Кто в доме главный? Если верить популярной песенке «папа в доме, конечно, главный, если мамы, конечно, нет», если верить глазам и ушам своим, оглядывая просторы многих знакомых домов, – то глава дома, пожалуй, чаще всего жена. И нередко муж совсем не против такого расклада. Меньше власти – меньше ответственности. Жена бывает главой семьи и тогда, когда декларируется, будто глава – муж. Это когда «жена – шея», куда захочу, туда голова и повернется. Можно встретить такие семьи, в которых глава – действительно муж. Настоящий глава, мудрый руководитель, которого все домочадцы действительно уважают, которого любят, советам которого действительно хотят следовать. И еще бывают сказочные, драконьи, многоголовые семьи. В них головами пытаются быть одновременно бабушки , и жена, и дети. У бабушек опыта больше, а детям – все самое лучшее. Трудно определить, кто при таком раскладе важнее и громче. Кто главный в доме? Почему, с какой стати – главный? Это вопрос не праздный. Это вопрос о том, зачем мы вместе. Почему, ради чего мы – семья. Главный тот, кто денег больше зарабатывает? Логично. Это когда мы живем ради денег. Главный тот, «на ком весь дом держится»? Тоже логично. Это когда чистый пол, горячий борщ и выглаженные рубашки, то есть «быт» и «комфорт» – то, ради чего мы живем. Дом возглавляет система ценностей семьи. Дом возглавляет система ценностей семьи, и эта система ценностей определяет все И эта система ценностей определяет все. Все. Как мы разговариваем друг с другом. С чего начинается наше утро. Как мы садимся за стол. Какая планировка комнат в нашем доме. Куда дети едут на лето. Как мы встречаем известие о беременности. Как мы встречаем смерть того, кого мы любили… Каждая семья с момента знакомства будущих супругов, с первых произнесенных слов о браке определяет для себя эту главную ценность. Эта ценность – то самое, что соединяет две души в один дом – или эта ценность постепенно вырастает вместе с устроением дома. Так или иначе, но именно эта ценность становится в основание дома и завершает, возглавляет его. Сначала это могла быть одна ценность – а постепенно ее подменит другая. А еще мы можем специально, сознательно отречься от одной ценности и посвятить свой дом совсем другой. Как на разрушенном капище вырастает монастырь, как языческий храм превращается в место служения Истинному Богу.

http://pravoslavie.ru/96881.html

     Может ли Церковь иметь дело с порочным государством? Должна ли Церковь призывать к восстанию против режима, который подавляет свободу? Как вам кажется, не пора ли Церкви присоединиться к оппозиции, обличающей очевидное зло? Что-то знакомое есть в прижимающей к стенке интонации этих вопросов… Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? На эти и другие вопросы отвечает Владимир Легойда в книге «Церковь, возвышающя голос». [Легойда] …В тот раз фарисеи решили наверняка поймать Иисуса на слове, заставить Его назваться либо врагом евреев, либо – другом народа, разделяющим его ненависть к власти. Но прозвучавший ответ поражает вопрошающих. Христос не принимает предложенной фарисеями оппозиции “ты либо свой – либо чужой”, но снимает эту оппозицию вовсе: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мк 12:17). При этом Он утверждает то, чего никто не ожидал:Царство Мое не от мира сего (Ин 18:36). Вот так: Христос не призывал евреев не платить налог Риму, но это никак не умаляло Его достоинства и не делало врагом еврейского народа, хотя именно в сочувствии языческой оккупационной власти фарисеи пытались уличить Спасителя. И пришел Христос не для того, чтобы пробудить гражданское сознание евреев, которое и без того вполне себе было активно антиримским. А Он вдруг не призвал к восстанию. «Кесарево – кесарю», Богу же нужно отдать свое сердце. Того, кто действительно это сделал, не сломит ничто, никакая несправедливость: ни отобранный дом, ни изменившая жена, ни сама смерть. От чего Христос освободил человечество? Безусловно, христианин ценит дарованную ему Богом свободу и не может приветствовать ее подавление или всякое унижение человеческого достоинства, тем более физическое уничтожение человека. Социальная несправедливость, угнетение, насилие – это очевидное зло, а злу нужно противостоять. Это в полной мере относится к злу, творимому отдельной личностью, обществом, государством или от имени государства. И противостоять этому может как отдельная личность, так и общество и само государство. Вопрос в другом: от чего освободил человечество Христос? От подчинения государству или от рабства греху?

http://pravoslavie.ru/113073.html

Авва Даниил пришел в Иеромополь и сказал ученику своему: поди в монастырь женский и, постучавшись в ворота, скажи игумении, что я пришел. Этот монастырь называется монастырем аввы Иеремии; в нем живет триста постниц. Ученик пошел и постучался в ворота. Подошла привратница и тихим голосом изнутри сказала ему: спасайся! благословен приход твой! чего ты желаешь? Он отвечал: имею нечто сказать игумении. Привратница сказала на это: великая не беседует ни с кем, но скажи, чего желаешь, и я передам ей. Он отвечал: поди, передай ей, что некоторый монах имеет нужду переговорить с нею. Привратница поспешно пошла и поведала игумении. Пришла игумения и сказала тихим голосом: спасайся, брат! чего ты желаешь? Монах отвечал: окажи любовь, дозволь мне провести эту ночь здесь с другим братом, чтоб нас не съели звери. Игумения сказала ему: брат! никогда мужчина не входил сюда. Легче будет для вас, если съедят вас внешние звери, нежели внутренние. Брат отвечал: здесь авва скитский, Даниил. Она, услышав это, отворила обе половины ворот и вышла навстречу старцу со всеми постницами. Они устлали одеждами своими весь путь от ворот до того места, где был старец, и, покланяясь пред ним, целовали ноги его. Таким образом с великою радостию и веселием ввели его в монастырь. Игумения велела принести лохань, влила в нее воду, согретую с благовонными травами, и, поставив постниц в два лика, сама своими руками умыла ноги старцу, также и ученику его. Потом она подводила постниц по одной к умывальнице и окропляла их этим святым омовением, оставшееся же после всех возлила на главу свою и в недра свои. Монахини представляли собою чудное зрелище, они были безгласны, как камни, и беседовали одна с другою знаками. Походка и вид их были ангельские. Старец спросил Игумению: нас ли стыдятся сестры или они всегда таковы? Игумения отвечала: рабыни твои, владыка, всегда таковы; но молись о них. Старец сказал ей: скажи ученику моему, чтоб он научился у них молчанию, потому что он, живя со мною, ведет себя как Готф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В 2013 году московский Сретенский монастырь проводит цикл лекций «Мир Веры» . Вторая лекция, прочитанная протоиереем Димитрием Смирновым в 1-м корпусе ВВЦ 22 октября 2013 года, была посвящена Нравственному учению Иисуса Христа. Лекция Ответы на вопросы Текст лекции Тема нашей сегодняшней беседы – «Нравственное учение Христа». Это действительно всех интересует? Вообще, должен вас разочаровать: Христос приходил на землю не для того, чтоб дать людям какое-то особенное новое нравственное учение, ведь Он говорил, что Он пришёл не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17) , это говорит о том, что чего-то особенно принципиально нового в Своём учении Он не принёс. Понятное дело, там было некоторое развитие, а смысл Его пришествия был в самом пришествии, в Его вочеловечивании. Вот это было принципиально новое, причём настолько новое, что когда апостол Павел попытался об этом говорить, то его слова были отвергнуты, как нечто совсем уж фантастическое и неприемлемое. А что касается нравственного учения, то, например, «не делай ближнему того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» – это было вообще и у древних персов, например. А вот этот универсальный религиозный принцип – «возлюби ближнего, как самого себя» (Мф. 19, 19; Мк. 12, 31) содержался и в Ветхом Завете, и Христос также к этому апеллировал неоднократно, и, конечно, в Его нравственном учении это содержится. Вообще, главное в христианстве – это не то, что Христос говорил, хотя безусловно, это важно; но гораздо важнее то, что Он совершил. Может, вы обращали внимание (я, например, до сих пор этому поражаюсь): ученики ловят рыбу – уже после Воскресения Христова – проловили всю ночь, ничего не поймали, подплывают довольно близко к берегу, видят – на берегу стоит человек и обращается к ним: «Ребята, есть ли чего покушать у вас?», и Иоанн Богослов говорит: «Это Господь», Пётр бросается, плывёт к берегу, там уже костёрчик, готов ужин, они поели, не говорили ни о Царстве Божием, не говорили о спасении, просто поели. Раз евангелист описывает это событие, значит это важнее всего того, что Он, наверно, говорил за этим ужином после Своего Воскресения.

http://pravoslavie.ru/67036.html

«Весь мир в тревоге и в ожидании чего-то страшного, что вот-вот грядет» О самой памятной Пасхе в своей жизни и о том, как противники Церкви в Питере «решили поиграть в революцию» Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) Источник: «БИЗНЕС Online»      «В Татарстане пробуждается православное самосознание», — заявил в канун Воскресения Христова митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. В интервью «БИЗНЕС Online» правящий архиерей объяснил, почему террористы — это орудие дьявола, в чем опасность митингов Навального и протестов против передачи Исаакиевского собора Церкви. «Западные политики заботятся об интересах меньшинств, чтобы сделать их большинством, а христиан свести к меньшинству» — Владыка, в эти дни мы празднуем Святую Пасху 2017 года. В чем ее особенность? В нынешнем году — столетие Пасхи 1917 года, когда судьба всей страны и судьба Православной Церкви развернулись на 180 градусов... — Чем она особенна? С одной стороны, каждая Пасха и для каждого человека — особенная. С другой — та Пасха 1917 года праздновалась в совершенно иных исторических условиях. При этом любой праздник Воскресения Господня неизменен, потому что Христос всегда выступает победителем смерти. И это всегда актуально. Тем более сегодня, когда все общество — не только России, но и все мировое сообщество — пребывает в некоей тревоге и в ожидании чего-то страшного, что вот-вот грядет. Напряжение усиливается от затянувшейся войны в Сирии, от конфликтов ядерных держав. Тем более нам надо помнить, что Христос победил смерть и Христос победил страх. И вместо этого вселил в нас надежду и дух победы. Это и есть особенность любой Пасхи, в каких бы исторических, сиюминутных условиях она ни проходила — победа жизни над смертью. После событий 1917 года надежда у многих людей была как бы засыпана пеплом, лишь где-то тлел уголек, но не верилось, что он снова превратится в яркое пламя. Однако вот минуло 100 лет, и мы вновь открыто и свободно встречаем в нашей стране и в наших храмах Пасху Христову!

http://pravoslavie.ru/102830.html

Галина Яцкина: «О Боге я услышала в Сирии» О жизни актрисы Галины Яцкиной можно снять кино. Детство, проведенное на больничной койке, потом учеба вдали от дома, бремя ранней славы, тяжелые расставания с близкими, и снова страшная болезнь после рождения сына. Она попадала под бомбежку в Афганистане, ей угрожала мафия, да чего только не было в судьбе знаменитой актрисы! Однако главный эпизод ее жизни – это приход к вере. И он тоже сопровождался таким драматизмом, что позавидовал бы любой режиссер. 13 февраля, 2014 О жизни актрисы Галины Яцкиной можно снять кино. Детство, проведенное на больничной койке, потом учеба вдали от дома, бремя ранней славы, тяжелые расставания с близкими, и снова страшная болезнь после рождения сына. Она попадала под бомбежку в Афганистане, ей угрожала мафия, да чего только не было в судьбе знаменитой актрисы! Однако главный эпизод ее жизни – это приход к вере. И он тоже сопровождался таким драматизмом, что позавидовал бы любой режиссер. О своем невероятном пути к Богу актриса Галина Яцкина рассказала нашему сайту. Биография, личная жизнь и фото актрисы Вы найдёте в нашей статье! Галина Яцкина – Галина Ивановна, я знаю, что Вы приняли Крещение уже в зрелом возрасте. А какое место в Вашей жизни до этого занимала религия, Православие? Вы же из простой советской семьи, учились в обычной советской школе … – Да, у нас семья была не религиозная, хотя папа рассказывал, что когда был мальчиком, бегал в местную церковь и видел, как там пели на клиросе. Но это были лишь воспоминания детства. Потом все это стало жестоко преследоваться. Наша семья тоже с этим столкнулась. Мой дядя, закончив военную академию, решил жениться, но родители невесты поставили условие – венчаться. А мы жили тогда уже в Саратове, и понятно, что для него это было сложно и опасно. Но они все-таки обвенчались, правда, не в самом городе, а в каком-то отдаленном районном центре. Оказалось, что священник, который венчал их, работал на КГБ. Во всяком случае, дядю там сфотографировали, чего он не заметил, и вскоре его разжаловали, с него даже сняли погоны. После этого он перешел на гражданскую службу. Человек был очень талантливый, но его лишили всего. Мои родители были настолько напуганы этой историей, что побоялись даже крестить нас с сестрой.

http://pravmir.ru/galina-yackina-o-boge-...

Георгий Фетисов: «Беса играть не страшно, когда знаешь, ради чего» Даже на исповеди священники говорят с актером о фильме 6 марта, 2017 Даже на исповеди священники говорят с актером о фильме «Это вы в фильме «Монах и бес» играли Легиона? Хороший фильм, мне понравился», — исповедь актера Георгия Фетисова запросто может начинаться с таких слов священника. О том, легко ли было играть раскаивающегося беса, что привело в Церковь всю семью Фетисовых, и как на жизнь актера повлияла отцовская бумажная иконка — Георгий рассказал в интервью Правмиру. Фильм о том, что Бог нас бережет — Георгий, я читала, что режиссер фильма увидел вас в театре — заметил в какой-то постановке и пригласил. Такая классическая актерская удача, счастливая случайность? — Да, это было совершенно неожиданно! Ему дала мою фотографию одна моя подруга, Наташа Павлова, с этого момента прошло полгода, я лежал дома на диване, готовился к вечернему спектаклю, и тут раздается звонок. Знаете, всё, как в кино: «Я режиссер Николай Досталь», – а это уже имя с большой буквы. Николай Николаевич сказал, что хочет посмотреть на меня в театре. Когда мы после спектакля встретились, разговорились, он предложил мне эту роль. Я был несказанно рад! Это был большой подарок для меня. Фильм начали снимать только через 3,5 года после этой встречи — ждали финансирования. Николай Николаевич, я считаю, совершил человеческий и режиссерский подвиг: ему предлагали другие сценарии, предлагали снимать какие-то сериалы, но он сказал, что пока не снимет «Монаха и беса», не возьмется ни за какие другие проекты. И выдержал, получил финансирование, нашел людей, продюсеров. — Были какие-то опасения, когда вы брались за эту роль? Все-таки речь о бесе, о враге рода человеческого — с такими темами не шутят. — Нет. Я знал, что существуют разные суеверия насчет ролей, связанных с нечистой силой. Но, прочитав сценарий, понял, ради чего снимается фильм, как он должен закончиться, каков финал, понял, что там нет никаких страшных и запредельных вещей.

http://pravmir.ru/georgiy-fetisov-besa-i...

Закрыть itemscope itemtype="" > От чего вера укрепляется? По словам Митрополита Варсонофия, первый урок, который Господь нам дает, – это всегда держаться Церкви 24.04.2023 373 Время на чтение 4 минуты Фото: Андрей Петров Вчера, 23 апреля, в Неделю Антипасхи, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в соборе Воскресения Христова («Спасе-на-Крови») , сообщает сайт Митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления, благочинный Центрального округа, настоятель протоиерей Сергий Куксевич с клиром, протоиереи Александр Румянцев, Михаил Подолей, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Среди молящихся были студенты СПбДА. За усердное служение Святой Церкви и в связи с 65-летием протоиерей Сергий Куксевич награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш ». «Первое воскресенье после Пасхи – Неделя об апостоле Фоме, когда мы должны посмотреть на свою веру и постараться укрепить ее, – сказал владыка в проповеди. – От чего вера укрепляется? От того, что мы посещаем храм Божий. И это мы видим на примере Фомы: стоило ему только раз оторваться от сообщества учеников, как его вера поколебалась. Да и все апостолы оказались не готовы к Воскресению Христову. Господь много раз им говорил, что Ему придется пострадать, умереть и воскреснуть на третий день, но они все это пропустили мимо ушей. Они не могли принять это, им хотелось, чтобы Христос не умирал, стал царем-освободителем, и они бы занимали достойные места в Его земном царстве. Они никак не могли понять, что Христос пришел для другого: чтобы избавить их не от ига римского, а от ига греха, проклятия и смерти. И когда они увидели, как Иисуса арестовали в Гефсиманском саду, они были в шоке. Потом, когда увидели, как Его избивали, на Крест вознесли, как Он на Кресте страдал и мучился, а затем умер, они просто не понимали, что происходит, и были в ужасе. И так, в состоянии ужаса, закрылись в одном из домов и не понимали, что делать дальше. Когда жены-мироносицы принесли им весть о Воскресении Христа, они не поверили, что Он может воскреснуть. Ученики были свидетелями, как Христос воскрешает мертвых по молитве Отцу Небесному, но что Он может сам себя воскресить - это в их головах не укладывалось».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/24/ot...

Закрыть Богословие понтифика «чего изволите?» Папа Франциск заявил, что считает ребёнка во чреве матери «живым существом, но не личностью» Протодиакон Владимир Василик   15:42 30.05.2023 1005 Время на чтение 5 минут Фото: Коллаж РНЛ Католические ресурсы публикуют ссылку на свежее интервью Франциска, где он воздержался от критики абортов в качестве убийства человека, заявив, что считает плод «живым существом, но не личностью», пишет в тлг-канале Александр Вознесенский. Англоязычный католический ресурс приводит следующий текст вопроса журналиста и ответа Франциска: «Ваше Святейшество, в Соединенных Штатах идут очень большие дебаты вокруг абортов. Мы знаем, какова позиция Церкви, но считаете ли вы, что женщина, которая была изнасилована, имеет право не иметь своего ребенка, который является результатом этого изнасилования?». Папа Франциск ответил: «Я говорю это об абортах: в любом учебнике по эмбриологии для студентов второго курса университета говорится, что через месяц после зачатия, даже до того, как мать осознает [что она беременна], вся система органов уже втянута внутрь и ДНК чиста. Другими словами, это живое существо. Я не говорю о личности [человеке], это живое существо» (в оригинале: «I’m not saying a person, it’s a living being»). Высказывание понтифика прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Папа Римский крутится, как Уж на сковородке. С одной стороны, существуют каноны и нравственные правила Церкви, которые гласят, что аборт – убийство. Во втором правиле св. Василия Великого подчёркивается: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или еще необразованного у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что навредила самой себе, поскольку жены от таковых покушений весьма часто умирают. К этому присоединяется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на это умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирать покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/30/bo...

Как грамотно организовать свой time management студенту, чтобы все успевать? Об этом мы поговорили с протоиереем Максимом Козловым, человеком, который не только все время работает с молодыми людьми, но и сам успешно совмещает множество занятий. Протоиерей Максим Козлов как настоятель домового храма св. мч. Татианы – человек занятой: богослужения, прием посетителей, преподавание в школе духовного пения, ответы на вопросы посетителей сайта в рубрике «Вопросы настоятеля» и безусловно масса хозяйственных попечений по храму, потому что, как ни крути, домовый храм при МГУ, как и любой другой большой храм – это еще и большой хозяйство. Кроме того о.Максим – профессор Московской духовной академии, заместитель председателя Учебного комитета Русской православной Церкви. Кроме того – отец четырех дочерей и дедушка двоих внуков. Частый гость в радио– и телепередачах, автор книг, церковных бестселлеров: «400 вопросов о Вере и Церкви», «Последняя крепость», «Клир и мир». «Сочиняю проповеди в пробках» – Отче, вы действительно успеваете все это совмещать? И без каких-либо утрат? – С одной стороны, утраты, конечно, имеют место. Потому что, скажем, научно-богословской деятельностью в результате в жизни я занимался и занимаюсь меньше, чем просит душа. Где-то храм страдает от преподавания или учебных и административных нагрузок. Где-то, напротив, мои студенты страдают из-за моей занятости по храмовым делам. Но, с другой стороны, скажи мне: «Откажись от чего-то своей волей, выбирай, от чего будешь отказываться, делай что-нибудь одно», то, пожалуй, и ни от чего бы не стал отказываться. Не только по принятии воли Божией – Господь дает, и отказываться грешно, и послушания нужно нести, пока силы есть, – но и потому что есть некоторое внутреннее ощущение некоторой, если угодно, взаимополезности для человека множественных трудов и послушаний. Учебные труды помогают мне не коснеть в приходских буднях. Семейные обязанности – не засыхать по отношению к студентам. Так одно с другим все время бывает связано. Так наиболее вразумительные тексты пишутся на коленке. Теперь уже не на страничке пером, а двумя пальцами на КПК в машине.

http://pravoslavie.ru/37067.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010