БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - ноябрь 2008 г.   Церковь все время проповедует о любви, и все люди по естеству своему ищут любви. Почему же проповедь Церкви так мало достигает цели? Почему почти у всех такое уныние, даже если оно порой прикрывается наружной веселостью? Очевидно, оттого что у людей нет чего-то самого главного, без которого жизнь - не жизнь. Я знаю, в Писании сказано, что «по причине умножения беззаконий, охладеет во многих любовь». Но это, наверное, относится в основном к неверующим, к внешним. Ну а в Церкви-то, почему нередко тоже так? Л. Ванчугова, г. Магнитогорск Человеческая жизнь ярко и убедительно показывает, что искание любви - первозданно в нас. Достаточно спросить самых разных людей о наиболее глубоких их устремлениях. Чего хочет человек больше всего, чего ищет он, что является движущей силой его жизни? Несомненно, что цели у всех могут быть неодинаковы: для кого-то важнее всего политика, для кого-то - его профессия, для других - литература, искусство, спорт и т.д. На самом же деле, если взглянуть повнимательней, - то, что ищут все и каждый, сколь бы разнообразными ни были их устремления, это одно и то же - бесконечно простое и бесконечно глубокое: любить и быть любимым. У всех - у богатых и бедных, у юных и пожилых, у самых талантливых и самых обыкновенных можно найти сознательную или бессознательную жажду любви, истинной, подлинной, той, которая не знает ни старения от времени, ни риска случайностей вследствие человеческой немощи. Мы знаем, сколько существует в жизни подмен. Но самое главное для человека знать, что он Богом любим. Что бы это ни стоило, мы должны пробиться к самому главному знанию. Бог сотворил нас по образу Своему и подобию. И потому все отношения между людьми - раскрытие тайны, о которой апостол Иоанн Богослов говорит, что мы призваны любить друг друга так, как Бог любит нас. Христианин это тот, кто верует в любовь Божию. «Мы уверовали в Его любовь», - говорит Писание. Христианин верует, что он любим Богом - лично, единственным и неповторимым образом. Быть верующим значит быть верным, тем, кто стремится ответить на любовь Божию, всегда исполненную верности. Все Писание свидетельствует о непоколебимости Божией любви. Только этим знанием может измеряться все наше покаяние, только от него обретаем мы мужество в испытаниях. Свою верность Творец являет не только в нашей каждодневной жизни, но также в любви, дарующей нам освобождение от зла и смерти.

http://moral.ru/dom_1108.html

Беседа 45 «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано». ( Мф. 13:10–11 ) Изъяснение 13:10–23. Благоразумие учеников. – Благодать не уничтожает свободы. – Иудеи сами были причиною того, что не понимали учения Христова. – Христос хотел их обращения и спасения. – Грех не есть дело природы или необходимости. – Многообразие путей спасения. – Увещание к милостыне и сострадательности к бедным. ДОСТОЙНО удивления, что ученики, несмотря на сильное желание узнать, почему Иисус Христос говорит народу в притчах, разбирают время, когда предложить этот вопрос. Они делают это не при всех, как показал Матфей, говоря: «И, приступив». А что объяснение мое не есть догадка, это открывает яснее Марк, когда говорит, что ученики приступили к Нему, когда Он был один ( Мк. 7:17 ). Так надлежало поступить и братьям, и Матери Его: не вызывать Его из дома и не выставлять себя. Заметь также и великую любовь учеников, – как много они заботятся о других, и сперва ищут их пользы, а потом уже своей. «Для чего, – говорят они, – притчами говоришь им»? Они не сказали: для чего Ты нам в притчах говоришь? И в других случаях они часто обнаруживают любовь свою ко всем, – например, когда говорят: «отпусти народ» ( Лк. 9:12 ), и также: «Знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились» ( Мф. 15:12 )? Что же отвечает им Христос? «Вам, – говорит Он,– дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано». Он это сказал, не указывая на какую-либо необходимость, или на простое и случайное некоторых избрание, но показывая, что слушающие сами причиною всех зол, и вместе желая открыть, что разумение тайн царствия есть дар благодати, ниспосылаемой свыше. Впрочем, хотя это и дар, однако этим не уничтожается свобода, как видно из последующих слов. А чтобы одни не предались отчаянию, а другие беспечности, слыша, что им дано разуметь тайны царствия, смотри, как Он показывает и тем и другим, что это первоначально зависит от нас: «Ибо кто имеет, – говорит Он,– тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» ( Мф. 13:12, 25:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 82 «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». ( Мф. 26:26–28 ) Ослепление предателя. – Для чего Христос совершил таинство Евхаристии во время пасхи. – Значение таинства. – Для чего Христос ел и пил по воскресении. – Своим примером Христос научает начинать и кончать трапезу молитвой. – Страх и бегство учеников служат доказательством смерти Спасителя. – Почему Христос попустил падение Петра. – Для спасения необходимы как благодатная помощь, так и собственное старание. – Как должно смотреть на таинство. – В Евхаристии дается вкушение Христа. – Величие благодеяний таинства требует соответствующего расположения от приступающих. – Увещание служителям таинства испытывать достоинство причащающихся. 1. О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся. Это показывает Иоанн ( Ин. 13:27 ), когда говорит, что после этого вошел в него сатана, не потому, что пренебрегал телом Господним, но издеваясь над бесстыдством предателя. Грех его велик был в двояком отношении: и потому, что он с таким расположением приступил к тайнам, и потому, что, приступивши, не вразумился ни страхом, ни благодеянием, ни честью. Христос не препятствовал ему, хотя и знал все, чтобы ты познал, что Он не оставляет ничего, что служит к исправлению. Поэтому и прежде, и после этого непрестанно вразумлял и удерживал предателя и словами, и делами, и страхом, и угрозами, и честью, и услугами. Но ничто не предохранило его от жестокого недуга. Вот почему Христос, оставив, наконец, его, чрез тайны опять напоминает ученикам о Своей смерти, и на вечери беседует о кресте, чтобы чрез частое предсказание сделать для них Свое страдание удобоприемлемым. Действительно, если они после стольких событий и предсказаний смутились, то чего не потерпели бы, если бы ничего такого не услышали? «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Историю о расслабленном, чтенную в нынешнем Евангелии, не токмо Евангелист Марк представляет, но и Матфей и Лука ( Мф.9 и Лк.5 ). Богодухновенный Марк, писавший свое Евангелие после Матфея, упоминает в истории и о других некоторых обстоятельствах, от Матфея не упомянутых, так, как и Богоглаголивый Лука иногда поступал. Так, например, Матфей написал, яко оное чудо сотворил Иисус Христос в Своем граде: но Марк означил и имя града, пиша, яко град сей нарицался «Капернаумом» ( Мк.2:1 ). Матфей кратко описал, яко расслабленного принесли к Иисусу Христу, лежащего на одре ( Мф.9:2 ): но Марк, пространнее описывая сие происшествие, равно и Лука, показывают и то, что творили носившие расслабленного для того, чтобы представить его пред Иисусом Христом ( Лк.5:18 ). Когда паки пришел, пишет священный Марк, Иисус в Капернаум, и услышали, яко Он вшел в некий того града дом, то толикое множество тамо собралось людей слушать небесное Его учение, что за множеством народа, при дверях того дома бывшего, носившие расслабленного не могли приближиться к Иисусу Христу. Почему взошли на кровлю того дома, неся с собою и тот одр, на котором лежал расслабленный: и раскрыв кровлю, ниспустили расслабленного с его одром и поставили пред Спасителем нашим. Из чего ясно видеть можно, что как расслабленный, так и носившие его, великую имели во Иисуса Христа веру. Ибо если бы точно они не надеялись получить исцеления, ни расслабленный бы сего терпеть не согласился, ни носившие его не предпринимали бы толикого труда, чтобы возносить его на кровлю, и оттуда паки ниспускать с тем его одром, на котором он лежал. Чего для и Евангелист написал тако: «видев же Иисус веру их» ( Мк.2:5 ). Сверх сего, Матфей упомянул о том только, что Иисус Христос узнал помышления книжников: «и видев Иисус помышления их» ( Мф.9:4 ). Марк же показал и то, каким образом Господь Иисус видел и уразумел тех помышления: «и абие», пишет, «разумев Иисус Христос Духом Своим, яко тако тии помышляют в себе» ( Мк.2:8 ). Упомянул же о сем Божественный Марк для того, что Иисус Христос не был токмо человек святой и исполненный благодати Божией, но был Сын Божий, истинный Бог и человек. Ибо прорицательную и предусмотрительную благодать имели и Пророки, и многие из святых, предусматривавшие будущее и узнававшие человеческие мысли: но могли видеть не своим духом, но по дару Святого Духа, просвещавшего разум их. Иисус же Христос не по благодати Духа, но самым Святым Духом в Нем и с Ним сущим, «яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне» ( Кол.2:9 ), и есть Сын и Слово Божие, неразлучен от Отца и Святого Духа. Чего для ведал помышления книжников не по благодати и действию Всесвятого Духа, но Самым Святым Духом, неотдельным и неразлучным от единого Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

О.Д. Лада Скачать epub pdf О Церковном пении вообще. Для чего употребляется пение (Из Беседы на 41-й псалом). Святитель Иоанн Златоуст Для чего употребляется пение? Послушай. Бог , видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. Природа наша так услаждается песнями и стройными напевами и имеет к ним склонность, что и грудные дети, когда плачут и бывают неспокойны, усыпляются ими. Кормилицы, нося их на руках и ходя взад и вперед, напевают им какие-нибудь детские песни и тем погружают в сон глаза их. Часто и путешественники, в жаркий полдень погоняя вьючных, продолжают путь с пением, и этими песнями облегчают тягость путешествия. И не только путешественники, но и земледельцы, выжимая виноградный сок, собирая или очищая виноград, или делая что-нибудь другое, часто также поют. И мореплаватели, работая веслами, делают то же. Даже и женщины, когда прядут и спутавшуюся пряжу расправляют гребнем, иногда каждая порознь, а иногда все вместе поют какую-нибудь песню. Все же: и женщины, и путешественники, и земледельцы, и мореплаватели – делают это для того, чтобы пением облегчить трудность работы, так как душа при звуках стройной песни легче может переносить скуку и труд. Поэтому, так как душа наша имеет склонность к этому роду наслаждения, то дабы злые духи введением развратных песен не испортили всего, Бог для ограждения от них установил псалмы, от которых бывает и удовольствие и вместе польза. От мирских песен может произойти вред, погибель и много других зол, потому что все то, что есть в них дурного и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Напротив, духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святой скоро нисходит в душу, поющую эти песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf О смысле жизни 28 На прошлой беседе мы с вами говорили о том, что необходимо быть смиренными, покорными воле Божией. Даже если человек не понимает, для чего он создан, но слушается Бога и, если можно так выразиться, верит Ему, то чувствует осмысленность своего существования. Да и сама вера в Бога уже придает жизни человека смысл: он служит Господу всей душой, всем своим существом и не задается вопросом «для чего живет человек?» Поэтому прежде всего нужно стремиться к тому, чтобы твоя собственная жизнь была наполнена смыслом, чтобы она имела значение. А уже из своего опыта ты сможешь судить и о других людях и понять, для чего вообще создан человек. Отчего у человека возникает вопрос о смысле жизни? От внутренней пустоты, от того, что человек лишился благодати. Этим вопросом может задаваться как человек неверующий, то есть совершенно лишенный действия благодати, так и верующий, но по какой-то причине – из-за грехов, из-за суетности – опустошившийся. Тогда в нем воскресает сомнение; словно из небытия возникает то, что будто бы уже окончательно ушло из его души, то, что в минуты блаженства казалось ему забытым. Так было с апостолом Петром: во время преображения Спасителя на Фаворе он ни о чем земном не помышлял, но прошло какое-то время, начались искушения, в особенности во время Гефсиманской ночи, и он даже трижды отрекся от Господа. Получается, что, в зависимости от того, присутствует ли благодать в душе человека или по каким-то причинам уходит, человек понимает смысл жизни или перестает его понимать. Когда благодать действует в душе человека, в его уме, то ему кажется, что он все понял и может это объяснить, все для него становится ясным, четким, определенным. Но благодать человека оставляет – и у него опять недоумение, все путается, прежние убедительные доводы кажутся теперь совершенно неубедительными, какими-то легкомысленными. Человек пытается найти новые аргументы, но он их не найдет, пока в его душе снова не начнет действовать благодать: тогда, может быть, первоначальные доводы вновь покажутся вескими или же в его уме появятся новые рассуждения, новые доказательства. Не от собственных усилий, подчеркиваю, а от действия благодати. Мы знаем, что святые отцы, писавшие на догматические и нравственные темы или вступавшие в полемику с язычниками и безбожниками, приводили множество всевозможных доводов, с помощью которых убеждали людей в истинности православного вероучения, необходимости нравственной жизни. Находить эти аргументы им удавалось не только потому, что они были чрезвычайно умными людьми, но и потому, что благодать Божия их вразумляла, придавала им особенное вдохновение, как бы окрыляла их ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf Часть третья. Молитва Что такое молитва Как уже сказано выше, добродетели по своей сути – это отблеск свойств Самого Бога в тварном мире. А раз так, то исполнить их правильно без помощи Творца невозможно. А как получить эту помощь, если ее не попросить? Отсюда становится понятной необходимость молитвы. Но что же такое молитва? Один из величайших молитвенников Православия, святой Иоанн Лествичник , так определяет эту добродетель: «Молитва по качеству своему есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дочь слез (матерь – потому что молящийся начинает видеть свои грехи, от чего рождается плач; дочь – потому что плач углубляет молитву и делает чистой от всякой посторонней мысли – примприм. авт.), умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение сражений (с демонами), дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселье, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница даров, невидимое преуспевание, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспевания, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы». Неудивительно при таком значении молитвы ее место в жизни христианина. Заповедь апостола Павла требует непрестанной молитвы: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5, 17 ). Все дела христианина сопровождаются молитвой. С молитвы начинается каждый день, ею же он и заканчивается. Перед едой и после еды, перед началом доброго дела и после его завершения мы молимся Господу. В идеале молитва должна стать для нас как дыхание. Она будет сопровождать нас и за пределами этой вселенной. Виды молитвы Понятно, что существуют разные виды молитв для разных случаев жизни. Самым распространенным и самым простым видом молитвы является просительная. Христос обещал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Ин. 14, 13–14 ). Эти слова – не пустой звук. Христиане на собственном опыте знают, как помогает Бог тем, кто обращается к Нему. Мы просим и прощения грехов, и помощи в добродетелях, и решения наших повседневных забот, ведь для Бога нет ничего невозможного.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

319. Беседа по освящении храма Святителя Алексия, в Рогожской слободе (Говорена января 22; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.) 1856 год Помяни, Господи, Давида и всю кротость его ( Ncaл. CXXXI. 1 ). Сими словами начинается один из псалмов, поемых во время освящения храма. Кто это поминает Давида? Для чего поминает? Что значит сей псалом? И для чего Богомудрые Отцы наши заповедали нам петь его при освящении храма? – Сии вопросы благовременны теперь, и могут вести нас к полезным размышлениям. «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Кто ж это в псалме поминает царя Давида? – Должно думать, что это сын его, царь Соломон. К сей мысли ведут следующие слова сего псалма: «воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» ( Пс.131:8 ). Слова сии относятся к освящению храма иерусалимского. В освящении его важнейшее действие было то, что руками священников внесен в оный кивот завета Господня с Богоначертанными скрижалями заповедей, и поставлен во внутренней, главнейшей части оного, подобной нашему алтарю. На сие священное действие взирает Псалмопевец, и возносит к Богу сию молитву: «воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея». То есть: присутствуя невидимо в знамении святого кивота, востани Господи, от места покоя Твоего в древней скинии и вниди в новое место покоя в новосозданном храме. – Кто же мог приносить молитву сию во время освящения храма иерусалимского, как не Соломон, который, по сказанию книги Царств, и создал храм сей, и освящение его торжествовал, и особенную молитву при освящении его произнес? На Соломона еще яснее указывают следующие слова продолжаемой во псалме молитвы: «Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего» ( Пс. 131:10 ). Помазанник, который во время освящения храма иерусалимского просит от Бога милости, ради Давида, очевидно, есть царь Соломон. Но для чего Соломон, при освящении храма, поминает Давида? – На сие сам он ответствует словами псалма: «яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю» ( Пс.131:2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. Слова Слово в день Рождества Христова Весьма поучительная картина рисуется пред нами в высочайшем торжестве дня Рождества Христова. Сущность этого дневного воспоминания – рождение небесного Младенца, соединение неба и земли, или Божества с человечеством, и таким образом исполнение древнего обетования, ожидаемого столько веков и всеми народами земли. Кажется, чего еще выше, чего еще радостнее для человека, когда Бог – это чаяние языков – явился во плоти?! Небо и земля как бы движутся около божественного Младенца, как своего центра; человечество встрепенулось от своего долгого томления, но в этом пробуждении – в эти мировые дни, – какая резкая противоположность представляется нам? На одной стороне этой картины мы видим, как Вифлеемские пастыри – эти простые люди, с неразвитым умом, но зато с чистым и открытым сердцем и сильным чувством, по первой вести Ангельской, оставляют свои стада и спешат поклониться родшемуся Спасителю мира, и, в награду за свою готовность, первые на земле удостаиваются слышать Ангельское многознаменательное славословие: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Видим, как восточные мудрецы, эти внимательные ученые своего времени, – под руководством одной необыкновенной звезды, явившейся на востоке, из далеких стран, оставляя все дорогое для себя, все свои занятия, спешат к указанному им городу, с биением сердца входят в то место, где был Божественный Младенец с Своей Пречистою Матерью, и, пораженные божественным Его зраком, в священном восторге повергаются перед Ним на колена. Те, бедные люди, несут Новорожденному в дар свое сердце, свою чистую совесть, свою простую веру и готовность, – эти, с разумным убеждением и верою, несут драгоценные дары: золото, ливан и смирну, – дары весьма знаменательные по приложимости к Иисусу Христу. На противоположной стороне картины пред нашим взором является суеверный и подозрительный Ирод – этот суровый бич своего времени, в страхе и испуге от вопроса, предложенного ему волхвами: «где рождейся Царь Иудейский?». Вопрос неожиданный для него, и ему было от чего смущаться… Царь-иноплеменник, воцаренный Римлянами, запятнавший себя лично одними злодеяниями и убийствами, – а тут иудейское верование, ожидание Мессии, царя-освободителя, который может свергнуть его с престола, и отплатить за его злодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

«А тебе не страшно писать иконы?» Что общего у иконописца и водителя и почему важно кого-то не сбить Алексей Вронский — о храмовой росписи, компромиссах и лучших образцах 19 июля, 2019 Алексей Вронский — о храмовой росписи, компромиссах и лучших образцах В XIX веке богословие в красках стало иным, церковную живопись XXI века тоже видно сразу. Но тем и интересно наше время, что нам открыты все эпохи, мы можем сравнивать, смотреть, уверен иконописец Алексей Вронский. Как был расписан храм на месте расстрельного полигона, чего хотят заказчики и почему уровни ответственности водителя и иконописца очень схожи? Вокруг разрушали все, что было свято – Когда вы впервые соприкоснулись с иконой? – Дома у нас висели иконы, но я на них не очень обращал внимание, они были для меня просто частью интерьера. Меня больше интересовало другое – искусство Японии и Китая, импрессионизм, абстрактное. Но я не получал ответы на вопросы, для чего все это? Я был человек не крещеный, никак с Церковью не связанный, очень любящий рисовать. В подростковом возрасте у меня был период, когда я не мог понять смысл живописи, – мне больше ничем заниматься не интересно, но если заниматься искусством, то для чего? Все уже сказано, нарисовано… А потом оказался на масштабной выставке иконы и вдруг как раз нашел ответы на эти вопросы, увидел осмысленную живопись. И внутренне успокоился, постепенно начал изучать, пытаться копировать что-то. Первая попытка – копирование «Троицы» Рублева в маленьком формате. Это было еще даже до моего крещения. – Иконы в доме были, потому что кто-то из семьи был верующий? Бабушка? – Наоборот, бабушка по маминой линии была неверующая и высказывалась против того, чтобы в доме висели иконы. На что папа возражал: это наше художественное наследие, которое надо беречь и любоваться им. Как-то, когда я уже был воцерковленным, сказал ему: «Папа, пойдем со мной в храм». На что он ответил: «Знаешь, Леша, моего храма уже нет». А потом рассказал, как в детстве его бабушка, то есть моя прабабушка, водила его в церковь Всех Святых в Ярославле. «Помню, как мне там было хорошо и радостно», – добавил отец. А потом на его глазах эту церковь разрушили и всю утварь сожгли.

http://pravmir.ru/a-tebe-ne-strashno-pis...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010