Как спастись: краткая инструкция от профессора Осипова От чего же спасает христианство и как оно это делает в наши дни? 31 марта, 2015 От чего же спасает христианство и как оно это делает в наши дни? От чего же спасает христианство и как оно это делает в наши дни? Лекцию на тему «Спасение сегодня» профессор Алексей Ильич Осипов прочитал в 2000 году в Москве, в НПО «Энелеко». Мы предлагаем читателям «Правмира» текст этой лекции и её аудиозапись. Меня попросили сегодня выступить перед вашей аудиторией на тему которая, кажется, звучит очень актуально и, наверное, она таковая и есть. Но все актуальные темы обладают тем недостатком, что о них никогда все не скажешь. Всегда скажешь что-нибудь, а что-нибудь существенное и важное останется за оградой, за пределами сказанного. Мое слово будет не более и не менее как вступительной фазой к тому, чтобы мы с вами могли вместе не только почаевничать, но и вместе поговорить. Хотя возможно, что разговор будет продолжаться и даже во время чая. Тема обозначена очень сильно: «Спасение сегодня». И у меня невольно возникают ассоциации с одной из конференций, которая проходила точно под этим названием. Правда, она проходила очень далеко от пределов России, в Индостане, и касалась, на первый взгляд, важнейшей проблематики нашей жизни. От нашей Церкви туда поехали два представителя: тогда еще архиепископ, ныне митрополит Кирилл, довольно известный человек для всех, и уже ныне покойный митрополит Антоний, который в то время был архиепископом. Мы все ждали с нетерпением, какие результаты они привезут к нам. В то время в Русской Церкви была всего одна синодальная комиссия, многих комиссий, которые сейчас имеются, тогда не было, просто нам не позволяли. И вот они приезжают. Мы ждем, что они расскажут. Однако то, что они нам рассказали, произвело удручающее впечатление. Будет ли понятно сразу всем или нет, но они рассказали нам так. Это была всемирная христианская конференция, очень подчеркиваю, что христианская конференция. Там собрались те, кто верит во Христа как Бога, как Спасителя, верят в то, что Евангелие – это не есть обычная книга древней мудрости, но не столь древней, всего 2000 лет назад, а книга, которая содержит в себе истины, если хотите, превосходящие возможности человеческого опознания, носящие сверхъестественный характер. Какие они – об этом разговор уже другой.

http://pravmir.ru/kak-spastis-segodnya-k...

Можно ли поститься в одиночку? – протопресвитер Александр Шмеман Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей 4 марта, 2015 Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей Можно ли поститься частным образом или все же Великий пост – это дело всей Церкви? Протопресвитер Александр Шмеман в сегодняшнем нашем чтении на каждый день поста объясняет, почему мы не можем обойтись без руки помощи. Если мы это поймем и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост. Только тогда мы сможем понять, что все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует прежде всего для того, чтобы помочь нам вновь увидать и вкусить эту Новую Жизнь , от которой мы легко отходим, изменяя ей, и, покаявшись, вернуться к ней. Как можно любить и желать получить то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом: как мы можем искать Царства, о котором мы не имеем понятия? Церковное богослужение с самого начала и до сих пор есть единственный вход в это Царство, приобщение к Новой Жизни. Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, «чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку… что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Пасха есть самый Центр этой богослужебной жизни, ее сердце, ее вершина, солнце, проникающее всюду своими лучами. Каждый год открывается дверь в сияние Царства Христова, нам дается предвкушение вечной радости, ожидающей нас, славы и победы, невидимо уже наполняющих всю вселенную: «Смерти нет». Все церковное богослужение построено вокруг Пасхи: поэтому литургический годовой круг, последовательность праздников и постов становится путешествием, паломничеством к Пасхе, к концу , который в то же время есть и начало , концу всего старого, началу новой жизни, постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе.

http://pravmir.ru/mozhno-li-postitsya-v-...

монах Павел Эвергетинос О том, для чего необходимо послушание, какая от него польза и как достичь его А. Из жития святого Феодосия Киновиарха 43 Святой Феодосий, достигнув разумного возраста, загорелся желанием (начать) любомудрую жизнь. Он оставил отечество и пришел в Иерусалим. С благоговением поклонившись святыням, он задумался, с чего начать новую жизнь и какой путь избрать: чисто отшельнический или же совместный с благочестивыми братьями, стремящимися к той же цели? Но безмолвствовать в отшельничестве он не решался, по крайней мере сразу, (здраво) рассудив, что у него нет опыта в одиночку противостоять злым духам. «Даже в мирских войсках, – говорил он сам себе, – никто, как бы он ни был храб или настолько глуп, без выучки и опыта не бросится из строя в одиночку прямо в гущу врагов. А духовная брань еще страшней и опасней! И как я, не научив руки мои битве и персты мои брани ( Пс. 143:1 ), не препоясавшись с высоты силою (Ср.: Пс. 17:40 ; 1Цар. 2:4 ), смогу выступить против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего ( Еф. 6:12 ), против лукавых духов? Выходит, остается одно: идти к святым отцам, закаленным в битвах, и поучиться у них. А когда хорошенько укреплюсь в борьбе с нашим духовным врагом, вот тогда можно будет отправиться за плодами исихазма (безмолвия). Так премудро рассудил юный Феодосий, который, кроме всего прочего, еще и обладал даром здравомыслия, и сразу же отправился на поиски того, кто своим трудом закалился в добродетелях. Ведь Феодосий понимал, что нужда – лучший учитель и воспитатель. Так он нашел блаженного старца Лонгина, который выделялся добродетелями среди окружавших его отцов. Юноша предался ему, поселился у него и стал вести такой же образ жизни, как и старец. Ему очень нравился характер Лонгина и его обычай, по слову Давида: к Тебе прилепилась душа моя ( Пс. 62:9 ). Как верно говорили древние, с кем ты любишь общаться, таким же становишься и сам. Б. Из Патерика Авва Антоний говорил: «Послушание и воздержание усмиряют даже диких зверей».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

«Не забывайте обо мне молиться» — Юбилейное интервью Святейшего Патриарха Кирилла За полчаса глава Русской Православной Церкви ответил на самые разные вопросы: про финансовую самостоятельность Патриархии, про нападки на Церковь и про то, из чего складывается жизнь Патриарха, про то, что изменилось за пять лет со дня интронизации Патриарха Кирилла в Церкви и в нем самом. 1 февраля, 2014 За полчаса глава Русской Православной Церкви ответил на самые разные вопросы: про финансовую самостоятельность Патриархии, про нападки на Церковь и про то, из чего складывается жизнь Патриарха, про то, что изменилось за пять лет со дня интронизации Патриарха Кирилла в Церкви и в нем самом. Петр Толстой: Здесь Святейший патриарх Кирилл дал свое первое после  интронизации телевизионное интервью. Тогда Патриарх говорил об утрате в обществе представления о грехе, о том, что хорошо, что плохо. К сожалению, в этом, за прошедшие пять лет, мало что изменилось. Святейший Патриарх Кирилл: Мне кажется, что самой главной проблемой современного мира является утрата понятия греха. Одним из возможных переводов слова «грех» с греческого на русский является слово «промах». Грешить — значит промахнуться против цели, мимо цели. Каждый человек хочет быть счастливым. Мир погружается в грех, а значит — в болезнь, а значит – в несчастье. И задача Церкви в том, чтобы на весь мир сегодня кричать и говорить об этом. А все остальное — вторично. Петр Толстой:Мы сейчас находимся в Свято-Даниловом монастыре в Москве, в резиденции Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. До недавнего времени это была часть монастыря. То есть, именно здесь принимаются все важные для Русской Православной Церкви решения, и именно здесь Святейший Патриарх и назначил нам сегодня встречу. За полчаса глава Русской Православной Церкви ответил на самые разные вопросы: про финансовую самостоятельность Патриархии, про нападки на Церковь и про то, из чего складывается жизнь Патриарха, про то, что изменилось за пять лет со дня интронизации Патриарха Кирилла в Церкви и в нем самом. И конечно, о самом важном – почему каждый день сотни и тысячи православных именно в Церкви ищут ответ на вопрос «как жить правильно?»

http://pravmir.ru/ne-zabyvajte-obo-mne-m...

«Огранить алмаз – значит отсечь лишнее. В этом смысл воздержания» Протоиерей Павел Адельгейм — о том, с чего начать подвиг покаяния 11 марта, 2019 Протоиерей Павел Адельгейм — о том, с чего начать подвиг покаяния “Тревожно будит душу свою кающийся грешник, великий подвижник Божий преподобный Андрей, святитель Критский. Нам ли не будить души свои умилительной его молитвой?” Проповедь протоиерея Павла Адельгейма в понедельник 1-й седмицы Великого поста. Понедельник 1-й седмицы. «Покаяния двери отверзи мне, Жизнодавче» Отворились двери покаяния. Мы вступаем в святые дни поста. На первой седмице читается в храме Великий канон – поэтическое творение святого Андрея, архиепископа Критского: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое начало положу нынешнему рыданию?» – вопрошает кающийся (начало Великого канона) . По-русски его вопрос означает: «Как мне оплакать грехи свои, с чего мне начать покаяние?» С воздержания. Этим словом Церковь называет самоограничение, обуздание своих желаний. Как всадник сдерживает уздой коня, христианин должен обуздать животные инстинкты. Человек соединил в себе два мира – землю и небо . «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2,7). Тело человека принадлежит животному миру. Человек вынужден заботиться о пище, одежде, жилище. Но возникает опасность излишней заботы о насущных нуждах. Пища не только утоляет голод – она доставляет удовольствие. Мы любим вкусную пищу, вино, нарядную одежду, удобное жилище, развлечения. Каждый по-разному определяет свои потребности. Если их не ограничить, можно в них утонуть. Можно потратить на них силы, время и способности, предназначенные для духовной жизни. В излишних заботах можно отдать земле то, что принадлежит небу. Поэтому Церковь призывает к воздержанию. Величие человека не в том, что он принадлежит земле. Святой Григорий из Ниссы пишет: «Думали возвеличить человека, называя его «микрокосм» и не заметили, как наделили его свойствами мышей и лягушек» (свт. Григорий Нисский, «Об устроении человека»). Подлинное величие человека в том, что он несёт в себе образ Божий. Подобно зеркалу, человек может отразить в себе Бога. Священное Писание называет человека «причастником божеского естества» (см. 2 Пет. 1. 4.).

http://pravmir.ru/ogranit-almaz-znachit-...

Прошения Бог слушает любящих Его и ищущих Его от всего сердца своего и снисходит им во всех их прошениях. Прошения же тех, кои не от всего сердца своего приступают к Нему, но раздвоены сердцем и, что ни делают, выставляют то на вид для получения славы и похвалы человеческой, – не слушает, но гневается на них, так как дела их напоказ. И исполняется над ними слово псалма, который говорит: Бог разсыпа кости, человекоугодников ( Пс. 52, 6 ). По сей причине сила Божия не действует в них, так как они нетверды сердцем во всех делах, к которым приступают. И не знают они Божественной сладости, ее тихости и веселия (прп. Антоний Великий , 89, 36). ...И знающие Бога погрешают в различении вещей, поступая невежественно при прошении себе полезного, одного прося как блага, хотя то часто не служит им на пользу, и от другого уклоняясь, как от зла, хотя это принесло бы им иногда и много пользы. Например: болен ли кто? Избегая тягостей болезни, молится он о здоровье. Потерял ли деньги? Скорбит об утрате. Но часто и болезнь полезна, когда она вразумит грешника; и здоровье вредно, когда пользующемуся им послужит пособием ко греху. Так и деньги иным обратились в средство к распутству; а нищета уцеломудрила многих, имевших худые стремления. Итак, не убегай, чего не должно, и не прибегай, к кому не должно. Но пусть у тебя будет одно избегаемое – грех и одно прибежище в несчастиях – Бог (свт. Василий Великий , 5, 291–292). Источник. ...Прежде всего надобно знать, что не всего, чего хотим, позволено нам просить и что не во всяком случае умеем просить полезного... (свт. Василий Великий , 9, 285). ...С великою осмотрительностию должно делать прошения, сообразно с волей Божией. А неуслышанным надобно знать, что потребно или терпение, или усиление молитвы... (свт. Василий Великий , 9, 286). Источник. Если просишь у Бога своего чего-нибудь, то проси не так, чтобы непременно получить от Него, но предоставляя сие вместе Ему и Его воле. Например, часто угнетают тебя скверные помыслы, и ты печалишься о сем, и хочешь умолить Бога, чтобы освободиться тебе от брани.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.7 из  5) О Царствии Божием, или О том, чего не было, но что должно было быть Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Пс. 141:8 . Так молился пророк Давид. Конечно, говоря о темнице, он имел в виду себя и ту пещеру, где прятался от своих гонителей, но одновременно — и те страх и страдания, которые охватили душу его, преследуемого так беспощадно. Однако всякий раз, когда я читаю или слышу эти слова, мне кажется, что у нас, живущих современной суетной жизнью, другая темница — это бесчисленные дела и заботы, которые отгораживают нас от Бога стеной непроницаемой. И тогда вспоминается мне одна история, происшедшая на самом деле, в наше время, по соседству с нами… История о том, что было, и что должно было быть, и о том, чего не было, потому что было то, чего не должно было быть… Я выразилась не слишком ясно? Что ж, вообще-то неплохо, если мы воспринимаем жизнь как загадку, которую требуется разгадать. Хуже, когда всё в ней представляется предельно понятным и простым, словно задачка, решённая раз и навсегда. Определённо, такая “самодостаточность” — это болезнь нашего века. Большинства из нас. Не избежала этой печальной уверенности в себе и та, о которой я поведу рассказ, поверьте, отнюдь не фантастический. Всё так и было… или почти что так… Ну, знала-то моя героиня на самом деле немало. Что ни говори, а филологический факультет университета что-нибудь да значит. К тому же работала она в одной из богатейших библиотек столицы, так что возможностей для расширения кругозора было у нее предовольно. И она ими не пренебрегала, только, боюсь, не совсем правильно использовала… Вижу, что здесь я должна остановиться и прямо сказать, что очень ее люблю. Это добрейшей души человек, умница и оптимистка, несмотря на то, что жизнь ее была не слишком-то сладка. Бесконечная суета между домом, работой, детскими садиками, магазинами, школой, поликлиниками, болезни детей, собственные болезни, на которые не хватает времени, беспросветные нудные хозяйственные заботы, проблемы мужа и с мужем, нелады на работе, проблемы с детьми… — кому из замужних женщин не знакома эта гонка на выживание! У кого не бывало крушений на ее виражах! Бывали и у Анечки времена, когда жизнь становилась ей немила, вдруг потеряв и без этого едва различимый смысл. В одну из таких минут и послал ей Господь подругу, научившую ее вере в Бога. Та просто привела ее в церковь и сказала:

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Разделы портала «Азбука веры» 14.01.2022 27.04.2023 ( 1  голос:  5.0 из  5) Когда кто живет беспорядочно и не бережёт здоровья, то происходит избыток или недостаток чего-нибудь в теле, и потом человек делается от этого больным: а прежде этого вовсе не существовало болезни, и она не была когда-либо чем-нибудь самобытным, и опять, по исцелении тела, болезнь уже вовсе не существует. Авва Дорофей А когда б вы были всегда здоровы, по всему довольны, и покойны, и веселы, то, кто знает, может быть, тогда и вы, как и прочие люди, уклонились бы в рассеянную жизнь и жили бы по вкусу нынешнего века. Но Бог, предвидя все, предохраняет нас, как Отец милосердый, от всего бесполезного и Ему неугодного. А потому не смущайтесь вы и не испытывайте, почему случается не то, чего хочется, а то, чего никогда бы не хотелось. Ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее — здоровье или нездоровье. А наш долг с детской покорностью все принимать от Отца Небесного, хотя бы то было и горькое… и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя!», — или так говорить, как один старец богомудрый говаривал: «Пришла ко мне болезнь, слава Тебе, Господи! Болезнь моя увеличилась, слава Тебе, Господи! Болезнь моя сделалась неисцельною, слава Тебе, Господи! Ибо мне лучше быть на небе с Тобою, нежели с людьми на земле». А по этому примеру даруй, Господи, и вам все случающееся благодушно переносить, и за все благодарить, и Бог спасения будет всегда с вами. преподобный Антоний Оптинский (Путилов) ) Скудость во всем называют матерью здравия. Исидор Пелусиот Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия. святитель Феофан Затворник Заболевший познает цену здравия. Авва Исайя (Скитский) Если посмотреть на человека здорового и посмотреть на человека, долговременно страждущего, и рассмотреть состояние души одного и другого, то кого из них назвать блаженным или окаянным — здорового или страждущего? Например, вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние во грехах своих перед Господом Богом и перед духовным отцом и приобщались Святых Таин? Между тем здоровому человеку некогда и подумать о грехах, и если случится поговеть (подготовиться к исповеди и причастию) однажды в год, то не столько из усердия, сколько из приличия, чтоб сказать: «И я нынче говела».

http://azbyka.ru/zdorovie/citaty-o-zdoro...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 4. Из чего состоит Богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, мы с вами обсуждаем вопрос о том, КАК УСТРОИТЬ СВОЕ ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ ? Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что из себя представляет богослужение . Вы скажете, как из чего? – ИЗ МОЛИТВЫ! И… будете не правы. Богослужение состоит как минимум из четырех дел: Вспомните, об этом я говорил в своем обращении к вам (1 апреля). И это была НЕ ШУТКА! Вообще традиция обманывать 1 апреля, скорее всего, восходит к времени Христова воскресения , которое и случилось в начале апреля! И вот когда жены шли с благовестием о воскресении Господа к Апостолам , а некоторые из стражи (охранявшие гроб Христов) объявили первосвященникам о всем бывшем, т.е. что произошло землетрясение, что камень отвалился сам собою, что в гробе Христа не оказалось. А они, не вразумившись ни чудесами, бывшими во время страдания, ни тем, что по свидетельству воинов случилось при гробе, дали воинам довольно денег и велели всем рассказывать, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; И ПРОНЕСЛОСЬ СЛОВО СИЕ , Т.Е. ОБМАН, МЕЖДУ ИУДЕЯМИ ДО СЕГО ДНЯ . И буквально до сего дня, именно 1 апреля во многих европейских (т.е. христианских) странах принято никому не верить! А почему, никто толком сказать не может! Так вот 1 апреля я говорил, что богослужение монахов состояло в изучении заповедей Божиих и размышлениях над ними, молениях к Богу и псалмопении. Все это и содержится в богослужебных текстах. Чтобы полноценно совершать богослужение обязательно нужно разобраться в особенностях каждого его текста: где излагается св. Писание или сочинение псалмопевца, молитва или пересказ пережитого опыта, воспроизведение духовного ощущения или научение христианской истине? Тогда, во-первых, каждая часть службы заиграет своими красками. А во-вторых, богослужение перестанет для вас быть утомительным, и вы сможете совершать долгие богослужения (как монахи ), так как лучший отдых – это перемена занятий.

http://azbyka.ru/video/04-iz-chego-sosto...

Разделы портала «Азбука веры» С чего начать Дорогие братья и сестры! Вы находитесь на страницах ведущего мирового православного портала, содержащего около 7 терабайтов информации. Как разобраться в этом море статей, книг, тестов, аудио- и видеофайлов, не запутаться в десятках тысяч пособий? С чего начать, как системно изучать основы православного христианства, и почему именно оно истинно? Эта страница призвана облегчить как поиск конкретных материалов, так и прямого пути к исполнению заложенного Творцом смысла жизни. Вводные материалы Главные шаги на пути к Богу Осознание Действие Мы не можем преодолеть смерть и собственное несовершенство, которые обессмысливают нашу жизнь. У нашего мира есть Творец . Он всесовершенен и ни в чём не нуждается. Он желает, чтобы мы общались с Ним. В рамках разных религий  проповедуются разные, во многом взаимно противоречащие учения о Боге (в некоторых — о богах) и о пути к Нему. Благодарность Отцу Небесному. Уподобление Богу становится предметом наших деятельных устремлений. Любовь к Богу реализуется в т.ч. и через любовь к людям. Важнейшие принципы на пути к Богу Христианство — религия любви Где найти ответы на вопросы Используйте правильную терминологию для поиска: Как это называется в Церкви . Как правильно изучать Библию Ежедневное чтение Священного Писания — один из 4 столпов духовной жизни (наряду с молитвой, Церковными Таинствами и доброделанием). Библия — книга религиозная и боговдохновенная , её невозможно адекватно понять вне Церкви, которая её создала. Церковный календарь Вы можете приобрести официальный Православный церковный календарь и (или) пользоваться электронным (он значительно богаче по содержанию). Он поможет Вам войти в богослужебные , постовой и праздничные церковные круги. Учтите, что богослужебный день начинается с вечера, поэтому вечером в храме совершается служба, посвященная святому или празднику уже следующего дня. Постное время начинается и заканчивается в полночь (во время 4 многодневных постов заканчивается праздничной Литургией ). Первый день седмицы — воскресенье. Неделя (с большой буквы) — это воскресенье. О духовной жизни

http://azbyka.ru/s-chego-nachat

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010