3, 9). И рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля. Преуспевающие в ведении, как бы восшедши на высоту, призывают к одинаковому с собой восхождению и тех, которые останавливаются еще на дольнем и проводят жизнь в низких житейских попечениях. Кто совоскрес со Христом и вышних ищет, тот да призывает мудрствующих земная (ср.: Кол. 3, 1–2) и да руководствует помышления их в горнее. Поскольку положение тела относительно к горе бывает двоякое: одно — с подгорья восходящих на вершину, а другое — с вершины сходящих к подошве горы, по различию и в положении самого тела, и в действии, различно нами совершаемом, то, может быть, двоякое сие представление удобоприлагаемо и к строительству вочеловечения, так что вочеловечение можем представлять себе горой, и здесь как плоть через соединение с Божеством возносится на небо, так Божество чрез общение с человечеством снисходит к земному. Приидите, и взыдем. Приступим к высоте богословия, начав со страдания. И в дом Бога Иаковля. Выше говорится просто дом Божий, а здесь — дом Бога Иаковля. Какая сему причина? Или там недостает слова, или здесь оно лишнее. Но что от Духа, в том нет ничего напрасного. Слово показывает, что первое согласие на истину производится по общим понятиям о Боге; несомненность же веры получает совершенство по уяснении уже свойств Божиих в сердце преуспевающих в ведении. Посему вводимым только в ведение сказано просто дом Божий, а выслушавшим уже начатки учения сказано, какой Божий дом, именно Бога Иаковля, потому что Иакову даровано быть в свойстве с Богом. Сказано: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль. Сие Мое есть имя вечное (ср.: Исх. 3, 6, 15). Чтобы честь святых сделать приснопамятной, Бог присоединяет к Своему имени имена рабов, так что всякий раз, когда вспоминается о Боге, присоединяется воспоминание и о них. Посему тем, которые приступили уже, Пророк присовокупил как бы отличительный признак Божий, сказав: и в дом Бога Иаковля. Но поскольку у Иакова есть еще имя запинателя и борца (запинателем он называется за борьбу с сопротивными; напоследок же, после доброй победы, получил имя Израиля), то более и более преуспевающий сначала узнает дом Бога Иаковля, то есть низшее и доступное ему, а напоследок, со временем, познает и Бога Израилева, сообразно с ходом и порядком сообщаемых ему совершеннейших преданий. |
А он, видя непомерное бесстыдство женщины, бегом спасся от нее. И как орел, когда видит ловцов, к небу возносится на крылах своих, так и Иосиф бежал из спальни, чтобы не поразила его обманчивыми словами или поступками; в руках госпожи оставив собственную одежду, избежал сетей диавольских. Женщина сия, увидев, что он бежал, пришла в великий гнев и умыслила поразить праведника самыми гнусными словами, вознамерившись обвинить его перед мужем своим, чтобы муж её, услышав это и воспламенившись ревностью, умертвил Иосифа. Рассуждала же сама с собой так: «Гораздо лучше для меня, чтобы умер Иосиф, тогда и я буду спокойна, ибо не могу ежечасно видеть в доме своем такую красоту его, не находя средств, явно или тайно, обладать его красотой и пользоваться многими его сведениями». Поэтому, кликнув рабов и рабынь, говорила им: «Знаете ли что сделал со мной раб-евреянин, которого муж мой поставил над домом своим? Хотел бесстыдно быть со мной, не довольно с него власти над домом моим, и меня хотел разлучить с мужем моим». И, взяв Иосифову ризу, показывала мужу своему, жалуясь и говоря: «Вот, ввел ты раба-евреянина поругаться надо мной и оскорбить меня, супругу твою. Не знаешь разве, господин мой, что я целомудренна? Потому объявила тебе это». И услышав это, муж тотчас поверил словам жены и немедленно велел отдать Иосифа в тюремный дом. Со многими подтверждениями и угрозами, без допроса и исследований в ту же минуту изрек неправедный приговор, сказав: «Приказываю ввергнуть Иосифа в тюремный дом и не давать ему никакого послабления». Но с ним был Бог Авраамов, Исааков и Иаковлев, испытующий сердца и утробы, и дал ему найти сострадательность к себе в очах темничного стража. И страж оставил его в покое, потому что Бог никогда не отступает от боящихся Его всем сердцем. После этого перед царем провинились два евнуха — главный виночерпий и главный хлебодар, и царь велел ввергнуть их в тюрьму; Иосиф же прислуживал им. Когда же оба провели в тюрьме около двух лет, через несколько дней тот и другой видят сны о том, что должно было вскоре с ними приключиться. |
Во-вторых, несмотря на упоминание о них лишь в общих намеках, явления прошлой истории, связанные с пророческой деятельностью, без особенного труда могут быть угаданы и представлены с положительным историческим содержанием. В каких же формах известно было пророчество прошлого времени Амосу и Осии? Кроме рассмотренных изречений о пророках-предшественниках ответ на этот вопрос мы можем почерпнуть из тех наименований, которые употребляются в применении к древним пророках в книгах прор. Амоса и Осии. Небольшой отдел из книги прор. Амоса – Ам. 7:12–16 в этом отношении заслуживает особенного внимания, так как в нем мы находим главнейшие обозначения пророческой деятельности, известные во времена пр. Амоса и вместе – ясно выраженную пророком оценку явлений, связанных с этими обозначениями. Отдел этот читается так: 12. И сказал Амасия Амосу: провидец ()! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и пророчествуй (). 13. А в Вефиле больше не пророчествуй (), ибо он святыня царя и дом царский. 14. И отвечал Амос, и сказал Амасии: я не пророк () и не сын пророка () я был пастух, и собирал сикоморы. 15. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю. 16. Теперь выслушай слово Господне: ты говоришь: не пророчествуй (), и не произноси слов на дом Исааков... Здесь о пророческом звании употреблены три наименования одно Амасией – chozeh и два прор. Амосом – nabî и ben–nabî. Кроме того Амасия и Амос употребляет однокоренное с nabî выражение hinnabei (thinnabej). Разговор между Амасией и Амосом идет в таком тоне, что оба беседующие, очевидно, хорошо понимают, что обозначает каждое из этих наименований, т. е. оба подразумевают под ними явления с определенным содержанием. Отсюда ясно, что во времена Амоса известны были три формы проявления пророческого духа: chozeh, nabî и ben–nabî. Исторический смысл последних двух наименований не возбуждает сомнений. Священные источники под словами nabî и ben–nabî, когда оба эти слова стоят рядом одно с другим, разумеют известные явления пророческого духа, имевшие место в особенно трудные религиозные и политические кризисы библейской истории: а) во времена филистимских утеснений при Самуиле и б) в так называемый сирийский период израильской (сев. |
На такого рода предложение вефильского жреца пророк отвечал, что если он пророчествует в Вефиле, то пророчествует вовсе не по своему личному призванию, вовсе не по своей профессии, ни тем более по ремеслу, как представляет это Амазия. «И отвечал Амос», читаем в книге этого пророка, «и сказал Амазии: я не пророк (по своему личному призванию, по своей профессии), и не сын пророческий», не воспитанник школ пророческих, образованной себя там для прохождения пророческого служения, «но (по своему призванию) я пастух, и возделывал (или точнее – собирал для пропитания себя) сикоморы,«–и как пастух я получал себе пропитание не от пророчествования, как ремесла какого-нибудь, а от сикомор, собирая плоды этого низшего рода смоковниц, который в изобилии рос на равнинах Иудеи и доставлял своими плодами пищу беднякам. «Но Иегова взял меня от стада овец, и сказал мне Иегова: поди, пророчествуй народу моему Израилю. «Таким образом пророк пророчествует в Вефиле по особенному призванию и посольству Иеговы, и потому, кто препятствует ему пророчествовать, кто восстает против такой его деятельности, тот восстает против самого Иеговы и за это восстание должен подвергнуться наказанию со стороны Иеговы. «И так выслушай слова Иеговы,»грозно обращается пророк к жрецу вефильскому: «ты говоришь: не пророчествуй на Израиля, и не кропи», не изливай в изобилии, как дождь, пророчеств своих (ср. Мих. 2, 6 ; Иез. 21, 2 ; Вт. 32, 2) «на дом исааков (на дом израилев, см. ст. 9). За сие так говорит Иегова: жена твоя в городе соблудит», т. е. будет обесчещена врагами, имевшими завладеть городом; «сыновья твои, дочери твои от меча (неприятельского) падут, и земля твоя веревкою будет разделена» именно между новыми обладателями ее, «а ты умрешь в земле нечистой», в земле языческой, куда будешь отведен пленником вместе со всем народом израилевым «и Израиль будет переселен из земли своей«(7, 10–17), переселен будет потому, что вполне уже созрел для суда Божия наказания, каковая созрелость и раскрывается в следующем четвертом видении. |
Тогда святой мученик, подняв к небу очи свои, сказал: — Боже, Отец небесный! Послушай меня, недостойного раба твоего, ради предстоящих здесь, дабы они уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, истинного и всесильного Бога, соцарствующего Тебе вместе со Святым Духом. Сделай так, чтобы ради имени Твоего Единородного Сына исцелела рука игемонова. Едва только святой окончил эту молитву, как рука Валерианова исцелилась и сделалась такой же, как и раньше. Тогда игемон передал отрока отцу его и сказал: «Возьми сына своего к себе в дом и убеди его принести жертву богам, чтобы он не погиб». Приведя сына своего в дом, Гилас начал со многой лестью уговаривать его склониться к своему нечестию: он устраивал пиры, составлял хоры певцов; перед Витом играли на стройных музыкальных инструментах, звучали кимвалы и гусли; плясали перед очами святого красивые девицы, веселились юноши; воспевались мирские любодейственные песни, говорились многие соблазнительные слова, дабы через все это уловлено было к суете сердце юного Вита; но душа отрока, твердая как адамант, пребывала ничем не поколебленной; ибо он имел в сердце своем любовь к Богу, препобеждавшую всякую мирскую любовь; он не обращал внимания ни на что из того, что перед глазами его пелось; точно также не смотрел на то, что делалось перед глазами его; устремив к небу очи свои, он воздыхал из глубины сердечной и говорил: «Не презри, Господи, Боже мой, сердце сокрушенное и смиренное!» Потом Гилас приказал приготовить горницу для сына своего; он наполнил ее всякими богатствами; пол он устлал красивыми коврами: завесы были украшены жемчугами, постель и весь чертог был преисполнен большим великолепием; в эту горницу он заключил сына своего и велел прислуживать ему для его прельщения красивейшим девицам. Целомудренный же и святой отрок, преклонив колена, в таких словах молился к Господу: «Боже Авраамов, Боже Исааков, Боже Иакова, Бог и Отец возлюбленного Отрока Твоего, Господа Иисуса Христа моего! Призри на меня и помилуй меня, укрепи меня силой Твоею, дабы злобный и беззаконный змий не возмог осуществить на мне, рабе Твоем, свое желание, и дабы язычники не поругались над верным рабом Твоим и не сказали — где Бог их». |
Величаем Тя, Богородице Дево,/яко одушевленный кивот Божества/и манноприемную стамну,/позлащенную Духом Святым,/ложесна бо Твоя престол Себе сотвори/и от сосец Твоих питатися изволи/Сый Бог наш,/спасаяй присно Тя величающия. Аще Рождество Христово, ины стихиры Млекопитательнице, глас 4: Звезда возсия от Иакова в вертепе,/приидем и мы, празднственная совершающе,/тецем с волхвы, с пастырьми идем,/видим Бога в пеленах,/видим Деву млекопитающую,/о, ужасно видение,/Царь Израилев – Христос – приходит. Глас 1: Ношу Тя яко Младенца руками,/всяческая носящаго, и удивляюся, -/глаголаше Неискусобрачная, -/како Тя млеком воспитаю, питающаго вся,/Сыне Мой, Творче Мой,/славлю Твое безмерное к человеком снизшествие,/имже спасаеши мир погибающий. Глас 4: О блаженное Богоотроковицы чрево,/яже мысленне Небесе больши показася!/Егоже бо не вмещает Небо,/Ты содержиши, в Себе носящи./О блаженны сосцы Девы,/яже соссет питаяй всяко дыхание Христос,/в ложеснах плоть Себе создав безмужныя Отроковицы. Аще Рождество Христово, Слава, глас 6: Днесь раждается от Девы/рукою всю содержай тварь,/пеленами якоже землен, повивается/Иже существом неприкосновенен Бог,/в яслех возлежит утвердивый Небеса Словом в началех,/от сосцев млеком питается/Иже в пустыни манну одождивый людем,/волхвы призывает Жених Церковный,/дары сих приемлет Сын Девы./Поклоняемся рождеству Твоему, Христе,/поклоняемся рождеству Твоему, Христе,/поклоняемся рождеству Твоему, Христе,/покажи нам и Божественная Твоя Богоявления. И ныне, глас тойже: От святыя иконы Твоея, Владычице Преблагая,/исцелений струи истекают,/имиже напаяются благодатно души наша,/темже Тя, милостивую Матерь/и Млекопитательницу Спасителя нашего,/присно в песнех величаем. Вход. Прокимен дне. И чтения. Бытия чтение (глава 28): Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань./И обрете место, и спа тамо, зайде бо солнце,/и взят от камения места того, и положи возглавие себе,/и спа на месте оном, и сон виде:/и се лествица утверждена на земли,/еяже глава досязаше до Небес,/и Ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней,/Господь же утверждашеся на ней, и рече:/Аз Бог Авраамов, отца твоего,/и Бог Исааков, не бойся:/земля, идеже ты спиши на ней,/тебе дам ю и семени твоему./И будет семя твое, яко песок земный,/и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки,/и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем./И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши./И возвращу тя в землю сию,/яко не имам тебе оставити,/дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе./И воста Иаков от сна своего и рече:/яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех./И убояся, и рече:/яко страшно место сие,/несть сие, но дом Божий,/и сия врата Небесная. |
И так, говоря о своем пророческом призвании, пророки имеют за себя беспристрастный голос народного сознания: в своем призвании и деле они стоят на твердой почве народного исторического, хотя и затемненного воззрения. Говоря о себе, как о посланниках Иеговы, они вращаются в области суждений, в пределах которых отчетливо сознают, что их безошибочно понимают те, кому они говорят и что в этой области они не могут быть опровергнуты. Отсюда беспощадность их обличений и угроз за непослушание пророческому слову: «Вы пророкам приказывали, говоря: не пророчествуйте. За это, вот, придавлю вас, как давит колесница... говорит Господь» ( Ам.2:12–13 ). «Ты (Амасия) говоришь: не пророчествуй на Израиля, не произноси слов на дом Исааков. За это, вот, что говорит Господь, жена твоя будет обесчещена в городе и т. д. ( Ам.7:17 ), – т. е. пророки говорили в таком тоне и с такою силою вызова, что, если бы народ не имел положительных фактов из своей истории, подтверждавших это право пророков на обличительную проповедь то, он, вообще хорошо знакомый с приемом всех порочных людей выискивать оправдания для своих грехов, конечно, не преминул бы воспользоваться случаем, чтобы уличить пророков в пользовании такими средствами защиты своих полномочий, которые были доселе чужды ему и неслыханны. Между тем никаких следов и даже намеков на подобного рода полемику народа с пророками мы совсем не находим в книгах прор. Амоса и Осии. В своих суждениях о древнем пророчестве оба пророка исходят от убеждения, что пророчество есть божественный институт, с которым они связаны преемственно по времени и внутренним родством звания, – что этот институт воздвигнут был для целей охранения чистоты веры Израиля и для воспитания его в преданности Иегове. Бог , пославший их к современникам, есть тот же Бог, Который говорил и раньше к Своему народу чрез древних пророков, и учение, которое они (Амос и Осия) теперь предлагают своим слушателям, есть по содержанию и источнику тоже учение, которое возвещено было Израилю чрез их предшественников. |
Иаков видит также Господа, на верху лестницы стоящего; и Господь говорит ему ( Быт.28:13–14:15–17 ): Я Иегова, Бог Авраама, и Бог Исаака. Не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое как прах земный; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И се, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь. Объятый ужасом Иаков пробуждается: Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий; это врата небесные! Слова, кои применены в последствии к святости наших храмов, и которые злой дух должен читать в наших сердцах, когда приближается к ним для наклонения их ко злу. Исполненный доверенности Иаков, приходит к Лавану, который принимает его благосклонно. Сын Исааков обязуется прослужить ему семь лет, если он даст ему в жену Рахиль, меньшую свою дочь. Лаван на сие соглашается, но по прошествии назначенного срока, подменяет Рахиль, которую он заслужил, старшею своею дочерью Лиею, коей он не любил; и так, для получения Рахили, надлежало провести в трудах другое седьмилетие. Сим не кончилось: Лаван, который был скуп, умел склонить Иакова еще служить ему, обнадежив его, что разделит с ним стада свои; и быть может, что внук Авраамов окончил бы и дни свои в сем рабстве, если б не принял намерения тайно удалиться с своими женами, детьми и своим имением, которого алчность Лаванова не успела отнять у него. Рахиль, без ведома своего мужа, украла идолы отца своего. Лаван, сильно разгневанный и за похищение сие, и за бегство своего зятя, погнался за ним; но прежде, нежели настиг его, Господь явился ему, и сказал, чтобы он не сделал ни малейшего зла Иакову. Посему он дружески обошелся с своим зятем и дочерьми, и не найдя своих кумиров, тщательно Рахилью спрятанных, возвратился оттуда, утвердив особенными условиями союз, привязывавший его к сему бегущему семейству. Едва только Иаков избежал сей опасности, как страх нового несчастья встревожил его душу. Он осведомился, что брат его Исав, узнавши об его прибытии, шел к нему на встречу, начальствуя четырьмястами человек. |
Когда наконец не хотел он внимать словам госпожи; ежечасно нападая на него, как аспид бесстыдный, высматривала она удобное время найти его в опочивальне своей и, таким образом, совершить грех. Когда же нашла его в ложнице своей, как желала того, бесстыдно приступив к целомудренному, принуждала его, привлекая к себе, сделать беззаконие. А он, видя непомерное бесстыдство женщины, бегом ушел от нее из опочивальни. И как орел, когда видит ловцов, к небу возносится на крылах своих; так и Иосиф бежал из двери, чтоб не поразила его обманчивыми словами или поступками; и в руках госпожи оставив собственную одежду, избег сетей диавольских. Женщина сия, увидев, что он бежал, пришла в великий гнев и умыслила поразить праведника самыми гнусными словами, вознамерившись обвинить его пред мужем своим, чтоб муж ее, услышав это и воспламенившись ревностью, умертвил Иосифа. Рассуждала же сама с собою так: " гораздо лучше для меня, чтоб умер Иосиф; тогда и я буду спокойна; ибо не могу ежечастно видеть в доме своем такую красоту его, не находя средств, явно или тайно, обладать его красотою и пользоваться многими его сведениями " . Поэтому, кликнув рабов и рабынь, говорила им: " Знаете ли что сделал со мною раб Евреянин, которого муж мой поставил над домом своим? Хотел бесстыдно быть со мною; не довольно с него власти над домом моим, и меня хотел разлучить с мужем моим " . И взяв Иосифову ризу, показывала мужу своему, жалуясь и говоря: " вот ввел ты раба Евреянина поругаться надо мною и оскорбить меня, супругу твою; не знаешь разве, господин мой, что я целомудренна, и потому объявила тебе это? " И услышав это, муж тотчас поверил словам жены, что действительно так, и немедленно велел отдать Иосифа в тюремный дом; со многими подтверждениями и угрозами, без допроса и исследования, в ту же минуту изрек на него неправедный приговор, сказав: " приказываю ввергнуть Иосифа в тюремный дом и не давать ему никакого послабления " . Но с ним был Бог Авраамов, Исааков и Иаковлев, испытующий сердца и утробы, и дал ему найти сострадательность к себе в очах темничного стража: и страж оставил его в покое, потому что Бог никогда не отступается от боящихся Его всем сердцем. |
— Кроме того, Господь объяснил будущее воскресение мертвых саддукеям, когда сии, предложив Ему притчу о жене имевшей семь мужей, спросили: «в воскресение убо котораго от седмих будет жена? вси бо имеша ю» (Матф. 22:28). Иисус отвечал им: «прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы Божия. В воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть. О воскресении же мертвых несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль? несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых» (Матф. 22:29—32). Впрочем есть люди, которые заживо умирают для Бога. — Бог заповедал Адаму не есть плодов от древа познания добра и зла, и угрожал ему: «в онь же аще день снесте от него, смертию умерете» (Быт. 2:17). Хотя Адам после преступления заповеди жил еще девятьсот тридцать лет (Быт. 5:5), однакож для Бога он был мертв по грехам своим. — Да будет тебе известно, что грешник называется мертвым, хотя он и живет еще. Сие ты можешь видеть из того, что написано у пророка Иезекииля: «не хощу смерти грешника умирающаго, глаголет Адонаи Господь» (Иез. 18:32). — Когда некто просил позволения у Господа нашего отлучиться в дом свой для погребения отца своего; тогда Господь сказал ему: «остави мертвыя погребсти своя мертвецы: ты же шед возвещай Царствие Божие» (Лук. 9:60). Как надобно, возлюбленный, по твоему мнению, разуметь сие? Видал ли ты когда-либо, чтобы мертвые погребали мертвых? Каким образом могут вставать мертвые для погребения мертвецов? — Но уразумей смысл сих слов! — Грешник, хотя и жив еще, однако ж пред Богом мертв; а праведный, хотя и умер, однако же пред Богом жив. Смерть сия, возлюбленный, есть сон, как говорит Писание: «и мнози от спящих в земной персти востанут» (Дан. 12:2). Господь наш сказал о дочери начальника синагоги: «не умре... девица, но спит» (Матф. 9:24); и о Лазаре: «Лазарь друг наш успе, но иду да возбужду его» (Ин. 11:11). Мы должны страшиться еще второй смерти, которую сопровождают слезы и скрежет зубов, вопли, бедствия и ужасные мучения; — я разумею ту смерть, которая гнездится во тьме кромешней. |
| |