – 1,701 д. Кроме русских, есть множество финнов. Приход составляют поместья: Дятлицы, Боры, Анташи, Шунгорово, Лапино, Жабино и Нисковицы; деревни: Дятлицы, Сокули, Забородко Вильпузи, Левволово, Чудиново, Мишелово, Каменка, Горки, Бор, Клясино, Кожарица, Витино и Финатово. Кроме землепашества, крестьяне занимаются заготовкой дров и извозом; женский пол проводит лето за сельскими работами, а зимой живет в Петербурге в услужении; крестьяне деревни Мишелово плетут корзины из ивовых прутьев и возят их в Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сподобился же ты сей попечительности, говорит он, в награду за услужливость твою родившим. Сие-то и выражает, словами: «благословения ради сосцев и ложесн, благословения отца твоего и матере твоея» ; потому что стал усердным попечителем об отце, в его старости. Оказанные же ему одному услуги называет общими услугами отцу и матери, потому что и матерь насладилась бы тою же попечительностью, если бы ранее не оставила жизни. Потом обещает ему знаменитость, так что соделается он для всех славным. Ибо говорит: «предоле паче благословения гор пребывающих, и вожделения холмов вечных: будут на главе Иосифове, и на версе братий, ими же обладаше». Поскольку холмы и горы видимы издали; то обещает ему, что, подобно им, соделается у всех известным и весьма знаменитым. А Вениамина назвал «волком хищником» ( Быт.49.27 ), по причине того, чему подверглось его колено. Посему присовокупил: «рано яст..., и на вечер дает пищу»; потому что, одержав победу на первой и на второй битве, впоследствии все потомки Вениаминовы совершенно погибли, за исключением весьма малого числа, над которыми сжалились победившие, и хотя не решались дать им жен по причине клятвы, однако же придумали для них иной брак. Надобно же знать, что некоторые это пророчество относили к божественному Павлу; почту что, подобно волку, «озлобляше церковь в домы входя» ( Деян. 8.3 ), а впоследствии преподал духовную пищу вселенной. Когда Иаков изрек сие, и упомянул о собственной кончине, тогда, заметил писатель, «возложив... нозе... на одр умре: и приложися к людем своим» ( Быт.49.33 ). А сими словами подавал мысль о надежде воскресения. Ибо если бы люди совершенно погибали, а не переходили в другую жизнь: то не сказал бы: «приложися к людем своим». Сие же Бог всяческих изрек и Аврааму, «ты же отыдеши ко отцем твоим в мире, препитан в старости добрей» ( Быт.15.15 ). И Господь отсюда извлек обличение неверию саддукеев, сказав: «о воскресении же мертвых несте ли чли...: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль; несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых» ( Мф.22.31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Он решился умилостивить его подарками и покорностью; и умолял о заступлении Господа, который не оставлял его. Вечный внял пламенному его молению. В то самое время, как готовился он к принятию своего брата, является ему некоторый муж, и борется с ним до самого утра. Тщетно муж сей хотел одолеть Иакова; сын Исааков схватывает его, а противник его касается состава стегна его, который тогда ж повредился. Тогда Иаков ясно увидел, что имел борьбу с Богом, и просил Его благословить его. Господь нарек его Израилем, то есть, крепким против Бога и сказал ему ( Быт.32:28 ): Ты боролся с Богом; посему, если и с человеками бороться будешь, одолеешь. Тронутый униженностью брата своего Исав, обнял его со слезами и примирился с ним: он даже хотел сопровождать его; но боявшийся возврата ненависти его Иаков, убедил его оставить свое намерение. Иаков имел двенадцать сыновей, кои были праотцами двенадцати колен Еврейского народа. Лия родила ему Рувима, Симеона, Леви, Иуду, Иссахара и Завулона; Рахиль возлюбленная его супруга, была матерью Иосифа, и, даровавши жизнь Вениамину, скончалась. Зельфа, служанка Лиина, родила Гада и Асира, а Валла, служанка Рахили, произвела на свет Дана и Неффалима. Иаков имел обеих сих служанок наложницами, по просьбе своих жен, следуя обыкновению отдаленных тех времен, в кои Бог позволял многоженство, по снисхождению к слабости людской и для умножения рода человеческого. Спустя двадцать три года по возвращении Иакова, Исаак окончил святую свою жизнь на сто осьмидесятом году от рождения; без болезни, без скорби, по одной естественной необходимости умереть, и тело его положено было подле Авраама и Сарры. Чувствуемая Иаковом печаль еще более умножилась от других домашних огорчений, которые попустил Бог сколько для испытания веры его, столько и для того, чтобы после вознаградить его за его добродетели. Иаков более всех сынов своих любил Иосифа, потому ли, что раб Божий родил его в старости своей, или потому, что он был старший сын жены, и по смерти им еще любимой, или наиболее потому, что видел в сем юноше чистую невинность и мудрость всегда сопротивляющуюся порокам и тщательно обличавшую оные.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Прелъщаетеся (заблуждаетесь), т. е. вы имеете неправильное понятие относительно загробной жизни; и заблуждаетесь потому, что не знаете Писания (не ведуще) и силы Божией. Не знаете Писания, потому что полагаете, будто бы порядок вещей и в загробной жизни будет такой же, какой в настоящей земной, т. е. и там будут жениться и выходить замуж; тогда как в ветхозаветном Писании нигде не говорится о том, чтобы по воскресении продолжался именно такой же порядок. Саддукеи сами выдумали такое учение. Господь и говорит им, что в загробной жизни, когда тела будут духовны и когда не будет смерти и продолжения рода, установится другой порядок: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж (ни посягают) и пр. Не знаете силы Божией, т. е. того, чтобы Бог по Своему всемогуществу не мог воскресить истлевшее и превратившееся в землю тело. Господь и обличает саддукеев в этом их неведении, говоря, что в Писании есть прямое указание на действительность воскресения. Напр., о воскресении же мертвых несте ли чли (не читали ли вы) реченного вам Богом глаголюгщим:Аз (Я) есм Бог Авраамов, Бог Исааков, и Бог Иаковль?несть (не есть) Бог мертвых, но Бог живых. Св. Златоуст так пишет, объясняя эти слова: «Бог не есть Бог не сущих и совершенно уничтожившихся, которые уже никогда не воскреснут. Ибо не сказал о Себе: Я был, но сказал: Я есмь Бог сущих и живых. Как Адам, хотя и жив был в тот день, когда вкусил от древа, но тотчас после изречения суда Божия подвергся смерти; так и праотцы, хотя и умерли, но остались живыми по обетованию воскресения». При сем св. Златоуст же замечает: «Господь смотрит не только на вопрос, но и на самые мысли вопрошающих. Когда вопрошают Его не с злым намерением, но по неведению, то Он в ответе Своем более сообщает, нежели сколько требовалось на вопрос; а когда одна злоба внушает вопросы, то не отвечает и на то, о чем спрашивает». «С другой стороны, пишет Иннокентий Херсонский , Господь вероятно видел возможность вывести некоторых саддукеев из их заблуждения; посему не удовольствовался одним опровержением возражения, а присовокупил с Своей стороны весьма убедительное доказательство бессмертия». Есть в Писании ветхого завета и другия ясные места относительно воскресения мертвых (напр. Дан. 12:2 ; Ис. 26:19 ), но Господь указывает только на одно из книги Моисея, так как саддукеи не не принимали других священных книг, кроме Моисеевых (3:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Потом приступали к Нему некоторые из саддукеев, которые не признают воскресения, и спросили Его: «Учитель! Моисей сказал нам: если кто умрет и оставит жену, а детей не оставит; то брат его должен взять за себя жену его, и восстановить потомство брату своему ( Втор. 25:5 ). Было у нас семь братьев. Первый взял жену, и умер, не оставив детей. Взял ее второй, и умер; тоже не оставил детей. Так же и третий. Словом: была она за всеми семью; но никто из них не оставил потомства. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, у которого из них она будет женою? потому что у всех семерых она была женою». (Полагая, что Иисус Христос учит воскресению в смысле Фарисеев, которые утверждали, что в пришествие Мессии – все умершие Израильтяне воскреснут, и будут жить в святой земле с своими семействами, как жили до своей смерти, саддукеи надеялись, что Он или скажет что-нибудь против закона Моисеева, как бы, благоприятствующего многомужию, или откажется признавать воскресение мертвых). Иисус Христос отвечал им: – «не оттого ли вы заблуждаетесь, что не знаете Писаний, и не имеете понятия о всемогуществе Божием? Чада века сего женятся и выходят замуж: а, сподобившиеся улучить тот век, когда воскреснут из мертвых, не женятся, и замуж не выходят, и умирать уже не могут; потому что живут, подобно Ангелам на небесах, и суть сыны Божии. А что мертвые воскреснут, разве не читали вы в книге у Моисея, как при купине Бог сказал ему: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль ( Исх. 3:6 )? Бог не есть Бог мертвых (не есть Благодетель и Покровитель несуществующих), но Бог живых: потому что у Него все живы (и все в Его власти). Итак, вы весьма заблуждаетесь». – (Есть самые ясные свидетельства о воскресении у пророков Исаии, Иезекииля и Даниила; но саддукеи не принимали книг пророческих: и потому Иисус Христос привел свидетельство о бытии мира духовного и о всемогуществе Божием из Моисеевой книги Исхода). На это, некоторые из книжников сказали: «Учитель! хорошо Ты сказал». Между тем, народ дивился учению Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Но с чего бы переписчику повторяться 73 ? Скорее это может свидетельствовать о путанице (или, возможно, злонамеренном подлоге, см. ниже) между сочинениями различных Исааков, часть из которых попала в то, что после стало ложно признаваться вторым томом. Монофизит Иаков Эдесский в своем письме Иоанну Стилиту говорит о существовании в V-VI веках трех людей с именем Исаак так или иначе связанных с Эдессой 74 . Любопытно, что в рукописи Vat. syr. 198 первое слово первой книги арабского перевода текстов, приписываемых там преп. Исааку Сирину , в мирской науке сейчас атрибутируется как гомилия Исаака Антиохийского 75 . 4) Об использовании морских образов митр. Иларион пишет: “Оба тома характеризуются сходным образным строем. В частности, в обоих томах используются морские образы – корабль, море, волны, плавание, кормчий, ныряльщик, жемчужины и пр.” 76 Однако указанные морские образы содержатся уже в Новом Завете: глубина морская ( Мф. 18:6 ), волны ( Иак. 1:6 ; Иуд. 1:13 ), песок морской ( Рим. 9:27 ), жемчужина ( Мф. 13:45–46 ), корабль и кормчий ( Иак. 3:4 ), плавание ( Мк. 6:48 ) и пр. 77 , поэтому нет ничего удивительного в их использовании разными авторами. 5) Пытаясь доказать, что Православная Церковь почитает принадлежащего к несторианской общине человека митр. Иларион пытается привести якобы уже имеющиеся аналогичные примеры: “…не все святые оказывались в наиболее догматически безупречной церковной юрисдикции. Достаточно вспомнить о преподобном Исаии Скитском, составителе известного сборника поучений, и святителе Петре Ивере, епископе Маюмском, выдающемся аскете и подвижнике, почитаемом в Грузинской Православной Церкви: оба святых жили во второй половине V в., не признавали Халкидонский Собор и придерживались монофизитских взглядов.” 78 В данный момент в календаре Грузинской Православной Церкви Петр Ивер отсутствует, недавняя попытка вновь внести его туда была этой поместной Церковью отвергнута. А ситуация с трудами преп. Исаии Отшельника во многом похожа на разбираемые здесь ложные атрибуции преп. Исааку, в качестве иллюстрации приведем некоторые пояснения А.И. Сидорова :

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

“Между прочим требуют многочисленных доказательств. Доказательства не деньги, которых чем больше у кого есть, тем более тот может купить. Если есть одно твердое доказательство: то истина стоит безопасно, хотя бы тучи стрел, т.-е. возражений, в нее пустили. Господу надлежало доказать против саддукеев важную истину– воскресение мертвых: Он употребил одно доказательство: воскресении же мертвых несть ли ели реченнаго вам Богом глаголющим: Аз есмь Бос Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковлъ? Несть Бог , Бог мертвых, но Бог живых ( Мф.22:31–32 ). Неужели сказать, что доказательство сие не годится, потому что одно, а надобны многочисленные? И враги Господа не сказали сего: но слышавше народи дивляхуся (33), и самые Фарисеи признавались, яко посрами саддукеи (34). Итак требование многих доказательств не ослабляет одного данного: хотя впрочем и многие представлять полезно, когда того требуют обстоятельства. “Тысяча примеров и множество текстов, которых в самом деле не приведено, составляют доказательство, на которое надобно что-нибудь отвечать, потому что оно кажется торжественным, но на которое трудно дать ответ, который бы не показался неприятным. Да простят меня и выслушают спокойно, что я спокойно говорю, по необходимости, будучи вызван. Сия тысяча и сие множество суть слова, в которых много звука, но мало света; а истина требует света, как и сама есть свет. Это род ученой угрозы: но угроза не всегда означает силу, и не всегда ручается за победу. Представлено три выписки: я и считаю три, а не тысячу. „О двух выписках в пользу римской церкви из Иеронима и Кирилла Александрийского ничего теперь не скажу, потому что книг сих писателей не имею под рукою. Выписку из Кирилла не знаю и найду ли, потому что указание сего не обещает. Третья выписка из Амвросия Медиоланского , которого книга близка. Итак перепишем по-русски Французскую выписку и сличим с подлинною книгою св. Амвросия. „ Церковь , пишет св. Амвросий Медиоланский , есть там, где Петр. Корабль св. Петра есть ковчег Ноев, вне коего все погибает. Общение (communion) с Римом есть то, которое достаточно для соединения со всеми католическими епископами; его-то важного суждения (autorite) держаться должно в затруднениях, какие встречаются”. На псалом. 40. слов. 11, письм. 74, к Феофилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. Истина о бессмертии души и личной загробной жизни души в откровении связана с целым вероучением, – связана так тесно, что если бы она и не излагалась прямо, как особый догмат, то и в таком случае была бы очевидна и несомненна для верующего. Она предполагается учением о человеке, как образе Божием. Богу принадлежит вечное и нескончаемое бытие, а человека Бог создал для нетления и соделал образом вечного бытия Своего (Прем. Сол. 2, 23). Смерть – явление случайное, временное, простирающееся лишь на тело, но не на душу, душа не могла бы быть образом Божиим, если бы не имела бессмертного назначения. Та же истина предполагается и требуется учением об искуплении: вся вера наша была бы суетна, мы были бы самые несчастные существа в мире, если бы не было бессмертия, если бы мы только в этой жизни надеялись на Христа ( 1Кор. 15, 14–19 ). Учения о частном промысле Божием, благодати и таинствах также могут быть понятными лишь при убеждении в бессмертии души. Но в откровении и в прямых и ясных выражениях утверждается бессмертие человеческой души Уже самые обозначения телесной смерти, как только изведение души из темницы ( Пс. 101, 8 ), разрешение ее от уз тела ( Филип. 1, 23 ), исход ( Лук. 9, 31 ; 2Петр. 1, 15 ; Евр. 13, 17 ), отшествие ( 2Тим. 4, 6 ) из настоящего временного мира в другой, вечный ( 2Кор. 5, 1 ), возвращение души к Богу ( Еккл. 12, 7 ), указывают на ее бессмертие по крайней мере в смысле неразрушимости и самостоятельности бытия (против материализма). По словам Спасителя, душа и не может быть лишенною жизни: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф. 10, 28 ). Она, следовательно, продолжает существование и по смерти тела. Когда некоторые из иудеев, отрицавших бессмертие человека, думали поставить в затруднение Учителя истины своими возражениями против этой истины, взятыми как будто из закона Моисеева, то Господь отвечал им: несте ли чли реченного вам Богом, глаголющим: Аз есм Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковл; несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых. Вси бо Тому (у Него) живи суть ( Мф. 22, 31–32 ; Лук. 20, 37–38 ; сн. 11, 16). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность ( Иоан. 12, 25 ; Мф. 19, 29 ). Евангельские повествования о явлении во время преображения Господа не только взятого живым на небо пророка Илии, но и умершего, подобно другим, Моисея, которые беседовали об исходе Его, предстоявшем Ему во Иерусалиме ( Лук. 9, 30–31 ; Мф. 17, 3–3 ), также яснейшим образом удостоверяют в действительности загробной жизни по смерти тела. Сам И. Христос, во всем подобный нам, кроме греха, пред Своею смертш возгласил: Отче, в руце Твои предаю дух Мой. И сия рек, издше ( Лук. 23, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В таком случае внимание наше, увлекаясь первою, легко и удобно соглашается на последнюю, совсем не примечая неправильности выведенного заключения. Но чтобы показать, сколь много и грубо заблуждаются думающие, что молитвы и приношения действительны только за живых, а на умерших не могут оказывать подобного действия: то следует только припомнить, что значит смерть Христианина и какого свойства жертва или приношение, возносимые в Литургии о упокоении усопших? Ты веришь, что твои молитвы и приношения могут спасительно действовать на живых, но вместе с сим никак не хочешь допустить, чтобы они, хотя сколько-нибудь, могли быть действительны и в отношении к умершим. Почему? Потому ли только, что они умершие, а не живые? Но разве ты забыл уверение Апостола, что умирающие о Господи, преходят от смерти в живот? Разве ты не помнишь того, что сказал небесный Учитель Саддукеям, отвергавшим воскресение мертвых: несте ли чли николиже в Писании, сказал Он им, Бог Авраамов, Бог Исааков и Бон Иаковль, несть Бог мертвых, но Бог живых? Что же после сего умершии во Христе, как не отсутствующие, разделенные от нас известным пространством времени и места? А сколько примеров действия молитв и приношения на отсутствующих представляет нам Писание? Упоминаемая в ныне чтенном евангелии, жена хананейская умоляет Иисуса об исцелении ее дочери, но где ее дочь? в стране далекой и иноземной возлежит на смертном одре. Однако же сие отдаленное отсутствие не воспрепятствовало Иисусу сказать жене той: о жено! велия вера твоя, буди тебе, якоже хощеши, и не помешало ее дочери быть исцеленной по молитве матери: и исцеле дщи ея, повествует Евангелист, от того часа. Апостол Павел, находясь в Италии, молился об Онисифоре, оставленном в Азии: да подаст Господь, пишет он к Тимофею, милость свою Онисифорову дому, иже вериг моих не постыдеся, но тощнее взыска мя. Дети Иова находятся вне дома, а он возносит за них жертвы, и Бог приемлет оные. Но ты снова говоришь, что отсутствующие по крайней мере целы, а умершие тлеют в земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Продолжение. 4 Войны на земле. Это неизбежное зло с момента падения человека и до восстановления его в первозданном виде. (Матфея, гл.24, ст.6): " Также услышите о войнах и военных случаях. Смотрите не ужасайтесь, ибо надлежит всему этому быть, но это еще не конец " , ... 5. 3Царств, гл.18, ст.40: " И сказал им Илия, схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватил, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там " . А перед этим сказано в ст.36: " Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему " . Там заколол Илия 450 жрецов Вааловых и, возможно, еще 400 жрецов дубравных. Это массовое убийство или нет? А сколько обычных людей умерло от жажды и голода за 3,5 года засухи по слову Илии с благословления Бога? Это даже считать никто не собирался. Это избирательные смерти? Это не оружие массового уничтожения? Про другие многочисленные как бы природные катаклизмы вообще молчу. 6. 1Царств, гл.17, ст.49: " И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб его, и он упал лицем на землю " . Сам ли это сделал Давид или по благословлению Бога? Некоторым напомню, хоть это и не имеет особого значения, на это время Дивид был уже помазан Первосвященником на царство. Освящена ли была его праща? И чем отличается его праща принципиально от лука, пистолета, винтовки, пушки, миномета, ракеты? Да ничем- это просто инструмент доставки поращающего элемента, как и колесница: надводный корабль, подводная лодка, самолет, танк, ракета. 7. Святые изображения, иконы. 7.1. Ангелы и Архангелы изображены часто с копьем, мечем и луком. они что, не освящены? 7.2. Святые воины изображены с мечем, копьем и луком. 8. Напомню слова Господа св.царю Константину: " Сим победиши " ! ВЫВОД. Сей документ антиправославный, антигосударственный, антирусский. Я категорически против него. Вообще-то надо бы создать чинопоследование на освящение и благословление современного оружия. А то как-то странно- зачем его создавать, если им нельзя пользоваться? И армия тогда зачем? Ну а если уж так не хочется некоторым благословлять и освящать современное оружие, так и не делайте это, и вообще не трогайте этот вопрос. Бог без вас освятит и благословит все потребное для нашей защиты по молитвам Церкви и верующих!

http://bogoslov.ru/article/6023973

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010