Явственно сея притчи толкование: земледелец есть священного Евангелия проповедник и учитель, семя слово Божие; сеется оно преизобильно во святой Божией Церкви; но из него некоторая часть падает яко бы на дорогу, на некиих Христиан, кои ничего не внимают, от чего оно презирается и расточается. Иная яко бы на камень, на некоторые ожесточенные сердца, от чего оно ни окореняется, ни действует, иная яко бы в терние, на некоторых людей житейскими попечениями обремененных, от чего оно остается безплодно. Небольшее число попадает из него, аки на добрую землю, на некоторые души Богобоязливые, кои слушают слово Божие с радостию, кои его сохраняют с прилежностию; и тут-то только производит оно многосугубый плод спасения; а доколе оно до сего места дойдет? то многий между тем убыток Земледельцу, великая трата семени. Мне же жаль как семени пропадающего, так и земледельца себе убыток несущего: но несравнительно больше я сожалею, и наипаче от сердца воздыхаю, и безутешно плачу о том, что в несчастливые нынешние времена нет ни земледельца, да что и семя почти совсем перевелося. То есть, что не находится проповедника и учителя Евангельского, и престало всячески слово Божие, от чего таинственная нива Церкви Христовой запустела вовсе, потому что она ни пашется, ни засевается никогда. И где было прежде урожалось либо много, либо мало пшеницы доброй, плода праведного, для собирания в житницы Царствия небесного; ныне там не родится кроме терния, волчцев, плев, древ безплодных, кроме одного только хвороста и дряни, на раскладывание огня вечныя муки. Чего ради хочу я ныне, по поводу сегоднешней притчи вам доказать: первое, сколь есть нужен и сколь полезен в Церкви Христовой земледелец сеющий, да также и семя сеемое; то есть проповедник и учитель Евангелия, и Евангельская проповедь , слово Божие, поучение. Второе, какое тому помешательство, что не бывает плода душевного спасения? Причемъпрошу Духа Святого, яко впервые еще мне, на сем священном амвоне к Богохранимым здешним жителям беседующему, дабы семени сегоднешния Евангельския проповеди , кое я посею, не допустил Он упасть ни на дорогу, ни на камень, ниже в терние; но всему на землю добрую и благую, чтобы оно принесло духовный плод сторично. Имеяй уши слышати да слышиш 191 . Часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Слово в первую неделю св. Великого поста 43 Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Нет человека, который не имел бы греха; нет человека, которому не нужно было бы исправление. Есть праведники на земле, но и те, как говорит Слово Божие, падают седмирицею в день ( Притч.24:16 ). Есть избранные Божии, но и те чувствуют в себе ин закон, который воюет противу закона ума, и делает их пленниками греха ( Рим.7:23 ). Время поста есть время исправления. Кто же из нас, братие, не позаботится во дни сии о своём исправлении? Кому не нужно исцеление души от болезней греховных? Но чтобы исправиться, выздороветь душою, и встать с ложа греховного, нужно вникнуть в себя самого, и рассмотреть все дела свои. Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Познание самого себя есть вступление в покаяние, а изменение себя в нового человека после раскаяния в прежних грехах есть истинное покаяние. Вот предмет беседы моей с вами, братия, предмет и настоящему времени приличный, и нужный для каждого, кто чувствует нужду в исправлении себя. Самопознание весьма нужно. Кто не имеет оного, или имеет, но неверное, тот никогда не исправится. В самом деле, что заставит его стараться о исправлении своих недостатков и своих слабостей, когда он не знает об них, или даже считает их совершенствами? Какая будет ему нужда заботиться о приобретении того, чем, по его мнению, он уже владеет, или о восстании из бездны, из которой, кажется ему, он давно уже вышел? Кто слеп, тот не видит чёрных пятен на своей одежде: для него всё равно, чиста ли она, или нечиста, блистательна ли, или не блистательна. Итак, кто не знает своих наклонностей, своих привычек, своих грехов, тот не переменит ни мыслей своих, ни поступков. Одно самопознание открывает, что в нём бело и что чёрно, что добро и что зло; без него что заставит нас исправиться в поведении? Испытывайте самих себя, увещевал апостол коринфян, в вере ли вы, самих себя исследуйте ( 2Кор.13:5 ). Не так же ли увещевает ныне и нас св. Церковь ? Для чего учреждён пост, как не для умерщвления страстей? Для чего нужно их умерщвление, как не для лучшего испытания совести? Для чего учреждено ныне особенное богослужение, особенные молитвы с земными поклонами, с коленопреклонением, как не для возбуждения в нас чувства своей греховности? Для чего сие чувствование, как не для большего сокрушения о грехах? – Всё сие говорит нам прямо: да искушает человек себе. Спаситель наш некогда упрекал учеников Своих в недостатке самопознания, когда они не знали о себе, какою духа были ( Лк.9:55 ). Не паче ли обличит нас своим словом чрез нашу совесть, если приступим к таинствам Покаяния и св. Причащения недостойно, без приуготовления и размышления?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

     Ступенями Великого Поста Господь ведет нас к узнаванию другой, новой, глубокой, молитвенной жизни. Жизни, полной благодарения, тишины, радости, сердечного мира, в которой каждый новый день пронизан ароматом Тайны Божественной Любви. Господь хочет, чтобы мы были включены в настоящую полноводную, благодатную духовную жизнь, которая начинается здесь и сейчас и простирается в Вечность! Падая и вставая вновь, разбивая в кровь колена своего сердца, человек призван всю жизнь учиться. Учиться верить. Учиться плакать и радоваться. Учиться молиться и думать. А главное - учиться любить. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том - для чего жить». Крест Христов напоминает нам о том - для чего нам дана жизнь. А правда, для чего? Чтобы еще здесь на земле, как говорит блаженный Августин, «насытиться адом.... зарасти бурьяном темной любви»? Бессмысленно ходить по улицам своей жизни, теряя годы, теряя время, теряя самого себя? У Данте в аду есть образ бегущих, которые наказаны тем, что все время должны бежать, сломя голову. Есть такая внутренняя суета, внутренний бег, который нас изматывает страшнее, чем бег физический внешний. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит про Евангелие, написанное им: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20,31). Крестная Жертва - это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца, вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя от Воплощения и до Вознесения является Домостроительством и имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва - это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12,27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности! Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5,8). Крестная Жертва - это проявление великой, неистощимой Божественной Любви к человеческому роду: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Распростертые на Кресте длани Спасителя обнимают весь мир, все концы Вселенной. В этих объятиях - все человечество, каждый из нас! «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? - вопрошает святитель Иоанн Златоуст. - Для того, чтобы примирить с Собой людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным». А избранным становится тот, кто отвергшись себя, берет свой крест и следует за Христом.

http://pravoslavie.ru/102046.html

16 июня 1849 скончалась семилетняя дочь наследника престола, будущего императора Александра II, великая княжна Александра Александровна. К святителю Филарету обратились с просьбой указать какую-нибудь молитву, которой бы могла подкреплять себя безутешная мать. Молитва , высланная императрице, позднее стала известна как « Ежедневная молитва митрополита Филарета », и под таким названием неоднократно переиздавалась как до революции, так и в наши дни 1 . Между тем, текст ее вовсе не принадлежит святителю. Молитва представляет собой перевод Фенелонова размышления на текст Евангелия от Луки «Господи, научи нас молиться...» ( Лк.11:1 ). В русском издании сочинений Фенелона 1799 года текст читается так: «Господи! Я не знаю, чего просить у Тебя должно. Тебе одному известно, что для нас потребно. Ты лучше любишь меня, нежели я сам себя могу любить. О Отче! Дай сыну Твоему то, чего он сам просить не умеет. Я не смею просить ни крестов, ни утешений, а предоставляю токмо себя и открываю Тебе сердце мое. Воззри на мои нужды, кои мне неизвестны; воззри и сотвори по милосердию Твоему. Поражай или исцеляй; угнетай или восставляй меня; я чту все твои изволения, не познавая их; молчу, жертвую собою, предаюся Тебе. Нет у меня иного желания, кроме исполнения воли Твоея. Научи меня молиться; молися Сам во мне» 2 . Для сравнения приведем и святительский текст: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь». Интерес свт. Филарета к творчеству этого французского автора засвидетельствован и келейным дневником святителя. Там, в записях за март 1827 года, находятся следующие выписки из важнейшего для понимания богословия Фенелона сочинения «Изъяснение мыслей святых о внутренней жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Беседа на Богоявление Господне. Святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Мужи, возлюбленные Христу и любящие общение и братство! Удостойте благосклонного вашего внимания мою беседу, и, отверзши слух свой, как бы некие двери, приимите слово мое и внемлите моей спасительной проповеди о крещении Иисуса Христа, совершившемся на реке Иордане, дабы вам сильнее возлюбить Господа, низшедшего к нам до такой степени. Хотя торжество Богоявления или откровения Спасителя нашего прешло уже; но благодать его всегда пребывает. Посему постараемся ею насытить и усладить ненасытимые сердца (в делах спасения такая ненасытимость похвальна). Итак, прейдем все из Галилеи в Иудею и изыдем вместе со Христом: ибо блажен тот, кто шествует вместе с Путем жизни. Изыдем, – и мысленными стопами достигнем Иордана, чтобы зреть, как Тот, Кто не имеет нужды в крещении, крещается от Иоанна Крестителя, дабы даровать нам благодать Крещения. Изыдем, – и узрим образ нашего возрождения, который напечатлелся в сих водах. Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него ( Матф. 3:13 ). Какая кротость и смирение Господа! Какое снисхождение! Небесный Царь приходит ко Иоанну – Своему Предтече, не будучи окружен воинством Ангельским, и не предпосылая пред Собою вестников, т. е. бестелесных Сил; но, подобно простому и обыкновенному воину, Он приходит к собственному Своему воину, приступает к нему как бы кто-нибудь из среды простого народа; в числе пленников обретается Искупитель их и Судия; к погибшим овцам присоединяется добрый Пастырь, Который ради заблуждшей овцы низшел с неба, и между тем не оставил неба; с плевелами смешалась небесная пшеница, произросшая без человеческого семени. Иоанн Креститель, увидев Его, узнал, что это действительно – Тот Самый, Которого он исповедал и почтил, быв еще во чреве матери, ради Которого он так рано, преступив пределы естества, взыгрался в матерней утробе. Опустив свою руку, и преклонив свою главу, как возлюбленный раб Господень, Иоанн сказал Ему: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:14 )? „Что делаешь Ты, Господи? Для чего превращаешь порядок вещей? Для чего, наравне с рабами, от раба Твоего просишь того, что свойственно рабам? Для чего желаешь получить то, в чем не имеешь нужды? Для чего меня, Твоего раба, Ты подавляешь столь великим снисхождением и смирением? Аз требую Тобою креститися: но Ты не имеешь нужды креститься от меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

У одной молодой семьи где-то на Западе в первой половине ХХ века заболел менингитом 4-летний ребенок. Доставив его в больницу, родители вернулись домой, как вдруг поздно вечером зазвонил телефон. По рассказу матери, телефон звонил четырнадцать раз, прежде чем она нашла в себе мужество поднять трубку. И действительно, звонил врач из больницы и просил их срочно приехать. Глава 1. Таинство Исповеди — Батюшка, у меня нет духовного отца… — А для чего он вам нужен? В ответ — молчание. Исповедь — один из первых шагов, который мы делаем, находясь в Церкви. Сознательная церковная жизнь начинается с подробной исповеди в прежних грехах. Мы каемся перед Святым Причащением, а также независимо от того, причащаемся ли, когда наша совесть нас обличает. Однако, чтобы не лишить себя плодов исповеди, важно помнить, для чего она нам дана и от чего исповедь теряет силу. Исповедь — не средство для того, чтобы «выговориться» Людмиле (все имена, приведенные в подобных историях, изменены) — молодой женщине, хлебнувшей в жизни горя, — посоветовали пойти на исповедь, чтобы тем самым попросить Божией помощи в решении ее бесконечных Подруга познакомила ее с отцом Виктором — молодым, терпеливым, участливым иеромонахом. Первая исповедь привела Людмилу в восторг. Наконец-то нашелся человек, который ее выслушал! Затем последовала другая, и еще, и еще… Вскоре Люда освоилась в храме и поближе познакомилась с отцом Виктором. Своим знакомым она рассказывала о долгих беседах с ним во время исповеди. Слушать это было довольно странно — трудно было понять, где же там была исповедь? Наконец, один собеседник спросил ее: «А чего вы ждете от исповеди?» — «Человек должен рассказать кому-то то, что у него на душе, — ответила Людмила.— Поэтому я все рассказываю отцу Виктору. Все, даже то, что не имеет отношения к исповеди. И я считаю, что он все равно должен меня слушать». Добавлю, что сама Люда — по ее же рассказам — больше говорила, чем слушала. «Батюшка ругается на меня, — говорила она, — но я все равно…» Или: «Он стал говорить мне какие-то странные вещи… Не понимаю». Излишне и говорить о том, что проблемы, с которыми она пришла в храм, толком не разрешились. На слова той же подруги, что человек должен изменить самого себя, а для этого приходится кое в чем ограничивать свои желания, Людмила ответила, что «растаптывать саму себя она не собирается» и «достаточно того, что это – делали другие».

http://pravmir.ru/chtoby-s-nami-byl-bog-...

Зачем читать Ветхий Завет? Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 17 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 Блажен, кто, Библии страницы пробегая, Высокий смысл их разумел. Но лучше во сто крат, о смертный, не родиться, Чем строки дивные надменно отвергать! Байрон Вспоминается один случай из моей жизни. Он был связан как раз с тем вопросом, что вынесен в заглавие данной статьи. Однажды мной был приглашён потенциальный покупатель нашей квартиры, чтобы внимательно её осмотреть. Однако, чего я даже и не ожидал, он был настолько внимателен, что рассмотрел на моём письменном столе раскрытую Библию. Священное Писание же лежало открытым на книге пророка Иеремии. Покупатель обратил на это своё внимание и, между прочим, спросил: “Вы любите читать Библию?”. Я подтвердил это и сообщил ему, что эта книга является темой моей будущей работы. Однако мой собеседник глубоко посочувствовал мне и добавил: “И зачем это надо копаться в такой старине?”. Покупатель ушел. Я затворил за ним входную дверь, за которой скрылся другой менталитет, скрылись другие ценности, наконец, другой образ жизни. В доме наступила тишина. По уходе этого человека я задумался; этот вопрос достаточно меня затронул. Наверняка у этого человека и Новый Завет вызовет ту же самую реакцию, какая только что была выражена в адрес одной из ветхозаветных книг. Думаю также, что и ответ, содержащийся в этой статье, не произвёл бы на него должного впечатления. Однако этот визит побудил меня дать ответ на поставленный вопрос прежде всего самому себе. Ведь действительно, как справедливо заметил Питер Крифт 1 , нет бессмысленней ответа, чем тот, которому не предшествует вопрос. Итак, прежде всего сформулируем вопросы. Зачем понадобилось размышлять над столь древней, пусть даже включённой в состав Священного Писания, книгой под именем пророка Иеремии? Зачем переворачивать пласты глубокого прошлого судьбы еврейского народа? Для чего понадобилось разглядывать личность еврея, носящего имя Иеремия? Быть может, это старомодно, как “пища” богословской науки XIX века? Далее, для чего христианину вообще задерживать своё внимание на книгах Ветхого Завета? Ведь обошёлся же евангелист Марк при написании Евангелия без ветхозаветной базы. Он, как и апостол Павел, не стал обременять слушающих, например, законом Моисея. Наконец, сама Церковь сегодня возвышается над землёй как Тело Христово, и каждый желающий, вступая в Завет со Христом, может войти в неё. Если, к примеру, Иеремия указывал: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (Иер 31:31), то Христос уже говорит: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:28). Тогда — обещание, теперь — исполнение. Тогда народ Божий кочевал по пустыням и странам преселения, ища себе упокоения в Земле обетованной, теперь же, вступивший в Новый Завет, пребывает в корпусе Христова строения. Для чего же обращаться к тени?

http://pravmir.ru/zachem-chitat-vethiy-z...

Оглавление Блажен, кто, Библии страницы пробегая, Высокий смысл их разумел. Но лучше во сто крат, о смертный, не родиться, Чем строки дивные надменно отвергать! Байрон Вспоминается один случай из моей жизни. Он был связан как раз с тем вопросом, что вынесен в заглавие данной статьи. Однажды мной был приглашен потенциальный покупатель нашей квартиры, чтобы внимательно ее осмотреть. Однако, чего я даже и не ожидал, он был настолько внимателен, что рассмотрел на моем письменном столе раскрытую Библию. Священное Писание же лежало открытым на книге пророка Иеремии. Покупатель обратил на это свое внимание и, между прочим, спросил: «Вы любите читать Библию?». Я подтвердил это и сообщил ему, что эта книга является темой моей будущей работы. Однако мой собеседник глубоко посочувствовал мне и добавил: «И зачем это надо копаться в такой старине?». Покупатель ушел. Я затворил за ним входную дверь, за которой скрылся другой менталитет, скрылись другие ценности, наконец, другой образ жизни. В доме наступила тишина. По уходе этого человека я задумался; этот вопрос достаточно меня затронул. Наверняка у этого человека и Новый Завет вызовет ту же самую реакцию, какая только что была выражена в адрес одной из ветхозаветных книг. Думаю также, что и ответ, содержащийся в этой статье, не произвел бы на него должного впечатления. Однако этот визит побудил меня дать ответ на поставленный вопрос прежде всего самому себе. Ведь действительно, как справедливо заметил Питер Крифт 1) , нет бессмысленней ответа, чем тот, которому не предшествует вопрос. Итак, прежде всего сформулируем вопросы. Зачем понадобилось размышлять над столь древней, пусть даже включенной в состав Священного Писания, книгой под именем пророка Иеремии? Зачем переворачивать пласты глубокого прошлого судьбы еврейского народа? Для чего понадобилось разглядывать личность еврея, носящего имя Иеремия? Быть может, это старомодно, как «пища» богословской науки XIX века? Далее, для чего христианину вообще задерживать свое внимание на книгах Ветхого Завета? Ведь обошелся же евангелист Марк при написании Евангелия без ветхозаветной базы. Он, как и апостол Павел, не стал обременять слушающих, например, законом Моисея. Наконец, сама Церковь сегодня возвышается над землей как Тело Христово, и каждый желающий, вступая в Завет со Христом, может войти в нее. Если, к примеру, Иеремия указывал: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет ( Иер 31:31 ), то Христос уже говорит: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф 26:28 ). Тогда — обещание, теперь — исполнение. Тогда народ Божий кочевал по пустыням и странам преселения, ища себе упокоения в Земле обетованной, теперь же, вступивший в Новый Завет, пребывает в корпусе Христова строения. Для чего же обращаться к тени?

http://bible.predanie.ru/diakon-roman-sh...

преподобный Ефрем Сирин ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИАНИНА 1. УВЕЩАНИЕ К ПОКАЯНИЮ И СОДЕВАНИЮ СПАСЕНИЯ (т. I, стр. 55–131) 1. Придите, возлюбленные, займемся куплею, пока еще длится день купли. Придите, приобретем вечную жизнь, купим спасение душ наших. Возьмемся за прекрасную мысль, возжелаем Царства и рая. 2. Подвизайтесь в этот «единонадесятый час»; спешите, чтоб не остаться вне затворенных дверей. Вечер близко и Мздовоздаятель идет с великой славою воздать каждому по делам его. Покаемся, братие, пока есть время. 3. Послушайте, что говорит Господь: «радость бывает на небесах о едином грешнице кающемся» ( Лук. 15, 10 ). Для чего предаешься нерадению, грешник? Для чего влагаешься в нечаяние? Если на небе бывает радость, когда каешься; то чего тебе страшиться? Ангелы радуются, а ты предаешься нерадению? Архангел возвещает покаяние, – а ты будешь бояться? Нераздельная поклоняемая Троица призывает тебя, а ты воздыхаешь! 4. Поплачем не много здесь, чтоб не плакать там, вечно мучась. Пришествие Христово внезапно, как страшная молния. В оный час каждый воспримет по делам своим; каждый пожнет, что посеял. Все непокровенными предстанем судилищу Христову, – и каждый даст Судье ответ за себя. В тот час никто никому не в состоянии помочь. Каждый со страхом и трепетом будет стоять в ожидании услышать Божий приговор. 5. Для чего оставляем в небрежении Святое Писание и Слова Христовы? Слышите, что говорит Господь: «слово, еже глаголах, то судит вам в последний день» ( Иоан. 12, 48 ). Какое это Слово? Святое Его Евангелие и прочие Святые Писания Св. Пророков и Апостолов. Не будем же оставлять в небрежении написанного. «Ибо небо и земля мимоидут, словеса же Христовы не мимоидут» ( Мф. 24, 35 ). 6. Придите же, возлюбленные, ввергнем себя в море щедрот Божиих, пока не наступил тот страшный день. Сам Бог призывает нас: «придите ко Мне вси... и Аз упокой вы» ( Мф. 11, 28 ). Всех приглашает; ибо всем хощет спастись. Не колеблись никто; ибо говорит – «грядущего ко Мне не изжену вон» ( Иоан. 6, 37 ). – А грядущий к Нему кто есть? Кто слушает Слово Его и заповеди Его исполняет. Послушаем же и повинемся Ему: ибо «страшно впасть в руки Бога живого» ( Евр. 10, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

63–64. С чего начать? Святое дело – покаяние, и время к тому самое благоприятное – Великий пост . Но с чего начать?.. Вот мы до чего дожили: считаем себя христианами всю жизнь, а быть на деле христианами еще и не начинали! Значит, проснулась совесть христианская, рванулась душа-христианка к Богу и видит, что еще и шага не сделано ею к Тому, Кто давно ждет ее, зовет и влечет к Себе – с любовью выше материнской, с любовью бесконечной. Прислушайтесь сердцем к этому нежно любящему голосу: приидите ко Мне вси труждающиися, приидите ко Мне все душою смущенные, сердцем тоскующие, приидите обремененные грехами, измученные суетой житейской: всех вас Я успокою, всем пролью в сердце мир и отраду, всем дам то счастье, которого так давно, но так напрасно вы ищете. Полно вам мучить себя подобно капризным детям, которые упорно отказываются исполнить волю родителей, хотя всем сердцем чувствуют, что именно в этой воле – их счастье, их радость: только вот смириться не хочется, сознаться в своем упорстве, в своем своеволии. Но ведайте, если не будете, как дети, если не смиритесь, не сломите свою самость, то не будете способны и войти в царствие Божие. Итак, первое, что нужно, чтобы стать христианином, это – подобно блудному сыну притчи Христовой – «войти в себя», сознать свое греховное погибельное для души состояние, свою нищету, наготу духовную, беспощадно оттолкнуть от себя всякое самооправдание, всякое саможаление и, в таком состоянии духовной скудности и худости, повергнуть себя к стопам Господа и Спасителя в таинстве покаяния. Вспомните Петра, начавшего утопать в волнах бушующего Галилейского моря, вспомните его отчаянный крик с простертыми ко Господу руками: «Господи, спаси меня, погибаю!» ( Мф.14:30 ). Вот образ грешника, познавшего свое погибельное состояние. Но не отчаяние должно звучать в его вопле у подножия креста Господня, а крепкая вера, что Господь затем и пришел, чтобы грешников спасти, от них же первый есть каждый из нас. Одной капли крови Господней было бы достаточно, чтобы искупить грехи всего мира, а ее пролились целые потоки: ее ли не достанет для омовения твоих грехов? Грехи всего мира – горсть песку, брошенная в бесконечное море Божия милосердия: твои ли грехи могут победить это милосердие?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010