88. Ты чего остановился? Бывает, что когда люди собравшиеся для какого-то дела работают и трудятся, и один из них, разленившись, стоит. Тогда другой ему говорит: «Ты чего остановился?» Так и начавшему, но ослабевающему в подвиге благочестия, можно к поощрению сказать: «Прочие христиане в деле своем трудятся, а ты чего остановился?» Прочие с усердием каются и воздыхают за грехи свои – ты чего остановился? Прочие сражаются против греха, диавола, мира и страстей – ты чего остановился? Прочие прилежно возделывают виноград Господень – ты чего остановился? Прочие с усердием служат Господу – ты чего остановился? Прочие усердно молятся, просят и стучат в двери милосердия Божия – ты чего остановился? Прочие сеют семена свои духовные – ты чего остановился? Прочие щедро дают милостыню – ты чего остановился? Прочие благотворят ближним своим – ты чего остановился? Прочие богатство, честь, славу и всякую суету мира этого презирая, на вечное блаженство взирают и спешат к нему – ты чего остановился? Прочие смиряются пред Богом и людьми – ты чего остановился? Прочие с любовью служат ближним своим – ты чего остановился? Прочие к почести вышнего звания идут и спешат – ты чего смотришь, чего остановился и не идешь? Прочие стремятся к вечной жизни – ты чего остановился и не стремишься? Прочие, отрекшись от себя и взяв крест свой, идут за Христом, следуют Ему терпением, любовью, кротостью, смирением и идут за Ним в вечную жизнь, где «всех веселящихся жилище»,( Пс.86:7 ) где радость, веселье, сладость, честь, слава и блаженство вечное, где видят Бога лицом к лицу, откуда «отбежали болезнь, печаль и воздыхание», где слышится глас радости и веселия, слышится глас и шум празднующих и веселящихся, где непрестанно и сладко поют песнь: «аллилуия», где сладкое и блаженное дружество с Ангелами, – туда идут последующие Христу, как овцы за пастырем: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей», – говорит Господь ( Ин 10:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Во-первых, может показаться, что оно создано из ничего, поскольку не указывается, из чего создано. Во-вторых, даже если оно обладает таким свойством, что не может не казаться созданным из чего-либо, все же существует опасность, что оно (пока точно не указано, из чего создано), может показаться созданным не из того, из чего на самом деле. Таким образом, если Бог сотворил все из ничего, то Писание может не добавлять, что Он творил из ничего. А если бы Он сотворил из материи, то следовало бы любым способом указать, что Он сотворил из материи. Ибо первое легко можно было понять, даже если о нем ничего не было сказано, а второе вызывало бы сомнения, если бы не было оговорено. Глава 22 И поэтому Дух Святой установил для Своего Писания такое правило, чтобы, когда что-нибудь возникает из чего-либо, сообщать, и что возникает, и из чего возникает. «Да произрастит земля, – говорит Он, – былие травное, сеющее семя по роду и по подобию своему, и... плодовитое... древо, приносящее... плод,.. в котором семя по подобию его. И сделалось так. И произвела земля былие травное, сеющее семя по роду,.. и... плодовитое... древо, приносящее обильный плод, в котором семя... по подобию» ( Быт 1.11–12 ). И снова: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающиеся... живые существа и птиц, летающих над землею по тверди небесной. [И сделалось так]. И создал Бог... больших... рыб и всякую душу... пресмыкающихся... животных, которых произвела вода, по роду их» ( Быт 1.20–21 ). И затем: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов и зверей по роду их» ( Быт 1.24 ). Итак, если Бог, производя из созданных вещей другие вещи, объявляет через пророка и говорит, что и из чего Он создал (хотя мы могли бы предположить, что все это создано из чего-то, а не из ничего, ибо уже было создано нечто, откуда прочее могло произойти), если Дух Святой взял на Себя заботу о нашем наставлении, чтобы мы знали, что откуда произошло, неужели не сообщил бы Он нам и о небе, и о земле, из чего они созданы, если бы они были обязаны своим происхождением какой-нибудь материи? Тогда тем более уже не казалось бы, что Он создал их из ничего, поскольку до тех пор не было создано то, из чего, как могло бы показаться. Он творил. Следовательно, указывая происхождение того, что было создано из чего-то, Он тем самым подразумевает, что из ничего было создано то, происхождение чего Он не указывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Господь наш Иисус Христос видел помышления их. Кто может видеть помышления, кроме Бога? Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно, - вопиет Давид (Пс.7:10). Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его, - глаголет Сам Господь чрез пророка Иеремию (Иер.17:10). А Соломон в молитве своей говорит Богу: Ты один знаешь сердце сынов человеческих (2Пар.6:30). И вот, Господь наш Иисус Христос видит сердце и помышления в сердце. Как земля не может видеть ока, а око может видеть землю, так и все земные творения, окутанные временем, не могут заглянуть в тайны вечности, Око же вечности может проникнуть на землю и увидеть все, там находящееся. Смотря сим зрением вечности, Господь наш Иисус Христос видел насквозь, проницая то, что скрывается и в глубинах морских, и в глубинах человеческого сердца, и во всех глубинах времени и пространства. Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Так вопрошает незлобивый Господь Своих шпионов и гонителей. О неизмеримая чистота мыслей Иисусовых! О неописуемая красота сердца Его! И кротость агнца! Для чего вы мыслите худое? Для чего не мыслите благого? Для чего худого ожидаете? Для чего не ожидаете благого? Для чего худому радуетесь? Для чего не радуетесь благому? Для чего, стоя у прозрачного источника, ожидаете, что из него потечет мутная вода? Для чего, смотря на солнце, ожидаете его затмения? Оставьте эти нездоровые привычки; и радуйтесь чистоте источника и солнечному свету! Господь не высмеивает их, не нападает на них, не бранит, как вел бы себя со своими врагами обычный смертный человек, если бы ему удалось возвратить расслабленному здоровье и силы. Воистину, и самый внимательный врач не мог бы обратиться к самым тяжелым из своих больных мягче, чем кроткий и милостивый Господь обращается к Своим безумным гонителям: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших, если можете мыслить благое, и благого ожидать, и благому радоваться? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Он слушает Евангелие, слово Божие, как сказку, он считает муку вечную и царствие небесное за вымысел. Скажет мне кто-нибудь: «может ли быть, чтобы я не верил Евангелию, на всякий почти день слышимому в церкви»? – Хорошо, братец; но я тебе говорю с Апостолом Иаковом: покажи ми веру от дел твоих ( Иак. 2:18 ). Ты веруешь Евангелию, так почему же не исполняешь ты по вере твоей написанного в Евангелии? Ты веруешь Евангелию, но отчего же не повинуешься Евангелию? Веруешь, что Бог везде пребывает, что Он и с тобою не разлучен, где бы ты ни был, видит и знает все, что бы ни делал, – зачем же ты делаешь то, чего отнюдь не подобает делать в Божием присутствии? Когда ты стоишь пред монархом, то предстоишь ему со всяким почтением и страхом, как и должно: ибо самая царская особа требует того. Бог есть великий и страшный Царь, Который содержит и душу и тело твое в руке Своей; для чего же, когда ты веруешь, что Он соприсутствует тебе, для чего ты не отдаешь Ему хотя такого же почтения и страха, какое почтение и страх показываешь земному царю, когда предстоишь ему? Земного царя ты почитаешь и боишься, а Небесного – нет? Или это по той причине, что земного царя ты видишь, а Бога не видишь? Но ты не видишь и видеть не можешь Бога только очами телесными, а душевными видишь Его, потому что говоришь, что веруешь в Него: такова-то вера твоя! Ты веруешь, что Бог есть праведный Судия, почему же не трепещешь раздражать Его грехами своими? Такова-то вера твоя! Ты веруешь, что Бог есть высочайшее добро, и что надобно любить Его всем сердцем: отчего же не любишь Его, как самое крайнее добро? Для чего малую сласть предпочитаешь этому высочайшему добру? Зачем творишь то, что противно Его святой воле? Кто кого любит, тот того во всем непременно со всякой охотой слушает, во всем исполняет волю его, чтобы тот не огорчился. Как же возможно Бога любить, а воле Его противится? Такова-то вера твоя и любовь! – Ты веруешь, что Сын Божий пришел в мир для тебя и претерпел страшные страсти, и тем избавил тебя от смерти вечной: для чего же по вере твоей не угождаешь Ему? Если бы кто каким-нибудь способом избавил тебя от смерти телесной, ведь ты все делал бы, что бы он ни хотел: для чего же ради Христа не делаешь того, чего Он хочет, когда веруешь, что Он столь чудным образом избавил тебя от смерти вечной? Такая-то вера твоя! – Ты веруешь, что Он придет со славой судить живых и мертвых: для чего слезами и покаянием не умилостивляешь Его прежде того времени? Для чего не приготовляешься на суд тот? Хотящие предстать на суд человеческий заблаговременно думают, как бы оправдаться на том суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Для чего камни, скажет тебе: « каменные утесы — убежище зайцам » (Пс. 103:18). Для чего бесплодные дерева, — знай: « на них гнездятся птицы » (Пс. 103:17). Для чего источники в пустынях? « При них обитают птицы небесные и звери полевые » (Пс. 103:11–12). Для чего вино? Не для утоления только жажды — на это достаточно и воды — но для того, чтобы веселить и утешать тебя: « вино веселит сердце человека » (Пс. 103:15). Поняв это, будешь знать, в какой мере должно употреблять вино. Чем питаются птицы и полевые звери? Слушай, что говорит Давид: « все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время » (Пс. 103:27). Или спросишь: для чего рабочий скот, — он отвечает, что и это для тебя. « произращаешь траву для скота », — говорит он, — « и зелень на пользу человека » (Пс. 103:14). Какая польза тебе от луны? Слушай, что говорит Давид: « сотворил луну для указания времен » (Пс. 103:19). И что Бог сотворил все существующее, видимое и невидимое, и этому он ясно научил, говоря: « ибо Он повелел, и сотворились » (Пс. 148:5). И что будет освобождение от смерти, он же учит тебя этому, говоря: « Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня » (Пс. 48:16). Откуда произошло наше тело? И об этом говорит: « помнит, что мы — персть (прах)» (Пс. 102:14). Куда пойдет оно опять? « В персть свою возвращаются » (Пс. 103:29). Для чего сотворено все? Для тебя. « Славой и честью увенчал его; поставил его владыкой над делами рук Твоих » (Пс. 8:6–7). Есть ли у людей что–нибудь общее с ангелами? И на это отвечает, воспевая так: « не много Ты умалил его перед Ангелами » (Пс. 8:6). О любви Божьей говорит: « как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его » (Пс. 102:13). И о том, что ожидает нас после жизни, о безмятежной той участи он учит: « возвратись, душа моя, в покой твой » (Пс. 114:7). Для чего так обширно небо? И на это скажет: « небеса проповедуют славу Божью » (Пс. 18:2). Для чего бывает ночь и день? Не для того только, чтобы светить и давать покой, но и назидать: « нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Разве ты не слышишь, что говорит Па­вел и ныне, громко вещая всем: «бегайте блуда» (1Кор.6:18), или лучше Сам Христос, управлявшей его душою? Для чего ты занимаешься чужою красотой? Для чего засматри­ваешься не на твое лицо? Для чего стремишься в пропасть? Для чего ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза; при­крывай свое зрение; положи закон очам своим; послушай Христа, Который, угрожая, поставляет бесстыдный взгляд на­равне с прелюбодеянием (Мф.5:28). Что пользы в удо­вольствии, если оно рождает червей, если подвергает предаю­щегося ему непрестанному страху, вечному мучению? Не гораздо ли лучше, немного воздержав силу своих помыслов, сподо­биться вечной радости, нежели за малое удовлетворение пороч­ных пожеланий мучиться бесконечно? «Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу» (1Цар.2:24). Знаю, что слова мои относятся только к некоторым, а не ко всем; но где они найдут рану, там пусть прилагают и вра­чество. Для чего ты оскорбляешь брак? Для чего оскверняешь ложе? Для чего причиняешь вред своему сочлену? Для чего унижаешь свою честь? Отсеки страсть, истреби сластолюбие. Сластолюбие и пьянство суть источники прелюбодеяния. Если ты не будешь пользоваться удовольствием, как должно, то оно причинит тебе скорбь. Послушай, что потерпели иудеи, когда прелюбодействовали, не приобщаясь тела Христова, не вкушая духовной трапезы: «не станем блудодействовать, говорит апостол, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи» (1Кор.10:8). «Восстань, Господи! Помоги нам и избавь нас имени ради Твоего!» (Пс.43:27). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «восстань защищая нас, и освободи нас по милости твоей» (Акила и Симмах). Смотри, чем они заключили свою речь. После бесчисленных своих подвигов, откуда они ожидают спасения? От милости, от человеколю­бия, «имени ради» Божия. Что значит: «имени ради Твоего»? (Они го­ворят так), дабы не нарушить того, что сам Он часто гово­рит: Я творю «ради имени моего» (Ис.48:9; Иез.20:9; Иез.20:14; Иез.20:22; Иез.20:44).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что же ему Спаситель? «Ты сказал», отвечал Он. Великодушным ответом Он вполне разоблачил лицедейство нечестивого. Христос мог бы сказать ему: что говоришь ты, бесстыдный и лукавый? Что говоришь ты, раб денег и истинный сообщник диавола? Ты дерзаешь притворяться незнающим? Ты дерзаешь скрывать то, что не может быть сокрыто? Разве Я не присутствовал Божеством при твоем злодеянии? Разве Я не видел оком Божества, как ты приходил к первосвященникам? Разве Я и отсутствуя не слышал, как ты говорил: «что вы дадите мне, и я вам предам Его» ( Мф.26:15 )? Разве Я не знаю, за сколько ты продал Меня? Что же? И после обличения ты остаешься столь бесстыдным? Для чего ты стараешься утаить то, что намереваешься сделать? Предо Мной все открыто. Так мог бы отвечать Христос, но Он не отвечал так, а просто, незлобиво и кротко сказал: ты рекл еси, научая нас поступать таким же образом с нашими врагами. Однако и после такого обращения Иуда остался больным, не по небрежности врача, а по нерадению самого больного. Первый доставил все средства к спасению, а последний не хотел принять их, но, предавшись одному сребролюбию, полюбил больше золото, нежели Христа; и остался предан и верен подкупившим его. Иуда, подошедши, сказал Христу: «радуйся, Равви! И поцеловал Его» ( Мф.26:49 ). Необычен этот способ предательства, совершаемый посредством лобзания и приветствия. «Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?» ( Мф.26:50 ). Для чего ты повелеваешь Мне радоваться, намереваясь огорчить Меня? Для чего ты льстишь словом, уязвляя делом? Для чего называешь Меня учителем, перестав быть учеником? Для чего злоупотребляешь правами любви? Для чего делаешь знак мира знаком предательства? Кому ты подражаешь в этом деле? Видел ли ты, чтобы так лобызала недавно ноги мои блудница? Видел ли, чтобы так преклонял колена предо Мной сотник? Видел ли, чтобы бесы так повергались предо Мной? Знаю, кто показал тебе путь коварного лобзания: диавол внушил тебе такие объятия, а ты, повинуясь злому советнику, исполняешь волю его; «друг, для чего ты пришел?» Исполняй гнусные условия, которые ты заключил с фарисеями; скрепи документ продажи; подпишись под тем, что написано с твоих слов; предай Того, Кто сам желает быть предан; кроме ковчежца приобрети еще кошелек неправды; уступи место разбойнику, имеющему за свое исповедание получить то звание, которого ты лишил себя предательством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таким образом, если Бог сотворил все из ничего, то Писание может не добавлять, что Он творил из ничего. А если бы Он сотворил из материи, то следовало бы любым способом указать, что Он сотворил из материи. Ибо первое легко можно было понять, даже если о нем ничего не было сказано, а второе вызывало бы сомнения, если бы не было оговорено. 22. И поэтому Дух Святой установил для Своего Писания такое правило, чтобы, когда что-нибудь возникает из чего-либо, сообщать, и что возникает, и из чего возникает. Да произрастит земля, - говорит Он, - былие травное, сеющее семя по роду и по подобию своему, и плодовитое древо, приносящее плод, в котором семя по подобию его. И сделалось так. И произвела земля былие травное, сеющее семя по роду, и плодовитое древо, приносящее обильный плод, в котором семя по подобию (Быт. 1, 11-12). И снова: И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающиеся живые существа и птиц, летающих над землею по тверди небесной. И сделалось так. И создал Бог больших рыб и всякую душу пресмыкающихся животных, которых произвела вода по роду их (20-21). И затем: И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов и зверей по роду их (24). Итак, если Бог, производя из созданных вещей другие вещи, объявляет через пророка и говорит, что и из чего Он создал (хотя мы могли бы предположить, что все это создано из чего-то, а не из ничего, ибо уже было создано нечто, откуда прочее могло произойти), если Дух Святой взял на Себя заботу о нашем наставлении, чтобы мы знали, что откуда произошло, неужели не сообщил бы Он нам и о небе, и о земле, из чего они созданы, если бы они были обязаны своим происхождением какой-нибудь материи? Тогда тем более уже не казалось бы, что Он создал их из ничего, поскольку до тех пор не было создано то, из чего, как могло бы показаться. Он творил. Следовательно, указывая происхождение того, что было создано из чего-то, Он тем самым подразумевает, что из ничего было создано то, происхождение чего Он не указывает. Итак: В начале Бог сотворил небо и землю. Я преклоняюсь пред полнотой Писания, ибо оно показывает мне и Творца, и творение. А в Евангелии я нахожу довольно много о помощнике и посреднике Творца - Слове. О том же, что все сотворено из какой-то материальной субстанции, я до сих пор нигде не читал. Пусть школа Гермегена утверждает, что об этом где-то написано. А если все же не написано, то пусть остерегается тех бед, которые суждены любителям вымысла и клеветы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/558/...

Когда надеялся он одержать верх, тогда-то и удалился с великим стыдом и не испустил более ни одного звука. Что случилось, диавол? Для чего убегаешь? Разве не исполнилось все по твоему желанию? Разве не истребил ты его овец, волов, коней и мулов? Разве не погубил и всех его детей и не изранил всей плоти? Для чего же убежал ты? «А вот для чего, – отвечает он, – хотя исполнилось все по моему желанию, но то, чего я особенно домогался и для чего сделал все прочее, не исполнилось: он не произнес хулы на Бога! Для того, чтобы добиться этого, я и делал все другое, а как скоро этого не случилось, то мне нет никакой пользы от истребления его богатства, погибели детей и поражения его тела; вышло противное тому, чего я желал: своего противника я сделал более славным и блистательным». Убедился ли ты, возлюбленный, сколь велика польза от несчастия? Красиво было здоровое тело Иова, но стало еще прекраснее, когда изъязвлено было ранами, – так шерсть красива бывает и до окраски, но, сделавшись пурпуровою, получает неизъяснимую красоту и приятность. И, если бы диавол не обнажил Иова, мы не узнали бы доблести победителя; если бы не поразил тела его язвами, то изнутри не просияли бы лучи; если бы не посадил его на гноище, мы не узнали бы его богатства. Не столь блистателен царь, сидящий на престоле, сколь славен и блистателен был Иов, сидящий на гноище: после царского престола – смерть, а после этого гноища – Царство Небесное. 2. Размышляя обо всем этом, ободримся от овладевшего нами уныния. Эти истории предлагаю я вам не для того, чтобы вы хвалили речь мою, но чтобы подражали добродетели и терпению тех доблестных мужей, чтобы из самих дел узнали вы, что из всех зол человеческих один грех есть действительное зло, а не бедность, не болезнь, не обида, не злословие, не бесчестие и даже не смерть – это, по-видимому, самое крайнее из всех зол. Эти бедствия для любомудрствующих таковы только по имени, а не на самом деле: прогневать Бога и сделать что-либо Ему неугодное – вот истинное несчастье! В самом деле, что страшного в смерти, скажи мне? То ли, что она скорее приводит тебя в тихую пристань и в ту безмятежную жизнь? Если и не умертвит тебя человек, то самый закон природы в известный срок разве не разлучит тела с душою? Пусть теперь и не случится то, чего мы боимся, но это будет спустя немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лк.19:22 . Глагóла же емý: от ýст твоих суждý ти, лукáвый рáбе: ведел еси, яко áз человек яр éсмь, взéмлю, егóже не положих, и жнý, егóже не сеях: Лк.19:23 . и почтó не вдáл еси моегó сребрá купцéм, и áз пришéд с лихвою истязáл бых é? (ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?) Тут заключаются слова, которыми оправдывал себя ленивый раб, и слова, которыми господин осудил его за леность и нерадение. Ленивый раб изображает собою грешников. Я боялся тебя, потому что ты человек жестокий и пр. Как господин осудил ленивого раба его собственными словами, так Господь осудит грешников их же словами. Ты знал, т. е. думал, что Я действительно таков – беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; то хотя не из любви к добру и ко Мне, а из страха, отдал бы серебро Мое в оборот, чтобы Я, пришедши, получил его с прибылью, т. е. не следовало бы тебе скрывать Моих даров, а следовало бы позаботиться о приумножении их. Отдать сребро в оборот, по Матфею, отдать торгующим значит, что, если рабу самому собственною деятельностию лень было приумножить полученное серебро, то, по крайней мере, отдал бы он его за известные проценты торгующим, и капитал все-таки умножился бы, т. е. позаботился, потрудился бы, сколько возможно. Это значит: никто и ничем не может оправдываться в том, что будто бы не мог ничего сделать во славу Божию и для пользы ближнего и своей собственной. Кто слаб силами, тот более молись, и Бог даст помощь; неведущий учись у разумного и опытного; подчиненный повинуйся властям; бедный служи другим, молись за них, и т. п. Лк.19:24 . И предстоящым речé: возмите от негó мнáс, и дадите имýщему дéсять мнáс. Лк.19:25 . И реша емý: гóсподи, имать дéсять мнáс. Лк.19:26 . Глагóлю бо вáм, яко всякому имýщему дáстся: а от неимýщаго, и éже имать, отъимется от негó: (И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010