3, 9). И рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля. Преуспевающие в ведении, как бы восшедши на высоту, призывают к одинаковому с собой восхождению и тех, которые останавливаются еще на дольнем и проводят жизнь в низких житейских попечениях. Кто совоскрес со Христом и вышних ищет, тот да призывает мудрствующих земная (ср.: Кол. 3, 1–2) и да руководствует помышления их в горнее. Поскольку положение тела относительно к горе бывает двоякое: одно — с подгорья восходящих на вершину, а другое — с вершины сходящих к подошве горы, по различию и в положении самого тела, и в действии, различно нами совершаемом, то, может быть, двоякое сие представление удобоприлагаемо и к строительству вочеловечения, так что вочеловечение можем представлять себе горой, и здесь как плоть через соединение с Божеством возносится на небо, так Божество чрез общение с человечеством снисходит к земному. Приидите, и взыдем. Приступим к высоте богословия, начав со страдания. И в дом Бога Иаковля. Выше говорится просто дом Божий, а здесь — дом Бога Иаковля. Какая сему причина? Или там недостает слова, или здесь оно лишнее. Но что от Духа, в том нет ничего напрасного. Слово показывает, что первое согласие на истину производится по общим понятиям о Боге; несомненность же веры получает совершенство по уяснении уже свойств Божиих в сердце преуспевающих в ведении. Посему вводимым только в ведение сказано просто дом Божий, а выслушавшим уже начатки учения сказано, какой Божий дом, именно Бога Иаковля, потому что Иакову даровано быть в свойстве с Богом. Сказано: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль. Сие Мое есть имя вечное (ср.: Исх. 3, 6, 15). Чтобы честь святых сделать приснопамятной, Бог присоединяет к Своему имени имена рабов, так что всякий раз, когда вспоминается о Боге, присоединяется воспоминание и о них. Посему тем, которые приступили уже, Пророк присовокупил как бы отличительный признак Божий, сказав: и в дом Бога Иаковля. Но поскольку у Иакова есть еще имя запинателя и борца (запинателем он называется за борьбу с сопротивными; напоследок же, после доброй победы, получил имя Израиля), то более и более преуспевающий сначала узнает дом Бога Иаковля, то есть низшее и доступное ему, а напоследок, со временем, познает и Бога Израилева, сообразно с ходом и порядком сообщаемых ему совершеннейших преданий.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

А он, видя непомерное бесстыдство женщины, бегом спасся от нее. И как орел, когда видит ловцов, к небу возносится на крылах своих, так и Иосиф бежал из спальни, чтобы не поразила его обманчивыми словами или поступками; в руках госпожи оставив собственную одежду, избежал сетей диавольских. Женщина сия, увидев, что он бежал, пришла в великий гнев и умыслила поразить праведника самыми гнусными словами, вознамерившись обвинить его перед мужем своим, чтобы муж её, услышав это и воспламенившись ревностью, умертвил Иосифа. Рассуждала же сама с собой так: «Гораздо лучше для меня, чтобы умер Иосиф, тогда и я буду спокойна, ибо не могу ежечасно видеть в доме своем такую красоту его, не находя средств, явно или тайно, обладать его красотой и пользоваться многими его сведениями». Поэтому, кликнув рабов и рабынь, говорила им: «Знаете ли что сделал со мной раб-евреянин, которого муж мой поставил над домом своим? Хотел бесстыдно быть со мной, не довольно с него власти над домом моим, и меня хотел разлучить с мужем моим». И, взяв Иосифову ризу, показывала мужу своему, жалуясь и говоря: «Вот, ввел ты раба-евреянина поругаться надо мной и оскорбить меня, супругу твою. Не знаешь разве, господин мой, что я целомудренна? Потому объявила тебе это». И услышав это, муж тотчас поверил словам жены и немедленно велел отдать Иосифа в тюремный дом. Со многими подтверждениями и угрозами, без допроса и исследований в ту же минуту изрек неправедный приговор, сказав: «Приказываю ввергнуть Иосифа в тюремный дом и не давать ему никакого послабления». Но с ним был Бог Авраамов, Исааков и Иаковлев, испытующий сердца и утробы, и дал ему найти сострадательность к себе в очах темничного стража. И страж оставил его в покое, потому что Бог никогда не отступает от боящихся Его всем сердцем. После этого перед царем провинились два евнуха — главный виночерпий и главный хлебодар, и царь велел ввергнуть их в тюрьму; Иосиф же прислуживал им. Когда же оба провели в тюрьме около двух лет, через несколько дней тот и другой видят сны о том, что должно было вскоре с ними приключиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Во-вторых, несмотря на упоминание о них лишь в общих намеках, явления прошлой истории, связанные с пророческой деятельностью, без особенного труда могут быть угаданы и представлены с положительным историческим содержанием. В каких же формах известно было пророчество прошлого времени Амосу и Осии? Кроме рассмотренных изречений о пророках-предшественниках ответ на этот вопрос мы можем почерпнуть из тех наименований, которые употребляются в применении к древним пророках в книгах прор. Амоса и Осии. Небольшой отдел из книги прор. Амоса – Ам. 7:12–16 в этом отношении заслуживает особенного внимания, так как в нем мы находим главнейшие обозначения пророческой деятельности, известные во времена пр. Амоса и вместе – ясно выраженную пророком оценку явлений, связанных с этими обозначениями. Отдел этот читается так: 12. И сказал Амасия Амосу: провидец ()! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и пророчествуй (). 13. А в Вефиле больше не пророчествуй (), ибо он святыня царя и дом царский. 14. И отвечал Амос, и сказал Амасии: я не пророк () и не сын пророка () я был пастух, и собирал сикоморы. 15. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю. 16. Теперь выслушай слово Господне: ты говоришь: не пророчествуй (), и не произноси слов на дом Исааков... Здесь о пророческом звании употреблены три наименования одно Амасией – chozeh и два прор. Амосом – nabî и ben–nabî. Кроме того Амасия и Амос употребляет однокоренное с nabî выражение hinnabei (thinnabej). Разговор между Амасией и Амосом идет в таком тоне, что оба беседующие, очевидно, хорошо понимают, что обозначает каждое из этих наименований, т. е. оба подразумевают под ними явления с определенным содержанием. Отсюда ясно, что во времена Амоса известны были три формы проявления пророческого духа: chozeh, nabî и ben–nabî. Исторический смысл последних двух наименований не возбуждает сомнений. Священные источники под словами nabî и ben–nabî, когда оба эти слова стоят рядом одно с другим, разумеют известные явления пророческого духа, имевшие место в особенно трудные религиозные и политические кризисы библейской истории: а) во времена филистимских утеснений при Самуиле и б) в так называемый сирийский период израильской (сев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

На такого рода предложение вефильского жреца пророк отвечал, что если он пророчествует в Вефиле, то пророчествует вовсе не по своему личному призванию, вовсе не по своей профессии, ни тем более по ремеслу, как представ­ляет это Амазия. «И отвечал Амос», читаем в книге этого пророка, «и сказал Амазии: я не пророк (по своему личному призванию, по своей профессии), и не сын пророческий», не воспитанник школ пророческих, образованной себя там для прохождения пророческого служения, «но (по своему призванию) я пастух, и возделывал (или точнее – собирал для пропитания себя) си­коморы,«–и как пастух я получал себе пропитание не от пророчествования, как ремесла какого-нибудь, а от сикомор, соби­рая плоды этого низшего рода смоковниц, который в изобилии рос на равнинах Иудеи и доставлял своими плодами пищу беднякам. «Но Иегова взял меня от стада овец, и сказал мне Иегова: по­ди, пророчествуй народу моему Израилю. «Таким образом пророк пророчествует в Вефиле по особенному призванию и посоль­ству Иеговы, и потому, кто препятствует ему пророчествовать, кто восстает против такой его деятельности, тот восстает против самого Иеговы и за это восстание должен подвергнуться наказанию со стороны Иеговы. «И так выслушай слова Иеговы,»грозно об­ращается пророк к жрецу вефильскому: «ты говоришь: не про­рочествуй на Израиля, и не кропи», не изливай в изобилии, как дождь, пророчеств своих (ср. Мих. 2, 6 ; Иез. 21, 2 ; Вт. 32, 2) «на дом исааков (на дом израилев, см. ст. 9). За сие так говорит Иегова: жена твоя в городе соблудит», т. е. будет обесчещена врагами, имевшими завладеть городом; «сыновья твои, дочери твои от меча (неприятельского) падут, и земля твоя ве­ревкою будет разделена» именно между новыми обладателями ее, «а ты умрешь в земле нечистой», в земле языческой, куда бу­дешь отведен пленником вместе со всем народом израилевым «и Израиль будет переселен из земли своей«(7, 10–17), пе­реселен будет потому, что вполне уже созрел для суда Божия наказания, каковая созрелость и раскрывается в следующем чет­вертом видении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Тогда святой мученик, подняв к небу очи свои, сказал: — Боже, Отец небесный! Послушай меня, недостойного раба твоего, ради предстоящих здесь, дабы они уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, истинного и всесильного Бога, соцарствующего Тебе вместе со Святым Духом. Сделай так, чтобы ради имени Твоего Единородного Сына исцелела рука игемонова. Едва только святой окончил эту молитву, как рука Валерианова исцелилась и сделалась такой же, как и раньше. Тогда игемон передал отрока отцу его и сказал: «Возьми сына своего к себе в дом и убеди его принести жертву богам, чтобы он не погиб». Приведя сына своего в дом, Гилас начал со многой лестью уговаривать его склониться к своему нечестию: он устраивал пиры, составлял хоры певцов; перед Витом играли на стройных музыкальных инструментах, звучали кимвалы и гусли; плясали перед очами святого красивые девицы, веселились юноши; воспевались мирские любодейственные песни, говорились многие соблазнительные слова, дабы через все это уловлено было к суете сердце юного Вита; но душа отрока, твердая как адамант, пребывала ничем не поколебленной; ибо он имел в сердце своем любовь к Богу, препобеждавшую всякую мирскую любовь; он не обращал внимания ни на что из того, что перед глазами его пелось; точно также не смотрел на то, что делалось перед глазами его; устремив к небу очи свои, он воздыхал из глубины сердечной и говорил: «Не презри, Господи, Боже мой, сердце сокрушенное и смиренное!» Потом Гилас приказал приготовить горницу для сына своего; он наполнил ее всякими богатствами; пол он устлал красивыми коврами: завесы были украшены жемчугами, постель и весь чертог был преисполнен большим великолепием; в эту горницу он заключил сына своего и велел прислуживать ему для его прельщения красивейшим девицам. Целомудренный же и святой отрок, преклонив колена, в таких словах молился к Господу: «Боже Авраамов, Боже Исааков, Боже Иакова, Бог и Отец возлюбленного Отрока Твоего, Господа Иисуса Христа моего! Призри на меня и помилуй меня, укрепи меня силой Твоею, дабы злобный и беззаконный змий не возмог осуществить на мне, рабе Твоем, свое желание, и дабы язычники не поругались над верным рабом Твоим и не сказали — где Бог их».

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Величаем Тя, Богородице Дево,/яко одушевленный кивот Божества/и манноприемную стамну,/позлащенную Духом Святым,/ложесна бо Твоя престол Себе сотвори/и от сосец Твоих питатися изволи/Сый Бог наш,/спасаяй присно Тя величающия. Аще Рождество Христово, ины стихиры Млекопитательнице, глас 4: Звезда возсия от Иакова в вертепе,/приидем и мы, празднственная совершающе,/тецем с волхвы, с пастырьми идем,/видим Бога в пеленах,/видим Деву млекопитающую,/о, ужасно видение,/Царь Израилев – Христос – приходит. Глас 1: Ношу Тя яко Младенца руками,/всяческая носящаго, и удивляюся, -/глаголаше Неискусобрачная, -/како Тя млеком воспитаю, питающаго вся,/Сыне Мой, Творче Мой,/славлю Твое безмерное к человеком снизшествие,/имже спасаеши мир погибающий. Глас 4: О блаженное Богоотроковицы чрево,/яже мысленне Небесе больши показася!/Егоже бо не вмещает Небо,/Ты содержиши, в Себе носящи./О блаженны сосцы Девы,/яже соссет питаяй всяко дыхание Христос,/в ложеснах плоть Себе создав безмужныя Отроковицы. Аще Рождество Христово, Слава, глас 6: Днесь раждается от Девы/рукою всю содержай тварь,/пеленами якоже землен, повивается/Иже существом неприкосновенен Бог,/в яслех возлежит утвердивый Небеса Словом в началех,/от сосцев млеком питается/Иже в пустыни манну одождивый людем,/волхвы призывает Жених Церковный,/дары сих приемлет Сын Девы./Поклоняемся рождеству Твоему, Христе,/поклоняемся рождеству Твоему, Христе,/поклоняемся рождеству Твоему, Христе,/покажи нам и Божественная Твоя Богоявления. И ныне, глас тойже: От святыя иконы Твоея, Владычице Преблагая,/исцелений струи истекают,/имиже напаяются благодатно души наша,/темже Тя, милостивую Матерь/и Млекопитательницу Спасителя нашего,/присно в песнех величаем. Вход. Прокимен дне. И чтения. Бытия чтение (глава 28): Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань./И обрете место, и спа тамо, зайде бо солнце,/и взят от камения места того, и положи возглавие себе,/и спа на месте оном, и сон виде:/и се лествица утверждена на земли,/еяже глава досязаше до Небес,/и Ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней,/Господь же утверждашеся на ней, и рече:/Аз Бог Авраамов, отца твоего,/и Бог Исааков, не бойся:/земля, идеже ты спиши на ней,/тебе дам ю и семени твоему./И будет семя твое, яко песок земный,/и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки,/и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем./И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши./И возвращу тя в землю сию,/яко не имам тебе оставити,/дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе./И воста Иаков от сна своего и рече:/яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех./И убояся, и рече:/яко страшно место сие,/несть сие, но дом Божий,/и сия врата Небесная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И так, говоря о своем пророческом призвании, пророки имеют за себя беспристрастный голос народного сознания: в своем призвании и деле они стоят на твердой почве народного исторического, хотя и затемненного воззрения. Говоря о себе, как о посланниках Иеговы, они вращаются в области суждений, в пределах которых отчетливо сознают, что их безошибочно понимают те, кому они говорят и что в этой области они не могут быть опровергнуты. Отсюда беспощадность их обличений и угроз за непослушание пророческому слову: «Вы пророкам приказывали, говоря: не пророчествуйте. За это, вот, придавлю вас, как давит колесница... говорит Господь» ( Ам.2:12–13 ). «Ты (Амасия) говоришь: не пророчествуй на Израиля, не произноси слов на дом Исааков. За это, вот, что говорит Господь, жена твоя будет обесчещена в городе и т. д. ( Ам.7:17 ), – т. е. пророки говорили в таком тоне и с такою силою вызова, что, если бы народ не имел положительных фактов из своей истории, подтверждавших это право пророков на обличительную проповедь то, он, вообще хорошо знакомый с приемом всех порочных людей выискивать оправдания для своих грехов, конечно, не преминул бы воспользоваться случаем, чтобы уличить пророков в пользовании такими средствами защиты своих полномочий, которые были доселе чужды ему и неслыханны. Между тем никаких следов и даже намеков на подобного рода полемику народа с пророками мы совсем не находим в книгах прор. Амоса и Осии. В своих суждениях о древнем пророчестве оба пророка исходят от убеждения, что пророчество есть божественный институт, с которым они связаны преемственно по времени и внутренним родством звания, – что этот институт воздвигнут был для целей охранения чистоты веры Израиля и для воспитания его в преданности Иегове. Бог , пославший их к современникам, есть тот же Бог, Который говорил и раньше к Своему народу чрез древних пророков, и учение, которое они (Амос и Осия) теперь предлагают своим слушателям, есть по содержанию и источнику тоже учение, которое возвещено было Израилю чрез их предшественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Иаков видит также Господа, на верху лестницы стоящего; и Господь говорит ему ( Быт.28:13–14:15–17 ): Я Иегова, Бог Авраама, и Бог Исаака. Не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое как прах земный; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И се, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь. Объятый ужасом Иаков пробуждается: Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий; это врата небесные! Слова, кои применены в последствии к святости наших храмов, и которые злой дух должен читать в наших сердцах, когда приближается к ним для наклонения их ко злу. Исполненный доверенности Иаков, приходит к Лавану, который принимает его благосклонно. Сын Исааков обязуется прослужить ему семь лет, если он даст ему в жену Рахиль, меньшую свою дочь. Лаван на сие соглашается, но по прошествии назначенного срока, подменяет Рахиль, которую он заслужил, старшею своею дочерью Лиею, коей он не любил; и так, для получения Рахили, надлежало провести в трудах другое седьмилетие. Сим не кончилось: Лаван, который был скуп, умел склонить Иакова еще служить ему, обнадежив его, что разделит с ним стада свои; и быть может, что внук Авраамов окончил бы и дни свои в сем рабстве, если б не принял намерения тайно удалиться с своими женами, детьми и своим имением, которого алчность Лаванова не успела отнять у него. Рахиль, без ведома своего мужа, украла идолы отца своего. Лаван, сильно разгневанный и за похищение сие, и за бегство своего зятя, погнался за ним; но прежде, нежели настиг его, Господь явился ему, и сказал, чтобы он не сделал ни малейшего зла Иакову. Посему он дружески обошелся с своим зятем и дочерьми, и не найдя своих кумиров, тщательно Рахилью спрятанных, возвратился оттуда, утвердив особенными условиями союз, привязывавший его к сему бегущему семейству. Едва только Иаков избежал сей опасности, как страх нового несчастья встревожил его душу. Он осведомился, что брат его Исав, узнавши об его прибытии, шел к нему на встречу, начальствуя четырьмястами человек.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Когда наконец не хотел он внимать словам госпожи; ежечасно нападая на него, как аспид бесстыдный, высматривала она удобное время найти его в опочивальне своей и, таким образом, совершить грех. Когда же нашла его в ложнице своей, как желала того, бесстыдно приступив к целомудренному, принуждала его, привлекая к себе, сделать беззаконие. А он, видя непомерное бесстыдство женщины, бегом ушел от нее из опочивальни. И как орел, когда видит ловцов, к небу возносится на крылах своих; так и Иосиф бежал из двери, чтоб не поразила его обманчивыми словами или поступками; и в руках госпожи оставив собственную одежду, избег сетей диавольских. Женщина сия, увидев, что он бежал, пришла в великий гнев и умыслила поразить праведника самыми гнусными словами, вознамерившись обвинить его пред мужем своим, чтоб муж ее, услышав это и воспламенившись ревностью, умертвил Иосифа. Рассуждала же сама с собою так: " гораздо лучше для меня, чтоб умер Иосиф; тогда и я буду спокойна; ибо не могу ежечастно видеть в доме своем такую красоту его, не находя средств, явно или тайно, обладать его красотою и пользоваться многими его сведениями " . Поэтому, кликнув рабов и рабынь, говорила им: " Знаете ли что сделал со мною раб Евреянин, которого муж мой поставил над домом своим? Хотел бесстыдно быть со мною; не довольно с него власти над домом моим, и меня хотел разлучить с мужем моим " . И взяв Иосифову ризу, показывала мужу своему, жалуясь и говоря: " вот ввел ты раба Евреянина поругаться надо мною и оскорбить меня, супругу твою; не знаешь разве, господин мой, что я целомудренна, и потому объявила тебе это? " И услышав это, муж тотчас поверил словам жены, что действительно так, и немедленно велел отдать Иосифа в тюремный дом; со многими подтверждениями и угрозами, без допроса и исследования, в ту же минуту изрек на него неправедный приговор, сказав: " приказываю ввергнуть Иосифа в тюремный дом и не давать ему никакого послабления " . Но с ним был Бог Авраамов, Исааков и Иаковлев, испытующий сердца и утробы, и дал ему найти сострадательность к себе в очах темничного стража: и страж оставил его в покое, потому что Бог никогда не отступается от боящихся Его всем сердцем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/865/...

— Кроме того, Господь объяснил будущее воскресение мертвых саддукеям, когда сии, предложив Ему притчу о жене имевшей семь мужей, спросили: «в воскресение убо котораго от седмих будет жена? вси бо имеша ю» (Матф. 22:28). Иисус отвечал им: «прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы Божия. В воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть. О воскресении же мертвых несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль? несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых» (Матф. 22:29—32). Впрочем есть люди, которые заживо умирают для Бога. — Бог заповедал Адаму не есть плодов от древа познания добра и зла, и угрожал ему: «в онь же аще день снесте от него, смертию умерете» (Быт. 2:17). Хотя Адам после преступления заповеди жил еще девятьсот тридцать лет (Быт. 5:5), однакож для Бога он был мертв по грехам своим. — Да будет тебе известно, что грешник называется мертвым, хотя он и живет еще. Сие ты можешь видеть из того, что написано у пророка Иезекииля: «не хощу смерти грешника умирающаго, глаголет Адонаи Господь» (Иез. 18:32). — Когда некто просил позволения у Господа нашего отлучиться в дом свой для погребения отца своего; тогда Господь сказал ему: «остави мертвыя погребсти своя мертвецы: ты же шед возвещай Царствие Божие» (Лук. 9:60). Как надобно, возлюбленный, по твоему мнению, разуметь сие? Видал ли ты когда-либо, чтобы мертвые погребали мертвых? Каким образом могут вставать мертвые для погребения мертвецов? — Но уразумей смысл сих слов! — Грешник, хотя и жив еще, однако ж пред Богом мертв; а праведный, хотя и умер, однако же пред Богом жив. Смерть сия, возлюбленный, есть сон, как говорит Писание: «и мнози от спящих в земной персти востанут» (Дан. 12:2). Господь наш сказал о дочери начальника синагоги: «не умре... девица, но спит» (Матф. 9:24); и о Лазаре: «Лазарь друг наш успе, но иду да возбужду его» (Ин. 11:11). Мы должны страшиться еще второй смерти, которую сопровождают слезы и скрежет зубов, вопли, бедствия и ужасные мучения; — я разумею ту смерть, которая гнездится во тьме кромешней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3149...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010