Святоотеческие толкования на слова Христа: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин 14:13) Источник Содержание Ошибка Оригена Устойчивый библейский оборот Святоотеческие толкования Тринитарное прочтение Богословие имени и личности Использованные источники:     Православный подход к толкованию Священного Писания обязует нас согласовать его с тем, как изложили его уже прежде «светила и учители Церкви в своих писаниях» (Правило 19 VI Вселенского Собора, 3, с. 280). История протестантского движения, которое недавно отметило свое 500-летие, ярко демонстрирует, что произвол в толковании Писания приводит к бесконечному множеству индивидуальных, или «личных» мнений, которые толкуют одни и те же священные тексты не только не в согласии с Преданием Церкви, но и разделяя самих протестантов на сотни разнящихся суждений и экзегетических направлений. Но и в православной среде отход от атмосферы боговдохновенных святоотеческих мыслей очень быстро приводит к разного рода заблуждениям 1 . Слова Господа Иисуса Христа «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Ин 14:13 ) могут быть неверно истолкованы (и на самом деле неверно толкуются современными сектантами), как якобы показывающие, что Сын Божий не равночестен Богу Отцу по Божеству. Ошибка Оригена В древней Церкви такую серьезнейшую догматическую ошибку совершил знаменитый своими обильными экзегетическими трудами Ориген (почему александрийского дидаскала некоторые даже признавали за своеобразного предтечу еретика Ария). Ложное толкование Оригена повторяют нередко и современные еретики. Причем, если для Оригена можно найти хотя бы некоторое смягчающее его вину обстоятельство, а именно, что учение Церкви о Святой Троице на период жизни александрийского дидаскала еще не было полностью артикулировано, то наша информационная эпоха позволяет практически каждому прикоснуться к драгоценному наследию святых богословов, не оставляя таким образом сомнения в гордом еретичествующем упрямстве лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Скачать epub pdf Отдание праздника Рождества Христова Как только Младенец Христос родился, на Него сразу началось гонение, которое продолжалось до самого Его крестного страдания. Господь на земле основал Церковь , которая есть продолжение Его дела и есть Тело Христово. И с самого начала своего существования Церковь Божия, все люди, которые носят в себе Христа, неизбежно бывают гонимы. Все, кто каким-то образом причастен к Богу, в этом мире гонимы – изначально от дьявола, а потом вообще от всяких носителей зла. Большинство людей привязаны к миру, и каждый чувствует, что нельзя одновременно быть приверженным и миру, и Церкви. Многие интуитивно, даже еще не зная закона Божия, понимают, что, если они станут членами Церкви, то от многого, что есть в миру, им придется отказаться. И поэтому у человека, который только начинает воцерковляться, всегда много вопросов такого рода: что можно, а что нельзя? Он прекрасно чувствует, что в Церкви очень много чего нельзя, а можно совсем немного, и то, что можно, еще очень трудно, оказывается, дается. То есть с точки зрения человека мирского, жизнь церковная – это жизнь каторжная. Потому что человек мирской не знает той радости, какую дает духовная жизнь и какую ни с какими радостями мирскими нельзя сравнить. Именно поэтому, когда люди вкушают эту радость, они становятся навеки учениками Христовыми и готовы отказаться от всех мирских соблазнов, которые раньше для них представляли ценность. И вот Христос начал Свою жизнь тем, что испытал злобу. Царь Ирод ополчился на Этого Младенца. Чем ему Христос мог помешать? Родился Царь Иудейский – значит, конкурент его власти. И вот Ирод убил четырнадцать тысяч детей в Вифлееме и его окрестностях. Ради чего? Оказывается, ни ради чего: через четыре года после рождения Христа он умер, то есть власть все равно от него отошла, а царство, которым он владел, было разделено на части и попало под полный протекторат римлян. Убийство тысяч детей оказалось бессмысленным. Вообще все то зло, которое человек в своей жизни делает, в результате всегда оказывается бессмысленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Соборность и первенство в Православной Церкви И что делает священник, чего не может сделать психотерапевт – перевод выступления митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) 29 января, 2019 И что делает священник, чего не может сделать психотерапевт – перевод выступления митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) Зачем нужна Церковь? В чем отличительная и уникальная функция Церкви, что она делает такого, что никто и ничто сделать не может? Какую задачу может выполнить Церковь, которую не может с тем же успехом выполнить молодежная группа, музыкальное общество, дом престарелых или фольклорный кружок? Что делает священник, чего не может сделать социальный работник, психотерапевт или консультант по семейным отношениям? Что удерживает Церковь вместе и делает ее единым целым? Когда мы думаем о Церкви, какой зрительный образ или «икону» мы должны мысленно себе представлять? На эти вопросы дает ответы митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) в своем выступлении на I конференции Международной православной богословской ассоциации (IOTA) в Яссах (9-10 января 2019 г.), перевод которого мы вам представляем. Чувство изумления Позвольте мне начать, рассказав о сне, который приснился мне много лет назад. Я был в Вестминстере, в школе-интернате, где я учился в молодости. Друг провел меня через комнаты, которые я знал наяву. Затем во сне мы входили в другие комнаты, которые я никогда не видел — просторные, изящные и наполненные светом. В конце мы оказались в маленьком, темном алтаре с золотыми мозаиками, которые мерцали во свете свечей. «Как странно, — сказал я своему приятелю во сне. — Я годами жил в этом доме и никогда не знал об этих комнатах». Мой друг ответил: «Так всегда и бывает». Я проснулся, и вот — это был сон. Действительно, так всегда и бывает. В окружающем мире и в глубине нас самих всегда есть новые комнаты, которые мы для себя еще не открыли. В особенности это относится ко многим незнакомым комнатам в духовном доме, в котором мы все обитаем — в доме Церкви. «Начало истины, — заметил Платон, — чувство изумления» .

http://pravmir.ru/sobornost-i-pervenstvo...

«Я чувствую в сердце веру. Одно время ходила в храм. Смотрела, слушала, пыталась сосредоточиться. Но в конце концов устала. Не откликается моя душа на все эти обряды. Наверное, они не для меня. Больше в церковь не хожу. С Богом общаюсь сама, в сердце, в душе. Хотя и чувствую при этом, что чего-то мне недостает…» «Меня можно уже, наверное, назвать воцерковленным человеком: в храм прихожу каждое воскресенье и каждый праздник, регулярно исповедуюсь и причащаюсь Святых Христовых Таин. Отказываться от этого не собираюсь, поскольку необходимость сознаю. Но выстоять службу мне по-прежнему трудно. Устаю, скучаю, отвлекаюсь, радуюсь тому, что служба кончается, наконец. Прошу Господа помочь, но только в некоторые моменты богослужения чувствую Его помощь: душа оживает, слышит, откликается. А потом опять — усталость, рассеянность, досада…» «Задался целью — изучить православное богослужение, дабы тупо в храме не стоять. Читал книжки, пользовался православными сайтами. Прежде, чем идти в церковь, старался разобраться, что и почему в ней сегодня будут делать. В результате стал подкованным. Могу ответить на вопрос, какая сегодня читается паремия и почему именно она. Хорошо? Наверное. Но сердце остается холодным. Полюбить богослужение так, как люблю музыку, например,— не могу». Подобные монологи можно слышать очень часто. Но не реже можно наблюдать и другое: искреннюю, органичную, живую любовь к богослужению, открытость ему, радость каждой его минуте. Почему состояние людей, стоящих рядом, столь различно? От чего это зависит? Как полюбить богослужение? Об этом — наша беседа с Епископом Саратовским и Вольским Лонгином.  — Невосприятие человеком происходящего в храме, холодность, скука — от чего это? От незнания? От неосознанного высокомерия? От неправильного настроя — на зрелищность, на яркое эмоциональное впечатление? От отравленности восприятия телевизором и компьютером? От отсутствия духовного опыта, наконец? — Все эти причины могут иметь место. И говорить о каждой из них можно очень долго.

http://pravoslavie.ru/38663.html

     Революция совершалась под очень привлекательными лозунгами Люди действительно видели в Патриархе того, кто вдохновляет и духовно укрепляет всех, кто не утратил национальное самосознание, кто сохранил любовь к Родине, кто мечтал о возрождении страны. Но это понимали и те, кто пришел к власти и с первых дней стал уничтожать архиереев, священников, активных мирян. Гонения обрушились на нашу Церковь с первых дней Октябрьского переворота. Мы знаем, что революция совершалась под очень привлекательными для народа лозунгами. Говорили о мире, что было так важно для действительно истерзанной войной страны. О передаче земли тем, кто на ней трудится, что было так важно для тех, кто реально трудился и производил материальное богатство страны. Но, как заявила новая власть, для достижения этих целей необходимо бороться с нажившими свое богатство за счет народа. Таких людей назвали эксплуататорами, капиталистами и на них обрушили свой гнев. При чем же здесь Церковь? А Церковь стала страдать раньше всех капиталистов. Четыре года спустя в стране снова появились капиталисты, которых прозвали нэпманами, и для многих стало очевидно, что не с капиталистами боролись, совершая переворот, – боролись с чем-то более значимым, в первую очередь с Церковью и духовной жизнью. И борьба не прекращалась на протяжении семи с лишним десятилетий: кровавые гонения, начавшись сразу после революции, усугубились тем, что происходило и в 1930-х годах, и в послевоенное время. Вера в Бога дает людям внутреннюю силу Если есть желание строить справедливое общество, то зачем уничтожать Церковь и веру в Бога? А только потому, что вера в Бога дает людям внутреннюю силу и автономию от внешних давлений, способных разрушить сознание человека и его внутреннюю духовную жизнь. Вот и сегодня то, что происходит в мире, в так называемых просвещенных странах, удивительным образом напоминает случившееся после нашей революции. Изгоняется имя Божие из сознания людей, насаждаются греховные идеи и модели поведения, которые разрушают нравственную основу человеческой жизни. Для чего это делается? Прежде всего для того, чтобы люди потеряли внутреннюю автономию, внутреннюю свободу, стали легко манипулируемыми. В послевоенные годы было необходимо заставить народ делать то, чего от него хотела власть. А власти не были нужны люди внутренне свободные, со взором, обращенным к небу, способные проверять все то, что они слышат, соотносить человеческие устремления с тем, что говорит Слово Божие. Ведь для того чтобы человека поработить, сделать его марионеткой, подчинить власти денег или идеологии, которая обслуживает интересы сильных мира сего, его нужно лишить веры, а тем самым – и нравственного чувства, и способности совершать подвиг жизни.

http://pravoslavie.ru/108327.html

Почему у иудеев национальность по матери? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. 19.11.2014 14:17:51 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. - Уважаемый отец Олег, в «Добротолюбии» написано, что нужно считать себя хуже бесов. Должно ли смиряться перед бесами, врагами Божиими, еретиками, иноверцами? Если мы должны ненавидеть врагов Божиих и гневаться на них, то как же смиряться перед ними? - Вы, знаете, если отцы и говорят, что человек должен считать себя хуже беса, то отцы исходят из того, что всегда необходимо держать свой ум во аде.  Ад - это место, предназначенное для дьявола и аггелов его, то есть для бесов. То  - есть, когда человек рассуждает: а чего же я заслужил в этой жизни? То место, которое уготовано для дьявола и для аггелов его, то есть для бесов. Только в этом смысле. А в целом надо сказать, что ангелы падшие, не падшие, люди - это разные формы существования. И у нас есть великое преимущество. Это наша телесность. Святые отцы прямо говорят, что для аггелов покаяние закрыто, потому что они духовные существа. Если духовное существо падает, то оно уже не может быть восстановлено. Иоанн Дамаскин, кстати, пишет: «Наша телесность, как раз является для нас неким извинением, оправданием. Поистине, сила Божия в немощи совершается». - Батюшка, не могли бы Вы объяснить, почему у иудеев национальность по матери? Ведь изначально же не было так? Там написано: Авраам родил Исаака. Ну, и так далее. С чего бы это началось? - Если бы у евреев национальность была бы по отцу, то истинными чадами Авраама были бы арабы. Ислам этим, наверное, очень бы гордился, потому что первенец Авраама -  это Измаил, но он был сыном Агари, рабыни. И Аврааму было сказано, что обетование в Исааке тебе наречется. О чем это? Это о том, что для того, чтобы ребенок был нормальный, надо, чтобы и отец был праведник, и мать была праведница.  Конечно, Агарь была праведница, но она была несовершенная праведница, она иногда могла вспылить. Однажды убежала из дома Авраама, ей показалось, что Сара ее угнетает. И ангелы спросили ее: «Агарь, Агарь, откуда ты бежишь и куда бежишь?» Этот вопрос был задан явно с сарказмом: ты убегаешь из дома пророка Божия, и куда бежишь? Назад в Египет? И она тогда одумалась, вернулась.

http://radonezh.ru/text/pochemu-u-iudeev...

274. Слово по освящении храма Покрова Пресвятой Богородицы, в Московском Тюремном Замке (Говорено сентября 18; напечатано в Твор. Св. От., в Полиц. и Губерн. Ведом. 1852 г. и в собр. 1861 г.) 1852 год Стояше Иисус, и зваше глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет ( Uoah. VII. 37 ). Среди храма Иерусалимского стоял Христос Спаситель, и к наполнявшему оный, по причине великого праздника, народу простирал сие воззвание: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет». Кто не почувствовал бы жажды при сем воззвании, если бы и не чувствовал ее прежде? Кто не желал бы приближиться ко Христу, и вкусить пития, которое Он подает? Для чего благочестивое усердие трудилось благоустроить и благоукрасить храм сей? Для чего Священноначалие подвизалось в молитвах и тайнодействии, чтобы освятить оный? Не для того ли, чтобы он был Домом Божиим, обителию благодатного присутствия Христова? Чтобы здесь можно было приближаться ко Христу, и причащаться даров Его? Итак, с той минуты 736 , когда провозглашено вступление сюда Царя славы, не пришел ли действительно Христос Спаситель? Не стоит ли Он здесь невидимо? Не простирает ли к душам, слышимо для «имеющих» уши 737 «слышати» ( Мф. 11:15, 13:9, 43, 25:30 ; Мк.4:9, 23, 7:16 ; Лк.8:8, 15, 14:35 ), неслышимо для «одебелевших сердец» ( Ис. 6:10 ), – не простирает ли и здесь Своего Иерусалимскаго воззвания: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет?» «Аще кто жаждет». Дело идет, конечно, не о телесной жажде, для утоления которой есть довольно рек, источников и водоемов, и потому нет нужды в чрезвычайном указании, куда идти для утоления оной. Итак, должно заключить, что дело идет о жажде душевной, о желаниях сердца, неуспокоенных внутренно, неудовлетворенных отвне. «Аще кто жаждет». Сие условное и разделительное выражение подает повод думать, что есть жаждущие, и есть такие, которые не имеют жажды, или не довольно сознают ее притупленным чувством, или заглушают ее ложным удовлетворением. В сем отношении надобно нам испытать себя, в каком находимся мы состоянии, и что нам делать, чтобы не умереть от неутоленной жажды, или от утоления ее погрешительного и вредоносного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. Храм или церковь Как называется место, куда главным образом собираемся мы для общественного Богослужения? Место это называется храмом, а иначе церковью. Что такое храм или церковь ? Храм или церковь есть здание, назначенное единственно для отправления в нем Богослужения и потому отличающееся от прочих зданий и наружным видом, и внутренним устройством своим. Что значит название: “храм”, “ церковь ”? Название храм берется от слова храмина, т. е. здание. Название церковь есть греческое и значит «дом Господень». Почему храм называется домом Господним или Божиим? Храм называется домом Божиим, во-первых, потому, что назначается для служения Богу и таким образом посвящается Ему, и Бог особенным образом, подобно, как и на небе, обитает в нем, как бы в своем доме; во-вторых, потому, что в храм для богослужения собирается церковь , т. е. общество истинно верующих, обыкновенно называемое церковью. Почему храмы называются один Воскресенским, другой Благовещенским, третий Михайло-Архангельским, Никольским? Каждый из храмов обыкновенно посвящается или воспоминанию какого-либо священного события, напр. воскресения Христова, благовещения Пресв. Богородицы, или кому-либо из святых Божиих, напр. архангелу Михаилу, святителю Николаю; потому один из храмов и называется именем события, – Воскресенским, Благовещенским, другой – именем святого, – Михайло-Архангельским, Никольским. Каждый из храмов есть дом Божий, так понятно, почему тот и другой из них посвящается воспоминанию из жизни и деяний Господа; для чего же иные храмы посвящаются святым? Как при крещении принимаем мы имена святых для того, чтобы в частности каждому из нас иметь в сих святых особенных покровителей и молитвенников о себе; так и при строении храмы посвящаются святым, для того, чтобы строителям, т. е. всей так называемой братии храма того (Сугуб. ект.), или, сказать просто, всему приходу, всем прихожанам ввериться особенному покровительству их и иметь в них особенных молитвенников о себе. Откуда и с чего взято обыкновение посвящать храмы святым?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Глава IX. Церковь Христова и ее благодатная помощь 1. Царство Божие – существо церковной жизни Царство Божие – существо церковной жизни: понятие о Царстве Божием, приблизившемся к нам; создание Церкви Христовой для действительного вступления в Него и различных служений в ней. Царство Божие, которое внутри человека, его главная особенность – расположить все личные способности человека и его разумнодуховные силы на служение Церкви и на благо всем людям; вера в Бога, живая связь со Христом, борьба за чистоту сердца и доброе отношение к людям как условие вхождения в Царство Божие; реализация Царства через Церковь как народ новый и святой Для чего создана Церковь Христова? Она создана для проповеди о Царстве Божием и для действительного вступления в него человека в условиях земного существования. Христос Спаситель создал Свою Церковь и поставил в ней апостолов для организации церковной жизни, для совершения Церковных Таинств, молитв, для проповеди Его учения. Кроме того, Христос даровал Церкви различные виды служения, с помощью которых каждый ее член мог служить на пользу всех. Это пастыри и учители Церкви, равноапостольные свидетели веры, мученики, преподобные, праведные, Христа ради юродивые. Всем им дарована благодать через присущее им служение стяжать внутри себя Царство Божие и этим своим служением достойным образом выразить свое отношение к Богу, к Церкви, к своим ближним. Может ли Царство Божие открывать себя внутри человека? Да, может. Христос сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17, 21 ). Апостол Павел в своей проповеди пояснил, что Оно коренится в святилище нашей души и есть «праведность, мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). Оно заквашено в нашем существе от самого рождения и предназначено к органическому произрастанию под воздействием благодати Божией. Его главная особенность в том, чтобы через незримый внутренний процесс созревания расположить все личные желания человека и его разумно-духовные силы на служение Церкви и на благо всем людям ( Лк. 6, 27–36 ). Или, другими словами, дать человеку возможность лучше понимать свои обязанности перед Богом и ближними. С чего начинается вхождение в Царство Божие?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 4 – Богослужение Совершение богослужения, то есть служения Богу, – это главное, для чего создан храм, для чего люди приходят в церковь . Служением Богу, в узком смысле, может быть названо служение человека словом и действием, которые предназначены только Богу. Богослужение совершают только священнослужители, в нем могут участвовать и миряне, имеющие благословение на каждое конкретное чтение или пение. Все православные христиане, посещая церковь , храм Божий, участвуют в богослужении молитвой. УСТАВ И БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ. Православное богослужение состоит в совершении Таинств, чинопоследований, обрядов, в чтении молитв, пении, а также священных действиях. Совершают богослужение не произвольно, как кому заблагорассудится, а по определенному порядку, уставу, принятому в Церкви. Устав богослужения излагается в книге, которая называется Типикон , что в переводе с греческого и значит “устав”. Порядок совершения богослужений изложен в Служебнике и Требнике , которые содержат последовательность всего, что читает, возглашает и пропевает священник или диакон. Для архиерейской службы составлен Чиновник . Для чтецов составлены другие книги. Следованная Псалтирь содержит последовательность служб суточного круга: вечерни, утрени, часов и других. Для этой же цели составлен Часослов . Для певцов и чтецов составлены: Октоих – службы недельного круга (например, воскресные, понедельничные и т. д.); Минея – службы святым и праздникам на каждое число каждого месяца (более 25 томов). Триодь Постная – службы Великого поста. Триодь Цветная – службы Пасхи и всех пасхальных дней, включая Троицу. Кроме того, есть Ирмологий , Стихирарь , Праздничная и Общая Минея и другие. Для мирян, которые желают следить за богослужением, издана брошюра “Всенощное бдение и литургия”. Хотя в ней нет всех изменяющихся текстов, основные молитвы и песнопения в ней все же имеются. Виды богослужений – 9-й час, вечерня , повечерие , полунощница, утреня , 1-й час, 3-й час, 6-й час, литургия – составляют суточный круг богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010